Воскресенский ново-иерусалимский монастырь: копия святой земли в подмосковье

Воскресенский ново-иерусалимский монастырь в истре

Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк

В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.

Церковь Рождества Христова

На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.

Рейтинг достопримечательности:

← РОССИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЕВРОПА →

Фото и описание

В середине XVII века на берегу Истры патриарх Никон, впоследствии опальный, основал Новоиерусалимский мужской монастырь. По его замыслу, сооружения монастыря должны были повторить в Подмосковье главные христианские святыни, стоявшие на палестинской земле. Поводом для выбора именно этого места послужило высказывание царя Алексея Михайловича о том, что местность возле села Воскресенского на берегу Истры красотой своей напомнила ему Иерусалим.

Одним из главных сооружений монастыря и одной из главных строительных инициатив патриарха стал Воскресенский собор, возведение которого шло с 1656 по 1685 годы. Никон планировал, что собор на Истре будет построен по образу и подобию Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. При строительстве храма использовались планы и чертежи иерусалимского оригинала, также строители старались соблюсти его размеры и расположение помещений. В чем строители отступили от образа оригинала, так это в убранстве собора, сделав его более пышным, чем в иерусалимском храме. Внутри были выложены разноцветные изразцы, а снаружи – другие сложные украшения (наличники, карнизы, порталы и прочие).

Строительство и собора, и всего монастыря велось в два этапа. Перерыв в работах был связан с опалой Никона и низвержением его из патриархов в монахи. К началу перерыва в 1666 году здание храма было в основном достроено, а его завершение и отделка начались в 80-е годы уже при другом монархе – Федоре Алексеевиче.

В итоге собор вышел состоящим из четырех частей, центром этого грандиозного комплекса стало здание самого собора. К нему с разных сторон примыкают подземная церковь во имя Константина и Елены, семиярусная колокольня, на которую водрузили пятнадцать колоколов, и ротонда с часовней в честь Гроба Господня. Соборный комплекс вышел бы еще более впечатляющим, если бы не смерть Никона и царя Федора Алексеевича, ходатайствовавшего о его помиловании.

Освящение собора состоялось в январе 1685 года, а в начале XVIII века на него обрушилось несколько бедствий: в 1723 году рухнула кирпичная кровля над часовней, спустя три года деревянные элементы конструкций и убранства уничтожил пожар. В 30-е годы было принято решение о перестройке западной части собора, и был приглашен для этого архитектор Иван Мичурин. Восстановительные работы завершились во второй половине XVIII века, в них принимали участие и другие зодчие, в том числе Франческо Бартоломео Растрелли и Карл Бланк.

В 20-е годы прошлого века в монастыре был открыт Воскресенский историко-художественный музей, и собор стал одним из центральных его экспонатов. В первый год Великой Отечественной войны город Истра и монастырь в течение двух недель были оккупированы фашистскими захватчиками, которые, отступая, взорвали здание Воскресенского собора – позднее эти разрушения были включены в список обвинения на Нюрнбергском процессе.

Реставрацией собора стали заниматься почти сразу после отступления фашистов: уже на следующий год под руководством Алексея Щусева был составлен первый проект реставрации, в 1944 году начались работы по обмеру здания, в 1950-м стали разбирать завалы, а собственно реставрация продолжалась до 90-х годов.

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора  выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Прогулка по территории монастыря

Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.

Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.

Церковь рождества Христова

Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).

Воскресенский собор

Воскресенский собор

Воскресенский собор. Изразцы

Воскресенский собор

Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

Наставники

О благополучии обители и братии Воскресенского Собора заботятся многочисленные наставники. Наместники следят за поддержанием дисциплины и порядка, наблюдают за благолепием Богослужений, исполнением послушаний, покаяний и причастий Святых Тайн.

Благочинные отвечают за сохранение порядка и нравственное поведение братии, следят за тишиной во время Богослужений, своевременности посещений служб и общих трапез, чистотой келий и времяпровождением братии. Духовники совершают таинства Покаяния и руководят братией, утешают душевно и телесно больных, назначают наставников над новыми иноками.

Уставщики наблюдают за чином церковных служб и суточными чтецами: исправностью чтения синодик, поданных поминальников на литургиях, проскомидиях, молебнах и панихидах. Ризничие заботятся о хранении церковной утвари, облачением священнослужителей, освещением алтаря и работой звонарей.

Наставники монастыря:

Патриарх Кирилл Священноархимандрит
Безукладников Феофилакт Наместник монастыря
Даниил Игумен Насельник. Благочинный монастыря
Соловьёв Диодор Духовник монастыря
Баглай Гавриил Уставщик монастыря
Михеев Анастасий Ризничий монастыря
Коноваленко Паисий Насельник монастыря

Внутреннее убранство

У входа располагается Камень миропомазания, представляющий собой копию каменной плиты, на которую было положено тело Иисуса после снятия с Креста. Алтарь храма, символизирующий единство земли и неба, украшают Врата, проходя через которые Христос обретает человеческую плоть.

Богатые растительные орнаменты, покрывающие Врата, посвящены явлению Божьему при Неопалимой купине и непорочному зачатию. На месте Гроба Господня установлена небольшая Кувуклия. Близкая к оригиналу часовня, внутри которой находится копия камня, на который было положено Его тело.

А над местом погребения Спасителя возведена роскошная ротонда, соединяющаяся двухъярусной аркой с основным пространством храма. Интерьеры выдержаны в строгой цветовой гамме. Барочная лепнина соседствует с монохромными скульптурами и светлыми сводами. Резная лестница ведет на второй этаж, к Голгофе. Отдельному храму, расположенному на месте горы Распятия.

Деятельность и архитектура

Собор представляет собой центральный округлый корпус, по четырем сторонам которого расположены подобные элементы меньших размеров. Сооружение имеет узкие вытянутые окошки. Рядом находится колокольня, состоящая из четырех одинаковых по форме элементов, которые сужаются к верху.

Духовенство Свято-Воскресенского собора Бреста не только проводит богослужения, а и занимается активной образовательно-просветительской деятельностью. На территории храма работает библиотека с большим выбором религиозной литературы. Выпускается местная газета «Воскресный листок».

Свято-Воскресенский собор и колокольня, Daniiltu154

Также при храме работает Воскресная школа из пяти классов. Ее посещают как дети, так и взрослые. На Рождество и Пасху в школах проходят праздничные утренники. За чистотой в храме следят 30 сестер Казанского сестричества. Также в соборе создано духовное братство в честь Воскресения Христова, которое участвует в церковных и городских мероприятиях.

Гордостью Воскресенского собора являются три хора: Большой, Малый и Детский. Ученики Воскресной школы, имеющие певческий талант, часто становятся участниками хора. Из Детского коллектива хористы в последствии переходят в Малый или Большой хор. В дни праздничных богослужений церковное пение создает особую торжественную атмосферу в храме.

В местной церковной лавке прихожане смогут приобрести свечи, книги, иконы и церковные принадлежности. Здесь же идет запись на требы: крещение, венчание, отпевание, елеосвящение, молебен о здравии, сорокоуст и прочие священнодействия.

Территория вокруг собора всегда ухожена, дорожки выложены плиткой, зеленые газоны и деревья на них подстрижены. Здесь имеется удобная парковка, туалет, урны для мусора, стойка для велосипедов.

Один из залов собора, misina

Святыни и иконы

В верхнем храме хранятся мощи великомученика Пантелеймона Целителя. Особо чтимыми иконами главного собора являются: Воскресения Христова, образ Серафима Саровского, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.

В нижнем храме центральный алтарь украшает Казанская икона Божией Матери, икона Нерукотворного образа Спасителя и образ под названием «От бед страждущих».

История

В 1992 году настоятель Симеоновского кафедрального собора отец Евгений начинает строительство Воскресенского храма. В 1995 году недостроенный храм посещает Патриарх Алексий вместе с главой республики Беларусь. Священник благословляет строительство и жертвует дорогое чеканное облачение.

В июне 2001 года Святейший Патриарх освятил верхний Воскресный храм и совершил Божественную литургию.

В 2008 году отец Евгений умер, а новым настоятелем стал протоиерей Владимир Корнелюк. За время его руководства были произведены ремонтные работы, в Воскресенской церкви проведено отопление, началась роспись храма, интерьер украсили золочеными подсвечниками.

Интерьер Воскресенского храма, misina

В 2012 году начался реализовываться проект, в рамках которого планировалось обновление колокольни и полная реконструкция куполов. В настоящее время все наружные работы завершены. Позолоченные купола Свято-Воскресенского собора теперь хорошо видны из разных точек Бреста.

Святыни и мощи храма

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря бережно хранит святыни, имеющие мировую ценность:

  • Модель Храма Гроба. Копия оригинального храма, выполненная из слоновой кости с перламутром. Применялась в качестве образца во время строительства собора. Датируется первой половиной XVII века.
  • Часть омофоры Никона. Фрагмент епископского облачения из итальянской ткани XVI века, расшитой золотными нитями и пряденым серебром.
  • Дарохранительница Марии Магдалины. Кивот (сосуд) святой равноапостольной, предназначенный для хранения Тела Господнего, украшенный серебром и золочением. Датируется XVIII веком.
  • Иконы, являющиеся списками со старинных православных святынь. Образ Смоленской Богоматери, к которому приходят просить избавления от болезней и проблем в семье, предположительно списанный с икон XVII века. Образ Святой Троицы, содействующий верующим в преодолении сложных жизненных испытаний, скопированный с иконы Дионисия начала XVI века.
  • Старинный антиминс. Подписанный Патриархом плат XVII века, изображающий положение Иисуса Христа в гроб. Используется в совершении литургии.

В советское время

После революции монастырь закрывают и превращают в музей. Это один из самых больших художественных музеев: здесь и церковные ценности, и коллекция светской живописи, и материалы раскопок. Он работает до 1941 года. Тогда уничтожен и главный собор, и множество других построек. Музейные коллекции значительно пострадали.

После войны ведущие советские реставраторы – А. Щусев, П. Барановский и другие начинают проектировать восстановление. Встает вопрос о том, в каком виде восстанавливать шатер Воскресенского собора – в первоначальном или в том, каким он стал в XVIII веке? Но остальные постройки монастыря довольно быстро восстанавливают, и уже в 1959 году музей снова открывается.

Реставрация же самого собора продолжалась долгие годы. Менялись проекты, архитекторы и строители, она несколько раз прерывалась по причине отсутствия финансирования. Датой окончания реставрации можно считать 2016 год. Полностью восстановлен и сам облик собора в версии XVIII века и огромная колокольня.

Монастырь был официально передан Церкви в 1993 году.

НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.

Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.

Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.

Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.

В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.

Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.

Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.

В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.

Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.

С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.

Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.

Храмы и постройки монастыря

  1. Воскресенский собор.
  2. Церковь Рождества Христова.
  3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим.
  4. Церковь Константина и Елены.
  5. Палаты царевны Татьяны Михайловны.
  6. Братские корпуса.
  7. Настоятельские покои.
  8. Башни и стены ограды.
  9. Келейный корпус.
  10. Святой источник.
  11. Скит патриарха Никона.
  12. Церковь Богоявления Господня.

Новая церковь Рождества Христова возведена в два этажа в стиле барокко. Внизу – храм для богослужений, вверху – светлое помещение с окнами в 2 яруса.

Надвратная церковь построена в виде восьмерика на четверике и стоит на воротах с тремя пролетами, каждый из которых именуют по-своему: Красные ворота, Вход Иисуса в Иерусалим, Въездные ворота.

Над Красными воротами – изображение Христа. Арки поддерживаются колоннами, украшенными зубчатым орнаментом. В позолоченном резном иконостасе – иконы «Воскрешение Лазаря» и «Иисус с учениками в доме Лазаря».

Церковь Константина и Елены – подземная церковь, уходящая в землю на 6 метров, прообраз того места, где был найден Животворящий Крест Господень. Римский император Константин объявил христианство официальной религией, его мать Елена, распространяла христианство и организовала раскопки в иерусалимской пещере, где был погребен Иисус Христос.

Там нашли крест, на котором распяли Спасителя, на месте пещеры Елена повелела устроить церковь. В церкви Подмосковья – большой иконостас чеканной работы с образами Иисуса Христа и Богородицы. Выше – Голгофский Крест с молящимися по краям Константином и Еленой.

Проектное решение[ | ]

Строительство ведётся с 2007 года по адресу: Железнодорожное шоссе, 3 (станция метро «Лыбедская»). Общая площадь 22 000 м². Комплекс включает резиденцию митрополита Киевского, офисные помещения, духовную школу, гостиницу, ресторан, телестудию, кинотеатр, конференц-зал на тысячу человек, спортивный комплекс, а также подземный гараж на 126 машин. Комплекс будет включать 9-этажную колокольню. Собор рассчитан на 5000 прихожан и будет включать три алтаря ― один главный и два дополнительных. Проект разработал Олег Калиновский. В октябре 2014 года осуществлено перекрытие собора металлическими балками на высоте 8,100. Количество основных 18-метровых балок — 24, малых балок такое же количество по периметру размером 6 м. Конструкции подготовлены к железобетонному перекрытию. У входа на территорию установлена часовня в честь святого князя Ярослава Мудрого.

История храма

Строительство монастыря близ реки Истры началось в 1656 году под руководством великого русского патриарха Никона и длилось 113 лет. Недостаток знаний мастеров в области архитектуры с лихвой компенсировали многочисленные эксперименты: построенные части разбирались, а на их месте взводились новые. В 1666 году были закончены последние элементы здания: большая глава и шатер над ротондой.

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря история культурного достояния.

А зимой 1685 года его освятили в присутствии представителей царской семьи. После освящения монастырь неоднократно преследовали несчастья. В 1723 году упало шатровое завершение ротонды. В 1726 году вспыхнул пожар. А в 1759 здание оказалось практически полностью уничтоженным.

Первая реконструкция началась во времена царствования Императрицы Елизаветы Петровны. На ее пожертвования внутренние интерьеры украсили росписями, мозаиками и лепниной, а территорию благоустроили.

В 1780 — 1792 год по велению Императрицы Екатерины II были отстроены все сгоревшие постройки, а на первом этаже Рождественского храма обители появились Рождественский вертеп, приделы Обрезания Господня и Поклонения волхвов. В XIX — ХХ веках монастырь стал самым популярным и посещаемым центром паломничества во всем мире.

Во время Второй мировой войны отступающие войска нацистской Германии взорвали монастырь. Большая часть здания была разрушена, а большая часть святынь утеряна. Чудом уцелели лишь Часовня Гроба Господня и распятый Христос на Голгофе.

Второе полномасштабное восстановление монастыря началось только в середине 90-х годов ХХ века. В 2011 году привели в порядок и всю прилегающую территорию: образа Богородицы с ребенком на руках и ценные мозаики художника Васнецова. Сейчас историю собора и его святынь можно прочесть на белоснежных плитах, украшающих арочные своды у центрального входа в храм.

Внутреннее убранство

У входа располагается Камень миропомазания, представляющий собой копию каменной плиты, на которую было положено тело Иисуса после снятия с Креста. Алтарь храма, символизирующий единство земли и неба, украшают Врата, проходя через которые Христос обретает человеческую плоть.

Богатые растительные орнаменты, покрывающие Врата, посвящены явлению Божьему при Неопалимой купине и непорочному зачатию. На месте Гроба Господня установлена небольшая Кувуклия. Близкая к оригиналу часовня, внутри которой находится копия камня, на который было положено Его тело.

А над местом погребения Спасителя возведена роскошная ротонда, соединяющаяся двухъярусной аркой с основным пространством храма. Интерьеры выдержаны в строгой цветовой гамме. Барочная лепнина соседствует с монохромными скульптурами и светлыми сводами. Резная лестница ведет на второй этаж, к Голгофе. Отдельному храму, расположенному на месте горы Распятия.

Архитектурный ансамбль собора

Помимо собора в ансамбль монастырского комплекса входит более десятка других построек, выполненных в едином стиле:

  • Церковь Рождества Христова и трапезные палаты. Комплекс в стиле московского барокко, состоящий из расположенных в линию просторных помещений, к фасаду которых примыкает одноглавая двухэтажная церковь. В XVIII веке барочную галерею заменила аркада в классическом стиле, а на нижнем ярусе церкви появилось четыре придела, посвященных евангельским сюжетам. В 1941 году трапезные палаты уничтожил пожар, а храм чудом уцелел. На его фасаде сохранились детали XVII века и ценные росписи.
  • Подземный храм. Заглубленный в землю одноглавый храм, примыкающий к центральному собору с востока. Появился в столь необычном месте в связи с легендой о распятии, найденном на глубине шести метров.
  • Церковь Входа Господня. Была возведена вместе с воротами, являющимися ее составной частью, и освящена зимой 1697 года. Служит символом входа Иисуса Христа в Иерусалим. В ходе Второй мировой войны была уничтожена, а в конце ХХ века восстановлена и отдана историческому и художественному музею.
  • Крепостные ограды. Каменные ограды, возведенные на месте деревянных в 1690 -1697 годах под руководством Якова Бухвостова. Имеют девять метров в высоту и протяженность более километра. На верхушке стен установлен ряд бойниц, а на изломах находится семь башен с необычными палестинскими названиями.
  • Богоявленский скит. Примыкающие к церкви и звоннице палаты, датируемые 1657 годом: для хозяйственных нужд, для келейников, для трапез и для «приемов» прихожан.
  • Елеонская гора. Высокий холм, на котором находится небольшая часовня и установлен каменный поклонный крест, обозначающий место, где произошло Вознесения Спасителя.
  • Некрополь. Старые захоронения по обеим сторонам от Подземной церкви, где находится более сотни хорошо сохранившихся надгробных памятников.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Почему так называется

Обитель носит такое именование потому, что топографически, во многом – архитектурно, повторяет Иерусалимский храм Воскресения Христова. Здесь находится копия Кувуклии – Часовни Гроба Господня, других святынь.

Копия Кувуклии — главная святыня Новоиерусалимского монастыря. Вид сверху

Это – не первый Новый Иерусалим за долгую историю православия. Среди множества подобных проектов были, например:

  • Константинополь, который, подобно Иерусалиму, имел Золотые ворота, те самые, через которые, по преданию, вошел во Святой Город Иисус Христос – и войдет снова при Втором Пришествии; в Иерусалиме реальном врата замуровали мусульмане – но, как говорили христиане, к тому времени их построили уже в столице Византии;
  • Киев времен князя Ярослава Мудрого (1 пол. XI в.); он одновременно копировал Иерусалим (Золотые ворота также были здесь) и Константинополь как образ Иерусалима – например, главным храмом был Собор Святой Софии Премудрости Божией, как в Константинополе.

Интересный фактОднако монастырь среди всех других «Иерусалимов» уникален: до него создаваемые храмы, городские пространства, только символизировали Святой Город, его святыни. Ново-Иерусалимский – точная копия того, что паломник видит на Святой Земле.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (ХVII-ХIХ вв.):

  • Воскресенский собор (1656-1685 гг.),
  • Остатки колокольни (разрушена в 1941 г.),
  • Церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.),
  • Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.),
  • Трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.),
  • Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.),
  • Солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.),
  • Настоятельские покои (конец XVII в.),
  • Братский корпус (конец XVII в.),
  • Караульные палаты (1690-е гг.),
  • Палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.),
  • Больничные палаты (1698 г.),
  • Квасной погреб (1690-е гг.).
  • Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Баруха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).

Постройки за крепостной стеной:

  • Скит Никона (1658 г.),
  • Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).
  • Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: