Сикхизм: «хорошая религия» для людей

Вера сикхов

Религия сикхов возникла среди индуизма и ислама, на стыке двух вер, двух культур. Сикхи верят в единого Бога — Всемогущего и Всепронизывающего Творца. Бога рассматривают в двух аспектах — как Ниргун — Абсолют и Саргун — Бог в сердце каждого человека. До начала творения, Бог существовал сам по себе, как Абсолют. Тогда не было ничего: ни рая, ни ада, ни трёх миров. В процессе творения Бог выразил себя через имя — появилась Природа, в ней Бог растворен и присутствует везде, как Любовь. Бог пронизывает все живое и неживое, он находится одновременно везде, в каждом атоме и молекуле, распространяется во всех направлениях, присутствует в каждом человеке.

Форма поклонения Богу — это медитация. По мнению сикхов никакие другие Божества, духи, демоны не заслуживают поклонения. После смерти душа растворяется в Природе и возвращается к творцу. Все учения про рай и ад, грехи человека, карму, поклонения, аскезы, и многое другое сикхи считают средством манипулирования другими. Все это для них не имеет значения.

Ритуалы и главные символы сикхизма

Первый гуру сикхов Нанак не был сторонником и поклонником каких бы то ни было ритуалов и считал, что сикхам они не нужны и для исполнения, что называется, не рекомендуются Тем не менее, со временем они заняли в этой религии свое место.

К ним относятся процедура инициации или крещения, утренние и вечерние молитвы, церемонии присвоения детям имен, ритуалы бракосочетания и погребения. Существует также и своя символика, так называемая “5 К”, которую строго соблюдают члены сикхского сообщества.

Все они всегда имеют при себе пять особых предметов. К ним относятся:

  1. Шестиметровая чалма, куда убираются волосы и борода (стричь их запрещено) — кэш;
  2. Особый гребень для волос и ухода за ними — кангха;
  3. Кинжал, который прячется в складках одежды или в чалме; без него не выходят из дома даже женщины, и называется он кирпан;
  4. Специальный браслет с отточенными краями, также служивший раньше оружием — кара;
  5. И особого пошива нательная одежда в виде специальных трусов, смиряющих плотские желания – качла.

Повседневная жизнь и ценности

Большая часть сикхов входит в сословие джатов – касту пенджабских землевладельцев. Они занимаются в основном сельским хозяйством, причем весьма успешно.

Не зря сикхи считаются одним из богатейших народов Индии. А в том, чтобы встретить на улице зарубежных городов вроде Лондона или Нью-Йорка молодого человека на дорогой машине и с тюрбаном сикха на голове вовсе нет ничего удивительного. Они могут находиться в любом уголке планеты, но при этом остаются верны своей традиции.

Сикх – хороший хозяин в своем доме. Повзрослев, молодые люди заводят семьи, где главой считается мужчина. Но при этом у женщин равные с мужчинами права, они могут сами выбирать род деятельности, их мнение весомо в принятии семейных решений.

Сикхи по своей природе очень добрые и отзывчивые. Неспроста среди иностранных туристов, приезжающих в Индию, ходит негласная поговорка: «Хочешь попросить помощи – попроси ее у сикха».

Действительно, они стараются распространять милосердие повсюду. В этом легко убедиться, если прийти в любой храм: здесь всегдаголодные могут найти еду, а бездомные – кров. Они считают, что человек человеку брат, поэтому занимаются благотворительностью, если имеют возможность.

При этом сикхи убеждены, что каждый должен проявлять уважение к свободе других. За эту идею они готовы бороться с оружием в руках.

Приверженцы сикхизма ведут праведный и здоровый образ жизни. Так, например, они строгие противники мясоедения и курения.

Сикхизм не отличается большим количеством обрядов,но все же некоторые его обычаи являются священными. Пожалуй, главный из них – посвящение, в ходе которого происходит омовение – амрит. Стать сикхом может каждый, несмотря на пол, расу, род или национальность.

Каждый сикх должен соблюдать правило пяти «К» и всегда иметь следующие атрибуты:

  • кэш – волосы, которые нужно прятать под тюрбан и не следует стричь;
  • кангха – гребень для фиксации волос;
  • кара – браслет из стали или другого металла, который выступает своего рода оружием;
  • качха – легкие брюки, которые играют роль нижнего белья;
  • кирпан – спрятанный меч, который используют крайне редко, лишь для самообороны.

Мужчины выглядят весьма колоритно: штаны, рубашка, жилетка и обязательно тюрбан, или пагри, который им не разрешается снимать при посторонних. Длина ткани для него достигает пяти метров, а то и больше, поэтому иногда можно встретить просто гигантские пагри.

К внешнему виду сикхи относятся со скромностью, мужские стрижки, бритье и женский макияж считают излишеством.

Женщины обычно надевают юбки иголовной убор.

Суть учения сикхизма

Сикхизм – в первую очередь, монотеистическая религия. Хотя в «Ади Грантх» можно встретить упоминания многих богов – Шивы, Брахмы и других, это было не более чем калькой с индуистских гимнов и особенностью эпохи. Сам Нанак и его последователи понимали бога как нечто единое: бескрайнее, наделённое бесчисленным количеством качеств и непостижимое.

На первых порах сикхизм был очень близок к суфийскому варианту ислама и реформаторскому индуистскому движению бхакти. При этом заимствования из ислама были весьма поверхностными, а идеи бхакти, особенно в раннем сикхизме, были весьма развиты. Как и учёные-бхакты, сикхи проповедовали слияние с божеством через индивидуальные медитативные и созерцательные практики без обращения к священнослужителям и священным книгам. Источником веры для сикхов раннего периода были не рациональные доводы, а интуитивное знание. Однако в сикхизме всегда присутствовала идея беспрекословного подчинения гуру, а позже к ней присоединилась и необходимость изучения «Ади Грантх».

Путь спасения в сикхизме называется «нам-марг» или «сахадж-йога». Суть «нам-марга» заключается в подчинении учителю, служении обществу, умеренном самоограничении, молитвах и очищении разума от дурных мыслей. Итогом этой практики для верующего должно стать воссоединение с божеством.

Единственным препятствием для слияния с богом в сикхизме может быть только сама человеческая природа, которой присущи пять основных пороков:

  • похоть,
  • гнев,
  • жадность,
  • стремление к суетному,
  • гордыня.

Задача гуру состоит в том, чтобы поддержать изначально слабого ученика и помочь ему избежать искушений. При этом религиозные учителя не требовали от своих последователей излишней аскезы и не препятствовали приращению богатств и бракам в среде сикхов.

При Говинде Сингхе учение Нанака, в целом, доброжелательное и неагрессивное, сохранив прежнюю догматику, трансформировалось. Теперь оно включало в себя такие понятия как «праведный гнев», «воинственность», «разрушение во имя блага» и т. д. Именно при десятом гуру одним из неотъемлемых атрибутов мужчины-сикха стал меч, который нужно было применять для защиты слабых и борьбы со злом.

Сикхское государство

Надо сказать, что у сикхов в древности существовало свое государство. Оно было единым с 1716 по 1799 год. Это была особая конфедерация с центральными городами Амритсар и Лахор. До появления в этих местах британских колонистов здесь была, по сути, уже целая Сикхская империя.

Ее появление стало возможным, когда в начале 18-го века пришла в упадок Империя Великих Моголов. Сикхская империя включала в себя на тот момент довольно большую территорию:

Далее ее границы простирались уже от Кабула и Кандагара вплоть до Тибета. Однако потом, как это часто происходит с империями, начиная с 1839-го года, государство погрузилось в конфликты и междоусобицы. В результате британцы уничтожили империю в процессе англо-сакских войн.

И тем не менее:

Сикхи до сих пор считают, что сикхизм – это не религия, а нация. В этой связи время от времени возникает тема их автономии, но она, как и многие подобные темы, лишь витает в воздухе.

Сикхи разбрелись сегодня по всему миру. Большое их количество проживает в Великобритании, Канаде, Италии, США и других странах. Есть они даже уже и в России (смотрите видео выше). Ну а в самой Индии многие из них занимают видные места в правительстве и в армии. Так, сикхом является и нынешний индийский премьер-министр. Основная политика современных сикхов — работа по примирению конфликтов.

А главная святыня сикхов — Золотой храм — стоит вот уже много веков в центре Священного озера Бессмертия.

Помощь от завоевателей

Синдхи или, как их ещё называют, синды, как народ сформировались в историческом районе Синд. Как я уже указывала, область эта принадлежит Пакистану, что во многом повлияло на национальные особенности племён. Как утверждают археологи, есть немало находок, что позволяют нам с уверенностью утверждать: народность синхов существовала уже за тысячелетие до наступления нашей эры.

Конечно, это впечатляющие данные, но не забывайте, что многие народы Индии и Пакистана были значительно старше, а потому новым племенам приходилось непросто в условиях жёсткой конкуренции в борьбе за земли.

Синд – родное государство синдхов. Картина, основанная на рисунках Уильяма Эдвардса

Попытки покорить синдхов предпринимали арабы, македонцы, греки, тюрки, иранцы и другие. Поразительно, но народ стойко отстаивал свои территории, однако в культурном плане не слишком сопротивлялся иноземному вмешательству. Именно поэтому в традициях синдхов есть немало заимствованных обрядов.

Вряд ли синдхи настолько быстро превратились из разрозненных племён в цельный народ, если бы не соседи-завоеватели, чьё влияние было решающим. Далеко не всегда набеги соседних народов приносили войны и разрушения – порой покорение новых территорий происходило мягко, без сопротивления местных жителей.

Литография знатного синдха и его сопровождающих / Джеймс Аткинсон

На мой взгляд, наибольшее влияние на синдхов и их культуру оказали арабы. Только представьте: с VIII по середину X века они властвовали на обширных территориях Синда. Именно арабские племена принесли синдхам ислам, который быстро распространился, а вскоре и вовсе стал господствующей религией в регионе.

Сикхизм. Появление общины

Во время мусульманского господства в Индии сикхи претерпели ряд гонений. Пятый и девятый гуру погибли за веру. Десятый гуру Говинд Сингх основал новое сообщество — хальсу, в которое вошли самые преданные сикхи, готовые бороться против притеснений и при необходимости мечом защищать свою веру.

В 1699 году последователи Говинда Сингха были созваны на праздник в Анандпур. Собравшись там, они увидели гуру, стоящего перед большим шатром с обнаженным мечом. Товинд Сингх спросил, кто хочет умереть за веру. Из толпы вышел один человек, и гуру увел его в шатер. Из шатра донесся звук тяжелого удара и затем вышел Говинд Сингх с окровавленным мечом.

Далее в рассказе повествуется о том, что еще четыре человека один за другим выступали из толпы и заходили в шатер. Вскоре гуру вышел из шатра и вывел всех пятерых целыми и невредимыми. Затем он дал каждому испить амрит (нектар из смеси воды с сахаром) и окропил им их головы.

Повелев им надеть желтые одежды, Говинд Сингх объявил их Пяндж Пьяре («Пятью Возлюбленными»). Эти добровольцы стали первыми членами нового сообщества сикхов — хальсы. Сам гуру, чтобы подтвердить всеобщее равенство, тоже вступил в хальсу.

Вдохновленные его примером люди также прошли помазание и присоединились к новой общине. Многие сикхи, как мужчины, так и женщины, вступают в хальсу.

Культ сикхов

Сикхизм не предусматривает особого праздничного дня недели, отведенного для богослужения, и прихожане могут посещать храм в любой день. Некоторые правила поведения в храме для людей, исповедующих сикхизм:

  1. Перед тем, как войти в молельню, всем следует покрыть голову, снять обувь и совершить омовение.
  2. В знак равенства все прихожане сидят на полу, однако мужчины и женщины – отдельно дуг от друга.
  3. В сикхизме нет священников. Читать священную книгу вести службу может любой сикх, будь то мужчина или женщина.
  4. Гуру Нанак полагал, что обряды в религии не обязательны, поэтому у сикхов нет твердых правил богослужения. Поклонение божеству выражается в чтении – катха – Гуру Грантх Сахиб прихожанами и пении священных гимнов – киртан.
  5. Во время богослужения Ади Грантх лежит на ложе, возвышающемся над прихожанами в знак того, что книга имеет статус гуру-человека. Днем книга лежит под балдахином, а на ночь ее уносят в специальную комнату. Гуру Грантх Сахиб всегда переносят, поднимая над головой в знак уважения.
  6. В конце богослужения всегда читают Арду — простую молитву, состоящую из трех частей. В первой части упоминают Бога и всех гуру, во второй — Гуру Грантх Сахиб, а в последней просят о божественном благословении для общины.
  7. После молитвы готовят кара паршад, священное блюдо, которое разделяется между всеми прихожанами. Это сладкое кушанье, приготовленное из муки, сахара и масла, размешивают коротким мечом, который  называется кирпан. Его едят во время общей трапезы в лангаре.

Сикх читает Ади Грантх или Гуру Грантх Сахиб

О Душе

Человек уже существовал до своего рождения. Его прошлое, семья, страна определяют его индивидуальность. Каждому человеку дается свободная воля, чтобы изменить свой характер, каждый несет ответственность за все свои дела. Если человек осознает только свое Я — это низший уровень развития, который характерен также для животных. Путем медитации, расширяя свое сознание, человек воспринимает других людей, как часть себя. Когда человек развивается, то он поднимается с уровня своего Я — до уровня своей семьи, дальше — до уровня общества, потом — до уровня Природы, и затем — до уровня Бога.

Истории путешествий Гуру Нанака

Одна из историй его путешествий относится к Мекке. Когда Нанак вошёл в город, то лёг ногами в сторону михраба, ниши в мечети. Судья Кази был очень возмущён таким поведением и потребовал от нарушителя объяснений.

Тогда Нанак попросил оттащить его ноги от михраба. Кази сделал это и обнаружил, что михраб тоже отодвинулся. Вывод истории был такой, что Бог может быть везде, а не только в определённом направлении.

Другая история о путешествии Гуру Нанака в страну, управляемую женщинами, находящуюся в Восточной Индии.

Его спутник Мардана пошёл попросить немного еды, но женщина превратила его в овцу. Нанак в ответ прилепил горшок к голове женщины, и она была вынуждена вернуть прежний образ Мардане.

Затем женщина ещё несколько раз пыталась заколдовать путешественников, но это ей не удалось.

После этого королева Нур Шах попыталась соблазнить Нанака, но и опять это закончилось неудачей, после чего королева сдалась.

Сикхизм. Мудрые изречения

Ниже приведены изречения гуру и отрывки из священной книги сикхов, отражающие суть учения.

Бог это рыба и рыбах, вода и сеть, поплавок сети и наживка в ней. Гуру Нанак

Нельзя гордиться своим рождением. Знай, что все мы родились от одной плоти. Гуру Нанак

Тот, кто возносит хвалу Ему и совершает благие дела, соединится с Ним. Гуру Амар Дас

Жизнь, лишенная любви, – это цветок, растущий в пустыне, где некому насладиться благоуханием. Гуру Грантх Сахиб

Что посеешь, то и пожнешь. Твое тело — результат твоих поступков. Гуру Арджан Дев

Женщина нас рождает, женщина нас зачинает. С женщиной мы обручаемся, на женщине женимся. Женщине мы помогаем, благодаря женщине сохраняются цивилизации. Когда женщина умирает, мы ищем другую. Женщина поддерживает порядок. Тогда почему мы считаем её ниже тех великих, кого она родила? Гуру Нанак

Бог един и вечен. Он находится во всем, на нем все зиждется. Он творец и находится в творении. В нам нет страха и вражды. Он вне времени, рождения и смерти. Мы знаем его благодаря божьи милости. Мул-мантра, где изложены основы вероучения сикхов и с которой начинается Гуру Грантх Сахиб

История Пенджаба

В начале 11 века в Индию, где господствующей религией был индуизм, вторглись мусульманские народы моголов. Их основная часть прошла по плодородному сельскохозяйственному району — Пенджаб, и некоторые мусульмане осели там. Ко времени рождения гуру Нанака индуисты там жили бок о бок с мусульманами. Моголы захватили всю Северо-Западную Индию. Они удерживали власть над страной вплоть до 19 в., когда Индия перешла к Британии.

В 1947 г. Индия получила независимость. Чтобы удовлетворить требования мусульман, было образовано новое государство — Пакистан. Район Пенджаб был разделен между индуистской Индией и мусульманским Пакистаном. Сикхи и индуисты, оказавшиеся в Пакистане, были вынуждены эмигрировать. Многие из них отправились в Индию, но часть осела в США и Великобритании.

Гуру Нанак: зарождение новой религии

Нанак родился в 1469 г. в селении Талванди близ города Лахора в Пенджабе. Его родители были индуистами, но рос он в смешанной среде индуистов и мусульман. Когда ему было 30 лет, Нанак вдруг пропал и не появлялся дома три дня. Все решили, что он утонул. Но Нанак вернулся и произнес:

«По какой дороге я пойду, если она не индуизм и не ислам? Я пойду по дороге Бога».

Этим он хотел сказать, что суть всех религий одинакова. Он верил, что внешние различия между религиями не важны для Бога. Гуру Нанак верил, что Бог поведал ему новое учение, не связанное с индуизмом или исламом. По преданию, он ходил с проповедями и по мусульманским, и по индуистским святым местам.

Гуру Нанак

Последние годы гуру провел в Картапуре в Пенджабе. Многие приходили к нему, чтобы получить новое знание. Так возникла община его последователей, или учеников, называемых сикхами. Одним из важных ритуалов общины была организация общей трапезы для бедных.

Нанак умер в 1539 г. По преданию, между его учениками возникли разногласия: индуисты — последователи гуру — хотели кремировать его тело по индуистскому обычаю, а мусульмане настаивали на его погребении. Когда настало время похорон, ученики обнаружили, что тело гуру исчезло, осталось только покрывало.

Сикхизм. «Пять «К»

Гуру Говинд Сингх ввел пять атрибутов, которые сикхи должны носить как олицетворение всеобщего братства. Название каждого из них на языке панджаби начинается с буквы «К», поэтому они называются «Пять «К». Многие сикхи, независимо от принадлежности к хальсе, носят эти атрибуты в знак принадлежности к сикхской общине. Чалма, с которой ассоциируется сикхизм, не входит в «Пять «К», хотя мужчины обычно носят ее, чтобы их длинные волосы оставались чистыми и опрятными. Мальчики иногда накрывают голову платком, называющимся патка.

Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)

  1. Кеш – нестриженые волосы. Это знак покорности божественной воле и желания как можно меньше нарушать естественные законы природы.
  2. Кангха – деревянный гребень. Длинные волосы должны быть чистыми и опрятными. Сикхи носят гребень в волосах, которые нередко закрывают чалмой.
  3. Качера – белые шорты, которые носят под одеждой. Они не только служат символом скромности и чистоты, но и удобны для людей, готовых в любой момент взяться за оружие.
  4. Кафа – стальной браслет. Круг олицетворяет вечность, а сталь символизирует силу и чистоту. Она же напоминает, что сражаться следует только за веру.
  5. Кирпан – короткий кривой кинжал. Обозначает то, что сикхи должны бороться только за правду и защищать слабых и угнетённых. 

Синдхи – борцы за свободу

В XV-XVI веках в Синд приходят белуджи, не менее могущественные племена завоевателей, чем македонцы или греки. Вместе с ними наступают и джаты, что принесли культуру Южного Пенджаба. Порой заметно, что именно пенджабская культура и обычаи Синда имеют немало общих черт.

С наступлением британского владычества территории синдхов становится частью индийских владений Англии. Конечно, решение объединять земли с совершенно разными народами не было мудрым, однако вряд ли англичан это заботило. В XIX веке синдхи, как и многие другие племена Индии, поднимают восстание против власти колонизаторов.

Синдхи в английской Индии в XIX веке

Главой движения синдхов, боровшихся за независимость, становятся хуры. Если перевести слово «хур» с арабского языка, получим вполне исчерпывающую трактовку, – «свободный».

Хуры сумели сделать немалый вклад в антиколониальную борьбу, а также распространение мусульманства на землях, что населяли синдхи. Кроме того, противостояние британцам способствовало росту национального самосознания свободолюбивых индийцев.

Огромная традиционная шапка синдхов «Синдхи топи»Ещё в начале 20 века выйти без головного убора на улицу считалось преступлением

Происхождение

Во 2-й половине XV столетия будущая территория Пакистана и Индостан стали точкой встречи 5 религий Востока. Но европейцы через столетие заражали южное побережье и католичеством.

Перед частью ученого индоарийского населения встал соблазн использовать лучшее из Знаний. Не использующихся (ведь лидеры духовных учений лишь сталкивали своих адептов).

По-новому взглянул на мир Нанак, выросший в семье индуистов, обитающих в Пенджабе (в Пятиречье). Смысл духовной идеи – достижение справедливости между землянами (ее не удавалось добиться до этого). Последователи почти 300 лет превращали сикхизм в то, что он есть.

Разговор о синкретической религии – вероисповедании, состоящем из нескольких более древних.

Первый Гуру Нанак

Первый Гуру Нанак принадлежал секте сантов. Он, так же, как и они, видел дух Бога во всём окружающем и внутри себя. Родившись в Пенджабе, Нанак основал своё движение веры сикхов. Он написал много религиозных гимнов, которые собрал воедино пятый Гуру. Нанак совершал паломничества в Индию, посещая разные святые места.

Многое из его жизни было придумано после его смерти. Лишь только маленькая часть найденного материала считается подтверждённой. Первый отчёт о жизни Гуру Нанака был составлен Бхаи Бала в XVI веке, наполнив его чудесами. Но уже в XIX веке эта версия вызывала много вопросов среди сикхских учёных. Позднее появилась более рациональная версия. Её стали называть «Традиция Пуратан». Сейчас эта древняя рукопись хранится в Лондонском музее. Эта версия тоже содержит мистические элементы, но в гораздо меньшем объёме, чем в описании Бала. Пуратан дополнен стихами поэта Бхаи Гурдаса.

В «Традиции Пуратан» написано, что Гуру Нанаком было совершено пять путешествий. Четыре из них соответствовали сторонам света, а пятое было по Пенджабу. Он посетил Восток, а на юге достиг Шри-Ланки. На севере проник вглубь Гималаев. Там он вёл споры с мастерами натхов о бессмертии и практике йоги. На западе Гуру Нанаком побывал в Багдаде Мекке и Медине. После всех путешествий он поселился в маленькой деревушке в Картарпуре на берегу реки Рави. Там он и умер, передав всё своему преемнику, верному ученику.

Исторический экскурс

Сикхизм зародился благодаря гуру по имени Нанак. Он любил исследования, путешествия, в числе покоренных им городов была даже Мекка. В начале 16-го века он переехал в Пенджаб и стал там нести в массы свое учение, которое обрело множество последователей.

Две сотни лет звание гуру передавалось по линии преемственности. Именно главный учитель был главой организации, держащим всю власть в своих руках. Однако при десятом по счету главе Гобинде Сингхе власть гуру, передаваемая по наследству, была отменена – с этих пор все решала община, так называемая хальса.

Последователи Гобинда разделили все земли сикхов на 12 частей – мисалей. Однако это оказалось не лучшей идеей – предводители каждых мисалей развернули политическую борьбу между собой.

В самом начале 19-го столетия у «руля» встал Ранджит Сингх и превратил территорию в настоящую империю. При нем она достигла расцвета и занимала часть земель современной Индии, Пакистана, Афганистана.

Все изменилось, когда в 1849 году британская армия нанесла сильное поражение сикхам и сделала их частью Индии, ставшей английской колонией. На дальнейшую историю, уже веком позже, также повлияли британцы: в 1947 году, после Второй мировой войны, они уже не могли иметь колоний. Британскую Индию разделили на современную Индию и Пакистан, а от него позже  отделился Бангладеш.

На территории Пенджаба начались волнения, снова поднялось мусульманско-сикхийское противостояние. Штат был поделен на две части: восток отошел Пакистану, где преобладал ислам, а запад – Индии. Сикхи вынуждены были переселиться на индийскую часть Пенджаба. В 1966 году от нее отделился штат Харьяна, где сейчас тоже проживает немало сикхов.

В 70-х годах прошлого столетия начала накаляться обстановка из-за разногласий с индуистами. В религии сикхизма появились сепаратисты, которые желали создать отдельное государство Халистан и обнесли забором Золотой храм, который находится в Армитсаре и считается священным местом всех сикхов.

Известный политик Индира Ганди выступила резко против подобного сепаратизма, в результате чего погибли люди. Это подняло волну возмущения среди сикхов, и в 1984 году из мести ее застрелили два собственных охранника, которые являлись сикхами.

Индира Ганди (1917-1984)

Весь индийский народ восстал против сикхов, сотни людей погибали. Такая напряженная обстановка продолжалась десятилетие и унесла около двадцати тысяч жизней противоборствующих сторон.

Сейчас атмосфера в Пенджабе довольно спокойная: сикхи неплохо уживаются с индийцами. В государственном аппарате встречаются последователи сикхизма на высоких должностях, а каждый пятый офицер армии – сикх.

Основы учения

Адепты сикхизма верят, что Бог един, вездесущ, непостижим и трансцентентен. Он дарит любовь, сострадание, не ведает страстей и гнева.

Творца с точки зрения сикхизма можно рассматривать по-разному:

  • Ниргун – всеведающий Абсолют;
  • Саргун – Бог внутри нас, который помогает духовно расти.

Есть только один Бог, не может быть иных божеств, духов, демонов. Поклонение Богу возможно только в медитативных практиках, которые заключаются в повторении его священного имени и пении молитв.

Человек не может родиться или умереть – он существовал всегда, а после физической смерти просто соединяется с Природой, возвращаясь к Богу, и это есть счастье. Именно поэтому в сикхизме нет понятия ада, рая, греха и кармы.

Учение говорит о пороках, к которым относятся:

  • похотливая страсть;
  • злость;
  • подчиненность;
  • алчность;
  • эгоизм.

Они не нужны человеку, ведь любым плохим поступкам Природа будет оказывать сопротивление на жизненном пути.

Главными добродетелями можно назвать:

  • любовь;
  • честность;
  • милосердие;
  • чувство меры;
  • смирение.

Для сикхов все люди – братья, достойные любви. Основные правила записаны в Священном тексте, который называется «Ади Грантх». В главной Святыне – Золотом храме – постоянно проходят службы, на которые ежедневно собираются сотни верующих.

Суть сикхизма

Основа мировоззрения – любовь, равенство и взаимоуважение людей. Если за то, чтобы тебя уважали, придется бороться – не медли. Сикх не ждет воздаяния на том свете, подставляя на этом щеку. Но этот пенджабец не обидит человека. Ни одной веры и расы. Ритуалы и жрецы? Их нет! Наоборот, сикхизм вышел из протестантского движения. В отличие от европейского протестантизма, он даже не именует Бога.

Волосы – символ того, что адепт общины все еще придерживается исповедания. Зачем прятать Символ Веры (такой же, как браслет, деревянный гребень, трусы до колен и острый керпан для защиты чести)? Оказывается, дело не в сокрытии. Тюрбан нельзя снимать. Это фраза «Я ухожу!».

Закрывает шевелюру дастаар. Когда-то тюрбанами пользовались разные люди. А лишь сикхи донесли его в качестве повседневной детали туалета до нынешнего времени (согласитесь, у остальных религий Востока он уже давно только в роли религиозной атрибутики – культового «бренда»). Слишком пышный символизирует наличие особого рвения к вере. Многим такой убор покажется исключительно частью ритуала, причудливым примером принадлежности к конфессии. Но это не так

Утилитарное предназначение настолько же важно – сюда прячут кинжал. Ранее сикхи носили в дастаарах весь багаж

Попробуй что укради! Порежешься.

Краткая история возникновения сикхизма

Сикхизм — относительно молодое вероучение, возникшее в конце пятнадцатого века на Северо-Западе Индии. Впоследствии — это Северо-Восточная провинции Пакистана, которая образовалась позже как следствие деления Индии, долгое время находившейся под властью Британии, на 2 страны: Индию и Пакистан (1947 год).

Религия сикхизма берет свое начало от одного конкретного человека: это был Гуру и Учитель по имени Нанак. Его авторитет и провозглашенные когда-то им идеи оказались настолько сильны и популярны, что сегодня постулатам этой религии следует более 25-ти миллионов сторонников и почитателей. И это превращает ее в одну из основных религий, занимающей в мировой религиозной иерархии восьмое ( по некоторым данным девятое) место.

Нанак родился в небольшом городке Пенджаб

Родился он в 1469 г., в семье торговцев-индуистов из касты купцов. Будущий гуру с самого начала своего пути стал проявлять большой интерес к поиску знаний и смыслов. И этот свой путь он начал с изучения религиозных индуистских и исламских книг. Однако, сведения, полученные из этих книг, его не убедили — и юноша решил обрести подлинную истину. Повзрослев, Нанак оставил дом, раздал людям всё свое имущество и пустился в странствия, постепенно проповедуя посредством своих религиозных песнопений свое новое учение: сикхизм. Учение о том, как оставаться человеком и жить по-человечески в мире людей.

Кстати говоря, слово гуру несет в себе два противоположных значения: гу — означает тьма; ру — свет. Таким образом, — в символике сикхизма гуру как раз и является человеком, рассеивающим тьму, воплощением истинного Божественного света.

Кто и как становится сикхами

Сикхом может стать, в принципе, любой человек, если у него есть истинное желание окунуться в эту веру. Достаточно при этом разделять убежденность в сущность Единого Бессмертного Бытия. И далее — к человеку приходят знания, с постижением которых его вера лишь укрепляется.

В начале этого пути необходимо пройти через специальный обряд посвящения или крещения. Этот обряд предполагает то, что новому адепту следует причаститься специальным нектаром амрит или паухал из священного озера Саровар (Sarovar), которое находится в Золотом храме Хармандир Сахиб (Harmandir Sahib), что означает обитель Бога. Храм этот является одной из самых древних и уникальных достопримечательностей Индии.

Ритуал посвящения в сикхи

Со времен Десятого гуру по имени Гобинд Сингх, учредившего хальсу или братство чистых (традицию святых воинов-сикхов), практикуется следующий ритуал:

  • избирается пять наиболее уважаемых членов сикхской общины (Панч Пьяре);
  • первый сикх знакомит новичков с принципами хальсы (сикхской веры) и уточняет, готовы ли новые люди ее принять;
  • далее читается специальная молитва;
  • сразу же готовится и особый напиток, олицетворяющий собою символ бессмертия. Вода для него берется из храмового пруда, в нее добавляются сладкие ингредиенты, которые размешиваются мечом;
  • сначала новички пьют воду из пригорошней, потом из сосуда, также произнося при этом особую молитву.

Любопытно, что древние обряды посвящения отличались еще и тем, что новые сикхи, принимая эту религию, должны были пить воду, в которой гуру омывал свои ноги. И это было знаком полного подчинения его воле и принятия ученичества (сикхизма) в полном смысл этого слова.

Что касается женщин

О женщинах в связи с сикхизмом стоит сказать отдельно. Интересно, что в Индии были времена, когда они  наделялись весьма высоким статусом. Но было это, как свидетельствуют исторические источники, очень давно. И в эпоху появления сикхизма роль женщины была уже совершенно утилитарная.

Гуру, третий Учитель, Амар Дас положил конец этому изуверству. Женщина стала равноправным и уважаемым членом общества и вдовам даже было разрешено вторично выходить замуж.

А возвращаясь к ритуалу посвящения, стоит отметить, что венчает все это великолепное действо обращение к священному писанию: в центре храма, в алтаре находится его Священная книга.

Сикхизм. Десять гуру

Редкая живопись в стиле Танджор конца XIX века. Изображены десять сикхских гуру

1. Нанах (1469-1539) – основатель сикхизма.

2. Ангад (1504-1552) – создатель алфавита гурмукхи для языка панджаби.

3. Амар Дас (1479 – 1574) боролся за всеобщее равенство.

4. Рам Дас (1534 – 1581) основал священный город Амритсаф.

5. Арджуна (1563 – 1606 ) построил Золотой Храм в Амритсафе. Он был первым сикхом, принявшим смерть за веру.

6. Хар Говинд (1595 – 1643) – первый гуру-воин, возглавивший боръьбу сикхов против власти моголов.

7. Хар Рай (16301661) распространил сикхизм в Пенджабе и по всей Индии.

8. Хар Кришан (1656 – 1664) – гуру-ребенок, сын Хар Рая, умер от оспы в возрасте восьми лет.

9. Тегх Вахадур (1621 – 1675) – принял мученическую смерть за попытку защитить индусов.

10. Говинд Сингх (1666 – 1708) основал общину сикхов — хальсу и назначил своим преемником книгу Ади Грантх.

17 ноября верующие чтят память Блаженного Симона

Подробнее

Православные верующие готовятся к Рождественскому посту 2022

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнес проповедь в честь праздника Вознесения Господня

Подробнее

Ислам: самая молодая мировая религия

Подробнее

Сатурн: добрый бог и отец Юпитера

Подробнее

Что можно делать в Петров день

Подробнее

Ниханги — осколок Средневековья

«Во время страшной битвы воин-сикх продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову, и лишь когда последний враг был побеждён, храбрый воин сам упал замертво»

Фрески с подобными надписями можно встретить во многих сикхских храмах. Несмотря на то, что сикхи сами по себе являются чрезмерно воинственными, среди них есть те, кто считается по праву наиболее искушёнными в воинских делах. Речь идёт о нихангах — рыцарский орден внутри сикхской общины. Эти люди добросовестно берегут своё военное искусство, и ещё более ревностно защищают древние знание от иностранцев. Ниханги отличаются особенно огромными тюрбанами, в складках которых часто скрытое оружие, а сам головной убор украшают чакры — металлические кольца, которые используются как холодное метательное оружие. Им запрещено стричься и бриться, традиционными для них являются синие и жёлтые цвета.

Ежегодно эти воины проводят показательные ритуальные бои в день праздника Весны, на которых особенно ярко выглядят всадники-нихангы. Нихангы дают клятву умереть в бою, и большинство из них старается эту клятву выполнять. Этим воинам запрещено иметь семьи и частную собственность. В наше время большинство нихангов ведут бродячий способ жизни. Им не надо работать, а все нужное они чаще всего получают от сородичей бесплатно. Их уважают ровно настолько – насколько боятся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: