История Оптиной пустыни
Точную дату, когда был основан монастырь Оптина пустынь, историки назвать не могут. Возможно, его основание уходит корнями в средневековье. Документальные подтверждения деятельности обители ведут отчет от конца XIV века. Все остальные более ранние сведения основаны на легендах и преданиях.
XV—XVIII века
По одной из легенд Оптину пустынь основал раскаявшийся разбойник Опта, принявший постриг с именем Макарий. Он собрал на землях современной Калужской области братию, вместе с которой стал жить монастырской жизнью. Известно, что до инока Макария в обители жили и монахи, и монахини, такие монастыри назывались Оптиными.
Но с 1530 года Соборное определение запретило общее проживание и в монастыре стали жить только мужчины. Оптина пустынь стала прибежищем для старцев-отшельников. От мира непригодная для землепашества земля, где находится монастырь Оптина пустынь, была отрезана рекой Жиздрой, здесь монахов никто не беспокоил, и они могли спокойно вести духовную и созерцательную жизнь.
Во времена царствования царя Бориса Годунова Оптина пустынь начала получать вклады на содержание от царственных особ. В смутное время она пережила разорения в ходе войн с Литвой, стихийные пожары, другие бедствия. А в 1689 году на территории монастыря началось строительство первой каменной церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы. Обитель процветала, в ее владении были мельница и огороды, переправа через реку Жиздру, верующие молились в деревянной церкви, монахи жили в 12 кельях.
Во времена правления царя Петра I материальное состояние монастыря постепенно приходило в упадок. Государство нуждалось в деньгах, которые шли на войну со шведами и строительство Санкт-Петербурга. Оптина пустынь, как и другие монастыри была обложена оброком, у нее отобрали мельницу и переправу. Бедственное положение старцы принимали безропотно, занимались рыбной ловлей, которая приносила хоть какие-то копейки.
В 20-е годы XVIII века обитель сначала была признана «малобратным монастырем», а потом и совсем упразднена. Только в 1726 году указом Екатерины I статус монастыря Оптина пустынь был восстановлен, обители вернули монастырское имущество. В конце XVIII века возрождение монастыря шло полным ходом, ему во многом способствовал епископ Калужский Феофилакт и московский Митрополит Платон.
XIX век
С началом XIX века начался период процветания Оптиной пустыни, застройки территории и становления, как духовного центра России. Построена трехъярусная колокольня, а к ней пристроены флигели для братских келий. На пожертвования возвели Казанский храм и больничную церковь.
В 1821 году при монастыре устроили скит, где размещались отшельники. С разных земель сюда тянулись люди, а их духовной жизнью ведал старец Амвросий. В Оптиной пустыни начали издавать книги. В обители побывали многие известные люди того времени. В их числе русский писатель Ф. М. Достоевский, который тяжело переживал смерть сына.
XX век
Времена богоборства и гонения на православие принесли обители разрушения. Монастырь закрыли, разрушили его храмы, надругались над святым местом. В храмах устроили лесопилку, а скит стал Домом отдыха. Старцы и насельники были изгнаны с территории.
В 1939 году по приказу Берии в монастыре располагался концлагерь, в котором размещалось более 5000 польских военнослужащих. Почти все они позднее были расстреляны в Катыни. В годы Великой Отечественной войны сюда доставляли советских офицеров, побывавших в немецком плену. А после войны долгое время на территории монастыря располагалась воинская часть.
Только в 1987 году Оптину пустынь вернули Русской православной церкви, а 3 июня 1988 года после долгих лет забвения здесь состоялось первое богослужение.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Оптина__Пустынь
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Оптина пустынь. Фотоэкскурсия Вчера был день памяти преподобных старцев Оптинских, а 2 недели тому назад мы посетили Оптину пустынь.
Оптина пустынь стала известна в XIX веке, когда в ней стал развиваться особой вид духовного наставничества – старчество. Старцы – это опытные монахи, которые после многих духовных и телесных даров достигли большого духовного опыта сподобляются у Господа получить большие дары – наставничества, прозорливости, но главные отличительные черты старцев – любовь к людям, утешение и сострадание, смирение. Древние традиции старчества были возрождены в Оптиной пустыни преподобным Львом в начале XIX века, а самым известным Оптинским старцем был преп. Амвросий (1812—1891). Последним оптинским старцем был преподобный Никон (1888—1931), скончавшийся в ссылке. В Оптиной пустыни бывали многочисленные паломники, и простые люди, и многие деятели русской культуры – Киреевский, Гоголь, Жуковский, Хомяков, братья Аксаковы, Тютчев, Тургенев, Погодин, Вяземский, А.К. Толстой, Достоевский, композиторы Чайковский, Рубинштейн, члены императорской фамилии. А уже после революции закрытую Оптину пустынь посещали поэты Есенин и Бальмонт, ученые Циолковский и Чижевский, будущий маршал Жуков и будущий председатель Совета Министров Маленков, скульптор Коненков. Что же привлекает самых разных людей в Оптиной пустыни?
Икона – собор преподобных старцев Оптинских. А теперь прогуляемся по обители. Когда-то в Оптину пустынь дорога лежала через деревню Нижние Прыски и Козельск, а теперь построена новая хорошая объездная дорога, с которой открывается вид на монастырь
Подъездная территория к монастырю тоже расширилась, есть большая автостоянка.
Местные жители продают мёд и другие продукты
Первым гости монастыря видят храм Всех Святых, расположенный за оградой монастыря – был на монастырском кладбище, разрушен после революции и сейчас полностью восстановлен.
Напротив – ряд жилых домиков, которые сейчас используются как монастырская гостиница с индивидуальными комнатами.
Ещё гостевой дом для паломников – тут условия общежитийные.
Подходим к Святым вратам монастыря
Главный храм обители – Введенский собор, построен в 1750–1771 гг., главный придел – в честь Введения Богородицы во храм, северный — преп. Амвросия старца Оптинского; южный — Святителя Николая Чудотворца. В храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, был разрушен полностью, восстановлен и освящен в 1998 г. В храме находятся св. мощи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г.
Храм в честь преподобной Марии Египетской – только реставрируется
Храм в честь Преображения Господня, построен в 2007 году. В храме находятся мощи преп. Рафаила (Шейченко), исповедника
Старое монастырское кладбище
Жилые помещения
Колокольня
Башни ограды
После осмотра монастыря надо подкрепиться. Обед в столовой при гостевом доме для паломников – пельмени с рыбой.
А теперь – прогулка до скита
Идём по осеннему лесу
Показались скитские ворота
Колодец свт. Амвросия Медиоланского, небесного покровителя старца Амвросия Оптинского
Сейчас вход в скит открывается для паломников только несколько раз в году – во время службы в храме св. Иоанна Предтечи на праздники — Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.
Домик святого преподобного старца Амвросия.
Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского – до революции был больничный храм, сейчас скитская гостиница для трудников.
Ограда скита
Прогулка по Оптиной пустыни заканчивается, но вас ещё ждут прогулки по Шамордино, Спасскому монастырь на реке Угра и некоторым калужским заброшенным усадьбам. Информация взята на сайте Оптиной пустыни https://www.optina.ru/
Убиенные монахи
На Пасху 1993 года в обители произошла трагедия. После ночного пасхального богослужения иноки Трофим и Ферапонт вышли на звонницу, прославлять Бога и звонить в колокола. В это время Николай Аверин подкрался к ним и нанес смертельные ранения. Та же участь ждала иеромонаха Василия: убийца мечом, на котором было нацарапано 666, убил и его.
На основании некоторых деталей предполагается, что убийство носило ритуальный характер. Похоронили братьев у восточной стены обители, чуть позже над могилами построили часовню, и практически сразу сюда началось паломничество верующих. Убиенные монахи Оптиной пустыни явили собой для всех православных христиан пример крепости веры и стойкости духа.
XIX век – время книгоиздания
В это время в пустыне жили и трудились 150 человек, но главное начало девятнадцатого столетия сформировало особый порядок ведения и длительности службы, отец Моисей упрочил позиции Оптины и развил ее благосостояние и устройство.
С 1839 года в монастыре начинают издавать духовную литературу с писаниями святых. Над книгами трудились местные монахи. Известный раскольник Иеросхимонах Иоанн, поверивший в единство Бога, создал шесть писаний о неправоте его бывшей веры. Одними из первых в Оптине стали писания о молдавском старце Паисии Величковском.
Исследователи и духовники современности уверены, что издательская деятельность пустыни сыграла не менее значимую роль в формировании православного христианства, чем проповеди и молитвы старцев.
К концу века в пустынь ехали творческие люди: писатели и поэты, публицисты и философы. «Братья Карамазовы» созданы Достоевским именно в Оптине. Одинокая природа и молитвы сподвигли его великое произведение.
Отец Амвросий, живший в то время в пустыне, не одобрил показательной простоты Толстого: граф приехал в монастырь в лаптях. Не сошелся Амвросий во взглядах и с философом Соловьевым.
Оптинские святые
- прп. Лев (Наголкин), иеросхим. (+ 1841, память 11 октября)
- прп. Макарий (Иванов), иеросхим. (+ 1860, память 7 сентября)
- прп. Моисей (Путилов), схиархим. (+ 1862, память 16 июня)
- прп. Антоний (Путилов), схиигум. (+ 1865, память 7 августа)
- прп. Иларион (Пономарев), иером. (+ 1873, память 18 сентября)
- прп. Амвросий (Гренков), иеросхим. (+ 1891, память 27 июня, 10 октября)
- прп. Анатолий (Зерцалов), иеросхим. (+ 1894, память 25 января)
- прп. Исаакий (Антимонов), схиархим. (+ 1894, память 22 августа)
- прп. Иосиф (Литовкин), иеросхимонах (+ 1911, память 9 мая)
- прп. Варсонофий (Плиханков), схиархим. (+ 1913, память 1 апреля)
- прп. Анатолий (Потапов), иеросхим. (+ 1922, память 30 июля)
- прп. Нектарий (Тихонов), иером. (+ 1928, память 29 апреля)
- прп. Никон (Беляев), иером., исповедник (+ 1931, память 25 июня)
- прмч. Лаврентий (Левченко), иером. (+ 1937, память 12 октября)
- прмч. Евтихий (Диденко), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
- прмч. Авенир (Синицын), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
- прмч. Савва (Суслов), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
- прмч. Марк (Махров), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
- прмч. Гурий (Самойлов), иером. (+ 1937, память 7 декабря)
- прмч. Исаакий (Бобриков), архим. (+ 1938, память 26 декабря)
- прмч. Игнатий (Даланов), иером. (+ 1942, память 21 августа)
Шамординский монастырь
Рекомендовать место
70
9
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь или Шамординский монастырь — женский православный монастырь. Изначально на месте, где теперь находится монастырь, было имение надворного советника Ключарева. Женскую общину основала его вдова, а официально ее учредили после смерти Ключаревой в 1884 году, в октябре того же года там появилась и первая церковь благодаря усилиям старца Амвросия.
Первой настоятельницей храма стала духовная дочь Амвросия монахиня София Астафьева-Болотова. После ее смерти это место заняла Евфросиния Розова, которая управляла обителью до 14 апреля 1904. При ней, в 1901 году, женская община получила статус монастыря и новое название — Казанская Амвросиевская пустынь. На следующий год епископ Калужский Вениамин освятил строительство Казанского собора монастыря, который возводился на деньги Сергея Перлова.
К 1918 году году в монастыре служили более 800 сестер, здесь была богадельня, больница, приют для девочек-сирот, а также несколько скитов. Монастырь пережил нелегкие времена, когда в 1923 году его закрыли. Тогда же часть сестер подверглись репрессиям: расстрелу или ссылке.
Монашеская жизнь возобновилась здесь только весной 1990 года. С этого момента и до мая этого года нас настоятельницей монастыря была игуменья Никона.
Восстановление монастыря
В 1987 году разрушенный монастырь Оптина пустынь был передан РПЦ. Разруха была столь удручающая, что местные жители не верили в возрождение монастыря. Архимандрит Евлогий (сейчас епископ Владимирский и Суздальский) был назначен настоятелем. Он и начал возрождать обитель, в первую очередь ее духовную жизнь. Сложностей было очень много, начиная от расчистки территории, заканчивая переселением мирян, которые неохотно соглашались переселяться за периметр монастыря. С Божьей помощью находились мастера, строители и благотворители, готовые материально содействовать восстановлению Пустыни.
Сейчас сам монастырь и скит практически восстановлены, создано большое монастырское хозяйство, многие люди приезжают пожить и потрудиться в святом месте. Действуют ремесленные мастерские, гостевые домики, трапезная. В монастыре живет около 200 монахов, это один из самых больших монастырей в России.
Сейчас в обителе находятся мощи преподобных Нектария и Амвросия (Введенский собор), мощи преподобных Исаакия, Антония, Моисея (Казанский храм), мощи преподобных Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа (Владимирский храм), мощи преподобного Рафаила (Преображенский храм).
Святые храмы – составные части и достопримечательности Оптиной пустыни
В архитектурном плане подворье монастыря выглядит как квадратное пространство, защищенное каменной стеной. Ограждение возводилось с 1832 по 1839 гг.
Церковь Спаса Преображения
Сегодня на территории обители и за её приделами находятся следующие храмы и часовни:
- Главный храм, чествующий Введение в Храм Пресвятой Богородицы и хранящий мощи всех Оптинских старцев и преподобных Нектария и Амвросия.
-
Храм в честь Казанской иконы Богоматери – наибольший из всех Оптинских святынь. Здесь лежат мощи Антония, Моисея и Исаакия I.
Помещение используется для проведения воскресных и праздничных богослужений.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
- Храм Владимирской иконы Божией Матери – новая постройка, появившаяся на месте разрушенной святыни. Храм-усыпальница стала хранилищем мощей семи старцев. Церемониал ее освящения состоялся в 1998 г.
- С севера от Введенского собора можно увидеть церковь преподобной Марии Египетской. Одноглавый храм в лучших традициях классицизма был восстановлен в 2000-е годы.
- Храм в Иоанно-Предтеченском ските появился в 1825 г. Его возведением мастера чествовали святого Иоанна Предтечу и Крестителя Господня.
Слева направо: Церковь Марии Египетской и Анны Праведной, собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Неподалеку от святых ворот возвышается маленькая церковь Спаса Преображения, которую считают символом возрождающейся обители.
- Храм, отстроенный в 1874 г. в память о преподобном Илларионе Великом, стоит за стенами монастыря.
Храм под названием «Спорительница хлебов» строился уже в 2000 г. Найти его можно на участке подсобного хозяйства.
В 1993 году на монастырском некрополе была построена небольшая деревянная звонница.
Церковь преподобной Марии Египетской
- В 2008 году в память о трех погибших монахах на месте их погребения насельники поставили крохотную часовню Воскресения Христова.
- Еще одна часовня-сень с мозаичной иконой Божией Матери встречает туристов и паломников неподалеку от южных ворот.
Вполне естественно, что монастырь имеет и собственную колокольню. Изначально она строилась в 1802 – 1809 гг., но из-за закрытия пустыни в свое время ее здание было разрушено. Работы по восстановлению колокольни проводились в 1999 г.
Соборы Оптиной пустыни сверху. На переднем плане колокольня, за ней Введенский собор и церковь Владимирской иконы Божией Матери, слева от Введенского собора церковь преподобной Марии Египетской, справа церковь Казанской иконы Божией Матери
Сейчас пустынь работает по своему прямому назначению. Праздники и богослужения проводятся во всех храмах. Как в далеком прошлом, так и поныне главными ценностями обители считаются мощи преподобных старцев, обретшие покой в Казанской, Введенской и Владимирской святынях.
Колокольня монастыря
Оптина пустынь является любимейшим местом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – священнослужитель приезжает сюда довольно часто.
Рейтинг достопримечательности:
← РОССИЯ | КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЕВРОПА → |
Архитектура
Сегодня на территории комплекса действует восемь соборов, главные из которых открыты для посещения в течение всего дня. Прихожане имеют свободные доступ к высокочтимым иконам и мощам святителей.
- Самая большая церковь здесь — Казанский собор, где хранятся мощи оптинских старцев. Первый камень строения заложили при настоятеле Авраамии. Перед ритуалом произошло чудесное знамение: больному монаху приснился сон, в котором он оказался в доме знатной помещицы, читающей молитву перед образом Казанской Богородицы. После выздоровления инок отслужил молебен в этой квартире, а хозяйка поделилась планами о строительстве храма. Помещица внесла большую часть средств на возведение и передала обители свою икону Казанской Богоматери.
- Собор Введения Пречистой Девы считает главным и старейшим на территории Оптиной пустыни. Здесь хранятся останки преподобного Амвросия и святителя Нектария. В летописях говорится, что до конца XVII столетия собор был деревянный, но после того, как его снесли, на этом месте воздвигли первый каменный храм, освященный в честь Введения Богородицы.
- В 2005 г. в обители построили собор Преображения по благословению патриарха Алексия II. Работы длились два года, а росписью занимались оптинские мастера. В 2007 г. сюда перенесли мощи святителя Рафаила.
Храм в честь Преображения Господня. Оптина Пустынь
- На восточной стороне монастырского комплекса выделяется церковь Владимирской иконы Девы Марии. Строительство велось в начале XIX столетия, вокруг здания изначально располагались монашеские кельи и госпитали для страждущих. Летописи гласят, что именно здесь жил старец Анатолий, дававший мудрые советы паломникам.
- Снаружи стен обители располагается храм Иллариона Великого, составляющий единое строение с больницей и трапезной. Старец, в честь которого освятили собор, завещал возведение этого здания в предсмертном состоянии. Илларион думал о страждущих и передал большую сумму денег, собранную благодаря пожертвованиям насельников и прихожан. Церковь воздвигли в 1874 г, но милосердный старец не дожил до этого события.
- Храм Иоанна Предтечи начали строить в 1821 г., а через один год её торжественно освятили. Однако через 40 лет потребовалась замена прогнивших составляющих, в то же время собор дополнился новым приделом. Сегодня здесь совершаются строгие и продолжительные богослужения, мирянам разрешено присутствовать здесь только в определенные дни.
- Идея передвижного храма появилась в 2006 г., подобное строение предназначалось для проведения молебна на месте полевых работ. Это небольшое здание из металлического каркаса с обшивкой из дерева перемещается благодаря трактору.
- В 1825 г. богатая помещица перед кончиной пожертвовала Оптиной обители денежные средства. Финансирования хватило только на возведение братской трапезной. Через три десятка лет здание переформировали в церковь, освященную в честь Марии Египетской и матушки Анны Праведной. Сегодня собор находится в состоянии реставрации.
Оптинские старцы
Оптинское старчество основал
Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)
Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)
Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».
Еще одним учеником старца Льва был
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)
Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)
Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».
У старца Макария был преемник
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)
Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.
Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)
Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)
Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)
Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.
Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал
Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)
Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.
Город-герой
В данной статье уже были рассмотрены вопросы о том, где находится монастырь Оптина пустынь и сколько километров от Москвы и от Козельска до этого места массового паломничества. Теперь пришло время обратиться к истории обители.
Лавра расположена вблизи небольшого городка Калужской области Козельска. Этот населенный пункт является местом, прославившимся своим военным подвигом в годы татаро-монгольского нашествия. Известно, что иноземные захватчики в течение продолжительного времени не могли взять город, оказавший им серьезный отпор. После того, как крепость все же была занята, все жители поселения подверглись истреблению, а сам Козельск — сожжен дотла.
Расписание богослужений в Оптиной пустыни
В храмах монастыря совершаются службы, исповеди, крестный ход и святое таинство Крещение взрослых и детей.
Начало служб по будням, которые проходят во Введенском и Казанском храмах, разное:
- в 5-30 начинается служба во Введенском храме;
- в 9-00 – в Казанском храме.
В выходные и в праздничные дни монахи и паломники собираются в Казанском храме в 5-30. В летние месяцы, когда увеличивается поток верующих, службы проводятся в одно время сразу в обеих церквях. По субботам в 14-30 начинается служба во Владимирском храме, во время которой совершается акафист Пресвятой Богородице. Тем, кто планирует посетить монастырь, лучше заранее узнавать о начале богослужений.
Таинство Крещения проходит в храме преподобного Иллариона Великого. Взрослых крестят по воскресеньям, младенцев – по субботам. Время одно – 13-30. Накануне необходимо явиться на огласительную беседу, которая проходит в этом же храме.
Каждый день монахи обители совершают крестный ход вокруг Оптиной обители после вечерней трапезы. Крестный ход начинается от храма Марии Египетской.