Деятельность Собора
В храме совершаются регулярные богослужения на латыни и многих других языках. Здесь можно услышать русский, английский, польский, французский, испанский, корейский, английский, португальский языки. Каждое воскресное утро проводится литургия по армянскому обряду.
В соборе действует приходской литургический хор и молодежная вокально-инструментальная группа. Здесь часто проходят концерты органной, классической и духовной музыки для всех желающих.
На территории, окружающей храм, разбит прекрасный сад с красивыми цветочными клумбами. Рассаду выращивают в собственных теплицах. По саду можно прогуляться и полюбоваться его красотой. Рядом располагается церковный киоск. При соборе есть маленький зоопарк. Из животных здесь преобладают милые козочки, но есть и другие. Их смело можно кормить. Они участвуют в вертепе, проводимом у правого крыла здания каждый год в Рождественский праздник.
Возрождение собора: первая месса, освящение
Исповедующие католической веры не оставляли надежды о том, что собор вновь будет задействован в религиозной деятельности, для которой он и был создан. На пике 1980-х годов польская католическая община обратилась к властям с прошением о возобновлении богослужений в храме на Малой Грузинской. Обращение было рассмотрено и одобрено. Но прежде чем фактически помещение было возвращено католическим верующим, необходимо было провести ряд согласительных процедур и провести колоссальные реставрационные работы. Это растянулось на длительное время.
8 декабря 1990 года, в праздник Непорочного зачатия, на ступенях храма впервые после длительного 60-летнего перерыва отслужили первую мессу. Так произошло символическое возрождение собора.
В 1992 году было подписано разрешение о возвращении вновь учрежденного прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии католическим верующим. Но включительно до 1995 года сотрудники располагавшегося там института отказывались выселяться и освобождать помещение. Не обошлось без рукоприкладства и вмешательства правоохранительных органов.
В период с 1996 по 1999 год проводилась реконструкция собора, особое внимание было уделено экстерьеру здания. Ему был возвращен аутентичный неоготический облик
В то же время добавлены новые элементы по образцам Миланского собора и Вестминстерского аббатства. 1999 год ознаменован проведением пышной церемонии повторного освящения храма, которую почтил своим присутствием госсекретарь Святого Престола кардинал Анджело Содано. Священный обряд прошел в преддверии рождества. Храм получил название Кафедрального Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Сегодня можно увидеть костел во всем его великолепии. Он отчетливо выделяется своим необычным силуэтом среди православных построек столицы. Находящаяся неподалеку жилая застройка еще больше подчеркивает его величие. В ночное время суток, при свете освещающих улиц прожекторов, храм представляет собой незабываемое роскошное зрелище. Его вид поражает воображение, а волнующие звуки органа манят и зовут приходить сюда снова и снова.
Сердце католического храма
Сердцем Католического собора на Малой Грузинской по праву считается большой духовой орган на 74 регистра – один из самых огромных в России. Инструмент имеет 4 мануала и трубы в количестве 5563 штуки. Он был создан в 1955 году легендарной швейцарской компанией Orgelbau Kuhn AG и находился во владении кафедрального протестантского собора Basler Münster города Базеля в Швейцарии. В 2002 году орган был подарен католическому сообществу Москвы. Музыкальный инструмент был передан в разобранном виде, и собрать его удалось только к 2005 году. 16 января была проведена торжественная месса, которая предшествовала открытию Международного фестиваля органной музыки. На заключительном концерте выступили органисты Папы Римского и базилики Святого Петра в Ватикане. Они исполняли произведения Баха и доставили немало удовольствия почитателям классической музыки.
У инструмента великолепное торжественное звучание и в Кафедральном соборе регулярно проводятся органные концерты. Здесь звучит не только классическая музыка выдающихся композиторов, таких как Бах, Моцарт, Гендель, Гай. Экспериментирование и введение новшеств в музыкальные программы приветствуются. Звуки органа смело сочетают с настойчивой барабанной дробью, мелодичными переборами струн гитары, звучанием альпийского рога, трелями армянской флейты.
Известные российские и зарубежные музыканты с удовольствием откликаются на приглашение выступить на концерте органной музыки. Для удобства присутствующих, изображения исполнителей проецируются и воспроизводятся на большой мультимедийный экран.
Всего в храме имеется три церковных органа.
Собор в наши дни: внутреннее убранство и особенности экстерьера
Трехнефный, по плану в форме креста храм возведен из неоштукатуренного кирпича темно-красного цвета в неоготическом стиле, популярном и широко распространенном в зодчестве католиков. При строительстве многие архитектурные детали наполняли религиозным смысловым значением. Так, вход в храм в виде портала с резными дверями олицетворяет собой Врата Небесные. К ним подводят 11 ступеней из гранита, которые обозначают не что иное, как десять нерушимых заповедей и самого Иисуса Христа – сына Божьего.
Главная восьмиугольная башня увенчана крестом и составляет в высоту 30 метров. Шпили двух боковых башен содержат гербы священнослужителей, внесших неоценимый вклад в дело о возвращении церкви католическим верующим. Это главы Минско-Могилевской епархии Т.Корндрусевич, архиепископ и понтифик Иоанн Павел II.
Аркада левой стороны фасада размещает в себе 5 массивных колоколов. Самый огромный весит 900 кг и называется «Фатимская Божья Матерь». Четыре колокола меньшего размера также имеют свои названия. Это: «Святой Виктор», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Иоанн-Павел II». Колокола подарил собору Виктор Скворц, епископ Тарновский. Все они были вылиты на польском предприятии Фельчинских в г.Перемышль. Управление колоколами осуществляется при помощи специальной автоматической системы из ризницы.
Над остроугольной входной аркой установлен фронтон треугольной формы. На нем позолоченная монограмма на латинском языке «VMIC» (Virgo Маria Immaculata Concepta), что в переводе значит «Девa Мария Нeпорочно Зачавшая». Над ней диаметром в три метра окно в форме розы. Сквозь каменные узорные переплетения сверкает бликами многоцветный витраж.
Зал для проведения молитв занимает центральный неф. Его длина составляет 65 метров. Здесь выставлены скамейки для сидения, между двумя рядами – проход к алтарю. В боковых проходах размещены комнаты, где прихожанам можно исповедаться.
Полы храма выложены мраморными плитами светло-серого цвета, стены и колонны выкрашены в нежный кремовый оттенок, детали обведены белыми линиями. Какие-либо росписи в интерьере базилики отсутствуют. В стенах прорезные узкие оконные проемы высотой 8,5 метров. В них вставлены витражи с нанесенными на них замысловатыми узорами и гербами папских нунциев. Два окна составляют исключение из общего стиля оформления. С правой стороны изображения апостолов Петра и Андрея – они в католической вере символизируют Западную и Восточную ветви церковной власти. Слева витражное окно, на котором изображен Папа Иоанн – Павел II. Под оконными проемами расположены 14 барельефных композиций, по которым можно проследить 14 «стояний» Крестного пути Иисуса Христа на Голгофу.
Главный алтарь храма изготовлен из мрамора зеленого цвета. На стене распятие из камня – фигура Христа высотой 9 метров. В соборе хранятся священные реликвии: мощи святого апостола Андрея, лоскут одежды Девы Марии.
Концерты в соборе
Это сооружение является не только памятником готической архитектуры, но и популярным концертным залом. Концерты в католическом соборе на Малой Грузинской привлекают немало любителей классической музыки. Обилие ниш, сводов, куполов создаёт особую акустику, сходную со стереофоническим звучанием (в свете современных технологий – 3D). Недаром ещё со средневековья органы размещались исключительно в храмах.
Органные и хоровые концерты проводятся в костёле регулярно. Здесь можно послушать классическую органную музыку – Баха, Генделя, Моцарта, Вивальди и др.; хоровые произведения великих композиторов в исполнении великолепных хоров, симфоническую музыку и даже джаз в органном исполнении. Фонд «Искусство добра» поддерживает связи с выдающимися органистами мира и некоторые из них выступают с концертами и даже проводят занятия с молодыми музыкантами. Кроме того, разработан проект, в рамках которого, есть возможность пройти курс, в который включено обучение многоголосному вокалу в стиле григорианского хорала.
Эти концерты пользуются огромной популярностью у любителей серьёзной музыки и их организаторы уже составили расписание на полгода. Программная афиша предлагает, кроме органной музыки в исполнении русских и зарубежных органистов, выступления ансамблей с самыми необычными сочетаниями инструментов:
- лютня, лира, кифара;
- орган, гобой, флейта;
- орган и арфа;
- орган и саксофон;
- орган, саксофон, дудук, флейта, арфа;
- орган и труба;
- орган и оркестр;
- струнный квинтет и гитара;
- орган и вокал (соло и ансамбль).
Концертный зал представляет также сказки «Хоббит» и «Маленький принц» с песочной анимацией.
Описание католического собора
Скульптура, изображающая распятие Христа, встречает посетителей у входа. Храм имеет три нефа, разделённых колоннами. В боковых нефах расположены исповедальни. В центральном — места для прихожан, разделённые проходом. Под окнами можно увидеть настенные барельефы, изображающие Крестный путь Иисуса.
Алтарь храма, как и амвон, выполнен из тёмно-зелёного мрамора, в нём хранятся мощи святых.
Над задней частью центрального нефа расположены хоры. По воскресеньям богослужения сопровождает Литургический хор, а в дни церковных праздников — профессиональный Академический хор.
В этом соборе находится самый большой орган в России. Изготовлен он в Швейцарии, имеет 4 мануала и 74 регистра. В храме также имеются два цифровых органа.
Советуем Вам также почитать статью об Иоанновском монастыре на Карповке.
Использование собора не по назначению
Помещение закрытого храма было приспособлено под овощехранилище. Впоследствии, разделив его на четыре уровня при помощи перекрытий, перестроили под общежитие. В 1941 году, в период Великой Отечественной войны, шпиль главной башни храма был снесен в целях безопасности. Его было видно издалека, и он мог стать невольным ориентиром для летных сил противников. Остальные башни и шпили были повреждены при бомбардировках, их разобрали в послевоенное время. В 1956 году при пожаре пострадал фасад здания, фонарь над куполом главной башни обрушился. Арендаторы общежития были расселены, а здание передано НИИ «Мосспецпромпроекту».
В 1970-х годах московскими властями рассматривался вопрос об организации реконструкции помещения под органный зал или культурный центр.
Филиал Петропавловского римско-католического храма: строительство, тяготы, разрушения
В 1984 году римско-католическое духовенство подало московскому генерал-губернатору прошение о строительстве филиала церкви. В ответ было получено разрешение, но выдвинут ряд требований, которые необходимо было соблюсти при возведении нового католического храма. Строящийся объект не должен был иметь шпилей и башен, а самое главное, он должен был находиться за пределами исторического центра Москвы, подальше от православных святынь. В то время Малая Грузинская улица отвечала требованиям новой постройки: она располагалась в отдаленном от центра столицы районе и была окружена огородами и лугами. Зато здесь проживало много польских семей, исповедующих католическую религию.
Автором проекта, по которому осуществлялось строительство храма, был известный московский зодчий, поляк по происхождению Томаш (Фома) Богданович Дворжецкий, хоть его работа и предполагала украшения экстерьера вопреки выставленным ограничениям. Были представлены чертежи еще одного архитектора, мастера стиля модерна Леона Даукша, но они не были утверждены. По его разработкам была установлена лишь металлическая ажурная ограда вокруг строящегося церковного объекта.
Закладка первого камня будущего собора была осуществлена в 1899 году на торжественной церемонии. В 1911 году храм уже мог принять в своей обители первых верующих, но внутренние отделочные работы продолжались до 1917 года. Всего было потрачено на реставрацию и отделку около 290 тысяч золотых рублей, в пересчете на сегодня – 210 миллионов долларов. Денежные средства на строительство собирались через пожертвования из других католических приходов по всей Российской Империи. Возведенный собор имел возможность принимать до 5 тысяч верующих.
Полное завершение отделочных работ в храме совпало с важными историческими событиями в стране – захватом власти большевиками. Собор столкнулся со всеми тяготами десятилетних атеистических притеснений со стороны правящей партии страны. Большая часть сада, окружавшая костел, была передана под жилую застройку. Сам храм смог продержаться еще в течение 20 лет, после чего прекратил свое существование. В 1919 году настоятелем религиозного учреждения был отец Михаил Цакуль. Он был задержан несколько раз, в 1937 году после очередного ареста М. Цакуль не вернулся в храм. Ему предъявили серьезные обвинения в шпионаже и приговорили к расстрелу. Не обошла страшная участь и собор. Он был закрыт, его имущество разграблено, священные алтарь и орган безвозвратно утеряны.