Где остановиться
В Санаксарской обители (как и 300 лет назад) есть гостевые дома, в которых могут останавливаться паломники. Максимальный срок пребывания в них ограничивается 3-я днями. Однако проживание и питание гостям здесь предоставляются бесплатно.
В связи с тем, что Санаксары – это мужской монастырь, размещение мужчин организовано внутри обители, а для женщин отведены помещения, которые находятся за пределами монастырского двора.
Сейчас Санаксарский монастырь, находящийся в Мордовии, является действующим монастырем и представляет собой один из самых оживленных паломнических центров. К тому же он находится в статусе памятника архитектуры, который состоит под охраной государства и включен в проект «Золотое Кольцо России».
Краткая информация
Основана обитель была в 17 веке, в эпоху царствования Алексея Михайловича. По приглашению служилого дворянина и писца Луки Евсюкова на его земли у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар приехал из оскудевшего Старо-Кадомского Троицкого монастыря старец Феодосий, известный своей высокой духовной жизнью. Старец «пленившись красотой места», решил остаться здесь навсегда – вместе с несколькими своими учениками. Это было в 1659 году. Была воздвигнута часовня и иноки начали понемногу устраиваться на новом месте. Через десять лет местные жители отправили святейшему патриарху Иоасафу 2 прошение о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской» и о заведении на этом месте монашеской жизни. Патриарх ответил положительно, и на этом месте возникла Санаксарская Сретенская пустынь, иначе монастырь.
После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью — нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток. Какими правилами руководствовалась Санаксарская пустынь во внутренней своей жизни, тоже сведений о том никаких нет.
преп.Феодор Санаксарский
В 1753 году Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни. Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар. Его усилиями в монастыре возводится новый каменный храм. Происки врагов против преподобного отца в 1774 году возымели успех, и его сослали в Соловецкий монастырь.
Но начало было положено и монастырь стал расцветать.
В этот период расцвета монастыря неподалеку от него и селится великий флотовождь России адмирал Ушаков. Очень большую часть времени он проводил в монастыре, а на время Великого Поста и вовсе переселялся в обитель. До самой своей кончины в 1817 году он был ревностным богомольцем и благотворителем монастыря.
А через сто лет из-за оскудения нрава братии монастырь постигла участь закрытия как и многих монашеских обителей на Руси. Дело в том, что последний предреволюционный игумен, преподобноисповедник Александр (Орудов) захотел восстановить в монастыре былую строгость монашеского жития, но часть братии пошла на сговор с большевиками и учинив бунт изгнали настоятеля. В 20-е годы монастырь закрыли, братию репрессировали, святыни поругали…
св.праведный Феодор Ушаков
В 1991 году монашеская жизнь вновь вернулась в стены обители. На данный момент монастырь приобрел вид когда-то утраченной красоты и благолепия. Обитель находится у излучины реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, вниз по течению реки. Места здесь живописные, природа красива. С северной и западной стороны к монастырю подступают боры и рощи, а с южной и восточной, за рекой, пойменные луга и бесчисленное количество больших и малых озер. Недалеко от монастыря находится источник преподобного Феодора. Богат монастырь и мощами. Здесь хранятся мощи преподобного Феодора (Ушакова), праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобного Александра исповедника.
Монастырь отличается строгостью Устава и братолюбием.
Информация для паломников: как добраться и телефоны монастыря.
(3925)
Как добраться[[править]h2>
Адрес
: 431220, Республика Мордовия, г.Темников Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.
(83445) 2-91-70 , 2-91-02, факс (83445) 2-91-77
Проезд:
Добраться до монастыря можно как на паломнических автобусах, которые регулярно совершают поездки из Москвы, Саратова, Тольятти, Воронежа и других городов, так и своим ходом на автомашине (от Москвы по «Рязанке») или на поезде и автобусе до г.Темникова. От г.Темникова можно пройти напрямую — через пешеходный мост (летом) и далее полем (4 км от автовокзала), либо на попутном транспорте от поворота у автовокзала (16 км) до деревни Алексеевки и далее пешком до монастыря, либо до самого монастыря.
Где остановиться
В Санаксарской обители (как и 300 лет назад) есть гостевые дома, в которых могут останавливаться паломники. Максимальный срок пребывания в них ограничивается 3-я днями. Однако проживание и питание гостям здесь предоставляются бесплатно.
В связи с тем, что Санаксары – это мужской монастырь, размещение мужчин организовано внутри обители, а для женщин отведены помещения, которые находятся за пределами монастырского двора.
Сейчас Санаксарский монастырь, находящийся в Мордовии, является действующим монастырем и представляет собой один из самых оживленных паломнических центров. К тому же он находится в статусе памятника архитектуры, который состоит под охраной государства и включен в проект «Золотое Кольцо России».
Современное состояние мужской святыни в Темниково
7 марта 1991 года полуразрушенные стены некогда прекрасной мужской обители были возвращены православной Церкви. Первая Литургия после закрытия монастыря состоялась в том же году во время празднования Троицы. Через несколько лет были возрождены и освящены храмы.
Современный монастырский комплекс привлекает паломников своими святыми и прекрасными природными местами.
Под часовней, как и много лет назад, находится могила Федора Ушакова, мощи которого оставались нетленными при открытии могилы.
Интересно! Местное население утверждает, что текущий в лесу ручеек, названный Ушаковским, обладает чудодейственной силой. Родниковую воду не только пьют, ее собирают в купели, и каждый желающий может принять святую силу, окунувшись в этой воде.
С 2014 года настоятелем темниковской святыни является священноархимандрит, епископ Краснослободский и Темниковский Климент.
Паломнику
Памятка для паломников:
- Гостиницы монастыря имеют ограниченные возможности к принятию паломников. Пожалуйста, о свободных местах для ночёвки узнавайте у гостинника до своего приезда.
- Паломники могут проживать в монастырской гостинице 3-е суток.
- Для поселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.
- Паломники обязаны строго посещать все монастырские службы и выполнять требования монастырского устава и распорядка.
- Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной — бесплатно.
- По прочим вопросам обращаться к Гостинику по тел: 8 — 917 — 990 — 14 — 66
Для желающих потрудиться в монастыре
во славу Божию существуют следующие требования:
- Принимаются только мужчины возрастом не моложе 18 лет.
- При себе необходимо иметь общегражданский паспорт с регистрацией по месту постоянного проживания,так же желательно наличие страхового полиса.
- Необходимо неукоснительное соблюдение устава, распорядка и прочих правил поведения в монастыре.
- Добросовестное выполнение порученной работы.
- Бережное отношение к имуществу монастыря.
- Употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено.
При поступлении в обитель желательно иметь рекомендации от своего приходского священника, духовника или монастыря.
Настоятели
- Прп. Феодор (Ушаков) (1764 — 1774)
- Иоиль (Тишков) (8 августа 1774 — 1778)
- Венедикт (Селиванов) (1778 — 27 декабря 1788)
- Вениамин (Андреев) (14 февраля 1789 — 13 февраля 1803)
- Филарет (Былинин) (28 февраля 1803 — 1817)
- Нафанаил (4 апреля 1817 — 12 сентября 1832)
- Димитрий (12 сентября 1832 — 5 сентября 1848)
- Иоасаф (27 сентября 1848 — 23 сентября 1857)
- Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября 1857 — 7 сентября 1863)
- Иларий (Иванов) (1863 — июнь 1879)
- Тихон (Ципляковский) (15 сентября 1879 — декабрь 1884)
- Амвросий (Ворогушев) (1885 — 1893)
- Феодосий (Мясников) (1893 — декабрь 1895)
- Августин (Кривоногов) (1895 — 1915)
- Присп. Александр (Уродов) (20 июля 1915 — 1918)
Святыни
Главными святынями монастыря являются чудотворные мощи двух воинов Христовых: Феодора Санаксарского и Феодора Ушакова. В 2004 году решением синодальной комиссии по канонизации святых (родной племянник монаха Феодора) святой старец Феодор Санаксарский и адмирал флота России Феодор Федорович Ушаков были прославлены как русские национальные святые.
Мощи преподобного Феодора находятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Недалеко от них находится реликварий, вырезанный в форме лодки, с мощами Федора Федоровича Ушакова, «его родственника из дворян».
Здесь в церкви покоятся мощи исповедника Александра (последнего настоятеля Санаксара перед закрытием).
В монастыре находятся иконы Божией Матери, которые особенно почитаются паломниками и братией:
- Копия Казанской иконы Божией Матери XVII века,
- Икона Богоматери «Богоматерь
- Икона Богородицы, которую называют «Спорительница хлебов»;
- Сицилийская, написанная с чудотворной иконы из Дивногорского монастыря Воронежской епархии и принесенная в дар Санаксарскому монастырю;
- Почаевская с ликами Девы Марии и Богомладенца, заключенными в цветные бусины и камни.
В Санаксарском монастыре в Мордовии есть и другие святыни, в том числе с частицами святых мощей.
По инициативе члена Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степина и благодаря усердию членов Российского Дворянского Собрания в монастырь были перенесены древние христианские реликвии: мощи Животворящего Древа Креста Господня, преподобного Саввы Освященного, святой великомученицы Варвары и палестинских мучеников.
При игумене Феодоре
К 1750 годам Санаксарский Богородицкий монастырь, тогда еще имеющий статус пустыни, пришел в запустение. Причиной стало отсутствие благотворителей, а также замены почившим членам братии. В связи с этим было решено приписать обитель к Саровской пустыни, которая находилась в расцвете.
Возродилась Санаксарская святыня только при настоятеле Феодоре (в миру Иван Ушаков). За этот период, продлившийся более 10 лет (1764—1774), она стал духовным центром России наряду с Саровым. 7 марта 1765 года был издан высочайший указ, согласно которому Санаксары стали официально именоваться монастырем.
Настоятель Феодор происходил из небогатого дворянского рода и был младшим братом отца знаменитого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Он принял постриг в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году в Александро-Невской обители. С 1754 года монах Феодор жил в Санаксарах. Всего он провел в служении Господу 45 лет своей жизни и был похоронен в построенном им же самим храме. В 2004 году Феодор был представлен к почитанию преподобным Архиерейским собором РПЦ.
Настоятели и наместники
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
настоятели
- Феодосий (1660-е — 1681)
- Зосима
- Трифон
- Дорофей
- Петр (1730-е)
- Филагрий
- Порфирий (24 февраля 1752 — 17 марта 1753)
- Феодор (Ушаков) (1764—1774)
- Иоиль (Тишков) (8 августа 1774—1778)
- Венедикт (Селиванов) (1778 — 27 декабря 1788)
- Вениамин (Андреев) (14 февраля 1789 — 13 февраля 1803)
- Филарет (Былинин) (28 февраля 1803—1817)
- Нафанаил (4 апреля 1817 — 12 сентября 1832)
- Димитрий (12 сентября 1832 — 5 сентября 1848)
- Иоасаф (27 сентября 1848 — 23 сентября 1857)
- Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября 1857 — 7 сентября 1863)
- Иларий (Иванов) (1863 — июнь 1879)
- Тихон (Цыпляковский) (15 сентября 1879 — декабрь 1884)
- Амвросий (Ворогушев) (1885—1893)
- Феодосий (Мясников) (1893 — декабрь 1895)
- Августин (Кривоногов) (1895—1915)
- Александр (Уродов) (1915—1918)
наместники
- Варнава (Сафонов) (1 апреля 1991 — 14 ноября 2010)
- Иннокентий (Руденко) (с 24 декабря 2010)
В 19-м веке
В официальном документе, датируемом 1802 годом, содержится характеристика Санаксарской обители, согласно которой она «не уступает самым лучшим монастырям Российским». В другой записке того же периода упоминается, что большинство членов братии являются бывшими военными, принадлежащими к дворянскому сословию.
В 1810 году недалеко от Санаксарского монастыря, в приобретенной на собственные деньги деревне Алексеевка поселился Федор Ушаков. Он стал его главным благотворителем и тратил большие суммы для помощи братии и обустройства обители. Очень часто, особенно в период Великого поста, известный великий русский флотоводец селился в одной из келий и дни напролет молился вместе с братией, разделяя с ней скудную трапезу. Еще при жизни он завещал похоронить себя в Санаксарском монастыре. Когда 2 октября 1817 года адмирал Федор Ушаков скончался, его тело жители Темникова отнесли на руках в обитель и захоронили на его территории.
Паломнику
Памятка для паломников:
- Гостиницы монастыря имеют ограниченные возможности к принятию паломников. Пожалуйста, о свободных местах для ночёвки узнавайте у гостинника до своего приезда.
- Паломники могут проживать в монастырской гостинице 3-е суток.
- Для поселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.
- Паломники обязаны строго посещать все монастырские службы и выполнять требования монастырского устава и распорядка.
- Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной — бесплатно.
- По прочим вопросам обращаться к Гостинику по тел: 8 — 917 — 990 — 14 — 66
Для желающих потрудиться в монастыре
во славу Божию существуют следующие требования:
- Принимаются только мужчины возрастом не моложе 18 лет.
- При себе необходимо иметь общегражданский паспорт с регистрацией по месту постоянного проживания,так же желательно наличие страхового полиса.
- Необходимо неукоснительное соблюдение устава, распорядка и прочих правил поведения в монастыре.
- Добросовестное выполнение порученной работы.
- Бережное отношение к имуществу монастыря.
- Употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено.
При поступлении в обитель желательно иметь рекомендации от своего приходского священника, духовника или монастыря.
Санаксарский монастырь
Описание Санаксарского монастыря
Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирская.
Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.
Период роста и расцвета обители связан с именем преподобного старца Феодора Ушакова — великого подвижника второй половины XVIII века. Молитвами и трудами преподобного Феодора монастырь уже при его жизни приобрёл общероссийскую известность. Славился он строгостью уставного богослужения, особым аскетическим духом, воздержанием и добродетелями обитающих в нём пустынножителей.
7 марта 1765 года Высочайшим указом велено было Санаксару именоваться монастырем.
Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.
Трагические события XX века не обошли стороной и Санаксар: монастырь был закрыт, монахи разогнаны, благолепие храмов осквернено и изуродовано.
В 1991 году Санаксарская обитель была возвращена Русской Православной Церкви, и 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава совершил первую Божественную Литургию.
К 2000-му году в монастыре было уже более 90 человек братии. Ежедневного в соборном храме по монастырскому уставу совершается богослужение — основа жизни обители. Восстанавливаются жилые корпуса, реставрируются храмы.
Свои последние годы в обители провёл известный старец схиигумен Иероним (Верендякин).
Паломнические поездки к Санаксарскому монастырю
- Поездка из Таганрога в Санаксарский монастырь
- Поездка из Волгограда в Санаксарский монастырь
- Поездка из Самары в Санаксарский монастырь
- Поездка из Нижней Озеряна (Харьковская обл.) в Санаксарский монастырь
- Поездка из Зеленограда в Санаксарский монастырь
- Поездка из Киева в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Воронежа в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Клина в Санаксарский монастырь
- Поездка из Житомира в Санаксарский монастырь
- Поездка из Энгельса в Санаксарский монастырь
- Поездка из Одессы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Воронежа в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Солнечногорска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Винницы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Красноярска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Тюмени в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Екатеринбурга в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Нижнего Новгорода в Санаксарский монастырь
- Поездка из Киева в Санаксарский монастырь
- Поездка из Ижевска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Энгельса в Санаксарский монастырь
- Поездка из Красноярска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Минска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Екатеринбурга в Санаксарский монастырь
Период с 1930 по 1991 год
После закрытия Санаксары (монастырь в Мордовии) начал разрушаться как в результате набегов мародеров, так и под воздействием природных факторов. Первой «жертвой» мародеров стала часовня над могилой адмирала Ф. Ушакова. Кроме того, было разрушено и перекопано монастырское кладбище. Вандалы сбили главы с храмов, изуродовали росписи, устроили конюшню в притворе соборного храма.
Позже постройки обители передали в ведение школы сельских механизаторов и в некоторых из них организовали гаражи. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда советские власти решили восстановить Санасары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.
Где остановиться
В монастыре Санаксар (как и 300 лет назад) есть гостевые дома, где могут остановиться паломники. Максимальный срок пребывания в них ограничен тремя днями. Однако проживание и питание предоставляются гостям бесплатно.
Поскольку Санаксары — мужской монастырь, жилье для мужчин организовано внутри монастыря, а для женщин есть комнаты за пределами монастырского двора.
Сегодня Санаксарский монастырь, расположенный в Мордовии, является действующим монастырем и одним из самых оживленных паломнических центров. Он также имеет статус памятника архитектуры, который охраняется государством и включен в проект «Золотое кольцо России».
Санаксары — к мощам Феодора Ушакова
В программе:— Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. (Темниковский район республики Мордовия). Литургия. Мощи преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Ушакова и священноисповедника игумена Александра. Экскурсия по монастырю. Трапеза. Источник в честь преподобного Феодора Санаксарского.
Отправление из Чебоксар от сквера им. В.И.Чапаева в 21:00. Возвращение на следующий день вечером.
Пожертвование на поездку – 2000 рублей.
Для записи в поездку необходимо приобрести билет в церковной лавке в Торговом Центре МТВ г.Чебоксары (на 1 этаже около магазина «Перекресток»).
Справки по телефону 8 905 344 25 25 – Надежда
____________________________________
В конце 18-го века
Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.
В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.
В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.
Святыни
Сейчас основными святынями монастыря являются чудотворные мощи двух воинов Христовых: Феодора Санаксарского и Федора Ушакова. В 2004 г. старец Феодор Санаксарский и адмирал флота российского Федор Федорович Ушаков по решению (родной племянник преподобного Феодора) синодальной комиссии по канонизации святых были прославлены в лике общероссийских святых.
Мощи старца Феодора находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Неподалеку от них расположена искусно вырезанная в форме ладьи рака с мощами «сродника его из дворян» — Федора Федоровича Ушакова.
Здесь же в храме покоятся мощи преподобноисповедника Александра (последнего перед закрытием настоятеля Санаксар).
В монастыре находятся особо почитаемые паломниками и братией иконы Богородицы:
- список XVII в. с Казанской иконы Божьей Матери,
- икона Феодоровской Божьей Матери;
- икона Пресвятой Богородицы, которая именуется «Спорительницей хлебов»;
- Сицилийская, писанная с чудотворной иконы из Дивногорского монастыря Воронежской епархии и принесенная в дар Санаксарскому монастырю;
- Почаевская с ликами Божьей Матери и Бога младенца в окладе из разноцветного бисера и камней.
Санаксарский монастырь в Мордовии имеет и другие святыни, в том числе и с частицами святых мощей.
В Санаксарском монастыре в Мордовии хранятся мощи святого адмирала Федора Ушакова
По инициативе императорского православного палестинского общества Сергея Степашина, а также усердием членов российского благородного собрания в обитель были переданы древние христианские святыни: частицы животворящего древа креста Господня, преподобного Саввы Освященного, святой мученицы Варвары и палестинских мучеников.
В начале прошлого столетия
Санаксарский мужской монастырь (где находится — см. ниже) с 1895-го управлялся настоятелем Августином, который принял постриг после отставки из армии, где служил каптенармусом в гвардейском Волынском полку. Он сделал немало для благоустройства обители, а после его кончины в 1915 году руководство братией было возложено на Александра Уродова.
В 1918 году революционные настроения проникли через монастырские стены, и взбунтовавшаяся часть монахов сместила настоятеля, и он был взят под стражу. Позже игумен стал настоятелем Свияжской Макарьевской, а затем наместником Седмиезерной пустыни.
В 1920 годы в монастыре действовала коммуна «Новая жизнь». В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. В итоге в 1929 году он был закрыт.
В конце 18-го века
Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.
В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.
В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.
Памятка паломникам
Есть несколько способов, чтобы добраться до мордовской святыни:
- Из многих российских городов организуются паломнические поездки на специально заказанных автобусах.
- При поездке на поезде следует доехать до Темникова, а затем до села Алексеевка.
- Желающие пожить в монастыре несколько дней, могут воспользоваться гостиницей обители, при которой есть трапезная.
Совет! Проживание и питание бесплатное. Количество мест ограничено, поэтому о своем желании пожить в монастырской среде следует договориться заранее.
Лишенных крова мужчин могут поселить в монашеских кельях и приобщить к монастырской жизни, большая часть которой составляет молитва и работа, дарующая мир и покой в сердце.
Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь
В начале прошлого столетия
Санаксарский мужской монастырь (где находится — см. ниже) с 1895-го управлялся настоятелем Августином, который принял постриг после отставки из армии, где служил каптенармусом в гвардейском Волынском полку. Он сделал немало для благоустройства обители, а после его кончины в 1915 году руководство братией было возложено на Александра Уродова.
В 1918 году революционные настроения проникли через монастырские стены, и взбунтовавшаяся часть монахов сместила настоятеля, и он был взят под стражу. Позже игумен стал настоятелем Свияжской Макарьевской, а затем наместником Седмиезерной пустыни.
В 1920 годы в монастыре действовала коммуна «Новая жизнь». В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. В итоге в 1929 году он был закрыт.
Святыни и престольные праздники
Паломники и прихожане находят утешение и молитвенную поддержку при посещении святынь монастыря:
- чудодейственной иконы Богородицы «Казанская»;
- мощей преподобного Федора Санаксарского;
- святых останков преподобноисповедника Александра Санаксарского;
- мощей праведного Воина Федора.
Интерьер Санаксарской обители
В течение года всегда людно в действующих четырех церквях и около часовни-усыпальницы игумена Иеронима.
На заметку! Историческую ценность Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря подчеркивает факт включения его в маршрут Золотого кольца.
21 сентября монастырская территория с трудом вмещает всех желающих присутствовать на Литургии в честь празднования Рождество Богородицы, покровительницы монастыря, темниковского края и всей России.
Как добраться до монастыря
Ближайшие к обители населенные пункты – город Темников и деревня Алексеевка. Путь от Темникова до Санаксарского монастыря составляет 4 км. Необходимо пересечь пешеходный мост через Мокшу и следовать пешком. Возможна поездка на такси, ее стоимость примерно равна 250 RUR.
Добраться до Темникова можно:
- На автомобиле. Расстояние от Москвы составляет 540 км на восток по трассе М-5 «Урал» через Рязань. Вдоль дороги часто встречаются кафе, гостевые дома и заправочные станции. Дорожное покрытие асфальтобетонное.
- На автобусе. В Темников из Москвы курсирует ежедневный автобусный рейс. Стоимость билета для одного пассажира составляет 1000 RUR, время в пути 9 часов.
- Паломнические туры. Санаксарский монастырь включен в программы экскурсий, выезжающих из различных городов России. Трехдневный тур из Москвы с заездом в Дивеево и Муром обойдется в 5200 RUR – 7500 RUR. Двухдневный тур из Саратова с маршрутом Дивеево-Санаксары стоит от 2600 RUR для одного человека.
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
- Церковь Владимирской иконы Божией Матери
- Колокольня монастыря
- Церковь Воскресения Христова
- Часовня-усыпальница схиигумена Иеронима
- Монастырская постройка
- Келейный корпус (XVIII в.)
- Келейный корпус (XVIII в.)
- Больничный корпус
- Келейный корпус (XVIII в.)
- Трапезный корпус (XVIII в.)
- Настоятельский корпус (XVIII в.)
- Казначейский корпус
- Гостиничный корпус
- Башни и стены ограды
- Внешняя каменная ограда (XVIII в.)
- Памятник адмиралу Федору Ушакову
В конце 18-го века
Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.
В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.
В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.
Как добраться
Адрес
: 431220, Республика Мордовия, г.Темников Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.
(83445) 2-91-70 , 2-91-02, факс (83445) 2-91-77
Проезд:
Добраться до монастыря можно как на паломнических автобусах, которые регулярно совершают поездки из Москвы, Саратова, Тольятти, Воронежа и других городов, так и своим ходом на автомашине (от Москвы по «Рязанке») или на поезде и автобусе до г.Темникова. От г.Темникова можно пройти напрямую — через пешеходный мост (летом) и далее полем (4 км от автовокзала), либо на попутном транспорте от поворота у автовокзала (16 км) до деревни Алексеевки и далее пешком до монастыря, либо до самого монастыря.
Где крестился, там и пригодился
Отец Иннокентий, Вы застали то время, когда в Санаксаре подвизались старцы высокой духовной жизни. Какими они Вам запомнились? Что Вы вынесли для себя из общения с ними?
Схиигумен Иероним (Верендякин) был как бы сама любовь, воплощение любви: благостный, смиренный, кроткий, богомудрый, рассудительный. Схиархимандрит Питирим (Перегудов) был монахом Почаевской лавры, приехал в Санаксар из Почаева. Когда в 1993 году наш монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II, он долго разговаривал со старцем Питиримом, который к тому времени уже имел за плечами 43 (!) года монашеской жизни. Это исключительный опыт, целый пласт человеческой жизни. Конечно, нам всем хотелось прикоснуться к такому опыту.
С кем из старцев Вы больше общались?
Отец Иероним был духовником монастыря, поэтому чаще я общался с ним. Келья духовника должна быть открыта всегда, так у нас и было. Мы с братией приходили к отцу Иерониму, чтобы поделиться своими неустройством, печалью, огорчением или немощью. Проблемы казались великими, просто до небес. Подождешь, бывало, в очереди на исповедь к батюшке, и как-то острота внутреннего конфликта или проблемы уходят, а на их место приходит успокоение. Заходишь к нему – и все, тишина и спокойствие на душе. Случалось и так, что во время ожидания исповеди приходил ответ на возникший вопрос – он образовывался внутри тебя, понуждая по-новому посмотреть на окружающий мир и обстоятельства. Думаю, это было не без участия батюшки, его молитв о нас.
Расскажите немного о своем пути к Богу. Чей пример вдохновлял Вас в монашеской жизни и как Вы поняли, что монашество – Ваше призвание?
О Боге я узнал от мамы и бабушки. По материнской линии все верующие были, отец к вере позже пришел. Крестили меня в маленьком городке Тихвине недалеко от Санкт-Петербурга, на крылечке монастырского храма Тихвинской иконы Божией Матери. Правда, тогда Тихвинская обитель была закрыта, действовал только храм. Ну, а поскольку крестили меня в монастыре, то в монастырь я впоследствии и угодил (улыбается).
Какое-то время наша семья жила на Украине, потом мы переехали в Сибирь, где в начале 90-х годов я стал ходить в храм, на пятом курсе университета.
В 1991 году в Ярославле были обретены мощи святителя Иннокентия Иркутского и перевезены в Знаменский кафедральный собор города Иркутска, где почти через год я встретил батюшку, который впоследствии стал моим духовником, – отца Геннадия, будущего иеромонаха Григория. С ним связаны значительные изменения в моей жизни.
Отец Геннадий благословил меня принять диаконский сан, а через несколько месяцев, в праздник новомучеников и исповедников Церкви Русской, я стал священником. Получил послушание от правящего архиерея владыки Вадима начать служение в только открытом Петропавловском храме города Шеле- хов, где и прослужил четыре года. По благословению владыки тогда же поступил в семинарию в Троице-Сергиевой лавре.
Время учебы в Лавре, наверное, было особенным?
Это был период первого соприкосновения с монашеской жизнью – самое благоговейное время, возвышенное и глубокое, в моей памяти. В Лавре тогда царила особая атмосфера. К лаврским насельникам отцу Кириллу и отцу Науму многие обращались с вопросами о внутренней духовной жизни. Общение с такими духоносными светильниками веры оставляет неизгладимое впечатление и окрыляет надолго. Встреча с людьми, имеющими огромный опыт в духовной жизни, – великое дело. Особенно для приходского священника, кем я в то время являлся. Именно в Лавре у меня появилось сильное желание стать монахом. И я надеялся, что Господь все устроит.