Санаксарский богородицкий монастырь

Санаксарский монастырь в мордовии. карта, фото, адрес, расписание богослужений, где находится, как добраться

Где остановиться

В Санаксарской обители (как и 300 лет назад) есть гостевые дома, в которых могут останавливаться паломники. Максимальный срок пребывания в них ограничивается 3-я днями. Однако проживание и питание гостям здесь предоставляются бесплатно.

В связи с тем, что Санаксары – это мужской монастырь, размещение мужчин организовано внутри обители, а для женщин отведены помещения, которые находятся за пределами монастырского двора.

Сейчас Санаксарский монастырь, находящийся в Мордовии, является действующим монастырем и представляет собой один из самых оживленных паломнических центров. К тому же он находится в статусе памятника архитектуры, который состоит под охраной государства и включен в проект «Золотое Кольцо России».

Краткая информация

Основана обитель была в 17 веке, в эпоху царствования Алексея Михайловича. По приглашению служилого дворянина и писца Луки Евсюкова на его земли у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар приехал из оскудевшего Старо-Кадомского Троицкого монастыря старец Феодосий, известный своей высокой духовной жизнью. Старец «пленившись красотой места», решил остаться здесь навсегда – вместе с несколькими своими учениками. Это было в 1659 году. Была воздвигнута часовня и иноки начали понемногу устраиваться на новом месте. Через десять лет местные жители отправили святейшему патриарху Иоасафу 2 прошение о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской» и о заведении на этом месте монашеской жизни. Патриарх ответил положительно, и на этом месте возникла Санаксарская Сретенская пустынь, иначе монастырь.

После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью — нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток. Какими правилами руководствовалась Санаксарская пустынь во внутренней своей жизни, тоже сведений о том никаких нет.

преп.Феодор Санаксарский

В 1753 году  Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни. Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар. Его усилиями в монастыре возводится новый каменный храм. Происки врагов против преподобного отца в 1774 году возымели успех, и его сослали в Соловецкий монастырь.
Но начало было положено и монастырь стал расцветать.
В этот период расцвета монастыря неподалеку от него и селится великий флотовождь России адмирал Ушаков. Очень большую часть времени он проводил в монастыре, а на время Великого Поста и вовсе переселялся в обитель. До самой своей кончины в 1817 году он был ревностным богомольцем и благотворителем монастыря.

А через сто лет из-за оскудения нрава братии монастырь постигла участь закрытия как и многих монашеских обителей на Руси. Дело в том, что последний предреволюционный игумен, преподобноисповедник Александр (Орудов) захотел восстановить в монастыре былую строгость монашеского жития, но часть братии пошла на сговор с большевиками и учинив бунт изгнали настоятеля. В 20-е годы монастырь закрыли, братию репрессировали, святыни поругали…

св.праведный Феодор Ушаков

В 1991 году монашеская жизнь вновь вернулась в стены обители. На данный момент монастырь приобрел вид когда-то утраченной красоты и благолепия. Обитель находится у излучины реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, вниз по течению реки. Места здесь живописные, природа красива. С северной и западной стороны к монастырю подступают боры и рощи, а с южной и восточной, за рекой, пойменные луга и бесчисленное количество больших и малых озер. Недалеко от монастыря находится источник преподобного Феодора. Богат монастырь и мощами. Здесь хранятся мощи преподобного Феодора (Ушакова), праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобного Александра исповедника.

Монастырь отличается строгостью Устава и братолюбием.

Информация для паломников:  как добраться и телефоны монастыря. 

(3925)

Как добраться[[править]h2>

Адрес

: 431220, Республика Мордовия, г.Темников Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

(83445) 2-91-70 , 2-91-02, факс (83445) 2-91-77

Проезд:

Добраться до монастыря можно как на паломнических автобусах, которые регулярно совершают поездки из Москвы, Саратова, Тольятти, Воронежа и других городов, так и своим ходом на автомашине (от Москвы по «Рязанке») или на поезде и автобусе до г.Темникова. От г.Темникова можно пройти напрямую — через пешеходный мост (летом) и далее полем (4 км от автовокзала), либо на попутном транспорте от поворота у автовокзала (16 км) до деревни Алексеевки и далее пешком до монастыря, либо до самого монастыря.

Где остановиться

В Санаксарской обители (как и 300 лет назад) есть гостевые дома, в которых могут останавливаться паломники. Максимальный срок пребывания в них ограничивается 3-я днями. Однако проживание и питание гостям здесь предоставляются бесплатно.

В связи с тем, что Санаксары – это мужской монастырь, размещение мужчин организовано внутри обители, а для женщин отведены помещения, которые находятся за пределами монастырского двора.

Сейчас Санаксарский монастырь, находящийся в Мордовии, является действующим монастырем и представляет собой один из самых оживленных паломнических центров. К тому же он находится в статусе памятника архитектуры, который состоит под охраной государства и включен в проект «Золотое Кольцо России».

Современное состояние мужской святыни в Темниково

7 марта 1991 года полуразрушенные стены некогда прекрасной мужской обители были возвращены православной Церкви. Первая Литургия после закрытия монастыря состоялась в том же году во время празднования Троицы. Через несколько лет были возрождены и освящены храмы.

Современный монастырский комплекс привлекает паломников своими святыми и прекрасными природными местами.

Под часовней, как и много лет назад, находится могила Федора Ушакова, мощи которого оставались нетленными при открытии могилы.

Интересно! Местное население утверждает, что текущий в лесу ручеек, названный Ушаковским, обладает чудодейственной силой. Родниковую воду не только пьют, ее собирают в купели, и каждый желающий может принять святую силу, окунувшись в этой воде.

С 2014 года настоятелем темниковской святыни является священноархимандрит, епископ Краснослободский и Темниковский Климент.

Паломнику

Памятка для паломников:

  • Гостиницы монастыря имеют ограниченные возможности к принятию паломников. Пожалуйста, о свободных местах для ночёвки узнавайте у гостинника до своего приезда.
  • Паломники могут проживать в монастырской гостинице 3-е суток.
  • Для поселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.
  • Паломники обязаны строго посещать все монастырские службы и выполнять требования монастырского устава и распорядка.
  • Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной — бесплатно.
  • По прочим вопросам обращаться к Гостинику по тел: 8 — 917 — 990 — 14 — 66

Для желающих потрудиться в монастыре

во славу Божию существуют следующие требования:

  • Принимаются только мужчины возрастом не моложе 18 лет.
  • При себе необходимо иметь общегражданский паспорт с регистрацией по месту постоянного проживания,так же желательно наличие страхового полиса.
  • Необходимо неукоснительное соблюдение устава, распорядка и прочих правил поведения в монастыре.
  • Добросовестное выполнение порученной работы.
  • Бережное отношение к имуществу монастыря.
  • Употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено.

При поступлении в обитель желательно иметь рекомендации от своего приходского священника, духовника или монастыря.

Настоятели

  • Прп. Феодор (Ушаков) (1764 — 1774)
  • Иоиль (Тишков) (8 августа 1774 — 1778)
  • Венедикт (Селиванов) (1778 — 27 декабря 1788)
  • Вениамин (Андреев) (14 февраля 1789 — 13 февраля 1803)
  • Филарет (Былинин) (28 февраля 1803 — 1817)
  • Нафанаил (4 апреля 1817 — 12 сентября 1832)
  • Димитрий (12 сентября 1832 — 5 сентября 1848)
  • Иоасаф (27 сентября 1848 — 23 сентября 1857)
  • Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября 1857 — 7 сентября 1863)
  • Иларий (Иванов) (1863 — июнь 1879)
  • Тихон (Ципляковский) (15 сентября 1879 — декабрь 1884)
  • Амвросий (Ворогушев) (1885 — 1893)
  • Феодосий (Мясников) (1893 — декабрь 1895)
  • Августин (Кривоногов) (1895 — 1915)
  • Присп. Александр (Уродов) (20 июля 1915 — 1918)

Святыни

Главными святынями монастыря являются чудотворные мощи двух воинов Христовых: Феодора Санаксарского и Феодора Ушакова. В 2004 году решением синодальной комиссии по канонизации святых (родной племянник монаха Феодора) святой старец Феодор Санаксарский и адмирал флота России Феодор Федорович Ушаков были прославлены как русские национальные святые.

Мощи преподобного Феодора находятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Недалеко от них находится реликварий, вырезанный в форме лодки, с мощами Федора Федоровича Ушакова, «его родственника из дворян».

Здесь в церкви покоятся мощи исповедника Александра (последнего настоятеля Санаксара перед закрытием).

В монастыре находятся иконы Божией Матери, которые особенно почитаются паломниками и братией:

  • Копия Казанской иконы Божией Матери XVII века,
  • Икона Богоматери «Богоматерь
  • Икона Богородицы, которую называют «Спорительница хлебов»;
  • Сицилийская, написанная с чудотворной иконы из Дивногорского монастыря Воронежской епархии и принесенная в дар Санаксарскому монастырю;
  • Почаевская с ликами Девы Марии и Богомладенца, заключенными в цветные бусины и камни.

В Санаксарском монастыре в Мордовии есть и другие святыни, в том числе с частицами святых мощей.

По инициативе члена Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степина и благодаря усердию членов Российского Дворянского Собрания в монастырь были перенесены древние христианские реликвии: мощи Животворящего Древа Креста Господня, преподобного Саввы Освященного, святой великомученицы Варвары и палестинских мучеников.

При игумене Феодоре

К 1750 годам Санаксарский Богородицкий монастырь, тогда еще имеющий статус пустыни, пришел в запустение. Причиной стало отсутствие благотворителей, а также замены почившим членам братии. В связи с этим было решено приписать обитель к Саровской пустыни, которая находилась в расцвете.

Возродилась Санаксарская святыня только при настоятеле Феодоре (в миру Иван Ушаков). За этот период, продлившийся более 10 лет (1764—1774), она стал духовным центром России наряду с Саровым. 7 марта 1765 года был издан высочайший указ, согласно которому Санаксары стали официально именоваться монастырем.

Настоятель Феодор происходил из небогатого дворянского рода и был младшим братом отца знаменитого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Он принял постриг в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году в Александро-Невской обители. С 1754 года монах Феодор жил в Санаксарах. Всего он провел в служении Господу 45 лет своей жизни и был похоронен в построенном им же самим храме. В 2004 году Феодор был представлен к почитанию преподобным Архиерейским собором РПЦ.

Настоятели и наместники

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

настоятели

  • Феодосий (1660-е — 1681)
  • Зосима
  • Трифон
  • Дорофей
  • Петр (1730-е)
  • Филагрий
  • Порфирий (24 февраля 1752 — 17 марта 1753)
  • Феодор (Ушаков) (1764—1774)
  • Иоиль (Тишков) (8 августа 1774—1778)
  • Венедикт (Селиванов) (1778 — 27 декабря 1788)
  • Вениамин (Андреев) (14 февраля 1789 — 13 февраля 1803)
  • Филарет (Былинин) (28 февраля 1803—1817)
  • Нафанаил (4 апреля 1817 — 12 сентября 1832)
  • Димитрий (12 сентября 1832 — 5 сентября 1848)
  • Иоасаф (27 сентября 1848 — 23 сентября 1857)
  • Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября 1857 — 7 сентября 1863)
  • Иларий (Иванов) (1863 — июнь 1879)
  • Тихон (Цыпляковский) (15 сентября 1879 — декабрь 1884)
  • Амвросий (Ворогушев) (1885—1893)
  • Феодосий (Мясников) (1893 — декабрь 1895)
  • Августин (Кривоногов) (1895—1915)
  • Александр (Уродов) (1915—1918)

наместники

  • Варнава (Сафонов) (1 апреля 1991 — 14 ноября 2010)
  • Иннокентий (Руденко) (с 24 декабря 2010)

В 19-м веке

В официальном документе, датируемом 1802 годом, содержится характеристика Санаксарской обители, согласно которой она «не уступает самым лучшим монастырям Российским». В другой записке того же периода упоминается, что большинство членов братии являются бывшими военными, принадлежащими к дворянскому сословию.

В 1810 году недалеко от Санаксарского монастыря, в приобретенной на собственные деньги деревне Алексеевка поселился Федор Ушаков. Он стал его главным благотворителем и тратил большие суммы для помощи братии и обустройства обители. Очень часто, особенно в период Великого поста, известный великий русский флотоводец селился в одной из келий и дни напролет молился вместе с братией, разделяя с ней скудную трапезу. Еще при жизни он завещал похоронить себя в Санаксарском монастыре. Когда 2 октября 1817 года адмирал Федор Ушаков скончался, его тело жители Темникова отнесли на руках в обитель и захоронили на его территории.

Паломнику

Памятка для паломников:

  • Гостиницы монастыря имеют ограниченные возможности к принятию паломников. Пожалуйста, о свободных местах для ночёвки узнавайте у гостинника до своего приезда.
  • Паломники могут проживать в монастырской гостинице 3-е суток.
  • Для поселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.
  • Паломники обязаны строго посещать все монастырские службы и выполнять требования монастырского устава и распорядка.
  • Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной — бесплатно.
  • По прочим вопросам обращаться к Гостинику по тел: 8 — 917 — 990 — 14 — 66

Для желающих потрудиться в монастыре

во славу Божию существуют следующие требования:

  • Принимаются только мужчины возрастом не моложе 18 лет.
  • При себе необходимо иметь общегражданский паспорт с регистрацией по месту постоянного проживания,так же желательно наличие страхового полиса.
  • Необходимо неукоснительное соблюдение устава, распорядка и прочих правил поведения в монастыре.
  • Добросовестное выполнение порученной работы.
  • Бережное отношение к имуществу монастыря.
  • Употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено.

При поступлении в обитель желательно иметь рекомендации от своего приходского священника, духовника или монастыря.

Санаксарский монастырь

Описание Санаксарского монастыря

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирская.

Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.

Период роста и расцвета обители связан с именем преподобного старца Феодора Ушакова — великого подвижника второй половины XVIII века. Молитвами и трудами преподобного Феодора монастырь уже при его жизни приобрёл общероссийскую известность. Славился он строгостью уставного богослужения, особым аскетическим духом, воздержанием и добродетелями обитающих в нём пустынножителей.

7 марта 1765 года Высочайшим указом велено было Санаксару именоваться монастырем.

Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.

Трагические события XX века не обошли стороной и Санаксар: монастырь был закрыт, монахи разогнаны, благолепие храмов осквернено и изуродовано.

В 1991 году Санаксарская обитель была возвращена Русской Православной Церкви, и 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава совершил первую Божественную Литургию.

К 2000-му году в монастыре было уже более 90 человек братии. Ежедневного в соборном храме по монастырскому уставу совершается богослужение — основа жизни обители. Восстанавливаются жилые корпуса, реставрируются храмы.

Свои последние годы в обители провёл известный старец схиигумен Иероним (Верендякин).

Паломнические поездки к Санаксарскому монастырю

  • Поездка из Таганрога в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Самары в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Нижней Озеряна (Харьковская обл.) в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Зеленограда в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Киева в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Воронежа в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Клина в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Житомира в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Энгельса в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Одессы в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Воронежа в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Солнечногорска в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Винницы в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Красноярска в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Тюмени в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Екатеринбурга в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Киева в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Ижевска в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Энгельса в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Красноярска в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Минска в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
  • Поездка из Екатеринбурга в Санаксарский монастырь

Период с 1930 по 1991 год

После закрытия Санаксары (монастырь в Мордовии) начал разрушаться как в результате набегов мародеров, так и под воздействием природных факторов. Первой «жертвой» мародеров стала часовня над могилой адмирала Ф. Ушакова. Кроме того, было разрушено и перекопано монастырское кладбище. Вандалы сбили главы с храмов, изуродовали росписи, устроили конюшню в притворе соборного храма.

Позже постройки обители передали в ведение школы сельских механизаторов и в некоторых из них организовали гаражи. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда советские власти решили восстановить Санасары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.

Где остановиться

В монастыре Санаксар (как и 300 лет назад) есть гостевые дома, где могут остановиться паломники. Максимальный срок пребывания в них ограничен тремя днями. Однако проживание и питание предоставляются гостям бесплатно.

Поскольку Санаксары — мужской монастырь, жилье для мужчин организовано внутри монастыря, а для женщин есть комнаты за пределами монастырского двора.

Сегодня Санаксарский монастырь, расположенный в Мордовии, является действующим монастырем и одним из самых оживленных паломнических центров. Он также имеет статус памятника архитектуры, который охраняется государством и включен в проект «Золотое кольцо России».

Санаксары — к мощам Феодора Ушакова

В программе:— Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. (Темниковский район республики Мордовия). Литургия. Мощи преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Ушакова и священноисповедника игумена Александра. Экскурсия по монастырю. Трапеза. Источник в честь преподобного Феодора Санаксарского.

Отправление из Чебоксар от сквера им. В.И.Чапаева в 21:00. Возвращение на следующий день вечером.
Пожертвование на поездку – 2000 рублей.

Для записи в поездку необходимо приобрести билет в церковной лавке в Торговом Центре МТВ г.Чебоксары (на 1 этаже около магазина «Перекресток»).

Справки по телефону 8 905 344 25 25 – Надежда

____________________________________

В конце 18-го века

Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.

В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.

В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.

Святыни

Сейчас основными святынями монастыря являются чудотворные мощи двух воинов Христовых: Феодора Санаксарского и Федора Ушакова. В 2004 г. старец Феодор Санаксарский и адмирал флота российского Федор Федорович Ушаков по решению (родной племянник преподобного Феодора) синодальной комиссии по канонизации святых были прославлены в лике общероссийских святых.

Мощи старца Феодора находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Неподалеку от них расположена искусно вырезанная в форме ладьи рака с мощами «сродника его из дворян» — Федора Федоровича Ушакова.

Здесь же в храме покоятся мощи преподобноисповедника Александра (последнего перед закрытием настоятеля Санаксар).

В монастыре находятся особо почитаемые паломниками и братией иконы Богородицы:

  • список XVII в. с Казанской иконы Божьей Матери,
  • икона Феодоровской Божьей Матери;
  • икона Пресвятой Богородицы, которая именуется «Спорительницей хлебов»;
  • Сицилийская, писанная с чудотворной иконы из Дивногорского монастыря Воронежской епархии и принесенная в дар Санаксарскому монастырю;
  • Почаевская с ликами Божьей Матери и Бога младенца в окладе из разноцветного бисера и камней.

Санаксарский монастырь в Мордовии имеет и другие святыни, в том числе и с частицами святых мощей.

В Санаксарском монастыре в Мордовии хранятся мощи святого адмирала Федора Ушакова

По инициативе императорского православного палестинского общества Сергея Степашина, а также усердием членов российского благородного собрания в обитель были переданы древние христианские святыни: частицы животворящего древа креста Господня, преподобного Саввы Освященного, святой мученицы Варвары и палестинских мучеников.

В начале прошлого столетия

Санаксарский мужской монастырь (где находится — см. ниже) с 1895-го управлялся настоятелем Августином, который принял постриг после отставки из армии, где служил каптенармусом в гвардейском Волынском полку. Он сделал немало для благоустройства обители, а после его кончины в 1915 году руководство братией было возложено на Александра Уродова.

В 1918 году революционные настроения проникли через монастырские стены, и взбунтовавшаяся часть монахов сместила настоятеля, и он был взят под стражу. Позже игумен стал настоятелем Свияжской Макарьевской, а затем наместником Седмиезерной пустыни.

В 1920 годы в монастыре действовала коммуна «Новая жизнь». В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. В итоге в 1929 году он был закрыт.

В конце 18-го века

Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.

В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.

В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.

Памятка паломникам

Есть несколько способов, чтобы добраться до мордовской святыни:

  • Из многих российских городов организуются паломнические поездки на специально заказанных автобусах.
  • При поездке на поезде следует доехать до Темникова, а затем до села Алексеевка.
  • Желающие пожить в монастыре несколько дней, могут воспользоваться гостиницей обители, при которой есть трапезная.

Совет! Проживание и питание бесплатное. Количество мест ограничено, поэтому о своем желании пожить в монастырской среде следует договориться заранее.

Лишенных крова мужчин могут поселить в монашеских кельях и приобщить к монастырской жизни, большая часть которой составляет молитва и работа, дарующая мир и покой в сердце.

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь

В начале прошлого столетия

Санаксарский мужской монастырь (где находится — см. ниже) с 1895-го управлялся настоятелем Августином, который принял постриг после отставки из армии, где служил каптенармусом в гвардейском Волынском полку. Он сделал немало для благоустройства обители, а после его кончины в 1915 году руководство братией было возложено на Александра Уродова.

В 1918 году революционные настроения проникли через монастырские стены, и взбунтовавшаяся часть монахов сместила настоятеля, и он был взят под стражу. Позже игумен стал настоятелем Свияжской Макарьевской, а затем наместником Седмиезерной пустыни.

В 1920 годы в монастыре действовала коммуна «Новая жизнь». В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. В итоге в 1929 году он был закрыт.

Святыни и престольные праздники

Паломники и прихожане находят утешение и молитвенную поддержку при посещении святынь монастыря:

  • чудодейственной иконы Богородицы «Казанская»;
  • мощей преподобного Федора Санаксарского;
  • святых останков преподобноисповедника Александра Санаксарского;
  • мощей праведного Воина Федора.


Интерьер Санаксарской обители

В течение года всегда людно в действующих четырех церквях и около часовни-усыпальницы игумена Иеронима.

На заметку! Историческую ценность Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря подчеркивает факт включения его в маршрут Золотого кольца.

21 сентября монастырская территория с трудом вмещает всех желающих присутствовать на Литургии в честь празднования Рождество Богородицы, покровительницы монастыря, темниковского края и всей России.

Как добраться до монастыря

Ближайшие к обители населенные пункты – город Темников и деревня Алексеевка. Путь от Темникова до Санаксарского монастыря составляет 4 км. Необходимо пересечь пешеходный мост через Мокшу и следовать пешком. Возможна поездка на такси, ее стоимость примерно равна 250 RUR.

Добраться до Темникова можно:

  • На автомобиле. Расстояние от Москвы составляет 540 км на восток по трассе М-5 «Урал» через Рязань. Вдоль дороги часто встречаются кафе, гостевые дома и заправочные станции. Дорожное покрытие асфальтобетонное.
  • На автобусе. В Темников из Москвы курсирует ежедневный автобусный рейс. Стоимость билета для одного пассажира составляет 1000 RUR, время в пути 9 часов.
  • Паломнические туры. Санаксарский монастырь включен в программы экскурсий, выезжающих из различных городов России. Трехдневный тур из Москвы с заездом в Дивеево и Муром обойдется в 5200 RUR – 7500 RUR. Двухдневный тур из Саратова с маршрутом Дивеево-Санаксары стоит от 2600 RUR для одного человека.

  1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы    
  2. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
  3. Колокольня монастыря
  4. Церковь Воскресения Христова
  5. Часовня-усыпальница схиигумена Иеронима
  6. Монастырская постройка
  7. Келейный корпус (XVIII в.)
  8. Келейный корпус (XVIII в.)
  9. Больничный корпус
  10. Келейный корпус (XVIII в.)
  11. Трапезный корпус (XVIII в.)
  12. Настоятельский корпус (XVIII в.)
  13. Казначейский корпус
  14. Гостиничный корпус
  15. Башни и стены ограды
  16. Внешняя каменная ограда (XVIII в.)
  17. Памятник адмиралу Федору Ушакову

В конце 18-го века

Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.

В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.

В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.

Как добраться

Адрес

: 431220, Республика Мордовия, г.Темников Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

(83445) 2-91-70 , 2-91-02, факс (83445) 2-91-77

Проезд:

Добраться до монастыря можно как на паломнических автобусах, которые регулярно совершают поездки из Москвы, Саратова, Тольятти, Воронежа и других городов, так и своим ходом на автомашине (от Москвы по «Рязанке») или на поезде и автобусе до г.Темникова. От г.Темникова можно пройти напрямую — через пешеходный мост (летом) и далее полем (4 км от автовокзала), либо на попутном транспорте от поворота у автовокзала (16 км) до деревни Алексеевки и далее пешком до монастыря, либо до самого монастыря.

Где крестился, там и пригодился

Отец Иннокентий, Вы застали то время, когда в Санаксаре подвизались старцы высокой духовной жизни. Какими они Вам запомнились? Что Вы вынесли для себя из общения с ними?

Схиигумен Иероним (Верендякин) был как бы сама любовь, воплощение любви: благостный, смиренный, кроткий, богомудрый, рассудительный. Схиархимандрит Питирим (Перегудов) был монахом Почаевской лавры, приехал в Санаксар из Почаева. Когда в 1993 году наш монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II, он долго разговаривал со старцем Питиримом, который к тому времени уже имел за плечами 43 (!) года монашеской жизни. Это исключительный опыт, целый пласт человеческой жизни. Конечно, нам всем хотелось прикоснуться к такому опыту.

С кем из старцев Вы больше общались?

Отец Иероним был духовником монастыря, поэтому чаще я общался с ним. Келья духовника должна быть открыта всегда, так у нас и было. Мы с братией приходили к отцу Иерониму, чтобы поделиться своими неустройством, печалью, огорчением или немощью. Проблемы казались великими, просто до небес. Подождешь, бывало, в очереди на исповедь к батюшке, и как-то острота внутреннего конфликта или проблемы уходят, а на их место приходит успокоение. Заходишь к нему – и все, тишина и спокойствие на душе. Случалось и так, что во время ожидания исповеди приходил ответ на возникший вопрос – он образовывался внутри тебя, понуждая по-новому посмотреть на окружающий мир и обстоятельства. Думаю, это было не без участия батюшки, его молитв о нас.

Расскажите немного о своем пути к Богу. Чей пример вдохновлял Вас в монашеской жизни и как Вы поняли, что монашество – Ваше призвание?

О Боге я узнал от мамы и бабушки. По материнской линии все верующие были, отец к вере позже пришел. Крестили меня в маленьком городке Тихвине недалеко от Санкт-Петербурга, на крылечке монастырского храма Тихвинской иконы Божией Матери. Правда, тогда Тихвинская обитель была закрыта, действовал только храм. Ну, а поскольку крестили меня в монастыре, то в монастырь я впоследствии и угодил (улыбается).

Какое-то время наша семья жила на Украине, потом мы переехали в Сибирь, где в начале 90-х годов я стал ходить в храм, на пятом курсе университета.

В 1991 году в Ярославле были обретены мощи святителя Иннокентия Иркутского и перевезены в Знаменский кафедральный собор города Иркутска, где почти через год я встретил батюшку, который впоследствии стал моим духовником, – отца Геннадия, будущего иеромонаха Григория. С ним связаны значительные изменения в моей жизни.

Отец Геннадий благословил меня принять диаконский сан, а через несколько месяцев, в праздник новомучеников и исповедников Церкви Русской, я стал священником. Получил послушание от правящего архиерея владыки Вадима начать служение в только открытом Петропавловском храме города Шеле- хов, где и прослужил четыре года. По благословению владыки тогда же поступил в семинарию в Троице-Сергиевой лавре.

Время учебы в Лавре, наверное, было особенным?

Это был период первого соприкосновения с монашеской жизнью – самое благоговейное время, возвышенное и глубокое, в моей памяти. В Лавре тогда царила особая атмосфера. К лаврским насельникам отцу Кириллу и отцу Науму многие обращались с вопросами о внутренней духовной жизни. Общение с такими духоносными светильниками веры оставляет неизгладимое впечатление и окрыляет надолго. Встреча с людьми, имеющими огромный опыт в духовной жизни, – великое дело. Особенно для приходского священника, кем я в то время являлся. Именно в Лавре у меня появилось сильное желание стать монахом. И я надеялся, что Господь все устроит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: