Содержание
Слайд 1
Учитель: СУМИНА О.В.
Слайд 2
Россия в 19 веке.
В истории первой половины 19в. известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям. Россия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.
Слайд 3
ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРОБЛЯХ «НЕВА» И «НАДЕЖДА».
Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан — лейтенантов И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского продолжалось три года. Этим путешествием начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.
Слайд 4
Ю.Ф.Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов. Эти суда, «Надежда» и «Нева», он купил за 22.000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях. «Нева» и мела водоизмещение в 350 тонн, а «Надежда» — 450 тонн.
Лисянский купил ряд секстантов, компасов, барометров, гигрометр и другие необходимые приборы.
Слайд 5
«НЕВА» — командир Ю.Ф.Лисянский.
«НАДЕЖДА» — командир И.Ф.Крузенщтерн.
Снаряжение для команды соответствовало различным климатическим условиям, была удобной и прочной. Провизия была самая лучная. Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течении двух лет, точно так же , как и солонина отечественного посола.
Команда «Надежды» состояла из 58 человек, а «Невы» из 47. Никто их членов экипажей не участвовал в дальних плаваниях, но командование было уверено в успехе экспедиции..
Слайд 6
Иван Федорович Крузенштерн
Юрий Федорович Лисянский
26 июля 1803г. «Нева» и «Надежда» отошли от причала Кронштадта.
Слайд 7
В экспедицию вошли естествоиспытатели, астроном, живописец из Академии художеств, а так же русский посланник в Японию Николай Петрович Резанов. Со своей свитой он находился на борту большого корабля – «Надежды». Начальником эспедиции по Морскому министерству числился И.Ф.Крузенштерн. А Александр i назначил главным начальником экспедиции Н.П.Резанова. Это двойственное положение было причиной конфликтов.
Н.П.Резанов.
Слайд 8
Русские путешественники могли наблюдать жизнь гавайцев в ее естественном состоянии, т.к. острова были открыты менее чем за 30 лет до их посещения.
Гавайская флотилия.
Слайд 9
Русские путешественники впервые описали своеобразную, древнюю культуру островных народов с ее непреложными законами «табу» и человеческими жертвоприношениями. Описания обычаев, верований и даже языка островитян Тихого океана, богатые этнографические коллекции, послужили ценными источниками для изучения населяющих тихоокеанские острова народов.
Слайд 10
Не увенчалась успехом организация посольства в Японии
Хотя Н.П.Резанов и был окружен вниманием и всевозможными знаками почета и уважения по прибытии в Японию, но завязать торговые отношения с этой страной ему не удалось.
Слайд 11
Айны – коренные жители Японских островов.
Слайд 12
На о.Кадьяк находилась главная контора Российско – Американской компании. Здесь «Нева» перезимовала и с грузом пушнины отправилась в Китай г
Макао, где была назначена встреча обоих кораблей. Продав всю пушнину «Нева» и «Надежда» отправились в Россию.
Слайд 13
У м. Доброй Надежды шлюпы попали в шторм и потеряли друг друга из виду. Они должны были воссоединиться в Атлантическом океане около о. Св. Елены, но этого не произошло.
Слайд 14
Не дождавшись И.Ф.Крузенштерна –Ю.Ф.Лисянский принимает решение – идти в Кронштадт одному.
22 июля 1806 г. «Нева» вошла в порт.
Через 14 дней вернулась и «Надежда».
Слайд 15
Слайд 16
ИТОГИ:
* сыграло большую роль в развитии этнографии;
* открывает целую плеяду кругосветных путешествий;
* создались прекрасные кадры моряков;
* наблюдения за морскими течениями, температурой, плотностью воды, дали толчок к образованию новой науки — океанографии;
* проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии;
* значительно развилась внешняя торговля;
* заложило прочную научную основу искусству дальнего мореплавания.
Слайд 17
Памятник И.Ф.Крузенштерну.
Памятник Ю.Ф.Лисянскому.
Посмотреть все слайды
Подготовка к экспедиции
Планы организовать русскую кругосветную экспедицию были еще в XVIII веке , однако в силу различных обстоятельств провести ее удалось только в начале XIX века.
В 1799 году Иван Федорович Крузенштерн — уже на тот момент опытный офицер морфлота и ветеран русско-шведской войны 1788–1790 годов, разрабатывает проект по развитию и увеличению торгового оборота между русскими колониями на Американском континенте и Китаем. Он поставил вопрос об отправке кругосветной экспедиции. Власти отвергли эти начинания, однако спустя четыре года идеей первой русской «кругосветки» загорелся император Александр I.
Таким образом, сам император дал дозволение на экспедицию, и в августе 1803 года корабли российского флота «Нева» и «Надежда» покинули кронштадтский порт, отправившись в свое трехлетнее путешествие.
Руководили экспедицией, помимо Ивана Федоровича Крузенштерна, Юрий Федорович Лисянский — ему предстояло руководить судном «Нева», и Николай Петрович Резанов — российский посол в Японии.
Интересный факт:
Ход экспедиции
Морское путешествие Ивана Федоровича Крузенштерна заняло долгих три года. Из русского Кронштадта корабли «Надежда» и «Нева» отправились в Копенгаген. Оттуда в британский Фалмут и далее на Канарские острова.
Кругосветное путешествие Ивана Крузенштерна, монета Банка России. Фото: commons.wikimedia
Мореплавателей ждало трудоемкое и опасное пересечение буйных вод Атлантики, чтобы, обойдя берега Бразилии, дойти до мыса Горн, откуда уже путь лежал к острову Пасхи, а оттуда на Маркизские острова.
Затем отважных моряков ждали солнечные Гавайи, откуда они взяли курс на родной Петропавловск-Камчатский. Оттуда недальний путь до Японии, затем Сахалин, бросок до Аляски, а далее китайский Макао и остров Святой Елены.
Через мыс Доброй Надежды экспедиция устремляется к Португалии, а дальше вновь туманный Альбион, и от него уже финальный рывок через Балтику в Кронштадт.
Так завершилась первая русская кругосветная экспедиция. Вклад этого путешествия в мировую науку огромен. Именно благодаря данной экспедиции была подробно описана береговая линия Курильских островов, во всех подробностях на карты было нанесено побережье Сахалина, а также проведены исследования северных японских территорий.
Могила Юрия Лисянского. Фото: commons.wikimedia
Только благодаря экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна появилась совершенно новая наука — океанология. Команды судов «Нева» и «Надежда» первыми в мире занялись целенаправленным изучением глубин мирового океана. Русские ученые провели изучение температуры, глубины и химического состава толщи мирового океана.
Огромная коллекция этнографического, ботанического и зоологического материала была собрана за время трехлетнего плавания. Все это изучалось учеными всего мира не один год после завершения экспедиции.
Экспедиция Крузенштерна оставила после себя массу важного документального материала. Полное описание работы экспедиции составило три огромных тома
Атлас, составленный по результатам морского путешествия, содержал в себе 104 карты и гравюры. Морской поход кораблей «Нева» и «Надежда» прославил российский флот на весь мир!
Важным материалом и просто крайне увлекательной книгой является написанная лично Иваном Федоровичем Крузенштерном работа «Путешествие вокруг света». Эта книга была переведена на все европейские языки, переиздавалась бессчетное число раз и являет собой ценнейший источник знаний. Эта работа дает представление не только о легендарной “кругосветке” отважных российских мореплавателей, но и в целом о морском деле европейских держав начала девятнадцатого века. Многие известные люди со всего мира, связавшие свою жизнь с покорением моря, упоминали эту книгу, сильно повлиявшую на них.
Первое русское кругосветное плавание: Шлюп «Нева» — Ю.Ф.Лисянский. Фото: Первое русское кругосветное плавание, монета Банка Росии. Фото: commons.wikimedia
Кроме того, первая русская экспедиция отметилась в истории мирового мореходства тем, что за все время плавания ни один из членов экипажа обоих судов не погиб, хотя в те времена дальние морские путешествия таили в себе массу опасностей, и частота смертей как простых матросов, так и корабельных офицеров была очень высокой.
Интересный факт:
История и карта маршрута
Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие могли и не совершить, поскольку идея обогнуть Земной шар появилась еще в середине 18 в. у адмирала военного флота Головина Н.Ф. экспедиция даже была спланирована в 1787 году под командование Муловского Г.И.
Однако это оно так и не состоялось из-за смерти капитана на войне со Швецией в эландском бою на корабле «Мстислав». Где и служил мичманом юный Крузенштерн.
За пару дней до отправки в плавание маршрут экспедиции был изменен. Поступил приказ доставить в посольство Японии Резанова Н.П. с подарками и сопровождающими. Они разместились на судне «Надежда». Впоследствии выяснится, что его наделили полномочиями начальника плавания. Данное назначение стало сюрпризом для его участников.
Европа и Атлантический океан
Путь начался в 1803 г. из бухты Кронштадта. После остановки в Копенгагене оба судна направились к берегам Англии. Дальше дорога лежала на юг, к Канарам.
Сюда экспедиция пришла в октябре, а через пару недель судна впервые за всю историю существования флота России преодолели экватор.
Тихий океан
В течение путешествия на «Надежде» была непростая обстановки из-за разногласий Резанова и Крузенштерна. Первого не устраивал стиль руководства. В начале зимы корабли достигли берегов Бразилии, обогнув мыс Горн и оказавшись в Тихом океане, экспедиция попала в шторм и судна разошлись.
У командиров для такого случая была договоренность о местах встречи, первое – на о. Пасхи, второе – о. Нуку-Хива (на архипелаге Маркизские острова). Корабль Крузенштерна отнесло от первого мета на запад, и он направил его сразу ко второму пункту встречи. «Нева» пришла к о. Пасхи, где простояла несколько дней, а затем направилась к Нуку-Хива. Здесь судна встретились.
В это время на «Надежде» конфликт усиливался, и камергер настаивал на смене маршрут, тогда весь офицерский состав отказался ему подчиняться и полностью следовал приказам Крузенштерна. Исправить ситуацию не удалось исправить даже когда Резанов предъявил приказ императора.
От Маркизских островов корабли поплыли на северо-запад и к концу мая были на Гавайях., где и произошло разделение маршрутов: Лисянский направился на север к о. Кадьяк, а Иван Федорович – на северо-запад к берегам Камчатки.
Для выполнения приказа и доставки посла в Японию. В Петропавловске Резанов попытался наказать Крузенштерна с помощью коменданта Кошелева П.И., но последний сумел устранить конфликт и примирить его участников.
В ноябре «Надежда» уже прибыла к берегам Нагасаки, простояв там много месяцев, команда вернулась в Петропавловск Путь лежал через Корейский пролив в Японском море и пролив Лаперуза – в Охотском. 23 сентября судно отплыло от берегов и последовало в Южно-Китайское море, а 8 ноября у берегов Макао.
«Нева» в июле 1804 года пришла на о. Кадьяк и провела там больше года, направившись затем на Макао. По пути корабль проходил мимо Гавайев, где они сели на мель неподалеку от неизвестного острова, который впоследствии получил имя Лисянского.
Сойдя с мели, судно в ноябре обошло с южной стороны Формозу и вошло в Южно-Китайское море. Здесь их уже ждал Крузенштерн с командой. Более подробный маршрут можно посмотреть на рис. 1.
Рис.1. Маршрут кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского.
Подготовка к кругосветному путешествию
В 1799 г. правителю Павлу I был представлен план плаванья вокруг Света Крузенштерном И.Ф. Его цель заключалась в том, чтобы организовать торговлю пушниной между Российской империей и Китаем. Одобрение не было получено.
После убийства правителя в 1801 году идею такого путешествия поддержала Российской-Североамериканская компания, созданная в 1799, чтобы освоить территорию Курил и Аляски. А в 1802 году было выдано разрешение, начальником стал Крузенштерн.
Во время плавания планировалось наладить сообщение между Аляской и Европейской частью России.
Также довезти багаж на Аляску, а затем пушнину – в Китай с целью продажи. Половину расходов путешествия оплачивала компания.
Корабли решили приобрести. В Великобритании купили 2 надежных флагмана: «Надежда» и «Нева». Капитаном первого стал Крузенштерн, а второй отплыл под предводительством Лисянского.
Подготовка к экспедиции проводилась тщательно. В ее рамках приобрели много лекарств, в основном, средств против цинги. Основу команды составляли российские военные моряки. Судна укомплектовали современными научными приборами. В плавание корабли отправились под русским флагом ВМФ – Андреевским стягом.
Литература
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Путешествие вокруг Света ученых Российской Империи, Лисянского и Крузенштерна, имело величайшее значение для страны и ее торговых путей. Оно пролегало через воды Атлантического, Тихого и Индийского океанов и дало возможность изучить пути сообщения между странами Мира.
Крузенштерн Иван Федорович рожден 8 ноября 1770 г. в семье немецкого судьи Иоганна Ф. Крузенштерна.
В возрасте 12 лет Крузенштерн пошел в школу при церкви, где учился в течение 2 лет, затем поступил служить в Морской корпус кадетов. Там он находился до 88 года, пока не началась война со Швецией.
После начала военный действий Иван Федорович был распределен на судно «Мстислав», где и прошел ряд сражений. После этого, в 1790 г. удостоен звания лейтенанта за участие в победных боях и отличную службу. В 93 году он вместе с Юрием Лисянским направлен в Англию.
После 6-тилетней службы в Великобритании благодаря полученному там опыту он предложил императору совершить плаванье вокруг света, на что получил одобрение.
После экспедиции И.Ф. Крузенштерн занялся просветительской и государственной работой. Стал директором корпуса кадетов, в котором обучался сам. После отставки получил звание генерала и стал знатным членом университета в Москве и императорской академии наук. Также удостоен получения множества других званий. Умер Крузенштерн в 1846 году.
Лисянский Юрий Федорович – знаменитый мореходец и путешественник, капитан 1-го ранга и ученый.
Родился он 2 августа 1773 г. в г. Нежин в семье служителя церкви Федора Лисянского.
В период учебы в Мореходном кадетском корпусе начал дружить с Крузенштерном И.Ф. После учебы в 13-летнем возрасте распределен на судно «Подражислав». Где принимал участие во многих боях, и получил чин лейтенанта за многочисленные отличия перед Родиной. В 73 году был направлен на службу в Великобританию. Там он получил контузию через 4 года и в 97 году вернулся в Россию.
27 марта того же года повышен до капитан-лейтенанта и назначен капитаном корабля «Автроил». Затем участвовал в путешествии вокруг света, а с 1807 по 1808 был командующим фрегатов «Зачатие Святой Анны» и «Эмгейтен». Прошел большое количество сражений и в 1809 году ушел в отставку.
Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие закончили, но последний начал его описывать только после ухода с военной службы, а опубликованы личные записки в форме журнала были в 1812 году, а в 1814 году они изданы в столице Великобритании. Скончался Ю.Ф. Лисянский 22 февраля 1837 г.
Факт 2. Им велели сделать сразу всё
Шлюп — это не очень большое судно; «Надежда», флагман экспедиции — 29,2 м дерева по ватерлинии. Всего в кругосветку с Крузенштерном и Лисянским отправились 135 человек. Такому составу было поручено определить и обустроить, похоже, вообще всю жизнь русских в новых морях разом.
А именно:
исследовать устье Амура для поиска удобных путей снабжения и устроения портов для русского Тихоокеанского флота;
порыскать в районе Берингова пролива, нет ли там удобного прохода в Европу (есть, Северный морской путь, прокладываем до сих пор);
«сделать опыт в торговле на пути в Америку и обратно». Установить торговые отношения с Японией и Китаем.
Ну и — пройтись по земному шару с флагами Империи: военно-морским Андреевским («Надежда») и коммерческим трёхцветным («Нева») .
Первыми из русских перейти экватор, профигурировать, утвердить — да просто появиться. Взяли с собой картографов и граверов: тогда средством подкрепления прав на определённые территории была полнота и оригинальность картографической информации.(чудесные времена, согласитесь. снарядил корабль, поплыл, нашёл страну — твоя).
В последний момент к властям ещё прибежал барон Оделебен с сенсационной идеей: а давайте также направим экспедицию в Африку и организуем переселение южан на Дальний Восток России как вольных колонистов. Проект, подумав, отклонили. Слишком сложно.
Крузенштерн и Лисянский
Продав меха в Кантоне и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей. Через Южно-Китайское море и Зондский пролив путешественники вышли в Индийский океан. 15 апреля 1806 года пересекли меридиан российской столицы и завершили таким образом обход земного шара.
Тут надо вспомнить, что кругосветный маршрут лично для Крузенштерна замкнулся еще в Макао в ноябре 1805 года, а для Лисянского на меридиане Цейлона несколько позднее. (Оба командира, будучи в плаваниях за границей на английских кораблях, побывали в период 17931799 годов в Вест-Индии, США, Индии, Китае и других странах.)
Впрочем, понятие кругосветного путешествия менялось со временем. Еще недавно совершить кругосветку значило замкнуть круг маршрута. Но в связи с освоением полярных областей кругосветное путешествие по таким критериям потеряло свой первоначальный смысл. Теперь в ходу более строгая формулировка: путешественник должен не только замкнуть круг маршрута, но и пройти вблизи точек-антиподов, лежащих на противоположных концах земного диаметра.
У мыса Доброй Надежды в густом тумане корабли расстались. Теперь до самого возвращения в Кронштадт плавание кораблей проходило раздельно. Крузенштерн с приходом на остров Св. Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с кораблями противника, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген. Через три года и двенадцать дней 19 августа 1806 года «Надежда» прибыла в Кронштадт, где уже две недели ее дожидалась «Нева».
Лисянский после расхождения в тумане с флагманом, тщательно проверив запасы воды и продовольствия, решился на безостановочный переход до Англии
Он был уверен, что «…отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения». Путь от Кантона до Портсмута «Нева» прошла за 140 дней, преодолев 13 923 мили. Портсмутская публика восторженно встречала экипаж Лисянского и в его лице первых российских кругосветных мореплавателей
Портсмутская публика восторженно встречала экипаж Лисянского и в его лице первых российских кругосветных мореплавателей.
Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 18031806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Г. И. Лангсдорфа, И. К. Горнера, В. Г. Тилезиуса и других ее участников.
Первое плавание россиян вышло за рамки «дальнего вояжа». Оно принесло славу русскому флоту.
Личности командиров кораблей заслуживают особого внимания. Несомненно, что они были прогрессивными для своего времени людьми, горячими патриотами, неустанно радевшими за судьбу «служителей»-матросов, благодаря мужеству и трудолюбию которых плавание прошло на редкость благополучно. Отношения Крузенштерна и Лисянского дружеские и доверительные решающим образом содействовали успеху дела. Популяризатор отечественного мореплавания, крупный ученый Василий Михайлович Пасецкий приводит в биографическом очерке о Крузенштерне письмо его друга Лисянского в период подготовки экспедиции. «После обеда Николай Семенович (адмирал Мордвинов) спросил, знаю ли я тебя, на что я ему сказал, что ты мне добрый приятель. Он был этому рад, говорил о достоинстве твоего памфлета (так именовали проект Крузенштерна за его вольнодумство! В. Г.), хвалил твои познания и сведение и потом окончил тем, что за счастие почел бы быть с тобой знакомым. Я, с моей стороны, при всем собрании не постеснялся сказать, что завидую твоим талантам и сведению».
Однако в литературе о первых плаваниях одно время несправедливо умаляли роль Юрия Федоровича Лисянского. Анализируя «Журнал корабля «Нева», исследователи Военно-морской академии сделали любопытные выводы. Было установлено, что из 1095 дней исторического плавания только 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» плавала в одиночестве. Впечатляет и пройденное кораблем Лисянского расстояние 45 083 мили, из которых 25 801 милю самостоятельно. Этот анализ был опубликован в 1949 году в «Трудах Военно-морской академии». Безусловно, плавания «Надежды» и «Невы» это, в сущности, два кругосветных плавания, и Ю. Ф. Лисянский в равной степени причастен к великому подвигу на ниве российской морской славы, как и И. Ф. Крузенштерн.
В звездный час они были на равных…
Василий Галенко, штурман дальнего плавания
Начало служебной карьеры
- В 1786 году Иван Крузенштерн начал учёбу в Кронштадте в Морском кадетском корпусе.
- Эту учёбу пришлось завершить в мае 1788 года раньше положенного срока по причине вступления России в войну со Швецией.
- Крузенштерн получил мичманский чин и назначение на 74-пушечный трёхмачтовый линейный корабль «Мстислав». Его капитаном был Григорий Иванович Муловский.
- Буквально через несколько недель после начала службы на «Мстиславе» 6 июля 1788 года юный Крузенштерн принял участие в большом морском сражении возле острова Гогланд в Финском заливе. При встрече русской и шведской эскадр ветер на море почти стих, что затруднило маневрирование. Враждебные эскадры выстроились в две линии и практически в упор расстреливали друг друга из пушек. Русские моряки потеряли около трёхсот человек убитыми, и вдвое больше раненными. «Мстислав» получил наибольшие повреждения и потери. На нём погибли почти все офицеры, и мичман Крузенштерн был назначен помощником капитана.
- В ходе сражения у острова Гогланд шведский флагман «Принц Густав» поднял белый флаг и капитулировал, а уцелевшие шведские корабли отступили в крепость Свеаборг на берегу Финляндии, укрывшись в её гавани. Русская эскадра продолжала осаду Свеаборга до глубокой осени. Несмотря на серьёзные повреждения в этой осаде принимал участие и «Мстислав».
- Через год в 1789 году Крузенштерн участвовал в Эландском сражении.
- В следующем 1790 году он сражался в нескольких морских боях у берегов Эстляндии и Финляндии.
- За многочисленные боевые отличия в этой русско-шведской войне в 19 лет Крузенштерн получил военно-морской чин лейтенанта.
- После победоносного окончания войны со Швецией Крузенштерн вместе с другими одиннадцатью отличившимися военно-морскими офицерами был командирован в Великобританию для усовершенствования навыков морского дела. Английский флот в XVIII-XIX веках по праву считался лучшим в мире.
- На английских кораблях Крузенштерн совершил плавание к берегам Америки и островам Вест-Индии.
- Во время службы на английских кораблях Крузенштерн принимал участие в морских сражениях англичан против французов.
- В этих плаваниях на английских судах он побывал на многих островах Антильского архипелага и в Суринаме у берегов Южной Америки.
- В другом плавании на английском корабле он достиг вод Бенгальского залива в Индийском океане и побывал в Индии, которая была тогда Британской колонией.
- После всех этих дальних и длительных путешествий Крузенштерн, анализируя состояние морских торговых путей, пришёл к выводу, что России необходимо помимо сухопутного торгового пути с Китаем установить и морской. Кроме того он поставил задачу надёжного сообщения через Тихий океан с русскими владениями в западной части Северной Америки.
- Полученный на английском флоте опыт, позволил Крузенштерну составить представление на имя императора Павла о необходимости организации кругосветного путешествия русских моряков, которые ранее вокруг земного шара ещё никогда не плавали.
Слайд 17ЛитератураГеннади Г. Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII
и XIX столетиях. М., 1876—1908. Т. 1—36.«ВоенноЭнциклопедический Лексикон» (т. VII, ст. А. И. Зелёного)«St. Petersburger Zeitung» (1839 г., № 23—37, и отд.; ст. академика Бера)Литке, «Записки» гидрограф. общ. (1847, кн. II)Соколов «Записки» гидрогр. департамента (VIII, 1850)«Морской Сборн.» (1869,. No 6)А. Н. Пыпин, «История русской этнографии» (т. IV)Венюков, «Apercu hisi des decouvertes geographiques etc.»Ивашинцев Н. А., «Обозрение русск. кругосветных путешествий» (СПб., 1850)«Memoir of the celebrated admiral A. J. K. etc.» (1856, Лондон)Н. Чуковский «Водители Фрегатов»
Индейцы!
В 1804 году экипаж «Невы» оказался в самом центре боевых действий Аляски. Воинственное племя тлинкитов восстало против местных русских. Лисянский решил помочь разрешить местный конфликт…
Отряд под командой Баранова (начальник Русской Аляски) насчитывал 120 промысловиков и около 800 алеутов и эскимосов. Им противостояло несколько сотен индейцев, укрепившихся в деревянной крепости… После нескольких попыток переговоров Баранов и Лисянский решают штурмовать крепость. На берег высаживается десант – 150 человек – русских и алеутов с пятью пушками.
Потери русских после штурма составили 8 человек убитых, (в том числе – трое матросов с «Невы») и 20 раненых, включая начальника Аляски – Баранова. Еще несколько дней осажденные в крепости индейцы самоуверенно стреляли в русские баркасы и даже в «Неву». А потом вдруг прислали гонца с просьбой о мире…
Тлинкиты. Маленькие, но кровожадные…
Одиночное плавание «Надежды»
Крузенштерн прибыл в Петропавловск-Камчатский 3 июля 1804 года. Сбыв товар и пополнив свои продовольственные запасы, 30 августа корабль направился к берегам Японии, с которой предстояло установить дипломатические отношения. Судно обогнуло Японские острова с востока и прибыло в город Нагасаки. В Стране Восходящего Солнца русские пробыли с октября 1804 г. по апрель 1805 г., однако переговоры прошли неудачно, так как местные власти придерживались изоляционистской политики.
Крузенштерн решил возвращаться в Петровавловск-Камчатский через Японское море. На карты было нанесено западное побережье Японских островов, также экспедиция обнаружила пролив между Сахалином и Хоккайдо.
Прибыв на Камчатку, капитан «Надежды» решает тщательнее обследовать Сахалин. Маршрут пролегал вдоль Курильских островов и северного берега Сахалина. Крузенштерн удалось обнаружить пресную воду, из чего он сделал вывод, что где-то недалеко находится устье Амура. При этом он совершил ошибку и посчитал, что Сахалин – это полуостров, а не остров. После этого «Надежда» вернулась на Камчатку. Пополнив запасы продовольствия, корабль отправился в Макао, куда прибыл уже 20 ноября 1805 г.
Интересные факты из жизни
- Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
- В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма — тысяча рублей.
- Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя — Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга — Ивана Федоровича Лисянского.
- Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.
Кругосветное путешествие Крузенштерна
По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.
Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:
- Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
- Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.
В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.
Жизнь после кругосветки
После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.
Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.
Скончался Крузенштерн 12 августа 1846 года.
Память о Крузенштерне
- 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
- В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
- В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
— Остров Крузенштерна
— Пролив Крузенштерна
— Риф Крузенштерна
— В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны. - Его имя носят:
— Крузенштерн (барк);
— Иван Крузенштерн (ледокол);
— Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
— Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974—1998 годах.
Крузенштерн — человек и параход
Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».