Внутреннее убранство
Своды Успенского собора поддерживает 6 мощных столбов, стены украшены росписью с изображением сцен из жития святых и историей афонской обители. В хорошем состоянии дошли до настоящего времени старинные двери из дуба, украшенные причудливой узорной резьбой, а также кованые решетки.
Резной 5-ярусный иконостас воссоздан по документам и сохранившимся описаниям, вызолочен червонной позолотой. Деревянные алтарные хоры заменены каменными над центральным входом.
Престол на 4 каменных столпах украшают изысканные серебряные чеканки, а над ним установлена резная сень с позолотой. Горнее место под балдахином обозначено изображением сидящего Спасителя в окружении предстоящих пророка Предтечи, Богородицы и верных святых апостолов.
Икона Божьей Матери
Сотни паломников ежегодно приезжают в Иверский монастырь (Валдай). Икона Иверской Божьей Матери – главная святыня обители. Святой лик является точной копией Иверской иконы, которая находится в Афонском монастыре, в Греции. Он совершенно не отличался от оригинала. Ее доставили в монастырь иноки Корнилий и Никифор. Икона поражала своим роскошным убранством. Стоимость украшений в те времена оценивалась в 44 тысячи рублей серебром. Святой Патриарх Никон наложил запрет для иконописцев на создание с нее копии и списки.
Послушники монастыря утверждают, что неоднократно становились свидетелями чудес, которые являла эта икона (исцеление от болезней, предотвращение катастроф). Во время страшной эпидемии холеры (1848 г.) икона защитила обитателей монастыря от смертоносной болезни. С тех пор ежегодно 28 июля совершается крестный ход. Божьей Матери молятся об утешении в горе, решении проблем, богатом урожае, об исцелении. Каждый человек может обратиться к ней, не только посетив Валдай, но и у себя дома. Валдайская Божья Матерь поможет всем, кто живет с Богом в своем сердце и верит в его великую силу.
Архитектурный ансамбль
Обитель находится на территории, площадью в 6 га, где расположено 30 различных строений, большая часть которых относится к периоду XVII-XVIII века. Первой каменной постройкой в обители стал величественный храм Успения Божьей Матери, считавшийся самым крупным, возведенным за XVII столетие православным объектом.
Простой строгий 3-нефный собор выполнен из белого камня, представляет в плане квадратную форму, обнесенную по периметру галереей с крыльцом над входами с 3 сторон. Храм увенчан 5 золочеными главами с крестами. Мощные стены 5-главого храма прорезают широкие окна, по 3 с каждой стороны. С потолка свет льется из окон куполов.
Иверский монастырь, Валдай, инфраструктура комплекса.
Теплый храм Богоявления Господня с просторной 2-этажной трапезной, хлебней и квасоварней имеет строгий фасад с тонкими колоннами, украшенными простыми кокошниками окнами. Здание имеет кубическую форму с 2-ярусной 6-гранной апсидой, увенчанное 1 золоченой главой.
Вход в трапезную оформлен арочными сводами, рядом с ней находится кухня, внизу на 1-м этаже оборудовано складское помещение. На шатровой звоннице XVII века, расположенной между настоятельскими и наместническими корпусами, было установлено 13 колоколов в арочных проемах.
Надвратная Михайловская церковь украшает парадный вход в обитель. Однокупольный храм построен над широким арочным проемом в виде высокого четверика с 1 апсидой, боковые стороны украшены ложными арочными нишами, поддерживающими общую архитектурную тему.
К нему с обеих сторон примыкают монашеский корпус, здание казначейства и монастырская ограда с Никоновской или типографской башней, входящей в число первых конструкций. Башня оформлена 6-гранным шатром, увенчанным шпилем с золоченым 1-главым орлом с державой и скипетром.
Описание
Центральным сооружением Валдайского монастыря является величественная Успенская церковь, отличающаяся монументальностью и простою форм. Изначально вокруг здания находилась большая галерея с двумя часовнями. Интерьер расписан образами из Нового Завета и темами жития святых людей.
Собор Иверской иконы Божией Матери (бывший Успенский собор)
На стенах также можно увидеть важнейшие сюжеты из истории обители, на колоннах располагаются лики Божьих угодников. Изначальная роспись была уничтожена во время реставрации в XIX столетии. Интерьер соборного храма дополнен изящным шестиярусным иконостасом, созданным в стиле барокко.
Маршрут
Туристический маршрут по городу Валдай совсем небольшой — его реально пройти за 1,5–2 часа. Маршрут начинается у Троицкого собора и далее следует по Народной улице. От Народной улицы он выглядит так: часовня Иакова Боровичского — памятный знак в честь 500-летия основания города — церковь Екатерины II — Дом культуры — Комсомольский проспект.
Вторую половину дня можно посвятить визиту в Иверский монастырь на острове или прогулке по одной из эко-троп национального парка «Валдайский». Туризм — одно из главных направлений развития региона. Поэтому вариантов для досуга здесь очень много. Можно взять на прокат лодку и отправиться изучать водные просторы озера. Это самый популярный вариант, что посмотреть на Валдае за 1 день осенью или летом.
Валдайское озероФото: Sonic_off
Город Валдай. Музей колоколов
Сам по себе город Валдай вряд ли представляет очевидный интерес для туриста. Но есть достопримечательность, которая является обязательной для посещения почти у каждого путешествующего на Валдай – Музей колоколов.
Музей расположен в двух зданиях. Одно (на фото выше) Церковь Великомученицы Екатерины (другое название — Льво́вская рото́нда), являющемся памятником архитектуры. Интересно то, что архитектурный облик Екатерининской церкви представляет собой колокол. Поэтому устройство в этом здании музея колоколов явно не случайно и весьма уместно. Проект ротонды, к слову, разработан архитектором Н.А. Львовым, произведения которого мы уже видели в Тверской области – усадьба Знаменское-раек. Не будучи специалистом в архитектуре стиль автора угадывается вполне очевидно. Особенно это хорошо заметно на примере колоннады. Вторая часть музея расположена в паре сотен метров в здании из красного кирпича.
Поначалу к музею колоколов я отнесся с определенным скептицизмом. Колокола они есть колокола. Сегодня их практическое применение сведено к минимуму – церкви и храмы. Однако мой скепсис развеяла экскурсовод. Вход в музей платный, а экскурсионная программа оплачивается отдельно. Возможностью послушать рассказ местного экскурсовода определенно стоит воспользоваться, в противном случае посещение музея (особенно первой части) рискует стать скучным мероприятием и при этом вы не почерпнете массу интересной информации о колоколах и колокольчиках и не поймете, почему собственно этот предмет достоин отдельного музея.
Например, я впервые узнал о разнообразии видов колоколов и колокольчиков: церковные, пастушьи, ямщицкие, кабинетные, дверные, корабельные, пожарные, сувенирные, школьные, свадебные…
И все они звучат по-разному. В этой части музея можно попробовать себя в роли звоноря. Экскурсовод также дает возможность послушать колокольные звоны, увидеть технику звона, приемы звонарного мастерства, попробовать позвонить в колокола самому посетителю.
Предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая…
Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, в Валдае и льют колокола…
Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским национальным явлением. Валдайские колокольчики стали со временем настолько популярными, что их начали подделывать мастерские из других губерний, ставя клеймо валдайского. Стоит также отметить, что в России был изобретен колокол, в котором язык бьет о купол (наиболее нам привычный). В Европе звучание достигается путем раскачивания купола о язык. Казалось бы разница незначительная, однако “русский” метод позволяет создавать колокола значительно больших размеров.
На второй территории музея экспозиция более обширная. Кроме собственно колокольчиков, здесь показаны предметы быта в основном 19 века, так или иначе связанные с колокольчиками. Есть интерактивные игры, где посетителю предлагается (виртуально) запрячь лошадь или отлить колокол. Также можно посмотреть документальные фильмы о колоколах.
Меня вот больше всего поразил вот этот аксессуар:
Наспинные часы. Это по сути прадедушка современного таксометра – пассажир всегда мог видеть время поездки на часах ямщика, размещенных на его спине и таким образом вычислить стоимость поездки.
Вот таким получился наш единственный день на Валдае. Наверное знатоки этих мест скажут, что оценить все красоты Валдайской природы не хватит и недели. И все-таки я рад, что Валдай и Иверский монастырь были включены в наш маршрут. Но настало время двигаться дальше – в Северную столицу, а по дороге посетим Его Величество Господин Великий Новгород.
Исторические сведения
Исторические сведения о возведении и выборе участка нахождения данного монастыря несут в себе огромное количество нюансов, основанных на фактах. Необходимо сказать о том, что данное святая святых было выстроена по аналогу Иверского собора, расположенного в горах Афон. После того как Патриарх Никон впервые увидел сооружение, он предложил создать подобный монастырь на территории теперешней Российской Федерации. На такое предложение царь Алексей Михайлович дал средства из государственной казны. А что касается выбранного участка, то здесь основную роль сыграла ведение, что явилось Никону при пространстви за мощью Митрополита Филиппа на территорию Соловков. Уже в июне 1653 года стали возводить святыню. Осенью окончилась строительство двух деревянных церквей: Тёплой и Соборной. Первый настоятель которых – Дионисий.
После того как патриарх впервые прибыл в городок Валдай, дал поселку новое название и стала это село Богородицкое, а само озеро именовал пресвятым. До этого он выпустил ко дну крест и Евангелие. Летописи указывается, что патриарх в своих письмах к царю описывал введение огненного столба над озером и выдавал его как знамение. А сам монастырь патриарх именовал, как Святоозерский.
Буквально через полгода началось возведение каменного сооружения здания. В середине 17 века на данную территорию были перемещены мощи Иакова Боровичского. После этого был издан царский указ, в котором говорилось, что во овладения святыни приходилось не только озеро Валдай и острова, но и все около располагающиеся вотчины.
В летописи зафиксированные факты о том, что после прибытия в монастырь братья Оршанского Кутеинского собора, началось становление и прогрессирование таких видов деятельности как, книгопечатание и переплетное мастерство.
В середине XVII века уже окончательно было окончено возведение Успенского храма, что в двадцать первом веке был переименован в честь Пречистого образа Богоматери Иверской.
История храма
Иверский монастырь на Валдае является первой обителью, возведенной на Руси после периода Великой Смуты, по личному распоряжению патриарха Никона. Ему было чудесное видение святителя Филиппа, который дал свое благословение на строительство монастыря посреди озера, пользовавшееся среди населения недоброй славой.
Позднее патриарх собственноручно освятил его воды и переименовал озеро в Святое. Обитель была задумана по образцу афонской архитектуры греческого Иверского монастыря. В середине XVII столетия началось ее обустройство с возведения 2-х первых деревянных церквей. Строительство велось на царские пожертвования и казенные средства.
Кроме того, сюда были перенесены чудотворные мощи почитаемого святого праведного Иакова Боровичского, с Афона привозят список Богородичной иконы, а царским указом пожалованы в вечное пользование воды Святого озера со всеми островами, множество прилегающих вотчин и несколько новгородских монастырей.
Обитель была заселена 70 монахами Оршанского белорусского монастыря со всем имуществом и типографским оборудованием. Так в обители стали печатать книги и развивать переплетное дело, а также заниматься солеварением, резьбой по дереву, изготовлением изразцов и цветных окон из слюды. При монастыре была открыта школа для сирот и несколько ремесленных училищ.
Обитель быстро разрасталась и процветала, привлекая сюда огромное количество паломников со всех концов земли. На праздничных богослужениях присутствовало до 15 тыс. человек. На территории обители до начала XVIII века было возведено 10 зданий из камня.
Но после низложения патриарха Никона все привилегии прекратились, монастырь стал терять свою значимость, а из-за пожара начала XVIII века потерял и большую часть своего богатства. После чего обитель приписали к новой строящейся Александро-Невской лавре. Но уже во второй половине этого же столетия, в период екатерининской реформации, монастырь был определен к 1 классу.
В середине XIX столетия началась эпидемия холеры на землях Валдая, остановить которую удалось с помощью крестного хода с чудотворной иконой вокруг города, это вернуло былую популярность монастырю и привело к его новому расцвету.
Но с приходом советской власти начинается реквизиция, образуется трудовая сельскохозяйственная и лесозаготовительная артель из монашествующей братии, которую через 8 лет снимают с регистрации за религиозную пропаганду и почитание чудотворного образа, а общину полностью ликвидируют.
Богородичный лик вывезли в неизвестном направлении, а на территории обители были последовательно образованы:
- исторический и краеведческий музей;
- трудовые мастерские;
- военный госпиталь и дом инвалидов для проживания участников ВОВ;
- образовательный интернат для больных туберкулезом детей;
- база отдыха Планета.
В 90-е годы прошлого столетия полуразрушенные здания были вновь переданы православной церкви, которая приступила к комплексной реставрации и восстановлению монастыря. Сегодня в обители обустроен небольшой музейный комплекс, посвященный истории создания монастыря, а также жизни и патриаршего служения Никона.
Информация для посетителей
Монастырь открыт для посетителей каждый день с 7 до 21 ч. При входе в обитель есть парковка, которая работает с 6 до 22 ч. После этого времени находиться посторонним на острове не разрешается. При обители работает паломнический центр, который предоставляет по предварительной договоренности места в гостинице с питанием в трапезной монастыря.
В церковной лавке можно не только купить свечи и заказать требы, но и приобрести необыкновенно вкусный свежий хлеб и монастырскую выпечку, сувениры и церковную продукцию
Особенно следует обратить внимание на целебные предметы из бересты, обладающие бактерицидными свойствами. В церковной лавке можно заказать экскурсию по монастырю, которая проводится монахами обители
На 2-м этаже можно посетить музейную экспозицию, посвященную создателю обители и ее истории, увидеть различные предметы обихода и церковных богослужений, ризы и вериги, иконы, религиозные артефакты и исторические документы.
Экскурсии в монастырь, цены
Посетить монастырь можно в составе многочисленных экскурсионных групп, которые ежедневно отправляются на остров из разных городов:
Как добраться на машине
На личном автомобиле необходимо:
- Следовать по автостраде Москва – Санкт-Петербург, обозначенной в путеводителе литерой М10, и, не доезжая до города Валдай, сделать поворот в сторону Боровичей. Через 2 км дороги необходимо будет свернуть по соответствующему указателю с трассы влево к монастырским островам.
- Со стороны северной столицы необходимо двигаться по автотрассе Е105, проехать Валдай, не заезжая в город, повернуть на Боровичи, а далее также, следуя указателям, до места назначения.
- В зимнее время до островного монастыря налажена ледовая переправа по реке, которая очень впечатляюще действует на паломников своими умиротворяющими пейзажами.
Как доехать на общественном транспорте
Обитель находится на расстоянии 10 км от города Валдай, до которого очень легко доехать на общественном транспорте от автостанции на междугородних рейсах из ближайших крупных городов.
А именно:
- Санкт-Петербурга с Набережной Обводного канала за 6-7 ч.;
- Великого Новгорода за 3 ч.;
- или региональными автобусами Новгородской области.
Также регулярно ходят электропоезда пригородного сообщения по направлению Старой Руссы, Едрово, Бологое, ехать удобнее до станции Чернушка, от которой до монастыря отделяет расстояние около 5 км.
На поезде из Москвы с Ленинградского вокзала следует ехать по Псковскому направлению до железнодорожной станции Валдай, а далее на автобусе или на такси по мосту до места назначения. Из северной столицы железнодорожным сообщением удобнее проследовать до станции Угловка.
Валдайский Иверский монастырь является не только общепризнанным шедевром архитектуры и Святоозерской жемчужиной, но и уникальным по красоте местом северной природы, умиротворения и спокойствия, где тысячи приезжих путешественников и паломников находят отдохновение от суеты бурного века, обретают душевное равновесие и радость.
Музеи Валдая за 1 день
В список достопримечательностей Валдая, что посмотреть за 1 день просто необходимо, входит несколько интересных музеев. Экспозиции в валдайских музеях небольшие, на осмотр каждой, обычно, уходит не более 40 минут-часа. К тому же, стоимость посещения музеев совсем небольшая.
Музей уездного города
Музей уездного города появился на Валдае почти 100 лет назад. Он располагается в бывшем дворянском особняке XIX века. Экспозиции занимают 5 залов. В первом зале посетители увидят древности, найденные на Валдайской земле, а также узнают историю основания города и Иверского монастыря. Во втором зале гостей знакомят с традиционными ремеслами Новгородчины и Валдайского района, в частности; в третьем — со значимыми учреждениями государственного уровня, которые в разные эпохи находились на Валдае. Экспозиции четвертого и пятого залов посвящены именитым личностям, в разные годы жившим здесь или посещавшим Валдай.
Музей уездного городаФото: Sonic_off
Музей колоколов
Единственный в России музей колоколов находится на Валдае. Город с давних времен славился производством колоколов, что и стало предпосылкой открытия музея. По легенде, особую «звонкость» валдайским колокольчикам придавало то, что они делались из осколков Новгородского вечевого колокола. В экспозициях вы увидите колокола разного назначения: пастушьи и ямщицкие, пожарные и корабельные, а также музыкальные инструменты, сделанные из колокольчиков. Посетителям разрешается самостоятельно позвонить в некоторые колокола. При музее работает сувенирная лавка, в которой можно приобрести фирменные валдайские колокольчики.
Музей колоколовФото: Anna Stolyarova
Музейный колокольный центр
Второй музей, посвященный колоколам, находится также в центре города. Экспозиция занимает 4 тематических зала, в которых можно познакомиться с историей колоколов с древних времен и до современности. Самые старинные экземпляры датируются III веком до нашей эры. Посетители увидят не только русские колокольчики, но и экспонаты прошлых веков из Китая, Индии, Вьетнама и европейских стран.
Музейный колокольный центрФото: Алексей Панин
Музей «Национальный валдайский парк»
В нескольких залах визит-центра национального парка «Валдайский» оборудована ознакомительная экспозиция. Здесь посетители могут увидеть чучела и фотографии животных, обитающих на территории парка, подробнее узнать о растительном мире региона. С помощью макетов и образцов ручного труда посетителям расскажут о быте и традициях местного населения, об истории Валдайской земли. Поднимитесь до 4 этажа — с него открывается красивый вид на город и озеро.
Панорамный вид на визит-центр национального парка «Валдайский»
Подробный материал: Музеи Валдая
Где остановиться в Валдае
Небольшой и уютный город Валдай расположился среди лесов и озер. В нем нет шикарных отелей и огромных комплексов, только пара хороших, но простых гостиниц. Более здесь востребованы гостевые дома, часть их лежит не только на территории города, а затеряна по берегам Валдайского озера. Бревенчатые дома с видом на лес и озеро, но при этом со всеми удобствами, — востребованный вариант жилья у туристов, приезжающих сюда для знакомства с краем и отдыха на природе.
- Отели Валдая
- Хостелы для бюджетных путешественников
- Квартиры и апартаменты
- Гостевые дома Валдая
Обзор для тех, кто едет отдыхать:
Базы отдыха и отели на озере Валдай
Бронировать жилье на Booking.com выгоднее с кэшбэком:Кэшбэк акция на Туристер. Ру
Правила посещения
При посещении православной обители необходимо соблюдать общепринятые нормы:
- Паломники и посетители монастыря должны иметь подобающий месту внешний вид, опрятную скромную одежду.
- Не допускается вход на территорию обители в пляжной одежде, шортах и майках, коротких юбках.
- При входе в храм женщинам принято покрывать голову платком, а мужчинам наоборот обнажать голову.
- Перед тем, как войти в церковь, принято осенять себя крестным знамением и сделать поклон. Необходимо также отключить звук мобильного телефона.
- В храме не стоит громко разговаривать и смеяться, отвлекать молящихся вопросами.
- Во время богослужения не принято передвигаться по храму, ставить свечи и подходить к иконам.
- Нельзя фотографировать монахов и паломников. Любая фото и видеосъемка на территории обители должна проводиться по разрешению настоятеля.
- Необходимо соблюдать чистоту на острове, бережно относиться к окружающей природе.
История создания обители
Идея создания обители пришла митрополиту Никону во сне, когда он переносил чудотворные мощи великомученика Филиппа в Москву из Соловецкого монастыря. Свое намерение о постройке комплекса на Валдае преподобный Никон высказал после того, как получил сан патриарха Руси.
Валдайский Иверский монастырь в Новгородской области
Ходатайство одобрил правитель Алексей Михайлович и выделил для этой праведной цели колоссальные денежные средства из казны.
- В начале лета 1653 г. выбрали место возведения, а уже осенью здесь установили две церкви. Первую освятили в честь Иверского образа, вторую — во славу святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем новосозданной обители утвердили архимандрита Дионисия. Патриарх Никон распорядился о перенесении в обитель чудотворных останков святителя Иакова. На месте, где расположили гроб, воздвигли деревянную часовню, спустя время здесь забил святой источник. В 1654 г. в Валдайский монастырь перевезли мощи известных христианских праведников.
- За обителью закрепили не только озеро Валдай, но и множество земельных вотчин и близлежащих угодий. В отечественной истории найдется лишь несколько примеров, когда за столь короткий срок новоявленный монастырский комплекс настолько разбогател. В 1655 г. в братские корпусы Валдайской обители переселились монахи из Оршанской пустыни, над которыми совершали религиозные притеснения в Белоруссии. Иноки привезли с собой церковное имущество и типографическое оборудование. Наместником стал иеромонах Дионисий II. С приходом новой братии на Валдае начало развиваться плетение, книгопечатание, искусство перевода литературы, резьба по дереву, иконопись.
- В 1656 г. подошло к концу строительство Успенского собора, в этот же период воздвигли деревянную ограду с шатровыми башнями и четырьмя въездными вратами. Соборную церковь освятили в декабре 1656 г. На торжественном мероприятии присутствовали митрополиты, епископы, многочисленное духовенство и сам патриарх Никон, который ранее выделил средства на отлив специального колокола весом 1 000 кг. Даже недостроенный комплекс поражал прихожан своим изяществом. В успенский собор привезли великолепно украшенный список Иверской Богоматери, который прославился чудесами еще во время пути в монастырь.
Празднование Иверской иконы Божией Матери на Валдае
Настоятелем монастырского комплекса после смерти Дионисия II назначили архимандрита Филофея. Обитель обрела статус первоклассной, а число братии возросло до 200 человек. Однако цветущее положение комплекса продолжалось недолгое время.
В 1666 г. основатель Никон был осужден церковным Собором и низложен с патриаршего престола. Все монастыри, которыми заведовал святитель, закрыли, они признавались созданными не по уставам Церкви. Иверскую братию разместили по разным местам.
К счастью, несправедливый приговор отменили спустя два года, все отобранное было возвращено.