10 самых известных театров россии, которые вы просто обязаны посетить

“чтобы городу служило украшением” – история большого театра

Творческая жизнь Большого театра

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».

В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.

В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.

На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.

Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.

После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.

В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.

«Ла Скала» в Милане

Тетра был открыт в 1778 году. Любители искусства считают его самым красивым и изящным. Такое необычное название он получил потому, что был построен на месте старой церкви.

Во время Второй мировой войны конструкция была полностью разрушена, но позднее отреставрирована.

Театр примечателен тем, что вмещает более двух тысяч зрителей, а глубина сцены составляет 30 метров. Что интересно, декорации меняются с помощью сложной системы с ручными механизмами.

Стоимость билетов в «Ла-Скала» может достигать 2000 долларов. При входе действует дресс-код, который включает в себя вечерние наряды черного цвета.

Метрополитен Опера в Нью-Йорке

Метрополитен-опера в Нью-Йорке была построена в 1880 году для одноименной труппы. Деньги на строительство и последующее финансирование были даны частным акционерным обществом, хотя свою лепту внесли (и вносят до сих пор) состоятельные ценители искусства.

Театр работает 7 месяцев, давая представления 6 дней в неделю, причем по субботам идет два спектакля. А остальное время артисты ездят на гастроли: их с радостью принимают во всем мире.

Также труппа периодически бесплатно выступает в парках Нью-Йорка, где «приобщиться к высокому» могут все желающие. Многие зрители потом становятся регулярными посетителями Мета (жаргонное название).

Гранд Опера

2. Во Франции самым знаменитым считает театр “Гранд Опера”, хотя официальное его название – “Национальная академия музыки и танца”. Основан в 1669 году поэтом Перреном и композитором Камбером с подписи Людовика XIV. Этот театр пережил века, Французскую революцию, сменил много названий, но так и остался одним из лучших.

Здание, в котором он располагается сегодня построено архитектором Ш. Гарнье в 1875 году. Зал вмещает 2 130 человек. Спектакли, поставленные на сцене “Гранд Опера” за три с половиной века перечислить сложно.

Изначально это были произведения французских композиторов, потом итальянских и немецких. В двадцатом веке здесь состоялась премьера оперы “Мавра” Стравинского.

Пожарище на Театральной

В марте 1853 г. Большой театр вновь вспыхнул. Огонь распространялся с катастрофической скоростью. О том, чтобы потушить столь огромное здание, и речи не было. В неистовствовавшем два дня пламени сгинуло все: инструменты, ноты, костюмы, декорации и квадрига Аполлона.

Два года Театральная площадь напоминала людям о пожарище: обгорелые стены да торчащие, как обуглившиеся деревья, колонные портики. Все это время спектакли Большого шли по соседству – в Малом, тоже императорском, театре.

Пожар Большого Петровского театра. Литография с рисунка А. Лилье, 1853 год

В мае 1855 г. театр начали восстанавливать под руководством главного архитектора императорских театров Альберто Кавоса, автора проекта Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

К концу лета следующего 1856 г. новый, ставший еще больше, театр был готов, увеличившись в высоту и в ширину. Кавос не стал сносить оставшиеся от прежнего театра развалины: колонны и стены, – включив их в свой проект. А знаменитый символ театра – четверку коней – воссоздал скульптор Петр Клодт.

Что же касается зрительного зала, то Кавос, как он сам признавался, выполнил его в стиле ренессанса, смешанного с византийским стилем. Дополняла общее восторженное впечатление и шикарная трехъярусная люстра. На открытие театра 20 августа 1856 г. пожаловал сам император, по торжественному случаю давали оперу итальянского композитора В. Беллини «Пуритане» – что интересно, в исполнении итальянских гастролеров.

Государь мог полюбоваться и на роскошный занавес, передающий кульминационную сцену оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» – встречу народом Минина и Пожарского на Красной площади в 1612 г. Занавес был выполнен опять же итальянским профессором живописи и, провисев четыре десятка лет, почти никогда не подновлялся. В антракте же опускался другой занавес, изображавший Аполлона с Музами, – он тоже в конце концов стал ветхим и был заменен.

Высокий статус

А уже в декабре того же года состоялось первое представление театра Медокса (так его стали называть) в специально построенном для этого доме. На этот раз здание выстроили на Петровской улице, по проекту архитектора Розберга в модном тогда стиле классицизма. Каменный в три этажа дом выделялся своей величиной и скоростью строительства – возвели его менее чем за полгода.

Репертуар театра складывался не только из опер и балетов, разбавлялся он и драматическими постановками. Часто артисты, выступавшие в опере, в другой раз играли в драматическом спектакле. Как, например, Михаил Щепкин. Впервые в труппе театра он сыграл в операх «Несчастье от кареты» и «Редкая вещь».

Однако в историю театра вновь вмешивается огненная стихия – очередной пожар в 1805 г. уничтожил Петровский театр со всеми декорациями, машинами и гардеробом.

В этот раз постройки нового здания пришлось ждать гораздо дольше. Труппа долго скиталась по Москве, показывая спектакли то в Пашковом доме на Моховой, то в особняке графа Апраксина на той же Знаменке.

Большой Петровский театр, 1820-годы

Лишь в 1821 г. император Александр I соизволил утвердить проект нового здания театра. Участие царя в судьбе театра было вызвано тем, что еще в 1806 г. Петровский театр стал императорским, подведомственным Дирекции московских императорских театров. Это значительно повысило статус театра.

Ведь что такое были императорские театры? Об этом хорошо сказал Федор Шаляпин:

Императорских театров было совсем немного – пять на две столицы. Автором проекта нового здания театра (в стиле ампир) являлся архитектор А. Михайлов, а строил новый Петровский театр Осип Бове, автор проекта реконструкции всей Театральной площади.

Выступая фасадом на Театральную площадь, новый театр преобразил не только ее, он стал украшением Москвы.

– извещали «Московские ведомости» в январе 1825 г. Построили новый театр на фундаменте старого, сгоревшего, и открылся он 6 января 1825 г. спектаклем на музыку А. Алябьева и А. Верстовского.

Начался вечер нетрадиционно: собравшиеся стоя аплодировали, причем не артистам, а зодчему Бове. Интересно, что зрителей, желающих попасть на первое представление, оказалось больше, чем мог вместить театральный зал, и потому спектакль пришлось повторить на следующий день. Сергей Аксаков вспоминал:

В сентябре 1826 г., вскоре после своего возвращения в Москву, в Большой театр пришел Александр Пушкин.

– писал современник. Пушкин неоднократно бывал в театре, в частности, он смотрел здесь оперу Д. Россини «Итальянка в Алжире». А через несколько дней после свадьбы, в феврале 1831 г., он пришел сюда с женой на маскарад, устраиваемый в пользу бедных, пострадавших от холеры.

А в ноябре 1837 г. в театр привели 9-летнего Льва Толстого. Но что показывали в тот вечер, он так и не запомнил. Мальчик вообще смотрел в другую сторону:

Зато когда через два десятка лет, в январе 1858 г., писатель слушал здесь «Жизнь за царя» Глинки, опера ему очень понравилась, особенно финальный хор “Славься!”. Постепенно из названия театра пропало прилагательное «Петровский», и он стал именоваться просто и ясно: Большой театр. На тот момент это было одно из самых крупных по своим размерам театральных зданий Европы, второе после Ла Скала.

Метрополитен Опера

5. Нью-Йоркский “Метрополитен Опера” самый знаменитый театр в США и при этом самый современный из всех здесь перечисленных.

Он основан в 1883 году, отличается отсутствием столь роскошного убранства, как в других театрах. Зато здесь применены многие современные технологии, как, например, бегущая строка в спинке кресла.

Изначально в Метрополитен Опера любили ставить Вагнера. Также как и в Англии здесь ставят оперы на языке оригинала. Гонорары исполнителям здесь скромнее, чем в других местах, но петь на этой сцене все равно очень престижно.

Зал большой, вмещает 3 625 человек. Что интересно, театр не государственный и содержится на средства частных лиц и пожертвования фирм.

Топ-10 лучших театров мира

Несмотря на то, что кинематограф существует уже давно, театры популярны как и в былые времена.

Да и может ли картинка сравниться с игрой актера “вживую”, когда ощущение духа спектакля буквально витает в зале?

И балет, и опера, и комедия, и мюзикл, любая постановка может всколыхнуть все чувства.

Так что сегодня мы поговорим о театрах, и хотя этот рейтинг, назван топом лучших театров, лучших или худших здесь нет и разделение условно.

Каждый театр уникален и неповторим, своей атмосферой, актерами, историей.

Так что в случае если не увидите здесь какой-то из знаменитых театров, не спешите с выводами, рассказать обо всех невозможно, а разделение, как уже сказано выше – условно.

«Ковент-Гарден» в Лондоне

У самого известного оперного театра Англии «Ковент-Гарден» в Лондоне богатая история и непростая судьба. Здание было построено в 20-30-х годах XVIII века, и первое представление прошло в 1732 году.

Почти 100 лет «Ковент-Гарден» был одним из двух театров в столице (вторым был «Друри-лейн»), пока не сгорел в 1808 году. Новое здание возвели всего за 9 месяцев, но в этот раз оно просуществовало еще меньше: второй пожар случился в 1856-м.

В третий раз театр строили 2 года, октрыв его постановкой Мейербера «Гугеноты».

Очередные испытания на его долю выпали уже в XX веке: во время Первой мировой он служил складским помещением, а в годы Второй мировой из него сделали дискотеку.

Возрождение началось лишь в 1945-м и, к счастью, серьезных происшествий с ним больше не случалось.

Светская повинность

К началу XX в. в Большом сложилась любопытная иерархия спектаклей. Обычно, помимо оперы, раз в три дня по абонементам давали балет, переживавший в то время возрождение.

Абонемент № 1 был наиболее дорогим и предназначался для соответствующей публики: банкиров и фабрикантов, модных адвокатов, богатых купцов. Выход в Большой был выходом в свет. Балам, на которых за 100 лет до этого блистало московское дворянство, буржуазная прослойка нашла замену в виде партера Большого театра по средам на балете. Так называемая элита собиралась, чтобы продемонстрировать бриллианты, меха, наряды, а также содержанок и любовников. Но вот на аплодисменты они были скуповаты.

А. Арну, Большой театр

На более бедную публику был рассчитан воскресный абонемент № 2. Интеллигенция, чиновники средней руки, студенты и прочие не стеснялись выражать свои чувства, рукоплескали от души, приветствуя своих театральных кумиров. А иногда в театр добрые капельдинеры могли пустить и бесплатно – на галерку.

Так, однажды на самый высокий ярус Большого театра попал 8-летний мальчик. Он пришел, чтобы впервые услышать оперу (родители решили отучить его от храма – уж очень ему нравились свечи, одеяния – а дело то было в 1920 г.). Затем мальчик стал ходить в оперу каждый день. А потом, в 1942 г., он был принят в театр режиссером и служил там больше полувека.

Звали его Борис Покровский.

История

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение «содержать … театральные всякого рода представления». Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х.Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться «Петровским».

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли

Особым вниманием пользовались оперы, поэтому «Петровский театр» чаще называли «Оперным домом»

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора Осипа Бове здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому «Ла Скала». Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

Список оперных театров мира

Искусство ценится людьми с древних времен. Опера и балет — это что-то невероятно красивое, несущее в себе изящество и шик. Среди самых популярных оперных театров мира ценители искусства выделяют такие как:

  • Сословный театр в Праге;
  • «Ла Скала» в Милане;
  • «Сан-Карло» в Неаполе;
  • Одесский театр на Украине;
  • «Гранд Опера» в Париже;
  • Венский государственный оперный театр в Вене;
  • «Ковент-Гарден» в Лондоне;
  • «Гран Театр Лисео» в Барселоне;
  • Метрополитен Опера в Нью-Йорке;
  • Сиднейский оперный театр;
  • Новосибирский государственный академический театр оперы и балета в России.

В каждой стране есть место, в котором можно окунуться в мир искусства. Театр оперы, балета или оперетты — это особенное помещение, которое пропитано духом талантливых людей.

Шаляпин открыл лавочку

Непременными спутниками Большого театра 100 лет назад были перекупщики билетов – барышники. Полиция с ними обыкновенно боролась, но чаще побеждали барышники. За билеты на спектакли с участием Собинова, Шаляпина драли втридорога.

Стоило только человеку подойти поближе к театру, как барышник предлагал потенциальному зрителю свои услуги. Если человек соглашался, второй барышник пулей мчался в ресторан Вильде за Большим театром, где на случай облавы собирались и держали билеты перекупщики. Городовые тоже были не в обиде.

Белое фойе Большого театра

Однажды Федор Иванович Шаляпин решил проучить спекулянтов. Узнав, что все билеты на его бенефис раскуплены барышниками, певец придумал напечатать в газетах объявление о том, что билеты на его спектакль можно получить у него на квартире.

Желающих оказалось много, и все они пришли к нему в дом. Но Шаляпин был доволен: ведь те, кого он хотел видеть в зале – представители небогатой московской интеллигенции, – попали на его бенефис. Только газетчики его огорчили, написав: «Шаляпин открыл лавочку!»

Свой последний спектакль императорский Большой театр дал 28 февраля 1917 г. А 13 марта он уже назывался «государственным», но это совсем другая история…

Александр Васькин, “Вечерняя Москва”

Кстати:

На Дачном фестивале имени Шаляпина в Плёсе выступят Юрий Башмет, Светлана Захарова, Ильдар Абдразако…

Алина Черташ: «В Большом театре у меня есть много пространства и возможностей»

Блеск и тени юбилейного концерта

Владимир Урин: «Мы довольны темпами строительства филиала Большого театра в Калининграде»

Около Большого театра обнаружили пчелиный рой

Образовательный проект «Нефилим» представит проект «Пётр Чайковский. Шедевры»

Ла Скала

1. Начнем с Италии, ведь ее можно назвать одной из колыбелей театра, ведь здесь, наравне с Греций и Францией, зарождались многие театральные традиции. Здесь были театры во времена Рима и в эпоху Возрождения, так что вклад этой страны в театральное искусство неоспорим. Лучшим театром Италии заслужено считается “Ла Скала” в Милане.

Построен он был 1776-1778 годах, а своим названием обязан церкви “Санта Мария дела Скала”, которая располагалась на этом месте до театра.

Есть легенда, что при закладке фундамента была найдена античная глыба с изображением мима Пилада, словно благословение древних богов будущему театру. Зал театра вмещает до 2 800 человек. Кстати, сюда принято приходить одетым в черное.

В разные времена здесь очень любили творчество Беллини, Верди и Пуччини. Также в “Ла Скала” проходили балы и даже когда-то была коррида.

Арена ди Верона

9. “Арена ди Верона”, аналогов этому театру нет во все мире, ведь он построен еще во времена императора Августа в первом веке нашей эры. Это овальный римский амфитеатр, и что самое интересное, функционирующий.

Уже триста лет на этой сцене даются спектакли, а в римские времена здесь умирали гладиаторы и проводились турниры.

С 1913 года ежегодно летом здесь проходит оперный фестиваль. Ставят в основном зрелищные постановки, такие как “Аида”, открывшая первый из этих фестивалей, “Турандот”, “Кармен”. “Арена ди Верона” способна вместить до 16 000 зрителей одновременно, что не под силу ни одному залу классических театров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: