Триумфальные ворота на кутузовском в москве: история возникновения и строительства

Триумфальная арка Осипа Бове[ | ]

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 году. Рисунок Ф. Бенуа Триумфальные ворота, 1883 год Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане — Белорусский вокзал Триумфальные ворота, 1931 год Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге: архитектор Василий Стасов возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Триумфальную арку Джакомо Кваренги, сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге.

Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.

Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был утверждён императором 26 апреля 1829 года. 17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки в присутствии московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына и митрополита Филарета. К моменту торжественной закладки в основание уже было забито 3000 свай, а фундамент ворот доведён до уровня земли. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье».

Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.

Надпись на аттике утвердил в 1833 году лично Николай I. Надпись со стороны города гласила:

Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный. 1826

С противоположной стороны была размещена та же надпись на латинском языке.

Из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года.

В 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошёл первый в Москве электрический трамвай. Его линия протянулась от Страстной площади (ныне Пушкинская площадь) до Петровского парка. Кондуктор трамвая объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, Триумфальные ворота обновили и почистили; в день юбилея делегация города возложила к подножию памятника венок. Следующая реставрация ворот была проведена под руководством архитектора Н. Д. Виноградова в середине 1920-х годов.

Демонтаж (1936)

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. В июле-августе 1936 года арка была разобрана, причём бригада архитекторов провела тщательные обмеры, чертежи, зарисовки и фотографирование памятника. Детали ворот и часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано это не было. Чугунные колонны ворот несколько лет лежали на Миусской площади; во время Великой Отечественной войны все они, кроме одной, были переплавлены.

Красные ворота в Москве


Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.

В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским. Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.

Бранденбургские ворота в Калининграде

Первые деревянные врата в Калининграде (тогда — Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.


Бранденбургские ворота в Калининграде входили в систему обороны города и служили укрытием при въезде в него. Это единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

Интересные факты

История Триумфальной арки насыщена интересными фактами.

Ниже представлена самая актуальная подборка:

  • Богиню Нику москвичи в советское время называли по-простому: «Баба с колачём». Это не являлось чем-то оскорбительным. Просто обычному человеку ближе русская женщина с традиционной выпечкой, чем языческая богиня с лавровым венцом.
  • При открытии Триумфальной арки Бове, в церемонии участвовали солдаты Московского гарнизона, которым было выплачено от 2-х до 3-х рублей в зависимости от их ранга.
  • При реставрации в 2012 г. была найдена записка, дотированная 18 октября 1968 г. В ней Фёдор Давыдов, автор этого послания, написал, что он является последним уходившем рабочим по воссозданию монумента.
  • После реставрационных работ в 2012 г. реставраторы заложили капсулу времени потомкам. В ней указали имена всех рабочих, участвовавших в восстановлении памятника. Их количество составило 232 человека. Открытие капсулы произойдёт в 2062 г.
  • На конкурсе «Московская реставрация 2012» арке дали статус лауреата этого мероприятия.
  • В 1834 г. на открытии памятника произошёл казус. На мероприятие пригласили митрополита Филарета, который должен освятить данный памятник. Когда ему открылся внешний вид арки, он отказался это делать. Скульптуры, украшающие ворота, имели языческие корни, что не позволило совершить процедуру освящения.

Знаменитая Триумфальная арка пережила много интересного и необычного в Москве. После полного демонтажа она возродилась снова – в прежнем величии и великолепии.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Монумент до революции и в период СССР

В 1899 году под московской аркой прошёл первый электрический трамвай. Это событие стало важным в истории страны. Трамвайная линия проходила от Страстной площади (сегодня она называется Пушкинской) до Петровского парка.

В 1912 году в Москве отмечали столетний юбилей Бородинской битвы. В честь этого события Триумфальную арку отреставрировали и почистили, а к её подножию московские власти возложили венок. Очередное обновление памятника произошло после Октябрьской революции. Руководил реставрацией памятника русский архитектор Николай Виноградов.

Триумфальные ворота простояли недолго. Поскольку планировалось реконструировать площадь на Кутузовском проспекте, летом 1936 года арку разобрали. Но перед этим архитекторы сделали замеры, чертежи и рисунки сооружения, а также сфотографировали его, чтобы восстановить памятник на площади Белорусского вокзала. Однако этого не случилось, и на месте, где стояли ворота, остались части скульптур и элементы арки, которые затем отправили на хранение в Музей архитектуры. Колонны находились на Миусской площади до Великой Отечественной войны, а затем их забрали оттуда на переплавку, оставив лишь одну.

В 1965 году советская власть всё-таки решила восстановить арку, которая считалась художественной и общественно-исторической ценностью. Для её воссоздания привлекли группу архитекторов:

  • В.Я. Либсона;
  • И.П. Рубина;
  • Д.Н. Кульчинского;
  • Г. Ф. Васильева.

Получившиеся ворота выглядели немного по-другому. Для стен, сводов и цоколя арки использовали железобетон. Облицовку сделали из белого камня. Кордегардии и решётки не стали восстанавливать. Также отказались от подлинных элементов в бывшем монастыре. Заново отлили 150 скульптур и 12 чугунных колонн на основе той, которую оставили во время войны. Высота каждого столба составляет почти 12 м.

На досках изменили надписи, которые заменили строками из приказа главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова. В тексте он восхвалял воинов-победителей и утверждал, что потомки будут о них помнить.

Амурские ворота в Иркутске

Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.


Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Аудиогиды и путеводители по Парижу от Paris10.ru

Путеводитель по Парижу в Вашем телефоне

Оффлайн карта города, метро, советы, кафе и рестораны и лайфхаки

В длинном перечислении побед императора на фасаде арки не упомянута Российская империя. А ведь это именно она возглавляла анти-наполеоновскую коалицию и была разбита под Аустерлицем. Как так получилось?

После подписания Тильзитского договора Франция и Россия стали союзниками. По приказу Наполеона все памятники, которые представляли Россию в униженном виде, были подправлены. Из надписи на арке на площади Каррузель слово «Россия» было убрано, а с Вандомской колонны и памятника Наполеону в Руане, отлитых из трофейных русских пушек, были стерты российские орлы.

Примечания[ | ]

  1. 12 Триумфальная арка(неопр.) . Департамент культурного наследия Москвы. Дата обращения 9 ноября 2014.
  2. Триумфальная площад // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0.
  3. Император Александр — графу Ростопчину. Париж, 18 мая 1814 года
  4. 12 Соболев, 1912, с. 48.
  5. Соболев, 1912, с. 50.
  6. Соболев, 1912, с. 49.
  7. Елена Ржевская — «За тверской заставой».
  8. Михайлов, 2010, с. 419.
  9. 1234Харитонова Е. В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5.
  10. 1234 Михайлов, 2010, с. 420.
  11. Константин Савкин. У Тверской заставы и Белорусского вокзала. История и перспективы развития столичной площади. Архивная копия от 14 октября 2013 на Wayback Machine (беседа с Е. Г. Никулиной) // Архитектурный вестник № 3 (90) 2006
  12. 12 Михайлов, 2010, с. 420—421.
  13. Михайлов, 2010, с. 421.
  14. Триумфальную арку открыли после реставрации
  15. Дмитрий Медведев посетил музей Отечественной войны 1812 года. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5876 (203) 5.09.2012

Площадь Тверская Застава

Фото: mos.ru В 1834 году на площади Тверская Застава появилась величественная Триумфальная арка – она была облицована белым камнем, украшена скульптурами и увенчана колесницей, которой правила богиня победы Ника.

Прежде на этом месте стояли деревянные ворота, которые построили в 1814 году к возвращению русских войск из Парижа. Новый проект был создан по указу императора Николая I архитектором Осипом Бове. На воротах разместили надпись, сообщающую, что воздвигли их в честь «спасителя Отечества» Александра I.

Арка успела застать и XX столетие: на рубеже веков под ее сводом проходил электрический трамвай. В 1936 году арку разобрали, а в середине 1960-х решили восстановить на новом месте, на Кутузовском проспекте. Элементы убранства воссоздавали по старым фотографиям и чертежам. Помогла реконструкторам и авторская копия арки, которая хранилась в Музее архитектуры. Через несколько десятилетий во время реставрации вокруг ворот разбили цветник и установили художественную подсветку.

Красные ворота

Фото: mos.ru 

Исторические Красные ворота в Москве были возведены по приказу Петра I по случаю победы в Полтавской битве. Несколько раз они горели, но их восстанавливали к торжественным событиям – например, к коронации императрицы Елизаветы Петровны. Существуют несколько версий происхождения названия ворот: они могли получить его после реконструкции, когда вновь стали красными, то есть красивыми, а также из-за того, что были выкрашены красной краской, а может, просто потому, что вели в Красное село.

В 1750-е годы ворота были воссозданы в камне архитектором Дмитрием Ухтомским. А в 1927-м их решили снести, поскольку они затрудняли движение городского транспорта.

Демонтаж

В 1936 г. комиссия под руководством А.В. Щусева спроектировала план, согласно которому реконструкции подлежала Тверская застава и её площадь. Ген. план, который предусматривал снос многих зданий, не обошёл стороной и Триумфальную арку. Для неё не нашлось места в новой Москве. Ворота мешали потоку транспорта, поэтому их следовало разобрать.

Архитекторы Академии архитектуры замерили памятник, провели его фото фиксацию в различных ракурсах. На их основе был сделан подробный план конструкции. После этого в 1936 г. строители принялись за разборку. Скульптуры, украшающие монумент, бережно сняли и отправили на сохранение в Музей архитектуры им. Щусева.

Некоторое количество элементов было передано для дополнения комплекса «Бородинская битва». Памятник хотели воссоздать рядом с Белорусским вокзалом на прилегающей к нему площади. Этим желаниям помешали события Второй мировой войны.

Стране требовались большие объёмы ресурсов для поддержания военного потенциала СССР. Колонны арки, выполненные из чугуна, были переплавлены на оружие в 1942 г. Из 12 уцелела лишь одна.

Проблема установки грандиозного памятника

Облик Москвы менялся. Она становилась больше и просторнее. Многие памятники архитектуры не вписывались в новое время. Коллектив «Моспроекта-3», который трудился над проектом восстановления арки, столкнулся с многими трудностями. О.И. Бове расположил своё детище на окраине Москвы. Там она органично вписывалась в местность, являясь центром расположившихся вокруг неё построек.

Согласно новому проекту застройки, Москва была насыщена высокими зданиями. Они как бы скрывали всё величие монумента, которое должно олицетворять мощь и отвагу русского солдата. К тому же, теперь арка должна стать не проезжей как раньше, а отдельным монументом. Рядом с ней не должно быть застроек, ведь иначе она не будет так эффектна.

Именно тогда было принято решение возвести памятник на Кутузовском проспекте посреди 2-х транспортных потоков. Триумфальная арка, помимо прочих значимых сооружений, стала визитной карточкой Москвы, хотя именно будущее месторасположение памятника вызывало немало дискуссий и споров. Спустя много лет стало понятно – архитекторы не ошиблись с выбором места установки.

Демонтаж арки

В 1935 году советским правительством был утвержден масштабный Генплан развития Москвы. В нем предусматривались мероприятия по снесению некоторых зданий, расширению и обновлению проспектов и улиц, возведение новых сооружений, необходимых городу.

Именно в свете выполнения этого плана было осуществлено невиданное ранее для столицы действо: некоторые московские дома были сдвинуты в сторону, освобождая место транспортным магистралям.

Над проектом реконструкции Тверской заставы, ставшей к этому времени крупным транспортным узлом, работала группа архитекторов под руководством А.В. Щусева. Триумфальную арку решили разобрать на время производства земляных работ, и восстановить по их завершении.

С этой целью к демонтажу сооружения подошли со всей ответственностью. Каждый снимаемый элемент подлежал зарисовке, описи, замеру и складированию. Но началась война, которая нарушила многие планы. Все колонны из чугуна (кроме одной) были отправлены на переплавку – воюющей стране нужен был металл.

В декабре 1965 года на заседании Моссовета было принято решение о восстановлении Триумфальной арки, как значимого исторического и художественного объекта.

Особенности

Триумфальная арка возведена в конце Елисейских полей и находится на небольшом возвышении. Ее фасады обращены в сторону полей, спускающихся к Лувру и площади Согласия. По другую сторону находится авеню Гранд-Арме.

Арка имеет П-образную форму и один центральный проем. С обеих сторон есть еще два проема. Верх Триумфальной арки увенчан пятиметровым фризом, барельефы которого рассказывают о великих победах французской армии. Наверху расположена смотровая площадка.

Триумфальная арка – один из ключевых элементов французской Исторической оси, которая состоит из исторических памятников, зданий и улиц, которые располагаются на одной оси (от Лувра до Большой Арки Дефанс). Другое название оси – Триумфальный путь.

Самые красивые триумфальные арки в мире

Триумфальные арки или торжественные ворота, есть во многих городах мира. Не везде они отличаются оригинальностью, размером или интересной историй. Самые красивые арки находятся в Париже, в Нью-Дели, в Барселоне, в Берлине, в Бухаресте, в Римини. Одна из наиболее красивых арок установлена в Москве. О ней написано выше.

Арка Брандербургские ворота (Берлин)

Брандербургские ворота – так называется триумфальная арка, которая была возведена в центре Берлина в 1791-ом году. Эта арка – символ разделения и воссоединения Германии.


Брандербургские ворота — красивейшая достопримечательность Берлина

Берлинскую стену в годы холодной войны начали строить именно от этой знаменитой арки. В 1989-ом году там же после разрушения стены немцы переходили из одной части разделённой Германии в другую.


Брандербургские ворота есть не только в Берлине, но и в Калининграде

Триумфальная арка в Париже

Знаменитая парижская арка, давно ставшая символом города, была установлена в центре французской столицы в 1836-ом году. Её строительство началось по приказу Наполеона, однако результата строительства он не увидел. Арку строили тридцать лет.


Вид сверху на легендарную триумфальную арку в Париже

Высота триумфальной арки – пятьдесят метров. На ней изображены значимые для французской армии сражения и походы.

Арка Ворота Индии (Нью-Дели)

В городе Нью-Дели возведена триумфальная арка, которая похожа на арку в Париже. Она имеет большое значение для горожан. Её построили в 1931-ом году на улице под названием Путь царей.


Триумфальную арку в Мумбаи сравнивают с французской достопримечательностью

Сорока восьми метровый монумент возвели после окончания Первой Мировой войны. На нём есть все имена воинов, погибших в эти страшные для Индии годы.

Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте[ | ]

10 декабря 1965 года Совет Министров СССР, учитывая «…большую художественную ценность и общественно-историческое значение…», принял Постановление № 1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в г. Москве».

В 1966—1968 годах по проекту коллектива архитекторов (И. П. Рубен, Г. Ф. Васильева, Д. Н. Кульчинский) под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона копия Триумфальной арки была сооружена на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».

При сооружении ворот были использованы обмерные чертежи и зарисовки ворот 1936 года, а также авторская модель сооружения, хранившаяся в Музее архитектуры. Однако копия ворот отличается от оригинального сооружения. Так, в конструкциях стен, сводов и цоколя новых ворот вместо кирпича использовали железобетон, облицовку белым камнем заменили на крымский известняк сероватого оттенка и гранит, кордегардии и решётки не восстановили. Сохранявшиеся на территории бывшего Донского монастыря подлинные детали, статуи и чугунные рельефы использованы не были — более 150 скульптур отлили заново на Мытищинском заводе. По деталям единственной уцелевшей чугунной колонны на отлили 12 новых.

Тексты на памятных досках при восстановлении ворот также изменили: со стороны Можайского шоссе поместили часть надписи с закладной доски 1829 года, а со стороны города — строки из приказа М. И. Кутузова от 21 декабря 1812 года, обращенного к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нём громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Торжественное открытие ворот состоялось 6 ноября 1968 года.

Реставрация (2012)

В феврале 2012 года в ходе подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года на Триумфальной арке начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. До начала работ мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии.

Ремонтно-реставрационные работы выполняло ГКУ «Мосреставрация». В результате была заменена большая часть пришедшей в негодность облицовки, проведена расчистка каменных стен и скульптурных групп, а также выполнены реставрационные работы по металлическим скульптурным элементам, не подлежавшим демонтажу. В ходе работ пришлось снимать венчающую врата колесницу и скульптуру богини Ники. 31 мая 2012 года статуя была установлена на прежнее место. Общая стоимость работ составила 231,5 миллиона рублей.

Открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось 4 сентября 2012 года. На церемонии открытия присутствовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о планах соорудить на воротах смотровую площадку.

Расположение и как добраться

Чтобы увидеть этот архитектурный шедевр, нужно отправиться на площадь Победы. Арка возвышается посреди транспортных потоков Кутузовского проспекта. Добраться до неё можно самым удобным способом – на метро. Возле монумента пролегает Арбатско-Покровская линия. Выйти нужно на остановке «Парк Победы».

Автобусные маршруты
Остановка Номер автобуса
Учебный Центр РС МТС 798; 127; 732; Т39
Метро Тропарёво 816; 1056; 442
Метро Крылатское 732; 840
Strabucks 100; 39; 155; М2
ТРК «Krylatsky Mall» 732; 840

Стоит учесть, что на метро время поездки значительно меньше, чем на наземном транспорте.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Белгородская крепость в Белгороде — чем уникальна, исторические факты и экскурсии.

Интересные факты

В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.

Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.

Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).

В лучах багряного заката

Поднимитесь сюда в вечернее время, чтобы застать часть дня, а затем стать свидетелями торжественного ухода великого светила, и вы сможете сделать невероятно красивые фото с Триумфальной арки. Солнце садится степенно, даже пафосно, окрашивая небо в пурпурные тона и проходя сквозь врата Ла-Дефанс, соединяя их золотыми лучами с аркой Наполеона.


Закат в Париже

На несколько мгновений солнечные лучи объединяют своды в одно целое, нанизывая их, и одновременно заливая улицу волшебным сиянием, которое множится, отражаясь от сотен тысяч окон. А если развернуться на 180 градусов, центральная улица увлечет вас к самому роскошному королевскому дворцу – Лувру, купающемуся в теплых красках уходящего дня.

Не пропустите момент, когда на Эйфелевой башне с наступлением сумерек зажигаются фонари. Этому моменту предшествует небольшое шоу с мигающими огнями, длящееся 3 минуты. Зимой представление начинается в 21:00, летом – в 22:00. Это трогательное и очень красивое зрелище, на которое обязательно стоит посмотреть.

Внешний вид

Триумфальные ворота выполнены в простом и строгом стиле по образцу древнеримских дворцов. Представляют собой грандиозное сооружение высотой более 30 м, шириной 28 м, размер арки с внутренней стороны составляет 8 м х15 м. Со всех сторон строение окружено двенадцатью колоннами, украшенными коринфскими капителями (капитель – венчающая часть колонны) диаметром 1 м. Декор по древним античным образцам выполнен в виде канелюр (вертикальный желоб колонны).

На стенах создатели поместили благодарственную надпись от всего народа России, текст на аттике гласит: «Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное отечество». Также были увековечены названия гвардейских полков, участвующих в военных действиях 1812 года, среди которых Уланский, Казачий, Гусарский, Драгунский. С западной стороны золотыми буквами написаны названия кавалерийских соединений, с восточной – перечислены пехотные части. Другая надпись напоминает о сражениях, в которых принимали участие наши войска, в том числе в населенных пунктах: Бородино, Лейпциг, Париж и других.

Скульптуры арки

Осип Иванович Бове, работая над проектом, видел все сооружение в целом, включая элементы декорирования. Он сделал множество рисунков, набросков, эскизов фигур и других элементов, которыми пользовались скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев.

Скульптуры из чугуна были отлиты на Мышечском заводе (г. Алексин Тульской губернии). Черный цвет декора выгодно контрастировал с белой облицовкой арки. После демонтажа в 1936 году все сохраненные части были переданы в Музей Архитектуры.

На воссозданной Триумфальной арке часть скульптур – копии, они были изготовлены по гипсовым слепкам. Подлинные композиции и рельефы – колесница с Победой, фигуры воинов, образы Твердости и Храбрости, а также летящие Славы вернулись на памятник после реставрации.

Неиспользованные элементы декора арки Бове выставлены в экспозиции в Скульптурном дворике Музея архитектуры по адресу: ул. Воздвиженка, 5/25.

Композиция «Изгнание французов»

На горельефе изображен жестокий рукопашный бой на фоне кремлевской стены. Под натиском русских воинов французы бегут, бросая оружие и оглядываясь в ужасе. На первом плане – могучий воин с мечом в руке, на его щите – герб России, у ног – поверженный враг с обнаженным торсом.

Фигуры на переднем плане композиции и в ее глубине отличаются по размерам, что обеспечивает объемность сцены. Крупные части горельефа выполнены тщательно, почти ювелирно, создавая ощущение живых тел и напряженность обстановки.

Композиция «Освобожденная Москва»

Красивая женщина-Москва, одетая в сарафан, с короной на голове полулежит в свободной позе. Фоном служат кремлевские зубчатые стены. Она опирается на щит с изображением Георгия-Победоносца, поражающего копьем змея.

Москва окружена мифологическими богами и простыми людьми: старцами, отроками, женщинами. Ее рука с благодарностью протянута к Александру I, освободившему город и народ от захватчика-Наполеона.

Перенос Триумфальной арки

С окончанием войны Москва начала своё грандиозное воскрешение. Отстраивались дома, реставрировались повреждённые архитектурные памятники. Вспомнили и про демонтированную арку. На Совете Министров СССР в 1965 г. 10 декабря был принят план о её строительстве.

Сооружением нового памятника занималась группа архитекторов под руководством реставратора В.Я. Либсона. В её число вошли: Кульчинский, Рубен, Васильева. Благодаря им удалось воссоздать практически копию прежнего монумента. Сменилось прежнее месторасположение памятника.

Триумфальная арка в Москве теперь стояла недалеко от Поклонной горы на Кутузовском проспекте. Под ней больше не проходила проезжая дорога. Из-за нового месторасположения арки получился небольшой казус. Теперь лицевая часть стала обращена в сторону прихода Наполеона, как бы встречая его. Хотя изначально смысл был другой: приветствовать русских воинов.

Благодаря сохранившимся чертежам, была проведена копотливая работа по воссозданию памятника. В ходе её было восстановлено несколько тысяч деталей, составлявших общую композицию сооружения. Те, которые были утеряны безвозвратно, были заменены.

Изменения в конструкции арки:

  • Несущие конструкции были сделаны из железобетонных блоков (изначально был кирпич).
  • Использовавшийся ранее белый камень для облицовки арки был заменён на известняк из Крыма и гранит.
  • Не восстановили кордегардию и решётки.
  • Крыша памятника была покрыта теоколовой мастикой с проложенным стекловолокном (прежде тут находился рубероид).
  • Медное покрытие с усиленной системой крепежа сменило цинковое.
  • Сохранённые статуи не были установлены вновь. На заводе в Мытищах были отлиты их копии.
  • Символы на плитах памяти был изменены. Так появились новые строки о мужестве народа, взятые из приказа Кутузова М.И. Это позволило приурочить Триумфальный монумент к одержанным победам над противником в двух войнах: 1812 и 1945 гг.

Арку строили с применением передовых технологий того времени. Открытие монумента 6 ноября 1968 г. происходило торжественной обстановке. С того дня она вновь стала воротами в столицу на главном маршруте Москвы.

Воскресенские ворота

Фото: mos.ru 

На берегу реки Неглинки в середине XVI столетия установили ворота. Они выполняли охранную функцию: их запирали на ночь и открывали с наступлением дня, когда начиналась торговля в местных лавках.

Горожане называли ворота по-разному, но чаще всего по имени реки – Неглинными. Было и второе название – Курятные, поскольку те стояли у курьи реки, то есть русла. Кроме того, было и третье имя – Львиные ворота. Дело в том, что Иван Грозный велел на некоторое время разместить у ворот львов – дар английского короля Филиппа, чтобы все могли полюбоваться роскошным презентом.

В XVII веке царь Алексей Михайлович встречал у ворот присланную с Афона копию иконы Иверской Божьей Матери. По преданию, чудесный образ несколько раз переносился к воротам Иверского монастыря и потому назван Привратницей. Русский царь решил не нарушать традиции – он принял список иконы у Неглинных ворот и здесь же поручил построить часовню. С тех пор появилось еще одно название ворот – Иверские. В советскую эпоху ворота были демонтированы, а в 1990-е годы их восстановили и назвали Воскресенскими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: