Посещение Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме
Туристы могут посетить эту обитель со вторника по пятницу. Монастырь открыт для посетителей с 10.00 до 17.00. Если вы хотите побывать здесь с паломничеством в период праздников, заранее свяжитесь с обителью по телефону.
Остановиться в Братском корпусе или паломнической гостинице можно ежедневно, в период с 9.00 до 20.00. Знаете ли вы? На территории монастыря расположена пекарня, где выпекают чудесный хлеб. Приобрести его можно здесь же.
После окончания литургии гости обители могут подняться на колокольню, которая располагается в часовне Сергия Радонежского. Здесь желающие могут попробовать позвонить в колокола, а также полюбоваться прекрасным видом на монастырский архитектурный ансамбль.
В часовне «Живоносный источник», которая открыта с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме вторников, можно окунуться в купель с артезианской водой. Здесь же установлен камень, привезенный с берега израильской речки Иордан
Важно! Женщинам нужно окунаться в купель в сорочках.В часовне можно набрать освященной воды – для этого имеются краны.
Тем, кто приезжает в обитель, можно записаться на экскурсию по Спасо-Преображенскому музею. Побывать в монастыре можно и отдельно, и посетить его в составе туристических групп.
Паломнический центр предлагает такие экскурсионные программы:
- обзорная по городу Мурому;
- поездка в Карачарово – село, откуда, согласно преданиям, родом Илья Муромец;
- посещение села Лазарево, где родилась и жила праведная Иулиания, чьи мощи хранятся в обители;
- поездка по четырем муромским монастырям.
Помните, что монастырь является действующим, поэтому при его посещении стоит следить:
- за внешним видом (женщины должны покрыть голову и надеть юбки или платья, мужчинам нельзя быть в шортах или спортивной одежде);
- отключать телефоны или переводить их в беззвучный режим;
- фотографировать в храме со вспышкой;
- шуметь на территории монастыря;
- здесь нельзя употреблять спиртные напитки, курить, фотографировать иноков без разрешения.
Последующие десятилетия в жизни обители
Весьма благодатным в хозяйственной жизни монастыря оказалось последнее десятилетие XVII века. Это произошло благодаря щедрым пожертвованиям, неоднократно вносимым в его казну митрополитом Варсонофием – выходцем из старинного рода богатых муромских купцов Чертковых. Его щедротами был возведён каменный настоятельский корпус и произведена реконструкция требовавшего ремонта Покровского храма.
Времена правления Петра I не были наполнены значительными событиями, вошедшими в историю монастыря. Единственным существенным нововведением за этот период было открытие на его территории единственного в городе учебного заведения – школы, где обучались дети священников. Даже несмотря на то что число учащихся в ней было невелико, её заслуга очевидна, так как именно она стала первым очагом грамотности в этом обширном крае.
Покровский храм
В это утро служба шла в нижнем храме Покровского собора. Здесь, слева от алтаря в небольшом углублении находится гробница преподобного Илии Муромца. Мощи его почивают в Киево-Печерской Лавре. А здесь, на родине святого богатыря (он родился недалеко от Мурома, в селе Карачарово) была вырезана из дерева копия преподобного, восстановленная по его останкам. Сверху, в серебряном ковчеге находится часть левой руки святого Илии Муромца.
Также в этом храме (в центре, на стене) висит удивительная икона святого архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, жившего в 20-м столетии и причисленного к лику святых в 2000 году. В икону вставлена частичка мощей святого.
Удивительно-пронзительный взгляд на иконе притягивает к себе, кажется, что святой Лука видит тебя насквозь, и ему не надо ничего объяснять, просить. Хочется просто быть рядом.
Это удивительное ощущение было и когда поднялись в верхний храм Покровского собора, где находится Чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница».
Она была привезена в Свято-Преображенский монастырь в конце 19 века. И вот, после долгих десятилетий советской власти, эта чудотворная икона снова оказалась на своем месте. Вокруг нее висят лампады, стоит множество цветов.
От «Скоропослушницы» не хочется уходить. Как же хорошо побыть здесь с Ней наедине, пока многочисленные туристы и паломники шумной толпой не ворвутся в храм, чтобы, стоя подолгу в очереди, только прикоснуться к иконе и побежать дальше за своим экскурсоводом.
Муромские святыни
Вот уже четвертый раз 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Этот день приурочили к празднику св. блгв. князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семейного благополучия. Но кроме этих всем известных святых, в Муроме так же покоятся мощи другой удивительной подвижницы — св.прав. Иулиании Милостивой, благочестивой жены и многодетной матери. А за городом у реки сохранился «тот самый холм, где Илья Муромец метал бревна, чтобы измерить глубину Оки». Наш корреспондент побывал в Муроме, смотрите фоторепортаж:
В центре Мурома – там где начинается улица Московская и расположен местный «арбат» – россыпь облупленных и по своему привлекательных домиков XIX века – можно недорого поесть в одном из многочисленных кафе, а потом отправиться к местным святыням. Ориентиры – памятник Ленину и необычного вида башня – это первый водопровод в Нижегородской области
За ними, если свернуть налево, два монастыря. Первый из них Троицкий женский. Здесь в центральном нефе Троицкого храма покоятся мощи свв. Петра и Февронии – православных покровителей семьи и брака
Житийная икона святых Петра и Февронии, из муромского краеведческого музея
Утопающая в цветах территория монастыря преисполнена паломниц женского пола, приезжающих сюда помолиться о семейном благополучии
Шитый покров на мощах святых
Церковная лавка пестрит брошюрами о православном браке, и молитвенными проследованиями «о даровании супружества». На фото: фреска на входе в храм — Страшный Суд
Через дорогу от Троицкого – мужской Благовещенский монастырь
Здесь хранятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапостольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев
Житийная икона муромских благоверных князей
Если спуститься от монастыря к Оке, на обрывистом берегу можно увидеть желтый храм Николая-Чудотворца. Местные зовут его «Никола-мокрый».
Здесь хранятся мощи святой Иулиании Муромской – еще одной муромской подвижницы, покровительницы семьи и брака
Если вы едете с детьми, возможно, им будет интересно посмотреть «место, где родился Илья Муромец». Этот былинный персонаж многими теперь ассоциируется с преподобным подвижником Ильей Киево-Печерским, чьи мощи почивают в Ближних Пещерах Киевско-Печерской лавры. На фото: модель ладьи, на которой, возможно, ходил по Оке Илья Муромец
Русло Оки – древняя граница Владимирского княжества. Через речку – некогда враждебная Нижегородская Земля, а там мордва, марийцы и волжские булгары…
Добраться до «места рождения» не просто, но местные жители, гордые «великим земляком» с удовольствием покажут вам «тот самый холм, где Илья метал бревна, чтобы измерить глубину Оки», улицу Приокскую в пригороде Мурома – Корочарове, где « родился и провел детство Илья Муромец».
Собственно на этой улице уже стоит поклонный крест, купальня и ларек сувениров (абсолютно не церковный). «Только вот крест не на том холме поставили! – жалуются Карачаровцы. – На самом деле, он левее стоял» – и деловито показывают пальцем в соседний холм, который ничем не отличается от первого
В Муроме остановиться практически негде, несколько гостиниц, предлагающих свои услуги крайне дороги, но при Спасо-Преображенском монастыре существует паломнический центр и гостиница. Найти ее можно по адресу Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, дом 1. Подробности по телефону 8-(49234) — 3-14 -76
Текст Дмитрий РЕБРОВ Фото Екатерина СТЕПАНОВА
Версия для печати
Тэги:
Церковные праздники Святые Святыни
Краткая история Свято-Троицкого монастыря
В середине XIV века на месте бывшей деревянной церквушки князь Юрий Ярославович приказал построить новый храм, освященный в честь святой Троицы. Спустя почти 300 лет деревянную церковь заменили каменной. Во второй половине XVII века здесь основан мужской монастырь, которым руководил настоятель Тарасий Цветнов. Вокруг православного сооружения построены церковь святой Божьей Матери Казанской, выполняющая функции надвратной, а также колокольня.Монастырь попал под покровительство династии Романовых, подаривших обители земли, дворы, деревни. В XVIII столетии Спасо-Троицкий монастырь обустроили деревянным забором, который сгорел в пожаре в начале XIX века. На его месте появилась каменная ограда, средства на которую выделила жительница Мурома — А. Нейманова. В середине 1860-х гг. А. Ермаков профинансировал строение часовни, возведенной из камня. В нее была проведена вода, что в значительной степени облегчило проведение служб.После Октябрьской революции монашеский комплекс попал в немилость руководителям советской власти. Обитель была закрыта, корпуса монахов переделаны в квартиры для рабочих. Позже на территории находилось военное ведомство, склады, городской архив. Во время войны тут работала мастерская по ремонту сапог, которая в 60-х гг. XX века была выселена. Бывшие кельи снова были превращены в квартиры.Буквально через десять лет Троицкий монастырь признали архитектурным памятником, благодаря чему сюда перенесена небольшая деревянная церковь. Она была построена в 1715 г. и освящена в честь преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на то, что до войны обитель была мужской, в самом начале 1990-х гг. ее открыли как женскую. При храмовом комплексе также основали детский приют, где монахи воспитывают девочек с трудной судьбой.На территории монастыря находится подворье Пресвятой Богородицы, где в 1995 г. основали деревянную церковь Божьей Матери Муромской.
Особенности архитектуры
Главный собор монастыря еще в XVII в. вызывал удивление, поскольку его архитектура отличалась от привычной, строгой. Он имеет черты русского узорочья, которое отличается богатым декором и орнаментом. Особенно это было применено зодчими в оформлении стен, на которых появились уникальные резные фигуры, изразцы, изображающие птиц, растения, драконов и воинов.Храм является пятиглавым, барабаны куполов покрыты резьбой и кокошниками. В течение XVIII — XIX вв. он постоянно изменялся в сторону расширения. Сначала значительно увеличены галерея и паперть, а позже достроен придел Божьей Матери Скорбящей (начало XIX века). При соборе святой Троицы освящены три престола – левый (св. Петра и Февронии), центральный (Троицкий), правый (в честь праведных жен Тавифы, Ульянии, Анны).Церковь и колокольня, возведенные рядом, органично вписались в архитектуру монастырского комплекса. По своей форме они являются шатровыми, а внутри и снаружи – богато декорированы.
Монастырские святыни
После открытия Свято-Троицкий монастырь стал местом хранения мощей святых Петра и Февронии, княжеской четы, покровительнице семьи и брака. Считается, что Петр и Феврония долгие годы с достоинством преодолевали все невзгоды, устояли перед многими искушениями. За это они в XVI столетии были причислены к лику святых.
Митрофорный Протоиерей Николай Стройков
Город древний, город славный. Небольшой городок Владимирской области, расположенный на левом берегу реки Ока в трехстах километров от Москвы. Население в настоящее время составляет около 150000 человек. Муром в древности – пограничный русский город. Если верить историкам здесь, было размещено угро-финское племя – Мурома, откуда и название города.
Городок не велик, но как говорят в народе: «Мал золотник, да дорог». Действительно, здесь и святые с какой-то необычной жизнью. Илья Муромец – легендарный святой – воин, патриот своего Отечества и вместе с тем, монах Киево-Печерской Лавры. В Печерском Патерике сказано, что описания жития его нет. Значит, воин пришел туда умирать.
Муромские князья Петр и Феврония – мудрые, добрые правители, верные супруги, в последние дни жизни своей, жившие в Муромских монастырях, умирать (не без воли Божией) решили вместе. Когда настал последний час этого земного бытия Петра, он пришел за Февронией, но она просила мужа, чтобы он повременил с отходом в иной мир, пока она не закончит расшивать пелену. Трижды Петр приходил за Февронией, и, наконец, она отложила свою работу, и они скончались вместе. Их положили в разные гробы и оставили, но когда подходили, чтобы поклониться им, увидели, что они лежат в одном гробу. Снова переложили в разные гробы, и опять они чудесно оказались в одном. Так было трижды. Погребены были в одном гробе.
Святитель Василий Муромский оклеветан был и изгнан из Мурома. Епископ смиренно спустился к Оке, расстелил на воде мантию, ступил на нее, как на ладью и уплыл в Рязань (против течения реки!).
Вот такими чудными святыми славен этот городок.
Это слава Святой Руси. Отголоски этой славы мы слышим и теперь, но в какие формы они вписываются? Что мы наблюдаем теперь?
Если Илия всего себя отдал на служение Родине, то сейчас его потомки только и мечтают, как бы увильнуть (откупиться) от служения на благо Отечества, не гнушаясь антирусской организацией – Совет солдатских матерей.
Если свв. Петр и Феврония показали образец супружеской жизни, то теперь наблюдается развал семейной жизни, раскручиваемый телевидением и желтой прессой. Кто-нибудь скажет, что и в наши дни чествуются эти святые, то скажу, что чествуются лукаво и совсем не по христиански.
Что же касается до священства, то сделаем обзор церковной жизни в храмах и монастырях Московской Патриархии, расположенных на территории Мурома и в ближайших селах.
Говорят, что в Москве среди священнослужителей мало лиц русской национальности, все больше евреи и украинцы, та же картина и в Муроме.
В годы коммунистического режима в Муроме был открыт единственный храм Муромского Благовещенского монастыря. Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был взорван и больше не восстанавливался. Кстати, с дней так называемой перестройки, самые именитые храмы до сих пор лежат в руинах. О них постоянно говорят, но ничего не предпринимают к их восстановлению. Я имею ввиду самый древний храм св. муч. Козьмы и Дамиана и храм на родине Илии Муромца, что в селе Карачарово, в то время, как строятся новые храмы и часовни.
С приходом демократического строя стремительно начали открываться храмы как в Муроме, так и в его окрестностях (я был в те дни благочинным). В храмы нужны были священники – их набрали с улицы совершенно безграмотных в богословии и в Церквовь пришли они (понятно!) «не ради Иисуса, а ради хлеба куса». Это в настоящий момент «слепые вожди слепых», а если слепой поведет слепого, не оба ли упадут в яму? Так пришел ко мне молодой человек, представился как кандидат в священство, сказал, что прислан Владыкой, чтобы я его подучил, потому что он не выдержал экзамен. Спрашиваю: «Что спросили?», «Царю Небесный и зачем в Церкви нужен дьякон.» Чем можно было помочь этому человеку? Через неделю его все таки поставили в священники. Другие ставленники если и были лучше, то не на много. Вот эти батюшки кое-как окончив Владимирскую семинарию и окормляют в наши дни православных христиан, ничего не знающих о МП и Истинной Церкви Христовой, и по незнанию вынужденных посещать имеющиеся в городах храмы.
История Спасо-Преображенского монастыря
Согласно летописям «Повесть о водворении христианства в Муроме» принято считать, что монастырь основан не позднее 1015 года. Рукопись повествует, что учреждение обители может быть связано с именем Святого князя страстотерпца Глеба, который являлся сыном князя Владимира, крестившего Русь.
Получив в наследство Муромский удел, православный страстотерпец князь Глеб начал там свое княжение и попытался проповедовать христианство среди местного языческого населения.
Его первая попытка не была удачной, поэтому ему пришлось организовать свой княжеский двор за чертой Мурома. По распоряжению князя на территории его владений был возведен первый в городе деревянный храм «Всемилостивого Спаса», из которого позже вырос «монастырь Спаса-на-бору».
Конкретная сноска на Спасский монастырь и его жизнь находится в документе «монастырь Спаса на бору» и датируется 1096 годом.
О монастыре во времена вторжения монгольских татар известно немного: в 1238 году весь город, включая Спасскую обитель, был сожжен. Позже, в 1351 году, возрождением Муромских земель занялся князь Юрий Ярославович: он заново возвел городские постройки, восстановил церкви, которые наполнил богослужебной утварью. Восстановление коснулось не только гражданских построек, но и духовных объектов.
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) пережил этап расцвета во время правления Ивана Грозного. Перед походом на казанское ханство, в 1552 году, царь посетил обитель и обязался построить там каменный собор после взятия Казани. Одержав победу, Иван IV сдержал свое обещание и возвел там не только храм, но и преподнес другие богатые дары.
В 1555 году силами царских мастеров был воздвигнут из камня Спасо-Преображенский собор на месте прежней деревянной Спасской церкви, а богослужебная утварь, святые образы, книги и священническое облачение были дарованы самим государем. Также согласно его указу устав монастыря стал «общежительным», а территориальные владения дополнились новыми землями.
Муром претерпел нашествие вооруженных литовских полчищ в 1616 году, ввиду чего пострадал и главный оплот веры – Спасо-Преображенский монастырь. Во времена церковного раскола (ближе к середине XVIII века) действующего настоятеля отстранили от служения в Спасской обители по причине приверженности старообрядчеству.
В конце века к монастырскому ансамблю добавляется еще один объект – зимний каменный Покровский трапезный храм, на нижнем ярусе которого были расположены хозяйственные помещения.
Приблизительно в то же строится еще одна церковь из камня имени преподобного Кирилла Белозерского. Ближе к концу XVII века благодаря щедрым пожертвованиям строятся двух этажные палаты настоятеля и начинается реконструкция к тому моменту поврежденного Покровского трапезного храма.
XVIII век ознаменован несколькими событиями: созданием духовного училища для занятий детей священнослужителей, а также переводом в Спасский монастырь всей братии упраздненного Борисоглебского монастыря. Политика Екатерины Великой сказалась на жизни обители не самым лучшим образом: часть монастырских владений была вероломно конфискована.
В 1878 году из Пантелеимонова монастыря горы Афон прибыла икона Божией Матери «Скоропослушница», ставшая впоследствии одной из самых известных икон обители. Благодаря дальнейшему восстановлению и обретению святыни, все больше и больше паломников потекло в становившийся известным по всей России Спасский монастырь.
В 1891 году в обители появляется новый корпус, предназначенный для проживания монастырской братии.
Из-за обвинения в антисоветской пропаганде в после начала революции 1917 года монастырь был закрыт, а имущество частично разграблено или перевезено в музей Мурома. Через почти 10 лет в монастыре расположилась фабрика по производству текстиля «Красный луч». В 1929 году в монастырь вторглось военное ведомство, а доступ населения к святыням и храмам был полностью запрещен.
Лишь в 1995 году благодаря обращению профессора Дмитрия Лихачева и общественности к Святейшему Патриарху Алексию II было решено выселить воинское подразделение. Благодаря усердию будущего настоятеля, монаха Кирилла (Епифанова), Спасо-Преображенский монастырь открыл свои двери для верующих в том же году.
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) во время реставрации
Ущерб, нанесенный антицерковной властью, представлялся значительным, поэтому на восстановление обители ушло 10 лет. В течение этого времени были восстановлены коммуникации, отреставрированы старые постройки и основаны новые часовни и храмы.
Храмы Спасо-Преображенского монастыря
В 1552 году накануне Казанского похода Муром посетил Иван Грозный. Одержав победу, царь прислал в Муром артель зодчих, и один за другим в городе начали строиться каменные храмы. В это же время на высоком берегу Оки вырос великолепный Спасский собор. Иван Грозный установил в монастыре «общежительство» и пожаловал обители обширные земельные владения. Несмотря на многочисленные перестройки, собор Святого Спаса сохранил строгий облик красоты. Это монолитное, пятиглавое, зелёно-бело-чёрное здание, словно огромный ковчег, плывёт в синеве неба. Его купола видны уже издалека туристам, прибывающим в Муром со стороны Оки.
Церковь Херсонесских Священномучеников в братском корпусе
С севера к собору примыкает двухэтажный трапезный Покровский храм, построенный в 1691 году на средства митрополита Варсонофия. Первый этаж отведен под хозяйственные нужды, здесь располагаются пекарня, поварня и кладовые. Второй этаж занимает просторная, светлая церковь.
Архитектура
Главные здания выполнены в традициях пятиглавых церквей, внешне напоминающих Успенский храм московского Кремля. Постройки создавались с использованием белого и красного камней, без лишних изысканий, но привлекательно. Храмы и часовни обители охраняются государством как уникальные памятники архитектуры.
Надвратная церковь Кирилла Белоезерского
Центральным строением считается Преображенский собор, возведенный при Иоанне IV. Внешний облик здания формировался на протяжении нескольких исторических периодов. Изначально собор представлял собой строение на четырех столпах с пятью шлемовидными главами, имел узкие окна и широкие порталы. Стены разделялись на сегменты благодаря плоским пилястрам. Барабанные карнизы украшались зубчиками в два ряда, основание центра — кокошниками. К боковому фасаду была пристроена каменная колокольня.
В середине 1839 г. Преображенская церковь утратила первоначальный вид. Архитектору Я. Петрову поставили задачу пристроить с западной стороны здания широкую трапезную. К тому же свою форму изменили главы, отныне они стали луковичными, а не шлемовидными. В этот же период расширили оконные проемы, а широкие порталы сузили до обычных дверных проемов. В конце XIX столетия заменили деревянные внутристенные связи металлическими, трещины закрыли кирпичом и положили новую штукатурку.
В середине XX века в Преображенском соборе прошли реставрационные работы, цель которых было восстановление первоначального облика. Однако решить эту задачу мастера не смогли.
Остальные строения
Вторым по значимости религиозным зданием монастыря является двухэтажный храм Покрова Богородицы. В середине XVIII столетия он имел пять престолов, три из которых располагались на втором ярусе.
- Западный фасад строения обладает некоторой асимметрией, происходящей от смещения основного восьмигранного столба на северную сторону. Покровский собор потерял первоначальный облик и важные архитектурные элементы из-за постоянных перестроек. Храм отчасти выполняет функции хозяйственного корпуса. В отличие от центрального собора, выделяющегося монументальностью и строгостью, он отличается простотой и хрупкостью.
- В середине XIX столетия Покровскую церковь из холодной переделали в отапливаемую. В 1881 г. на втором ярусе здания соорудили два иконостаса, куда поместили новосозданные лики святителей. Вскоре завершили отделку нижнего этажа. Сегодня в соборе Покрова хранится ковчег с чудотворными останками И. Муромца.
Фрагмент мощей Ильи Муромца в Спасо-Преображенском мужском монастыре
- Со времен создания Преображенской обители на западной стороне Покровского собора стояла колокольня, которую заменили новой в середине XVIII столетия. В 1885 г. обветшалую пристройку исправили и отштукатурили, процессом руководил епархиальный зодчий.
- В конце XVII столетия на территории монастыря воздвигли настоятельские палаты — двухъярусный дом с каменными сводами. В 1885 г. строение было отреставрировано полностью: заменили потрескавшиеся своды, грозившие обрушением и пропускающие холод в зимнее время; переделали печи, оконные проемы, полы, а стены оштукатурили. Таким же образом восстановлению подвергся и нижний ярус.
- В 1885 г. братия пыталась восстановить монастырскую ограду, совершенно обветшалую и разваливающуюся. Однако денег хватило только на реставрацию западной стороны. К концу XVIII в. в обители появились несколько каменных строений: каморка для привратника, помещения для конюха и простых рабочих.
- Часовня-костница использовалась в качестве некрополя, где более 900 лет хоронили русских князей, представителей духовенства и богатых помещиков. После закрытия обители на месте монастырского кладбища поместили воинскую часть с двумя казармами и платцем. В период с 1998 по 2005 гг. при восстановлении территории обнаружили множество останков, поруганных во времена советской власти. Чтобы похоронить эти мощи и была построена часовня-костница, внутри которой можно разглядеть черепа и другие фрагменты скелетов.