Новое здание храма
Со временем деревянное строение обветшало и в 1673 году было принято решение его разобрать. На строительство нового здания из кирпича (с использованием оставшихся пригодных материалов от белокаменного строения) потребовалось 10 лет. Освещал его епископ Никита, ранее служивший в Кирилло-Белозерском монастыре. Храм, возведенный зодчим Мелетием Алексеевым и его артелью мастеров из Ярославля, а также шатровая колокольня, сохранились до нашего времени.
У вновь построенного собора была деревянная кровля с четырнадцатью фронтонами, трехаписидный четверик. Одним из новых направлений архитектуры того времени было разделение фасадов, не отразившееся на особенностях внутреннего пространства. В 1739 году, после пожара, строители установили четырехскатную крышу, разобрали хоры, но лестницу, размещенную непосредственно в стене, оставили.
Внешний вид современного собора весьма сдержанный, почти без декоративной отделки. Но есть несколько интересных моментов:
- колончатые наличники;
- карниз с довольно простым профилем;
- скромные входные порталы;
- высота пятиглавия на световых барабанах почти соответствует высоте четверика, в основе которого заложен квадрат;
- произвольная расстановка лопаток;
- оконные наличники на верхнем ярусе выполнены в виде треугольников и объединены с карнизом.
В 1802 году форму глав изменили. С барабанов сбили аркатуру и убрали наличники с окон. Но во время реставрационных работ продлившихся с 1958 по 1963 годы весь декор вновь был восстановлен.
Особенности интерьера
Во второй половине XVIII века в храме разместили резной иконостас с пятью ярусами. В конце XIX он пережил ремонт. В период СССР он не подвергся никаким изменениям, за прошедшие годы отмечается только пропажа нескольких «деталей». Иконостас шестиярусный, выполнен, как и остальной декор, в стиле классицизма. Отдельные исследователи считают, что интерьер храма создан в стиле барокко, что не совсем так, поскольку в конце в XVIII барокко начал уступать по популярности более строгому варианту оформления, в том числе и в малых формах. Даже «Царские врата» — самая «резная» деталь иконостаса, изготовлена в классическом стиле, несмотря на некоторую схожесть с барокко.
Колонны коринфского ордера с капителями задают вертикальное восприятие иконостаса. В XX веке иконы были утрачены и написаны заново уже в новейшее время. Важная деталь скрывается в трактовке современных образов — теперь они не носят «живописного» характера, как было в старину.
Роспись собора проводилась в начале XIX века под руководством протоиерея Михаила Дроздова. В 1890-е росписи были обновлены, когда в соборе начали проводить масштабные ремонтные работы. За годы советской власти росписи были серьезно повреждены и пришли в плохое состояние, им требовалась кропотливая реставрация. В относительной целости сохранилось немного сюжетов, среди них — «Успение Пресвятой Богородицы».
Всегда ваш, Даниил Привольнов.
История
Основание
Первое белокаменное здание Успенского собора было построено по второй четверти XIV века, возможно, около 1329 года. В летописях оно не упоминается, однако в 1980-х годах при раскопках были обнаружены фрагменты его фундамента и отдельные резные каменные блоки. Храм был четырёхстолпный, трёхапсидный.
Вторая постройка
Главный вход в собор.
Новый, трёхкупольный собор бо́льших размеров (ширина внутреннего пространства 10,4 м) был заложен в 1379 году великим князем Дмитрием Донским после первой победы русских войск над Ордой в битве на реке Воже. В следующем году, однако, он обрушился и был достроен только к 1382 году. Это была одна из крупнейших каменных построек Московского княжества. Предположительно, в росписи собора принимал участие Феофан Грек.
В нижнем, основном, храме были освящены два престола: Успения Божией Матери и святого великомученика Димитрия Солунского — небесного покровителя князя Димитрия. В верхнем храме — престол в честь святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причём одна из них была собственноручно вышита женой Иоанна III великой княгиней Софьей Палеолог. Храм славился обширной библиотекой.
С 1581 по 1586 год в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, ставший первым патриархом Русской церкви.
Третья постройка
Второй собор простоял до 1673 года, когда был из-за ветхости разобран. На его месте в течение 10 лет зодчим Мелетием Алексеевым был возведён новый, сохранившийся до наших дней.
В 1804 году храм заново расписали. На церемонию открытия после окончания росписи прибыл будущий святитель Филарет, сопровождавший митрополита Платона (Левшина). В начале XIX века диаконом в Успенском соборе был Михаил Дроздов, отец Филарета; позже он получил сан священника и был назначен в храм Троицы в Ямской Слободе Коломны (нынешний храм Троицы на Репне). Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель Филарет.
В 1920-е годы церковным старостой собора служил Димитрий Вдовин, прославленный Русской православной церковью в 2002 году в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В 1929 году храм был закрыт и разграблен, захоронения коломенских архипастырей разорены.
Современная история
Внутреннее убранство собора.
В 1989 году собор был возвращён Русской православной церкви. Настоятелем стал протоиерей Николай Качанкин. Под его руководством Успенский собор был восстановлен. Также были восстановлены приписные храмы: Храм Тихвинской иконы Божией матери и Храм Воскресения Словущего.
В 2017 году после кадровых перестановок в Московской епархии настоятелем Успенского собора был назначен священник Илия Лукьянов. Протоиерей Николай Качанкин был назначен почётным настоятелем.
С 4 июня 2021 года настоятелем Успенского собора является митрополит Крутицкий и Коломенский патриарший наместник Московской митрополии Павел (Пономарёв).
Царское моленное место
Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано “Сказание о князьях владимирских”, повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.
История
Парк Коломенское был бывшей резиденцией царственных особ Российской державы. Идея строительства церкви пришла царю Михаила Федоровича после освобождения от шведско-польского нашествия. Но возведен собор во времена его сына Алексея Михайловича, когда на свет появился наследник престола. В Коломенском в 1667 году строится новый деревянный дворец, который с возведенным храмом, составил единый комплекс.
Некоторые исторические данные свидетельствуют, что церковь возвели в честь столетия взятия Казани, другие, что заложил Михаил Федорович, а освещение произошло при сыне.
Возвели строение на месте Казанской церкви, где в свое время скрывался Лжедмитрий второй. Именно это побудило царя сделать памятник событиям прошлых лет, убрать прежнее строение и построить новое.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке
Изменения не коснулись церковного шатрового строения, и оно представляет в настоящее времени первоначальный вид. Под крестом имеется начертание, что храм построен на месте деревянной церкви как дань победы над Казанским княжеством сто лет назад. Исторические данные соответствует. Казань была завоевана в 1552 году, а в 1669 году царь Михаила Федоровича издал указ о почитании Пресвятой Богородицы. Строительство было закончено через четыре года.
После смерти Алексея Михайловича значение собора угасает. В семнадцатом столетии Коломенское перестало быть государственной резиденцией. Во второй половине девятнадцатого столетия стали убирать летние дворцы, и храм стал приходским.
В двадцатые годы прошлого столетия собор был закрыт и открыт музей.
В настоящее время церковь открыта ежедневно с 07:30 до 20:00. На входе указано расписание служб в Казанском храме в Коломенском.
Имеется купель для крещения взрослых, церковная воскресная школа и библиотека.
Новомученики храма
Десятки тысяч священнослужителей после революции подвергались страшным пыткам, расстрелам и ссылкам.
Сонм святых пополнился именами тех, кто принял благодать мученической смерти за Христа, не отрекся и умер с молитвой на устах.
Димитрий Вдовин родился и вырос в простой семье, занимался торговлей и служил в храме старостой. С 1922 года по 1927-й, когда было опасно для жизни даже признаться в том, что ты христианин, он служил старостой в Успенском соборе в Коломне. Кратко если рассказать о его судьбе, то нужно отметить главное: ему было предъявлено обвинение в антисоветской пропаганде. Он был арестован вместе с другим духовенством. В 1937 году на допросах он подтвердил, что верующий, поэтому был отправлен в лагерь, где умер от туберкулеза.
После окончания семинарии служил в Успенском соборе в Коломне дьяконом до 1918 года Сергей (Бажанов), затем был рукоположен в иереи, переведен в село Троицкие озерки. Первый раз его арестовали, держали 2 года в тюрьме, а затем отправили в исправительно-трудовой лагерь. Когда он освободился, то продолжил служение. Но в 1937 году отца Сергия снова забрали в Таганскую тюрьму, а через две недели расстреляли и погребли в безвестной могиле.
С 1920 по 1929 годы в храме служил епископ Федосий (Ганицкий). К моменту прихода его в Коломну он уже пережил гонения и аресты, за ним была установлена постоянная слежка. Несмотря ни на что, он служил, проповедовал и просвещал. Он сидел 2 года в Бутырской тюрьме, затем 5 лет в Коломенской. Он был причислен к лику святых в 2006 году как священноисповедник.
Прихожане активно отстаивали служителей, собирали подписи, обращались в органы НКВД. Вполне возможно, что кто-то из них тоже поплатился за это жизнью и свободой. После ареста епископа Феодосия в 1929 году Успенский кафедральный собор в Коломне закрыли, что могли, разграбили и осквернили, уничтожили все иконы, часть резного иконостаса. Но что может сравниться с кровью праведников, которой комиссары залили русскую землю.
Архитектор и внешняя отделка собора
Имя архитектора, создавшего храм Вознесения, доподлинно неизвестно. С наибольшей вероятностью можно сказать, что это был итальянец Петрока Малый. Храм Вознесения в Коломенском по форме напоминает башню. Конструкция храма включает несколько ярусов.
Они расположены в следующем порядке снизу вверх:
- подклет;
- четверик, стены которого украшают треугольные арки;
- три ряда кокошников;
- восьмерик с восьмигранным шатром;
- восьмигранный барабан с маленьким куполом и крестом.
Стена храма, выходящая на восток, ровная, хотя православные церкви традиционно украшают полукруглыми апсидами со стороны восходящего солнца. Наличие галереи, полностью опоясывающей храм, также выделяет его из числа других подобных строений.
Попасть в галерею можно по одной из трех лестниц, каждая из которых ведет на крыльцо с аркой. Основным архитектурным нововведением храма стала крыша в виде восьмигранного шатра высотой 20 м, в то время как высота всего здания составляет 62 м.
История возведения собора
В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.
Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.
Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.
У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.
Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.
Характерные черты шатрового храма
Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.
Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.
После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».
Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.
В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.
Интересные факты про храм, легенды
В Коломенском храм усекновения главы Иоанна Предтечи– один из самых загадочных в России.
Точных сведений о нем мало, зато интересных фактов, загадок и легенд предостаточно:
- К примеру, храм огибает незамерзающий ручей. Его температура в любую погоду равна 4 °С. Такое удивительное природное явление объясняется тем, что вблизи Москва-реки бьют ключи, образовавшиеся во времена Юрского периода. Они пробиваются с большой глубины, поэтому не замерзают даже тогда, когда реку сковывает лед.
- Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском располагается вблизи Голосового оврага, где происходят различные аномалии. Это тоже можно объяснить с научной точки зрения: в данном районе образовался геологический разлом, вследствие чего наблюдается мощное магнитное поле.
- Существует легенда, что под Москвой-рекой находится широкий тоннель, по которому даже на колеснице можно добраться из Дьяково до Николо-Перервинского монастыря, расположенного на другом берегу реки.
Храм усекновения главы Иоанна Предтечи уникальный и загадочный. По мнению многих специалистов, он может стать разгадкой еще большей тайны. Холм в Коломенском, на котором распложено храмовое здание, испещрен пустотами. Возможно, там будет найдена библиотека Ивана Грозного, разыскиваемая уже не одно десятилетие.
Древние и чудотворные святыни коломенской земли (описание, фото).
Однажды, я как экскурсовод сопровождал группу из города Малоярославец. После осмотра достопримечательностей в Коломне мы отправились на автобусе в загородные мужские монастыри. В Бобреневе монастыре я подвел группу к чудотворной иконе Феодоровской и рассказал о ее чудесных проявлениях и помощи людям. Затем мы поехали в Старо-Голутвин монастырь.
Каково же было мое удивление, когда одна из женщин этой группы позвонила мне на следующий день и со слезами рассказала, что ее семейная проблема решилась в этот же вечер после приезда из Коломны домой. Теперь эта женщина часто приезжает в Коломну и каждый раз посещает Бобренев монастырь. И это всего лишь одна из многих историй.
Православная вера много веков объединяла русский народ, давала ему силу, веру и надежду. Храмы, а особенно монастыри, были важными центрами, в которых происходило образование и воспитание русского народа, которые давали мощный толчок развитию культуры и искусства.
Итак, сначала о монастырях.
Истории христианских раритетов
Икона “Державная” — история обретения
В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.
А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.
Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.
Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.
Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.
Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.
Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.
Скульптура Спасителя
Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.
Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.
У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.
Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.
Стиль строения
Это бесстолпный пяти купольный храм с круговой галереей, арочными соединениями и лестничными сходами. Многие конструкции выполняли декоративную роль. Стены храма были оформлены богатой живописью, их драпировали дорогими коврами, материалом, иконы обрамляли полотенцами. Напольное покрытие собора было войлочное.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Александра Невского при МГИМО
Храму иконы Божией Матери в Коломенском была отведена роль семейной церкви при дворцовых палатах. Собор соединялся галереей с дворцом Алексея Михайловича, и это было удобно. Длина переходов к дворцу составляла 50 метров, а ширина 3 метра. Когда царский дворец перенесли в другое место, собор стал церковной обителью Коломенского.
Достоинство строения заключается не в оригинальности архитектуры, а в совершенстве стиля русского православного зодчества.
Святыни:
- чудотворный образ Богородицы «Державная»,
- список образа Казанской иконы Божией Матери,
- святые мощи Сергея Воскресенского и Леонтия Строцюк,
- древняя скульптура Христа в темнице — как бы нетипичный атрибут для русских храмов.
Паломнику[править]
Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00.
Выходной день — четверг.
Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.
Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб.
Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб.
Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают:
Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.
Билеты можно приобрести:
– Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных;
– в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг.
Дополнительные услуги:
– экскурсии в сопровождении экскурсовода музея.
Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена.
Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету
Возрождение духовной жизни Коломны
Духовная жизнь Коломны стала быстро развиваться с 1989 года под руководством и молитвами Николая Качанкина.
Была открыта воскресная школа, в которой дети и взрослые могут изучать Евангелие и Писания, закон Божий, порядок Богослужения, песнопения.
Создание православного братства имени святого благоверного князя Димитрия Донского в 1991 году было значимым событием в Московской епархии. Оно занимается просветительской деятельностью и благотворительностью. Организовано молодежное православное движение, в клубе действуют различные курсы, патриотический клуб, просветительский медицинский центр «Жизнь». В благотворительной столовой питаются сотни семей. Братство издает газету «Благовестник».
В пасхальные дни здесь проходит фестиваль духовной музыки, прекрасные концерты, на которых можно познакомиться с церковным певческим наследием, авторскими произведениями и интересными коллективами.
Благодаря народной любви, молитвам, подвигам святых, храм сегодня существует и открыт для всех желающих посетить богослужение, послушать чудное церковной пение, поставить свечи и подумать о сокровенном.
Как добраться до церкви
Приехать до Коломны можно:
- С Казанского вокзалы Москвы на электричке до станции «Голутвин». Дорога займет 2 часа 30 минут.
- Можно воспользоваться рейсовым автобусом. Автобусы отходят от автостанции «Котельники» и приезжают на автовокзал «Голутвин». Времени на дорогу уйдет 2 часа. От автовокзала до центра Коломны ездят трамваи.
- На машине нужно выехать на Новорязанское шоссе. Дорога займет пару часов.
Более шестисот лет стоит древний собор. Сюда идут и едут люди, чтобы помолиться, подумать. Как и прежде храм-богатырь славит Бога и святых, помогает простым людям обрести душевное спокойствие и уверенность.