Монумент «рабочий и колхозница»

Памятник «рабочий и колхозница» — уникальное наследие социалистической эпохи

Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»

Почти 70 лет памятник простоял в первозданном виде. В 2003 году было решено провести его реставрацию. Работы закончили только в 2009 году, их общая стоимость составила чуть больше 2,9 миллиардов рублей.

Что было сделано:

  • проведены все необходимые замеры и расчеты;
  • спроектирован новый каркас, состоящий из несущих, промежуточных и конструктивных элементов;
  • разработаны новые материалы с высокой устойчивостью к коррозии;
  • проведен компьютерный спектральный анализ каждой из 40 частей, на которые разобрали памятник;
  • проведена рентгенография более 1 миллиона сварных точек;
  • выполнена очистка всех элементов памятника и их последующая обработка уникальной антикоррозийной пастой, которой понадобилось около тонны.

Новый павильон стал напоминать проект Б. Иофана, только вот из-за размеров выделенного участка земли его длину пришлось уменьшить до 66 м. Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.

Изготовление памятника и павильона

После утверждения эскиза надлежало приступить к созданию уменьшенной модели памятника «Рабочий и колхозница». Чтобы свести к минимуму вероятность неточностей и ошибок, она должна была быть не менее одной пятой от оригинального размера скульптуры. На это у Мухиной уже не было времени.

Помог Львов П. Н. — главный инженер завода от Института машиностроения и металлообработки. Он предложил Вере создать метровую модель скульптуры, которую взялся увеличить потом в 15 раз! Он же предложил использовать хромоникелевую сталь для отливки деталей и разработал технологию точечной сварки для их соединения.

Шаблоны деталей делали из дерева. Стальные элементы выколачивали уже по ним. Для голов эта технология не подходила, поэтому пришлось изготавливать глиняные болванки.

Некоторые цифры о процессе изготовления памятника «Рабочий и колхозница»:

  • работа велась в 3 смены;
  • к монтажу было привлечено 160 человек;
  • 30 метров и 5 тонн — таким получился изящный шарф «колхозницы»;
  • для работы использовали кран 35 м высотой со стрелой 15 м;
  • толщина досок для шаблонов составляла 15 см;
  • каркас скульптуры весил 63 т;
  • вес обшивки — 12 т;
  • толщина обшивки — 0,5 мм.

Сразу после изготовления всех деталей памятник был готов к транспортировке в Париж.

Причина создания памятник и проектные конкурсы

В 1937 г. столица Франции город Париж организовывал Всемирную выставку. Советский Союз тоже принимал участие в этой выставке и у него был свой павильон. Вот для украшения выставочного павильона и нужна была оригинальная скульптурная композиция.

Для определения композиции, проводился конкурс проектов на создание скульптуры. В итоге в финале оказались 6 групп скульпторов-претендентов со своими проектами. Это были представители ещё старой художественной школы и советские художники и мастера.

  1. Мельников К. – русский и советский архитектор и художник.
  2. Щусев А. – русский и советский архитектор.
  3. Щуко В. и Гельфрейх В. – русские, советские архитекторы.
  4. Гинзберг М. – советский архитектор.
  5. Иофан Б. – советский архитектор.
  6. Алабян К. и Чечулин Д. – советские архитекторы.

После тщательного анализа всех проектов, специальная комиссия выбрала проект Бориса Иофана, посчитав его лаконичным, лишенным ненужной декоративности, отсутствием рекламности, а главное правильным с точки зрения идеологии. Он олицетворял союз рабочих и крестьян – основу советского строя.

При окончательном создании памятника авторам необходимо было учесть, что скульптура – это главный элемент стиля, она динамично продолжает композицию самого павильона. Также следовало учитывать, что высота павильонного строения – почти 35 метров, а если считать и высоту скульптуры – 60 метров.

Первым образцом для победившего проекта стала бронзовая скульптура «Тираноборцы», созданная в античное время – в V в. до н.э. Вторым – мраморная скульптура «Ника Самофракийская».

MOSCOW – AUGUST 23, 2016: Famous soviet monument Worker and Kolkhoz Woman (Worker and Collective Farmer) of sculptor Vera Mukhina. Made of stainless steel in 1937.

Для решения пластической проблемы будущего памятника провели еще один конкурс с участием пяти скульпторов. Компетентная комиссия во главе с В

Молотовым обратила внимание на проект В.И. Мухиной

Было предъявлено требование, убрать некоторые излишества, внесены изменения, связанные с одеждой, и 11.11. 1936 г. проект Мухиной был утверждён.

Как создавался символ СССР

Памятник создавался на двух заводах. Рабочие завода «Стальмост» сделали конструкционный каркас, работники опытного завода, занимающегося машиностроением и металлообработкой, изготовляли составные части оболочки. Большую помощь в создании монумента оказал профессор П.Н. Львов, который предложил использовать сталь с добавлением хрома и никеля. Это был очень прочный сплав, и он отражал свет лучше цветных металлов. По его предложению при создании композиции новая технология сварочных работ, что позволило отказать от заклепок.

При создании памятника трудилось более 150 человек. Работа шла в три смены. Огромные детали памятника требовали новых подходов к его сборке. Пришлось использовать огромный подъемный кран с длинной стрелой. Работа продолжалась больше трех месяцев. Только один каркас статуи весил 63 тонны, внешние оболочки в сумме – 12 тонн. Когда сборка была окончена, памятник осмотрела специальная комиссия, а потом И.В. Сталин. Только после этого началась подготовка скульптура к перевозу во французскую столицу.

Выставка в Париже и дальнейшее судьба памятника

Чтобы огромный монумент можно было перевезти в Париж, он был разобран на 65 частей, которые уложили в специальные коробки. На перевозку памятника и дополнительного оборудования использовалось 28 вагонов. Поездка проходила через всю Европу. По дороге было немало происшествий.

По прибытию в Париж начался процесс возведения павильона и установка скульптуры. Все это было сделано в два раза быстрее запланированных сроков.

Выставка открылась 25.05. 1937 года. Памятник «Рабочий и колхозница» стал триумфом искусства СССР.
После окончания выставки Франция предложила купить памятник, но было решено вернуть его домой. Обратно разобранные части скульптуры везли на открытых платформах, что привело к многочисленным повреждениям. Многие детали требовали переделки. После долгих дебатов памятник установили на ВСХВ.

В конце 90-х гг. выяснилось, что состояние скульптуры критическое. Необходима была серьезная реставрация. Реставрационные работы проходили в 2003-2009 гг. Новое открытие памятника было 4.12.2009 г.

Музейный центр

Новый опорный павильон построен по современным технологиям. Пространство поделено на 4 яруса. 1-й этаж обустроен помпезно в стиле советской классики: мраморная отделка стен и полов, красивые колонны, массивные двери, ручки из латуни, бронзовые светильники.

Верхние этажи, оформленные в стиле минимализма, отведены под выставочные залы. На фоне лаконичного убранства предметы экспозиции выходят на первый план. В здании хорошо продумана инфраструктура: комфортные лифты, пологий пандус между ярусами, комната матери и ребенка, зона отдыха с комфортными кожаными диванами.

Сразу после реконструкции монумента в здании открылся музей с экспозицией, раскрывающей историю создания советского шедевра в фотографиях, макетах, памятных предметах. В 2022 году стационарную экспозицию расформировали. Сейчас в залах проходят временные выставки, на которых музеи со всей России представляют свои лучшие коллекционные экспонаты.

В рамках просветительской программы ВДНХ в павильоне проводятся бесплатные тематические лекции, семинары, киносеансы и иные образовательные мероприятия. Некоторые мероприятия проходят у подножия гигантов, на крыше павильона, откуда открывается великолепная панорама на московские улицы. Выставочный центр работает с 12.00 до 22.00. Выходной день — понедельник.

Как добраться до монумента «Рабочий и колхозница»

Памятник «Рабочий и колхозница» расположен в Останкинском районе Москвы и установлен прямо у входа ВВЦ. Доехать сюда можно любым способом. Если отправиться на собственном автомобиле, припарковать его можно будет в удобной подземной парковке, расположенной у выставки. Воспользовавшись услугами такси, можно доехать сюда абсолютно без проблем из любого района столицы.

Можно отправиться прямо до места на метро. Это особенно удобно, когда весь город стоит в пробках. Если выйти на станции метро «ВДНХ», то до монумента нужно буквально 10 минут пройти пешим ходом. Из центральных районов столицы, например, от станции «Библиотека имени Ленина», можно также доехать до станции «ВДНХ», но придётся добираться с пересадкой. Время в пути не составит более 30 минут.

Можно воспользоваться услугами наземного транспорта. Примерно в 100 метрах от монумента расположена остановка «Улица Сергея Эйзенштейна», где проходит маршрут трамвая №17. Сюда же довезут несколько автобусных маршрутов и городское маршрутное такси. Интервал движения общественного транспорта столицы, проходящего здесь, достаточно удобен, долго стоять в ожидании не придётся.

Практически все посетители ВВЦ останавливаются у памятника «Рабочий и колхозница». Среди них жители столицы и гости города, молодёжь и люди преклонного возраста. Для каждого из них монумент значит многое. Для молодёжи это возможность окунуться в историю страны. А пожилым людям памятник особо важен, ведь они сами стали частицей той истории, которая навечно запечатлена в памяти народа.

Символизм деталей и описание памятника «Рабочий и колхозница»

По замыслу Б. Иофана, фигуры должны логично слиться с архитектурой павильона, где они были установлены. Они будто двигались вперёд, шаг в шаг, в руках у них были серп и молот — символы Советского государства. Однако скульптура получилась слишком вертикальной, ей явно не доставало динамики и лёгкости. Автор попытался скрыть этот недостаток с помощью развивающегося полотнища, расположенного на бёдрах мужчины.

Это никак не спасло ситуацию, в результате достаточно сырая идея памятника была передана Вере Мухиной, которая считала, что каждая фигура должна была отразить собственную неповторимую специфику, никак не связанную с существующей архитектурой павильона. Более того, она смущала её, поскольку павильон был похож на пьедестал для скульптуры и значительно искажал её параметры.

Мучительно долгие творческие поиски помогли принять единственно верное решение использовать для скульптурных объёмов принцип горизонтального построения. В результате воплощения в жизнь оригинальной идеи в руках женщины появился знаменитый шарф, который придавал всей композиции стремительность и динамику, гармонично связав фигуры с конструкцией павильона. Эффект усиливался разлетающимися складками юбки.

Другая новаторская идея известного скульптора позволила превратить грузные фигуры в утончённую летящую композицию, благодаря появлению свободного пространства между некоторыми деталями статуи. Монумент стал ещё динамичнее и изящнее. Однако согласование первоначального эскиза сопровождалось множественными эксцессами, в результате чего понадобилась его существенная доработка.

Изначально обнажённую фигуру рабочего необходимо было одеть, так на нём появился комбинезон. Колхозницу надлежало избавить от мешков под глазами. Кроме того, приёмной комиссии оказался не по душе пресловутый шарф. В. Мухина пыталась доказать, что без него утратится связь с павильоном. Её мнение было услышано, но определённую уступку пришлось сделать. Было решено оставить от сдвоенного шарфа лишь одну полосу.

Когда эскиз был единогласно утверждён, необходимо было создать уменьшенную копию памятника. Чтобы избежать ошибок и неточностей, размер её должен был быть не менее одной пятой от существующих оригинальных параметров. На эту работу у Мухиной совсем не оставалось времени. На помощь пришёл главный инженер машиностроительного завода Пётр Львов, который предложил изготовить метровую копию памятника.

Он взялся увеличить изготовленную копию в 15 раз. Специалист предложил использовать для отливки отдельных деталей хромоникелевую сталь, самостоятельно разработал технологию точечной сварки, чтобы их соединить. Стальные элементы создавали по деревянным шаблонам. Изготовить головы таким способом было невозможно, для их создания были изготовлены специальные глиняные болванки.

Практически 70 лет монумент стоял в своём первозданном виде, что не могло не сказаться на его состоянии. В 2003 году началась реставрация, которая продлилась целых 6 лет. Был выполнен огромный масштаб работ, создан новый прочный каркас, разработаны современные антикоррозионные материалы, проведён спектральный анализ каждого отдельного элемента композиции и рентгеноскопическое исследование сварных швов.

Конструкция обновлённого павильона практически полностью напоминала изначальный проект, который разрабатывал Б. Иофан, однако выделенный для его установки участок территории оказался сравнительно небольшим, поэтому длину сооружения пришлось сократить до 66 метров. Главный фасад павильона украшает герб СССР, который создавался в 1937 году, специально к парижской выставке.

Увидеть сегодня монумент «Рабочий и колхозница» можно на территории современного ВВЦ, можно посетить и нынешний павильон, который разделён на несколько этажей. Здесь проводятся всевозможные выставки и конференции. Постоянно действующая экспозиция рассказывает об истории создания памятника. Здесь много архивных документов и исторических фотографий, личных вещей авторов проекта В. Мухиной и Б. Иофана.

Верхние этажи павильона выполнены в стиле минимализма. Все помещения отданы под выставочные залы. Лаконичное внутреннее убранство оттеняет уникальные предметы экспозиции, выводя их на первый план. Помещения прекрасно оборудованы, отлично продумана инфраструктура — удобные лифты, просторная зона отдыха с мягкими кожаными креслами, комната матери и ребёнка, удобные пандусы для инвалидов.

Влияние

Советская выставка собрала 270 наград, из них 95 — Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, шесть бронзовых медалей, более полусотни дипломов. Ошеломительный успех в Париже заставил власть серьёзнее взглянуть на скульптуру, сделанную исключительно для павильона: в 1939 году памятник установили у входа в ВДНХ. В 1948 году «Рабочий и колхозница» стали официальным символом киностудии «Мосфильм». Неоднократно выходили серии марок и коллекционные монеты с изображением статуи.


Кадр: фильм «Джентльмены удачи»

Для рекламы сигарет «Ява золотая» были разработаны постеры с «Рабочим и колхозницей», в руках которых вместо серпа и молота была пачка сигарет. Швейная фабрика «Монолит» сделала изображение своим логотипом. Лианозовский ликёроводочный завод печатал его на этикетках.


Изображение: текстильное объединение «Монолит»

«Рабочий и колхозница» задали тренд — изображение людей простых профессий в качестве героев нового времени. В 1954 году на арке главного входа ВДНХ появилась скульптура, изображающая людей, которые поднимают над головами сноп колосьев. Этот монумент, «Тракторист и колхозница» Сергея Орлова, — явный оммаж «Рабочему и колхознице».


Фото: roundex / Shutterstock

С приобретением культового статуса изображение скульптуры стали использовать в дизайне в качестве символа советской эпохи и идеологии. Им украшают посуду, печатают на одежде, плакатах, используют в полиграфии, делают статуэтки и даже подстаканники.


Фото: артель «Варка подарка» / livemaster.ru

Растиражированный образ традиционно апроприировал китч. Например, работа известного соц-артиста Александра Косолапова — скульптура «Рабочего и колхозницы» с головами Микки-Мауса и Минни-Маус — подчёркивает «попсовость» монумента.

Троцкий в юбке

Всемирная выставка 1937 года проходила с 25 мая по 25 ноября под девизом: «Искусство и техника в современной жизни». Оформление выставочного павильона придумал архитектор Борис Иофан. На создание скульптуры был объявлен конкурс, проект Мухиной признали лучшим. Работа над статуей заняла два месяца, делали ее на опытном заводе Института машиностроения.

Когда композиция была почти готова, в мастерской появились Молотов и Ворошилов. Долго ходили кругами: искали в складках шарфа «колхозницы» лицо Троцкого — кто-то пустил слух об этом. Не нашли. «Что хорошо, то хорошо», — с облегчением произнес Молотов. «Что здорово, то здорово», — развил мысль Ворошилов.

Интересные факты

Перечень:

В качестве натуры для Рабочего Вера Мухина привлекла двух человек: артиста балета Игоря Басенко и красивого мускулистого парня «пролетарской» внешности строителя Сергея Каснера, участника парада физкультурников

Для женской фигуры позировала телефонистка Анна Богоявленская, на которую скульптор случайно обратила внимание на прогулке в парке.

Для установки скульптурной композиции на Парижской выставке из Москвы доставили специальный кран, стойка которого крепилась на тросах. За несколько дней до окончания монтажа и открытия выставки заметили, что один из тросов подпилен

Кран мог рухнуть в любой момент и испортить монумент. Крепеж заменили и в целях безопасности выставили охрану у павильона.
В 1998 году для привлечения внимания к плачевному состоянию статуи группа художников провела оригинальную акцию. Они облачили исполинов в рабочую одежду 560 размера, изготовленную по специальному заказу, провели митинг и концертную программу. Необычное мероприятие возымело свое действие, как и письма москвичей с просьбой спасти близкий сердцу каждого россиянина памятник от разрушения, и подтолкнуло власти к принятию решения о реставрации знаменитого культурного объекта.

Скульптурный дуэт Рабочий и колхозница, вписавший триумфальную страницу в историю советского искусства, в отличие от стандартных памятников своего времени стал по-настоящему легендарным произведением.

На него по-прежнему смотрят как на символ возвышенных человеческих принципов, которые культивировались и прививались в Советском Союзе. Статуя с заложенным в ней образом гуманизма, сплоченности, трудового и творческого стремления будет актуальна в любую эпоху и навсегда останется предметом гордости россиян.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Статуя Рабочий и колхозница сегодня

Реставрация

Реставрационные работы, начатые в 2003 году по решению столичных органов власти, проводились поэтапно в течение 6 лет. Общий объем затрат составил около 3 млрд. руб. На первоначальном этапе скульптуру демонтировали, разобрав на 40 элементов. Детали исследовали методом спектрального анализа и выявили, что десятая часть конструкции подлежит полной замене, остальные элементы можно восстановить.

Новые детали изготовили из современных материалов с высокой стойкостью к коррозии. Важным этапом восстановительных работ стал процесс очистки. За 7 десятилетий грязь от выхлопных газов, осадков, птичьего помета образовала на стальных фигурах большие и плотные сталактиты. Для их растворения был использован специально созданный активный токсичный состав.

После чистки все элементы обработали инновационной пастой, повышающей в несколько раз сопротивление материалов воздействию агрессивной внешней среды. Статуя Рабочий и колхозница базируется в новой редакции на тройном, более технологичном каркасе.

Современная опора вдвое тяжелее прежней конструкции, поскольку реставраторы заложили в нее нагрузку на сильные порывы ветра. Скульптурной группе вернули визуальную динамику, установив на самую высокую ступень павильона, копию изначального авторского сооружения.

Споры о правообладании

Изображение знаменитого произведения не раз фигурировало в рекламных компаниях различных предприятий. Сын скульптора, Всеволод Замков, в 1999 году подписал договор с производителем табачной продукции «Ява» и разрешил использовать узнаваемый символ в рекламных целях.

Одновременно одна из столичных юридических компаний от его лица подала иск в суд на несколько предприятий (в том числе, «Мосфильм») за свободное использование изображения скульптуры в качестве товарного знака. Компенсацию по иску предполагалось перечислить на реставрацию памятника.

Суд в рассмотрении дела отказал. Как выяснилось, Вера Игнатьевна подписала официальное разрешение на использование киностудией ее работы, поэтому в претензии наследника не было основания.

Партия «Справедливая Россия» пыталась запретить в судебном порядке КПРФ использовать в агитационных целях символ советской эпохи. Однако суд не усмотрел никакого нарушения закона об авторских правах в действиях Коммунистической партии.

Использование в символике

  • Считается, что скульптура стала символом советской (ныне российской) киностудии Мосфильм с 1947 года. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва». Впервые изображение «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появилось в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы. Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года — «Лауреат ВВЦ»).

Кино

  • Сразу после установки в Москве в июле 1939 года, скульптуру увидели на киноэкранах миллионы советских зрителей в фильмах «Подкидыш» (1939 г.) и «Светлый путь» (1940 г.)
  • Скульптура показана в мультфильме «Белка и Стрелка. Звёздные собаки». Скульптура попала во фрагменты фильмов «Дневной Дозор (фильм)» и «Утомлённые солнцем».

Исторические факты возникновения

История нам рассказывает, что для экспозиции в Париже выставочного комплекса «Современное искусство», нужен был монумент, который предполагалось установить в зале экспозиции Советского союза. Сам зал для выставки возводил и создавал советский архитектурный автор Б.М.Иофан, который в процессе строительства уже вынашивал замысел будущего экспоната выставки. Именно рабоче-крестьянским символом он был вдохновлен, и предложил эту идею для воплощения.

Идея эта родилась у скульптора при осмотре греческих изваяний, «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская» — как символов победы над господством тиранов и господ. В Советском союзе создали конкурс, в нем участвовали со своими работами видные советские авторы-скульпторы. И проектный эскиз В.И.Мухиной был выбран, как наиболее соответствующий духу тогдашней современности.

Первоначальным этапом к подготовке создания колоссального проекта, стала гипсовая фигура макета, созданная Мухиной при Институте машиностроения и металлообработки, который предоставил экспериментальный цех для работ.

Выставка «современное искусство» состоялась в Париже, в 1937 году, и по завершении ее статую демонтировали. Однако, композиция была значительно повреждена, и при перевозке некоторые детали безвозвратно испорчены. И лишь спустя 2 года, при новом возведении монумента, поврежденные части были заменены на новые, но уже не в первоначальном виде — общий вид скульптуры выглядел иначе, чем оригинал.

Установка скульптуры проводилась в спешном порядке — было запланировано приурочить ее к торжественному открытию павильона ВДНХ, что сказалось на высоте возвышения для скульптуры. Он оказался в 3 раза меньше, чем тот, что был установлен под скульптуру в Париже.

Архитектор и автор проекта Мухина яростно боролась против такого решения — по ее словам, весь замысел композиции просто сводился на нет, из-за нарушения пропорций. Но изменений не последовало. Долгие годы великолепная скульптура просуществовала на низком и не соответствующем размерами постаменте.

В 70-ые годы прошлого столетия монумент отреставрировали. И не прошло и 10-ти лет, как было принято решение найти для монумента другое местоположение. Местоположение выбирали на конкурсной основе, в ходе которого можно было бы выбрать будущее расположение монумента в столице. Были варианты установить его на Крымском валу, у Государственной картинной галереи, но идея осталась не исполненной.

История создания памятника «Рабочий и колхозница»

Скульптура «Рабочий и колхозница» была задумкой известного архитектора Бориса Иофана, разработкой которого стал величественный Дом советов, украшенный фигурой вождя пролетариата В. И. Ленина, высота монумента составляла 100 метров. Она должна была возвышаться на месте нынешнего храма Христа Спасителя. Началась война, которая помешала реализовать в жизнь грандиозный проект.

В своём первоначальном виде фигуры должны были быть обнажены. Прообразом для них послужила известная скульптура тираноборцев, созданная в Древней Греции как символ афинской демократии. Однако приёмная комиссия не одобрила первоначальный проект и велела скульптуры «одеть». В результате в руках колхозницы появился шарф — своеобразная драпировка, скрывающая тело. Изготавливали его достаточно долго.

В результате был донос на В. Мухину, будто она специально затягивает работу и отодвигает срок сдачи памятника. Для большей убедительности доносчики сумели усмотреть в складках шарфа черты лица Л. Троцкого, который тогда считался врагом страны. Подобная клевета никак не повлияла на творчество и судьбу скульптора. На открытие монумента приедет сам И. В. Сталин, который не увидит здесь никакого Троцкого.

Прототипом для фигуры колхозницы была телефонистка, работавшая в НКВД, Анна Богоявленская, славящаяся своей красотой и спортивным телосложением. Рабочего создавали сразу с двух прообразов. Фигуру лепили с танцовщика И. Басенко, а лицо готовой скульптуре «подарил» строитель С. Каснер, поскольку профилю и анфасу танцора, по мнению авторов проекта, не хватило пролетарского вида.

Собранный из 65 частей уникальный монумент произвёл настоящий фурор на выставке в Париже. Французы дружно ахнули от неописуемого восторга, газеты и журналы назвали скульптуру В. Мухиной монументальным произведением современности. Работа мастера получила гран-при, после чего французы захотели приобрести монумент, однако подобная символичная композиция должна была вернуться на родину.

В 1970-х годах появилась идея перенести монумент на другое место — на стрелку, расположенную неподалёку от знаменитого Дома художников на Крымском Валу, однако памятник порядком обветшал и в таком состоянии не был готов к переносу. Решено было оставить его на старом месте, а на стрелке установили памятник Петру Великому работы знаменитого Зураба Церетели.

Многие годы скульптура «Рабочий и колхозница» служила заставкой для кинолент студии «Мосфильм». Правда, стояла она на уменьшенном постаменте, который был высотой всего 10 метров, хотя первоначальный оригинал насчитывал 35 метров. Уже в 2003 году начался процесс реставрации уникального памятника. Чтобы разобраться в том, какие детали подлежат замене, его разрезали на 40 частей.

На долгие 6 лет фигуры исчезли с постамента и с поля зрения москвичей. Некоторые подшучивали, говорили, что рабочий и колхозница эмигрировали или развелись. В 2009 году обновлённую скульптуру установили на павильон, высота которого составляет 34,5 метра. В результате памятник стал пятым в стране по высоте, уступив монументу Победы, скульптуре «Покорителям космоса», памятнику Петру I и монументу «Родина-мать зовёт!».

История скульптуры

Создание

Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».

На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И. Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская».

На создание скульптуры был объявлен конкурс, который выиграла скульптор В. И. Мухина.

Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.

При перевозке из Парижа в Москву повреждена. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВВЦ). Реставрирована в 1979.

Скульптура была названа «эталоном социалистического реализма» в Большой советской энциклопедии.

Реконструкция

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами.

Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент, повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно укороченный в задней его части. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года.

Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 м выше предыдущего.

Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.

После окончания реконструкции МВЦ «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», в который также входят ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Народного художника СССР Д. А. Налбандяна и музей Вадима Сидура.

Возвращение на родину и история памятника времен СССР

К сожалению, демонтаж «Рабочего и колхозницы» после окончания выставки провели по-варварски. Мало того, что этим занималась группа рабочих «близко не стоявших» при его создании, так еще на площадку не пустили и саму Веру Мухину, остававшуюся еще в Париже. Это было ей наказанием за то, что во время командировки она проживала у своей знакомой – художницы Александры Александровны Экстрер, т.н. «невозвращенки», а не где разместились все члены советской делегации.

Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не назовешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. Неповрежденными доехали лишь «голова и рука рабочего».

Вновь собрали скульптурную композицию лишь к августу 1939 года, спеша к открытию ВСХВ (ныне – ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив прежние полумиллиметровые металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге – некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.

Вера Мухина видела памятник или на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах, или на Крымском Валу, о чем неоднократно писала в правительственные органы.

К ней даже не прислушались, а приняли решение установить его на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Был даже изготовлен эскизный проект, но из-за затягивания сроков сдачи в эксплуатацию гидроэлектростанции, решили поставить … на Манежную площадь.

В конце концов, памятник установили на нынешнем месте – у Северного входа на ВСХВ, являвшегося на тот момент главным входом на всесоюзную выставку.

Установили – это культурно сказано. Его водрузили на 10-метровый наспех устроенный постамент высотой всего 10 метров (сравните с высотой 35 метров павильона СССР, на крыше которого он стоял). Его Вера Игнатьевна прозвала «пеньком», из-за которого скульптурная группа потеряла всю свою динамичность.

Долгие годы после этого Мухина вместе с архитектором Иофаном пытались «достучаться до небес»: если и не переносить памятник, так хотя бы поставить его на соответствующей высоты пьедестал.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1975-м, когда Совет депутатов города Москвы одобрил идею установки «Рабочего и колхозницы» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Разработкой проекта занялся сам Иофан, но спустя год его не стало и воплощение идеи в жизнь вновь застопорилось.

В 1987-м, когда отмечали 50-летний юбилей создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место – на стрелку Болотного острова неподалеку от ЦДХ на Крымском Валу. Реализации помещала лишь ветхость конструкции. Но, как говорят, «свято место пусто не бывает» и в 1997-м здесь появился церетелиевский Петр I.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: