Социальная работа, повседневная жизнь
Начиная с 2009 г. в Высоко-Петровском монастыре было возобновлено монашеское служение. Помимо проведения богослужений, братия обители участвует в восстановлении построек на этой территории. Денежных средств не хватает, чтобы привести в должное состояние храмы. Поэтому любой желающий может пожертвовать любую сумму на реставрационные работы.
Монастырь, несмотря на плачевное финансовое состояние, регулярно организовывает бесплатное питание всем нуждающимся, а также строителям-реставраторам. Волонтерское движение, созданное при монастыре, помогает одиноким людям, детским домам, приютам и нуждающимся семьям.
Достопримечательности обители
Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.
Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.
Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый). В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I. Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.
В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.
Видео:
Симметрия в царстве аркад
Вслед за Нарышкиными эстафету ктиторства в Высоко-Петровском монастыре подхватывает Пётр I. Хотя, можно предположить, что мистические отношения царя с монастырём были не совсем гладкими.
Дело в том, что небесным покровителем будущего императора был другой Пётр – апостол. В честь апостолов Петра и Павла монастырь, собственно, когда-то хотели освящать, и в части бумаг XIV столетия именуется он «Петропавловским». Однако ранняя канонизация святителя Петра эти планы изменила.
Так московский монастырь стал святительским, апостольское же посвящение мы увидим только в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.
Но пока на дворе 1690-е, и в монастыре реализуется иная, «московская» программа царя Петра. Серьёзным её событием, как помним, стало бегство Петра в Троице-Сергиев монастырь, благодаря которому он спасся от стрельцов царевны Софьи.
В память об этом царь возводит в Высоко-Петровском монастыре Сергиевскую Трапезную церковь.
Своим появлением это сооружение неожиданно изменяет весь ансамбль древней обители.
Расположившись с южной стороны старого монастырского двора, новый храм оказывается симметричен ансамблю, который составили вместе старая Боголюбская церковь и надвратная монастырская колокольня.
Красный цветок Петровского храма оказался смысловым центром этого четырёхугольника.
Новыми красками заиграли в этом барочном ансамбле и итальянские мотивы.
Из-за перепада высот, который в древности, впрочем, не был столь значительным, Сергиевский храм был помещён на высокую аркаду. Но такая же аркада, сейчас частично погружённая в землю, есть и под храмом Боголюбским.
Более того, есть сведения, что когда-то стена с аркадой была и с восточной, заалтарной стороны монастыря.
Заветная мечта сотрудников «Архнадзора» состоит в том, чтобы провести в монастыре большие археологические работы, понизить уровень почвы до бывшего когда-то, чтобы красотой древних арок можно было любоваться вновь.
Где находится, как добраться
Высоко-Петровский монастырь находится в центре Москвы. Найти его можно по адресу ул. Петровка 28-2. Его координаты: 55.767293 и 37. 614348.
Рядом находятся следующие станции метро:
- Трубная.
- Тверская.
- Чеховская.
- Пушкинская.
От любой из них до обители пешим ходом можно добраться до 10 мин. Зайти на территорию монастыря может любой желающий.
В Москве есть здания, стены которых видели стрелецкие бунты, французских захватчиков и первых в этих местах духовников. Высоко-Петровский мужской монастырь – одно из таких мест. Эта обитель пронизана духом истории, узнать которую можно побродив по ее храмам и часовням.
Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря
В 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:
- Спасский собор, возведенный в 1420 году, он считается древнейшим каменным храмом за пределами тогдашней Москвы. В росписи собора принимал участие иконописец Андрей Рублев. Сегодня можно увидеть только небольшую часть уцелевших фрагментов травного орнамента в алтаре, остальные фрески погибли в разразившемся пожаре в 1812 году.
- Трапезные палаты, которые построены на территории монастыря в царствование Ивана III.
- Каменные стены и башни, датируемые XVII – XVIII столетиями.
- Двухэтажное строение Настоятельских покоев.
- Церковь, освящённая во имя Архистратига Михаила. По инициативе царицы Евдокии строительство трехъярусной церкви началось в 90-х годах XVII века. Однако опала и ссылка царицы сказались на приостановке работ, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм реставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
- Здание братского корпуса 1763 года постройки.
- В начале XIX века на территории монастыря было построено здание для духовного училища.
В 1960 году на территории монастыря открыт музей древнерусской культуры и искусства. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.
Коллекция музея насчитывает тысячи произведений древнерусского и прикладного искусства. Это собрание иконописи, редчайшие экземпляры рукописных и старопечатных книг, предметы церковной утвари, копии росписей, принадлежащих Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию и многие другие раритеты.
История начинается с легенды
По преданиям, изложенным в источниках древней русской литературы, монастырь был основан в начале 14 столетия. Однако точная дата создания не известна. Летописные источники предлагают две легенды по основанию Высоко-Петровского монастыря и его основателю.
По одной из них монастырь был основан Петром, митрополитом Киевской и всея Руси, который построил в честь апостолов Петра и Павла деревянный храм в 1315-1317 гг.
«Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь». Роспись Исаакиевского собора. 2-я пол. XIX в. Худож. Ф.Н. Рисс
По другой легенде Высоко-Петровский монастырь был основан Иваном Калитой, когда в месте, где сейчас находится монастырь, ему было чудесное видение.
Иван (Иоанн) Калита, князь Московский, великий князь Владимирский, князь Новгородский. Основал монастырь
Случилось это совсем незадолго до смерти митрополита Петра, который сумел истолковать видение. Во славу и память предзнаменованию, которое сбылось, Калитой был построен первый храм (Петропавсловкий) монастыря.
Икона Святитель Петр митрополита Московского
Петр, будучи митрополитом всея Руси, переехал в еще строящуюся Москву и остался там жить. Таким образом, Петр, как ключевая фигура православия, перенес митрополичью кафедру в Москву и обратил взоры мирян в сторону этого города.
Главное духовное лицо определило дальнейшее возвышение Москвы и создание ее как главного центра Руси, сместив тем самым Киев.
Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву
Семейный мемориал и история бунта
Однако сразу перед монастырскими воротами входящего встречает другой храм – Боголюбский.
Боголюбский храм
Образец узорочья (1680-е), за свою историю он несколько раз перестраивался. Когда-то к его алтарной части
примыкали два поперечных келейных корпуса. Потом кельи снесли, зато продлили сооружение на запад, пристроив трапезную.
Несоразмерная длина этого сооружения объясняется тем, что оно стало фамильной усыпальницей Нарышкиных, и в древности почти всё было заполнено надгробиями. Первыми, захороненными здесь, стали жертвы Хованщины — дядья Петра I Афанасий и Иван Кирилловичи.
Небольшую белёную часовенку слева от Боголюбской церкви иногда считают местом погребения деда Петра I по матери – Кирилла Полуэктовича Нарышкина, который во время бунта 1680-го года был пострижен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
Со временем число погребений в монастыре разрасталось, и Нарышкиных стали хоронить вне стен храма. Точное место известно не для всех захоронений, так что, бывает, надгробия передвигают весьма произвольно.
Боголюбский храм сейчас не действует.
Там сохранились лишь остатки поздней росписи.
На полу – следы раскопок.
Идём дальше.
В конце 1950-х годов монастырь объявили памятником архитектуры
Только в конце 1950-х многострадальный монастырь был передан Министерству культуры и получил значение памятника архитектуры. Начался реставрационный процесс по восстановлению прежнего облика. Под руководством Бориса Дедушенко были совершены колоссальные работы по воссозданию монастыря.
Постепенно были отреставрированы: Петровский собор, Боголюбская, Сергиевская, Толгская, Пахомия Великого церкви, настоятельный и Братский корпуса, Нарышкинские палаты.
Реставрационные работы собора Петра Высоко-Петровского монастыряРеставрация внутреннего убранства в одном из храмов монастыря Высоко-Петровского монастыря
Проект по реконструкции не закончен и по ныне: продолжаются фасадные работы, восстанавливается уникальная живопись.
План реконструкции Боголюбской церквиФрески в храме Святителя Петра Высоко-Петровского монастыряИтоги реставрации Высоко-Петровской обители
Информация для паломников
Паломники (и не только) могут ознакомиться со всеми храмами на территории Высоко-петровского монастыря и увидеть его святыни. Для тех, кто желает более тесно узнать историю этого места, есть экскурсии.
Высоко-Петровский монастырь, территория комплекса.
Название экскурсии | Программа | Длительность | Стоимость |
1 день в монастыре | В ходе экскурсии ее участники узнают о монастырской жизни, истории этого места. Более тщательно можно осмотреть все здания на территории обители, посетить экспозицию «Тайные общины монахов» и перекусить в трапезной монашеской братии. | 5 ч. | 6 тыс. RUB за группу из 6 человек. В сумму не входит трапеза (чек зависит от типа меню). |
Монастырские некрополи XIX в. На Ваганьковском кладбище | В ходе экскурсии будет рассказана церковная жизнь Москвы в период XIX-XX вв. Также участникам расскажут о пастырях и московских юродивых, захороненных на Ваганьковском кладбище. | 2 ч. | 300 RUB с человека, если группа до 30 человек. 2 тыс. с человека, если участников менее 7. |
Квест-экскурсия | Всю информацию участники будут получать на старых пергаментах, попутно изучая, история Высоко-Петровского монастыря. | 90 мин. | За группу до 12 человек – 12 тыс. RUB. Если же участников больше, то стоимость экскурсии составит по 450 рублей с участника. |
1920-1950 гг. Тайные монашеские общины. | Экскурсия затронет период развития Высоко-Петровского монастыря в 20-50 гг. XX в. Участники могут увидеть документальные фотографии монахов тех времен, узнать об их деятельности. Также программа предусматривает посещение «скита» во имя иконы Божией Матери Знамение. | 1 ч. | Группа менее 9 человек – 2400 RUB. Если число участников больше, то сумма составит 300 рублей на 1 человека. |
Расширенная экскурсия | Программа позволяет осмотреть места, которые закрыты для посещения мирян в обычное время. Во время экскурсии участники посетят Сергиевский, Боголюбский, Толгский, Покровский храмы, церковь святителя Петра, Казанскую часовню и колокольню. | 2 ч. | Группа до 8 человек – 4500 RUB. За большее количество участников – по 600 рублей с человека. |
Обзорная экскурсия 3-х храмов | Во время экскурсии участники посетят храмы: Сергиевский, митрополита Петра, Толгский. | 1 ч. | Группа до 8 человек – 1800 RUB. Если количество участников больше – то 250 рублей с 1 человека. |
Экскурсия для православных паломников | Программа рассчитана для людей, интересующихся православием и историей духовной жизни монастыря. В ходе программы участники посетят храмы Высоко-Петровского аббатства, узнают об их истории, а также значимых персонах того времени, которые повлияли на православную жизнь этого места. | 90 мин. | 2800 за группу до 8 человек. По 400 рублей с 1 участника, если людей больше. |
Сумма за проведение экскурсии считается пожертвованием. Поэтому тут принято говорить не об оплате услуг, а о простом подаянии монастырю.
Интересные факты про монастырь, что в окрестностях
За свою историю существования монастырь имеет немало интересных фактов.
Вот некоторые из них:
В авиакатастрофе над Черным морем погиб певчий Высоко-Петровского монастыря – Борис Буряченко.
В 2006 г. во время богослужения в иконостас храма митрополита Петра ударила молния. Никто из присутствующих не пострадал. Следы происшествия можно увидеть и сейчас – на иконах опалены нимбы.
Прообразом храма им. Сергия Радонежского стала трапезная церковь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
На кресте главного купола Сергиевского храма есть царская корона – знак близости монастыря с королевской семьей Нарышкиных.
Во время чумы 71 г.XVIII в. при монастыре была открыта лечебница.
В 2015 г
Высоко-Петровский монастырь отмечал свое 700-летие со дня своего основания.
Советская власть не жаловала вниманием религию. В 1918 г
настоятель обители отец Макарий был расстрелян.
В 1930 г. советская власть отдала Боголюбский храм «Зернотресту». Чуть позже тут основали ремонтный цех комбайнов. Купола с крыши были сняты, а все внутреннее убранство сломано.
Во время захвата Москвы в 1812 г. французские солдаты искали в усыпальницах Высоко-Петровского монастыря сокровища – вскрывали захоронения, пытались разломать фундамент. Чуть позже тут по приказу маршала Мортье был создан цех по разделке мяса, а у стен монастыря расстреливали бунтовавших москвичей.
Во время современной реставрации фирма-исполнитель не удосужилась соблюсти все условия труда для гастарбайтеров. Рабочие использовали как туалет, выходящий на Крапивинский переулок проем надвратной Петропавловской церкви. Привлечь к ответственности фирму не удалось.
Во время реставрационных работ на Петропавловский храм упал строительный кран и проломил купол церкви.
Недалеко от обители есть подворье Константинопольских патриархов. Здание относится к 1887 г. Сейчас помещение используют как жилой дом. Осмотреть его можно снаружи. Зато без проблем можно сходить в музей Церетели, который расположился напротив монастыря. В Путинском переулке можно обнаружить шатровую церковь 1649 г. Храм носит имя Рождества Богородицы.
Внутреннее убранство
Внутренний интерьер лавры Высоко-Петровской разный. Храм митрополита Петра украшали росписи, часть которых есть и сейчас. Навсегда утерян богатый декор стенок и потолков. Само убранство храма служит явным отражением оформления нарышкинского барокко. Тут присутствуют своды, анты, сандрики. Есть детали в виде волют и раковин.
Внутреннее убранство Сергиевского храма состоит из сводчатых расписных потолков и иконостаса. Золоченые люстры располагаются по всему периметру залы. Примечательно, что в 1950 г. этот собор находился в разбитом состоянии, и лишь спустя десятилетие начались работы по его восстановлению. Весь внутренний декор храма Боголюбского был уничтожен французами в 1812 г.
Ремонтные работы продолжаются и в настоящее время. Собор недоступен для осмотра (исключение для экскурсантов). Толгская церковь также нуждается в ремонте. Ее внутренне убранство составляет расписной сводчатый потолок и расписные стены. Внутренний декор собора Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла находится в процессе восстановления.
Уникальная отделка присутствует в отделке Надвратного храма. Все ее элементы выполнены из керамики. Такого нет ни в одной церкви мира. Лампады, иконы, паникадило, престол – все сделано из этого материала. Эти предметы создал Г. В. Куприянов. Внутреннее убранство Надвратного храма соответствует стилю майолики.
Убранство всех храмов на территории Высоко-Петровского монастыря сходится в своем оформлении. Элементы нарышкинского барокко присутствуют в любом из зданий обители. Это можно увидеть даже не заходя в часовни и церкви. Все здания имеют красный цвет кирпича, декорированные окна. Ход истории уничтожил практически весь интерьер. Восстановительные процессы продолжаются и в настоящее время.
Как доехать
Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.
Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.
Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.
Станция метро | Расстояние | Как добраться | Время в пути |
Площадь Ильича | 890 м | Пешком | 10 мин |
Римская | 1 км | Пешком | 12 мин |
Марксистская | 1,4 км | Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» | 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин. Весь путь займет 9 мин. |
Духовенство, наставники
Братия монастыря состоит из:
- 2 игуменов. Один из них является настоятелем обители.
- 3 иеромонахов.
- 1 священноинока.
- 1 иеродиакона.
- 3 иноков.
Братия Высоко-Петровского монастыря имеет духовное образование и является хорошим оплотом для восстановления просветительской работы всей обители. Приход и хор монастыря
Приход монастыря состоит из мирян и паломников, которые приезжают сюда на престольные праздники. Любой желающий может присоединиться к проходящей в стенах обители службе, поучаствовать в крестных ходах и просто помощь. В высоко-Петровском монастыре волонтерам всегда рады.
Хор обители состоит из членов Молодежного клуба, созданного при Высоко-Петровском монастыре. Состав регулярно выступает в богослужениях, городских праздниках и фестивалях даже за пределами города. Участником хора может стать любой человек, обладающий вокальными данными.
Высоко-Петровский монастырь: «красный цветок» святителя Петра
По преданию, монастырь был основан в 1315 году – так что на следующий год можно, пожалуй, праздновать юбилей. Однако первоначальные – деревянные – постройки здесь не сохранились.
6 сентября – в осенний день памяти святителя Петра — юбилей праздновали другой: полтысячелетия исполнилось древнейшему из здешних храмов, сохранившихся до наших дней.
Парадоксально, но долгое время храм святого Петра-митрополита принимали за образец нарышкинского барокко. Исследователей смутила запись 1690 года, когда церковь переосвящали.
Впрочем, перед тем переосвящением она подверглась и определённой переделке: в храме растесали окна. (Сейчас они заложены до прежнего размера. Одно, для примера, заложили наполовину).
А внешнюю часть стен расписали барочными «петухами» — следы этой красочной росписи сейчас просвечивают сквозь охру по обе стороны медальона.
Только недавно, внимательно исследовав археологические слои, исследователи сопоставили древний храм с летописной записью 1514 года о строительстве Василием III одиннадцати церквей.
Возведение всех их было поручено Алевизу Фрязину – итальянскому архитектору, в то время параллельно занятому на строительстве сооружений Московского Кремля.
Алевизов в Кремле было двое – «Новый» и «Старый». Мнения разделились, но сейчас бóльшая часть исследователей склоняется к тому, что Петровский храм монастыря строил «старый» итальянец – Алоизио де Карезано, создатель Большого Дворца и кремлёвской Троицкой башни.
О том, где находятся остальные «десять церквей Алевиза», археологам ещё только предстоит узнать. Сейчас их подозрения пали также на недавно открытую подземную часть церкви святой Варвары на Варварке.
Древняя атрибуция, впрочем, совершенно не отменяет того факта, что алевизовский Петровский храм мог послужить вдохновением для создателей образцов позднего барокко – симметричных «тортиков», вроде Покрова-в-Филях.
Дело в том, что в проекции Петровский храм представляет собой октаконх – симметричный восьмилепестковый цветок
Это хорошо видно снаружи, если обратить внимание на тёмную черепицу кровли,. и особенно хорошо видно, если смотреть на своды изнутри
и особенно хорошо видно, если смотреть на своды изнутри.
В XVII веке, помимо росписи, храм обзавёлся также системой каменных внешних желобов-сливов. Так что теперь он стоит как бы в углублении, по форме также напоминающем цветок.
Как добраться
Высоко-Петровский мужской монастырь располагается в центре Москвы, поэтому добраться до него не составит особого труда. Сразу же дадим вам полезный совет: не рекомендуем приезжать сюда на личном автомобиле. Дело в том, что в этом районе всегда большое количество транспорта, а улицы не самые широкие: найти место для парковки будет проблематично.
Самый оптимальный вариант — это воспользоваться общественным транспортом. Рядом с монастырем располагается множество станций метро — ближе всего находятся «Чеховская», «Пушкинская» и «Трубная». От каждой из них до этого святого места можно дойти пешком:
- От станции метро «Чеховская»: выйти на Страстной бульвар и двигаться в сторону возрастания номеров домов. Дойти нужно до улицы Петровки и повернуть направо.
- От станции метро «Трубная»: выйти на улицу Неглинная и двигаться по ней вниз. Затем у Рахманиновского переулка свернуть направо, после чего на пересечении с улицей Петровкой снова повернуть направо.
Также рядом с монастырем располагается несколько остановок общественного транспорта:
- «Рахмановский пер.»: автобусы № 38 и н6 (ночной).
- «Страстной бульвар»: автобусы, А и № 15.
История строительства
Высоко-Петровский монастырь связывают с именем митрополита Петра. Начиная с сана инока, мужчина прошел долгий путь становления в духовенстве. Став митрополитом, он оказался в подмосковном селе Высокое. Окрестности напоминали ему Спасскую обитель, в которой Петр жил в уединении. Эти воспоминания побудили его основать тут деревянную церковь в 1317 г.
Деревянная постройка 2 раза сгорала, но возрождалась из пепла как птица феникс. В 1514 г. автор архангельского собора Кремля А. Ф. Новый выстраивает вместо старого храма новый – уже в камне. Постройку привязывают к имени святителя Петра. Именно в этот период холм, на котором находилась церковь, начинают называть Петровским. Дальнейшее развитие этого места будет находиться в руках Петра I и его семьи.
При дворе Василия III главным придворным зодчим являлся А. Ф. Новый. Именно ему принадлежит авторство каменного собора им. Святителя Петра. Стены монастыря находились по соседству с имением матушки Петра I – Наталии Нарышкиной. Будущий император, будучи маленьким, любил эту обитель.
Петр I внес значительную лепту в создании того Высоко-Петровского ансамбля, каким его сейчас видят люди. Привязанность российского императора к этому месту можно объяснить еще одним событием. В 89 г. XVII в. в Москве бунтовали стрельцы, и монахи лавры укрыли в своих стенах Петра.
Возведение храма им. Радонежского Петр приурочил к своему спасению от рук бунтовщиков. Собор был отражением нарышкинского барокко. Тут было гульбище, парадное крыльцо и высокие потолки со сводами. Храм возвели на месте стены, которая разделяла имение Нарышкиных и аббатство.
Спасение отпрыска Нарышкиных от мятежников-стрельцов послужило поводом для постройки храма в честь Толгской иконы Божией – именно в день ее чествования Петру I и удалось избежать смерти. Церковь была создана на пожертвование А. А. Нарышкиной. В целом, именно родичи Петра I по линии матери и способствовали дальнейшему развития Высоко-Петровской лавры.
В день рождения Петра I его дедушка делает дар аббатству – отдает родовое поместье Нарышкиных. Благодаря этому земли монастыря становятся в 2-а раза больше. Братский корпус теперь находится в Наугольной палате, а в помещениях боярской усадьбы живут трудящиеся и братия монастыря.
Затем началось возведение Сергиевского храма. Вслед за ним Петр I соединил здание церкви со 2-м достроенным этажом родовой усадьбы. Из одного помещения в другое проходила галерея – гульбище. Мать Петра I содействовала тому, что Боголюбский монастырь (построен в 1690 г.) стал родовой усыпальницей. В ней нашли свой покой ее отец – К. Полуэктович и мать А. Леонтьевна.
Убитые стрельцами в 1682 г. 2 брата Петра, Афанасий и Иван, также захоронены тут. Наряду с возведением усыпальницы, с 1690 по 1694 гг. появляются Святые врата и Колокольня с Покровским собором. Красный камень, из которого выстроили ограду, сохранился до нашего времени. В 1764 г. обитель получает звание ставропигиального, а в 1775 г. становится епархиальным.
После занятия Москвы французами в 1812 г., Высоко-Петровский монастырь пострадал. Многие его постройки были осквернены и разрушены. Усугубило ситуацию и отношение советской власти к этому историческому наследию. Ущерб был нанесен настолько сильный, что реставрационные работы ведутся до сих пор.
В 1812 году монастырь был под гнётом врага
Во времена Отечественной войны (1812 г.) Высоко-Петровский монастырь претерпел значительный урон. Сам монастырь был разгромлен и разорен французскими солдатами, а у его стен вершили правосудие над москвичами.
Французы расстреливают москвичей у ворот Высоко-Петровского монастыря (1812 год)
После войны начались работы по восстановлению монастыря, однако некоторые церкви были упразднены. Спустя несколько десятилетий удалось возродить то, что строилось на протяжении веков.
С этого времени монастырь становится просветительским центром, где теперь находилось духовное училище, а также проходили собрания и заседания духовно-просветительских обществ.
Общий вид Московского Высоко-петровского монастыря с Петровки. 1881 г.
Духовенство, наставники
Братия монастыря состоит из:
- 2 игуменов. Один из них является настоятелем обители.
- 3 иеромонахов.
- 1 священноинока.
- 1 иеродиакона.
- 3 иноков.
Братия Высоко-Петровского монастыря имеет духовное образование и является хорошим оплотом для восстановления просветительской работы всей обители. Приход и хор монастыря
Приход монастыря состоит из мирян и паломников, которые приезжают сюда на престольные праздники. Любой желающий может присоединиться к проходящей в стенах обители службе, поучаствовать в крестных ходах и просто помощь. В высоко-Петровском монастыре волонтерам всегда рады.
Хор обители состоит из членов Молодежного клуба, созданного при Высоко-Петровском монастыре. Состав регулярно выступает в богослужениях, городских праздниках и фестивалях даже за пределами города. Участником хора может стать любой человек, обладающий вокальными данными.