Особенности национальных костюмов народов мира, традиции и культура

Особенности

Национальный костюм чеченцев имеет несколько видов: женский, мужской, свадебный, боевой, торжественный. Одежда детей почти такая же, но с маленькими нюансами. Так, мальчики не носили кинжал до 14 лет. Как только он появлялся на поясе, считалось, что ребенок стал юношей. Рассмотрим подробнее особенности чеченской традиционной одежды.

Цвета и оттенки

Мужской костюм имел преимущественно темные тона, а бешмет (нижняя рубашка) контрастировал с остальным. Оттенки женских нарядов более разнообразны. Однако яркие платья обычно надевали молодые девушки и женщины, пожилые чеченки считали это неприличным и носили спокойные по цвету костюмы. Традиционно для платья использовалась зеленая, желтая, красная и черная гамма.

Ткани и крой

В качестве материалов в мужской одежде присутствовали шерсть, мех, кожа. Женские шились из парчи, атласа, шелка, органзы.
Наряды чеченских жителей достаточно закрытые. Вместе с тем они отличаются удобством и не сковывают движения.

Особенности и значение деталей

Мелкие элементы в национальном одеянии славян играли огромную роль.

Детали мужского костюма

Русская народная одежда у славянских парней была представлена обычной сорочкой. Простолюдины носили рубаху, как основной элемент костюма. А вот знать использовала ее исключительно в качестве нижнего белья. Для пошива сорочки брали лён или шёлк.

С внутренней части рубаху дополняли подкладкой, именуемой подоплекой. Рукава широкие и сильно сужающиеся к низу. Воротник отличался по форме, он мог быть круглым или квадратным. В некоторых моделях вовсе отсутствовала подобная деталь.

Как правило, воротник декорировали завязками и пуговицами. Дополнением к костюму считались зипун, опашень и охабень. Все эти слова обозначали один элемент гардероба – кафтан. Поверх сорочки и зипуна надевали свитку, кожух или сермягу. Для торжественных мероприятий подбирали парадный плащ или однорядку, пошитую из шерсти.

Большой популярностью пользовались шубы. Простолюдины выбирали верхнюю одежду из меха зайца или плотной овчины. Аристократия могла позволить себе приобретение наряда из чернобурки или соболя.

Чтобы сохранить тепло, шубу шили мехом внутрь. Сверху изделие покрывали плотным сукном. Наряды, предназначенные для знати, покрывали бархатом или парчой. Меховой воротник придавал изделию роскошности.

Классическая модель русской шубы была практически до пяток. Рукава отличались невероятной длиной, но руки продевали не в них, а в специальные прорези, распложенные в передней части дохи. Одеяние носили не только в зимний, но и в летний период, чтобы добавить облику торжественности.

Еще одна важная деталь в костюме мужчин на Руси – национальный головной убор. Существовало несколько его разновидностей: тафья, клобук, мурмолка, треух.

Первая представляла собой маленькую шапочку круглой формы, которая плотно прилегала к голове. Поверх тафьи нередко надевали обычный головной убор. Для пошива аксессуара крестьяне использовали войлок, знатные славяне останавливались на бархате.

Мурмолкой именовали высокие шапки, расширяющиеся к верху. По аналогичному принципу создавали горлатные головные уборы. Их декорировали мехом лисы, соболя или зайца, идущим от горла. Он не только согревал голову, но и украшал шапку.

Детали женского костюма

В основе одеяния девушек лежала сорочка, декорированная вышивкой или уникальной оторочкой. Дамы, относящиеся к аристократии, поверх простой рубахи надевали праздничную, созданную из шёлка яркой расцветки. Самым торжественным вариантом считалась сорочка алого оттенка.

Поверх рубахи надевали летник. Классический наряд барышень Древней Руси был длиной в пол. Для его пошива применяли шёлк. Летник имел оригинальное украшение у самого горла. Аристократия носила изделие, декорированное вышивкой из золота или жемчуга. Ворот летника украшали ожерельем.

В холодное время года дамы облачались в длинные шубки, украшенные мехом. Характерная черта изделий – декоративные рукава. Они считались символом роскоши, поскольку элемент не отличался высокой практичностью.

Чаще всего руки продевал в прорези, расположенные под рукавами. Для согрева ладошек использовали муфту, украшенную снаружи и внутри оторочкой из меха.

Важную роль в одеянии девушек играл головной убор. Дамы, связанные семейными узами, в обязательном порядке прикрывали локоны, даже находясь в избе. В обычные дни для покрытия головы использовали волосник или повойник, сверху повязывали платок яркой расцветки.

В летний период славянские девушки носили венчик (широкая тканевая плоска, декорированная длинными ленточками разных оттенков). С наступлением холодов им на смену приходили меховые шапки. Но национальный костюм русского народа до сих пор ассоциируют с кокошником. Это головной убор в форме опахала. Его обильно украшали, поэтому кокошник становился главным элементов в наряде.

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

  • ткацкое ремесло;
  • искусство вышивки;
  • вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;
  • ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

  • вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);
  • для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;
  • есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» — на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:

  • крестьяне;
  • монашество;
  • духовенство.

Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.

С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

  • венгерский;
  • французский;
  • немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.

Разновидности

Современный женский национальный костюм является своеобразной компиляцией сразу нескольких характерных черт, ведь на самом деле видов и вариантов исконного русского костюма очень много. Чаще всего мы представляем себе рубаху с объёмными длинными рукавами, цветной или красный сарафан. Впрочем, упрощённый вариант хоть и является самым распространённым, но далеко не единственным, так как многие дизайнеры и просто народные творцы возвращаются к традициям своих регионов, а значит в обиход входят различные фасоны и элементы.

Костюмы для девочек и детей очень сильно похожи на взрослые модели и включают в себя рубахи, косоворотки, штаны, сарафаны, переднички, юбки, головные уборы. Совсем детские модели могут быть сшиты с короткими рукавами, для пущего удобства, да и в принципе иметь общий вид платья, но с определённой национальными элементами. Для девочек-подростков встречается большее разнообразие взрослых моделей, причём не только сарафанов и рубах, но и шубок, понев.

Зимний народный костюм представляет собой уйму тяжёлой одежды. Кроме тёплого шерстяного сарафана частью наряда для холодного времени года являются короткая распашная шубейка, опашень, душегрея, телогреи, шубы, шерстяные чулки, тёплые головные уборы и шали. В более богатых вариантах присутствует натуральный мех.

Ханбок

Традиционный костюм  — ханбок, имеет яркую историю. Наряд из двух частей носят в официальных случаях или на таких мероприятиях, как фестивали, праздники и церемонии. У него завернутый передний верх, длинная юбка с высокой талией и, как правило, яркие цвета. Женский ханбок состоит из двух частей: чогори (блузка или жакет) и чима (юбка с запахом). Мужской ханбок также включает чогори и сочетается со свободными баджи (брюками).

Говорят, что ханбок возник во времена царства Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.), и его дизайн остался почти таким же до наших дней. Ханбоки изготавливают в ярких оттенках, соответствующих пяти элементам инь и ян. Цвета указывали на социальное и семейное положение — например, простолюдины носили только белое. Узоры на ханбоке делают по желанию владельца от драконов и пионов до цветов лотоса и даже летучих мышей. 

Уникальные линии ханбока лучше всего проявляются, когда его владелец находится в движении. Ханбок креативен и выразителен в своем дизайне. Еще одной особенностью ханбока является форма с тонким верхом и широким низом, похожая на колокольчик. Облегающий жакет красиво повторяет форму верхней части тела. Широкая и гибкая юбка подчеркивает грациозность обладательницы, скрывая движения нижней части тела, поэтому кажется, что обладательница парит в воздухе. 

Для современных корейцев ханбок — это официальное одеяние, которое носят во время праздников или на особых событиях. Дети надевают ханбок в свой первый день рождения, а взрослые на свадебную церемонию или важные семейные события, включая похороны. Современные интерпретации этого национального костюма произвели фурор на подиумах известных показов мод по всему миру. Количество людей, которые носят стильные ханбоки, модифицированные для повседневной носки, продолжает расти. 

Одежда в Индии

Это многонациональная страна. Как-никак здесь говорят на 447 языках и 2000 тысячах диалектов. Поэтому национальный костюм и его особенности разнятся в зависимости от штата. Даже влияние европейского масс-маркета, его дешевизна и практичность не смогли снизить популярность сари, патиала, дхоти и шервани.

Сари — это широкая полоска ткани (обычно 5-10 метров), которая драпируется вокруг тела женщины специальным образом. Как правило, ткань обматывают несколько раз вокруг талии, а оставшийся «хвостик» перебрасывают через плечо, оголяя живот.

Для туристов продаются специальные подробные схемы про то, как правильно «замотать сари». Правда, иностранке в таком костюме особо не походишь, он годится только для фотосессий.

Искусству грациозной носки этой национальной гордости девочки-индианки обучаются с 10-12 лет.

Сальвар-камиз — еще одно популярное одеяние у индианок. Мода на нее зародилась в Афганистане и со временем перекочевала в Индию. Этот красивый, практичный наряд популярен до сих пор, немного упростив свой внешний вид. Сальвар — шелковые шаровары, камиз — туника, доходящая до середины бедра.

Мужчины из рабочих каст носят дхоти — искусно задрапированная набедренная повязка. Джентльмены побогаче предпочитают шервани (длинный, расшитый сюртук) в сочетании с шароварами и тюрбаном (особенно этот головной убор популярен у тех, кто исповедует сикхизм).

Современные модели

Вернемся в настоящее. Стоит отметить, что в отличие от многих других народностей, чеченцы чтут традиции и активно соблюдают их по сей день. Молодежь зачастую наряжается в национальный костюм только на праздники, в остальное время предпочитают современную моду. Но мужчины не отказываются носить папахи даже с деловым костюмом.

И сейчас пожилые чеченцы носят черкеску и бешмет. Женщины не отказываются от длинных платьев, покрывают голову.

Чеченские дизайнеры, желая соединить прошлое и настоящее в культуре, создают одежду, ориентируясь на особенности национальных костюмов. Например, модные коллекции включают кавказские рубашки с воротником типа “стойка” на одной пуговице.

Аксессуары и украшения также в тренде. Это подвески, обувь, пояса, головные уборы. Часто свадебные костюмы выступают адаптированными вариантами национальных торжественных нарядов прошлых веков.

Гендерные разновидности

Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.

Женский

Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.

Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.

Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.

В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.

Детский

Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:

Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами

Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги

В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.

  • Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей.

Гэта

Гета — это японские сандалии с деревянной платформой и тканевыми ремешками. Они приподняты на двух деревянных перекладинах, чтобы облегчить ходьбу по грунтовым дорогам. Сегодня их часто носят как аксессуар к кимоно.

Традиционные костюмы Китая

Китайская одежда имеет множество форм для разных случаев. Они созданы этническими группами, разбросанными по обширной земле древней цивилизации. У каждого типа одежды есть свой уникальный способ изготовления и методы шитья, а также узоры. Они не только развивались с течением времени, но и резко трансформировались после династических изменений или императорского указа нового правителя.

В древнем феодальном обществе ранг и социальный статус людей можно было легко определить по их повседневной одежде, особенно для простых людей и высшего класса. Среди представителей высших господствующих классов только императору был присвоен желтый цвет и эмблема дракона на традиционной китайской императорской форме как исключительное подтверждение их власти. Что касается министров, генералов, советников и их жен, то их мундиры также ограничивались тем, сколько львов, журавлей и т. д. можно было вышить.

Кимоно

Возникнув в период Хэйан (примерно с 794 по 1192 год нашей эры), кимоно является одним из старейших национальных костюмов, которое до сих пор используется. Ранее его носили в основном дворянки. Но в период Эдо, начиная с начала 1600-х годов, кимоно стало популярным у всех и даже играло свою роль в различных представлениях. Кимоно имеет разные версии. Повседневное — юката, сделано из тонкой ткани, такой как хлопок или лен. Формальное исполнено в ярких цветах и ​​с длинными рукавами, обычно является семейной реликвией, подаренной женщине, вышедшей замуж.

По сравнению с западным одеянием кимоно имеет тенденцию ограничивать движения, и на его правильное надевание уходит больше времени. Поэтому детский вариант более простой и легкий в носке.  Их до сих пор носят в Японии на мероприятиях, таких как свадьбы или фестивали, а современные модификации костюма появляются во всем мире. 

Русские народные костюмы для детей

Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.

Ещё одной особенностью детского наряда были специальные бубенцы, которые вплетались девочкам в волосы, а мальчикам пришивались на головные уборы.Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.

История русского костюма

За время своего существования наряд славян практически не менялся. Понятие о моде было не столь нестабильно, как в наши дни, поэтому один фасон могли носить на протяжении многих лет. Популярность национального одеяния снизилась в начале восемнадцатого столетия.

В это время ношение русского костюма было под запретом в соответствии с указом Петра I. Венценосная особа хотела сделать страну более современной и избавиться от пережитков прошлого. На смену национальному наряду пришли вещи в венгерском стиле, позже в моду вошла одежда из Германии и Франции.

Чтобы жители не игнорировали нововведение, император ввел пошлину на ношение в городских поселениях традиционных одеяний. В девятнадцатом столетии во времена Великой Отечественной войны спрос на русский костюм вернулся из-за возросшего патриотизма.

Национальные одежда в Шотландии

Это первая страна, с которой у нас ассоциируются словосочетание «национальный костюм». Шотландская клетка (тартан) — это не просто клетка. Ширина пересекающихся полос и их цвет расскажет об определенном клане, населяющую ту или иную местность

Соблюдение этой традиции важно для шотландского народа

Мужские килты и женские юбки шьются из тартана определенной расцветки, соответствующие их клану.

В настоящее время в Шотландии редко встретишь кого-то в национальном костюме, часто это дело особых случаев: национальных праздников, фестивалей, свадеб, футбольных матчей, встречи шотландской диаспоры в других странах и так далее.

Боливийские национальные костюмы

Этой южноамериканской стране больше половины населения ходят в национальной одежде. Инициатором возрождения традиционного костюма стал нынешний президент Эво Моралес. По происхождению он индеец народности аймара.

Обязательные элементы женского костюма аймара — многослойная юбка, белая блузка, массивная шаль и шляпа котелок (подобные носили английские джентльмены начала прошлого века). Не смотря на кажущуюся простоту, стоимость одного комплекта может достигать несколько тысяч долларов.

История про то, как шляпа-котелок стала must-have женского образа, заслуживает целой книги. Но если вкратце, то в начале 20-х годов прошлого века предприимчивый торговец привез большую партию мужских котелков. Но товар рыночным спросом не пользовался. Чтобы как-то избавиться от партии хотя бы в ноль, бизнесмен внушил местным женщинам, что шляпы приносят плодородие. Такая реклама стала действенной, с тех пор шляпа стала основой костюма. Образ дополняется украшениями из золота и серебра, массивными брошами из бисера и серьгами.

Источник

Национальные костюмы Бразилия

Одежда в Бразилии славится своей изысканностью и пикантностью, притягательными расцветками и красочным дизайном. Сложно определить, какой костюм является характерным для Бразилии, так как ее территория велика, а население многонационально. Поэтому, в зависимости от региона страны костюм бразильцев имеет свою специфику и различие.

Бразилия популярна на международном уровне своей приметной, стильной и изящной одеждой. Их одежда удобная, красочная, красиво и качественно сшитая и обрамлена различными аксессуары. Традиционная одежда бразильцев несет в себе сочетание различных рас и иммигрантов со всего мира.

Испания: национальный костюм в ритме фламенко

Испанцам было на чем остановить взгляд: женский национальный костюм в этой стране отличается от одежд других народов мира тем, что здесь сплошь соблазн, загадка и откровенность. Девушки носили сарафаны, широкие юбки, корсеты, иногда полностью оголяя руки. Юбки шили из цветастых тканей, делали несколько слоев‑оборок. В итоге получался уникальный костюм «и в пир, и в мир». Самой популярной частью женского гардероба в Испании оставалась мантилья — кружевная накидка, которая надевалась поверх высокого гребня. Этот аксессуар и сейчас в почете у невест всего мира: в процессе эволюции мантилья превратилась в свадебную фату.

Если вы хотите познакомиться с культурой и бытом определенного народа, то вам следует начать с анализа его национального костюма. Здесь каждая деталь полна символизма – цвет отображает эмоции людей, принты – природу и быт, которые их окружают, аксессуары – показывают видение красоты. Итак, какие наряды являются самыми интересными? Начнем!

1. Индия
. Традиционным нарядом индийских женщин является сари. С виду оно напоминает длинное платье с рукавом, спускающимся на одну руку, но в развернутом виде это всего лишь прямоугольный кусок ткани, длина которого составляет 5-10 метров. Для декора используется вышивка из блесток и золотых ниток. Сари носят со специальной блузой, которая называется «чоли».

2. Корея
. Кореянки носят костюмы «ханбоки», состоящие из светлого жакета (чогори) и длинной юбки (чимы) которая может быть стеганой, однослойной и двухслойной. Обязательным элементом ханбока является тесемка воротник, крепящаяся к нижней части жакета. Завершают образ шелковые туфли с вышитыми цветочными узорами.

3. Япония.
Женщины в Японии издавна носили длинные халаты с широкими рукавами, которые в быту называются «кимоно». Чтобы подчеркнуть фигуру используется широкий пояс «оби», который обматывается несколько раз вокруг талии. Кстати, традиционное кимоно состоит из 12 частей и чтобы одеть его приходится прибегать к помощи других людей.

4. Индонезия.
Классический индонезийский костюм состоит из женской рубашки (баджи), которая надевается поверх особой юбки со складками спереди (каин или сарунг). Каин шьется из обычной хлопчатобумажной ткани, расшитой шелковыми нитками.

5. Норвегия.
Традиционные крестьянские норвежские костюмы называются «бюнад». Дизайн костюма достаточно сложный, дополненный разнообразными оловянными украшениями и вышивками. Женский бюнад состоит из вышитой юбки, рубашки, жилета и чулок. В зависимости от региона проживания изменяется узор и цвет вышивки.

6. Казахстан.
Наряд казашек состоял из таких компонентов: верхняя плечевая одежда (напоминает камзол или халат) и широкие штаны. В 18 веке преобладали красный и синий цвета, но со временем платья стали шить из тканей других оттенков. Непременным атрибутом был специальный нагрудник, закрывавший обнаженное тело девушки. Его расшивали тесемками и бисером.

7. Перу.
Самым распространенным нарядом считается пончо, украшенное геометрическим узором и широкая расклешенная юбка, достигающая середины икры. В качестве головного убора используется «монтера» — шляпа, которая крепится на затылке при помощи эластичной повязки.

8. Таджикистан.
Отличается яркими расцветками и изобилием интересных узоров. Женщины носили платья туникообразного покроя, в сельской местности – из гладкой материи, в горных районах – расшитые шелком. Под платье надевались широкие шаровары с напуском у щиколотки. Голову покрывали тюбетейкой или платком.

9. Украина.
Самой запоминающейся чертой украинского народного костюма является вышивка, украшающая сорочку, жилет, подол юбки и пояс. По узору сорочки можно даже определить откуда она происходит (в каждом регионе есть определенная комбинация цветов) и какой смыл был заложен в узор. В качестве аксессуаров к украинскому наряду использовали коралловые бусы, венки ручной работы. В настоящее украинская вышиванка очень популярна среди людей всех возрастов и ее носят даже на работу.

Виды национальной одежды

Если говорить о видах русской народной одежды, их делят на дворянскую, крестьянскую и военную. Причем, независимо от принадлежности, все отличаются:

  • свободным кроем;
  • многослойностью;
  • наличием пояса;
  • вышивкой от «дурного глаза».

У каждого человека был набор обычной повседневной и обрядовой, или праздничной, одежды. Вторая украшалась вышивками и дополнительными деталями, соответствующими положению владельца.

Дворянская

Вплоть до указов Петра Великого (вызывавших большое негодование в светском обществе) дворяне носили характерную для русских людей одежду – пышную, многослойную, расшитую узорами-оберегами.

Женские платья были очень тяжелыми, до 15-20 кг, что и обусловливало величавую, неторопливую, «царственную» походку. Наряды богато украшались самоцветами, различной дорогостоящей фурнитурой, металлизированными нитями.

Ткани – парча, бархат, сатин, тафта, кумач, атлас. Материи обычно привозились из-за границы – Италии, Турции, Византии, Англии. Женщины и мужчины знати привыкли одеваться роскошно не только для выхода в свет, но и дома.

Крестьянская

Вообще, одежда русского народа была выполнена в едином стиле и из природных материй. Вот только для простого люда использовались дешевые ткани, а украшения были гораздо более скромны, да и слоев одеяний было меньше.

Военная

Изначально на Руси не было единой военной формы. Оправляясь на ратные подвиги, мужчины одевались по финансовым возможностям. Но с ростом государства, укреплением централизованной власти, стали осуществляться призывы на службу. Форма постепенно приобретала единый вид, а по знакам отличия определялись род войск, звание, положение и т.д.


Военная форма на Руси XVII века

Русская народная обувь

В разных частях огромной страны национальная обувь называлась по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского народного костюма известно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и зафиксированную на лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились лапти – легкие национальные тапочки, сплетенные из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и лишь самые бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой.

С лаптями носили обертки, которые закреплялись привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.Грубая сельская обувь называлась постолами. В Х веке появились небольшие национальные сапожки высотой чуть выше лодыжки, с разрезом спереди. Перед крещением Руси в обиход вошли высокие модели из кожи.

Летом носили курпы, поршни и чеботы, сшитые из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были достаточно распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большинства русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.

У мужчин и женщин обувь различалась лишь оформлением, фасон оставался неизменным. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги расшивали бисером, кружевом и обережной вышивкой.

Лапти

Поршни

Мужской русский народный костюм

Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.  Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:

  • лен;
  • хлопок;
  • шелк.

 Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Посмотреть на такие можно в разделе «Русские косоворотки», там собраны лучшие образцы традиционной вышивки на мужской национальной одежде.  Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.  Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.

Рубаха

Все мужчины, начиная с мальчиков, носили рубахи, в основном это были рубахи-косоворотки. Считается, что вначале застёжка рубахи была по центру, косоворотка появилась, чтобы во время работы не выпадал нательный крестик. Горловина, рукава и низ украшали вышитыми мотивами, вышивку на рубахе, в которой женились, должна была сделать невеста. В этом обычае есть сакральный смысл, такая вышивка, сделанная руками любящей женщины, служила оберегом.

Поверх рубахи одевался кафтан. Мужчины могли носить длинный кафтан или короткий полукафтан. Застёгивался кафтан на пуговицы или завязывался на тесёмки.

Штаны и пояс

Мужские штаны или порты были пошиты из ткани в полоску. Чаще они небольшого объёма, реже встречались широкие шаровары. Длина портов укороченная, так как было принято, низ штанов заправлять в голенище сапог. Позже появились карманы, а вначале всё необходимое подвязывалось к поясу.

Все крестьяне подвязывались вышитым поясом, широким и длинным неженатые парни. Женатые мужчины подвязывались узким и коротким поясом. По-разному повязывался пояс на фигуре: молодые мужчины поясом подчёркивали талию; у стариков пояс был под животом.

Головной убор

Мужчины всегда дополняли костюм головным убором. Вначале это был шерстяной колпак–грешевик, позже появился картуз, особый вид кепки, украшался лентами, цветами, бисером. Зимой защищали голову шапкой-ушанкой.

Были и другие зимние головные уборы, пришедшие с Древней Руси. Под зимнюю шапку носили маленькую шапочку тафью. Защищали голову в стужу, расширенные к верху мурмолки. Шапки украшались мехом, который хорошо грел голову.

Верхняя одежда

Осенью и в зимнюю стужу мужчины носили тулупы, шубы, и свиты. Одежда зажиточных крестьян украшалась меховым воротником, в верхней одежде бедняка стоячий воротник защищал от холодного ветра.

Шубы носили все: у бедняков были заячьи тулупы или из овчины, богатые носили шубы из соболя или куницы.Чтобы было теплее, шубу носили мехом внутрь, а верх покрывался сукном. Русский национальный костюм имеет очень богатую историю. Отдельные предметы сегодня служат источником вдохновения для модельеров. Обилие видов одежды, разнообразие вышивальных мотивов даёт хорошую почву для преемников, создающих современную одежду.

Свадебный наряд

Чеченское платье невесты могло быть разных оттенков, не обязательно белого, как во многих европейских государствах. Но в советский период чаще использовалась именно белоснежная гамма – знак непорочности и чистоты.

Чеченские пары были не против наряжаться в самый важный день (даже сегодня) в традиционный наряд, в котором исполняли национальный танец.
Торжественное платье состояло из двух слоев (как и повседневное) – из туники и верхнего платья. Но в этот день оно обязательно из лучших тканей – шелка, органзы, атласа и т.д. Особенно богато украшают нагрудник наряда.

Верхнее платье делали из дорогого шелка или тяжелого атласа. Оно имело длинные рукава (доходили до пола). Украшали тесьмой из бисера, стразами и жемчугом. Привычная для многих народов фата заменялась на платок из шелка.

Вы знали, что на свадьбах, которые соответствовали традициям, невесте было принято дарить много драгоценностей, которые она демонстрировала в свадебном танце? Главный элемент украшения девушки – серебряный пояс. Его дарил жених перед церемонией.

Чеченский мужской костюм

Он состоял из двух элементов:

  • Бешмет – облегающий расширяющийся книзу полукафтан длиной чуть выше колен, застегивался до пояса на узел-пуговицу.
  • Штаны, зауженные книзу. Чтобы движения не сковывались, их кроили из легкой ткани.

Дополнительно к костюму шли следующие элементы:

  • Черкеска – носилась поверх. По покрою схожа с бешметом, но застегивалась только на поясе. Шили из самого лучшего сукна.
  • Бурка – накидка без рукавов с зауженными твердыми плечами, расширяющаяся книзу. Делалась такая из войлока. Интересно, что бурка служила не только одеждой, но и одеялом черкесских мужчин.

Удивительно, но изготавливать накидку могли лишь мастерицы, которые считались лучшими в этом деле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: