Общая информация
Луксорский храм расположен на восточном берегу Нила. Сейчас это территория современного города Луксор, а раньше здесь находились Фивы – столица древнеегипетского государства. Храмовая постройка располагалась на юге города. Конечно, до нашего времени она сохранилась не в первоначальном виде, но в некоторых местах еще встречаются следы краски, а в самом храме видны очертания залов. Изначально храм в Луксоре соединялся со знаменитым Карнакским храмом трехкилометровой мощеной аллеей сфинксов.
Красота и размеры Луксорского храма поистине впечатляющи – его длина достигает 260 метров, а с каждой стороны от входа расположены мощные пилоны высотой 20 метров и длиной около 70 метров. Один из пилонов построен при Рамзесе II и украшен рельефами с изображениями одержанных им побед. Известно, что во времена Древнего Египта у входа в храм стояли 6 статуй этого правителя, но сейчас мы можем увидеть лишь три из них. У одного из входов находится обелиск. Раньше рядом с ним был еще один, но его увезли во Францию в конце XIX столетия. А первый обелиск хорошо виден на многочисленных фото этого места.
Сразу после входа в Луксорский храм вы попадете в перистильный зал, созданный при Рамзесе II. Пройдя по нему, вы выйдете к колоннаде, возведенной при Аменхотепе III. Аллея из колонн имеет протяженность 100 метров и состоит из 14 рядов столпов в виде свитков папируса. Затем следует еще одна колоннада – гипостильный зал, образованный 32 колоннами и ведущими в сердце храма – святилище. Пройдя еще немного, вы попадете в Храм Амона в Луксоре – самое позднее из зданий храмового комплекса. Он возведен уже в период царствования великого полководца Александра Македонского.
Как добраться до Карнакского храма
Расположен ансамбль культовых сооружений в городе Карнак (древние Фивы), примерно в 3 километрах к северу от города Луксор, на восточном побережье Нила. Храм богини Мут находится в 400 метрах южнее от святилища Амон-Ра и Хонсу.
Попасть на территорию Карнакского храма можно во время экскурсии в составе туристической группы или с личным гидом. Другой вариант — самостоятельно отправиться на экскурсию в архитектурный комплекс.
Открыт Карнакский храм для туристов каждый день с 6 утра до 17:30. Рекомендуем взять с собой воду и обуть удобную обувь, так как экскурсия по территории может занять 3–5 часов.
Аллея сфинксов, sonnenschein
Добраться до храма в Карнаке из Луксора можно пешком, доехать на арендованной машине или воспользоваться услугами такси. От железнодорожного вокзала Луксора до храмового комплекса можно дойти пешком примерно за 45–50 минут по улице Mostafa Kamel и Hafeth. На машине это же расстояние можно преодолеть примерно за 10 минут.
Схема автомобильного маршрута ж/д вокзал Луксор-Карнакский храм
На территории города Луксор работают следующие местные службы такси: Ahmed Mohamed Taxi Services, Luxor Taxi Driver Badawy, LuxorTaxi.
Видео о Карнакском храме в Египте
Рамессеум
Заупокойные царские храмы и вырубленные в скалах гробницы фараонов на западном берегу Нила отличались особой монументальностью. Но даже среди них выделялся своими размерами храм Рамсеса II – Рамессеум, построенный зодчим Пенра в 1-й пол. XIII в. до н. э.
О Рамсесе II египтологам сегодня известно, наверное, столько же, сколько обо всех остальных египетских фараонах вместе взятых. Этот правитель Египта, вошедший в историографию под именем Великий, царствовал 55 лет и положил много сил для популяризации собственной персоны. Рамсес II был огромного роста и атлетического сложения. Он имел 42 жены и наложницы и 187 детей: 120 сыновей и 67 дочерей, три из которых стали его женами. Двенадцать своих сыновей фараон пережил. В период царствования Рамсеса II по всей стране воздвигались его статуи. Более того, чтобы удовлетворить свое тщеславие, фараон приказал каменотесам сбивать имена со статуй предшественников и заменять их своим.
Громадный ансамбль Рамессеума, размеры которого весьма характерны для эпохи Рамсеса II, включал в себя заупокойный храм и дворец, предназначавшийся для пребывания фараона во время церемонии «хеб-седа» — ритуального обряда, призванного «возродить» престарелого фараона и придать ему новые силы.
Первоначально «хеб-сед» был праздником, посвященным тридцатилетнему пребыванию фараона на троне, но затем сроки проведения обряда изменились. Во время этих церемоний фараон представал перед своими подданными, появляясь в так называемом окне явлений, выходившим в центральный колонный зал дворца.
Заупокойный храм Рамессеума был посвящен богу Амону и обожествленному отцу Рамсеса II — фараону Сети I. Расположенные на разных уровнях многочисленные колонные залы и внутренние дворы храма соединялись лестницами. Для придания всему ансамблю цельного облика зодчий Пенра обнес передний двор храма-дворца величественной двойной колоннадой. Преддверие храма охраняли высеченные из камня колоссальные статуи с эмблемами царского достоинства в руках.
В храме-дворце стояло огромное количество статуй фараона в облике бога Осириса. Стены украшали рельефы, рассказывающие о военных победах Рамсеса II и Сети I и представляющие собой своеобразные летописи их походов — передвижения войск, лагерные стоянки, взятие крепостей, сражения, бегство разгромленного противника, возвращение фараонов в Египет с богатой добычей.
Среди этих композиций выделялись рельеф с изображением битвы при Кадеше (ок. 1312 г. до н.э.), в которой Рамсес II, как были убеждены египтяне, одержал победу над хеттами (хетты, впрочем, считали иначе), а также изображение праздника в честь бога Мина, связанного со сбором урожая.
Развалины Рамессеума сохранились до наших дней. Здесь до сих пор высятся десятки колоссальных колонн, отмечавших фасад храма-дворца, а посреди храмового двора лежит разбитая гигантская статуя Рамсеса II, достигавшая высоты 19 м и весившая свыше 100 тонн. Это, вероятно, была величайшая на земле монолитная, т.е. высеченная из цельного куска камня, скульптура.
Сооружение в эпоху XVIII династии в южной части Фив новых святилищ – Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу, как бы «уравновесило» соответствовавшие им храмы северной части Фив – Карнака на востоке и храма Хатшепсут на западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса, ныне включенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Другие объекты культурного и исторического наследия древнего Египта — некрополи Мемфиса и памятники Нубии.
После разрушения Фив ассирийцами в 663 г. н. э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах и заносился песком до 1930-х гг., когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление и многое могут рассказать о мастерстве и искусстве древних египтян.
Фивы стовратные: эпоха расцвета
Древние греки называли египетскую столицу стовратными Фивами, жители Египта — Уаст, то есть властвующий город, а жители самих Фив нередко говорили просто: Ниут — город. Как будто на Земле есть только один город, и всем ясно какой…
Действительно, Фивы, ставшие столицей Египта в эпоху Нового царства, были одним из величайших городов того времени. Великая столица страны Кемет представляла собой собрание роскошных дворцов и пышных садов, искусственных озер и золоченых обелисковых игл. Лазурит и серебро, ливанский кедр и черное дерево, лучшие вина и дорогая кожа, слоновая кость и благовония, сильные рабы и прекрасные рабыни — все товары стекались в Фивы с разных концов земли.
Карнакский храмовый комплекс переносит путешественников в эпоху торжества Фив, в период Нового царства. Этот промежуток — наивысший подъем не только столицы, но и всего Древнего Египта. Яркая эпоха Нового царства ознаменовалась удивительным расцветом искусств и наук, страна богатела, постройки росли вверх и вширь. Войны были победоносны, фараоны — велики. Скульптура, изобразительное искусство, ювелирное мастерство достигли невероятного изящества. Так, современный человек поражается тысячам изысканных вещей из гробницы юного фараона Тутанхамона, но ведь наверняка великие цари-победители оставили после себя в десятки раз более роскошные погребения!
Великие имена Рамзеса II, Тутмоса III, Хатшепсут, борьба Эхнатона с фиванским жречеством, а затем восстановление роли жрецов — все это принадлежит периоду Нового царства. Пройдитесь по Карнаку — и вы увидите страницы истории этой великой эпохи.
Карнак — символ могущества жрецов бога Амона. Пожалуй, за всю историю Древнего Египта никогда еще жречество не достигало такого влияния. У египтян были сотни богов: одни — общие для государства, другим поклонялись в отдельных городах. С превращением Фив в столицу фиванский бог Амон-Ра стал главным для всей страны Кемет.
Амон стал главным богом египтян в эпоху Нового царства
На протяжении веков различные группировки жрецов, представлявших тех или иных богов, старались одержать верх в борьбе за влияние на очередного фараона. И вот фиванскому жречеству удалось на многие столетия закрепить за собой влияние на трон и благодаря своему исключительному положению воздвигнуть целый храмовый город, который мы сейчас называем Карнакским комплексом.
В Фивы стекались доходы от многочисленных провинций, а каждая война приносила храму Амона богатейшие трофеи: драгоценности, скот, рабов. Каждый фараон, включая царей эллинистической династии Птолемеев, считал своей обязанностью добавить храмовому городу еще несколько строений или хотя бы барельефов. Многие фараоны стремились не только угодить богам и жречеству, не просто увековечить свое имя в веках, но и перещеголять предшественников, воздвигая все более роскошные здания.
В наши дни Карнакский храм, расчищенный от песка, вновь предстает во всем своем величии. Сотни статуй, обелисков, пилонов, десятки храмов с тысячами колонн поражают каждого, посетившего эти 40 га плотной монументальной застройки.
Вечерами в Карнаке устраивается невероятное по красоте звукосветовое шоу, возрождающее былую мощь, грандиозность и красоту стовратных Фив.
«Дворец, который не был дворцом»
Это о Карнаке. Гибель древнеегипетской цивилизации на много веков скрыла величественный храмовый комплекс от взора человечества. Фивы были засыпаны песком. Но постройки были столь грандиозны, что даже сквозь заносы проглядывали впечатляющие руины. Арабы, заселившие эти земли, назвали местность Карнак — дворец. Они полагали, что эти обширные развалины когда-то являлись дворцом, хотя на самом деле это были руины Ипет Сут — храма бога Амона.
Центральный двор — двор обелисков в Карнакском храме
Вид на центральные колонны Большого гипостильного зала в обратную сторону, по направлении к центральному входу в храм в Карнаке.
Из зала выходим на южный внутренний двор. Здесь нас встречают остатки пилона.
Единственный полностью сохранившийся обелиск Хатшепсут. Всего на территории храма в Карнаке она поставила 6 обелисков. Обелиск из Асуанского гранита имеет высоту около 30 метров и весит более 300 тонн.
А вот ещё упавший обелиск Хатшепсут.
Рядом находится священный жук скарабей. Вокруг статуи народ наматывает круги в надежде на исполнение заветных желаний. На лицевой стороне постамента изображен фараон на коленях перед Атумом, который держит в руке пальмовый лист с зарубками лет и протягивает властителю символы жизни и стабильности. В картушах царские имена – личное: «Аменхотеп, властитель Фив» и тронное: Ниб-маат-Ра (Господин истины Ра).
Напротив священное озеро.
Южная часть храма в Карнаке — VII-IX пилоны
У входа в VII пилон храма в Карнаке находятся 7 статуй фараонов.
А это южная линия храма среднего царства:
— на переднем плане остатки святилища Тутмоса III (ближе к VII пилону);
— восточная часть VIII пилона;
— остатки IX пилона (его реставрируют с помощью крана).
Узкий Гипостильный зал сооружен во времена Тутмоса I и украшен колоннами и осирическими статуями фараона.
Зал анналов Тутмоса III
У северной стены зала анналов Тутмоса III рядом с проходом находятся 2 статуи. Слева установлен Амон-Ра.
Справа статуя Амаунет, женское дополнение Амона, позже вытесненное со своей должности культом Мут. Статуи появились при Тутанхамоне.
На достоверность в описании храма в Карнаке не претендую, хотя старался. Очень помог сайт http://www.bellabs.ru/Egypt/
Храмы Абидоса
Рекомендовать место
9
Древние египтяне почитали храмы Абидоса как одну из величайших в мире святынь. Этот город считался культовым центром, посвященным Осирису, а также воротами в преисподнюю.
Центральная достопримечательность Абидоса — храм Сети I, повященный второму фараону XIX династии (1290- 1279 гг. до н.э.). Этот правитель запомнился не только как удачливый завоеватель, но и как строитель храмов, богато украшенные прекрасными скульптурами и тончайшей работы иероглифами.
В 1848 году во время раскопок археологи нашли над входом в храм Сети I таблички с загадочными письменами. Тогда перед исследователями встала очень сложная задача, и расшифровать непонятные знаки не удалось. На одной из табличек хорошо просматриваются иероглифы напоминающие вертолет с лопастями, самолет и подводную лодку. Вот уже на протяжении 150 лет не прекращаются бурные споры по поводу происхождения этих надписей.
Храм Слышащего Уха и колонны Тахарки
Храм Слышащего Уха и колонны Тахарки, Египет
Также прямо внутри осыпающихся восточных стен находятся различные остатки более поздних храмовых построек, таких как колоннада, построенная Тахарко. Восточные ворота, похоже, когда-то были очень внушительными, но сейчас они находятся в плачевном состоянии. За этими воротами и за главными стенами храма были обнаружены скудные остатки карнакских храмовых построек Аменхотепа IV (Эхнатона). Они были раскопаны в 1970-х годах, и многие из колоссальных статуй Эхнатона, которые сейчас находятся в музеях Луксора и , прибыли отсюда.
За стенами на севере находится храм Птаха. Первые три святилища были построены Тутмосом III и посвящены мемфитскому богу Птаху. Он был восстановлен нубийским царем Шабако, а затем значительно расширен Птолемеями и римлянами. Перед первоначальной зоной святилища есть стены-ширмы в стиле Птолемея и колонны с цветами. Северное и центральное святилища были посвящены Птаху, а южное – Хатхор. Сегодня в южной святыне, которая обычно сейчас запирается, находится красивая отреставрированная статуя богини-львицы Сехмет.
Карнак, храм Амона, Египет
За стеной теменоса на севере находится заброшенный район Монту, который был более ранним богом с головой сокола в Фиванской области до того, как Амон стал главным богом. Первоначально храм был построен Аменхотепом III, и его картуши до сих пор можно увидеть на некоторых блоках комплекса. Большие пилонные ворота были построены Птолемеем III в районе набережной на севере. Эдесь было много небольших прилегающих часовен и святынь, посвященных различным божествам, а также аллея сфинксов с человеческими головами на севере.
Музей под открытым небом, Карнак, храм Амона, Египет
На западе от стены «небесных жен Амона» находится музей под открытым небом, в котором лежат различные части и реконструированные святыни, найденные в других местах Карнака. Большинство фрагментов здесь были обнаружены внутри второго и третьего пилонов или в полу двора седьмого пилона.
История Храма
Изначально Храм был посвящен фиванской триаде:
- Амону (древнеегипетскому Богу воздуха);
- Мут (древнеегипетская Богиня неба);
- Хонсу (сыну Амона и Мут).
Соединяя Карнакский и Луксорский храмы, аллея сфинксов имела большое значение. На ней проводили шествие в дни празднования Опет. Праздник отмечался в том время, когда Нил разливался и выходил из своих берегов. По полноводной реке спускали ладью со статуями 3-х Богов, которая следовала от одного Храма к другому. Пышная процессия проводилась в честь возрождения и плодородия земли после периода засухи. Каждый год в течение 3 000 лет праздник Опет был значительным событием в жизни Египта.
Однако по последним гипотезам предполагается, что святилище было построено, как символ наместника Бога на земле, то есть фараона, который после коронации становился не простым смертным, а Богом-Царем. Луксорский храм служил символом божественной природы правителя Египта и его связи с Богами.
Так продолжалось вплоть до времен завоевания Египта Римской империей. Александр Македонский хотел возродить былую славу комплекса. Более того, он объявил себя сыном бога Амона. Потому в состав архитектурного ансамбля вошла последняя постройка — Храм Александра Македонского, ставший центром поклонения римскому императору. Некоторые залы святилища были обращены впоследствии в христианские.
В 84 году до н.э. Фивы с его прекрасными сооружениями был разрушен. В VII веке н.э. арабы завоевали Египет. Некогда величественный комплекс постепенно уходил под песок. На его руинах стали строить обычные постройки, образовывались кучи мусора. В какой-то мере мусорный саркофаг послужил защитным слоем Храма от вандалов и религиозных еретиков.
Практически на его крыше мусульмане построили мечеть Абу-эль-Хагаг, от которой сейчас остался один минарет. Сегодня, когда Луксорский храм очищен от песка, мечеть выглядит, как его надстройка. Таким образом, сложный в архитектурном плане ансамбль, заключал в себе постройки различных исторических эпох. В нем нашли отражение деятельность и политика того или иного правителя, попытки насадить новые религии, отражение борьбы за власть и другие знаменательные события, происходящие в Египетском царстве.
Структура комплекса
В результате строительных работ, длившихся в общей сложности 13 столетий, комплекс получил не только грандиозные масштабы, но и довольно сложную планировку с десятками построек и тысячами статуй.
Древнеегипетский храм в Карнаке – это ансамбль, состоящий из трёх частей, посвящённых разным божествам фиванской триады:
- верховному богу Амону-Ра;
- его супруге, царице Мут;
- их сыну Хонсу, богу Луны.
Святилище Амона-Ра
Самая масштабная часть ансамбля в Карнаке – это храм бога Амона, территория которого имеет форму четырёхугольника со сторонами 530, 515, 530 и 610 метров.
В храм ведёт Священный путь – так называется аллея с бараноголовыми сфинксами (бараны считаются одним из воплощений Амона). На этом месте есть достопримечательность, о которой известно далеко не всем гидам: она не броская, но очень важная в археологическом отношении. Речь идёт о набережной, защищавшей сооружения от затопления при разливе Нила. На её стенах делали пометки о высоте разлива – сейчас эти данные активно используются учёными для лучшего понимания истории Египта.
Аллея с бараноголовыми сфинксами приводит к первым, самым массивным воротам (пилону) храма, имеющим форму усечённой пирамиды высотой 44 и шириной 113 метров. Это едва ли не самое молодое сооружение ансамбля, строительство которого было начало в 340 г. до н.э.. За пилоном расположена просторная прямоугольная площадь размером 85 х 100 метров.
Если от входа повернуть направо – будет храм Рамзеса III, считающегося одним из величайших фараонов Древнего Египта. Деяния Рамзеса III описаны на стенах постройки, а внутри стоят изображающие его статуи.
Колонный зал
Немного влево от входа в храм Рамзеса III располагаются ещё одни ворота – Бубаститские. Именно за ними помещается один из знаковых объектов храма Амона-Ра в Карнаке – поражающий воображение величественный Колонный зал, создание которого начиналось при фараоне Хоремхебе, а декорирование и покрытие надписями состоялось уже при Сети I и Рамзесе II. Изначально Колонный зал имел крышу, сейчас же остались лишь колонны, поражающие своей грандиозностью. Всего их 134, и они выстроены в 16 рядов: центральные поднимаются в высоту на 24 метра и имеют в обхвате 10 метров, остальные немного поменьше.
Ботанический сад и другие достопримечательности
Пилоны, которые располагаются за Колонным залом и ведут вглубь святилища бога Амона, показывают, как расширялась территория. Полуразрушенные стены сформировали величественный лабиринт с многочисленными сфинксами, статуями фараонов и обелисками. В той части Карнакского храма в Египте, которая посвящается богу Амону, располагается ещё много интересного:
- Красная капелла – на её стенах изображены сцены жертвоприношений и религиозных празднеств египтян;
- маленький дворик Аменхотепа III, приютившийся между третьими и четвертыми воротами, с одиноко стоящим обелиском;
- «священная барка» Рамзеса II;
- за четвёртым пилоном – 30-метровый гранитный обелиск, посвящённый царице Хатшепсут.
За третьими и четвёртыми воротами храма Амона в Карнаке расположены Солнечные залы, самый красивый из них – Ботанический сад. Такое название зал получил за выгравированные рисунки растений и зверей, в изобилии покрывающие его стены. Среди изображений встречаются представители флоры и фауны долины Нила, а также экзотические представители животного мира из завоёванных Тутмосом III земель.
Неподалёку от северной ограды стоит скромный храм бога Птаха, сооружённый при Тутмосе III. Внутри здания есть красивая гранитная скульптура, изображающая богиню Сохмет.
Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы
Статуя скарабея у Священного водоёма
Немного южнее центральной части храма бога Амона когда-то был Священный водоём (120 х 77 м). Рядом с ним стояла постройка, в которой содержали гусей – в Египте они считаются священными птицами бога Амона. Сейчас озеро пересохло, гусей больше не держат, и постройки тоже нет.
Зато есть огромная гранитная статуя жука скарабея, установленная Аменхотепом III. В Египте скарабея называют священным насекомым, он символизирует воскресение и бессмертие, поскольку, по мнению египтян, может самовозрождаться наподобие Амона и других богов.
Перистильный двор
В отличие от святилища Амона и главного зала, доступ в храмовый двор открывали во время пышных и живописных праздников для всего народа. Он громаден — 8160 м2, почти гектар открытого пространства! Заполненный ликующей толпой двор являл наглядное богатство и величие прекрасной Кемет, история которой, увы, уже близилась к закату… Перистильный двор выстроили уже при династии Бубастидов, в эпоху Позднего царства. Страна еще могла позволить себе возводить грандиозные сооружения, но эпоха фараонов близилась к концу.
Осматривая двор Карнакского храма, обратите внимание и на малые храмы, включенные в это огромное пространство: Рамзеса II, Сети II — их стены покрыты изображениями и надписями. На южной стороне двора вы увидите впечатляющий памятник военным победам фараона Шешонка I, воздвигнутый после похода на царя Ровоама
На памятнике перечислены взятые города Иудеи и отражены хроники палестинского похода
На южной стороне двора вы увидите впечатляющий памятник военным победам фараона Шешонка I, воздвигнутый после похода на царя Ровоама. На памятнике перечислены взятые города Иудеи и отражены хроники палестинского похода.
Некогда в центре двора возвышался знаменитый киоск Тахарки, состоявший из десяти колонн в виде папируса. Высота их — 21 м, то есть этот киоск (павильон, беседка!) был высотой с современное семиэтажное здание. Между колоннами возвели небольшие стенки. В центре находился алтарь из алебастра.
Сейчас, к сожалению, от киоска Тахарки осталась лишь одна гигантская и при этом весьма изящная колонна. Можно только представлять, как 2,5 тыс. лет назад здесь, в пронизанном солнечными лучами павильоне, в первый день древнеегипетского нового года (он отмечался летом), происходила церемония очищения статуй богов под потоками света.
От киоска Тахарки в главном дворе храма сохранилась только одна колонна — но какая!
СВЕТ И ТЕНИ АМОНА-РА
Как большинство монументальных памятников Древнего Египта, храм Амона-Ра в Луксоре сохранился не в первозданном виде. Но и то, что осталось, свидетельствует: это был наполненный множеством символических смыслов ритуальный комплекс.
Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н.э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм). Оба храма были посвящены богу АмонуРа и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «Городе Амона» (отметим, что Фивы — это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-И мн — город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города — Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» — богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая — к храму Хонсу.
Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/ 1489- 1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. до н.э. или 1504-1482 гг. до н. э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу 111 (1479-1425 гг. до н.э. или 1490-1436 гг. до н.э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.
При фараоне Аменхотепе 111 (1388-1353/1351 гг. до н.э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего — жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. до н.э.) и Рамзесе II, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. до н.э.). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе III стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище — внутренние помещения. Затем — внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел процессионную колоннаду — двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн — между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы , рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.
Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнес храм внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе III. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши — таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.
Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юговосток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.
Заключение
Воздвигнутый во времена, когда вокруг бурлили прекрасные и огромные стовратные Фивы, Луксорский храм помнит периоды наивысшего расцвета древнеегипетского государства. В этих стенах сохранилась память об исторических личностях, о царях и царицах Древнего Египта: Рамзесе II, Эхнатоне, Нефертити, Клеопатре… Архитектурное совершенство храмов Луксора, Эсны, Эдфу сочетается с их огромным историческим значением.
Клеопатра. Рельеф на стене храма в Эдфу
Осматривая статуи этих храмов, современный человек погружается в мифы и верования древних египтян, знакомится с великими богами и богинями древности: Амоном-Ра, Хнумом, Соколом-Гором, Атумом, Мехетурет, Себеком… Разворачивается на стенах, будто на страницах книги, легенда о божественном рождении фараона.
Вечерами, когда стены Луксора частично погружаются во тьму, а частично выделяются игрой подсветки, колоссальность и тонкость работы древних мастеров наполняет душу особенным восторгом. Кажется, будто мистическим образом оживают вокруг стовратные Фивы и Луксор снова становится центром великого государства богов и фараонов.