История строительства
Истории храма и поселения Гольянова неразрывно связаны друг с другом. Впервые название местечка прозвучало в середине XVII столетия как земельное владение царя Алексея Михайловича.
Приблизительно тогда же здесь была поставлена небольшая церковь из дерева, освященная в честь Зосимы и Савватия, иноков Соловецкого монастыря, признанных чудотворцами. Царь пожаловал храму землю под пашню и покосы, а прихожанами были жители окрестных деревень, всего 58 дворов.
Через сто лет село Гольяново, вошедшее в распоряжение Главной дворцовой канцелярии, управлявшей всеми хозяйственными вопросами двора, было продано в частные руки, как не приносившее дохода. С 1811 года его владельцем стал надворный советник И.Н. Трубецкой.
Потеряв в московском пожаре 1812 года столичную усадьбу, князь с супругой обосновался в подмосковном имении Гольяново. С этого момента жизнь тихого села забурлила.
Храм Зосимы и Савватия в Гольяново до реставрации
Помимо преобразований в усадьбе, связанных с реконструкцией дома, разбивкой парка, созданием огромного пруда, И.Н. Трубецкой строит каменный храм Зосимы и Савватия в Гольяново. Освящение происходит в 1842 году. Рядом с храмом из земли бил источник ключевой воды.
В советское время храм был закрыт, а в его стены въехала макаронная фабрика, которую сменила химическая лаборатория. Из-за воздействия реактивов на настенную роспись, она была полностью утрачена.
В негодность пришли даже кирпичи. Колокольня была переделана в печную трубу для фабрики, а шлак ссыпался на территории предприятия. Переданные в руки церкви руины с захламленной территорией 31 марта 1900 года представляли собой печальное зрелище. Прихожане пришли на помощь, и через неделю на расчищенном пространстве состоялась первая служба.
Ангелы разрушенных церквей — Тихие Хранители Престола
Говорят, что у алтаря освящённого храма всегда находится Ангел – Хранитель храма. Где хоть раз совершалась Божественная литургия и происходило причащение Святых Христовых Тайн, неколебимо, словно часовой, стоит Ангел Престола. Если дом Божий осквернён, разрушен, превращён в склад или тюрьму, он всё равно не сходит со своего места. Если полностью разрушен и стёрт с лица земли, а на том месте построен дом, дворец спорта иль шоссе – всё равно стоит и будет пребывать вечно. Пока не дождётся, когда на этом месте снова возведут храм и молитва вознесётся к небу.
Елена ЯЧМЕНЦЕВА
Фото: открытые источники
Информация для посетителей
Расписание богослужений
Гольяновская святыня доступна для посетителей каждый день с утра до вечера. Здесь можно посетить регулярные службы или заказать требы. Традиционно с понедельника по пятницу проводится по два богослужения:
- 8:00 – Божественная литургия;
- 18:00 – вечерняя служба.
По выходным и праздничным дням добавляется еще одна литургия в 10: 00.
Как добраться
Церковь преподобных Соловецких находится по адресу: г. Москва, ул. Байкальская, д. 37а. Добраться туда можно следующим образом: выйти на станции метро «Щелковская», а затем следовать автобусным маршрутом №3 или 68 до остановки «Храм Зосимы и Савватия».
Гольяновская церковь является той достопримечательностью, которую нужно обязательно посетить во время паломничества по московским святым местам. Несмотря на тяжелую долю и почти полувековое забытье, сегодня храм с радостью принимает верующих со всех уголков страны.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Духовенство
- Почётный настоятель храма протоиерей Владимир Тимаков (род. 16.1.1929);
- иерей Роман Богдасаров;
- протоиерей Анатолий Стрельников — руководитель курсов «Введение в Православие»;
- иерей Георгий Хозяшев — духовник молодёжного клуба «Адриан и Наталия»;
- иерей Илия Воронков — осуществляет тюремное служение в СИЗО-7;
- иерей Евгений Бадыло — руководитель воскресной школы храма;
- диакон Андрей Молчанов — преподаватель воскресной школы;
- диакон Виталий Отрошенко — ведущий молодёжного клуба «Адриан и Наталия»;
- пономарь Николай Зинченко — сотрудник сектора по взаимоотношением с Росгвардией Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами.
Современное состояние
Описание
Внутреннее убранство Ныне существующий храм в стиле классицизма с трехъярусной колокольней был выстроен в 1842 г. После 1917 г. храм был закрыт и обезглавлен. Вновь освящен в 1990 г За последние годы храм преображается на глазах. Из руин возвысились стены храма, вновь устремилась к небу величавая колокольня и своим перезвоном приглашает людей в храм прославить Бога.
На территории храма посажен прекрасный цветник, в центре которого бьет фонтан.
Кроме того, за храмом располагается трехэтажное здание воскресной школы, в котором также находится музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.
21 августа 2008 года в день престольного праздника на территории храма был открыт памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому.
Деятельность прихода
При храме Зосимы и Савватия Соловецких имеется баптистерий.
Действует воскресная школа для детей и взрослых, а также имеется Духовно-просветительский центр.
Создана благотворительная служба по оказанию помощи малоимущим.
Работает библиотека и церковный музей.
Действует Родительский комитет — общественное объединение жителей муниципального района Гольяново, актив которого составляют учителя ближних школ и прихожане храма.
История
Ранняя история
Первая деревянная церковь в селе Гольяново была построена в 60-х годах XVII столетия. В то время село являлось вотчиной царя Алексея Михайловича Романова.
Начиная с 1811 года Гольяново значится уже за князем И.Н. Трубецким, который владел также и окрестными селениями Абрамцево, Лукино, Суково и бывшим дворцовым приселком — Никольское. В 1842 году, вместо деревянной церкви, помещики Трубецкие построили новую кирпичную церковь в стиле ампир — позднего классицизма. Церковь состояла из двух частей — холодной части храма (четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), и зимнего придела — трапезная часть храма, с престолом в честь святых мучеников Адриана и Наталии. Там, где ныне находится алтарь «Живоносный Источник», струился живой ключ. В 1889 году здание храма было перестроено по проекту архитектора В. Ф. Баранова.
Советский период
В 30-х годах XX века храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику. Новые владельцы разобрали у колокольни купол и начали её использовать вместо фабричной трубы. Шлак из печей не вывозили, а сваливали прямо на территории. Также в течение длительного времени одним из арендаторов храма была химическая лаборатория. В результате хранения и использования химикатов внутри здания не только не сохранилось штукатурки, но был поврежден и кирпич в нижней части стен. В итоге к 90-м годам XX века здание находилось в ужасном состоянии ([www.hramzis.ru/image/0054s.jpg фото1], [www.hramzis.ru/image/0056s.jpg фото2]). Отсутствовал купол, алтарная апсида была полуразрушена, в четверике вместо пола зиял кратер, колокольня была на грани обрушения ([www.hramzis.ru/image/0055s.jpg фото]). С южной и восточной стороны храма лежали огромные горы мусора, по высоте превосходившие кровлю. Несмотря на все это здание храма по-прежнему оставалось в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX века.
Возрождение храма
После 75 лет разрухи и осквернений церковь вернули Русской Православной Церкви. Храм вновь был открыт по благословению Святейшего Патриарха Пимена 31 марта 1990 года, при настоятеле протоиерее Владимире Тимакове. С этого времени начался долгий и трудоёмкий процесс восстановления храма.
Внутренняя часть храма была расписана в стиле фресок XVII века. Большую часть работы выполнили прославленные потомственные мастера — Брягины (Евдокия Трофимовна и ее дочь Татьяна Александровна Солоимская). Купол и четверик (главная и центральная часть храма) начал расписывать изограф Николай Владимирович Гусев, являющийся по общему признанию самых прославленных деятелей искусства, одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной живописи. После смерти Николая Гусева работу продолжала его дочь. В итоге к 2005 году все работы были завершены.
Святыни
Полный Деисисный чин некогда принадлежал одному сельскому храму Костромской губернии. Помог приобрести его для храма бывший однокашник настоятеля Владимира Тимакова по семинарии, будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв).
В храме есть древний образ святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца. Так же особо почитаемая икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» с двунадесятыми праздниками. На обратной стороне иконы – печать с годом и автором написания – 1691 год, Сильвестр. Особенно дорога эта икона для отца-настоятеля, так как именно в этот праздник в 1955 году он был рукоположен во иерея.
Голгофский крест сделан по образцу того креста, который находится в старообрядческой часовне московского Преображенского кладбища. Исходник был изготовлен византийскими мастерами и относится к XIV веку. Сведений о том, как он попал в Россию, практически нет. Стоит он у старообрядцев в часовне, которая так мала, что и обозреть его весь сразу можно только по частям. Из предания известно, что крест Христов был трёхсоставным: изготовлен из кедра, певка (сосны) и кипариса. Следуя этому образцу и воспроизвели такой же трёхсоставный крест для храма Зосимы и Савватия. Изготовлялся он в Сергиевом Посаде.
Вся рельефная часть креста (Пречистое Тело Спасителя) выполнена из кипариса, сам крест – из сосны, табличка же с надписью – из кедра. В оригинале на кресте у старообрядцев надпись: «Царь Славы». На кресте гольяновского храма надпись изменили на упомянутую в Евангелии: «Иисус Назорей Царь Иудейский» — на еврейском, греческом и римском (латинском) языках. Крест расписала Татьяна Брягина, дочь знаменитых изографов Дмитрия и Евдокии. Крест в Гольянове украшен басмой, в оригинале басмы нет.
Смерть и воскресение
С приходом новой власти всё старое рушилось либо преобразовывалось, менялось. В начале 30-х годов ХХ века в Гольянове основали свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Церковь преподобных Зосимы и Савватия не стали ломать. Но службы, конечно, прекратили. Духовенство и прихожан выгнали. Зданию нашли другое применение. Его отдали под макаронную фабрику. Колокольню обезглавили и использовали как фабричную трубу для вытяжки дыма. Десятилетиями шлак из печей никуда не вывозился, а складировался на территории. Также в стенах храма долгое время располагалась химическая лаборатория. Там проводились опыты над крысами и кроликами. И химикаты хранили тут же. Со многими церквями после революции особо не церемонились, просто взрывали. В случае с церковью преподобных Зосимы и Савватия варварская эксплуатация стала для строения бомбой замедленного действия.
К концу марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернения, её вернули Русской Православной Церкви, но выглядела она ужасно. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней. На стенах не только не сохранились росписи, не осталось даже штукатурки. Кирпич пришлось стёсывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нём не могли. С территории храма вывезли сто двадцать вагонов всякого хлама.
Центр духовной жизни в Гольяново
Сегодня храм Зосимы и Савватия, расположенный в Гольяново, осуществляет социальную поддержку многодетных семей, работает с заключенными, помогает больницам и детским домам, направляет добровольцев на помощь монастырям.
Благотворительность в приходе процветает, словно сами Зосим и Савватий соловецкие благословили храм в Гольяново и его прихожан на благие дела.
Здесь действуют школа иконописи и творческие кружки для детей и взрослых. Программа образовательного центра настолько обширна, что сложно перечислить все дисциплины.
Храм Зосимы и Савватия публикует расписание всех занятий на своем сайте. Здесь и секция самообороны, и музыкальное развитие, и основы церковнославянского языка, и множество других тематических уроков.
Наряду с такими духовными предметами, как занятия по хоровому пению и закону Божьему, преподаются вполне мирские дисциплины. Есть основы английского языка для детей, шахматная секция и кружок резьбы по дереву.
Зосимо-Савватиевская церковь стала центром не только духовного, но и культурного развития для близлежащих районов Восточного округа. Также церковь работает в рамках специальной программы с сотрудниками Росгвардии и членами их семей.
Посвящениеправить
Климент I — апостол от семидесяти, четвёртый епископ папа римский в конце I века Широко почитался в Киевской Руси как один из первых христианских проповедников в русских землях на территории современного Крыма, куда был сослан, и где принял мученическую смерть Святитель Руси Кирилл перенёс часть мощей Климента из Херсонеса в Рим, что, как считается, способствовало признанию идеи просвещения славян на родном языке Владимир Святославич, святитель Руси, в 988 или 989 году перенёс остававшиеся в Херсонесе мощи святого Климента в Киев, в Десятинную церковь, первый каменный храм Киевской Руси Сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен в херсонесской гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор В раннем средневековье мощи святого Климента были единственной и главной отечественной святыней
Духовенство, наставники
XX век стал временем испытания подлинной веры. Среди тех, кто пронес веру в Спасителя через всю жизнь, протоиерей Владимир Тимаков, которому в этом году исполнилось 90 лет. Он является почетным настоятелем храма Зосимы и Савватия.
Рукоположен был в сан священника в 1955 году, и, несмотря на гонения со стороны советской власти, служил в московских храмах до 1990 года. С момента передачи гольяновской церкви РПЦ был ее настоятелем, прикладывая все силы и знания на ее восстановление. Сегодня это высокочтимый священнослужитель, кандидат богословия, почетный доктор богословия.
Настоятелем храма с 1916 года является иерей Роман Богдасаров, который закончив МИФИ и отслужив в армии, поступил в Православный Свято-Тихоновский университет. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл оказал этим назначением большое доверие священнослужителю. Кроме того, он издал распоряжение, сделав настоятеля ответственным за работу с московской Росгвардией.
Духовенство храма представляют также:
- Протоиерей А. Стрельников, который руководит курсами по введению в православие при храме и проводит молебны в следственном изоляторе.
- Иерей Г. Хозяшев назначен клириком храма.
- Иерей И. Воронков является священником храма, ведет служение в московской тюрьме.
- Диакон А. Молчанов преподает в воскресной школе при храме.
- Диакон В. Атрошенко — наставник в клубе для молодежи «Адриан и Наталия».
- Пономарь Н. Зинченко – старший алтарник храма, работает в отделе по взаимодействию с московской Росгвардией.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.
Архитектура и интерьерыправить
В плане нижний этаж делится на две сводчатые палаты, сообщающиеся между собой широкой аркой С севера и запада имеются поздние двухэтажные кирпичные пристройки, в которых располагаются лестницы на второй этаж Первоначальные входы в церковь располагаются по центральной оси с западного фасада и со стороны алтаря Во втором этаже перекрытия плоские
Церковь очень испорчена пристройкою паперти — двухэтажною в русском стиле, ужасных аляповатых форм; пристройка нарушает всю композицию сооружения В нижнем храме два чудесных киота, раннего классицизма — между колонок среди пик овалы Икона 1796 года Феодосия Тотемского в одном медальоне Иконостас церкви очень любопытный — стиля faux-gothique В алтаре за иконостасом сохранились чугунные плиты пола Хороша здесь икона праздников, из мелких частей Паникадило с фигурами ангелов одно из лучших в Вологде При подъеме в верхнюю церковь — на лестнице — виден прелестный деревянный, резной киот В куполе храма чудная орнаментация В иконостасе хорошей формы рококо, живопись достаточно приятная: по оливково-коричневому тону, с золотыми обрамлениями, положены амуры и венки»5 |
В 1781 году приход церкви насчитывал 35 дворов Количество прихожан, по данным на 1892 год, составляло 204 человек В 1873 году церковь Зосимы и Савватия была приписана к церкви Богородицы на Нижнем Долу
- Набережная р Вологды Дом генерал-губернатора, церковь Зосимы и Савватия и Красный мост Гравюра 1855 г
- Дом губернатора и церковь Зосимы и Савватия со стороны Плац-Парадной площади на фото 1887 г Виден западный портал до пристройки неорусской трапезной
- Театр «Теремок» в здании Зосимо-Савватиевской церкви вид со стороны апсиды Фото 2009 г
В XX веке церковь Зосимы и Савватия подверглась коренным перестройкам В 1928—1929 годах храм был закрыт и переоборудован под клуб печатников и металлистов «Красный луч» Сломаны колокольня и глава В здании располагалась Вологодская филармония Позже церковь была реконструирована архитектором В С Баниге, при этом перестроена и лишена декора неорусская пристройка-паперть, сделано шатровое восьмигранное покрытие алтарной части С 1966 года в здании располагается Вологодский театр кукол «Теремок»