Обводный канал санкт-петербурга

Обводный канал в санкт-петербурге

Достопримечательности

Гуляя по набережной со стороны Александро-Невской Лавры можно увидеть множество архитектурных комплексов. В их число входят Хлебные амбары 19 века, здание бывшей Духовной Академии, на сегодняшний день в нем разместился Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Прогуливаясь дальше можно увидеть дом под номером 17 здесь располагается Духовная Академия и Семинария.

В доме под номером 19 расположена типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Здесь в изготовлении печатной продукции использовались  высочайшего качества бумаги и чернила. Поэтому именно этой типографии было дано право поставлять печатную продукцию во Двор его Императорского величества.

На правом берегу вдоль набережной расположена Крестовоздвиженская церковь 18 века. Еще одной яркой достопримечательностью является церковь Воскресения Христа.

История Обводного канала

Первый канал был прорыт в 1770-х годах по проекту инженера Л. Л. Карбонье между Лиговским каналом и рекой Екатерингофкой. В начале XIX века приступили к прокладке восточной части Обводного канала. Работы продолжались вплоть до 1834 года. На тот момент канал стал южной границей города.

В 1840 году появилась необходимость расширить Обводный канал в восточной части, чтобы обеспечить возможность нахождения в этом месте нескольких судов.

Во второй половине XIX века канал стал местом строительства промышленных предприятий. Он использовался и как источник воды, и как место слива сточных вод с местных фабрик. Также на берегу канала появились Варшавский и Балтийский вокзалы. К началу XX века на берегах искусственного водоема работало множество предприятий и строились жилые кварталы для рабочих. В те годы это место имело дурную славу, здесь часто происходили драки, грабежи и убийства.

В настоящее время Обводный канал сильно обмелел, по нему могут двигаться суда только с малой осадкой.

Набережная Обводного канала зимой, Ирина Егорова

Легенда

С Обводным каналом связывают большое количество самоубийств, которые происходят каждые 10 лет в годы, оканчивающиеся на цифру 3. Есть легенда, что при строительстве теплотрассы в 1923 году у канала было найдено захоронение карельского шамана. Каменный гроб вскрыли, а останки выбросили на свалку. В тот год рядом с местом, где находилось захоронение, покончили жизнь самоубийством более 90 человек. Удалось спасти только одного. В 1924 году случаи прекратились. Через 10 лет — в 1933 году в канал бросились 107 человек. Рекордное количество самоубийств произошло в 1993 году — более 300. Печальная статистика повторилась и в 2003, и в 2013 годы.

История Обводного канала

Обводный канал, который находится в Северной столице России, начинается у Александро-Невской лавры (59°55′11″ с.ш. 30°23′54″ в.д.). Завершается искусственный водоток у Екатерингофки, впадающей в Невскую губу (59°54′33″ с.ш. 30°15′39″ в.д.), которая относится к Финскому заливу. Длина канала составляет чуть более восьми километров, ширина же превышает 21 метр, а местами — и 42 метра.

При средней глубине в два метра максимальная составляет пять метров. В Обводный канал впадают такие речки, как Монастырка и Волковка. Канал пересекают полтора десятка автомобильных мостов, два — железнодорожных и шесть — пешеходных. На южной стороне водотока расположено большое количество интересных для туристов зданий, в том числе исторических, построенных ещё до создания канала.

Канал, названный сперва Городским, а позже — Новым, изначально обозначал собой край города. Вдоль него размещались контрольно-пропускные пункты. В качестве транспортной магистрали же его начали использовать уже в начале XIX века. Тогда по проекту И. К. Герарда русло водотока было расширено, а Монастырки — изменено. Кроме того, протоку углубили, проложили восточный участок канала и построили несколько мостов.

Работы по подготовке водотока к роли судоходной магистрали начались в 1805 году, а завершились только в 1834 году. Торжественно открыт же он был чуть ранее — осенью 1833 года. Канал, переименованный в Обводной из-за того, что он «обводил» город, соединял Неву со взморьем и способствовал сокращению времени доставки грузов, которые прибывали в СПб. Так, сырьё из порта шло прямиком на производство без захода в центр.

Через несколько лет после открытия обновлённого канала был дополнительно прорыт Французский ковш — тупиковый участок на южной стороне водотока. Здесь стояли и разгружались суда. В связи с тем, что был проложен Французский ковш, где скапливались суда, русло Обводного канала поблизости расширили практически в два раза, что позволило пароходам заходить и выходить из канала без опаски врезаться в другое судно.

Между Французским ковшом и Обводным каналом на протяжении века находились железнодорожные пути. На берегах канала построили два ж/д вокзала, больницы, дома для бездомных и большое количество фабрик и заводов. Помимо того, что канал был удобен как транспортная артерия, водоток использовался в качестве источника воды и открытого коллектора. Сюда сбрасывалась вода, загрязнённая в результате промышленной деятельности.

Со временем Обводный канал обмелел и утратил значение транспортной артерии, зато набережные стали важной магистралью Санкт-Петербурга. Сейчас по каналу могут пройти лишь катера и лодки

Несмотря на то что многие достопримечательности, расположенные на его берегах, до наших дней не уцелели, набережные изобилуют сооружениями, которые могут быть интересны с точки зрения истории или архитектуры.

На теплоходе с выходом в Финский залив

Коротко: по морям, по волнамГде проходит: Нева — стрелка Васильевского острова — Малая Нева — Финский залив — башня «Лахта-центра» — Крестовский и Елагин острова — телебашня — крейсер «Аврора» — Большая НеваСколько стоит: от 1100 РПродолжительность: 2 часаПодробности: на сайте

Теплоход двухпалубный. На закрытой палубе есть столы и небольшой бар. На открытой ветренее, зато там стекла не мешают обзору Когда в Финском заливе высокие волны, теплоход начинает качать

Теплоход двухпалубный. На закрытой палубе есть столы и небольшой бар. На открытой ветренее, зато там стекла не мешают обзору Когда в Финском заливе высокие волны, теплоход начинает качать

Экскурсии по рекам и каналам в Петербурге предлагают через каждые сто метров. Во время такой прогулки можно хорошо рассмотреть город с воды. Это красиво, но у бывалых туристов поездка не вызывает вау-эффекта: многие достопримечательности им уже хорошо знакомы.

Во время этой прогулки теплоход выходит в Финский залив — гости смотрят с воды на «Лахта-центр», эстакады Западного скоростного диаметра с изогнутыми опорами фонарей и «Газпром Арену». Их величину получится по-настоящему оценить только с воды.

Во второй части прогулки теплоход идет между Крестовским и Елагиным островами. Там довольно низкие мосты, из-за этого пассажиров даже просят уйти в нижнюю часть корабля. Впрочем, большинство людей просто спускаются на пару ступенек и пригибают голову под мостами — наверное, ради адреналина.

Что пишут гости: «Очень рекомендую всем, кто не в первый раз в Санкт-Петербурге, но хочет посмотреть что-то новое. Завораживающий вид на ЗСД с Финского залива и волшебный вид на сам залив».

Доходные дома, дворы, парадные

Коротко: Петербург с изнанки и за дверьюГде проходит: все точки маршрута расположены в центре — в районе улицы Марата и Владимирского проспектаСколько стоит: от 690 РПродолжительность: 1 час 45 минутПодробности: на сайте

На экскурсии понимаешь, что парадные получили свое название не просто так Брандмауэр — это высокая стена

На экскурсии понимаешь, что парадные получили свое название не просто так Брандмауэр — это высокая стена

На экскурсии по парадным туристы увидят убранство пяти разных домов: цветные витражи, чудом уцелевшие латунные перила, старинные оконные ручки и дверные звонки. Еще тут будут световые фонари, камины, изразцовые печи и очень старые, но до сих пор действующие лифты. Чтобы попасть внутрь, не придется ждать местных: в руках у гида будет внушительная связка ключей.

Во время переходов от одного дома к другому экскурсовод расскажет о том, как в Петербурге пришли к мысли о дворах-колодцах, где жила прислуга и почему местные сами рубили окна в домах.

Что пишут гости: «Экскурсия по парадным очень впечатлила и показала Питер с изнанки. Именно таких эмоций и впечатлений хотелось, а не информации из „туристического буклета“».

Мистическое прошлое

Хроника Обводного канала окутана зловещими загадками. Издавна это место считается проклятым. Причина тому – одна загадочная история, которая произошла в 1923 году.

Строительство теплотрассы неподалёку от современного автовокзала обернулось неожиданностью: копнув глубже, рабочие обнаружили причудливое каменное сооружение. Его образовывали массивные плиты из гранита, выложенные в форме круга. Испещрённая знаками поверхность скрывала истлевшие останки нескольких тел. Известный на то время археолог Гвоздицкий, прибыв на это место, был крайне удивлён: находка оказалась захоронением скандинавского происхождения, датируемым XI-XII вв.

По мнению учёного, возведение теплотрассы стоило немедленно прекратить, но к нему не прислушались. Более того: на следующий день все ленинградские издания пестрели статьями с призывом забыть о пережитках и писать будущее. Гвоздицкого обвинили в подверженности влиянию буржуазии.

Участь древнего археологического памятника была прискорбной. Из массивных плит сделали поребрики, которые украсили здания Лиговского проспекта. Останки усопших нашли своё последнее пристанище на свалке.

12 апреля 1923 года жители города были потрясены ужасающим происшествием: в водах канала трагично завершилась жизнь прачки. С этого дня Боровой, Предтеченский и Ново-Каменный мосты буквально притягивали городских самоубийц. Количество утопленников достигло критического уровня осенью того же года.

В районе появились многочисленные посты, которые должны были своевременно предотвращать попытки прохожих свести счёты с жизнью. Кардинальные меры принесли скромные плоды: среди числа спасённых оказался лишь товарищ Мясопотамский – член РСДРП. Его отвезли в Боткинские бараки на попечение известного психиатра Ефимсона.

Долгое время доктор наблюдал за поведением неудавшегося самоубийцы и вскоре неожиданно заинтересовался поиском архивных документов, где упоминались бы происшествия, так или иначе связанные с Обводным каналом. Так Ефимсон вышел на археолога Гвоздицкого, который при встрече рассказал психиатру о находке 1923 года и показал ему «скопированные» знаки, высеченные на гранитных плитах. Выяснилось, что захоронение имело ритуальное происхождение, но расшифровать древние письмена, к сожалению, не удалось.

Дневники психиатра приоткрывают завесу тайны Обводного канала лишь частично. Всё началось с основания на месте слияния Невы и Охты крепости Ландскрона по инициативе шведского маршала Торкеля. Его отряды проявили удивительную жестокость по отношению к поселениям на реках Сутилла и Кеме (сегодняшние Волковка и Фонтанка соответственно).

На берегу первой шведы обнаружили языческое капище, где регулярно проводили жертвоприношения. Так карельские идолопоклонники хотели задобрить богов: убийствами животных и собственных детей. Солдаты, увидев столь неприятную картину, принялись яростно сокрушать языческие статуи.

Это не помогло: животный страх и опасение кары свыше прочно укоренились в душах шведов. Масла в огонь подливали и пугающие истории о колдунах Карелии, державшие в страхе всю Скандинавию. Маршал Торкель решил действовать по принципу «клин клином вышибают»: на месте, где прежде проливалась кровь невинных, совершили не менее пугающее жертвоприношение, чтобы задобрить потусторонние силы.

В этот раз жизнь отняли у пяти молодых карелок. Как только тела девушек сбросили к убитому волхву, над лесом прозвучал жестоких смех, а неожиданный порыв ветра вырвал с корнем огромное дерево. С тех пор об этом месте пошла дурная слава, которая распространилась далеко за пределы Санкт-Петербурга.

Суеверие всё ещё живёт среди горожан. Даже во время строительных работ 1805 года землекопы не хотели оставаться надолго возле устья Волковки, объясняя это мистическими слухами. Лишь угроза И.

К. Герарда отправить всех на каторгу мотивировала рабочих продолжить выбирать грунт на этом гиблом месте – своеобразном «магните» для желающих отправиться к праотцам.

Куда сходить около метро Обводный канал Петербурга

Набережная Обводного канала

Сам Обводный канал уже является достопримечательностью района. Особенно по вечерам отсюда открывается невероятный вид на закат. Солнце заходит на фоне старинных петербургских построек и Невы, а вдалеке виднеются небольшие мостики, на которых так любят останавливаться влюбленные парочки. Это идеальное место для тех, кто хочет по достоинству оценить архитектуру и общий антураж северной столицы.

Креативное пространство Люмьер-холл

Здание с огромным главным залом, где практически каждый день проводятся необычные выставки и современные презентации. С помощью новейших проекторов, изображения выводятся на стены, пол и даже потолок. Благодаря этому мероприятие в пространстве приобретает новый стиль и уровень. Привлекает людей еще и отдельный зал для различных выставок. Он представляет собой простое помещение с белыми стенами, но картины на этом фоне выглядят определенно выигрышно. Кроме посещения чужих мероприятий, здесь запросто можно устроить своё. Помещение сдается в аренду любому желающему.
Воронежский сад. Сам сад небольшой, но очень уютный. Он отлично подходит для вечерних прогулок или отдыха с друзьями. Здесь тихо и спокойно, вокруг высокие деревья, зеленый газон и слышно только лишь пение птиц. В саду также удобно оборудованы пешеходные дорожки, по которым можно прокатиться на велосипеде, роликах или самокате. Частенько здесь гуляют хозяева со своими питомцами, либо родители с маленькими детьми.

Океанариум СПБ

Единственный океанариум в Санкт-Петербурге, который располагается в торговом центре “Планета Нептун”. В огромных аквариумах проживает более 4500 рыб и водных беспозвоночных (раки, улитки, моллюски и др.). Всего в океанариуме на данный момент действует 57 аквариумов и насчитывается более 150-и видов рыб и беспозвоночных. Все аквариумы разделены на определенные зоны, каждая из которых представляет обитателей определенной географической местности. Например, здесь можно посмотреть на обитателей, живущих в тропических зонах. А можно оценить наших Российских тюленей, чье место рождения – Балтийское море.

Рок-мото-прогулка по Петербургу

Коротко: на мотоцикле по культовым местам питерского рокаГде проходит: туристы проезжают по центру города, части Васильевского острова и Петроградской стороныСколько стоит: от 4000 РПродолжительность: 2 часаПодробности: 

Экскурсия разработана специально под мотоциклы. Организаторы обещают провезти гостей по четырем-пяти культовым местам питерского рока. По пути останавливаются у домов, где раньше были знаменитые рок-клубы вроде «Сайгона» или TaMtAm. В описании также обозначена возможность посетить могилу Виктора Цоя или Майка Науменко.

Это не просто поездка на мотоцикле, а настоящая экскурсия с рассказами и фактами. Гиды рассказывают историю становления, развития и упадка неформальных движений — от 1960-х до начала 1990-х годов.

Еще участники мотопрогулки узнают, почему группы «Кино» и «Алиса» называются именно так, и смогут подержать в руках контрамарки на концерты ленинградских рок-групп.

Что пишут гости: «Катались вчера по культовым местам ленинградского рока, было круто! На байке я впервые, поэтому больше запомнила процесс движения, скорости, ощущения полета и бесконечной свободы. Пошли вторые сутки, как я не могу не думать о байках».

Копеечная церковь

Возможно, из-за такого скопления винокуренных предприятий по соседству с ними на Обводном канале обосновалось Александро-Невское общество трезвости. Оно получило в пользование деревянную Церковь Воскресения Христова, построенную на набережной (сейчас дом №116) в 1894 году в честь бракосочетания Николая II.

Церковь была слишком маленькой для нужд трезвенников (в обществе насчитывалось свыше 70 тыс. членов), и они стали собирать деньги на строительство каменного храма. Его возведение началось в 1904 году и завершилось в 1908-м.

Проектировали храм архитекторы Герман Гримм, Густав Фон Голи и Александр Гун. Его главная икона — «Неупиваемая чаша» — якобы спасала от пьянства. Но это не точно.

Эскиз Церкви Воскресения Христова.

Фото 1904 года, видны вешки, расставленные на стройплощадке, где возводится церковь.

1 мая 1932 года, композиция «Капитализм в тисках кризиса», созданная к первомайской демонстрации. Позади капитализма — Церковь Воскресения Христова.

Эскиз Церкви Воскресения Христова.

Говорили, что немалую долю средств на строительство храм получил от налогов с питейных заведений. Мол, хоть и боролось общество с пьянством, а водочными копейками не брезговало. Так или иначе, одно из народных прозвищ церкви — Копеечная.

Другое — Церковь с бутылочкой: некоторым прихожанам очертания колокольни этого храма напоминали бутылку. Оно и понятно: какое окружение, такие и ассоциации.

В 1930 году церковь закрыли, позже в ней разместили службы трамвайного парка. Богослужения возобновились лишь в 1990 году.

История строительства Обводного канала

Обводный канал строился в два этапа, захватив вторую половину 18 века и первую половину 19 века, и изначально был задуман как заградительное и оборонительное сооружение. Общее время строительства канала заняло более 60 лет, в разные периоды строительством руководители лучшие инженеры своего времени.

Кроме того, надеялись, что канал также сможет помочь при наводнениях. В те времена считалось, что наводнения были связаны с повышением уровня воды в Ладожском озере в период паводков, избыточные объемы которой, в свою очередь, по Неве доходили до города, вызывая затопления улиц и площадей. Истинная природа петербургских наводнений была выявлена позднее, но это, как говорится, уже другая история.

Первый этап строительства Обводного канала Петербурга

История первого этапа строительства канала начинается со времен императрицы Екатерины Великой, с конца 1760-х годов. По проекту инженера Л.Л.Карбонье канал был прорыт между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом. Согласно проекту ширина канала должна была быть 4 и 5 сажень (то есть 11 метров).

Сначала канал строился как городской пограничный ров для таможенных и пограничных целей. На главных магистралях, ведущих в город, были установлены заставы, на которых производился досмотр ввозимых в столицу товаров, а также осуществлялся паспортный контроль. В случае возникновения эпидемий ров мог служить как некая преграда в целях санитарной защиты.

Обводный канал, Санкт-Петербург (29.03.2021г)

Второй этап строительства Обводного канала Петербурга

Ко второму этапу строительства приступили в 1805 году, после выхода указа императора Александра I «Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала». По новому проекту Обводный канал должен был стать судоходной транспортной магистралью, соединяющей Неву со взморьем, минуя ее дельту и городской центр.

Руководство работами на восточном участке Обводного канала было поручено российскому военному инженеру, генерал-лейтенанту И.К.Герарду. Одновременно с новым строительством были выполнены работы по углублению и расширению существующего русла. Через несколько лет строительство канала было прервано Отечественной войной 1812 года. После окончания войны работы были продолжены, но уже под руководством инженеров П.П.Базена и Б.П.Э.Клапейрона.

Торжественное открытие Обводного канала для судоходства состоялось 25 октября 1833 года.

Канал, в том числе, оказался очень удобен и для грузовых перевозок (сырья, готовых изделий и т.д.), фактически соединив коротким водным путем разные зоны столицы, а речной порт, находящийся на Неве, с морским портом. Очень быстро дешевизну и удобство новой транспортной артерии оценили промышленники и по берегам канала стали появляться все новые и новые фабрики и заводы. Благо, бурный рост производства и промышленная революция 19 века тому немало способствовали.

Возникновение вдоль Обводного канала фабрично-заводского пояса имело и обратную, негативную сторону. В 19 веке, да и в начале 20 века, канал фактически стал открытым коллектором, в который сбрасывались сточные воды всех окрестных предприятий. Со всеми вытекающими неприятными последствиями. Перемешиваясь с дымом фабричных труб и источаемыми мыловаренным и костеобжигательным заводами удушливыми запахами, Обводный канал был буквально накрыт облаком очень специфического «аромата».

Обводный канал в наши дни

Современный, знакомый петербуржцам и гостям города облик Обводный приобрел в советское время, уже после Великой Отечественной войны, в 60-е годы прошлого века.

Вид на Обводный канал с Ново-Московского моста (29.03.2021г)

Междугородный и международный автобусный вокзал Санкт-Петербурга

На набережной Обводного канала, недалеко от одноименной станции петербургского метрополитена, находится современный и комфортабельный автобусный вокзал Санкт-Петербурга (открытый в 1963 году как Автовокзал №2), обслуживающий регулярные региональные междугородные и международные автобусные маршруты.

Адрес Автовокзала: набережная Обводного канала, 36 (практически напротив Каретного моста).

Ползком по клубам и барам

Коротко: экскурсия 18+Где проходит: в андеграундных, танцевальных и секретных барахСколько стоит: от 2400 Р за прогулкуПродолжительность: 5—6 часовПодробности: на сайте

Это самая неформальная экскурсия из всего списка. Здесь туристы увидят ночной Петербург — и речь вовсе не о разводе мостов.

Организаторы просят надевать удобную одежду и обувь и, конечно, рассчитывать свои силы. Пишут, что в случае сильного опьянения могут отказать в участии. Думаю, к этой экскурсии не стоит готовиться заранее, как перед дискотекой в студенческие времена.

Что пишут гости: «Симпатичные молодые люди с хорошей речью, явно отлично знающие город, рассказывают и показывают Петербург со стороны баров и других питейных заведений. Экскурсия проходит в ненапряжной дружеской обстановке. Получается такое приобщение к непарадному Петербургу в интеллигентной форме».

Зимняя канавка

У канала есть знаменитое и историческое начало. Первое его название ― Старо-Дворцовый, потом его назвали Зимним каналом, так как он идет вдоль Зимнего Дворца, и только потом он получил звание «канавки». Через него пролегает Эрмитажный мост. Вторая версия названия ― «Мостик Лизы». Связано это с тем, что рассказ «Бедная Лиза», включенный в оперу и отсутствующий в повести «Пиковая дама», произошел когда-то в реальной жизни.

Прототипом той самой Лизы является молодая девушка Юлия Петрова. Она утопилась в реке, несчастно влюбившись. Узнав о девушке из газеты, П. И. Чайковский включил эту драматичную историю в свою оперу.

Канал имеет небольшую длину.

Вокзальная история

Прямо рядом с Церковью Воскресения Христова находится бывшее здание Варшавского вокзала. Он назван так потому, что отсюда по императорскому указу от 15 февраля 1851 года началось строительство железнодорожных путей на Варшаву. Одновременно возводили и здание вокзала. Однако направление стало таким популярным, что уже через несколько лет выяснилось, что здание слишком мало для обработки огромного потока пассажиров и грузов.

Варшавский вокзал на открытке 1895-1900 гг.

В 1970 году из ниши вокзала выглядывал Ленин.

Платформы Варшавского вокзала, 1981 год.

Варшавский вокзал на открытке 1895-1900 гг.

И в 1859 году началась перестройка вокзала. Он получил два дебаркадера: для прибывающих и отправляющихся поездов, а также для отстойного парка вагонов. В парке с остекленной крышей могли одновременно находиться до 60 вагонов.

В начале XX века рядом с входом в вокзал построили часовню. В советское время ее снесли, а в 1949 году в нишу на фасаде вокзала вписали памятник Ленину.

К концу века трафик в варшавском направлении сократился, в 2001 году вокзал закрыли на реконструкцию, Ленин из ниши исчез, поезда распределили по другим вокзалам, а в здании разместился ТРК «Варшавский экспресс».

Страшная легенда

Рассказывают, что в 1923 году при строительстве теплотрассы в месте впадения реки Волховки в Обводный канал  были обнаружены гранитные плиты с надписями и под ними — захоронения XI–XII веков скандинавского происхождения. Несмотря на протесты археологов, плиты были использованы в качестве поребриков при строительстве дороги на Лиговском проспекте, а человеческие останки увезли на свалку. С тех пор на этом месте 1 раз в 10 лет происходят самоубийства. В 1923 году 89 человек бросились в воду, спасти удалось только одного. В последующие 9 лет трагедий не происходило, а в 1933 году уже 107 человек покончили жизнь самоубийством. Причем все они были здоровыми людьми и не имели никаких причин лишать себя жизни. Случайно выжившие говорили, что их звал в воду какой-то голос, а другие рассказывали, что возле Боровского моста их подхватывала какая-то сила и сбрасывала в воду. Согласно легенде, на это место наложено проклятие, а цифра 3, с которой связывают годы происшествий, в карельских преданиях несет колдовство. Статистика за последние годы неизвестна, но это место по-прежнему считается проклятым и зловещим.

Как и в прошедшие два века, Обводный канал остается рабочим сердцем Санкт-Петербурга и без него нельзя полностью понять историю Северной столицы.

Адмиралтейский канал

Появился он в первых десятилетиях XVIII века и использовался исключительно в транспортных целях. Перевозили через него корабельный лес из Новой Голландии в Адмиралтейство. Начинается он от канала Крюкова и заканчивается у реки Мойки. Проходит между двумя островами: Новая Голландия и 1-й Адмиралтейский. В 1842 устроили переделку, поэтому участок от Адмиралтейства до Крюкова канала засыпали, а на застроенном месте появился Конногвардейский бульвар.

Через Адмиралтейский канал построили два моста:

  • 1-й мост Круштейна;
  • 2-й мост Круштейна

К 1844 году произошло обмеление канала, и рабочие изменили еще один участок водного пути — от Адмиралтейства до площади Труда. На новом месте реорганизовали Конногвардейский бульвар. От первоначального протока до наших дней дошел лишь небольшой отрезок от канала Крюкова до Мойки.

Как покраснел треугольник

Эти краснокирпичные здания, занимающие целый квартал, — территория производственного объединения «Красный треугольник».

Так выглядела схема расположения корпусов «Треугольника» в 1905 году.

А это изображение 1892 года.

Эти краснокирпичные здания, занимающие целый квартал, — территория производственного объединения «Красный треугольник».

Вообще с немцами в Петербурге связана история многих промпредприятий. Например, знаменитой фабрики резиновой обуви «Красный треугольник», также располагавшейся на Обводном канале (дома №№ 134, 136, 138). В 1859 году немецкие купцы Людвиг Гейзе и Христиан Дисен арендовали у шляпных фабрикантов братьев Циммерман земельный участок на Обводном канале и учредили Фабрику калош и других резиновых изделий. Потом она получила название «Треугольник», разрослась и превратилась в целый город в городе — со своими улицами, мостиками, разноуровневой застройкой. Здания для фабрики проектировали в разные годы известнейшие архитекторы: Генрихсен, Гедике, Юргенс, Гельман.

В советские годы «Треугольник», как и многие организации в стране, «покраснел». Но продолжал оставаться одним из крупнейших предприятий в городе. В 1990-х производство стало хиреть, пока не превратилось в огромный анклав арендных площадей разного назначения.

Прогулка вдоль набережной

Александро-Невская Лавра

Канал начинается от Невы рядом с Александро-Невской Лаврой, учрежденной Петром I. На набережную выходит строгий фасад Духовной академии. Сразу за ней русло расширяется почти вдвое и протока ведет в так называемый бассейн, который, по идее, должен был собирать излишек воды и спасать город от наводнений. Но надежды не оправдались, все равно пришлось строить дамбу.

Арт-пространство «Ткачи»

В пятиэтажном промышленном здании середины 19 века под № 60, расположился крупнейший лофт Санкт-Петербурга. Первый и второй этажи занимают магазины сувениров, картин и одежды отечественных дизайнеров, винтажного секонд-хенда. Третий уровень отведен под интерактивные квесты, наверху расположены лекторий, выставочные залы и книжный магазин «Борхес».

Газгольдеры

Чуть дальше, под № 74 высится огромный кирпичный цилиндр, а правее еще три, поменьше. В них когда-то хранился запас светильного газа для уличных фонарей. Здание считается памятником промышленной архитектуры, сейчас в нем размещается креативное пространство Люмьер-холл (). Во втором газгольдере открыт бар-клуб «Башни» с живой музыкой, любимое место сбора питерских байкеров.

Церковь Воскресения Христова

Храм на набережной Обводного канала, 116 построен в 1908 г. на деньги, собранные членами Всероссийского общества трезвости.

В народе церковь получила прозвище «с бутылочкой» за характерную форму колокольни.

Вокзалы

В реконструированном и перестроенном здании бывшего Варшавского вокзала, закрытого в начале нынешнего века, расположен ТРК «Варшавский экспресс». За небольшим сквером высится фасад Балтийского вокзала, откуда отправляются электрички в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Псков. Рядом находится Музей железных дорог России с обширной коллекцией паровозов, тепловозов и вагонов. Особенно интересны редкие платформы с орудиями большого калибра.

Красный треугольник

Огромное мрачное здание под № 134 — некогда знаменитый завод резинотехнических изделий. Галоши, сделанные здесь, носила вся Россия, а потом и Советский Союз. Ныне предприятие закрыто и практически заброшено, помещения сдают под офисы и склады, большинство цехов пустует. Зрелище впечатляющее и грустное, многие стекла выбиты, но жизнь постепенно возвращается и сюда.

Обводный канал – строительство

Обводный канал начали строить в 1769 году на южной границе города и поэтому первоначально он назывался каналом, ограничивающим город, затем ему дали имя  Обводный городской канал, а позже – просто Обводный канал. За 10 лет к 1780 году он был прорыт почти до Лиговского канала. Проходящий с востока на запад он служил для таможенного и пограничного контроля, а на случай эпидемий мог выполнять и защитную функцию.

По приказу Александра I в 1805 году строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, минуя дельту. Этот проект должен был защитить город от наводнений и создать транспортную артерию.

При строительстве проводились сложные инженерные работы по расширению и углублению протоки, изменению русла реки Монастырки и строительству деревянных и чугунных мостов. Был построен каменный акведук через Лиговский канал, по которому воды Обводного канала стали протекать под Лиговским. В 1833 году канал был открыт для судоходства, но  защитить Санкт-Петербург от наводнений, как и другие построенные в тот период протоки,  не смог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: