Кампанилы прекрасной равенны

Мозаики равенны

Мавзолей Теодориха в Равенне

Для обычного наблюдателя мавзолей Теодериха и близко не является одним из самых впечатляющих памятников в Италии. Но потом вы узнаете, что крыша сделана из одной каменной плиты весом 230 тонн. Вдобавок, никто точно не знает, как строители подняли ее туда. Тогда все становится гораздо интереснее.

Ко времени своей смерти в 526 году нашей эры Теодерих Великий имел внушительное количество титулов. Король остготов, правитель Италии, регент вестготов, патриций Римской империи и это только часть. С таким количеством почестей было не удивительно, что он хотел построить себе гробницу, которая была бы его достойна.

В отличие от большинства зданий в Равенне, мавзолей Теодориха был построен из резных каменных блоков, привезенных из Истрии. Они были использованы для создания двух десятиугольных уровней структуры, при этом, нижний уровень был заметно уже верхнего. Интерьер первого этажа был крестообразным и сводчатым, в то время как второй этаж был круглым, с выступающей прямоугольной нишей.

Второй этаж отодвинут назад и является спорным. Будучи одновременно сложным и незавершенным он имел карликовую галерею с радиальными сводами снаружи, как Сан-Лоренцо в Милане. Каждая сторона галереи была отмечена триадой пилястр и парой ниш, увенчанных люнетами с резными гребешками. Карниз наверху украшен резным «язычковым фризом» или мотивом клешни. Получен он был либо из устаревшего классического или остготского орнамента.

Крыша около 10.5 метров в диаметре вырезана из цельного куска Истрийского камня. Камень обрамлен 12 пронзенными, выступающими шпорами, каждая из которых написана на латыни с именем апостола. Треугольные отверстия вокруг крыши придают ей вид короны. Некоторые историки утверждают, что через эти отверстия были пропущены тяжелые веревки, позволяющие строителям транспортировать массивный камень. Это, однако, остается открытым вопросом, и не единственной тайной, окружающей Мавзолей Теодериха.

Еще пара загадочных особенностей мавзолея

Археоастрономические исследования с использованием 3D — моделирования показали, что ориентация мавзолея, включая его 17 окон различной формы и размера, вполне может быть связана с важными моментами астрологического года. В день Благовещения, например, восходящее солнце льется через крестообразное окно на стену гробницы. А на закате в дни равноденствий солнечный свет освещает написанные по сценарию полосы внутри мавзолея.

Среди других загадочных особенностей в почти голом интерьере мавзолея — небольшая апсида и саркофаг. Функция апсиды на верхнем уровне долгое время ставила в тупик историков. Он слишком мал, чтобы вместить алтарь или другую значительную часть, но тем не менее, является важным элементом внутри гробницы. Является ее краеугольным камнем, несущим большой латинский крест, который является единственным скульптурным элементом в интерьере.

Между тем в похожем на ванну саркофаге когда-то покоились останки короля Теодориха. Саркофаг, выполненный из красного порфира, имеет четыре кольца, вырезанные по бокам, а также две львиные головы. Что касается Теодориха, то его кости были разбросаны, а мавзолей превращен в христианскую молельню. Это произошло когда византийский полководец Флавий Велизарий завоевал город в 540 году.

Как добраться и сколько стоит посещение Мавзолея Теодориха

Мавзолей Теодориха расположен недалеко от центра города Равенна, и до него легко добраться пешком. Вход стоит 4 евро, а билеты можно приобрести в небольшом здании рядом со входом.

Базилика Сан-Витале

Basilica di San Vitale была основана в 527 г. местным епископом Экклесием в честь раннехристианского мученика Виталия Миланского. Базилика находится рядом с мавзолеем Галлы Плацидии (см. выше), и работает в те же часы. Строительство финансировал греческий ростовшик Юлиан Аргентарий, род занятий которого вряд ли можно назвать богоугодным. Внутренняя отделка мозаиками, считающимися лучшими вне Константинополя, была осуществлена в 546–47 гг. разными мастерами.

Колокольня базилики появилась в XIII в. В конце XVII в. её разрушило землетрясение: спустя десятилетие колокольню восстановили. В XVI в. базилика претерпела масштабную реконструкцию, во время которой затапливаемый грунтовыми водами пол был поднят на 80 см. В конце XVIII в. недекорированные прежде купол и ниши ротонды были расписаны фресками.

Фасад базилики Сан-Витале

Восьмиугольная церковь в византийском стиле напоминает константинопольскую церковь Сергия и Вакха. При строительстве были использованы оригинальные архитектурные решения. Так, конусообразный купол диаметром 16 м состоит из вдетых друг в друга глиняных закреплённых труб, облегчающих конструкцию. Купол опирается на восемь столбов, образующих ротонду, на втором ярусе которой находятся хоры. Между главными столбами ротонды размещены двухъярусные аркады. В результате внутренняя часть церкви хорошо освещается, а в боковых галереях царит полумрак. Мозаики пресвитерия и апсиды тем самым предстают в максимально выигрышном свете.

Некоторые решения базилики были заимствованы при разработке проектов дворцовой капеллы в немецком городе Ахене и флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Изнутри пол облицован керамической плиткой, а нижняя поверхность стен – мраморной. Главный элемент декора – потрясающая мозаика из разноцветной смальты. Вогнутые поверхности, покрытые искрящейся мозаикой, создают эффект объёмности изображений.

Особо ценятся прижизненные мозаичные портреты императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, приносящих в дар церкви культовые сосуды. Царственных особ сопровождают придворные. Эти мозаичные панно расположены в алтарной части базилики.

Император Юстиниан со свитой

Императрица Феодора со свитой

С этих двух классических работ сняты многочисленные копии для ведущих музеев планеты.

В центральном медальоне свода алтаря изображён жертвенный Агнец. Медальон поддерживают четыре ангела в окружении райских растений, животных и птиц.

Мозаики свода алтаря

Сюжеты остальных мозаик посвящены ветхозаветным и новозаветным историям.

Мозаики стен

Адрес: Via Giuliano Argentario, 22. Время работы: 9–19. Базилика Сан-Витале – музей мирового уровня, и у входа не составит труда найти и русскоязычного гида. Примерная стоимость 45-минутной экскурсии в его сопровождении – 15 EUR.

Римские мозаики IV-V вв.

Большинство из дошедших до нас базилик IV-VI вв. находится в Риме и Равенне. Многие из них сохранили, хотя бы частями, свои мозаики.

Мозаикой называют особый вид изобразительного искусства, в котором изображение набирается из цветных кусков обожженной и эмалированной глины, естественных камней различных пород (античные мозаики) или стекла, окрашенного сплавом из металлических солей (так наз. смальта). В раннехристианских и византийских мозаиках употребляли в основном этот последний вид мозаичной техники.

Полнее всего ранние мозаичные росписи (IV в.) сохранились в Риме. В круглом мавзолее Констанции, дочери императора Константина I, своды боковой кольцевой галереи украшены мозаиками, сделанными еще в античной технике из цветных камней и по своему стилю характерными для переходного периода от античного к христианскому искусству. Эти мозаики в основном декоративного характера, с богатой античной орнаментацией, добрыми гениями, сценами уборки винограда и т. п. Мозаики двух абсид того же мавзолея по стилю отличаются от мозаик сводов и содержат изображения Христа с апостолами Петром и Павлом в окружении символических декоративных мотивов: винограда, гирлянд, овец, пальм и т. п. К IV в. относится также знаменитая мозаика в конхе (своде абсиды) базилики Санта Пуденциана, являющаяся ярким примером нового содержания в искусстве, создаваемом господствующей христианской церковью (рис. 5).

Рис. 5. Христос на троне. Мозаика в церкви Санта Пуденциана в Риме (IV в.)

Образ Христа, представлявшегося ранним христианам добрым пастырем (ср. рис. 2), здесь стал образом величественного проповедника и нового владыки мира, сидящего на высоком троне в центре композиции. По обеим сторонам трона стоят апостолы и две женские фигуры, протягивающие к Христу лавровые венки. На фоне радужных облаков над зданиями Иерусалима вознесен усыпанный драгоценными камнями крест; в облаках — четыре апокалиптические фигуры евангелистов: ангел, лев, бык и орел. Вся композиция насыщена парадной торжественностью, величием христианского божества.
Полнее всего сохранился цикл мозаичных росписей IV и частью первой половины V в. в базилике Санта-Мариа Маджоре в Риме. Они расположены вдоль стен главного нефа и в триумфальной арке. Мозаики нефа содержали сорок две различных сцены из библейских сказаний (из них сохранилось только двадцать семь), в арке же помещены изображения, связанные с циклом легенд из жизни Марии и рождения Иисуса. Античная трактовка образов еще очень сильна во всех этих изображениях, но местами фигуры начинают утрачивать свою объемность, позы становятся более связанными, фигура богоматери в сценах триумфальной арки приобретает черты репрезентативного образа царицы, иногда появляется отвлеченный золотой фон. В мозаиках V в., как о том свидетельствуют остатки мозаичных росписей в римских базиликах св. Сабины и Сан-Паоло фуори ле Муре, основной акцент переносится уже на отвлеченность и монументальность образов, замкнутую неподвижность поз, парадность изображений. Все это указывает на становление стиля, типичного для церковной живописи раннего Средневековья.

Базилика Сан-Франческо

Небольшая раннехристианская церковь на месте нынешней Basilica di San Francesco была построена в V в. по инициативе равеннского епископа Неона – того самого, при котором появились мозаики баптистерия православных (см. выше). В 1261 г. церковь, первоначально носившая имена апостолов Петра и Павла, а затем св. Петра, была передана монахам-францисканцам и получила нынешнее название. Квадратная колокольня появилась примерно в IX–XI вв., а сегодняшний фасад датируется концом XVIII в.

Базилика Сан-Франческо

В 1321 г. в базилике был отпет и похоронен Данте. Его нынешняя гробница (см. выше) находится рядом с бывшим монастырём – нынешним государственным музеем. Во время раскопок 1879 г. ниже уровня грунтовых вод был обнаружен пол прежней крипты, покрытый мозаикой V в. и латинской эпитафией епископу Неону – основателю церкви. Этот своеобразный аквариум с рыбками, проплывающими над древними мозаикой и эпитафией, доступен для осмотра туристами через окно под алтарём.

Затопленный пол бывшей крипты

Адрес: Piazza San Francesco, 1. Церковь открыта для свободного посещения с 7 до 12 и с 15 до 18–19 часов. За освещение затопленной крипты нужно бросить монету в 1 EUR в специальный автомат.

Как добраться в Равенну в Италии

В Равенну приезжают итальянцы со всей страны, сюда привозят школьников с экскурсией. И конечно, здесь много туристов. Добраться в Равенну можно на поезде, самолете и арендованном автомобиле.

На самолете

Ближайший аэропорт к Равенне находится в 32 км в Форли, но туда летают внутренние рейсы по Италии и Европе, а также европейские лоукостеры, например «Ryanair». Из России можно долететь с пересадкой. Летом из аэропорта ходит автобус до Равенны, в другое время нужно ехать с пересадкой в Форли. Из более популярных аэропортов рядом находятся Болонья и Римини.

Международный аэропорт Римини находится в 66 км от Равенны. В

Проверка шорткода не удалась:

Destination Date должно быть не больше, чем 30.

В 88 км находится аэропорт Болоньи. Туда летают прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга. В не сезон цены на авиабилеты

Проверка шорткода не удалась:

Destination Date должно быть не больше, чем 30.

Равенна, Италия

На поезде

В Равенне проходит железнодорожная линия, связывающая город с Болоньей, Римини, Анконой. Билет из Болоньи в Равенну стоит 7,35€ на обычный поезд (Regionale) и 12,85€ на поезд Интерсити (Intercity).

Региональный поезд в Италии

Из Римини билет стоит 4,75€ на региональный поезд и 12,50€ на скоростной поезд Frecciabianca, из Анконы 11,40€ на поезд Regionale или до 28,25€ с пересадкой в Римини на Frecciabianca, Frecciarossa. Посмотреть все расписания можно на сайте итальянской железной дороги trenitalia.com.

Билет в Равенну

На авто

Также можно арендовать машину в Италии, чтобы проехаться по городам и посетить те места, куда не попадут туристы с экскурсией. Чем больше дней аренды, тем стоимость ниже. Например, на сайте Аренда авто в Италии и Avtoprokat.ru можно найти машину в Италии от 16 евро. Самые выгодные цены — в аэропорту, потому что чаще всего машины там стоят, и их не нужно никуда отправлять и платить дополнительно за доставку. Также рекомендую ознакомиться: аренда машины в Италии.

3 Баптистерий Православных

Battistero Neoniano

Баптистерий Неониано (Баптистерий православных) построил епископ Урсий в 1-й половине V века, в эпоху яростного соперничества paзличных церковных течений и общин. Фyндамент восьмиугольного в плане здания ушел в землю нa 3 м. пo внeшней стopoне чередовались aпсиды и двери. oт aпсид снapyжи видны тoлькo своды.

Во 2-й половине V вeка епископ Неон приказал покрыть зда-ние куполом и украсить интepьер великолепными мозаиками. В чecть Неона баптистерий получил свое coвpeменное итальянское название.

Купол баптистерия разделен нa 3 части — центpaльный круг и двa концeнтрических кольца.

В цeнтре изображено крeщeние Иисуса, в пepвом кольце — торжественная процессия 12 апостолов, несущих корону. Втopое кольцо разделено нa 8 частей, в цeнтре изображена алтарная ниша c престолом — символом Христа Вседержитeля. Пo бокам тронов — сады, огражденные решетками (символ Рая), пo бокам алтарей — пустые кресла (мecта для избранных). Между окнами распoлoжены peзные ниши, yкpашенные баpeльефами, изображающими пророков.

Общая мозаичная композиция связана с тематикой Небесного Иерусалима. Это подчеркивается венцами в руках апостолов на подкупольной мозаике (символизирует, что они, как изложено в Откровении Иоанна Богослова, сядут на двенадцать престолов судить двенадцать колен Израилевых), четырьмя алтарями и четырьмя изображениями престола уготованного.

Подкупольная мозаика выполнена по сюжету крещения Иисуса Христа. В центре мозаики расположен медальон со сценой крещения. Кроме (изображённого нагим) Иисуса и Иоанна Крестителя в нём присутствует Иордан в образе мужчины, с полотенцем в руках. Вокруг медальона помещены фигуры двенадцати апостолов, на которых нисходит благодатная энергия, изображённая радиальными лучами.

Фигуры апостолов выполнены в полный рост и показаны в движении. Одежда апостолов напоминает хитоны римских патрициев и выполнена только в двух цветах: белом (символизирует свет земной) и золотом (символизирует свет небесный). Лица апостолов обладают ярко выраженной индивидуальностью.

  • Баптистерий пpaвославных
  • via Battistero
  • ежедн. 09.00–19.00, зима дo 16.30
  • Комбинированный билет —  € 9,50

Баптистерий Ариан (Арианский баптистерий)

Баптистерий Ариан (Арианский баптистерий)

Рядом c церковью Спирито-Санто распoлoжен восьмигранный баптистерий Ариан (Battistero degli Ariani, 490), вo 2-й половине VI вeка превращенный в церковь Санта-Мария-ин-Космедин (Chiesa di Santa Maria in Cosmedin).

Архитектура Арианского баптистерия схожа с Баптистерием православных, возведенным ранее в той же Равенне,  кoтopый явнo пoслужил мoдeлью и для тeматичeских мoзаик аpианскoгo хpама. Стeнная кладка выпoлнeна из тoлстых oбoжжённых киpпичeй. Пoд кpoвлeй баптистерия сделан каpниз с зубчатым opнамeнтoм.

В интepьepe баптистерия пpeвoсхoднo сoхpанились мoзаики с изoбpажeниeм сцeны Кpeщeния Хpиста и апoстoлoв. В сoздании мoзаики участвoвали пять мoзаичистoв. Как oтмeчаeт акадeмик В.Н. Лазаpeв,

Oбщий хаpактep мoзаики oтличаeтся мoнумeнтальнoстью с чepтами пpимитивизма.

Мозаика в Battistero degli Ariani

Цeнтpальный мeдальoн купoла сoдepжит сцeну кpeщeния Хpиста Иoаннoм Кpeститeлeм. Oсoбeннoстью кoмпoзиции являeтся пoлнoстью oбнажённая фигуpа Хpиста (вплoть дo гeниталий), вepoятнo иллюстpиpующая аpианскую дoктpину o тваpнoй пpиpoдe Иисуса, а такжe пepсoнификация peки Иopдан в oбpазe стаpца в диадeмe из клeшнeй кpаба и тpoстникoвым жeзлoм в pукe. Иллюстpациeй аpианскoй дoктpины o тoм, чтo Иисус имeннo в мoмeнт кpeщeния пoлучил свoю бoжeствeнную сущнoсть, служит тoт факт, чтo вoда, oкpoпляющая Хpиста, льётся на eгo гoлoву из клюва гoлубя (Святoгo Духа).

Знаменитые мозаики церкви — памятник ЮНЕСКО в Италии

Вoкpуг цeнтpальнoгo мeдальoна пoдкупoльнoй мoзаики изoбpажeны двeнадцать апoстoлoв, идущиe с вeнцами (кpoмe апoстoлoв Пeтpа с ключами и Павла сo свиткoм) к пpeстoлу угoтoваннoму —- часть пo часoвoй стpeлкe, часть пpoтив часoвoй, вслeдствиe чeгo два апoстoла напpoтив пpeстoла oказываются спинoй дpуг к дpугу. В oтличиe oт пpавoславнoгo баптистepия всe апoстoлы в аpианскoм хpамe изoбpажeны с нимбами. Фигуpы апoстoлoв pаздeлeны пальмами.

Мавзолей Галлы Плацидии

По аналогии с базиликой Сан Витале, убранство мавзолея (Mausoleo di Galla Placidia) создавалось сразу после завершения возведения самого здания, то есть в первой половине V века.

Усыпальница предназначалась для дочери римского императора Феодосия Галлы Плацидии (ок. 380-450). Она и сама успела побывать в роли правительницы: в 425 году ее приставили регентшей к малолетнему сыну, провозглашенному государем Валентинианом III. До 437 года, до совершеннолетия отпрыска, Галла единолично руководила Западной Римской империей. В течение всей своей жизни она покровительствовала Церкви, активно участвовала в распространении и утверждении новой веры.

Мозаики, занимающие всю верхнюю часть мавзолея, несут в себе главную идею христианского учения – торжества вечной жизни над смертью. Символ этой победы – крест. Его мы видим прямо в центре усыпальницы, в своде купола, представляющем собой небеса с золотыми звездами. Ниже, по четырем углам, расположены евангелисты в уже знакомом нам символическом облике.


Прямо под куполом можно увидеть фигуры апостолов. Они изображены в люнетах – частях стен, которые сверху ограничены не горизонтальным карнизом, но аркой, за счет чего приобретают полукруглые очертания. Загвоздка в том, что апостолов в люнетах восемь, а не двенадцать. Такое решение продиктовано только эстетикой: мозаичисты изобразили по одному апостолу с каждой стороны от окна, дабы не нарушать симметрию. Четыре других ученика вплетены в орнаментальный узор нижних сводов.

Нельзя не обратить внимание на изображения чаш и фонтанов, располагающихся чуть ниже. Из них пьют воду голуби

Это один из самых растиражированных фрагментов мозаичного убранства мавзолея. Сюжет можно встретить на многочисленных открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции. Тем не менее, сцена обладает глубоким смыслом: пьющие воду птицы олицетворяют собой человеческие души, приобщающиеся к христианскому учению.

Наконец, в люнетах, располагающихся прямо над пустой каменной кладкой стен, помещены два сцены весьма интересного содержания.

На южной стене мы видим человека в белых одеждах, с крестом в правой руке и книгой в другой. Он направляется к пылающей огнем решетке.

Слева от нее стоит раскрытый шкаф, где на полках видны книги: четыре Евангелия. Изображение неоднозначное, по поводу личности святого до сих пор ведутся споры. Самая популярная версия заключается в том, что это святой Лаврентий. Решетка истолковывается как орудие его казни, книга в руках – Псалтырь, а крест здесь выступает богослужебным предметом. Псалтырь и крест говорят нам о дьяконском сане святого Лаврентия, а четыре Евангелия выступают символом всего христианского учения.

Непосредственно над входом, уже в северном люнете, изображение Христа в лице Доброго Пастыря.

Данная иконография сложилась еще в I-II веках, а сам образ возник на основе слов евангелистов – Господь собирает христианскую Церковь, как пастух (пастырь) собирает вокруг себя собственное стадо.

Другие достопримечательности

Национальный музей Равенны

Музей находится недалеко от бывшего монастыря Сан-Витале, он расположен в здании бенедиктинского монастыря. Интересно само место и музейные экспонаты

В музейную коллекцию входит монастырская и церковная утварь, собрание римских монет, позднеантичная резьба по слоновой кости, в частности, знаменитый ковчежец.  Обратите внимание на цикл средневековых фресок, выполненных Пьетро да Римини

Сведения для посетителей

Адрес Via Fiandrini (в 100 метрах от входа в базилику Сан-Витале). Телефон: 0039 0544 543711. Открыт в будни: с 8:30 до 19:30,  в воскресенье: с 8:30 до 13:30. Закрыто по понедельникам, 25/12 и 1/1. Плата за вход: € 5 полный; 2.50 льготный билет. Общий билет для Мавзолея Теодориха и Базилики Сант Аполлинария ин Классе.

Архиепископский музей и капелла Андрея Первозванного

Он состоит из нескольких комнат в доме Архиепископа, а домовая церковь была построена во времена правления короля Теодориха. Капелла посвящена Андрею Первозванному и создана в виде греческого креста, который заканчивается апсидой. Позже был пристроен нартекс с бочарным сводом, он украшен мозаичными белыми розами и лилиями, а вокруг них разноцветные райские птицы. Люнеты украшены мозаиками, на одной из которых — Христос-воин. В центре свода ангелы возносят символ Христа к небесам.

Сведения для посетителей

Адрес: Площадь архиепископства, 1. Телефон: +39 0544 219938. Открыт с 10:00 до 17:00. Билет стоит € 9,50 и действителен также для Сан-Витале, мавзолея Галлы Плацидии, Neoniano и Сант Аполлинаре Нуово. Часы работы — как в Баптистерий православных (Neoniano) см. выше.

 Внимание: Соблюдайте дресс-код! Люди одетые в шорты, короткие юбки и с не прикрытыми плечами не допускаются к посещению

Собор с колокольней

Кафедральный собор Равенны построен на месте кафедрального собора Епископа Урса, отсюда его название Урсианова базилика. Лишь незначительные элементы сохранились от первоначальной базилики. Коренная перестройка 1733 полностью изменила его вид.

Адрес : Пьяцца Дуомо (рядом с баптистерий православных). Часы работы: ежедневно с 08,00 до 12,00 и с 15,30 до 19,00 (август 2014 г.). Посещения приостановлены во время религиозных служб. Вход свободный.

Базилика Святого Иоанна Богослова

Базилика была возведена по велению императрицы Галлы Плацидии в 426 г. после данного ею обета во время трудного путешествия из Константинополя.

Адрес: Виа Кардуччи (в 100 метрах от станции). Телефон: +39 0544,212640. Часы работы: ежедневно с 8,00 до 19,00. Вход свободный.

Базилика Сан-Франческо

Не пропустите оригинальный мозаичный пол в затопленной крипте V века, который находится в апсиде, и колонны, постоянно погруженные в воду. Здесь много золотых рыбок. Для освещения следует заплатить € 1. Вход свободный.

Адрес: Пьяцца Сан-Франческо (в 200 метрах от площади Пьяцца дель Пополо). Телефон: +39 0544 33256. Вход ежедневно с 8:30 до 12:00 и с 15:30 до 19:00. Посещение приостанавливается во время Мессы (воскресенье в 10:00, 11:15 и 17:30, суббота 17:30).

Арианский баптистерий

Battistero degli Ariani, построенный в начале VI в., предназначался для проведения обрядов крещения приверженцев арианского направления раннего христианства, согласно которому, Христос занимал подчинённое положение по отношению к Богу-Отцу. Арианство в VI в. было объявлено ересью, а баптистерий превращён в ортодоксальный ораторий Девы Марии. В дальнейшем здание перешло в частное владение, а в настоящее время стало туристическим объектом.

Фасад Арианского баптистерия

Внутри хорошо сохранилась мозаика, изображающая традиционный сюжет баптистериев – Крещение Иисуса в Иордане. В отличие от Баптистерия православных, на фигуре обнажённого Христа явственно видны половые признаки, что не может считаться неуместным в арианском вероучении. Как и в Баптистерии православных, кроме Христа и Иоанна Крестителя, на мозаике присутствует языческий дух реки Иордан в виде седобородого мужчины. Вокруг медальона Крещения изображены 12 апостолов с венцами, разделённые райскими пальмами.

Мозаика Крещения

Адрес: Piazzetta degli Ariani. Арианский баптистерий можно посетить бесплатно, но сделать это нужно в первую половину дня (он рано закрывается).

Баптистерий православных

Неонианский баптистерий был возведён в 4-5 веках и первоначально назывался баптистерием православных. Уже позже он получил второе имя в честь епископа Неона, приказавшего дополнить внутреннюю отделку баптистерия мозаиками.
Посетители баптистерия могут увидеть такие диковинки, как:

мозаики с тремя циклами мотивов;
проёмы окон в обрамлении ионических колонн;
изображающие пророков горельефы;
амвон из цельного куска мрамора;
восьмиугольная купель из мрамора и амфира;
престол образца 5 века;
старинный крест из бронзы, спущенный с купола баптистерия.

Само здание с момента появления уже на три метра «вросло» в почву.

Баптистерий Неона (православных)

Закончив с первой порцией памятников византийской живописи, мы зашагали на юг в направлении Кафедрального собора Равенны. Первая церковь была построена на этом месте ещё в начале V века и получила имя Урсианова базилика, в честь епископа Равеннского Урса. За почти тринадцать столетий конструкция сильно обветшала и собор был полностью разобран в начале XVIII века. Новый храм был построен в стиле Барокко и освящен в 1749 году.

Во дворе кафедрального собора располагался номер «четыре» нашего списка — баптистерий Неона. Построенный как и собор во времена епископа Урса на рубеже IV-V века на месте бывших римских бань, баптистерий был украшен мозаиками уже при епископе Неоне в середине V века — отсюда и такое название.

Так как баптистерии по своей сути предназначались для совершения таинства крещения, центральная мозаика на куполе была выполнена по сюжету крещения Иисуса Христа. В VI веке после постройки Теодорихом арианского баптистерия наряду с именем Неона он стал называться также именем православных.

В очередной раз выбравшись на улицу, мы поняли, что уже порядком утомились, хотя не зачеркнули и половины списка. Тем не менее, мы уже познакомились с объектами «до» и «после» короля остготов. Оставалось найти хотя бы один «при» — и план «минимум» можно было считать выполненным.

Мертвый или живой?

Оказавшись в поисках псевдодворца на центральной Римской улице, мы решили ненадолго отключиться от древностей и просто прогуляться по городу. История умалчивает, сколько жителей населяло Равенну во времена ее основания или расцвета. Можно предположить, что их численность колебалась от нескольких до десятка тысяч, что в любом случае раз в десять меньше, чем сегодняшние сто тысяч. Но удивительным образом центральная часть города, ранее очерченная кругом крепостных стен и несколькими городскими воротами (из них до нашего времени дошли пять), сохранила свою древнюю планировку. В тех же направлениях, что и во времена Юстиниана, пролегают основные улицы. Так, Римская, которая изначально была главной артерией города и, соответственно, за его пределами вела в Рим, как и раньше, прорезает весь исторический центр с севера на юг. Без особых изменений сохранились и древние площади Соборная, Рыночная. Пожалуй, на этом сходство заканчивается.

Есть в Италии города, где ты на каждом шагу чувствуешь дыхание истории или буквально натыкаешься на древние плиты и камни. Таков Рим. Такова Венеция. Увы, Равенну к числу этих городов не отнесешь. При том, что все ее древние памятники можно обойти пешком расстояние между ними составляет сотни метров, без путеводителя их вряд ли отыщешь. В большинстве своем они невелики и невзрачны. Даже более монументальные Сан-Витале и базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, в отличие от древнеримской беломраморной архитектуры, сложены из кирпича-плинфы и не поражают внешней красотой

Это, кстати, уже византийская традиция: все подлинное и важное скрыто внутри (в данном случае в храме), а не снаружи

Судя по поведению нынешних жителей города, героическое прошлое полностью отдано на откуп туристам. Еще на рубеже XIXXX веков, когда после цикла реставраций мозаик к Равенне вновь вернулась слава правда, музейная, Павел Муратов описывал ее так: «Если приезжий остановится в гостинице, выходящей на рыночную площадь, то будет… смущен шумом, который доносится поздно вечером и рано утром с улиц прославленной поэтами и путешественниками «тихой» и «мертвой» Равенны. На другой день становится понятно, что шумно бывает здесь только на одной улице около рынка… В других местах везде безлюдно, и теплый ветер одиноко шумит на открытых площадках, окружающих древние церкви. Здесь пустынно и молчаливо, но пустынно по-мирному и провинциальному. Прошлое ее величие не предстает в картинном разрушении, оно погребено глубоко под слоем сменивших одна другую культур Нынешняя Равенна едва ли мертвый город, она является центром зажиточной земледельческой области. Тем трагичнее судьба ее великих памятников. Окружающее их безличное довольство незначительных и бесхарактерных улиц внушает печальные мысли о всесильном времени живее, чем какие угодно развалины».

Сегодня его слова по-прежнему актуальны. Современная Равенна мало чем отличается от других итальянских городков. Как обычно, в историческом центре сосредоточены магазины и офисы, тогда как школ, спортивных площадок и детских садов здесь не встретишь. Вся бытовая инфраструктура в современных жилых районах за пределами исторической части. Зелени, не считая единственного городского парка и привокзального бульвара, в Равенне немного, и в этом смысле ее не назовешь «городом, приятным во всех отношениях».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: