История[править | править код]
Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум (рукав Волги).
В 1723 году был упразднён и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1764 года — заштатный, необщежительный монастырь. Храм один, каменный, во имя Иоанна Предтечи (построен в 1697 году). В храме находилась особо чтимая икона Иоанна Предтечи.
С 1884 года существовала церковно-приходская школа. В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов, 5 послушников.
В 1919 году монастырь был закрыт. Постройки были заняты под жильё и хозяйственные нужды. В 1940 году колокольня и надвратный храм во имя Иоанна Воина были разобраны.
Исторические сведения
К началу 17 столетия один из крупнейших городов России Астрахань привлекал переселенцев укрепленными районами, среди которых славился Кремль, Белый и Земляной город.
Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани
В Земляном городе выросло множество слобод вдоль речек Кутума и Криуши.
В реку Кутума впадала речушка Луковка, на берегу которой, на небольшом возвышении, на собственные средства митрополит Астраханский Саввати основал мужскую обитель.
Из летописи 1688 года следует, что к этому времени сама обитель уже существовала, в тот год было начато возведение храма Иоанна Предтечи.
Разразившаяся в 1692 году чума унесла жизни практически всех монахов, поэтому возведение Предтеченской церкви закончили только в 1697 году. Святые ворота с западной стороны монастыря украшала колокольня, состоявшая из 2-х ярусов.
Монастырские стены в форме квадрата были изготовлены из дерева, на каждом углу стояли маленькие башенки.
- Для подавления мятежа, поднятого стрельцами в 1706 году, прибыли правительственные войска, которые расположились в стенах мужской обители.
- Фельдмаршал Шереметьев, руководивший операцией, приказал сделать в стенах бойницы. Несколько раз правительственные войска отражали штурм мятежников, при этом пострадала часть построек Иоанно-Предтеченской святыни.
- В начале 18 века губернатор Астрахани Волынский решил посягнуть на монастырскую казну, схватил архимандрита Иосафата и пытками пытался узнать, где хранятся ценности.
- Господь помог архимандриту бежать, однако, в 1723 году губернатор добивается закрытия мужской обители, стараясь скрыть свои преступления, и размещает в святых стенах гарнизонный госпиталь. Несмотря на то что все монахи и служителя были разогнаны, в монастырских храмах шли богослужения, осуществляемые белым священником. К нему на помощь приехали два иеромонаха Спасской обители.
- Четыре года астраханский епископ Вардаам (Леницкий) требовал возвращения святыни в епархию, в 1727 году добился своего.
Новый настоятель архимандрит Иларионам приложил огромные усилия, чтобы за 3 года своего наставничества возвести каменную ограду и корпус для проживания настоятелей.
Настоятель архимандрит Аркадий в 1937 освящает церковь Иоанна Воина, расположившуюся в здании монастырской колокольни.
1756 год — время настоятеля Аарона, при нем возводится небольшой храм святого образа Богородицы «Всех Скорбящих Радость», который в 1780 году присоединяется после переноса к Сретенскому приделу Рождества Иоанна Предтечи.
Историческое фото монастыря в начале ХХ века
Более чем за 100 лет храмовые постройки обветшали, их разобрали, и в 1895 году монастырскую площадь украшал собор Сретения Господнего с тремя престолами и двумя приделами:
- святого образа Богородицы «Всех скорбящих Радость»,
- святителя Тихона Задонского.
Через четыре года все работы были завершены, в 1899 году Астраханский епископ Сергий (Серафимов) провел освящение нововозведенного храма, но без приделов, которые не были приняты строительной комиссией.
Целых 10 лет потребовалось для доработок, в сентябре 1909 года была освящена церковь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость», а в 1910 году и левый придел Святителя Тихона Задонского.
К началу двадцатого века в обители проживало восемь монахов, пять послушников и игумен.
История
Согласно легенде своё название (Трегуляевский) получил в связи с тем, что Питирим любил гулять в этих местах. 15 сентября 1688 года он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и иноком Иннокентием, избрал место для будущего монастыря в Тамбовском Ценском лесу, недалеко от Тамбова.
Первым строителем и настоятелем монастыря стал иеромонах Варлаам. Во вновь построенной обители святитель имел свою келию. Вначале обитель носила название Предтеченской пустыни, а со второй четверти XVIII века стала монастырём. Первоначально обитель располагалась в полукилометре от берега Цны, в глубине леса, восточнее нынешнего места.
В 1691 году была построена деревянная церковь св. Иоанна Предтечи. По преданию, Питирим собственноручно выкопал в обители колодец, вода которого, как считается, обладает целебными свойствами.
В 1717 году в монастыре случился пожар, уничтоживший практически всю обитель, включая монастырский храм. Восстановленная Предтеченская церковь просуществовала до 1753 года, когда из-за ветхости была разобрана. Вместо неё была построена деревянная Введенская церковь, простоявшая до 1790 года, когда из-за ветхости была разобрана и она.
Активное строительство в монастыре шло в годы управления тамбовской епархией епископа Феофила (Раева) (1788—1811 годы). В 1789 году перестроены келии и трапезная, вновь построили настоятельский корпус. С 1790 по 1808 годы была построена каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи. В то же время построены два каменных флигеля, а в 1795 году монастырь обнесли каменной стеной.
Второй пик строительства в монастыре приходится на конец XIX — начало XX века. В 1895 — 1902 годах в русско-византийском стиле построен храм Спаса Нерукотворного. В 1901 году во Введенском храме в обоих приделах обновлены иконостасы, произведена новая роспись стен. В 1903 году достроен Предтеченский соборный храм.
Управлял монастырем настоятель в сане архимандрита. Как правило вместе с настоятельской должностью он выполнял и обязанности ректора Тамбовской семинарии. Число монахов в монастыре во все годы было не велико и к 1917 году не превышало 20 человек. До революции монастырь был популярен среди паломников. Монастырь являлся местом пребывания ушедших на покой иерархов Тамбовской епархии: преосвященного Афанасия (Телятинского), «тамбовского Златоуста» епископа Николая (Доброхотова).
Святынями монастыря являлись: икона складень Неопалимой Купины, с мощами апостола Андрея Первозванного других угодников Божиих и частью от Гроба Господня; крест со святыми мощами Иоанна Предтечи; особо-чтимая чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» (принесена из Афонской обители в 1867 году).
После революции монастырь был упразднён. Здесь разместились места лишения свободы, были осквернены храмы, утрачены могилы архипастырей, как и весь монастырский некрополь, засыпаны святые колодцы. В 1920-1921 годах был превращён в первый советский концлагерь для участников крестьянского восстания под предводительством А. С. Антонова, через который прошло более 27 тысяч человек. В конце 1922 года концлагерь был расформирован.
В 1927 году здесь разместилось тамбовское отделение исправительно-трудового дома, позже здесь располагались различные воинские части, а с начала 60-х годов — военный полигон. В сохранившихся зданиях, в том числе и в церквах, размещались военные склады. Окончательно разрушение храмов и всего архитектурного комплекса обители произошло в 50-60-е годы XX века. Уцелели только несколько построек: трапезная, монашеский келейный корпус, конюшни, ледник, сеносушильни.
Внутреннее убранство
В начале XX столетия храм имел в своем распоряжении материальные и духовные сокровища. Богатое убранство внутренних помещений, роспись, древние святыни украшали Иоанна-Предтечинский монастырь.
Все величие утрачено во времена советского правления. В период восстановления внутренние стены расписали в академическом стиле священными изображениями.
В идентичной манере выполнены иконы, расположенные на центральном трехъярусном иконостасе.
Пол зала выложен плиткой. Люстра со свечами в 4 яруса спускается с купола, освещая солею. В каждом пределе установлен свой иконостас в 2 яруса. Зеленые оттенки росписи создают спокойствие и умиротворение.
Примечания
- ↑ 1234 Паламарчук, 1992, с. 174—178.
- Памятники архитектуры Москвы, 1989, с. 309.
- Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь (неопр.) . Соборы.ру. Дата обращения 18 декабря 2021.
- ↑ 12 Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009, с. 1—3.
- Баталов, 2007, с. 294.
- Страницы истории, 2005, с. 12.
- Рассохин, 2013, с. 58.
- Баталов, 2007, с. 305.
- Страницы истории, 2005, с. 14.
- Страницы истории, 2005, с. 16.
- История в документах, 2015, с. 14.
- ↑ 12 Страницы истории, 2005, с. 18.
- История в документах, 2015, с. 17.
- ↑ 12345 Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве(неопр.) . Православие.ru. Дата обращения 18 декабря 2021.
- Страницы истории, 2005, с. 27.
- Первушин, 2015, с. 14.
- Баталов, 2007, с. 334.
- Памятники архитектуры Москвы, 1989, с. 347—349.
- Страницы истории, 2005, с. 3.
- Страницы истории, 2005, с. 38—39.
- Баталов, 2007, с. 346—349.
- Страницы истории, 2005, с. 46.
- Страницы истории, 2005, с. 47.
- Баталов, 2007, с. 366.
- Первушин, 2015, с. 49.
- Страницы истории, 2005, с. 54.
- Первушин, 2015, с. 50—51.
- Первушин, 2015, с. 51.
- Страницы истории, 2005, с. 56.
- Страницы истории, 2005, с. 57.
- Первушин, 2015, с. 52.
- ↑ 12 Картина репрессий в послереволюционной Москве: Ивановский монастырь.(неопр.) . moskow.zachalo.ru (4 ноября 2008). Дата обращения 18 декабря 2018.
- ↑ 12 История монастыря в советский период(неопр.) . Московский Иоанно-Предтеченский ставропигиальный монастырь (4 ноября 2008). Дата обращения 18 декабря 2021.
- Баталов, 2007, с. 402.
- ↑ 12 Страницы истории, 2005, с. 96.
- Баталов, 2007, с. 408.
- Страницы истории, 2005, с. 100.
- Иоанно-Предтеченский ставропигиальный монастырь проводит курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей (неопр.) . Patriarchia.ru (13 октября 2015). Дата обращения 18 декабря 2018.
- Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь (неопр.) . Patriarchia.ru. Дата обращения 18 декабря 2021.
- ↑ 123 Паламарчук, 1992, с. 177—178.
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань)
Россия \ Астрахань \ Достопримечательности
Координаты: N46 20.94 E48 3.51.
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань) основал в 1688 году на собственные средства митрополит Савватий.
Каменный храм в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна располагался за чертой города. Вполне возможно, что на этом месте до каменной постройки уже стояла деревянная церковь с таким же названием. Поэтому ее строительство можно отнести к более раннему периоду.
Мужской монастырь в Астрахани был обнесен деревянными стенами с четырьмя угловыми башенками. В 1697 году над святыми вратами построили каменную монастырскую колокольню, а рядом с церковью возвели деревянные кельи для монахов и настоятелей.
Мужской монастырь Иоанна Предтечи (или Ивановский, как его называли в народе) имел не только духовное значение, он же был крепостью на пригородных рубежах Астрахани. Именно в таких целях использовали обитель правительственные войска фельдмаршала Шереметьева, которые прибыли для подавления восстания стрельцов и горожан в 1706 году.
В 1723 году астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь упразднили и обратили в лазарет. Но через четыре года его восстановили.
В стенах Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Астрахани было четыре церкви: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи и церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 г.)
Вместо деревянных Сретенского и Рождество-Иоанно-Предтеченского соборов в 1895 году в Астрахани начали строить новый трехпрестольный храм. Через четыре года его освятили в честь Сретения Господня и дополнили двумя пристройками: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Боковые приделы освятили позже, потому что строительная комиссия из-за технических ошибок не сразу приняла постройки.
Храм Сретения Господня оказался единственным из всех монастырских построек, сохранившихся в период советской власти. Его здание использовали под склад «Заготзерно». Сам астраханский мужской монастырь Иоанна Предтечи закрыли в 20-е годы. Немного погодя снесли церковь Иоанна Воина и шатровую колокольню.
Работы по восстановлению Сретенского монастырского храма начали в 1989 году. В этот раз его освятили в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а боковые пристройки — в честь святителя Тихона Задонского и Иверской иконы Божией Матери. Однако в своем звании Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Астрахани восстановили только в 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия.
После этого проделали большую работу по воссозданию первоначального вида монастыря Иоанна Предтечи в Астрахани. Сретенский храм был в аварийном состоянии. Не уцелело ничего из внутреннего убранства собора. Требовался основательный ремонт крыши и куполов, новые окна, двери и входная лестница, восстановление позолоты крестов на главах.
В самом Иоанно-Предтеченском храме Астрахани заново сделали роспись в академическом стиле. Также иконы академического письма поместили на специально изготовленные иконостасы под мореный дуб. Полы выложили новой белоснежной плиткой.
В 1993–1994 годах вместо разобранной монастырской колокольни рядом с церковью в честь Иоанна Предтечи построили временную звонницу.
Первоначальный облик до наших дней сохранил только Сретенский храм, который переименовали в Иоанно-Предтеченский храм Астрахани. Само здание выполнено в форме креста в древнерусском стиле. Украшено пятью главами, которые располагаются на двух рядах из кокошников, опоясывающих храм со всех сторон. Три пристройки выполнены в форме прямоугольника с полукруглым верхом. Центральная пристройка отличается от остальных: перед входом есть особый притвор, который украшен шатровым верхом с луковичкой и крестом на вершине. Внутри храм не слишком вместителен, потому что изначально предназначался только для братии мужского монастыря Иоанна Предтечи.
Соборный Иоанно-Предтеченский храм Астрахани своим архитектурным решением схож с другим местным храмом, разрушенным в советское время, — Ново-Иерусалимским.
Из святынь монастыря можно выделить древний образ Иверской иконы Божией Матери. Астраханцы почитают эту икону, о чем можно судить по многочисленным привесам из драгоценных металлов. В Иоанно-Предтеченском храме в Астрахани хранят иконы Святителя Тихона, Патриарха Московского и Преподобного Максима Грека с частицами мощей этих святых.
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань) открыт и находится на улице Магнитогорская, 9.
Фото: Игорь Чиженков, s42s.
Добавить фото/информацию
История
Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум (рукав Волги). Монастырь был обнесен деревянными стенами с четырьмя угловыми башенками. В 1697 году над святыми вратами построили каменную монастырскую колокольню, а рядом с церковью возвели деревянные кельи для монахов и настоятелей. Мужской монастырь Иоанна Предтечи (или Ивановский, как его называли в народе) имел не только духовное значение, он же был крепостью на пригородных рубежах Астрахани. Именно в таких целях использовали обитель правительственные войска фельдмаршала Шереметьева, которые прибыли для подавления восстания стрельцов и горожан в 1706 году. В стенах Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Астрахани было четыре церкви: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи и церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 г.)
Вместо деревянных Сретенского и Рождество-Иоанно-Предтеченского соборов в 1895 году в Астрахани начали строить новый трехпрестольный храм. Через четыре года его освятили в честь Сретения Господня и дополнили двумя пристройками: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Боковые приделы освятили позже, потому что строительная комиссия из-за технических ошибок не сразу приняла постройки.
В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1884 года существовала церковно-приходская школа. В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов, 5 послушников.
В 1919 году монастырь был закрыт. Постройки были заняты под жилье и хозяйственные нужды. В 1940 году колокольня и надвратный храм во имя Иоанна Воина были разобраны.
Работы по восстановлению Сретенского монастырского храма начали в 1989 году. В этот раз его освятили в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а боковые пристройки — в честь святителя Тихона Задонского и Иверской иконы Божией Матери. Само здание выполнено в форме креста в древнерусском стиле. Украшено пятью главами, которые располагаются на двух рядах из кокошников, опоясывающих храм со всех сторон. Три пристройки выполнены в форме прямоугольника с полукруглым верхом. Центральная пристройка отличается от остальных: перед входом есть особый притвор, который украшен шатровым верхом с луковичкой и крестом на вершине. Внутри храм не слишком вместителен, потому что изначально предназначался только для братии мужского монастыря Иоанна Предтечи.
Скит в Николо-Комаровке
В 2005 г. образовано монастырское подворье-скит близ с. Комаровка Камызякского района Астраханской области, на котором ведётся основная часть монастырского хозяйства. Скит в настоящее время находится в стадии становления, там проводятся строительные и хозяйственные работы – возводятся дворовые постройки, насаждается большой виноградник, строится цех, в котором будут наполовину заниматься переработкой винограда и возделыванием вина, а вторая половина цеха будет отведена под переработку молочной продукции. В скиту свой скотный двор, разделенный на загоны и вольеры – кролики, коровы, бычки, козы, птица, а также – три лошади: две молодых кобылы и жеребец. Имеется сад, огород и многое другое. Большая часть продукции реализуется, доход направляется на уставные нужды обители.
Недалеко от скита установлен поклонный крест. Судьба этого креста удивительна – ранее он был водружен на Пречистенской колокольне Успенского кафедрального собора. Но после того, как был установлен с помощью вертолетов новый крест, который находится там в настоящее время, — то по указанию Владыки Ионы, Архиепископа Астраханского, снятый крест был установлен на холме в с. Комаровка. Крест этот установлен не случайно, с этим местом связана грустная история о гибели храма в период гонений на церковь в советский период истории России. Практически возле нынешнего положения Креста ранее находился Храм Святителя Николая Чудотворца, однако он был закрыт в 1936 году, а в 1952 году его полностью разобрали – вплоть до фундамента, — о чем свидетельствует глубокий котлован, по сей день напоминающий о месте бесчинства воинствующих богоборцев.
История монастыря
Монастырь Иоанна Предтечи в Астрахани впервые упоминается в летописи в 1688 году в связи с просьбой старца Александра к митрополиту о строительстве церкви. Точная дата основания монастыря неизвестна, но автор прошения был монахом и принадлежал к уже существующему монастырю. Это означает, что период основания общины предшествовал вышеупомянутым событиям.
Монастырь располагался на реке Кутум, на холме на ее южном берегу, который называется Красный горб. Строительство велось благодаря пожертвованиям из личных средств преподобного Савватия, имевшего в то время сан митрополита Астраханского.
За 320 лет своего существования монастырь пережил много взлетов и падений. Монастырь пережил много эпохальных моментов в жизни здания, бр
атьев, Астрахани и России.
Стрелецкое восстание 1706 года привело к захвату Астрахани повстанцами. На помощь пришли войска из Москвы во главе с фельдмаршалом Шереметевым. В стенах монастыря появились бреши, и завязались ожесточенные бои. Защищенные доспехами монастыря, люди царя выстояли и отразили нападение.
Иоанно-Предтеченский монастырь был закрыт в 1723 году после конфликта между астраханским губернатором и настоятелем.
Здание было отдано под гарнизонный госпиталь. Монахи были рассеяны. Но служба в святилище не прекращалась ни на один день. Традиция была подхвачена священниками, которые не были в опале. Через четыре года монастырь вернулся в епархию. Вокруг него возвели каменную ограду и построили двухэтажное здание аббатства.
Дом настоятеля был снесен в 1895 году, и на его месте было возведено двухэтажное каменное здание. Нижний этаж использовался в качестве церковной школы. В начале прошлого века община состояла из 14 человек. Через два года после прихода к власти социалистического правительства монастырь был закрыт.
Храмы просуществовали еще 10 лет, после чего собор, церковь и колокольня были снесены. Оставшиеся здания были переоборудованы под квартиры и хозяйственные постройки. 1992 год ознаменовался возрождением монастыря. Во-первых, была приведена в порядок оставшаяся церковь Сретения Господня. Почетное место было отведено куполам с их оцинкованным покрытием.
По периметру здания было реконструировано бетонное полотно, построена временная колокольня и вспомогательные здания, такие как котельная и склад. В 1989 году был отремонтирован потолок, кресты на куполах покрыты позолотой, заменены оконные рамы и остекление, а также двери, обновлена парадная лестница.
На внутренних стенах были нарисованы библейские эпизоды. Первая литургия была отслужена в 1993 году, и собор был заполнен прихожанами. Через два года монашество было возобновлено в монастыре Св. В этот же период в центре молитвенного зала был построен главный атрибут — деревянный резной иконостас. Средства на его строительство были пожертвованы верующими.
Следующий этап реставрационных работ был проведен в 2001 году. Иконостас был обновлен, место для певчих было перестроено, освободив дополнительное пространство, а в 2006 году обшивка куполов была заменена на «золотую». Монастырь стал центральным, важным местом в городе, его украшением и экспонатом.
Обитель в годы советской власти
После революции размеренная жизнь монастырей Москвы круто переменилась. В 1919 году в Иоанно-Предтеченской обители организовали один из двенадцати городских концентрационных лагерей, куда свозили преступников и всех, кто подозревался в нелояльности властям.
Вид монастыря с улицы Забелина
Позже в монастыре создали лагерь особого назначения. С 1923 года он превратился в лагерь принудительных работ, а еще через 4 года — в отделение государственного института, в котором изучали преступность и преступников. В начале 1930-х годов монастырский лагерь стал частью фабрично-трудовой колонии.
После закрытия монастыря монахинь и послушниц выселили из города, и они стали жить на подмосковном хуторе Чернецово. В 1929 году все монастырское хозяйство национализировали, с монахинь стали взимать большой налог, и им пришлось распродать все имущество.
В течение двух лет инокини перебивались за счет случайных заработков и милостыни. В 1931 году в стране началась активная антирелигиозная кампания. Было принято решение изолировать монахинь как членов антисоветской группировки. Женщин осудили, поместили в Бутырскую тюрьму, а потом отправили в ссылку в Казахстан.
В начале 1990-х годов, когда монастырские храмы стали передавать верующим, они находились в аварийном состоянии. Потом церковные постройки отреставрировали и освятили, а в 2002 году на территории был возобновлен женский монастырь. Масштабными восстановительными работами в обители руководила архитектор-реставратор Ольга Андреевна Данилина.
Вид монастыря со стороны Хохловского переулка
Правила посещения монастыря
Чтобы не попасть в неудобное положение, нужно знать основные правила поведения в монастыре.
- Обращаясь к священнослужителю с вопросом или просьбой, ладони рук складываются крестообразно. Данный жест говорит о приветствии, доверии к служителю церкви, покорности и послушании. Отвечая на вопрос, священник именем Христа благословляет вопрошающего.
- Решение каких-либо вопросов о духовной жизни нужно задавать священнику, имеющему на то благословение, а не первому встретившемуся монаху.
- Руководитель туристической группы получает благословение на проведение экскурсии.
- Посетить монастырские трапезные можно за деньги, бесплатно – бедным или нуждающимся людям по благословению настоятеля. Во время обеда читается житие святых, что является продолжением службы. До окончания чтения из-за стола вставать нельзя.
- Одежда светских людей должна соответствовать правилам жизни обители. Женщинам не стоит надевать брюки. Юбка, закрывающая колени или в пол подойдет для похода в монастырь. Голова, шея, плечи покрываются платком, одеждой.
- Мужчинам не подобает быть в спортивном костюме, шортах, одежде с коротким рукавом. Переступая порог обители, головной убор снимается. В праздничные дни рекомендована красивая нарядная одежда
- Входя на территорию монастыря, нужно отключить мобильный телефон. А еще лучше оставить его дома. Здесь принято держать связь с Богом, и хоть на время отойти от мирских дел.
- По общепринятым законам, фотографирование в храме во время службы запрещается. Это мешает окружающим людям.
- Войти в храм помолиться можно в любое время, только на ночь двери закрываются. Но самое сильное действо происходит во время службы, когда все присутствующие обращены в едином порыве «Господи помилуй».
- При входе в церковь, прикладывания к иконам, мощам рекомендованы поясные поклоны.
- Ставить свечи в храме и покупать монастырскую продукцию совсем не обязательно. Если свеча ставится, то произносится молитва, покаяние. Средства, затраченные при покупке на территории монастыря, являются пожертвованиями на нужды обители.