Bolshoy obukhovsky bridge

Кад и зсд: дороги и мосты в стиле хай-тек в петербурге

Разводные мосты Санкт-Петербурга

Сколько мостов разводят в Санкт-Петербурге? Из 18-ти разводных мостов регулярно разводятся лишь 12. К ним относятся 7 больших мостов через Большую Неву и Неву (Благовещенский, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский), 2 моста через Малую Неву (Биржевой и Тучков) и 3 моста через Большую Невку (Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский). Последние разводятся не по расписанию, а по предварительной заявке.

Отдельного внимания заслуживает Финляндский железнодорожный мост. По конструкции он напоминает Большеохтинский. Используется исключительно для железнодорожного транспорта: пешеходов на него не пускают, мост носит статус стратегического объекта и тщательно охраняется. График разводки для Финляндского железнодорожного моста устанавливается с началом периода навигации.

Очень редко и только по заявке разводятся мосты через Среднюю Невку — 1-й Елагин мост и 2-й Елагин мост, а также Большой Крестовский мост через Малую Невку.

В списке мостов, которые имеют разводной механизм, но не разводятся, значатся Ушаковский и Каменноостровский мосты.

Дворцовый мост

Символ города — разводной двухпролетный Дворцовый мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга и соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова. Название Дворцовый мост получил из-за близости одноименной набережной и Зимнего дворца. Разводка Дворцового моста собирает массу зрителей, преимущественно туристов.

История моста

Обуховский мост – один из старейших мостов в Санкт-Петербурге. Построен через реку Фонтанку по Саарской перспективе (позже Царскосельский проспект, ныне Московский).

Первый деревянный мост через реку Фонтанку в створе современного Московского проспекта был построен в 1717 году. В середине мост имел поперечную щель шириной 70 см, предназначенную для прохода мачтовых судов; днём эту щель закладывали досками. В 1738 году переправа была перестроена.

До 1738 года у моста не было официального названия. Народное название – Обухов или Обуховский – закрепилось за ним по фамилии строившего его «посадского человека» Обухова. В 1738 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении учредила для моста наименование «Саарский мост». Оно не привилось, и мост доныне сохраняет в своём названии память о подрядчике строительных работ – Обухове.

Во время сооружения гранитных стенок набережных Фонтанки в 1785-1786 годах деревянный мост был перестроен в трехпролетный каменный по типу башенных мостов Ломоносова и Старо-Калинкина. Береговые пролеты были перекрыты каменными сводами, а средний пролет был разводным с деревянным пролетным строением и с башнями на речных опорах для размещения механизмов развода.

В 1865 году мост перестроили по проекту инженера Михайлова. Деревянное разводное пролетное строение было заменено кирпичным сводом, а надмостовые башни разобраны. По статической схеме мост превращен в трехпролетную бесшарнирную арку.

К середине 1930-х годов мост перестал справляться с возросшим транспортным потоком по Международному проспекту (так назывался в 1918–1950 годах Московский проспект): ширина моста составляла около 16 метров, а ширина проспекта — 30,6 метров. Кроме того, в кирпичных сводах центрального пролета было выявлено проседание с раскрытием швов до 25 мм. В 1939 году по проекту инженера В.В. Демченко и архитектора Л.А. Носкова мост был перестроен в трехпролетный железобетонный.  

7 сентября 1950 года уложенный с некачественными сварными швами газопровод вызвал утечку газа, в тротуаре с верховой стороны образовалась взрывчатая смесь, которая взорвалась от случайной искры, повредив железобетонные тротуарные плиты. После этого случая было принято решение о заглушке газопроводов на других мостах города – Ново-Петергофском, Комсомольском и других. 

В 1962 году были сняты трамвайные рельсы на Московском проспекте на участке от площади Мира до Обводного канала.

В 1968 году шары, венчающие обелиски-торшеры, были заново покрыты сусальным листовым золотом.

В 1989 году тротуары отделили от проезжей части гранитным парапетом.

В 2014 году была выполнена реконструкция художественно-архитектурной подсветки Обуховского моста.

Характеристики моста

Обуховский мост, перекинутый через реку Фонтанку по оси Московского проспекта, соединяет Спасский и Безымянный острова. Это трехпролетное каменное сооружение длиной 68,8 метров и шириной 31,8 метра. Мост косой в плане, угол косины — 60°.

Пролетное строение представляет собой железобетонные двухшарнирные арки, облицованные гранитом. По конструкции – железобетонные сплошные своды. Устои и опоры массивные, на свайном основании, облицованы гранитом. На фасадах моста выражены очертания арок и профилированные в виде трехгранных призм ледорезы.

Перильное ограждение выполнено в виде сплошного гранитного парапета. На въездах возвышаются гранитные обелиски, на каждом обелиске укреплены по 2 фонаря круглой формы. Тротуары отделены от проезжей части повышенным гранитным ограждением парапетного типа.

Процесс строительства

Вообще в мире множество мостов, построенных с помощью вантов — к примеру, Вантовый мост в Риге или Октябрьский в Череповце.

Поэтому перед проектировщиками вставала сложная задача — построить мост без опыта такого рода строительства в России. Отсутствие примеров перед глазами сыграло положительную роль: строили крайне аккуратно, выявляя все нюансы и подходя к делу очень ответственно.

Конструкция получилась дублирующая — два одинаковых моста, позволяющих транспорту свободно двигаться в обе стороны. Каждая часть имеет по 4 полосы движения. Работали по схеме: нарисовали — построили. В процессе работы не было подготовлено окончательной документации, была только рабочая версия.

Старт строительство получило в 2001 году и продолжалось до окончательного завершения в 2007. Но уже в 2004 была запущена в эксплуатацию первая часть вантового моста в Санкт — Петербурге, вторую же «включили» в 2007.

Основные сложности поджидали при строительстве развязок. Со стороны Октябрьской набережной территорий вполне хватало, но со стороны проспекта Обуховской Обороны уже стояли жилые здания, были проложены трамвайные и железнодорожные пути, а также коммуникации, пролегающие под землей. По мере выяснения новых обстоятельств и утряски административных вопросов проект претерпевал изменения.

Что же такое вантовый мост? Он состоит из нескольких главных частей:

  1. Пилон — это опора, к которой крепятся ванты.
  2. Ванты — это канаты, которые держат дорожное полотно моста.
  3. Строительные блоки для дорожного покрытия.

Строить на берегу было не сложно — ставили пилоны и к ним привязывали ванты, возводя постепенно блоки моста. Но пролет над водой строился сразу с двух сторон – с берегов реки мост «шагал» навстречу. По реке подвозили блок, его прикручивали к пролету, затем крепили на него вант и затягивали, перекинув, по другую сторону от пилона.

Непосредственно соединение двух сторон моста произвести было нелегко. Постоянные ветры над водой, необходимость подкручивать и подравнивать ванты принесла немало трудностей при соединении частей. Поэтому, когда части были сварены между собой, рабочие отпраздновали это событие салютом.

Комплекс сооружений мостового перехода

Комплекс сооружений мостового перехода через р. Неву включает в себя:

  • Центральный русловой участок моста длиной 994 м;
  • Левобережный эстакадный участок длиной 1163 м;
  • Правобережный эстакадный участок длиной 413 м;
  • Участок насыпи подхода к мосту на правом берегу длиной 254 м;
  • Две транспортных развязки.

Полная длина моста через Неву и эстакад на подходах к нему составляет 2824 м. Высокая расчетная интенсивность движения на участке мостового перехода — более 120 тыс. авт./сут определила параметры будущего моста по ширине — 8 полос движения.

Для сокращения сроков строительства и уменьшения первоначальных затрат мостовой переход запроектирован из двух самостоятельных параллельных мостов. Наиболее сложным элементом мостового перехода через р. Неву является центральный русловой участок моста, перекрытый стальным неразрезным пролетным строением двухпилонной вантовой системы.

Длина центрального руслового участка мостового перехода — 994 м, схема 2×66+174+382+174+2×66 м.

Общий вид вантового (большой Обуховский мост) через реку Неву — stroyone.com

Пилон вантового большого Обуховского моста через реку Неву — stroyone.com

Пилоны имеют А-образyю форму, которая позволяет обеспечить одинаковый yгол наклона всех вант в пилоне и обладает высокой поперечной жесткостью. Фундаменты пилонов запроектированы на буронабивных сваях диаметром 1,5 м для левобережного пилона и диаметром 2,0 м для правобережного.

Сечение ног пилона трапециевидное с габаритными размерами в основании 4,45×5,12 м и 4,45×2,47 выше уровня балки жесткости. Поперечные стыки — на высокопрочных болтах. Высота пилонов от верха ростверка составляет 121,5 м. Материал пилона — сталь 10ХСНД.

Балка жесткости —  цельнометаллическая в виде конструкции из двух коробок шириной 6,0 м и ортотропной плитой между ними. Строительная высота балки жесткости 2,5 м. Ванты состоят из отдельных прядей — Стрэндов, по 7 проволок в каждой. Пряди заключены в оболочки из полиэтилена высокой плотности, которые заполнены специальной антикоррозионной смазкой. Натяжение вант ведется на пилоне, а на балке жесткости расположены пассивные анкера.

Балка жесткости вантового большого Обуховского моста через реку Неву — stroyone.com

Сроки строительства были весьма сжаты: при начале работ в апреле 2001 г. сдать первую очередь и открыть движение нужно было к 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 г. Пилон монтировался башенным краном МД- 900 французской фирмы «Potain» и максимальной грузоподъемностью 32 т. Анкерная часть балки жесткости монтировалась на сплошных подмостях.

Блоки —  панели руслового пролета монтировались в навес при помощи специально изготовленного крана грузоподъемностью 180 т, прикрепленного к пролетному строению при помощи анкерных тяг, подача блоков на барже. Генпроектировщик объекта «Стройпроект» (г. Санкт-Петербург), проектирование вантовой части моста осуществлял институт «Гипростроймост» (г. Санкт-Петербург).Генеральный подрядчик участка вантового моста- Мостоотряд 19 (г. Санкт-Петербург).

Описание

Каждое пролётное строение шириной 25 и высотой 2.5 метра состоит из двух коробчатых продольных балок, соединённых поперечными. В местах крепления вант поперечные балки имеют ту же высоту, что и главные. В остальных сечениях высота поперечных балок меньше. Проезжая часть пролётного строения выполнена в виде ортотропной плиты – стальных листов настила, подкреплённых продольными рёбрами (стрингерами). По краям пролётных строений установлены обтекатели, улучшаюшие работу пролётного строения на взаимодействие с ветровым потоком. Компьютерный расчёт сооружения был дополнен аэродинамическими испытаниями модели моста, проведёнными в Дании.

Высота пролётных строений над уровнем воды (подмостовой габарит) составляет 30 метров, что сопоставимо с высотой 9-ти этажного дома и обеспечивает пропуск всех обращающихся судов.

Пролётные строения предназначены для пропуска 4 полос движения в одну сторону с тротуарами для обслуживающего персонала (пешеходное движение по мосту не предусмотрено). Расстояние между осями мостов — 36.4 метра.

Пролётные строения с помощью вант подвешиваются на металлические пилоны высотой 120.5 метров. Для сравнения: высота петербургской телебашни – 316 метров, Петропавловской крепости – 122.5, Исаакиевского собора – 101.5, Адмиралтейства – 72 метра.

Фундаменты пилонов из буронабивных свай погружены на глубину от 30 до 40 метров.

Ванты из параллельных прядей швейцарской фирмы VSL изготовлены по однопрядной технологии. Каждый кабель формируется из последовательно натягиваемых прядей непосредственно в процессе сооружения моста. Общая длина всех прядей составляет 900 километров, что почти в полтора раза больше расстояния от Петербурга до Москвы.

Западный скоростной диаметр (ЗСД)

Другая впечатляющая трасса в Петербурге — это ЗСД, Западный скоростной диаметр. Движение по южному участку было открыто в 2008 году, северному — в 2013 году, центральному — в 2016 году. Общая протяженность ЗСД составляет 46,6 километров, из них более половины идет по эстакадам, мостам, путепроводам и тоннелям. ЗСД отличают полукруглые опоры освещения и шумозащитные стенки, которые обрамляют трассу. Частично дорога проходит через старые кварталы со сложившейся застройкой.

ЗСД — платная дорога, стоимость проезда составляет от 100 до 1000 рублей в зависимости от тарифной зоны и класса автомобиля. На ЗСД действует транспондер T-Pass.

Геометрия форм на ЗСДФутуристический вид: ЗСД и «Газпром-Арена»ЗСД и огромные лайнеры

Особенно внушительно смотрятся два вантовых моста через Неву на ЗСД — через Петровский и Корабельный фарватеры. Они неразводные. Пилоны моста через Корабельный фарватер сделаны наклонными, отсылая к образу разводных мостов — символа Санкт-Петербурга.

Технические характеристики Вантового моста через Петровский фарватер:

  • высота пилонов – 125 м
  • длина моста – 580 м, центрального пролёта – 240 м
  • подмостовой габарит по высоте – 25 м.

Вантовый мост через Петровский фарватерВантовый мост через Петровский фарватер и «Газпром-Арена»Вантовый мост через Петровский фарватер и Лахта-центр

Технические характеристики Вантового моста через Корабельный фарватер:

  • длина — 620 м, центральный пролёт — 320 м
  • подмостовой габарит — 35 м
  • высота пилонов — 124 м.

Вантовый мост через Корабельный фарватерДорога в дождьПанорама ЗСД и моста через Корабельный фарватер с дамбы (зум)

Необычен Двухъярусный мост через Морской канал. В отличие от других мостов, он имеет сложную изогнутую форму.

Технические характеристики моста:

  • длина — 759 м, в том числе центральный пролёт — 168 м
  • подмостовой габарит — 52 м.

Подход к двухъярусному мосту на ЗСДДвухъярусный мост через Морской канал

В прошлом ночной развод мостов отрезал одну часть Санкт-Петербурга от другой. Теперь же новые дороги и мосты связали весь город в единое целое. Так что отмазка типа: «Я не ночевал дома, потому что развели мосты», — осталась, по-видимому, окончательно в прошлом.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: