Официальный сайт Марфо-Мариинской обители
mmom.ru Полная реконструкция обители завершилась в 2008 г., затронув не только внутренне и внешнее убранство храмов, но и здания общежитий сестёр, воскресной школы, хозяйственных построек и объектов благоустройства. Покои основательницы были отреставрированы и в них было решено открыть музей. Посетители могут и сегодня увидеть здесь уникальные фотографии, сделанные при жизни Елизаветы Фёдоровны, её личные вещи, рисунки, переписку. Экскурсовод расскажет об истории основания монастыря, его деятельности в дореволюционное время и в наши дни.
Для посещения музея отведены воскресные дни после завершения Литургии. Для посетителей в составе групп в будние дни экскурсии проводятся по предварительной записи. Для индивидуального посещения предусмотрена обзорная экскурсия в 11 и в 15 часов, она проводится ежедневно. Телефоны, адрес электронной почты и реквизиты для перечисления пожертвований можно увидеть на сайте обители. Там же можно найти много информации о том, какую помощь оказывает обитель, какие специалисты ей требуются, какую помощь вы можете оказать.
Гостиницы при комплексе нет, поэтому иногородним остановиться на территории монастыря нельзя. Однако, внутри имеется кафе, где посетители могут перекусить.
Как добраться до монастыря
Марфо-Мариинская обитель расположена в центре Москвы, по адресу: ул. Большая Ордынка, д. 34. Можно ориентироваться на храм святого Григория Неокесарийского, расположенный в Дербицах, до которого буквально несколько минут идти пешком в сторону северо-запада. Здесь же располагается всем известная Третьяковская галерея, до нее можно добраться пешком через Толмачевский переулок и Большую Ордынку.
В Марфо-Мариинской обители нет старинных икон и средневековых святынь, однако монастырь является одним из самых почитаемых в столице. С момента его возведения здесь жертвенно исполняется основная заповедь Христа ‒ любить ближнего больше, чем самого себя. Сестры, живущие в обители, продолжают обучать этому верующих на примере собственных дел, которые заключаются в бескорыстной помощи страждущим и нуждающимся.
Социальная деятельность
С момента открытия обители сестры стремились помогать тем, кому это действительно необходимо:
- Сиротам и беспризорным детям — их забирали с улиц и подвалов, старались обогреть и пристроить;
- Девушкам, приехавшим из провинции. Им давали кров и помогали получить образование и профессию;
- Тем больным, которые не могли оплачивать свое лечение. Таких людей лечили, им предоставляли бесплатные лекарства;
- Тяжелораненым пациентам во время войны.
Праздник милосердия в Марфо-Мариинской обители
Основные направления деятельности сестер милосердия сегодня:
- Помощь детям-инвалидам;
- Участие в жизни сирот;
- Помощь одиноким пожилым людям;
- Опека над тяжелобольными;
- Содействие людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Особенности архитектуры и интерьера Марфо-Мариинской обители
На территории монастыря возведены два действующих храма, в которых ежедневно проводятся церковные богослужения. Главным монастырским храмом по праву считается Покровский собор. Автором архитектурного проекта и руководителем строительных работ стал Алексей Щусев. Под его наблюдением возведение храма велось в течение четырех лет. Он был создан в неорусском стиле, с полным соблюдением традиций зодчих из Новгорода и Пскова.
В качестве образца послужили старинные соборы и колокольни. Производит огромное впечатление отделка соборных стен, где присутствует резьба по камню, изображающая известные библейские сюжеты, здесь же изображены мифологические животные, обитавшие на Севере. Существенное отличие Покровского собора от подобных строений заключено в большом зале, устроенном при входе. Здесь проводились духовные лекции.
В качестве изюминки были добавлены элементы модерна, который был так популярен в те годы. По указанию великой княгини роспись уникального храма была доверена известным художникам Михаилу Нестерову и его талантливому ученику Павлу Корину. Соборная звонница включает в себя 12 колоколов, звучание которых перекликается со знаменитым ростовским звоном. Площадь собора невелика, здесь могут уместиться около тысячи верующих.
Внутреннее убранство храма поражает уникальными росписями художника, совсем недавно они прошли полную реставрацию. Наибольший интерес вызывает фреска «Христос у Марии и Марфы», где сестры показаны настоящими красавицами, хотя другие иконописцы всегда изображали их угрюмыми. Свою оценку уникальной росписи храма дала великая княгиня, обладавшая ярким художественным вкусом.
Из Покровского храма тайная лестница ведет в усыпальницу, устроенную под землей, где настоятельница монастыря завещала себя похоронить. По одну сторону собора расположилась ризница, используемая для хранения всевозможной церковной утвари и предназначенная для облачения священников. С другой стороны оборудован притвор — небольшая пристройка перед входом в церковь. Здесь же выстроена молитвенная часовня.
Другой храм расположен рядом, он был освящен в честь святых Марии и Марфы. Церковь была построена в 1909 году и служила домовым храмом, расположенным при больнице. Все было задумано так, чтобы тяжелые больные могли видеть и слушать церковные богослужения, не вставая с постели. В 1911 году был приобретен трехэтажный дом с переходом в амбулаторию и аптеку. В нем обустроили общежитие и рукодельни.
Продумывая устройство монастыря, великая княгиня решила приобрести часть земель, расположенных рядом. На участке планировалось создать скит для монастырских сестер, которые пожелают остаток своей жизни провести вдали от мирской суеты, в усердном молитвенном послушании. К сожалению, этой задумке не суждено было сбыться. Несколько лет назад были созданы два монастырских подворья с храмами.
В Марфо-Мариинской обители существует прекрасный двор с множеством дорожек, которые постоянно сходятся и расходятся, при этом вся система повторяет английские сады. В дни православных праздников здесь собирается огромное количество верующих, но ощущения толпы нет, прихожане гуляют по дорожкам, не сталкиваясь друг с другом. Всегда свежая зелень, цветочные клумбы смотрятся замечательно, чувствуются уход и забота.
Дом-музей настоятельницы
В доме, где проживала княгиня, сегодня открыт музей, посвященный памяти княгини. Еще совсем недавно здесь располагалась городская больница, однако уже в 2008 году была проведена реконструкция помещений, образцом послужили старые фотографии интерьера комнат. В помещении бывшей молельни княгини находятся ее личные вещи и другие уникальные экспонаты, среди которых портреты княгини, написанные художником В. Нестеренко.
Посетители смогут осмотреть уникальный старинный рояль, столовый сервиз царской династии, образ Спаса Нерукотворного, изготовленный вручную. В других залах можно ознакомиться с документами, регламентирующими порядок и устав обители. На стене в небольшой приемной находится портрет великой княгини в монашеской одежде. Множество экспонатов связано с духовником монастыря Митрофаном Сребрянским.
Как добраться, адрес
ОМонастырь находится на Большой Ордынке, дом № 34, стр. 13. Карта https://yandex.ru/maps/org/marfo_mariinskaya_obitel_miloserdiya/1370255779/?ll=37.601955%2C55.730003&z=13. Добраться можно на метро до станции Третьяковская или Полянка.
Расписание работы
Каждый день обитель открыта для посетителей с 8 до 18 часов. Литургия утром начинается в 8 часов, а в выходные дни в 9 часов. Вечерняя служба в 18 часов.
Это самая необычная обитель, она совершенно не похожа на другие, аналогов ей во всём мире не существует. Прекрасно, что это духовное учреждение продолжает активно действовать в наше время. Продолжается исполнение миссии милосердия, дело, начатое Елизаветой Фёдоровной.
История
Обитель была основана в 1909 г. Великой княгиней Елизаветой Федоровной. После трагической гибели ее мужа в 1905 г., московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова, княгиня решила посвятить себя служению Богу и ближним.
Она распродала свое личное имущество и украшения. Одну часть полученных средств она отдала в казну, вторую раздала родственникам, а на третью приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В одном из домов обустроили больницу, а также соорудили домовую церковь во имя святых праведных Марфы и Марии. Эти евангельские сестры олицетворяют собой два пути служения — созерцательное, молитвенное, которое избрала Мария, и деятельное, которым занималась Марфа. В совмещении этих путей княгиня видела основу для будущей Обители.
Изначально, это было особое учреждение, не похожее на монастырь или на обычную общину сестер милосердия. Насельницы обители давали монашеские обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, по истечении определенного срока, имели право уйти и создать семью.
После открытия 10 февраля 1909 г., здесь жили 6 насельниц. К 1918 г. их количество возросло до 105 человек. Княгиня Елизавета Федоровна была возведена в сан настоятельницы.
Памятник великой княгине Елизавете Феодоровне, Ludiomila
Основным направлением обители было оказание квалифицированной медицинской помощи. Помимо этого, здесь действовали дома для бедных, бесплатная амбулатория с аптекой, трудовой приют для девочек, воскресная школа, бесплатные библиотека, столовая, гостиница для паломниц.
После Революции 1917 г., страна претерпела значительные изменения. Великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) были мученически убиты 18 июля 1918 г.
Деятельность обители вызывала уважение в народе, поэтому просуществовала до 1926 г. После ее закрытия здесь размещались различные клубы по интересам, кинотеатр, реставрационные и другие организации.
В 1990 г. во дворе, у церкви Покрова Пресвятой Богородицы был установлен памятник Елизавете Федоровне, выполненный скульптором Вячеславом Клыковым. А в 1992 г., когда территория была передана Московской патриархии, началось возрождение этого благодатного уголка в сердце города.
В настоящее время Марфо—Мариинская обитель считается женским монастырем, при этом здесь сохраняется особый уклад жизни, положенный ее основательницей.
Памятный крест алапаевским мученикам на «Голгофе» («Голгофой» сестры называли небольшой холмик в глубине сада), Lodo27
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы
В 1912 г. на территории усадьбы был построен соборный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Архитектором был выбран Алексей Викторович Щусев. После завершения строительства в 1910 году настенную живопись в соборе выполнили художники М. В. Нестеров, Н. Я. Тамонькин и П. Д. Корин.
На алтарной апсиде Нестеров изобразил «Покров Богородицы» и «Литургию Ангелов». На северной стене расположена композиция «Христос у Марфы и Марии». На южной — триптих «Воскресение Христа». А в трапезной — «Путь ко Христу».Также в церкви была устроена подземная усыпальница, расписанная Кориным сюжетом «Путь праведников ко Господу». В ней настоятельница завещала себя похоронить. Освящение собора состоялось 8 апреля 1912 года.
В годы Великой Отечественной войны храм служил штабом Местной противовоздушной обороны. Территория вокруг церкви великолепно обустроена. Ее окружают ухоженные сады, площадь которых составляет полтора гектара.
Триптих «Воскресение Христа» в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. М.Нестеров. Медь, масло. 1910—1911 гг., nikudango
Реликвии Марфо-Мариинской обители
Среди святынь Покровского собора особое место занимает икона великомученицы Елисаветы и ее келейной сестры Варвары. Уникальная святыня была подарена монастырю Фондом Андрея Первозванного. Именно она сопровождала мощи великой княгини в первое прибытие из Иерусалима. Больше 10 миллионов верующих смогли приложиться к святыне, на которой четко видны потертости от рук верующих, несших икону во время крестного хода.
В 2009 году, когда праздновался столетний юбилей святой обители, в монастырь были переданы святые мощи великомучениц Елизаветы Федоровны и Варвары. К великому юбилею мощи были доставлены из Гефсиманской церкви в Иерусалиме. Торжественное праздничное богослужение при огромном скоплении верующих и паломников по этому поводу было совершено в Покровском соборе патриархом Кириллом.
В стенах Марфо-Мариинской обители бережно хранятся мощи святого Сергия, который был первым духовником в монастыре. Здесь же находятся мощи исповедника Гавриила, служившего клириком обители милосердия вплоть до ее закрытия. Каждая святыня уложена в красивый ажурный ковчежец, поклониться и приложиться к ним, попросить помощи и покровительства приходят каждый день сотни верующих.
Еще одна реликвия уникального комплекса ‒ святая полумантия, принадлежавшая Серафиму Саровскому. Полумантия была передана настоятелю храма, расположенного в Гатчинском дворце, согласно завещанию великого старца сразу после его смерти. После многих чудесных исцелений, которые явились верующим, полумантия стала собственностью царствующей семьи, великая княгиня передала ее в монастырь.
Архитектура монастыря
Внешне собор напоминает средневековую крепость. Обнесенные белоснежным забором постройки наталкивают на мысль о псковской и новгородской архитектуре древних времен, хотя обитель была воздвигнута по историческим меркам совсем недавно.
Центр обители — Покровский собор, построенный в стиле русского церковного модерна. Для него характерны белые стены, узкие окна, растительные мотивы в росписи, рельефные фасады. С одной стороны к собору примыкает трапезная, с другой — две звонницы.
Интерьер Покровского собора Марфо-Мариинской обители
Западный фасад украшает икона Спаса Нерукотворного. Она выполнена из мозаики М.В. Нестеровым. Самая значимая из внутрихрамовых композиций носит название «Путь ко Христу». Не менее тщательно расписана и подземная церковь.
В одном из больших домов, с окнами в виде полукруглых арок, был оборудован госпиталь, в котором круглосуточно дежурили сестры милосердия, помогая больным. Окна госпиталя выходили на храм, чтобы все люди, проходящие лечение, могли хотя бы таким образом участвовать в службе. В аптеке при храме лекарства отпускались бесплатно тем, у кого не хватало средств их купить.
В белоснежном невысоком здании был организован приют для воспитанниц, библиотека и школа. Здесь же позже была открыта воскресная школа для малограмотных женщин. Позже на территории обители было построено еще одно небольшое здание, которое служило общежитием и рукодельней.
История
Основан женский монастырь был княгиней Романовой Елизаветой Фёдоровной. Это произошло в 1909 году, после того, как трагически погиб её супруг. После этого, княгиня решила уйти из светского мира и решила посвятить жизнь служению Богу. Евангельская история о служении Марии и Марфы вдохновила её на создание обители милосердия. Она продала драгоценности и имущество, купила на большой Ордынке усадьбу. Там была создана больница и организована небольшая домовая церковь названную в честь Марии Марфы. В 1912 году на территории был построен Храм Пресвятой Богородицы.
В 1909 году, в феврале в обители поселилось только 6 женщин. Елизавета Фёдоровна была первой настоятельницей. В конце года количество насельниц прибавилось. Их стало 30. В 1918 году это количество увеличилось до 105 человек. Княгиня с первыми семнадцатью женщинами была посвящена в крестовые сёстры епископом Трифоном в 1910 году. А по благословению митрополита Владимира княгиня стала настоятельница. Это была община милосердия, а необычный монастырь. Сюда принимали православных девиц и вдов в возрасте от 21 до 40 лет. При посвящении они давали обеты о том, что будут соблюдать целомудрие, послушание, нестяжание. Но через некоторое время, если женщина хотела, она имела возможность покинуть обитель и выйти замуж. Сёстры назвали Елизавету Великой Матушкой.
Это была не просто община монахинь, обитель стала отличной больницей, в Москве она считалась лучшей. В её стенах принимали больных известные врачи, все духовные сестры проходили обучение, чтобы оказывать людям квалифицированную медицинскую помощь. Здесь лечили малоимущих девочек и женщин. Также, тут был устроен приют для девочек, там они жили и трудились. Монастырь не закрыли даже в первые годы после революции. Но матушку и её келейницу в 1918 году сбросили в шахту. Действовала обитель до 1926 года. А потом тут сделали поликлинику, кинотеатр, лаборатории и реставрационные мастерские. В 1992 году произошла передача обители под покровительство Московской Патриархии.
Сестры милосердия и монахини
Создавая обитель, Елизавета Федоровна хотела сделать ее непохожей на обычный монастырь. Она уважительно относилась к монашескому подвигу, но отшельнический образ жизни монахинь не совместим с активной общественной деятельностью. Поэтому нужна была такая организация жизни обители, которая позволила бы совместить служение Богу и служение людям. После этого было принято решения перенять опыт диаконис.
Важно знать! Диаконисами в древней церкви называли особую категорию женщин, которые решили посвятить себя служению Богу, приняли посвящение, несли особую службу и жили при храме, но при этом не принимали монашеский постриг. Диакониссы делились на две группы
Относящиеся к первой группе помогали нуждающимся мирянам, относящиеся ко второй — помогали священнику при проведении богослужения, поддерживали порядок в храме
Диакониссы делились на две группы. Относящиеся к первой группе помогали нуждающимся мирянам, относящиеся ко второй — помогали священнику при проведении богослужения, поддерживали порядок в храме.
Памятник Елизавете Федоровне, основательнице Марфо-Мариинской обители
Женщины, жившие в Марфо-Мариинской обители, относились к первому типу диаконис. Они носили специальную одежду, жили по уставу монастыря, занимались помощью обездоленным, но такие женщины не принимали монашеский постриг и могли в любой момент покинуть общину и создать семью.
Сейчас такой род деятельности назвали бы патронажной службой. Те, кто хотел участвовать в богослужениях, становились монахинями. Тогда они занимались церковной, хозяйственной и административной деятельностью.
Важно! Таким образом, насельницы обители делились на монашествующих сестер и «белых» сестер. Их и сейчас легко отличить по одежде
Монахини носят одежду черного цвета, «белые» сестры носят серый подрясник и белый головной убор, закрывающий лоб.
Ранее сестра служила в обители столько, сколько позволяли ее душевные силы. Сейчас обет пожизненный, уйти из обители можно только в монахини. Но руководство монастыря все больше склоняется к мысли, что нужно разрешить женщинам возвращаться к мирской жизни. Сегодня православной девушке бывает трудно найти себя, свой истинный путь. Временное служение помогает настроиться на нужный лад, выбрать правильные жизненные приоритеты.
Интересно знать! В Соловецком монастыре есть такое понятие как «годовики». Люди приходят в монастырь на год, молятся и трудятся наравне с монахами. По истечению этого времени они возвращаются к обычной жизни.
Отшельничество открывает на многое глаза, дает человеку внутренний стержень. Духовенство Марфо-Мариинского монастыря стремится перенять этот опыт и внедрить в монастыре похожие порядки.