Стахеевы
История рода Стахеевых насчитывает 150 лет и восемь поколений. Первые предприниматели в этой семье появились ещё в восемнадцатом веке в небольшом татарском городе Елабуга
Выгодное расположение на реке Каме, которая чуть поодаль от Елабуги пересекается сначала с Вяткой, а потом и с Волгой, позволило Стахеевым обустроить важное логистические звено и настроить поток товаров между западными и восточными губерниями. Сначала Стахеевы скупали хлеб и продавали его в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири и на Урале; затем они начали привозить из Китая сахар, чай и промышленные товары и перепродавать их на востоке страны
Со временем этот список пополнился бакалеей, драгоценными металлами и даже нефтяными продуктами.
Стахеевым удалось построить настоящую финансовую империю: акции их торгового дома держал император Николай II, семья имела магазины практически в каждом крупном городе Российской империи, а общий оборот компании «И. К. Стахеев и сыновья» в 1900 году составил 80 000 000 рублей. Из этого рода происходило несколько мэров Москвы, а внушительную часть своего капитала Стахеевы направляли на благотворительность — строили больницы, церкви, бесплатные столовые и другие важные социальные объекты.
Николай Стахеев, про особняк которого мы и поговорим дальше, унаследовал от своего отца хорошее дело. Предприниматель занимался торговлей древесиной, чаем, хлебом, а также владел золотыми приисками и нефтяными месторождениями. А когда Николай переехал из Томска в Москву, то сразу начал скупать старые особняки и строить на их месте многоэтажные доходные дома — и не только: знаменитое здание «Библио-Глобуса», например, построил именно он.
Архитектурные особенности
Фасады особняка оформлены по образу и подобию эллинского храма — это вариант неоклассицизма, который называется неогреческим стилем. В России он вошёл в моду в конце 1860-х годов и уверенно держал свои позиции до наступления эпохи модерна в начале 1900-х: если бы Стахеев решил строить свою резиденцию всего на несколько лет позже, она могла бы иметь совершенно другой вид.
Как и полагается неоклассике, каждая деталь здесь строго пропорциональна и симметрична. Композиционный центр главного фасада — ризалит с пилястрами ионического ордера, двухчастными окнами и игривой лепниной, которая позволяет себе немного отойти от классицистической строгости. По бокам от увенчанного массивным фронтоном ризалита идут западное и восточное крылья, высота которых снижается по мере удаления от центра. У крыльев есть одна интересная деталь: чередующиеся с окнами ниши, в которых стоят фонари, изготовленные на заказ в Париже. Простые массивные формы, математическая выверенность, исключительная рациональность и отделка из белого камня делают здание монументальным и величественным — как раз под стать своему владельцу, который был одним из богатейших людей дореволюционной России.
Бугровский отодвинул дом от красной линии улицы, чтобы обеспечить жителям больше спокойствия и личного пространства — размер участка позволял запросто сделать такой ход. Пространство между улицей и особняком занимает небольшая лужайка, где стоит фонтан под названием «Богиня ночи». Чугунная скульптура авторства неустановленной французской мастерской выполнена в форме девушки, несущей электрический фонарь. Фонтан действует до сих пор. Во времена Стахеева за особняком также находился сад с гротом — грот стоит до сих пор, а сад стал частью молодого Сада имени Баумана.
Интерьеры
Как только оказываешься внутри особняка, начинаешь понимать, причём здесь эклектика. Если фасады здания выдержаны в спокойном и рассудительном неогреческом стиле, то интерьеры пестрят буйным разнообразием форм. Оформление каждого зала уникально, и все они переносят посетителя в разные исторические эпохи. Для оформления гостиной, например, Бугровский выбрал рококо с преобладанием рокайля — декоративного элемента, напоминающего морские раковины. Столовая поражает замысловатыми переплетениями и величием пламенеющий готики — только не из привычного камня, а из дерева — а курительная комната и вовсе обращается к восточным традициям и мавританскому стилю с его гипнотическими орнаментами.
Осмелимся предположить, что половина из потраченного миллиона рублей ушла только на отделку, которая поражает роскошью и проработанностью. По всему особняку встречаются инкрустированные паркеты, шёлковые обои, витражи, а также декор из лепнины и даже мрамора. В оформлении деревянных элементов готической гостиной использовалась техника тончайшей резьбы по дереву. До нас интерьеры дошли практически без каких-либо изменений — что удивительно, потому что предметы роскоши в соседних особняках национализацию обычно не переживали.
От парадного входа в дом идёт лестница из белого мрамора — она ведёт в греческий холл, украшенный колоннами и пилястрами из искусственного мрамора розового цвета. Рядом с колоннами стоят высокие светильники-сфинксы. В западном крыле Стахеев обустроил галерею, где выставлял работы из своей коллекции, а в восточном — контору для разных деловых активностей.
История дома
В середине 1890-х Стахеев купил просторный участок на Новой Басманной, снёс там все старые постройки и поручил московскому архитектору Михаилу Бугровскому на их месте построить новый особняк для себя и своей семьи. Бугровского предприниматель выбрал не случайно: раньше он уже сотрудничал с ним, когда строил доходные дома по всей столице. Однако теперь перед мастером стояла совсем другая задача — возвести великолепный дворец, масштаб которого бы полностью соответствовал статусу и влиятельности заказчика. К 1898 году строительные работы кончились, и Стахеев заехал в свою резиденцию. Дом обошёлся владельцу примерно в 1 000 000 рублей — если переводить имперские рубли в современные, получится колоссальная сумма.
Здесь важно сказать, что Николай был племянником художника Ивана Шишкина — благодаря этому родству он любил искусство, хорошо в нём разбирался и даже был заядлым коллекционером живописи. Это сильно отразилось на оформлении особняка, который стал прекрасным образцом эклектики в архитектуре