Строительство Михайловского замка
Церемония торжественной закладки состоялась 26 февраля 1797 года. На закладном камне была высечена надпись: «В лето 1797-е, месяца февраля в 26 день, в начале царствования государя императора и всея России самодержца Павла Перваго, положено основание зданию Михайловского замка его императорским величеством и супругою его государынею императрицею Мариею Феодоровною».
Строительство велось с большой поспешностью, с тем, чтобы вчерне замок был готов в этом же, 1797 году. Работы не прекращались ни днем, ни ночью. В темное время суток строительная площадка освещалась светом факелов и костров. Ежедневно на строительстве было занято от 2500 до 6000 человек, не считая надзирателей и мастеров. Было выделено 791.200 рублей единовременно и по 1.173.871,10 рублей в течение трех лет.
Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года
Ощущалась нехватка строительных материалов. Были разобраны каменные галереи дворца в Пелле. Кроме того, мрамор и камни строящегося в то время Исаакиевского собора также пошли на возведение Михайловского замка. По этому поводу известный в то время автор острот А.Д.Копьев написал об Исаакии:
Русский музей в Михайловском замке
В стенах Михайловского замка можно видеть некоторые восстановленные комнаты и залы императорской резиденции. Также выставляются коллекции музея, в том числе портретная галерея, произведения отечественного искусства первой половины 19 века и скульптура конца 19-начала 20 веков.
Основная экспозиция музея в Михайловском замке посвящена царской семье и императорам династии Романовых.
Парадная лестница замка
Мраморная галерея (Георгиевский зал) служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. За время истории зал был перестроен и его первоначальный облик не сохранился
Галерея Антиков императрицы Марии Федоровны
Галерея Рафаэля
Овальный зал (Ротонда) — помещение, предназначавшееся для торжественного собрания кавалеров мальтийского Ордена
Опочивальня Марии Федоровны
Тронная Марии Федоровны — помещение, в котором находился трон.
Стены зала были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон «Суд Париса» работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.
В Михайловском замке открыта для посещения церковь Архангела Михаила, за исключением времени проведения церковных служб.
Также в музее проводят временные (сменяющиеся) выставки.
Архитектура дворца
Михайловский замок в Санкт Петербурге выполнен в виде квадрата, стороны которого смотрят на стороны света. Внутри расположен двор для царских прогулок с гостями в виде восьмиугольника. Для въезда гостей предназначены были южные ворота. Планировка предлежащей площади и мостов, очевидно, была списана с площади Шантийи. Павел мог видеть ее, когда путешествовал по Европе в 1782 году. Поскольку проекты создавались Виолье с рисунков императора и в планировках обоих мест есть много схожего, можно предположить, что Павел просто повторил у себя понравившийся пейзаж с альбома принца Конде.
На площади возле замка, вокруг которой был вырыт ров, Павел установил памятник Петру великому. Возле подъемного моста стояли пушки, а по периметру площади располагались бастионы с оружием. Так же как в Шантийи от памятника ко дворцу вели три моста, средним могли пользоваться только члены царской семьи и самые почетные гости.
Во времена возведения здание стояло практически на острове, окруженном Мойкой, Фонтанкой и Церковным и Вознесенским каналами. Пройти на территорию дворца имелась возможность только через один из мостов. Сейчас из двух каналов остался только один Церковный, который был восстановлен в 2003 году. Близость его к зданию дворца создает иллюзию, будто замок построен прямо на воде.
Членство в Мальтийском ордене повлияло на видение Павлом строившегося дворца. Здесь присутствовали романтические нотки и строгая символика таинственного сообщества. Закругленные углы навевали образ неприступной крепости, квадратная форма здания и восьмиугольная встроенного внутреннего двора очень походили на дворец Фарнезе в Капрароле. Мальтийские настроения были сильно заметны, благодаря церкви святого Михаила, на золоченом шпиле которой был водворен мальтийский крест.
На фасаде южной стены дворца (со стороны главного входа) просматривается силуэт парижской арки Сен-Дени, примера классического французского зодчества. Ряды колонн на том же фасаде выглядят как копия «Колоннады Лувра» авторства К.Перро. И весь южный портал дворца и внутренний двор украшены римскими обелисками и вензелями императора.
Посещение Павлом в 1782 году Пармы и знакомство с архитектором Петито во Франции привели к тому, что главный фасад Михайловского замка оказался почти точной копией Пармского дворца. Внутренний двор с восемью углами также не нов – подобных архитектурных шедевров можно много найти во дворцах той же Италии. Корнями он уходит в древние христианские традиции.
В южном фасаде устроены ниши для статуй, символизирующих различные добродетели, которыми должен обладать идеальный правитель. Это: Сила, Победа, Слава, Изобилие и другие. Колоннада южной стены замка по своей архитектуре сильно напоминает западноевропейский стиль, например, повторяя фасад Королевского дворца в Казерте (район Неаполя).
Самым нарядным оказался западный фасад дворца. Он был украшен скульптурами Веры, Надежды и четырех библейских святых, располагавшихся вдоль искусного лепного карниза. В глубине аттика расположились гениальные скульптуры Паоло Трискорни, изображавшие двух апостолов Петра и Павла.
Западную стену также украшали:
⦁ рельеф работы Стаджи, прославляющий Российскую империю;
⦁ щит с имперским гербом;
⦁ восемь статуй, выполненных в символике тогдашних губерний.
Главная особенность северной стены Михайловского дворца – широкая лестница с мраморными колоннами и бронзовыми статуями по бокам. Статуи заранее привезли из Царского села, они изображали фигуры Геркулеса и Флоры Фарнезских.
Помимо основного здания в архитектурный комплекс Михайловского замка входят:
⦁ Трехчастный мост;
⦁ расположенная под ним часть Воскресенского канала;
⦁ площадь Коннетабля, где на горнверке стоял памятник Петру Великому (сейчас площадь носит его название);
⦁ павильоны Кордегардий;
⦁ Кленовая улица.
В свое время Михайловский замок Павла 1 смешал в себе несколько разных стилей (классицизм, барокко) и стал ярким примером так называемой «костюмированной архитектуры», которая привела к появлению в начале XIX века первых признаков ампира. Многие искусствоведы сравнивают уникальную архитектуру Михайловского замка с обликом самого Павла, чья жизнь закончилась столь трагически.
Выставки (залы и экскурсии) Михайловского дворца
Для тех, кто впервые едет в Михайловский замок, выставки постоянные (залы, картины) будут невероятно интересны – есть, что посмотреть и откуда почерпнуть много новой захватывающей информации. Если эти экспозиции уже знакомы, лучше позвонить заранее в кассы дворца и поинтересоваться, какие временные экспозиции представлены на текущий момент. К постоянным относятся выставки, связанные с интерьером дворца и его украшениями.
Легенды Михайловского замка и интересные факты
О некоторых легендах любимого дворца Павла упоминалось выше. Это история о солдате на посту, которому привиделся архангел Михаил, о фаворитке императрицы Анне Лопухиной, уронившей странного цвета перчатку на балу и о буквах в надписи над дворцовыми воротами, которые местная святая Ксения Петербургская трактовала как количество лет жизни Павла 1.
Каждая из этих легенд имеет своих сторонников и противников. Так, историю с солдатом на посту объясняют тем, что он оказался не простым часовым. Как выяснилось, служивый был двоюродным братом одного из близких к императору людей – его камердинера. Зная, как сильно мечтал Павел о строительстве дворца, ему могли попросту помочь оправдать те огромные средства, которые предполагалось на это потратить. А название также определялось тем, что Михаил считался персональным покровителем дома Романовых.
С Лопухиной все еще проще. Павел, оказавшийся рядом в нужный момент, из вежливости поднял упавшую перчатку. Ее необычный цвет так поразил его, что он решил использовать этот розово-желто-оранжевый оттенок при строительстве дворца и отдал перчатку Бренне как образец.
Советские граждане привыкли к тому, что стены дворца имеют красный цвет и долгое время считали его оригинальным. Но когда реставраторов к работе над дворцом привлек русский музей, Михайловский замок открыл свои тайны. Под верхними слоями краски и штукатурки обнаружился слой той самой краски, которая украшала перчатки Анны Лопухиной (Гагариной).
С предсказанием Ксении Петербургской тоже не все в порядке. Ни в одном из жизнеописаний этой достаточно известной святой о надписи над воротами дворца не упоминается. Из этого многие историки делают вывод, что предсказание о смерти Павла появилось много позже самого события, то есть задним числом. О том, откуда оно взялось, предположений нет.
Кроме трех перечисленных, остаются еще две легенды, которые выглядят самыми мистическими. И их пока никто не смог опровергнуть, поэтому многие обитатели Михайловского замка (рабочие, служащие, ученые) продолжают в них верить.
Легенда о сундуке Мальтийских рыцарей
Пристрастием к Мальтийскому ордену Павел был широко известен, у него даже был статус магистра этого сообщества. Для членов ордена во дворце были специально предназначены великолепные залы. Но воспользоваться ими Павел 1 практически не успел. Однако предположить, что рыцари, посещая Михайловский замок, могли привезти императору какие-то реликвии, вполне можно.
Отсюда и легенда, якобы где-то в подвалах Михайловского дворца находится огромный сундук, привезенный Павлом и доверенный ему служителями Ордена. А тот, кто найдет и откроет сундук, станет обладателем сильных магических талантов и сверхъестественных способностей и сможет предсказывать многие события в жизни.
Сам Павел вряд ли мог что-то привезти, поскольку на Мальте не был. Но рыцари, по преданию, передали ему десницу Иоанна Крестителя и частицу мощей и икону Божией матери. Эти реликвии действительно имели место быть. Долгое время они обитали в Зимнем Дворце, но потом оказались в одном из сербских монастырей. На этом основании некоторые краеведы утверждают, что никакого сундука нет, однако достоверно об этом знать никто не может.
Призрак Павла
Одна из самых главных легенд, которой славится Михайловский замок СПб. В существование призрака Павла 1 многие искренне верят. И это несмотря на предшествовавшие десятилетия социализма с насаживаемым им атеизмом.
Павел так сильно мечтал о Михайловском замке, возлагал на него такие надежды и так мало в нем прожил, что его душа так и не смогла успокоиться после смерти и оставить свое любимое детище. Тем более, что на этом же месте, только в другом дворце, он когда-то был рожден.
Сторонники легенды утверждают, что Павел по ночам гуляет во дворце — якобы люди собственными глазами видели в окне тень императора со свечой в руках и слышали легкий скрип деревянных половиц. Конечно, ученые отрицают этот мистический факт, но по рассказам, трагически погибший государь выходит из своих «покоев» только в 12 часов ночи, когда во дворце никого нет.
Михайловский замок
Михайловский замок расположен напротив Михайловского сада, он является последним императорским дворцом в Санкт-Петербурге. Грандиозное сооружение, сочетающее в себе черты средневекового замка и светского дворца было построено для императора Павла в 1800 году. Русский Гамлет сам начертил план своей будущей парадной резиденции.
На месте, где был построен Михайловский замок, стоял Летний деревянный дворец Елизаветы Петровны. В этом дворце родился будущий император и провел здесь свои молодые годы. Считается, что Павел сказал слова, оказавшиеся пророческими: «На этом месте я родился, на этом месте и умру».
Летний дворец был заброшен в екатерининское время. В начале 1797 года, сразу после смерти Екатерины II, по указу Павла дворец разобрали и начали грандиозное строительство замка, названного в честь архангела Михаила. Ему посвящена домовая церковь в замке, высокий шпиль которой виден издалека.
Строительство велось на протяжение всего срока царствования Павла — в течение 4-х лет. Это была самая дорогая и быстрая стройка в то время. Несколько тысяч человек трудились здесь днем и ночью.
Стройматериалы привозились в основном со строительства Екатерининского имения Пелла, Таврического дворца и Исаакиевского собора (третьего по счету). На тот момент он был построен только наполовину и отделывался роскошным мрамором. Павел забрал весь мрамор для строительства замка, а собор приказал достроить кирпичом. Впоследствии он был разобран, а на его месте построен новый Исаакиевский собор, который мы сейчас видим.
1 февраля 1801 императорская семья переехала в еще не просушенный и почти не отапливаемый дворец, работы по внутренней отделке были не завершены. Как отмечали современники, в замке было очень холодно и сыро.
Всего 40 дней прожил Павел в своем новом доме. В результате дворцового заговора ночью 11 марта 1801 года император был убит в своей спальне. Первоначальной целью заговорщиков было только отречение Павла от трона в пользу сына Александра, который, знал о заговоре. Но все закончилось гибелью императора. Сначала граф Николай Зубов ударил Павла в висок углом золотой табакерки, а потом он был задушен офицерским шарфом.
Официальной причиной гибели Павла был объявлен апоплексический удар. Известие о смерти императора вызвало всеобщее ликование и веселье в Санкт-Петербурге. Люди поздравляли друг друга со свободой и обнимались, как на Пасху. За свой 4-хлетний период правления Павел успел сильно насолить дворянству.
Владельцы
Август 1825 г. — август 1849 г. Великий князь Михаил Павлович (1798-1849). Со дня рождения носивший звание генерал-фельдцейхмейстера, вступил в должность в 1819 г. В 1819 г. С декабря 1825 г. — генерал-инспектор инженерных войск. В 1831 г. назначен Главным начальником пажеского и всех сухопутных военно-учебных заведений и дворянского полка. В 1844г. — Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. Шеф 18 гвардейских полков. Член Сената, почетный председатель Военной академии. Участник военных кампаний 1828-29 и 1831 гг. В браке с Еленой Павловной имел пятерых дочерей; Марию (1825-1846), Елизавету (1826-1845), Екатерину (1827-1894), Александру (1832-1834), Анну (1834-1836). Прожил жизнь, отданную в жертву своим служебным и фамильным обязанностям. Скончался в Варшаве. Погребен в Петропавловском соборе.
Август 1849 г. — январь 1873 г. Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873), родилась в Штутгарте. В России ее салон в Петербурге был самым европейским
Отличалась размахом и красотой устраиваемых в дворце праздников, по смерти мужа посвятила себя делам государственной важности. В годы Севастопольской войны для организации женской помощи на поле брани создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия
Учредительница первой в России Консерватории и председательница Русского музыкального общества. Постоянный интерес Елены Павловны к внешней и внутренней политике России нашел выход в ее участии в великом деле осуществления крестьянской реформы Александра II. Последний замысел — учреждение института усовершенствования врачей и покровительство этому заведению — уже после смерти Елены Павловны осуществила ее дочь великая княгиня Екатерина Михайловна. Известная меценатка. Погребена в Петропавловском соборе.
Январь 1873 г. — апрель 1894 г. великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая (1827-1894), Родилась в Санкт-Петербурге. С 1851 г. замужем за герцогом Георгом-Августом Мекленбург-Стрелицким (1824–1876). Будучи единственной наследницей в поколении, вместе с семьей жила в России. Как хозяйка Михайловского дворца Екатерина Михайловна следовала всем традициям своей августейшей матери. Была председательницей Императорского женского патриотического общества, попечительницей Клинического института великой княгини Елены Павловны (ныне Медицинская академия последипломного образования), Екатерининского женского института. Скончалась в Санкт-Петербурге. Имела пятерых детей: двое (Николай и Мария) умерли в младенчестве. Погребена в Петропавловском соборе.
Апрель 1894 г. — январь 1895 г. Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич (1859–1909), Михаил Георгиевич (1863–1934) и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская (1857–1936).
Замок после смерти Павла и в наше время
После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны. Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты. В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).
В советское время в замке размещались различные учреждения, в блокаду — госпиталь. В результате переделок роспись на стенах и потолках была замазана, залы перегорожены. В 1991 и 1995 годах Михайловский замок сначала частично, а потом полностью был передан Русскому музею. В ходе реконструкции были восстановлены интерьеры, надпись на фасаде, статуи со стороны Летнего сада, фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка. Сейчас в залах размещены постоянные экспозиции: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Открытый фонд скульптуры», проводятся временные выставки.
Зал Антиков императрицы Марии Федоровны
Галерея Рафаэля
Тронный и Предтронный залы императрицы Марии Федоровны
Бывший большой столовый зал. 11 марта здесь состоялся последний ужин императора Павла I
Парадная спальня императрицы Марии Федоровны
Галерея Лаокоона
Лестница на 1 этаж
Овальный зал
Мраморная галерея
Коридор
Один из залов
Один из залов. Декор потолка
Один из залов
Один из залов
Один из залов
Бывшие казармы Лейб-гвардии. Экспозиция «Лица России». Портрет графа В.А.Зубова.
Легенды и тени замка
- Трагедия и дворцовый переворот.
- Призрак Михайловского замка.
- Дальнейшая история Инженерного замка.
У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.
Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.
Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.
Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.
Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.
В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.
Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.
В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.
Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.
Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка
- То ли замок, то ли крепость.
- Отделка корпуса.
- Фасады замка.
- Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.
С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.
Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.
Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.
Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.
В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.
Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.
Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.
Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.
К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.
Архитектура и интерьеры
Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.
Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись — «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.
Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.
Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.
В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.
Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей — зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок — располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.
Архитектура Михайловского замка
Северный фасад
Михайловский замок представляет образец итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Дворец построен в форме квадрата со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Строительные работы велись под руководством Винченцо Бренны — придворного архитектора императора Павла I.
Фасады Михайловского замка сильно различаются. Наиболее красив Северный фасад, обращенный к Летнему саду и Марсовому полю. Он выглядит, как загородный дворец и украшен широкой лестницей со статуями Геркулеса и Флоры и террасой-балконом, поддерживаемый мраморной колоннадой.
Южный фасад замка
Главный фасад замка — Южный, он выглядит торжественно и сурово, украшен колоннами и скульптурами. На портике находится барельеф «История заносит на свои скрижали славу России». По Южному фасаду протянулась мистическая надпись: «Дому твоему подобает святыня Господня въ долготу дней». Она, как и стройматериалы, была забрана со строительства Исаакиевского собора. По легенде петербургская юродивая Ксения предсказала, что Павел будет жить столько лет, сколько букв этой библейской фразе.
От Южного фасада начинается аллея, ведущая к Манежной площади. Она проходит между двумя павильонами — кордергардиями, в которых нес службу замковый караул.
Со стороны Садовой улицы видна Михайловская церковь замка, увенчанная шпилем. Это был третий по высоте шпиль в Санкт-Петербурге после Петропаловского собора и Адмиралтейства.
Внутренний двор
Со всех сторон замок был окружен водой: Мойкой, Фонтанкой и специально вырытыми двумя каналами: Церковным — со стороны Садовой улицы, и Воскресенским — напротив главного входа. С городом замок соединялся с помощью цепного моста, поднимавшегося на ночь. Позднее каналы были засыпаны, но в честь 300-летия Санкт-Петербурга Воскресенский канал был восстановлен.