Уникальный Эресуннский мост-тоннель
На самом деле, Эресуннский мост не доходит до берегов Дании. Чтобы не усложнять работу датскому аэропорту и позволить судам свободно передвигаться по проливу, конструкция заканчивается на искусственном острове Пеберхольм, где буквально ныряет в морскую пучину.
Еще одной версией возникновения тоннеля, считается редкий вид моллюсков, обитающих у берегов Дании. Чтобы им не повредить, мост пришлось опустить под воду.
Пеберхольм в переводе означает «Остров-перец». Такое название он получил от шутников датчан за своеобразную форму.
С другой стороны от острова берет начало подводный тоннель Дрогден, по которому и продолжается путь в Копенгаген. Его длина составляет 4 километра, а вес 55 тысяч тонн. Канал для тоннеля вырыт в морском дне и находится на девятиметровой глубине.
Сам же мост, соединяющий Данию и Швецию, возвышается над уровнем моря на 57 метров, весит 82 тысячи тонн и достигает в длину почти 8 километров. Преодолеть это расстояние можно как поездом, так и автомобилем. Для этого оборудованы четыре полосы для движения автотранспорта, а сразу под ними — два железнодорожных пути.
Особенности проезда по Эресуннскому мосту
Благодаря Шенгенскому соглашению, между Швецией и Данией не существует паспортного или таможенного контроля. В большей мере, именно это и послужило началу строительства Эресуннского моста. Он позволил приблизить границы двух государств и существенно сократить время переезда.
Все путешествие, включая преодоление подводного туннеля, занимает не более 50 минут, а на скоростном поезде – 25.
Проезд по этому архитектурному шедевру стоит достаточно дорого, неустанно приближаясь к отметке в 50 евро за один автомобиль. Чтобы привлечь жителей обеих стран к передвижению по новому мосту, с 2006 года существует система скидок, благодаря которой можно сэкономить ¾ затрат. Она действует для водителей и пассажиров, которые часто перемещаются из Дании в Швецию и обратно.
Многие датчане приобретают жилье в Мальме, которое гораздо дешевле столичных апартаментов, и каждый день пересекают мост по дороге на работу в Копенгагене.
Тем не менее, даже такими темпами, стоимость постройки окупится не раньше 2035 года. Общая сумма затрат составила 30 миллиардов датских крон.
Эресуннский мост как достопримечательность
Эресуннский мост, фото которого вы видите, для датчан и шведов является ничем иным, как удобным способом передвижения между двумя странами. Но вот туристам, впервые попавшим в эти края, есть, на что посмотреть и чему удивиться.
Когда вы подлетаете к международному аэропорту в Копенгагене, вашему взору открывается уникальная картина: огромный мост с автомобилями и поездами вмиг проваливается под воду и исчезает из поля зрения. Если ничего не знать о подводном тоннеле, можно не на шутку перепугаться, приняв происходящее за катастрофу.
Кроме того, при ближайшем рассмотрении, конструкция просто поражает своей масштабностью и величиной. Сидя в поезде или в кабине автомобиля, кажется, что мост не закончится никогда. При этом морские пейзажи захватывают дух, а путешествие по тоннелю становится настоящим приключением. Любой навигатор показывает, что вы движетесь по дну Балтийского моря!
Эресуннский мост: видео о достопримечательности
Эресуннский мост-тоннель, который планировался как средство для быстрого передвижения из Швеции в Данию, стал грандиозным инженерным и архитектурным шедевром. Он не только позволил жителям двух дружественных государств пересекать границы в кратчайшие сроки, но и привлек любопытных туристов со всего мира. Таким образом, все путешественники получили уникальную возможность посетить сразу две страны, потратив минимальное количество времени на переезд.
Пограничный контроль
Поскольку и Швеция, и Дания являются частью Северного паспортного союза с 1950-х годов, пограничный контроль между двумя странами был отменен на протяжении десятилетий, и путешественники обычно могут свободно перемещаться по Эресуннскому мосту. В 2001 году обе страны также присоединились к Шенгенской зоне , и с тех пор отмена пограничного контроля в основном регулируется законодательством Европейского Союза , а точнее шенгенским законодательством .
Однако в ноябре 2015 года во время европейского миграционного кризиса Швеция ввела временный пограничный контроль на границе с Данией в соответствии с положениями Шенгенского законодательства о восстановлении временного внутреннего пограничного контроля. Таким образом, путешественники в Швецию из Дании (но не путешественники в Данию из Швеции) должны предъявить действительный паспорт или национальное удостоверение личности (граждане стран ЕС ) или паспорт и въездную визу (если требуется) для граждан других стран, не входящих в ЕС. /страны ЕЭЗ. Этот шаг ознаменовал собой перерыв в 60-летней практике свободного перемещения между странами Северной Европы пограничного контроля. В январе 2016 г. эти пограничные меры были расширены специальной ответственностью перевозчиков., вынуждая перевозчиков (таких как автобусные, железнодорожные и паромные компании) проверять личность всех пассажиров из Дании, прежде чем они сядут на автобус, поезд или паром в Швецию. Эти проверки сопровождались штрафом в размере 50 000 шведских крон в качестве наказания за обслуживание лиц без таких документов, удостоверяющих личность. Это привело к принудительным проверкам со стороны частных охранников, например, на железнодорожной станции в аэропорту Каструп в Дании, что непопулярно среди пассажиров из-за введенных задержек.
В мае 2017 года Швеция отменила ответственность перевозчиков, но обычный пограничный контроль, осуществляемый шведской полицией, остался на шведской стороне Эресуннского моста. В соответствии с Шенгенским кодексом о границах, этот пограничный контроль разрешен только в течение шести месяцев за один раз, и поэтому его необходимо продлевать два раза в год.
✅ Интересные факты…
Ну и, собственно, интересные факты и события, связанные с этим удивительным инженерным сооружением.
• Первые проекты
Впервые о строительстве подобного моста заговорили ещё в 30-е годы ХХ столетия. Но тогда всё осталось на уровне разговоров, так как не было ни средств, ни технических возможностей создать подобное мостовое сооружение.
К идее вернулись в конце 80-х, и когда решили проблему выхода на датскую сторону при помощи тоннеля, приступили к конкретным планам строительства.
• Выбор места
Расстояние между датским городом Хельсингёр и шведским Хельсингборгом по тому же проливу Эресунн всего 4,7 км. Они расположены южнее столицы Дании и Мальмё, и морское течение здесь сильнее, поэтому мост решили посторожить в том месте, где мы его сегодня и наблюдаем.
Ещё один фактор в том, что глубина пролива, где против друг друга лежат Хельсингёр и Хельсингборг всего 10 м, а вот у острова Сальтхольм она равна 41 м.
• Мост открывали три раза
14 августа 1999 г. наследники шведской и датской короны кронпринцесса Виктория и наследный принц Дании Фредерик начали движение по мосту каждый со своей страны. Встретились наследники, по задумке организаторов торжества, на середине моста.
12 июня 2000 г., на пустом от транспорта мосту состоялся пробег легкоатлетов. Почти 80 тысяч шведских и датских бегунов проверили прочность конструкции.
А вот официальное движение по мосту началось только 1 июля 2000 г. На открытии почётными гостями торжества были королева Маргрета II и король Карл XVI Густав. После рукопожатия монархов по автомагистрали проехали первые автомобили, а первые пассажиры попали в соседние страны не на пароме, а по железной дороге.
• Окупаемость
Средства, которые компания застройщика затратила на строительство, по подсчёту специалистов окупятся только к 2035 году. Сюда же включили сумму в 9,4 млрд в шведской валюте, которые страна потратила в 2011 году на подводной тоннель к мосту.
• Проблема
Несмотря на всё преимущества и великолепие грандиозного инженерного сооружения, у моста есть и свои проблемы. Он имеет отличную пропускную способность, но вот подъездные пути к нему вызывают массу проблем. Основная из них это постоянные заторы в ожидании проехать по мосту как со стороны Швеции, так и с датской стороны.
• Граница
Дания и Швеция входят в государства Шенгенского договора, но граница между державами пролегла на расстоянии 5 км 300 м, отчитывая от шведской стороны.
• Ещё один связующий мост
Что интересно, Швеция связана мостом с ещё одним соседом. Свинесундский мост является ещё одним необычным пограничным переходом между государствами Скандинавского полуострова Швецией и Норвегией. Он, конечно, не уходящий под воду, как датско-шведский инженерный шедевр, но тоже не лишён собственных особенностей.
В завершение вспомним, какие же ещё страны соединены мостами, а их не так много. Мост Амбассадор соединяет канадский Уинсор и американский город Детройт.
Dreiländerbrücke, или «Мост трёх стран» в переводе на русский язык, проложен над Рейном, и соединяет Францию, Германию и Швейцарию.
«Мост Дружбы» проложен между Афганистаном и Таджикистаном, а вот «Мост Невозвращения» соединил, пока разъединённые КНДР и Южную Корею.
На этом и остановимся, ведь это уже тема другого исследования…
Проектирование чуда
История создания проекта Эресуннского моста-тоннеля полна драматических моментов. Датская компания «Диссинг + Вейтлинг» (Dissing & Weitling) взяла на себя самый масштабный европейский проект. Архитектором проекта был назначен Джорж Ротне (George Rothne), а структурным дизайнером – Ове Аруп (Ove Arup & Parents). Буквально с первых дней возникли проблемы, которые не смогли предвидеть конструкторы.
Первоначально проектировщики соединили оба берега, как обычно. Но с датской стороны его высокие опоры (204 м), чередующиеся через каждые 140 м, грозили помешать работе столичного аэропорта Каструп. Инженеры стали обдумывать вариант, чтобы опустить всю конструкцию ниже. Тут возникла другая проблема – он ограничивал бы движение судов по проливу Эресунн.
Тогда решили использовать для его основы остров Сальтхольм. Сразу же встал вопрос: как соединить его с материком. Для этого требовалась автотрасса и железнодорожное полотно, и увеличение территории для начала строительства. Нужно было либо строить автотрассу и железную дорогу, либо увеличивать остров, соединив его с датской стороной. Оба этих варианта были неприемлемы, так как забили тревогу экологи: у берегов Сальтхольма найден редкий вид моллюсков, и строительные работы на дне залива уничтожили бы их ареал обитания.
Стало понятно, что требуется радикальное решение, не имеющее ничего подобного в мировой архитектуре. И оно было найдено. Инженеры-конструкторы просто убрали 4 километра моста под воду, в тоннель. А все желающие могут любоваться сюрреалистической картиной – вантовый мост, исчезающий в водах пролива. Теперь самолёты спокойно идут на посадку, он сохранил высоту пролётов 57 м, и под ним проходят любые виды водного транспорта. Кстати, капитаны кораблей предпочитают проводить свои суда над самим тоннелем.
С этой целью правительства Дании и Швеции приняли решение о постройке искусственного острова, расположив его южнее Сальтхольма. А в качестве стройматериалов использовался грунт со дна пролива. Тонны обломков скал и породы, которые оказались на поверхности в результате работ по углублению и укреплению дна, нужно было либо утилизировать, либо использовать.
Эресуннский мост-тоннель из Дании в Швецию
На самом деле, Эресуннский мост не доходит до берегов Дании. Чтобы не усложнять работу датскому аэропорту и позволить судам свободно передвигаться по проливу, конструкция заканчивается на искусственном острове Пеберхольм, где буквально ныряет в морскую пучину.
Еще одной версией возникновения тоннеля, считается редкий вид моллюсков, обитающих у берегов Дании. Чтобы им не повредить, мост пришлось опустить под воду.
Пеберхольм в переводе означает «Остров-перец». Такое название он получил от шутников датчан за своеобразную форму.
С другой стороны от острова берет начало подводный тоннель Дрогден, по которому и продолжается путь в Копенгаген. Его длина составляет 4 километра, а вес 55 тысяч тонн. Канал для тоннеля вырыт в морском дне и находится на девятиметровой глубине.
Сам же Эресуннский мост, соединяющий Данию и Швецию, возвышается над уровнем моря на 57 метров, весит 82 тысячи тонн и достигает в длину почти 8 километров. Преодолеть это расстояние можно как поездом, так и автомобилем. Для этого оборудованы четыре полосы для движения автотранспорта, а сразу под ними — два железнодорожных пути.
Эресуннский мост-тоннель: особенности проезда
Благодаря Шенгенскому соглашению, между Швецией и Данией не существует паспортного или таможенного контроля. В большей мере, именно это и послужило началу строительства Эресуннского моста. Он позволил приблизить границы двух государств и существенно сократить время переезда.
Все путешествие, включая преодоление подводного туннеля, занимает не более 50 минут, а на скоростном поезде – 25.
Проезд по этому архитектурному шедевру стоит достаточно дорого, неустанно приближаясь к отметке в 50 евро за один автомобиль. Чтобы привлечь жителей обеих стран к передвижению по новому мосту, с 2006 года существует система скидок, благодаря которой можно сэкономить ¾ затрат. Она действует для водителей и пассажиров, которые часто перемещаются из Дании в Швецию и обратно.
Многие датчане приобретают жилье в Мальме, которое гораздо дешевле столичных апартаментов, и каждый день пересекают мост по дороге на работу в Копенгагене.
Тем не менее, даже такими темпами, стоимость постройки окупится не раньше 2035 года. Общая сумма затрат составила 30 миллиардов датских крон.
Эресуннский мост, фото которого вы видите, для датчан и шведов является ничем иным, как удобным способом передвижения между двумя странами. Но вот туристам, впервые попавшим в эти края, есть, на что посмотреть и чему удивиться.
Когда вы подлетаете к международному аэропорту в Копенгагене, вашему взору открывается уникальная картина: огромный мост с автомобилями и поездами вмиг проваливается под воду и исчезает из поля зрения. Если ничего не знать о подводном тоннеле, можно не на шутку перепугаться, приняв происходящее за катастрофу.
Кроме того, при ближайшем рассмотрении, конструкция просто поражает своей масштабностью и величиной. Сидя в поезде или в кабине автомобиля, кажется, что мост не закончится никогда. При этом морские пейзажи захватывают дух, а путешествие по тоннелю становится настоящим приключением. Любой навигатор показывает, что вы движетесь по дну Балтийского моря!
Эресуннский мост-тоннель, который планировался как средство для быстрого передвижения из Швеции в Данию, стал грандиозным инженерным и архитектурным шедевром. Он не только позволил жителям двух дружественных государств пересекать границы в кратчайшие сроки, но и привлек любопытных туристов со всего мира. Таким образом, все путешественники получили уникальную возможность посетить сразу две страны, потратив минимальное количество времени на переезд.
Название
Ещё во время строительства моста над проливом Эресунн между Данией и Швецией начался спор по поводу наименования грандиозного инженерного сооружения. В Швеции его называют Öresundsbron, а вот в Дании — Øresundsbroen. Примирила граждан двух государств компания, строившая сооружение, настоявшая на том, что после пуска моста в эксплуатацию жители прилежащих районов являются гражданами Эресунна.
Это, по мнению застройщика, символизирует культурно-историческую общность региона. Сооружение, это линия, состоящая из искусственного островка, собственно моста и подводного тоннеля. Из-за этого жители Европы именуют эту транспортную линию «Эресуннское сообщение» или «Эресуннская линия».
В интернете и путеводителях также можно встретить наименование мост Орезунд.
Железнодорожный транспорт[править | править код]
Общественный железнодорожный транспорт эксплуатируется совместно шведской SJ и датской DSBFirst на комиссии Skånetrafiken и другими транспортными компаниями (которые также продают билеты) и Датским транспортным агентством. Был разработан ряд новых поездов с двойным стандартом напряжения. Эти поезда связывают Копенгаген и Мальмё и южную Швецию, а также Гётеборг и Кальмар. SJ управляет X2000 и поездами InterCity с движением по мосту и соединяет с Гётеборгом и Стокгольмом. DSB управляет поездами на Истад, который соединяется непосредственно с паромом до острова Борнхольм. Аэропорт Копенгагена на острове Каструп имеет собственную железнодорожную станцию недалеко от западного конца моста. Поезда отправляются каждые 20 минут, и один раз в час в ночное время в обоих направлениях. Дополнительные пары поездов работают в часы пик, и 1-2 дополнительных поезда SJ и DSB каждый последующий час. По этой железной дороге также производится движение грузовых поездов.
Железная дорога стала популярной и в настоящее время испытывает перегруженность. Заторы возникают преимущественно на суше, а не на мосту. Основными источниками заторов являются железнодорожные станции по обе стороны моста, особенно Центральный вокзал в Мальмё. Люди вынуждены простаивать в пробках в час пик, так как трудно пустить больше поездов. Городской тоннель в Мальмё и его станции смогут уменьшить заторы на шведской стороне.
Железная дорога имеет 2 пути стандартной европейской колеи (1435 мм) и приспособлена для высоких скоростей (до 200 км/ч), но скорости ниже в Дании, особенно в тоннеле. Были проблемы, связанные с разницей в электрификации и сигнализации между датскими и шведскими железнодорожными сетями. Решением выбрали переключение системы электроснабжения, от шведского 15 кВ 16,7 Гц на датское 25 кВ 50 Гц переменного тока прямо перед восточным окончанием моста в Лернакене (Швеция). Сигнал в линии — в соответствии со стандартной шведской системой по всей длине моста. На острове Peberholm линия переключается на датский стандарт, который продолжается в тоннеле. Швеция использует железные дороги с левосторонним движением, а Дания — с правосторонним движением. Переключение производится на Центральном вокзале Мальмё, который является конечной станцией (терминалом). Для нового городского тоннеля в Мальмё эстакада будет проводить один путь на другую сторону.
Ссылки в культуре
Эресуннский мост дал свое название скандинавскому телесериалу «Мост», поскольку действие сериала происходит в регионе вокруг моста.Когда в 2013 году в Мальмё проходил Конкурс Песни Евровидение, Эресуннский мост использовался как символ связи Швеции с остальной Европой.Мост послужил вдохновением для песни 2014 года «Walk Me to the Bridge», подготовленной британской рок-группой Manic Street Preachers из их альбома «Futurology».
По материалам информационных сайтов https://en.wikipedia.org/wiki/Øresund_Bridge «Эресуннский мост», http://imagebank.sweden.se «Официальные изображения Банка Швеции».
Количество просмотров 1 788
Эресуннский мост: инженерные особенности
В инженерном смысле Эресуннский мост это совмещенный мост-тоннель, начинающийся у шведского берега в виде вантового моста и спустя 7845 метров плавно переходящий в подземный, а затем и в подводный тоннель на искусственном острове Пеберхольм. Линия государственной границы проходит по полотну моста на расстоянии 5,3 км от шведского берега.
Проект моста был разработан архитектором Джорджем Ротне, а его структурный дизайн выполнил Ове Аруп (из компании Ove Arup & Partners).
В центральной части моста имеются две пары пилонов высотой 204 метра, предназначенных для крепления вантового пролета длиной 490 метров. С обеих сторон, опираясь через каждые 140 метров на бетонные основания и понемногу поднимаясь над уровнем моря, к вантовому пролету подходит горизонтальная балка, несущая 2 железнодорожных пути и 4 автомобильных полосы.
Основной вантовый пролет расположен на высоте 57 метров, что делает возможным осуществление в его створе полноценного морского судоходства (однако большинство судов все же предпочитает пересекать пролив в той части инженерного сооружения, где находится подводный тоннель Дрогден).
Выбор вантовой конструкции моста и его балочная концепция обусловлены необходимостью прокладки железнодорожной линии, так как поезда дают несравнимо большую нагрузку на элементы моста, чем автомобильный транспорт и требуется обеспечивать большую жесткость для выполнения безопасных железнодорожных перевозок. Общий вес моста составляет 82.000 тонн.
Остров Пеберхольм
Это искусственный остров (хорошо виден на фото ниже), где Эресуннский мост плавно превращается в тоннель и уходит под воду. Свое смешное название (в переводе на русский звучит как «Перец-остров») он получил благодаря соседнему острову Сальтхольм («Соль-остров»), расположенному к северу от него, и наличию чувства юмора у датчан. Этого им показалось мало и когда остров был готов они объявили его природным заповедником. Ходят слухи о том, что охраняется там некий редкий вид моллюсков (в связи с чем в этой части и построили тоннель, а не продолжение моста), но это история покрытая мраком. Достоверно известно лишь то, что морские микроорганизмы облюбовали опоры моста и постепенно обживают их, превращая в искусственный риф.
Пеберхольм был насыпан шведским скальником и породами, извлеченными строителями со дна пролива во время проведения дноуглубительных работ при строительстве Эресуннского моста. Остров получился достаточно крупным — около 4 км в длину и 0,5 км в ширину. Над уровнем моря он возвышается на высоту 20 метров.
Тоннель Дрогден (Drogdentunnelen)
Тоннель Дрогден соединяет искусственный остров Пеберхольм с искусственным же полуостровом Каструп на ближайшем к нему датском острове Амагер. Тоннель имеет в длину 4050 метров из которых только 3510 это непосредственно сама подводная часть (по 270 метров с каждой его стороны занимают порталы).
При строительстве тоннеля Дрогден 20 сборных железобетонных сегментов (весом около 55000 тонн каждый) уложили и объединили в единое целое в вырытый на морском дне канал. В итоге получили 4 трубы, по которым одновременно в обоих направлениях могут двигаться 2 железнодорожных состава и 4 потока автомобилей, а также пятую меньшего диаметра, предназначенную для экстренных ситуаций.
Во многом строительство тоннеля (то есть дополнительные расходы) вместо строительства еще одной части моста было обусловлено соображениями безопасности авиасообщения (неподалеку от этого места расположен аэропорт Копенгагена Каструп и самолеты здесь заходят на посадку), а также соображениями свободного судоходства.
Торжественное открытие Эресуннского моста
Как только строительная компания отрапортовала о готовности моста к использованию, представители монарших семей Швеции и Дании – принцесса Виктория и принц Фредерик провели на нём церемонию встречи, символизируя дружественные отношения этих стран. Но днём рождения Эресуннского чуда стала дата 1 июля 2000 года. Торжественная церемония проходила в присутствии первых официальных лиц обеих стран – королевы Маргреты II и короля Карла XVI Густава.
Почему так назвали
Датчане известны как остроумные шутники. Остров, сотворённый человеческими руками, они назвали Пеберхольм. Перевести это можно как остров-перец. И действительно, его изогнутая форма напоминает стручок перца. А ещё сработала аналогия: если на столе есть соль, значит рядом всегда перец. Народ чутко уловил ассоциацию, потому что ближайший сосед Пеберхольма – естественный остров Сальтхольм. Нетрудно догадаться, что переводится он как остров-соль. Подводный тоннель был назван Дрогден. Это название у моряков известно как проход Дрогден в проливе Зунд – довольно опасное место, где корабль может легко сесть на мель. В противоположность географическому Дрогдену, тоннель обезопасил движение транспорта как под водой (в нём самом), так и на поверхности – для судов.
Сохранение экологии
Многие опасения «зелёных» по поводу такой масштабной стройки в заливе Эресунн оказались напрасными. Редкие местные моллюски сразу же облюбовали мостовые опоры, и их колония хорошо разрослась. Отказ от эксплуатации острова Сальтхольм сохранил находящийся на нём природный заповедник диких птиц. Известен он тем, что является местом обитания крупнейшей в Европе колонии гаг. Искусственно возведённый остров Пеберхольм стал для экологов биологическим экспериментом. Биологи изолировали его от всяческого вмешательства человека в надежде, что природа своей живительной силой создаст там и флору и фауну. И действительно, уже в 2007 г.учёные из Биологического Общества Лунда внесли в список обитателей Пеберхольма более 400 видов растений. Ещё через три года на нём поселились мыши, более десятка зайцев и 25 видов птиц. Доступ для людей на эти острова строго ограничен законами. Посещать их могут только учёные-биологи в год примерно один раз.
История
Идеи фиксированной связи через Эресунн выдвигались еще в первом десятилетии 20-го века. В 1910 году в парламент Швеции были внесены предложения о строительстве железнодорожного туннеля через пролив, который состоял бы из двух секций с туннелями, соединенных наземной дорогой через остров Солтхольм . Концепция моста через Эресунн была впервые официально предложена в 1936 году консорциумом инженерных фирм, которые предложили национальную сеть автомагистралей для Дании.
Эта идея была отброшена во время Второй мировой войны , но впоследствии вновь подхвачена и детально изучена в различных датско-шведских правительственных комиссиях в течение 1950-х и 1960-х годов. Тем не менее, разногласия существовали относительно размещения и точной формы связи, при этом некоторые приводили доводы в пользу связи в самом узком месте звука в Хельсингёре — Хельсингборге , севернее Копенгагена, а некоторые приводили доводы в пользу более прямой связи между Копенгагеном и Мальмё . Кроме того, некоторые региональные и местные интересы утверждали, что другие проекты мостов и дорог, в частности, тогда еще не построенное фиксированное звено Великого пояса , должны иметь приоритет. Правительства Дании и Швеции в конечном итоге подписали соглашение о строительстве фиксированной связи в 1973 году. Он должен был представлять собой мост между Мальмё и Салтхольмом, с туннелем, соединяющим Салтхольм с Копенгагеном, и сопровождался бы вторым железнодорожным туннелем через Эресунн. между Хельсингёром и Хельсингборгом .
Однако этот проект был отменен в 1978 году из-за экономической ситуации и растущих экологических проблем. По мере улучшения экономической ситуации в 1980-х годах интерес продолжался, и в 1991 году правительства подписали новое соглашение.
В отчете центра OMEGA указаны следующие основные мотивы строительства моста:
- улучшить транспортное сообщение в Северной Европе, от Гамбурга до Осло;
- региональное развитие вокруг Эресунна как ответ на усиливающийся процесс глобализации и решение Швеции подать заявку на членство в Европейском сообществе;
- соединение двух крупнейших городов региона, которые испытывали экономические трудности;
- улучшение сообщения с аэропортом Каструп , основным транспортным узлом в регионе.
Совместное предприятие Hochtief , Skanska , Højgaard & Schultz и Monberg & Thorsen (то же самое, что и предыдущее фиксированное звено Великого пояса) начало строительство моста в 1995 году и завершило его 14 августа 1999 года. Наследный принц Дании Фредерик и наследная принцесса Виктория Швеции встретились на полпути через мост-туннель 14 августа 1999 года, чтобы отпраздновать его завершение. Официальное посвящение состоялось 1 июля 2000 года, когда королева Маргрета II и король Карл XVI Густав выступили в роли хозяина и хозяйки церемонии. Из-за гибели девяти человек, в том числе трех датчан и трех шведов, в накануне вечером церемония открылась минутой молчания . Позже в тот же день мост-туннель открылся для общественного транспорта. 12 июня 2000 года, за две недели до посвящения, 79 871 бегун соревновались в Broloppet , полумарафоне от Амагера , Дания, до Сконе , Швеция.
Несмотря на два срыва графика — обнаружение 16 неразорвавшихся бомб времен Второй мировой войны на морском дне и непреднамеренно перекошенный сегмент туннеля — мост-туннель был завершен на три месяца раньше запланированного срока.
Хотя движение между Данией и Швецией увеличилось на 61 процент в первый год после открытия моста, уровень движения оказался не таким высоким, как ожидалось, возможно, из-за высоких дорожных сборов. Однако с 2005 года интенсивность движения резко возросла. Это может быть связано с тем, что датчане покупают дома в Швеции, чтобы воспользоваться более низкими ценами на жилье в Мальмё, и ездят на работу в Данию. В 2012 году проезд на автомобиле стоил 310 датских крон, 375 шведских крон или 43 евро , при этом для постоянных пользователей доступны скидки до 75%. В 2007 году почти 25 миллионов человек путешествовали по Эресуннскому мосту: 15,2 миллиона на машине и автобусе и 9,6 миллиона на поезде. К 2009 году эта цифра выросла до 35,6 миллиона на машине, автобусе или поезде.
Эресуннский мост, Эресунн
Конструктивные особенности Эресуннского моста
Ежедневно Эресуннский мост пересекает почти 100 000 различных транспортных средств. Он входит в Топ-3 самых протяженных переправ Европы.
Общие сведения
Эресуннский мост является вантовым. Каждые 140 м его поддерживают мощные бетонные опоры, а створ центрального судоходного пролета образуют две пары пилонов высотой 204 м. От них к дорожному полотну идут стальные тросы, принимающие на себя большую часть статических и динамических нагрузок.
Протяженность моста по частям (от Швеции к Дании):
- Надводная часть — 7 845 м.
- Наземная часть на острове Пеберхольм — 4 055 м.
- Тоннель (подводная часть) — 4 050 м.
- Наземная часть на полуострове Каструп — 430 м.
В Дании мост «выходит» в восточной части Копенгагена и находится недалеко от аэропорта.
Эресуннский мост между Данией и Швецией в цифрах:
- вес — 82 000 т;
- максимально допустимая нагрузка — 13 602 т;
- высота судоходного пролета — 57 м;
- ширина — 24 м.
Стоимость проекта Эресуннского моста составила около 4 миллиардов евро! Окупить себя он должен примерно к 2035 году.
Остров Пеберхольм
Искусственный остров Пеберхольм имеет длину чуть больше 4 км и ширину около 500 м. Строительным материалом для него послужили обломки скальных пород и грунт, добытые со дна пролива.
За годы существования моста на этом рукотворном острове уже сформировалась своя экосистема. Здесь с успехом прижилось больше 500 видов растений, а также появились мелкие грызуны, три десятка различных птиц.
Ученые прикладывают немало усилий по поддержанию и изучению местной флоры и фауны. Раз в год биологи имеют право посетить Пеберхольм и выйти за пределы Эресуннского моста. Остальным людям это категорически запрещено.
Тоннель Drogden
Длина подводного тоннеля — 3 510 м, еще по 270 м занимают мостовые подходы. Для его строительства в канал на дне пролива опустили 20 отдельных секций весом 55 000 тонн каждая.
Тоннель состоит из 5 «труб»: две — для автотранспорта, еще две — для ж/д транспорта и одна — для чрезвычайных ситуаций.
Проехать по Эресуннскому мосту от одного берега до другого можно всего за 50 минут на машине и за 25 минут на скоростном поезде. Но за проезд придется заплатить независимо от вида транспорта, будь то велосипед, автобус или грузовик. Именно за счет этих средств окупается строительство переправы и поддерживается ее рабочее состояние.
Культурное наследие
Мост стал настоящим символом двух государств, а Швеция даже изобразила его на эмблеме конкурса «Евровидение», проходившем в Мальмо в 2013 году.
Первые кадры остросюжетного шведско-датского детективного сериала «Мост» начинаются с громкого убийства на Эресуннском мосту, и на протяжении 7 лет сюжет фильма держал зрителей в напряжении.
В тексте песни «Walk Me to the Bridge» британской группы «Manic Street Preachersе» есть упоминания этого чуда инженерной технологии. Альбом назывался «Futurology», и вышел в свет в 2014 г.
https://youtube.com/watch?v=6MU52wc1hIs
Популярнейший исследовательский канал «National Geographic» не мог обойти стороной интересную тему шведско-датского моста, и выпустил специальный фильм, посвящённый истории его строительства и функционированию.
На сувенирах и туристических открытках двух стан можно встретить изображение моста, так и датчане и шведы считают его своей достопримечательностью. Так что по популярности он не уступает таким символам стран как копенгагенская русалка, или стокгольмский Карлсон.
Эресуннский мост изображён на шведской купюре достоинством в 500 крон, вошедшей в оборот в 2015 году. Датская крона пока не обзавелась таким изображением.