Древняя Греция и её историческое значение
Под Древней Грецией историки понимают совокупность цивилизаций, которая просуществовала около 3000 лет: с третьего тысячелетия до нашей эры до I века нашей эры. Само же понятие «Древняя Греция» на территории современного государства не употребляется. В этой стране данное цивилизационное образование именуют Элладой, а его жителей — эллинами.
Описание Древней Греции следует начать с её значения и роли в историческом развитии всей западной цивилизации. Так, историки справедливо считают, что именно в Древней Греции был заложен фундамент европейской демократии, философии, архитектуры и искусства. Древнегреческое государство было завоевано Римом, однако вместе с этим Римская империя позаимствовала и основные черты древнегреческой культуры.
Настоящие подвиги Древней Греции — это не всемирно известные прекрасные мифы, а открытия в науке и культуре, философии и поэзии, медицине и архитектуре. Стоит отметить, что географически территория Древней Греции не совпадает с границами современного государства. Под данным термином историки часто подразумевают просторы других стран и регионов: Турции, Кипра, Крыма и даже Кавказа. Памятники Древней Греции сохранились на всех этих территориях. Кроме того, древнегреческие поселения (колонии) в свое время были разбросаны по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей.
2. Парфенон
Величие и олицетворение Древней Греции – так кратко можно охарактеризовать Парфенон. Возведен храм был в 432 году до н.э., а в наши дни признан символом страны и располагается в ее столице на территории знаменитого акрополя. Снаружи храм обнесен полусотней колонн, а внутри находится, сохранившаяся за минувшие тысячелетия, статуя богине Афине, которая выполнена из золота и слоновой кости. Фасад сооружения украшает множество изображений мифических существ и героев, а также празднований древних афинян. Многомиллионные потоки туристов ежегодно приезжают в Грецию чтобы взглянуть на этот памятник самой Истории.
4. Агора
Агора – место, которое многие века являлось главной торговой площадью Афин, а сегодня превратилось в популярную достопримечательность столицы Греции. Здесь располагается древний храм бога огня – Гефеста. Кстати говоря, сооружение относится к числу наиболее сохранившихся древнегреческих построек. В переводе Агора означает «собираться», и не удивительно – с античных времен это место было центром общественных собраний, городских праздников и крупных торгов. К тому же в минувшие века на Агоре располагалась театральная сцена, которая в то время была центром общественного внимания, учитывая любовь древних греков к театру. Сегодня это место наполнено торговыми лавками и магазинчиками – ее назначение, как центра торговли и предпринимательства, дошло и до наших дней.
Борьба богов за власть
История древнегреческих богов полна различных сражений, борьбы, противостояний. Первоначально главным божеством был Уран, бог неба. Вместе с Геей он породил множество детей и даже целые расы. Однако Уран испытывал отвращение к своим детям, близким к чудовищам – титанам, циклопам и сторуким великанам. К тому же, как утверждает миф, он боялся, что кто-то из наследников свергнет его и займёт место главного бога. Поэтому Уран сбрасывал детей в бездну Тартар и возвращал в утробу матери, земли Геи.
Миф рассказывает о Кроносе, младшем сыне Урана и Геи. Гея страдала из-за детей, заключённых в её утробе, и подговорила Кроноса воспротивиться отцу. Кронос сговорился с другими титанами и оскопил отца. Когда детородный орган последнего упал в море и взбил пену, из неё родилась богиня любви Афродита. Эта история заканчивается тем, что Кронос и Рея становятся главными правящими богами.
Но сказания о Кроносе почти полностью повторяют истории его отца. Уран предрёк, что Кронос будет свергнут кем-то из своих детей.
Титан приказал своей жене Рее приносить каждого младенца, рождённого ею, и проглатывал ребёнка. Рея в итоге спасла последнего, Зевса. До того Кронос проглотил всех его братьев и сестёр, олимпийских богов, включая Геру, Деметру, Аиду, Посейдона. Рея родила Зевса в тайне, и племя куретов било в щиты, чтобы заглушить плач младенца. Кронос же получил камень, завёрнутый в пелёнки. Не распознав сначала обмана, он проглотил его.
Кронос получает от Реи камень омфалос. Метрополитен-Музей. Нью-Йорк, США.
Зевс в итоге всё же сверг отца. Повзрослев, он при помощи Метиды, своей первой жены, приготовил зелье, которое дал Кроносу. От его действия титан изрыгнул проглоченных богов. Война богов и титанов привела к тому, что именно Зевс, его братья и сёстры воцарились на Олимпе. Титанов же заключили в Тартар, где их охраняли сторукие великаны. Но такая судьба постигла не всех. Некоторые из титанов не выступали против олимпийцев. Многие титаниды и вовсе остались богинями и стали жёнами новых правителей. Например, это Селена, богиня луны.
Иктин и Калликрат. Рождение классицизма
Не все времена в Древней Греции были одинаково удачны для развития архитектуры. Например, время от времени случались войны, в которых греки нередко проигрывали. Это останавливало развитие всей древнегреческой культуры, и в первую очередь — архитектуры.
Самым благодатным периодом для расцвета государства Древней Греции стало время правления легендарного царя Перикла. Этот правитель много сделал для процветания Афин и последующей славы города. В его эпоху главное строительство велось на укрепленном холме — Акрополе. А руководство работами было поручено знаменитому скульптору и архитектору Фидию.
Даже по сохранившимся развалинам можно представить, как прекрасен был в свое время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении был построен небольшой изящный храм, посвященный богине победы Нике. Через ворота с колоннами — Пропилеи — посетитель попадал на площадь. В ее центре высилась статуя богини мудрости Афины — покровительницы города. Несколько дальше виднелся храм Эрехтейон с выступающим сбоку портиком. Верх портика поддерживали не колонны, а мраморные женские фигуры. Эти каменные дамы были названы кариатидами.
Главное сооружение Акрополя — храм Парфенон, посвященный Афине. Он был завершен почти две с половиной тысячи лет назад, но история донесла до нас имена его создателей: Иктин и Калликрат. Творения этих мастеров были настолько совершенны, что архитекторы последующих эпох стали использовать их в качестве образца. Можно сказать, именно этим архитекторам мы обязаны рождением стиля на все времена — классицизма. Классический — значит образцовый.
Таким образом, изобретенный греками ордер был воспринят сначала римлянами, восхищенными греческой культурой, а через них распространился по всей Европе.
Афинский Акрополь. V в. до н. э. Архитекторы и зодчие: Фидий, Калликрат, Иктин, Мнесикл
Л. Альма-Тадема «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям» (1868)
Поделиться ссылкой
№6 Древнейшая метеорологическая станция в Афинах «Башня ветров»
Задержимся ещё немного в Афинах и познакомимся с архитектурным и инженерным сооружением. Её называют и Башней ветров, и Часами Андроника. Это было сооружение, которое служило для определения времени в любое время суток. Там были солнечные часы снаружи и гидравлические внутри. Также башня была ориентирована по сторонам света, на её сторонах были изображены ветра и сверху башни был установлен флюгер. Древние греки с помощью этой башни могли определить который час и в какую сторону дует ветер. Афины были торговым центром и купцы по Башне определяли, когда придёт товар или будет доставлен куда-либо, ориентируясь по часам и направлению ветра.
Статья:
Греческая ордерная система – что это?
К архаическому (первоначальному) периоду развития архитектуры Древней Греции относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда
- впервые провели олимпийские игры,
- Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
- греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.
Достижениями греческого зодчества в этот период считается создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер – это стоечно-балочная система, состоящая из
- вертикальных колонн, пилястр и
- горизонтальных перекрытий (антаблемент).
Дорический ордер и его брутальность
В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.
Древнегреческий храм Геры II в Паестуме (Кампанья, Италия) часто ошибочно называемый храмом Нептуна или Посейдона. Дорический ордер. Реконструкция
По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники – фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.
Это подтверждают раскопки
- храма Геры в Олимпии,
- храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.
Ионический ордер: храм богини Артемиды
Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес. В настоящее время это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.
Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюрк (Турция)
Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н
э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.
Особенности древнегреческой мифологии
Цитаты из книги мифы Древней Греции могут наглядно показать, чем жили древние греки и какими особенностями обладала их мифология. Она была основана на антропоцентризме, т.е. люди тех времён переносили человеческие качества на неодушевлённые явления, природу, животных. Греки объясняли через мифы практически всё, что происходило вокруг них. Они верили во множество богов, духов, которые олицетворяли различные сферы жизни, воплощали стихии и другие значимые объекты.
Оригиналы мифов Древней Греции также могут показать, что мифология этой страны проходила разные этапы развития. В это время образы богов и сами легенды могли очень сильно изменяться. Божества приобретали различные черты, их функции дополнялись новыми или могли заменяться другими.
Тесей и дворец Посейдона. Гарвардский художественный музей. Кембридж, США.
Сами боги могли быть как исконно греческими, так и заимствованными. Из Греции они могли переходить в иные культуры и распространяться по разным странам.
Насчёт происхождения некоторых божеств до сих пор нет единого мнения. Примеры античных мифов дают представление о том, что чаще всего взаимодействовали друг с другом мифология Греции и Рима. В них немало похожих богов. В мифах же часто прослеживаются параллели. Иногда сложно сказать, в какой культуре бог возник первоначально.
Оригинал мифов Древней Греции и переводы позволяют познакомиться со всеми персонажами. В источниках есть самые разные легенды. Среди древних греков бытовало мнение, что божества могут вмешиваться в дела людей, участвовать в войнах. Иногда они принимали вид смертных и таким образом могли кого-то испытать.
Например, однажды Зевс и его сын Гермес были во Фригии, изображая обычных путников. Лишь бедные Филемон и Бавкида приютили их, в остальных домах богам отказывали. Тогда Зевс щедро наградил стариков, обеспечил им сытую жизнь. Дом Филемона и Бавкиды превратился в красивый храм, а сами супруги стали жрецами.
Ника и колесница Зевса. Лувр. Париж, Франция.
Мифы античной культуры часто рассказывают о связи богов и смертных женщин, царевен и других красавец. Особенно такими похождениями известен Зевс. От подобной любви рождались герои, могущественные полубоги. Они совершали подвиги, побеждали чудовищ. Некоторые даже помогали богам, так, например, во время войны с гигантами олимпийцы бы не выиграли, не приди им на помощь Геракл. Однако судьба таких героев была непростой. Особенно подвергались испытанием сыновья Зевса. Гера, испытывая ревность, нередко преследовала самих героев и их матерей.
Мир античных мифов был полон и иных персонажей. Это, например, нимфы, духи в виде прекрасных девушек, которые олицетворяли различные явления природы. Были отдельная группа нимф, связанных с деревьями, они назывались дриады. Наяды – это нимфы водных источников. В море же жили нимфы-нереиды.
Младшую группу божеств составляли даймоны. Они часто олицетворяли какие-то абстрактные понятия. Это мог быть страх, любовь.
Парфенон
Он находится на вершине Акрополя. Храм строили в честь самой Афины примерно в 400 гг. до н.э. Взоры архитекторов всех стран мира поражает самобытный стиль памятника. Его изюминкой стал метод косого возведения. Прямых линий здесь не найти, даже если очень постараться, это касается даже колонн. Многими веками ранее в храме была установлена статуя Афины, выполненная из кости слона, золота (его в фигуре было более тонны). В высоту она достигала свыше 10 метров. До наших времен памятник не дожил.
Строение на священном холме имеет ширину порядка 30 и длину около 70 метров. При строительстве Парфенона архитекторы давали указания рабочим обтачивать блоки из мрамора, чтобы по размерам они были идентичными. Скреплялись блоки скобами и свинцовой заливкой.
Декоративная композиция храма насыщена сценами из большого афинского фестиваля. На фронтонах – рождение Афины, ее война с Посейдоном. Далее можно наблюдать и картины битв с амазонками, Кентавров, сюжеты падения Трои. Некоторые из композиций перевезены в музей Англии.
Микенская архитектура
Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.
Циклопическая кладка в южных стенах Микен
Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.
Сокровищница Атрея
Что такое древнегреческий храм
Для древних греков религия была непременной составляющей жизни. Живя в довольно непривлекательных домах, для богов они возводили потрясающие по красоте храмы. Каждый храм строился для поклонения определенному богу.
Руины храма Аполлона в Дельфах. VI–IV вв. до н. э.
Древнегреческий храм представлял собой прямоугольное белокаменное сооружение без окон, со всех сторон окруженное колоннами в один или несколько рядов, с величественной статуей божества внутри. Колонны поддерживали двускатную крышу. К главному входу вела мраморная лестница. Еще в эпоху архаики греки предпочитали дереву белый мрамор и желтоватый известняк. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался прочностью.
Обычным людям не позволялось заходить внутрь храма. Здесь могли находиться только жрецы. Поэтому простые смертные любовались красотой сооружения снаружи. Все праздники, которые древние греки устраивали в честь богов, проходили в окрестностях мраморных исполинов.
Греческие храмы очень отличаются друг от друга — в плане сооружения, в количестве колонн и многих других деталях. Самым популярным типом этого здания стал периптер — прямоугольный храм, который колонны окружают со всех сторон. Количество мраморных столбов не могло быть произвольным, а вычислялось определенным образом — древние греки очень ценили точные науки!
Любой среднестатистический древний грек мог рассчитать количество колонн. Для этого он решал простую задачу. На обоих фасадах (переднем и заднем) располагалось по шесть колонн, а число колонн по бокам здания определялось по формуле 2p + 1, где p — число колонн на переднем фасаде. Совсем не сложно!
Другим популярным типом постройки был диптер — прямоугольный храм, на боковых фасадах которого размещались по два или более рядов колонн. Таков, например, храм Артемиды в Эфесе.
Аптера
Аптера – самый могущественный город-рабовладелец из существовавших на территории Крита в XI-X веках до нашей эры.
Он был независимым и располагался на высоком холме над южным берегом Суданского залива. Название города происходит от легенды о том, что когда-то давно в бывшем Храме Муз (сейчас – церковь Пресвятого Иоанна Богослова) состоялась творческая дуэль между лучшими певицами Греции – сиренами и музами. Сирены проиграли музыкальную битву и с горя потеряли крылья, а затем бросились в море, где перья с их осыпавшихся крыльев образовали острова. Отсюда и название города – «Бескрылый». Стоит заметить, что имени судьи легенда не сохранила, однако он или она проявили огромную стойкость, не обольстившись на пение сирен.
Другая версия происхождения названия города связана с царем Птером, который правил им примерно во время Троянской войны. От царя остались только немногочисленные свидетельства, трактующиеся двояко, но эта версия поддерживается некоторыми именитыми учеными.
В наши дни руины Аптеры являются одним из наиболее популярных туристических маршрутов Крита, причём раскопки там проводятся до сих пор.
Большая часть города стоит в законсервированном состоянии – археологов не так уж много, особенно в последние годы, когда археология, как и другие не особо прибыльные науки, пострадала от кризиса.
Для туристов, при условии соблюдения определённых правил, открыта вся уже изученная часть Аптеры, чего вполне достаточно чтобы застрять там на несколько часов – территория этого старого города по-настоящему огромна.
Могила Зевса
Довольно символичным кажется тот факт, что эра богов закончилась там же, где началась. И могила величайшего из них находится не так уж далеко от места его рождения.
На самом деле, изначально могила эта принадлежала критянину Олимпу, воспитавшему Зевса и обучившему верховного бога воинскому искусству.
Но Олимп предал своего приемного сына и заключил союз с титанами, которые должны были убить Зевса.
Покушение провалилось и бог уничтожил своего приемного отца за несколько лет до начала Титаномахии, но не захотел отрицать влияние этого человека на свою жизнь и в итоге дал своё имя могиле, похоронив Олимпа лично.
Более поздние источники утверждают, что в тот день внутри Зевса умерла его человеческая сущность (хотя, откуда ей взяться?), поэтому место и называют «Могилой Зевса», но в ранних источниках просто указано, что на этом месте Зевсом была выкопана могила.
Могила находится на горе Юхтас и открыта для туристов, причем вокруг постоянно крутятся местные экскурсоводы, которые с удовольствием расскажут об Олимпе, Зевсе и титанах на всех известных им языках.
Уже давно отгремела Титаномахия и древние Боги, даже если они существовали, покинули этот мир, оставив нам только красивые легенды о героях прошлого – их величайших потомках.
Дети Зевса привели Грецию в ее золотой век, дали стране культуру, покорившую впоследствии весь мир, и навсегда впечатали свои имена в историю.
Ничто не уходит бесследно. Греческая культура по-прежнему жива! Особенно ярко это видно на Крите, счастливо избежавшем безумия, творившегося на материке. Если вы хотите почувствовать себя частью той удивительной истории, наследником былых веков – приезжайте на Крит и вы увидите, что несмотря на прошедшие тысячелетия, остров свято хранит следы живших здесь людей, богов и титанов. И будет хранить, пока живет память о тех, кто правил этим миром до нас.
Олимпия, Пелопоннес
Известные памятники культуры древней греции
Олимпия расположена в гористой местности в красивой природной среде с хвойными лесами, между двумя реками — Альфой и Кладеей. Олимпия — еще один город на Пелопоннесе, который обязательно нужно посетить греческим ценителям истории и археологии. Рядом с городом находится древняя Олимпия, один из самых важных археологических памятников в Греции.
Как родина Олимпийских игр, самого важного спортивного соревнования в мире, Олимпия оказала поистине глобальное влияние. Начиная с 776 г
до н.э. здесь проводились древние Олимпийские игры более тысячелетия, пока в 393 г. они не были отменены Императором Феодосием I. Проведенные в честь Зевса, игры включали в себя серию спортивных соревнований, в которых единственный приз для победителя была оливковая ветвь. Олимпийский огонь для нужд современных Олимпийских игр все еще горит в этом месте сегодня.
Несмотря на многочисленные землетрясения и разрушения, устроенные Феодосием I, Олимпию удалось сохранить на протяжении веков, и большая часть былой славы этого мирового культурного наследия все еще цела. Здесь сегодня можно увидеть руины двух внушительных дорических храмов, посвященных Гарри и Зевсу, ателье Фидия, остатки роскошного старинного отеля Leonidaion, затем храм Иоанна Филиппа, воздвигнутый в честь Филиппа II Македонского, и гимназию, старинный спортивный комплекс, построенный во 2 веке до нашей эры.
Слайд 8Особого внимания заслуживают фронтонные группы скульптур, еще не свободные от
условностей архаического искусства. Сюжеты их заимствованы из греческого эпоса. Они
изображают сцены Троянской войны. Лучше других сохранилась скульптурная группа западного фронтона, изображающая бой над телом павшего героя. В центре фронтона находится изображение богини Афины, своей монументальной неподвижностью напоминающее архаические статуи. По обеим сторонам ее — фигуры сражающихся героев, расположенные симметрично.
Фигуры воинов представлены в движении, однако оно передается только расположением конечностей и торсов и не сопровождается игрой мускулатуры, почему позы кажутся несколько напряженными и оцепенелыми.
№3 Кносский дворец
Одна из древнейших цивилизаций в Греции возникла на острове Крит (2700—1400 гг. до н.э.). Называется она Минойской по имени царя Миноса. Знаменито это место благодаря своей легенде. На острове жил Минотавр — человек с головой быка, который жил в лабиринте и требовал себе на съедение 7 юношей и 7 девушек каждые 9 лет. И вот Тесей из Афин смог победить Минотавра и выйти из лабиринта живым, конечно же вышел он при помощи клубка, который дала ему Ариадна, дочь царя Миноса. Эта история основана на реальных событиях, которые я описываю в статье про Минойскую цивилизацию. Но здесь скажу, что лабиринтом называли сам дворец Миноса.
Сегодня на Крите находятся руины огромного для того времени дворца с очень запутанной структурой. Дворец состоял из 5 этажей, имел очень много комнат, ходов, подсобных помещений. Все, кто посещал дворец, говорили, что без проводника там невозможно передвигаться, отсюда и стали называть его лабиринтом.
Статья:
№7 Водопровод на острове Самос
Перейдём к следующему инженерному чуду эллинов. Это водопровод, который проложили через гору на острове Самос. Автором этого творения стал Эвпалин. Водопровод длиной 1034 метра проходит внутри горы с небольшим уклоном, по которому сама текла вода. Эвпалин для ускорения процесса начал строить водопровод одновременно с двух сторон и рабочие должны были встретится по середине горного массива. Непосильная задача для того времени, но гениальный инженер всё рассчитал. Акведук функционировал более 1000 лет, с 520 г. до н.э. и примерно до 700 г. н.э. Эвпалин на практике применял такие принципы геометрии, которые спустя несколько столетий сформулировал Евклид.
Статья:
Слайд 23Капители отличались строгим изяществом форм. Небольшие волюты подтянуты к стволу,
глазки их соответствовали образующей верхней части ствола колонн. Узкий абак
украшала тонкая порезка. Антаблемент не имел фриза. Архитрав горизонтально расчленялся на три фасции, над ним проходил узкий профиль, выполненный из отдельного порезанного ряда камней. Выше лежал карниз с зубчиками и симой, украшенной масками львов, и порезкой в виде сложных завитков и т. д. Карнизы фронтона не имели зубчиков. В фронтонах храма Афины не было декоративных скульптур. В целле стояла мраморная статуя Афины Полиады. Приенский храм Афины дошел до нас в сильно поврежденном состоянии. Хорошо сохранилась лишь подпорная стена святилища с ее красивой массивной каменной кладкой.
Храм Афины в Приене был построен до 334 года. Построил храм архитектор Пифей. Длина храма — 37,20 м, ширина — 19,55 м. Он был построен из мрамора и представлял собой ионический периптер, имевший на торцовых сторонах по шести, а на продольных — по одиннадцати колонн. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, однонефной целлы и описфодома. Пронаос, так же как и описфодом, был двухколонный, обрамленный с боков антами.