Где остановиться
Все достопримечательности монастыря туристы могут осмотреть за один день. Для приезжающих трудников в обители предоставляется бесплатное жилье. Остальные гости и паломники могут остановиться в ближайшей гостинице или частном секторе.
Комплекс для отдыха в ближайшем селе Воскресенское носит название Изумрудного города, находится на одноименной улице, дом 1. В ресторане сервируется плотный континентальный завтрак по утрам, в остальное время можно заказывать блюда по меню.
При оздоровительном комплексе есть бесплатная охраняемая парковка, плавательный крытый и сезонный летний бассейн с просторной открытой террасой для загара. Имеется также общая лаундж зона и оборудованные места для приготовления барбекю.
Гостям предлагается отдых в хамаме или сауне, массаж, купание в озере или холодном бассейне, прогулки по экологически чистым лесам и полям, собственное фермерское хозяйство с мини зоопарком и вкусными продуктами. Детям также понравится мини бассейн, игровая площадка на улице и комната с настольными играми в помещении, есть детские телеканалы.
Для молодежи проводятся ночные дискотеки с диджеем, работает бар с прохладительными напитками, есть караоке и бильярд. Гостям предлагается бюджетный 2-местный номер с 2-спальной кроватью и всеми удобствами за 2 тыс. руб. В номере есть современный телевизор, беспроводная связь интернет, все необходимые принадлежности для комфортного отдыха.
Можно остановиться в поселке Дядькино, где предлагают номер в гостевом доме на Сосновой улице 5, с великолепным садом и видом на пляж. При гостиничном комплексе имеется фитнес зал, караоке, детский игровой клуб.
Гостям предлагается отдых в общей просторной лаундж зоне, террас для загара, стол для тенниса или игры в бильярд. В номере со всеми удобствами имеется кухонный уголок с холодильником, электрическим чайником и микроволновкой.
Все номера оснащены современными телевизорами с кабельными каналами, в ванной комнате есть фен и бесплатные туалетные принадлежности. По утрам обитателям комплекса предлагается завтрак по системе шведского стола. Стоимость 2-местного проживания можно подобрать от 2,3 тыс. руб.
Также открыты двери Курортного комплекса для отдыха Улиткино в поселке Райки на Центральной улице 32Б. Отель в живописном сосновом лесу на берегу реки предлагает отдых в русской бане с крытым плавательным бассейном. Гости могут поиграть в пинг-понг, большой теннис или футбол на открытых спортивных площадках, есть прокат лодок, санок и лыж, небольшой зоопарк для детей.
Для автовладельцев предусмотрена бесплатная охраняемая парковка, но гостей могут доставить на частном автобусе от станции метро. Здесь можно остановиться в номере или снять отдельный деревянный коттедж в русском стиле на выходные.
Все номера оборудованы всеми необходимыми удобствами. Есть телевизор с кабельными каналами, холодильник, электрочайник, отопление. Цены за 2-местное проживание начинаются от 3 тыс. руб.
Николо-Берлюковский мужской действующий монастырь в ближайшем Подмосковье с большой радостью принимает гостей, туристов, православных паломников и трудников, стекающихся в эти намоленные и необыкновенно живописные места со всех уголков необъятной страны.
Николо-Берлюковская пустынь
Престольный праздник: свт. Николая Мирликийского (22 мая, 11 августа, 19 декабря) Настоятель: игумен Евмений (Лагутин) , 1967 Священнослужители
- игумен Нифонт (Семыкин), 1960
- иеромонах Тимофей (Дьяконов), 1984
Насельники
- монах Никанор (Козловцев), 1955
- монах Давид (Кутышкин), 1955
Монастырские храмы
- храм Архангела Михаила
- храм Всемилостивого Спаса
- храм Всех святых
- храм свт. Василия Великого
- храм Святой Троицы
В числе монашествующих было немало подвижников, среди которых выделялся схимонах Макарий, подвизавшийся в пещерах (скончался в 1841 году). В обители также почитались архимандрит Венедикт (Протопопов), похороненный в соборном храме Христа Спасителя, и сменивший его афонский постриженник иеросхимонах (скончался в 1878 году в сане схиигумена) Парфений (Агеев). При отце Парфении (1856 — 1860 годы настоятельства) в монастыре подвизались афонские постриженика: Порфирий и Сосипатр, основатели пещерного скита во имя Собора Иоанна Предтечи. Монастырь посещали И. С. Шмелев, С. И. Танеев.
В пустыни имелись святыни: древний образ святителя Николая с житием и чудесами, Казанская икона Божией Матери, чтимая икона святого мученика Мины, и явленная в 1829 году чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», а также крест серебряный с частицами мощей святых и часть ризы Господней в панагии.
Монастырь был окончательно закрыт в 1930 году, когда 18 февраля 1930 года была арестована последняя братия во главе с игуменом Ксенофонтом (Косенковым). Позже в монастыре находились различные лечебные учреждения. В 1992 г. при монастырском храме Христа Спасителя зарегистрирована православная община. Сейчас ведется работа по возрождению монастыря.
Летом 2006 года обитель праздновала свое 400-летие. Возрождение монашеской жизни в пустыни было благословлено решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2006 года: «Благословить преобразование прихода Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района Московской области в Николо-Берлюковский мужской монастырь. Настоятелем монастыря назначить иеромонаха Евмения (Лагутина) с возведением его в сан игумена».
Еще новости и фотографии из храма:
- Праздник Преображения Господня в Николо-Берлюковской пустыни 19 августа 2021 года
- Детско-юношеский патриотический форум в Николо-Берлюковской пустыни 7 декабря 2021 года
Внутренне убранство
В пещерном скитском храме во второй половине XIX века был установлен чугунный 3-тонный иконостас каслинского литья с позолоченными покрытием. Он закрывал алтарную часть, расположенную в пещерной келье иеромонаха схимника Макария. Иконы, размещенные в перегородке, выполнены на медных листах.
Стены и пол подземных помещений монахи облицевали кирпичами, верх храма остался нетронутым из карстового известняка. Своды помещений очень низкие, во многих переходах невозможно выпрямиться в полный рост.
Верхний храм Спасского собора имеет светлый и просторный интерьер, в подклети своды гораздо ниже. Полы выложены узорными плитками, ступени облицованы белым камнем. Стены со сводами помещения были украшены росписями на библейские сюжеты и Арабесками до самого карниза, резной 2-ярусный иконостас, выполнен в стиле рококо с позолотой, отделял алтарную часть помещения.
Интерьер теплого Троицкого собора был полностью расписан фресками. Роскошный 3-ярусный позолоченный иконостас декорирован ценными породами розового дерева и резными колоннами из ореха.
Архитектура, внешний вид
Главной изюминкой монастыря является его уникальный пещерный комплекс скита, который появился на основе естественных нерукотворных карстовых впадин в известняке, на месте древних языческих капищ. Затем подземная территория была расширена монахами, особенно активно этот процесс велся в XIX столетии.
Здесь появились новые помещения, кельи, переходы и пещерный храм, освященный во имя Предтечи во второй половине XIX столетия. Главный вход храма обращен к реке Варя, алтарную часть полностью расположили под землей.
Внутренние подземные переходы соединяли помещения с Казанской церковью и жилыми пещерами скитской братии. Главный просторный летний храм обители освящен митрополитом Филаретом во имя Спасителя в середине XIX века, сохранился до настоящего времени.
Он был выстроен полностью на народные пожертвования, в число наиболее известных дарителей вошли такие имена:
- купцы Щекины;
- княгиня Варвара Нарышкина;
- графиня Анна Шереметьева;
- княгиня Ольга Мосальская;
- графиня Каверина и многие другие.
Храм представляет собой 5-главое белокаменное здание в позднем классическом стиле, 36-метровой высоты, возведенное московским зодчим Федором Шестаковым на высокой подклете. Кубическое строение не имеет апсид, сориентировано одинаково на все стороны света, имеет примыкающие плоские притворы, оформленные пилястрами.
Фронтон здания украшен живописным изображением. Позднее стены оштукатурили и выкрасили светло-голубым цветом. Окна нижнего яруса строго декорированы килевидными тягами и полукруглыми завершениями, верхние проемы имеют круглую форму. Центральный световой барабан увенчан главкой с крестом, другие главы с 2-ярусным основанием восьмириков.
Уникальный крестообразный подвал сооружен по проекту архитектора Н. Козловского. Надвратная одноглавая каменная церковь освящена в честь Василия Великого в 1840 году. Входное крыльцо с портиком, чугунными ступенями и литой площадкой строго оформлено белыми каменными колоннами.
Здание имеет много больших окон, расположенных ярусом. Все оформление отличается строгостью классического стиля. Кроме того, в настоятельском корпусе есть церковь Всех Святых, заложенная на месте обретения чудотворной иконы в западной части обители.
Здание в виде бесстолпного четверика завершается полукруглыми закомарами, 4-скатная крыша увенчана луковкой на многогранном световом барабане, украшенном кокошниками.
Фасад здания расчерчен рустовыми лопатками и строгими окнами с классическими наличниками и фигурными сандриками. Примыкающие с 2-х сторон каменные постройки были отведены для покоев настоятеля, братских келий, аптеку и монастырскую больницу.
Колокольню в стиле эклектики начали строить в конце того же века по проекту Александра Каминского, который не успел закончить строительство. Это дело пришлось продолжить и закончить его ученику, молодому архитектору Василию Борину. Деньги на возведение самой высокой звонницы в округе были выделены по завещанию купца Федора Самойлова.
Строение состоит из 4 ярусов:
- Внизу размещены входные главные ворота.
- Следующий ярус был отведен Большому праздничному 16-тонному колоколу.
- На третьем этаже поместился весь набор из 15 колоколов.
- Верхний ярус состоял из часового звона 6 предметов.
Также на территории обители имеется каменный 3-престольный теплый храм Троицы Живоначальной, построенный на месте старого обветшавшего в 1878 году архитектором Никитиным.
Здесь также освящены приделы:
- в честь Святого Николая Чудотворца;
- во имя Великомученика Мины.
Это одноглавое здание с трапезной выстроено в стиле эклектики, с чертами поздневизантийского и древнерусского влияния в оформлении фасадов. Барабан увенчан высоким крупным куполом, установлен на приземистом четверике. Кровля сооружения декорирована кокошниками.
Николо-Берлюковский монастырь открыт для посещения каждый день недели с 5-30 до 20 ч.
Также из украшения можно выделить стрельчатые арки, порталы, фигурные колонны, аркатурные пояса. Комплекс монастыря окружен игуменским садом, где высажены новые плодовые и фруктовые деревья и ягодные кустарники, разбиты красивые клумбы с цветами.
Под покровительством митрополита Платона
Настоятелем возрождённой обители был назначен иеромонах Иоасаф – человек не только глубоко религиозный, но и обладавший незаурядной хозяйственной и деловой хваткой
Он сумел заслужить доверие у выдающегося церковного деятеля того времени митрополита Платона (Левшина), пользовавшегося большим влиянием при дворе, и, благодаря его поддержке, получить благословение и, что немаловажно, средства на строительство нового храма в честь Святой Троицы. Когда строительство было завершено, митрополит Платон лично освятил его, и от себя сделал значительный вклад богослужебными книгами и различной утварью
Что посмотреть на территории монастыря
Романовская Аллея Славы
Автор всех памятников на «Романовской Аллее Славы» — скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
24 июля 2014 года на территории монастыря был торжественно открыт и освящен первый памятник Романовской Аллеи Славы — Государю Императору Святому Страстотерпцу Николаю II. Позже здесь появились памятники князю Михаилу Николаевичу и трем императорам: Александру I, Александру II, Александру III.
Колокольня
Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — самая высокая в Подмосковье.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Ее высота 88 метров, и сфотографировать ее полностью можно с трудом. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области: даже выше той, что стоит в Троице-Сергиевой лавре.
Святой источник
В десяти минутах ходьбы от монастыря бьет святой ключ. Там можно выпить воды и набрать в бутылку с собой.
Интересные экскурсии в монастыре проводит матушка Херувима. В трапезной продают свежую выпечку, молочные продукты из монастырского хозяйства и целебные сборы трав, приготовленные монахами.
Какие святыни хранятся
Икона была обретена в 1829 году.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». К ней едут, чтобы избавиться от болезней, особенно связанных с глазами.
Нажмите, чтобы посмотреть панораму Николо-Берлюковской пустыпи
Расписание служб
6:00 (пн.-сб.) | Полунощница. Утреня. Часы |
8:00 (пн.-сб) | Божественная литургия |
8:40 (вс.) | Часы 3-й и 6-й |
16:00 (сб.) | Всенощное бдение |
17:30 (пн.-пт., вс.) | Вечернее богослужение |
Игумен-диссидент
В 1731 году его сменил иеромонах Иосия, пользовавшийся большим авторитетом у царевен Марии и Феодосии – родных сестёр почившего к тому времени государя Петра I. Судьба этого верного сына Русской православной церкви сложилась трагически. Он имел смелость открыто выступать против политики правившей в те годы императрицы Анны Иоанновны.
Как известно, десятилетие её царствования было характерно засилием иностранцев во всех государственных структурах и общей прозападной ориентацией политики. Будучи патриотом России, отец Иосия не побоялся публично обличать и саму императрицу, попиравшую национальные интересы, и её коррумпированное чиновничество. За своё диссидентство он был сослан на вечное поселение на Камчатку, где вскоре и умер, не выдержав её сурового климата.
Колокольня
Самое красивое и заметное строение на территории пустыни, конечно, колокольня. Она много раз перестраивалась и даже переносилась с места на место. Те ажурные легкие формы, которые могут наблюдать посетители обители сегодня, колокольня обрела в 1899 году. На ее сооружение пошло 266 700 кирпичей. Однако еще несколько лет назад колокольня требовала реставрации. И вот сегодня она выглядит вот так: нарядно и воздушно.
Колокольня Николо-Берлюковского мужского монастыря. Фото автора
Колокольня Николо-Берлюковского мужского монастыря. Фото автора
Колокольня обители девятая по высоте среди всех православных колоколен. Если считать вместе с крестом, то она возвышается над землей чуть более, чем на 90 метров. Фундамент углублен в землю на 5 метров. Основание строения выложено из белого камня, который поставлялся в свое время с Мячковского известкового завода. Вес креста тоже внушительный: вместе с яблоком — более 600 кг.
История Николо-Берлюковской пустыни
Строительство началось в 17-м столетии в местечке, который носит название Авдотьино. Село находится всего в 20 километрах от Богородска.
Название Николо-Берлюковская пустынь связано с именем разбойника, когда-то обосновавшегося в тех местах. Его звали Берлюк. Он был осторожным и хитрым, действовал исподтишка, грабил и убивал путников, за что и получил такую кличку. Так издавна называли серых хищников – волков.
В 17-м веке тут же поселился монах Варлаам. Историки предполагают, что он пришел сюда из Троице-Стромынского монастыря. В Смутные времена храм выжгли дотла поляки. Монах своими силами выстроил новую небольшую часовню.
Узнав о житие старца, к нему пришли две монахини. Они спасались бегством из разоренного Успенского монастыря. Ульяна и Авдотья несли с собой спасенную икону – Святого Николая. Женщины и старец в последующие годы возвели каменную церковь взамен деревянной часовни.
Слух о них распространился по всей русской земле. И к старцу стали стекаться верующие. Они приходили, чтобы просить совета, поговорить о своих печалях, помолиться и набраться сил.
Когда Варлаам умер, вблизи его святого строения поселились бродяги и разбойники. Ими как раз и управлял Берлюк, о котором мы уже говорили.
За годы существования монастыря не раз менялись настоятели. Так, с 1731 года по 1734 год функции настоятеля взял на себя монах Иосия Самгин. Но у него нашли запрещенные рукописи. Его лишили сана, жестоко клеймили и выслали на Камчатку, где он провел свои последние годы жизни.
Монастырь после этих событий пришел в запустение. Его возродили только спустя 50 лет по настоянию Московской Духовной Консистории. Тогда же был назначен новый настоятель – иеромонах Иоасаф. После его смерти дело продолжил родной брат иеромонаха.
В последующие 100 лет значительно изменился вид храма. Его площадь была увеличена, выстроена колокольня. Ее освящение состоялось в 1900 году. Большой вклад в развитие монастыря внесли купцы Самойлов и Ляпины. Это крупные дельцы, развивающиеся в Москве. На их средства была открыта школа, в которой обучалось 30 детей.
В 1920 году стараниями коммунистов монастырь упразднили. Здание передали во владение Дома инвалидов. Затем здесь разместили больничные палаты для больных туберкулезом.
В годы войны сюда привозили раненых бойцов. После восстановления мира святые строения вновь стали выполнять роль больницы. Здесь даже организовали санаторий.
Возрождение монастыря началось в 2000-х годах. Уже в 2002 году был назначен новый настоятель, а спустя 2 года организована первая служба. С той поры святыня не прекращает своей деятельности.
Здесь идут службы, принимают паломников, ведутся разнообразные религиозные мероприятия.
Литература[править | править код]
- Археологическая карта России. Московская область. Ч. 3. — М.: 1996. — С. 11.
- Берлюковская Николаевская пустынь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Историческое описание Николаевской Берлюковской пустыни. Изд. четвертое. — СПб: Сатисъ, Держава, 2006.
- Ключевский В. О. Русская история. Книга первая. — М.: 1993. — С. 254—256.
- Кондратьев И. К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопамятностей. — М.: Изд. книгопродавца И. А. Морозова, 1893. — С. 676—677. — 686 с.
- Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. — М.: 1900. — С. 891.
-
Щевелкин И.
Щевелкин И. В. Поездка в Берлюковскую пустынь (фрагменты из очерка) // Культурное наследие России. — 2013. — № 2. — С. 47-49.
Поездка в Берлюковскую пустынь // Душеполезное чтение. — 1864. — № 12. — С. 260.
Интересные факты и легенды
24 мая 1829 года произошло знаменательное чудесное событие: слепой женщине, Татьяне Ивановне Кузнецовой, было даровано полное исцеление от обретенного образа «Лобзания Иисуса Христа Иудою».
После этого чудотворную икону крестным ходом при огромном скоплении народа торжественно перенесли в Троицкий собор. Он пребывал в обители до начала прошлого века, привлекая к себе огромное количество паломников.
Следы чудотворной иконы в настоящее время утеряны. Главной Святыней вновь открытого монастыря стал другой старинный одноименный образ, который был подарен будущему монаху Евмению пожилой прихожанкой храма в Мытищах.
А только через 7 лет после этого знаменательного события иеромонаха Евмения назначили настоятелем для восстановления Берлюковской пустыни. Перед ней до сих пор молятся тысячи верующих об исцелении от глазных болезней и прочих недугов. Спасский собор обители появился раньше аналогичного всем известного московского храма, был построен в честь 25 годовщины победы над Наполеоном.
91-метровая каменная колокольня стала самой высокой на территории Подмосковья и вошла в пятерку самых высоких монастырских звонниц России. Ее купол увенчан 622-килограммовым медным крестом. У обители есть своя аллея Романовской славы с памятными бюстами российским императорам.
Ощущения
Посетив обитель, неспешно пройдя вокруг храмов и зданий под медленно кружащимися хлопьями снега вбираешь в себя, впитываешь какое-то нереальное ощущение спокойствия. Хочется унести его с собой, не растрясти, не рассыпать, бережно спрятать за пазуху, поближе к душе. История пустыни сложная и переплетенная с неоднозначной судьбой родины учит стойкости, умению не растрачивать себя на суету и мелочность, верить в лучшее будущее — оно обязательно наступит. А такие места, как Николо-Берлюковская обитель, помогают сохранять душевное равновесие, набраться сил и дают силы идти вперед.
В начале года мы посетили , в которой хранятся более 200 православных святынь.
Читайте о нашем путешествии к