Почему железная дорога предпочтительнее?
Многие молодые люди живут в мегаполисах, а их жизни протекают в быстром темпе. Они постоянно спешат по важным делам, а это накладывает свой отпечаток в том числе, и на то, как они путешествуют. Такие люди искренне недоумевают, почему железная дорога является лучшим вариантом? Действительно, на личном автомобиле, на такси или на автобусе время, проведенное в дороге, будет меньше. Но стоит ли это того?
Поезда – этот вид транспорта всегда отличался особой «романтикой». Шум шоссейной трассы далеко не такой приятный, как равномерное постукивание колес. В дороге пассажир может отдохнуть с комфортом, и это даже в вагонах плацкартного класса. Будучи водителем автомобиля, человек, концентрируется на дороге и устает. В поезде все иначе. Не нужно следить за дорогой. Можно включить любимую музыку, надеть наушники и просто смотреть в окно, наблюдая за проносящимися лесами и постройками. Нет никакой нужды делать остановку на обед. В каждом вагоне есть небольшие столики, даже если это сидячий экспресс. Если же захочется в туалет – то достаточно просто встать и сходить. Когда дорога надоест, то можно поспать на небольшой полке.
Классы обслуживания в поездах РЖД делают возможной вариативность при покупке билетов. Вагоны разные и с различными условиями. Начиная от дешевых сидячих вагонов и заканчивая классом «люкс» с полноценной комнатой и собственным санузлом. Таким образом, пассажир сам выбирает то, в каких условиях он будет ехать. Кроме того, это в любом случае будет дешевле поездки на автомобиле, ведь цены на топливо далеко не самые демократичные.
В каких категориях вагона купе доступно питание
Купейные вагоны имеют различный уровень комфортности. Купить проездной документ с предоставлением гарантированного питания можно в вагонах класса VIP, СВ или РИЦ, а также К.
Питание предлагается пассажирам, что покупают билеты в купе класса комфортности 1М, 1Б, 1Е, 2Э и 2Б. Но гарантированный завтрак или ужин можно получить и в купе, что входят в пассажирские составы класса 2Т.
Что включает рацион в поезде РЖД
Обладатели оплаченных билетов могут выбрать блюда из меню гарантированного питания. Поскольку в их стоимость включена эта дополнительная услуга, на сайте серверов фирменных поездов РЖД. Для этого необходимо там зарегистрироваться.
Оформляя заказ, пассажир заполняет поля со своей фамилией именем и отчеством в форме, предложенной перевозчиком на его сайте. Чтобы еда была доставлена пассажиру в поезде, он также указывает вид, номер проездного документа, а также занимаемое им место и купе.
Человеку предоставляется горячий завтрак и ужин в зависимости от длительности поездки, а также времени отбытия и прибытия. Если продолжительность поездки превышает 24 часа, то пассажиру предоставляется обед.
Единые стандарты обслуживания и предоставления пассажирам гарантийного питания были введены РЖД в 2012 году. Гарантированная еда включает стандартные завтраки, бизнес-ланчи, ужины и фирменное меню.
В рацион питания в поезде РЖД входит:
- Стандартный завтрак из двух вариантов. На выбор пассажирам предлагается по два вида молочной каши и бутербродов. Ржаной и пшеничный хлеб, чай, кофе, сливочное масло и сливки. В рацион включается каша овсяная и рисовая, бутерброды с колбасой и сыром с маслом. Пассажиру предоставляется возможность самостоятельно выбрать вариант комбинации из блюд. Второй вариант завтрака отличается тем, что два вида каш заменяются в нем на яичницу глазунью с ветчиной и помидорами.
- Стандартный бизнес-ланч. Первый вариант включает в себя салат, борщ из говядиной, эскалоп с гарниром из риса, белого и ржаного хлеба. Из горячих напитков можно взять на выбор чай или кофе со сливками. Второй вариант состоит з таких блюд: салат, суп-лапша, котлета в картофельном пюре. Хлеб ржаной и белый. Из горячих напитков предлагают чай или кофе со сливками.
- Первый вариант стандартного ужина: салат, бифштекс с отварным картофелем, хлеб ржаной и пшеничный, кофе или чай. Второй вариант: куриное филе с макаронами, хлеб ржаной и пшеничный, чай или кофе.
Меню гарантированного питания РЖД периодически обновляется. Фирменное меню поездов для пассажиров состоит из различных блюд, которые не входят в состав гарантированного питания.
Кроме стандартного гарантированного питания пассажир получает минеральную воду и посуду, приборы, бумажные салфетки.
В вагонах бизнес класса в меню дополнительно входит десерт, три вида безалкогольных напитков, два вида минеральной воды, шест типов алкогольной продукции по два наименования каждый и два вида пива.
В вагонах бизнес класса предоставляется фарфоровая или фаянсовая посуда вместо одноразовой и тканевые салфетки. Можно заказать подачу завтрака, обеда и ужина в купе или получить их в вагоне-ресторане.
Спальный шик
Люксовый спальный вагон обозначается литерой «СВ». В нем оборудовано от 8 до 10 двухместных купе. Оба спальных места расположены внизу.
Вагон люкс значительно комфортнее обычного купейного вагона, так как рассчитан на двоих и в нем нет неудобных верхних полок.
Уровень обслуживания в СВ тоже выше, чем в обычном, а помещение оборудовано кондиционером, кнопкой вызова проводника, иногда установлен телевизор. Качество еды, белья и обслуживания будет напрямую зависеть от компании перевозчика.
СВ принято считать удобным для небольшой семьи или романтического свадебного путешествия. В подобное купе можно купить и один билет, в этом случае лучше выбирать купе мужское или женское.
Цены в спальный люкс также сравнимы с авиабилетом, но зато комфортное путешествие обеспечено.
Люксовые особенности вагона
Существует несколько видов вагонов премиум-класса, они отличаются по количеству расположенных в них купе и могут включать их от четырех до шести. При этом все они двухместные.
Купе вагона люкс обычно состоит из двух помещений: гостиной (она же спальня) и туалетной комнаты. По площади они в полтора-два раза больше обычного.
Если вам посчастливится прокатиться в таком вагоне, то можно получить дополнительное удовольствие, воспользовавшись услугами комфортного салона-бара.
Все купе вагона люкс оборудованы по следующим стандартам:
- ширина нижнего дивана-кровати в разложенном виде — 110-120 см;
- в наличии одно верхнее место с полкой шире, чем в обычном вагоне;
- в комплекте мебели обычно кресло, вещевой шкаф, журнальный столик;
- собственный санузел оборудован душем, биотуалетом и раковиной;
- есть телевизор, DVD-плеер, кондиционер, сейф со своей картой доступа (не во всех люксах);
- набор качественного постельного белья, тапочки, халат для душа, фирменные туалетные принадлежности.
Как правило, в стоимость билета на проезд в вагоне класса люкс включено горячее питание пассажиров (для этого на билетах стоит специальная отметка — вилка, ложка и тарелка).
Сколько стоит проезд в люксе?
Пассажир, собравшийся в путь этим классом, должен помнить, что купить билеты можно только на все купе целиком, это и есть стоимость реализации билетов.
В люксы не подсаживают попутчиков, но можно ехать как в одиночестве, так и вдвоем. За дополнительную плату пассажир может оформить путешествие и для своих детей. При перемещении внутри страны дети до 5 лет, иногда и до 10 лет, путешествуют бесплатно независимо от количества взрослых. Бесплатный билет предоставляется только одному ребенку.
Для взимания оплаты за проезд в вагонах класса люкс применяются тарифы «Взрослый» и «Семейный», со скидками и предоставлением льгот.
Так, например, при оформлении билета с направлением «туда-обратно» предоставляется скидка 30 % от стоимости проезда «обратно» на момент оформления проездного документа. Скидка предоставляется без учета стоимости питания и постельного белья.
Что предусматривает СВ?
Как я уже написал выше (да я думаю вы итак это знали) в купе спального вагона находится только два спальных места. Причём скомпонованы они могут быть двумя вариантами: либо два дивана снизу, которые трансформируются в спальные полки, либо такой же один диван снизу и верхняя полка.
В случае, если используется компоновка с диваном и верхней полкой, на месте второго дивана будет стоять удобное кресло у столика. В некоторых вагонах СВ еще есть умывальник, в шкафчике или под столом. Впрочем некоторые его используют и для других целей.
Разумеется, верхняя полка в СВ гораздо шире, чем в купе или плацкарте. Спальный вагон рассчитан на перевозку 16 или 18 человек. В вагоне предусмотрено два биотуалета, а также купе проводника с буфетом. В каждом купе присутствует шкаф для вещей с вешалками, зеркало, специально отведённое место для багажа, а также раскладной столик.
При этом, само помещение купе в спальных вагонах точно такое же, как и в купейных.
Как купить билет
При выборе вагона не стоит следовать мнению кассиров на вокзале. Ведь их логика далеко не всегда совпадает с логикой пассажира — места часто реализуются из чисто финансовых соображений.
Лучшие варианты оставляют на потом, чтобы незадолго до отправления поднять цену. Тип и класс необходимо называть сразу, во время приобретения билета.
Если же билет покупается на официальных сайтах, важно внимательно изучить стоимость и описание вагонов — некоторые классы обслуживания только предполагают, но не гарантируют наличие тех или иных удобств. Теперь вы знаете, что такое купе 2У в поезде, а также какими бывают вагоны отечественного производства
Следующие поездки для вас обязательно станут более комфортными
Теперь вы знаете, что такое купе 2У в поезде, а также какими бывают вагоны отечественного производства. Следующие поездки для вас обязательно станут более комфортными.
Питание стандарт РЖД: что входит?
Гарантированное питание в поезде дальнего следования РЖД состоит из стандартных завтраков, бизнес-ланчей и ужинов. Услуга оплачивается сразу при покупке железнодорожного билета.
Готовят питание для перевозчика фабрики-кухни, которые работают по договору аутсорсинга. Они поставляют готовые блюда сразу в пассажирские поезда по заявке РЖД. Вся еда упакована в специальную защитную тару, которая обеспечивает ее свежесть и сохранность.
Что предложат пассажиру — горячий завтрак или ужин — зависит от длительности поездки, а также времени отбытия и прибытия состава. Если длительность поездки превышает 24 часа, пассажиру предоставляется обед.
Подаются завтраки и ужины в поездах в определенное время: завтрак — с 7:00 до 10:00, ужин — с 16:00 до 21:00. Если в стоимость билета входит обед, то он подается с 11:00 до 15:00. Вместе со стандартным гарантированным питанием пассажир бесплатно может получить минеральную воду, столовую посуду, приборы и бумажные салфетки.
Стандартный завтрак в купе
Пассажир может выбрать один из двух вариантов предоплаченного стандартного завтрака:
- С горячей кашей
Предлагаются по два вида молочной каши — как правило, овсяная или рисовая с курогой. Дополнительно предложат нарезку из сыра, хлеб ржаной и пшеничный, чай, кофе и сливки.
- С омлетом
Данный вариант включает горячий омлет с овощами и сыром, а также мясную нарезку и хлеб (пшеничный, ржаной). На выбор предложат черный чай или кофе со сливками (подаются отдельно).
Стандартный обед в купе
Стандартный обед в поезде РЖД включает также два варианта:
- Салат из б/к капусты с зеленью, суп-лапша куриная, свинина тушеная с овощами, рис отварной. Кондитерское изделие, белый и ржаной хлеба. Из горячих напитков можно выбрать чай или кофе со сливками.
- Салат «Витаминный», щи из б/к капусты с курицей и сметаной, поджарка из курицы, макароны отварные. Кондитерское изделие, хлеб белый или ржаной. Из горячих напитков предложат чай или кофе со сливками.
Стандартный ужин в купе
Пассажир может выбрать один из двух вариантов ужина на поезде РЖД:
- Салат из моркови с яблоком и сметаной, филе куриное тушеное в сливочном соусе, каша гречневая. Кондитерское изделие, хлеб ржаной и пшеничный, чай или кофе.
- Салат из б/к капусты с огурцом, сосиска отварная с картофельным пюре. Кондитерское изделие, хлеб ржаной и пшеничный, чай или кофе.
В вагонах бизнес-классах в меню дополнительно включаются десерт, 3 вида безалкогольных напитков, 2 вида минеральной воды, 6 типов алкогольной продукции по 2 наименования каждый и 2 вида пива.
Сервисные классы в поезде «мегаполис» от компании «Тверской экспресс»
Каждый из таких вагонов располагает:
- Двумя биотуалетами;
- Кондиционированной системой;
- Электронным таблом;
- Холодильником;
- Микроволновкой.
Электроника находится в комнате проводника. Кроме этого, также в вагонах есть беспроводная сеть, а также постельное бельё и фирменные тапочки в цветах компании.
Классы вагонов делятся по типу и оказываемым сервисам.
Вагоны-купе:
- 2Н: базовый тариф с стандартным набором удобств. Кондиционера в таких вагонах не предусмотрено;
- 2У, 2Л, 2К: стандартный набор сервисов с включением кондиционера;
- 2Т: в вагонах с таким уровнем обслуживания к стандартному набору добавляется питание;
- 2Э: в набор услуг включён набор личной гигиены: зубная щётка, паста, мыло и салфетки.
Экономичный, люкс или бизнес-уровень
РЖД использует поезда трех основных разновидностей: бизнес, люкс, эконом. Рассмотрим их преимущества и недостатки:
- Бизнес-класс больше подходит занятым пассажирам, которые желают добраться до пункта назначения в самые короткие сроки. В просторных вагонах можно получить ряд дополнительных услуг: Wi-Fi, наборы для путешествующих с детьми, горячую еду, гигиеническую продукцию.
- Поезд уровня люкс — это всегда фирменный экспресс повышенной комфортности. Пассажиры здесь занимают двухместное купе (6 на вагон) с ванной и биотуалетом. В поезде также имеются обычные купе, плацкартные вагоны, СВ и ресторан.
- Эконом-класс не предусматривает высокого уровня комфорта, хотя здесь и используется несколько типов вагонов, включая четырехместное купе. Постельное белье, как и питание, выдается сразу на всех пассажиров.
Нумерация вагонов в поездах РЖД
Оказывается, просто дать вагону порядковый номер нельзя – он может менять место в составе или переходить из одного поезда в другой. В РЖД предусмотрена целая система нумерации, согласно которой вагонный номер – это своеобразный справочник, содержащий данные о типе, маршруте и других параметрах. Вся эта информация необходима для нормальной работы железных дорог и координирования маршрутов.
Внутри страны нумерация железнодорожных вагонов проще, чем на международных рейсах.
Внутрироссийская нумерация
На каждом железнодорожном вагоне есть номер, состоящий из 8 цифр. Его наносят прямо на корпус снаружи.
Коды пассажирских вагонов начинаются с 0 – все без исключения. Это общепринятый знак того, что в этом вагоне перевозят людей.
В верхней строчке есть еще 2 цифры, обозначающие код железной дороги, которой принадлежит вагон.
- От 01 до 07 – Октябрьская;
- 10 – Калининград;
- От 17 до 23 – Московская ж/д;
- От 24 до 27 – Горьковская железная дорога;
- 28-31 – Северная линия;
- 51-53 – Северо-Кавказ;
- От 58 до 60 – Юго-Восток;
- 61 и 62 – Приволжье;
- 63-65 – Куйбышевская ветка;
- От 76 до 79 – Свердловская дорога;
- 80-82 – Южно-Уральская дорога;
- От 83 до 87 – Западная Сибирь;
- 88 и 89 – Красноярское направление;
- От 90 до 93 0 Восточная Сибирь;
- 94 и 95 – Забайкалье;
- От 96 до 98 – Дальний Восток;
- 99 – Сахалинская линия.
Например, если номер вагона начинается на 064, то это пассажирская единица состава, курсирующего по Куйбышевской железной дороге.
Четвертая по порядку цифра дает знать о степени комфортности и назначении:
- 0 означает «мягкий» вагон с комфортной обивкой видений;
- 1 – знак купейных вагонов;
- 2 обозначает плацкарт;
- 3 стоит на вагонах межобластного значения, где есть сидячие места;
- 4 ставят на банковских и почтовых разновидностях;
- 5 входит в номера багажных и почтово-багажных вагонов;
- 6 – признак ресторана;
- 7 – технический (может содержать путеизмеритель или другое оборудование);
- 8 – специальный вагон;
- 9 – резервная единица.
Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:
- Если речь об обычных купейных вагонах, где имеется буфет, то им присущи цифры от 1 до 3.
- Штабные вагоны, обустроенные в обычные, обозначены цифрой 4 на пятом месте номера.
- При наличии радио-купе пятая цифра будет 6.
- Вагоны с купе-буфетом на 5-ом месте в номере содержат цифру 7.
С восьмой цифрой не все так просто. Ее не зря величают контрольным числом, так как для ее определения используют простейшую математику. Четные цифры умножают на 1, а нечетные – на 2. После полученные произведения складывают и полученную цифру округляют до полного десятка.
Международные маршруты
За пределы страны курсируют пассажирские составы РИЦ. Нумерация в этих поездах 12-значная. Каждый номер разделен на 5 отрезков, которые рассказывают об определенной характеристике.
Две цифры в начале – обозначение возможности вагона двигаться по разной ширине колеи:
- 52 означает, что вагон может это делать, но внутри не имеется кондиционера;
- 62 – знак того, что он интероперабелен, плюс в нем есть кондиционирование.
Следующие 2 цифры передают код классификации, присвоенный по правилам Международного союза железных дорог. России дан код 20, поэтому в РЖД эти символы везде одни и те же.
На пятом и шестом месте нумерации обозначен тип вагона, а также количество пассажирских мест. Если вагон спальный, то вы увидите цифру 7. При наличии 10 купе дальше фигурирует 0, а если внутри 11 купе, то цифра 1. При наличии 12 купе стоит цифра 2.
Седьмой символ сигнализирует о скорости, которой может достигать вагон, и о напряжении, нужном для работы. Если на 7 месте стоит 1, это означает максимальный разгон до 120 км/ч, 4 – до 140, а 7 – до 160 км/ч. Девятка значит максимальную скорость свыше 160 км/ч.
На 8-ом месте обычно стоит 0, что значит однофазный переменный ток.
На 9, 10 и 11 месте стоят цифры в соответствии с нумерацией страны-собственника. В России действуют правила, описанные выше. В номерах РИЦ-вагонов сначала стоит 2, а потом порядковый номер.
В конце, как и на внутригосударственных поездах, ставится контрольное число, только в международной системе оно вычисляется по-другому:
- Предыдущие 11 цифр рассчитывают на первый-второй по направлению справа налево;
- Первых умножают на 2, вторых – на 1;
- Произведения суммируют, разбивая двузначные на отдельные цифры и добавляя их к сумме;
- Итоговую двузначную сумму округляют до полного десятка;
- Число, которое нужно прибавить для получения полного десятка – и есть последнее контрольное число.
Если в сумме произведений сразу получается круглое число, то на месте контрольной цифры ставят 0.
Как выбрать питание в поезде через сайт РЖД
Питание оплачивается в момент приобретения билета на сайте РЖД – http://www.rzd.ru или в кассе РЖД. Заказанное питание входит в стоимость проездного документа.
Если человек выбирает билет на сайте РЖД – http://www.rzd.ru в личном кабинете «Мои заказы», существует возможность выбрать вагон с услугами, в них обычно включается и питание. Естественно, что вагоны с услугами всегда стоят дороже, чем обычные.
Для пассажиров актуальной станет информация, как выбрать питание в поезде через сайт РЖД и о том, что в личном кабинете «Мои заказы» можно не только выбирать меню, но и несколько раз его менять, но не менее, чем за 72 часа до отправления поезда.
В 2023 году билеты в поезда РЖД продают за 90 суток, поэтому можно много раз поменять меню.
В случае, когда человек хочет выбрать питание сразу после оплаты проездного документа, нужно сделать следующее:
После этого появится окно «Выбор типа питания». Если ничего в нем не менять, то по умолчанию всем пассажирам РЖД предлагается стандартный вариант.
В этом же окне в верху указывается дата и время, до которого можно изменять и выбирать тип питания.
Если отведенное время уже вышло, то пассажиру будет предоставлено стандартное питание или то, которое он выбрал последним.
Чтобы выбрать тип рациона, необходимо следовать такой инструкции:
- для этого следует поставить галочку возле любого питания;
- чтобы открылось описание, что входит в питание, нужно кликнуть по чекбоксу, так можно посмотреть все возможные варианты;
- если выбор определен и поставлена галочка напротив подходящего варианта, следует нажить клавишу «Выбрать»;
- для закрытия окна «Выбор типа питания», нужно нажать крестик.
Если человек изменил питание, а потом передумал и захотел изменить его еще раз, то необходимо в личном кабинете перейти по строке «Запросить статус билетов».
После этого откроется окно, в котором можно выбрать другой рацион, поставив галочки напротив желаемого типа питания.
Бесплатные услуги на которые имеет право каждый пассажир
Независимо от того, какой класс вагона у вас в билете, вы имеете право на следующие «бесплатные» услуги:
- Вы можете попросить проводника застелить постель, особенно это актуально для людей с ограниченными возможностями, беременных женщин и пожилых людей.
- Проводник обязан предоставить вам чашку и ложку по необходимости, питьевая вода в кулере также бесплатна.
- У всех пассажиров должна быть возможность бесплатно зарядить телефон. Количество розеток зависит от класса и уровня вагонов, в некоторых старых плацкартах это можно сделать только у проводника.
- Пассажиры, путешествующие на верхней полке, должны быть обеспечены ремнями безопасности.
- В каждом вагоне должна быть аптечка первой помощи, где обязательны в наличии таблетки от головной боли, жаропонижающие, бинты, пластыри, дезинфицирующие средства.
- В туалете обязательно наличие мыла и туалетной бумаги.
Что это значит и как расшифровывается?
Расшифровка аббревиатуры «СВ» — «спальный вагон» поезда. СВ-вагоны относятся к классу повышенной комфортности. Что вкладывают в это понятие современные железнодорожники?
- Клиент, который оплатил поездку в комфортных условиях, путешествует с меньшим, чем обычно, количеством попутчиков (в купе размещается всего двое людей, возможно также организовать проезд с ребёнком до 6 лет на одной полке).
- Поездка пройдёт в более спокойной обстановке за счёт небольшого количества путешественников в вагоне (всего в «спальном» могут ехать не больше 18-20 человек).
- На посещение общего санузла будет одновременно претендовать меньшее количество человек (а клиенты «Стрижа» и вовсе умываются, принимают душ и используют туалет прямо в купе).
- На одного пассажира приходится больше индивидуального пространства и больше «приватности».
- Как правило, поездка в СВ доступна более обеспеченным слоям населения – это некоторая гарантия приятной и ненавязчивой компании.
Справка. Согласно исторической версии, ранее сочетание букв трактовалось как «свитский вагон», то есть – предназначенный для перевозки членов императорской фамилии. На просторах России категория впервые появилась в составе экспресса «Красная стрела».
Вначале пассажиров перевозили в деревянных сооружениях, которые спустя пару десятилетий заменили цельнометаллическими конструкциями. Основой для особо удобных мест стали стандартные четырёхместные купе: верхние полки демонтировали, а освободившееся пространство декорировали светильниками и зеркалами.
Красиво жить не запретишь
Этим летом пассажирская Самарская железнодорожная компания приобрела вагон для бизнес-поездок и пассажиров, желающих потратиться на путешествие под стук колес.
На фото — мягкий вагон в поезде поволжского направления — пока единственный в России. Он числится на балансе Куйбышевской железной дороги.
Его также можно арендовать для путешествий или деловых поездок по стране независимо от направления, прицепив к нужному составу.
Вагон вмещает до восьми человек. Есть специальное оборудованное купе с роскошной комнатой отдыха для главного пассажира, удобные помещения для персонала или сопровождающих лиц, кухня-купе для личного повара.
Тот, кто арендует вагон, может с пользой и комфортом провести время: заключить уникальный контракт и одновременно под стук колес восхититься просторами страны.
Услуги и сервис
В фирменных поездах и вагонах повышенной комфортности в стоимость проезда уже включены дополнительные услуги: рацион питания, постельное белье, дорожные наборы и пресса. Однако такие услуги предоставляются не во всех фирменных поездах, а их стоимость зависит от класса обслуживания.
В таблице указано, какие услуги включены в стоимость билета (в зависимости от класса обслуживания и типа вагона).
Услуга | Люкс | СВ | Купе | Сидячие | ||||
1А, 1И, 1М | 1Б, 1Е, 1Э, 1Т | 2Э, 2Т | 2Б | 1Р | 1В | 2Р | 3Р | |
Питание | да | да | да | да | да | да | да | да |
Белье | да, ул.качество | да, ул.качество | да | да | плед2 | плед | — | плед |
Дорожный набор | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт.2 | 1 шт.1 | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Пресса | да | да2 (кроме 1Б) | да3 | да3 | да4 | да | — | — |
Список фирменных поездов, в вагонах которых не предоставляется комплекс сервисных услуг. ________________1. не предоставляется в поезде «Стриж»2. не предоставляется в двухэтажных поездах: № 5/6 (Москва — Санкт-Петербург), № 23/24 (Москва — Казань)3. не предоставляется в поездах № 617/618 (Санкт-Петербург — Вологда), № 5/6 и № 25/26 (Москва — Санкт-Петербург), № 23/24 (Москва — Казань)4. предоставляется только в двухэтажных фирменных поездах5. предоставляется только в двухэтажных поездах № 738/737 и № 740/739 (Москва — Воронеж) с помощью вендингового аппарата
Какие вагоны бывают
Прежде чем задумываться о классах обслуживания в поездах РЖД, необходимо разобраться в том, какие вагоны бывают. В одном подвижном составе могут находиться вагоны всех категорий, но такое не случается. Каждый год федеральный перевозчик задумывается о введении новых составов в строй. Не сегодняшний день существует несколько категорий вагонов:
- «СВ» – если говорить привычной для всех классификацией, то это так называемый «полу-люкс» Двухместные комфортные купе, в которых удобно путешествовать с семьей.
- «Люкс» – название говорит само за себя. Это лучшие купе, которые только можно найти. Чаще всего они двухкомнатные и с собственным санузлом. Идеально для дальних деловых или семейных поездок.
- «К» — стандартные вагоны с четырехместными купе. Удобнее, чем плацкарт. Больше места за счет отсутствия «боковушек».
- «ПЛ» — старый добрый плацкарт. Про вагоны данного типа слагают легенды. В целом не лучший выбор для семейной или деловой поездки.
- «О» — сидячие вагоны всех разновидностей. Чаще всего встречаются в экспрессах. Очень дешево и доступно. Практически всегда есть кондиционеры.
Основные отличия
Чем отличаются фирменные поезда от обычных:
- удобным графиком движения;
- современными вагонами с биотуалетами и кондиционерами;
- квалифицированным и вежливым персоналом;
- уютным вагоном-рестораном с расширенным ассортиментом блюд;
- постельным бельем, спальными принадлежностями и предметами санитарно-гигиенического набора улучшенного качества;
- гарантированным набором услуг: в пути можно приобрести чайную и кондитерскую продукцию, свежую прессу, сувениры и прочие товары.
При этом пассажирам, купившим билет на верхние спальные места, не нужно беспокоиться о застиле постельного белья — до посадки это сделает проводник.
Особое место в фирменных поездах занимает комфортный вагон-ресторан с уютным интерьером и прекрасной кухней. Маломобильным пассажирам и людям, которые хотят побыть в уединении, проводник поможет вызвать официанта и заказать понравившееся блюдо из меню с доставкой в купе.
«Вагоны покруче»
Спальный вагон (СВ)
Ну, здесь начнём с самого лучшего класса, который только возможен — 1Б. Кстати, в таком купе может ехать лишь один человек. Помимо кондиционера и туалета, питания, прессы, гигиенического набора, постельного белья, мультимедиа и Wi-Fi, пассажиру предоставляется также право посещения зала повышенной комфортности на станции отправления.
Хотя нет, есть ещё круче, это классы 1Е в «Стриже» и 1Э в других фирменных поездах. Помимо всего вышеперечисленного, там ещё у каждого пассажира в купе есть свой душ и туалет. И телевизор ещё. 1Т — тоже самое, что и предыдущие, но, почему-то без прессы.
В классах 1Ф и 1Х сервис поскромнее — биотуалет, кондиционер, белье, мультимедиа, Wi-Fi и зал ожидания комфортабельный. Класс 1У — это по сути просто двухместное купе со стандартными услугами — кондиционер, биотуалет, белье и всё. 1Л так вообще без биотуалета.
«Люкс», он же «VIP», он же «Мягкий»
По сути, единственное, чем отличается «Люкс» от «лучшего СВ» (1Э и 1Е из предыдущего пункта), так это тем, что есть трансфер на станции прибытия. Ну а сам по себе, вагон «VIP» внутри побогаче, нежели СВ, а также в него не могут войти посторонние.
Классов обслуживания тут всего три и единственное, чем они отличаются, так это количеством купе в вагоне. Так например, в 1А — четыре купе и бар в вагоне, в 1И — 5 купе, а в 1М — 6 купе.
В заключение
Конечно же, всё это запоминать совершенно не нужно, эту информацию очень легко найти, например есть тот же сайт «РЖД», на котором это можно посмотреть. Да и при покупке билета, помимо обозначения класса обслуживания, высвечиваются пиктограммки. Правда, всё то, что я тут перечислил — относится к поездам «ФПК». У других перевозчиков классы могут отличаться.
Ну и помните, что жизнь такова, что даже если в вагоне есть кондиционер, биотуалет или что-то ещё, то вполне возможно, что он может попросту не работать.
Лучшие места в плацкартном вагоне
1 из 4
Как уже было сказано выше, нижние места имеют нечетные номера, а верхние — четные. Нумерация мест идет по часовой стрелке.
При выборе мест стоит учитывать многие факторы. Например, если пассажиром является пенсионер, беременная женщина, ребенок, человек с лишним весом, то не стоит выбирать верхние полки, так как забираться на них будет проблематично. Хотя, верхние полки тоже имеют свои преимущества. Если пассажиру необходимо выспаться или провести время в уединении, то верхняя полка — лучший вариант. Пассажирам нижних полок периодически приходится уступать свои места во время обеда и, как следствие, не всегда удается принять горизонтальное положение.
Еще одним немаловажным фактором является выбор мест у аварийных выходов. В стандартном плацкартном вагоне аварийными выходами являются окна третьего и шестого отсеков (места 9 — 12 и 21 — 24). Данные окна не открываются, так как являются выходами в экстренной ситуации. Если вы путешествуете на длинные расстояния в жаркий летний период, это стоит непременно учесть.
Отрицательную славу сыскал девятый отсек (места с 33 по 38), так как он находится прямо возле туалета. Отдохнуть на таких местах полноценно вряд ли удастся, так как вы станете свидетелем постоянной очереди в туалетную комнату, сон будет прерываться хлопаньем дверей, а неприятный запах скорее всего не будет способствовать хорошему аппетиту. Стоит отметить, что первый отсек (места с 1 по 4, 53 и 54) находятся от туалета через купе проводника, что является их большим преимуществом.
Согласно отзывам бывалых путешественников на сайте Rail-Club, лучшие места в плацкартном вагоне — нижние спальные места в середине (4 — 6 отсеки), так как через них до туалетов проходит меньшее количество пассажиров.
В ноябре 2018 года представили обновленный плацкартный вагон с улучшенной инфраструктурой и современным интерьером. По планам РЖД, к 2025 году все плацкарты предыдущих моделей будут заменены на новые.
Места в купеМеста в вагоне СВ
Лидер по соотношению цены и качества
Чаще всего люди путешествуют на дальние расстояния в курортный сезоны. Что важнее всего в такой поездке? Нет, это не купе с дверью. Это кондиционер. Если в вагоне на поезде южного направления нет кондиционера, то это обязательно будет запоминающаяся поездка. Именно поэтому многие люди выбирают в поездах РЖД класс обслуживания 2Э. Это полноценный комфортабельный вагон с купе
Самое важное то, что в нем есть кондиционеры. Но они не работают на остановках
Просить их включить бесполезно – это запрещено инструкциями РЖД. Кондиционеры работают только на ходу, это обуславливается конструктивными особенностями
Также следует проявлять осторожность. От перепада температур (особенно на верхней полке) легко простудиться
Выводы сайт
- Количество пассажиров в вагоне и отсеке. В купе располагается 36 пассажиров (по 4 в каждом отсеке). В вагоне-люксе, как правило, не более 2 человек в отсеке, не более 10 в вагоне, однако эта характеристика зависит от типа «люкса».
- Места для отдыха. В купе есть 4 полки, в люксе – 2 дивана (однако могут быть предусмотрены и верхние полки).
- Интерьер. В вагоне купе – минимализм, в вагоне «люкс» — барокко, рококо, классика и роскошь.
- Доступ. Через вагон купе можно пройти, доступ в «люкс» всегда ограничен.
- Способ покупки билетов. Вагоны купе запускаются регулярно, «люкс» необходимо заказывать отдельно.
- Стоимость. Цена «люкса» в несколько раз выше купе.
СВ-класс вагона – это премиум-предложение (аббревиатура расшифровывается как «Спальный Вагон»). От плацкартных и купейных он отличается тем, что одно изолированное дверьми отделение делят между собой только два человека. Также, говоря о СВ-билетах на поезд, что это такое, нельзя не упомянуть дополнительные услуги.
На некоторых маршрутах также предлагается питание, халат и тапочки, чтобы вы почувствовали себя практически как дома. На части фирменных поездов пассажиру доступна свежая пресса, предоставляется бесплатный доступ к сети wi-fi, что можно назвать просто неоценимым «плюсом» — связь в пути, как известно постоянно пропадает, а наличие доступа в интернет дает возможность работать, решать бизнес-задачи, смотреть кино и читать в поездке и, конечно, общаться привычными способами.