Объекты комплекса «Лахта Центр»
В здании – 40 лифтов, которые перевозят одновременно 1280 человек со скоростью 8м\сек. Время ожидания лифта в часы пик – 30 секунд. В каждом лифте – свой лифтер. В комплексе башни Газпрома находятся:
- Офисы, занимающие площадь 300 000 кв. м, размещаются в помещении башни.
- Зрительный зал-трансформер на 494 человека. Система трансформации изменяет пространство и зала, и сцены за 10-20 минут, в зависимости от формата мероприятия.
- Научно-образовательный центр площадью 7000 кв. м для проведения мастер-классов, семинаров и лекций для широкой аудитории.
- Панорамный двухуровневый ресторан на высоте 320 м с традиционными блюдами русской кухни.
- Обзорная площадка на высоте 360 м с телескопами, оснащенными интерактивной картой Санкт-Петербурга, что позволяет изучить историческую часть Северной столицы и Финского залива. Веб-камера транслирует панораму Елагина острова, парка имени 300-летия Санкт-Петербурга и стадиона «Зенит Арена».
- Спортивный комплекс площадью 4,6 тысячи кв. м с тренажерными и спортивными залами, фитнес-центром, массажными кабинетами и бассейнами, центрами оздоровления и релаксации.
- Медицинский многофункциональный комплекс площадью 2500 кв.м. с лечебно-диагностическим отделением оказывает высококачественные медицинские услуги жителям Приморского района.
- Выставочные пространства.
- Открытое пространство для арт-объектов и скульптур.
- Рестораны и кафе на 1500 мест на 5 уровнях здания.
- Открытый амфитеатр на 2000 человек площадью 1495 кв. м обращен к морю – переход от высокой кровли к водному пространству, где представляют шоу на воде, устраивают представления и соревнования.
- Торговые зоны – на первом этаже.
В комплексе есть планетарий, рассчитанный на 140 человек. Он располагается на 5 этаже примыкающего к башне многофункционального здания
Необычно архитектурное решение планетария: строение в виде огромного шара, будто брошенного с размаху и прильнувшего к фасаду, привлекает внимание всех, кто оказался рядом. Внешний диаметр необычного строения 19 м, оболочка здания – из 1223 выгнутых треугольных листов из нержавеющей отполированной стали
Архитектура башни Газпрома
Комплекс «Лахта Центр» состоит из небоскреба и функционального здания, разделенного на Южный и Северный блоки, площадь комплекса – 400 000 кв. м. Башня, представленная в виде устремленного вверх шпиля, смотрится, будто застывшая в воздухе капля воды, летящая к небу.
Архитектурные символы Северной столицы: шпили соборов и бескрайнее небо – также отражены в проекте комплекса. Император Петр I задумал Санкт-Петербург, как морскую столицу, и по замыслу авторов проекта башня со стороны моря издалека похожа на белоснежную яхту.
Башня «закручивается» вокруг своей оси: каждое новое основание этажа поворачивается почти на градус относительно сердечника, так что создается эффект закручивания здания до верха. Днем при ярком свете небоскреб словно растворяется в воздухе. Учитывая форму здания, в проекте предусмотрена уникальность каждого окна, размер окон башни не повторяется. Проект предусматривает в башне архитектурные новшества – современный планетарий и открытый амфитеатр.
На ребрах башни – движущаяся по рельсам система для мытья окон, специальный подъемник устроен так, что люлька с рабочими на высоте прочно закрепляется и во время работы нисколько не раскачивается. Вдоль стен «Лахта Центра» установлены красные заградительные огни, специальная «отпугивающая» подсветка защищает стеклопакеты от птиц во время массового перелета.
С восточной стороны на территории комплекса – вход для сотрудников офиса в виде арки с пролетом в 100 метров. Уникальная подсветка, состоящая из 23000 осветительных приборов и 500 000 светодиодов, объединяет арку главного входа, башню и прилегающую площадь.
С юго-восточной стороны – 8-километровая пешеходная зона: мост + пространство для массовых гуляний и праздничных мероприятий. Северная часть отведена для выставок, здесь расположены железнодорожные платформы и станция метро. Рядом с башней – стоянка туристических автобусов и музей корабля «Полтава».
«Лахта Центр» – самый высокий небоскреб в Европе
Заказчик и инвестор проекта небоскреба, разработанного в 2011 году британским архитектурным бюро, – «Газпром нефть». Генеральный подрядчик – турецкая компания, созданная в Санкт-Петербурге в 1990 году и учрежденная турецкими бизнесменами.
Участок в 14 га для сооружения башни отвели на севере Санкт-Петербурга между Финским заливом и Приморским шоссе. Расстояние от небоскреба до центра города – 10 км. Башня, заметная со всех сторон города, отлично видна и с моря. Это своеобразный маяк для прибывающих в город по морю.
Строительство башни
Строительство, начатое в 2012 году, завершено в октябре 2018 года. Задача инициируемого проекта – создать за пределами города деловой центр, чтобы избавить исторический центр от бизнес-активности и засилья транспорта. Работать здесь удобно и престижно.
При строительстве небоскреба использовали уникальные технологии, примененные впервые в мире. Из-за близости к Финскому заливу фундамент комплекса опирается на сваи. 2080 свай в основании здания, словно корни гигантского дерева, уходят в землю на 82 м, 264 из них – диаметром 2 м.
Выше свай – коробка фундамента высотой 17 м, гарантирующая устойчивость здания. При создании коробочного фундамента установлен рекорд: согласно технологии, за 49 часов безостановочно залито 19625 кубометров высокопрочного бетона. На строительстве небоскреба, проходившем в режиме 24\7, в несколько смен за сутки работали 6500 человек в смену.
На возведение комплекса потратили 400 000 кубометров бетона, 22 000 тонн металлоконструкций и 189 000 разных деталей. Металлоконструкции изготовляли на 12 заводах, 10 из них – российские. Команду российских дизайнеров и инженеров дополняли итальянцы и немцы, корейцы и сербы, узбеки и таджики.
Конструктивные особенности башни
Основной элемент устойчивости башни – железобетонное ядро, внутри которого коммуникации, вертикальный транспорт, технические помещения и зоны безопасности.
По периметру башни – 15 композитных колонн с крестообразным стальным сердечником, обетонированным высокопрочным бетоном. Получившуюся конструкцию нельзя даже взорвать: по прочности она превосходит бункеры, рассчитанные на атомную бомбардировку.
Фасад состоит из 16505 стеклянных модулей, изготовленных из алюминиевого профиля и холодногнутого стекла. Стеклопакеты, испытанные напором воды, воздушными потоками и огнем, изготовлены с использованием пленки, которая не позволяет стеклу разрушаться на осколки.
Для защиты от избытка солнечной радиации на стекло, имеющее толщину 41 мм, нанесено напыление, придающее поверхности башни холодный серо-голубой оттенок. Днем при ярком солнце стекла голубые, в пасмурную погоду – серые.
Цифры и факты:
- Масса стекла на фасаде – 13 000 тонн, площадь остекления – 72500 кв. м, что равно площади 20 футбольных полей.
- Вес башни с инфраструктурой, остеклением и мебелью 670 000 тонн.
- Площадь фасадов комплекса – 242 000 кв. м.
- Высота 87-этажного здания со шпилем 462 м.
- Шпиль весом 2000 тонн и высотой 117 метров – из металлоконструкций.
- Фасад шпиля облицован стальной сеткой для предотвращения обледенения.
Ультрасовременная система пожарной безопасности: огнезащита выдержит огонь в течение 4 часов без изменения свойств бетона и стали. При пожарной опасности в центральное ядро нагнетается воздух, предотвращающий задымление. Перейдя сюда по специальным эскалаторам, люди окажутся в безопасности.
История строительства здания
Здание имеет удивительную, но вместе с тем совершенно прозаичную историю. Изначально в нём планировали разместить Министерство электронной промышленности СССР; новое здание министерства вблизи Тургеневской площади должно было стать частью застройки Новокировского проспекта, строительство которого было предусмотрено Генпланом реконструкции Москвы 1935 года.
В 1967 году главным архитектором проекта стал Феликс Новиков. Изначально архитектор предложил построить для министерства две башни (20 и 24 этажа), напоминающие радиолампы ЭВМ, однако, проект был отклонён. Второй проект предполагал строительство здания, похожего на опрокинутую набок лестницу; по центру была запланирована башня с огромной открытой нишей, в которой предполагалось разместить абстрактную инсталляцию. Фасады должны были отделать панелями с тёмно-красной гранитной крошкой.
Строительство затянулось и началось лишь в 1980-х. В 1991 году СССР распался, и министерство ликвидировали; здание, фасады которого были практически завершены, превратилось в недострой. Спустя несколько лет комплекс перешёл к «Лукойлу», и работы возобновились: в 1995-1997 годах здание было достроено под руководством архитектора Дмитрия Солопова. В проект были внесены некоторые изменения: в частности, было изменено остекление и появились небольшие стеклянные надстройки по бокам, вместо абстрактной инсталляции в нише башни был размещён логотип компании, а в 1997 году по рекомендации мэра Москвы Юрия Лужкова здание решили ещё и побелить.
В 1998 году Феликс Новиков, приняв во внимание значительное изменение внешнего облика здания и посчитав такое обращение с проектом хамством, отрёкся от своего авторства открытым письмом, опубликованном в журнале «Проект Россия». В 2015-2016 годах здание реконструировали ещё раз: фасады комплекса были оформлены в серых цветах, изменилось остекление, ниша центральной башни была полностью остеклена (вместо логотипа «Лукойла» в ней установили арт-объект Light Cube)
В целом, здание приобрело более сдержанный и нейтральный вид
В 2015-2016 годах здание реконструировали ещё раз: фасады комплекса были оформлены в серых цветах, изменилось остекление, ниша центральной башни была полностью остеклена (вместо логотипа «Лукойла» в ней установили арт-объект Light Cube). В целом, здание приобрело более сдержанный и нейтральный вид.
Хотя здание на Тургеневской площади уже успело стать одной из местных достопримечательностей, в действительности реакция публики на него неоднозначна. Как и небоскрёб в Оружейном переулке, люди называют его «зиккуратом» и спорят об уместности строительства здания в историческом центре Москвы, подразумевая его неадекватность окружению.
Здание нефтяной компании «Лукойл» находится по адресу Сретенский бульвар, 11. Добраться до него можно пешком от станций метро «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии, «Тургеневская» Калужско-Рижской и «Чистые Пруды» Сокольнической.