Посещение храма, режим его работы
Побывать в этой церкви можно ежедневно, поскольку богослужения проводятся здесь каждый день
Обратите внимание, что храм является действующим, поэтому здесь следует соблюдать тишину, отключать мобильные телефоны во время пребывания внутри.
Важно! Съемка и фотографирование храма не разрешается.Женщинам необходимо посещать храм в юбках или платьях, которые закрывают колени, с покрытыми плечами, в головных уборах, без косметики (особенно это касается помады). Мужчинам следует снять головные уборы
Нельзя входить в храм с голым торсом или в шортах
Мужчинам следует снять головные уборы. Нельзя входить в храм с голым торсом или в шортах
Важно! Съемка и фотографирование храма не разрешается.Женщинам необходимо посещать храм в юбках или платьях, которые закрывают колени, с покрытыми плечами, в головных уборах, без косметики (особенно это касается помады). Мужчинам следует снять головные уборы
Нельзя входить в храм с голым торсом или в шортах.
Если вы решили посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его
иконостас
, в котором немало образов, датируемых XVIII-XIX веком: несколько икон Спаса Вседержителя, Спаса Нерукотворного, списки Казанской, Тихвинской, Владимирской икон Богоматери, Троеручница, Неопалимая Купина. Также здесь сохраняются реликвии из Иерусалима – крест из перламутра, часть маврийского дуба. Есть и несколько серебряных распятий, датируемых XIX веком.
Стоит обратить внимание и на изящную
архитектуру храма
, которая сочетает в себе роскошь кокошников и достаточно скромные апсиды и фасады.
Знаете ли вы? Некоторые исследователи уверены, что изначально три церкви стояли отдельно друг от друга, соединяясь закрытым гульбищем.
Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками
Храм Успения Божией Матери на Покровке известен с XVI в. Возникла она в Котельной слободе. Котельники — ремесленники, делавшие разную металлическую посуду — жили по левой стороне улицы Покровка.
Предполагается, что котельники с Покровки были даже поставщиками двора, делая посуду для царских нужд. Поначалу храм был деревянным.
С начала XVII в. по Покровке государь стал ездить во вновь устроенные резиденции: Измайлово и Рубцово. Поэтому и на улице стали поселяться состоятельные москвичи: купцы и бояре.
Изменение статуса улицы сказалось на храмовом строительстве.
В 1656 г. взамен деревянной Успенской церкви появилась каменная.
Но в 1688 г. случился большой пожар, и Успенский храм сильно пострадал. Тогда местный житель, купец Иван Сверчков, решил построить новый храм, больше размером и необычной архитектуры.
Он выстроил церковь на собственные деньги за три года — с 1696 по 1699 год. По желанию благотворителя для него в храм был сделан отдельный вход, прямо из сада Сверчковых: ведь он примыкал прямо к церкви.
Позже Ивана Сверчкова и похоронили в фамильной усыпальнице в Успенской церкви.
Иван-чай на Грязех
Информация
Описание: Храм Живоначальной Троицы на Грязех. Группа для молодёжи прихода и не только.
Приглашаем всех, чья, безусловно, молодая душа, не терпит покоя, а бескорыстные руки могут, а главное, желают хоть чем-то помочь. А помощь порой нужна совершенно конкретная. Показать полностью… Это несложная, но, с другой стороны, крайне необходимая работа. Научиться выполнять её может каждый, — специальных строительных навыков для этого не требуется, да и никаких «норм выработки» у нас нет, каждому найдётся работа по силам; главное — работать на совесть. В нашем храме работы ДОМ (Добровольное Объединение Молодежи)»РеставросЪ» и всех желающих им помочь проходят по вторникам и средам с 19 часов. После работ – совместная трапеза, во время которой мы общаемся, устраиваем встречи с интересными людьми, смотрим православные фильмы и многое другое. Приходите!
Ждем всех желающих помочь храму! Каждые вторник и среду в 19ч. сбор около сторожа храма. Спросить Дмитрия Петровича или Елену.
1 219 записей Показать все записи
Дорогие друзья! 15 ЯНВАРЯ (среда) приглашаем всех собраться в трапезной и отметить Праздник Рождества Христова и день рождения Дмитрия Петровича! Приходите, друзья! Приносите с собой вкусности к чаю! Начало в 19:00. Кто сможет, приходите с 18 ч, помочь накрыть на стол.
Кто хотел сдать наличные на подарок, конверт будет у Анастасии, если я не успею прийти.
Период в 12 дней от Рождества Христова до Крещенского сочельника называется Святками, то есть «святыми днями». Святки соединяют Рождество и Богоявление, являются свидетельством древнего единства этих праздников и Показать полностью… составляют как бы один день праздника. На Святках отменяется пост, это сплошные седмицы.
15 ЯНВАРЯ (среда) приглашаем всех собраться в трапезной и отметить Праздник Рождества Христова и день рождения Дмитрия Петровича! Приходите, друзья! Приносите с собой вкусности к чаю! Начало в 19:00. Кто сможет, приходите пораньше, помочь накрыть на стол. Пожертвования на подарок можно перевести на карту Сбербанка 2202201469912311 Ольга Владимировна Ч, привязана к номеру 89162132208. В назначении платежа пишите, пожалуйста: «На ДР Дмитрия Петровича»
8 января – Празднование иконы Божией Матери, именуемой «Трех Радостей».
В начале XVIII столетия некий благочестивый живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Показать полностью… Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Впоследствии священник пожертвовал привезенный ему образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена на паперти, над входом в церковь.
Через сорок лет Божия благодать прославила икону дивными знамениями.
Предание гласит, что однажды на некую знатную женщину за короткий промежуток времени обрушилось сразу несколько несчастий — муж ее был оклеветан и отправлен в ссылку, имение отобрано в казну, а единственный любимый сын, опора и утешение несчастной женщины, во время войны попал в плен. Оказавшись в безвыходном положении, бедная женщина обратилась с горячей молитвой к Царице Небесной, прося Ее милостивого заступления. Владычица Небесная услышала слезные моления несчастной — однажды во сне женщина услышала голос, повелевающий ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Долго искала скорбящая женщина образ по московским церквам и нашла его, наконец, на паперти Троицкой церкви на Покровке. Усердно помолившись Пресвятой Деве, она вскоре получила три радостных известия: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын освобожден из плена и имение возвращено из казны. Отсюда и пошло наименование иконы — «Трех Радостей».
История церкви Живоначальной Троицы
Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.
- Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
- Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
- Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.
- История храма Живоначальной Троицы началась в конце XVI века, когда в селе Хорошево (ранее эта местность называлась Ходынским лугом), которое было подарено Борису Годунову его братом, Федором Иоанновичем, начали строить каменный собор. Архитектором его считается Федор Конь (мастер, известный строительством Белой стены в Москве, крепости в Смоленске), однако нет точных документальных данных, подтверждающих этот факт. Примечательно, что храм очень похож на малый («старый») собор Донского монастыря, авторство которого тоже приписывают Коню.
- Само село привлекало многих российских правителей – кроме храма, здесь возвели в XVIII веке дворец и конный завод. Однако на сегодняшний день именно церковь является одной из достопримечательностей этого района (позже Хорошево слилось со столицей). Поставили ее на берегу реки, на высоком склоне – считается, что предыдущий храм, который был деревянным, находился на том же месте.
- Изначально здание было кирпичным, имело два придела, а галереи к нему пристроили потом. Глава храма установлена на пятирядной пирамиде кокошников (такие строения называли «огненными»), причем два нижних ряда были украшены круглыми вставками – исследователи считают, что это были блюда, которые Борису Годунову дарили послы и иностранные купцы. В советское время эти блюда передали столичному Историческому музею.
- Как и многие другие церкви, Троицкий храм был закрыт с приходом советской власти – здесь были фабричные цеха, детская консультация, клуб, что не могло не сказаться на внешнем облике строения. Частично отреставрировали его лишь в шестидесятых, а через три десятилетия вернули верующим.
Церковь Троицы Живоначальной находится в столичном районе Хорошёво-Мневники по адресу: Карамышевская набережная, д. 15. Добраться до храма можно несколькими способами:
- Доехав до станции метро «Щукинская» следует пересесть на трамвай No 30, 28 и доехать до конечной остановки.
- Троллейбусный маршрут No59 также заканчивается в районе хорошевской церкви.
- На троллейбусе No65, 20, 35 или автобусе No 155 и 48 необходимо доехать до остановки «Живописная». На противоположной стороне шоссе, преодолевать которое следует только по подземному переходу, располагается Троицкая церковь.
Совет! Собираясь посетить этот храм всей семьёй, необходимо учитывать, что его внутреннее пространство довольно сумрачное, что может не понравиться маленьким детям. Церковь Троицы Живоначальной, расположенная в живописной местности на берегу Москвы-реки, — умиротворение место для общения с Господом и размышлений о духовной стороне мирской жизни.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве
Электронная звонница
Установленный колокол. Фото: sv-troitsa.ru
Колокола перед установкой. Фото: sv-troitsa.ru
На новую звонницу Храма поднимают колокола, 5 сентября 2021 год. Фото: sv-troitsa.ru
На новой колокольне Храма Живоначальной Троицы при приюте Бахрушиных установили электронную звонницу. Теперь священнослужителям не нужно взбираться на 50-метровую высоту, а достаточно просто набрать на мобильном телефоне определенную комбинацию цифр – и тут же по округе разносится благостный церковный перезвон. Специальная компьютерная программа имеет в базе 80 мелодий и самые разные оттенки звучания – и для будней, и для праздничных случаев. На слух электронный звон не отличается от живого. Однако, по словам настоятеля храма, звонарь в храме все-таки появится, и тогда пульт будет лишь его помощником.
История постройки и становления храма
Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:
- Беседы;
- Хорошево;
- Ходынский луг.
В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.
Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.
Романовы и их вклад в историю
Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.
После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.
Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.
Изменения в советское время
С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.
На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.
В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.
После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.
В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:
- восстановление ярусов кокошников в обоих куполах;
- обновление оконных наличников, декоративных элементов, карнизов;
- реконструирование оконных проемов.
Расписание
Хевиз, собор Святого Духа, ул. Сечени, 38.
храм Эгреди: Hévíz, Zrínyi Miklós utca 128.
Залавар, храм св. Ишвтана, парк «Киш-Балатон».
Капошвар, храм св.Маргариты, ул. Петёфи, 64.
Тихань, Тиханьский монастырь, пл. Андраша I, 1.
Начало богослужений в 10 часов утра, исповедь в 9-30.
Богослужения в 2021 году
Дата | Праздник | Богослужение | Время | Место |
6/7 января,воскресенье / понедельник | Рождество Христово | Повечерие | 22-00 | Хевиз, собор Св. Духа |
Литургия | 00-00 | |||
19 января,суббота | Крещение Господне | Водосвятный молебен | 13-00 | озеро Хевиз |
15 февраля,пятница | Сретение Господне | Литургия | 10-00 | Хевиз, собор Св. Духа |
17 марта, воскресенье | Торжество Православия | Литургия | 10-00 | Хевиз, храм Эгреди |
7 апреля, воскресенье | Благовещение | Литургия | 10-00 | Хевиз, храм Эгреди |
20 апреля, суббота | Лазарева суббота | Соборование, Литургия | 9-00 | храм в Капошваре |
27/28 апреля, суббота воскресенье | ПАСХА ХРИСТОВА | Полунощница | 23-30 | Хевиз, собор Св. Духа |
Крестный ход | 00-00 | |||
Литургия | 01-00 | |||
3 мая,пятница | Живоносный Источник | Водосвятный молебен | 12-00 | участок в Хевизе |
9 мая,четверг | День Победы | Панихида | 12-00 | кладбище в Залаэгерсеге |
24 мая,пятница | Святых Кирилла и Мефодия | Литургия | 10-00 | храм в Залаваре |
6 июня, четверг | Вознесение Господне | Литургия | 10-00 | храм в Залаваре |
16 июня, воскресенье | ТРОИЦА | Литургия | 10-00 | храм в Залаваре |
30 июня, воскресенье | Всех русских святых | Литургия | 10-00 | храм в Залаваре |
12 июля, пятница | Апостолов Петра и Павла | Литургия | 10-00 | храм в Залаваре |
19 августа, понедельник | Преображение Господне | Литургия | 10-00 | храм в Залаваре |
28 августа, среда | Успение Богородицы | Литургия | 10-00 | храм в Залаваре |
21 сентября, суббота | Рождество Богородицы | Литургия | 10-00 | храм в Залаваре |
27 сентября, пятница | Воздвижение Креста Господня | Литургия | 10-00 | храм в Залаваре |
14 октября, понедельник | Покров Богородицы | Литургия | 10-00 | храм в Залаваре |
4 ноября, понедельник | Казанской иконы Богородицы | Литургия | 10-00 | Хевиз, собор Св. Духа |
4 декабря, среда | Введение во храм Богородицы | Литургия | 10-00 | храм в Тихани |
19 декабря, четверг | Святителя Николая | Литургия | 10-00 | Хевиз, собор Св. Духа |
Информация по телефонам: +36/30-5499991, +36/30-5888065
* * *
Меценаты
Семья П.А. Бахрушина: стоят слева направо — А.П. Бахрушин, К.П. Бахрушин, Н.П. Бахрушин; сидят слева направо — П.А. Бахрушин, Е.И. Бахрушина, Д.П. Бахрушин. Фото 1880-х гг Семья промышленников и предпринимателей Бахрушиных была известна благотворительностью: на их деньги по всей Москве строили больницы и дома для неимущих, возводили храмы и церкви, открывали училища, театры и музеи. Всего благодаря стараниям братьев-меценатов в столице появилось около 100 социальных учреждений. На их строительство и содержание Бахрушины потратили около 6 миллионов рублей, за что в 1901 году получили звание потомственных Почетных граждан города Москвы.
Архитектура
Современный архитектурный ансамбль церкви Троицы Живоначальной складывался на протяжении нескольких веков. В этом процессе выделяются следующие этапы:
- Конец XVI века — возведение основной части храма, состоящей из трёх частей, которые были объединены общим гульбищем (террасой). Основной объём постройки украшает шлемовидными купол, стоящий на барабане, основой которого являются пять рядов кокошников. Эта же композиция повторяется и в боковых приделах. Таким образом, церковь в Хорошёво имеет три главы. Здание сложено из красного кирпича. Его стены, сегодня выкрашенные в белый цвет, первоначально оставались красными, а цоколь и декоративные детали выделялись своей белизной.
- XVII век — гульбище преобразуется в паперть с небольшими окнами.
- Конец XVIII века — строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной под руководством архитектора Андрияна Афанасьева в стиле русского классицизма. Она имеет небольшой размер, строгие и лаконичные линии, и венчается шлемовидным куполом, стоящем на небольшом барабане.
- Середина XIX века — строительство трапезной части, объединившей колокольню и основную часть. Трапезная представляет собой двустолпную залу с трёхскатной крышей. Декор её внешних стен визуально объединяет постройки XVI и XVIII веков. Вход в храм после возведения средней части происходил через колокольню, к которой пристроили два крыльца. На сегодняшний день колокольня имеет один вход.
- Начало XXI века — строительство административно-хозяйственного здания с примыкающим к нему крестильным помещением. Здание выполнено в стиле гражданской архитектуры допетровских времён.
Происхождение названия
Название присвоено в 1963 году, сохраняет имя бывшего подмосковного села Карамышево, известного по документам с 1646 года (было перенесено на 1,5 км в 1930-х годах в связи со строительством Карамышевского гидроузла канала Москва-Волга, а в конце 1940-х включено в состав Москвы). Деревня принадлежала старинному дворянскому роду Карамышевых, предок которого татарин Карамыш, согласно родословной, приехал в Москву из Золотой Орды в начале XV в. Среди первых дворян Карамышевых нижегородский боярин Семён Карамышев (1410 г.), князь Михаил Фёдорович Карамыш Курбский (1493 г.), Александр Васильевич Карамышев (1470 г.). В основе фамилии Карамышев — тюркский корень со значением «защитивший».
Современное состояние
Культовое религиозное здание в Хорошёве передали Русской православной церкви в 1989 году. В этом же году началось восстановление росписей, которые украшали стены и своды. Иконы для нового собрания собирали всем миром. Люди приносили как старинные, так и новые образы.
В 1993 году все святые изображения были похищены. Но, как и когда-то в прошлом, усилиями прихожан и благотворителей коллекция икон в восстановленной церкви быстро пополнилась. А в 1997 году в храме появились новые иконостасы, образы которых написаны в рублевском стиле.
Иконостас в храме Троицы Живоначальной в Хорошёве
С благословения патриарха Алексия II настоятелями и клириками троицкого прихода являются священнослужители, находящиеся на службе в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. В настоящее время главой прихода является митрополит Рязанский и Михайловский Марк, являющийся руководителем Управления зарубежных учреждений.
Реставрационные работы в храме Троицы Живоначальной завершились в 2002 году. На свои места в кокошниках основной части здания встали копии керамических тарелок, подаренных Борису Годунову турками.
Современное состояние
Культовое религиозное здание в Хорошёве передали Русской православной церкви в 1989 году. В этом же году началось восстановление росписей, которые украшали стены и своды. Иконы для нового собрания собирали всем миром. Люди приносили как старинные, так и новые образы.
В 1993 году все святые изображения были похищены. Но, как и когда-то в прошлом, усилиями прихожан и благотворителей коллекция икон в восстановленной церкви быстро пополнилась. А в 1997 году в храме появились новые иконостасы, образы которых написаны в рублевском стиле.
Иконостас в храме Троицы Живоначальной в Хорошёве
С благословения патриарха Алексия II настоятелями и клириками троицкого прихода являются священнослужители, находящиеся на службе в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. В настоящее время главой прихода является митрополит Рязанский и Михайловский Марк, являющийся руководителем Управления зарубежных учреждений.
Реставрационные работы в храме Троицы Живоначальной завершились в 2002 году. На свои места в кокошниках основной части здания встали копии керамических тарелок, подаренных Борису Годунову турками.
Внутреннее убранство
По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.
Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.
В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.
Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.
Как добраться до церкви Живоначальной Троицы
Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.
- Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
- Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
- Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.
Повседневная жизнь храма
Храм Живоначальной Троицы ведет широкую проповедническую и общественную деятельность. В Хорошево для людей, только пришедших в храм, проводятся регулярные катехизаторские беседы перед принятием Крещения.
Для самых маленьких существует группа раннего православного воспитания, рассчитанная на детей до 6-ти лет. Для взрослых – молодежный клуб «Синаксис» для всех желающих 16-35 лет.
Встречи клуба проходят регулярно раз в 2 недели, куда приглашаются ученые, люди связанные с искусством и культурой. Клуб проводит регулярны паломнические поездки как и по местам Подмосковья, так и более дальние поездки в Санкт-Петербург, Воронеж, Киев.
При храме расположен кружок рукоделия и работает воскресная школа для всех желающих, проводятся беседы священника с взрослыми. Также здесь есть курсы церковно-славянского языка, обучающие письму и правильному чтению, а так же – кружок рукоделия.
Особой приходской деятельностью есть сестричество в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона, опекающие находящуюся рядом больницу №67 и больницы района и близлежащих сел. Сестричество приглашает к сотрудничеству всех делающих девушек и женщин, которые оказывают помощь больным в неврологическом отделении, а так же осуществляют уход на дому, несут круглосуточное дежурство.
Сестринское движение насчитывает в целом более 120 человек, из которых 20 штатных сестер, 80 находятся по договору добровольцев и еще около 25 проходят курсы и практику. Все штатные сестры имеют образование и лицензию на уход. Организация существует на общественных началах и финансируется благодаря пожертвованиям.
Активную работу ведет храм и в Интернете: у него имеется сайт, возможность пожертвований, возможность написать священнику, актуальные изменения в режиме богослужений, 3D-модель храма изнутри, позволяющая совершить онлайн-экскурсию.
Церковь Троицы Живоначальной
Адрес: Карамышевская наб., 15.
Церковь Троицы Живоначальной была построена в селе Хорошево – вотчине Бориса Годунова – в 1598г. (по другим источникам — в 1596г.). Образцом для постройки этого храма стал построенный незадолго до того (в 1591-1593гг.) собор Донского монастыря (сейчас называемый «старым»). Оба эти храма приписываются зодчему Федору Коню. В селе находился и один из многочисленных дворцов Бориса Годунова, позднее разобранный. До Годунова селом владел Иван Грозный, здесь, по-видимому, устраивались его охотничьи «потехи». От Грозного село перешло к его сыну Федору, который и подарил эти земли Годунову.
Цари не оставляли Хорошево своим вниманием и в последующие века. В XVIII веке здесь был выстроен новый дворец, хотя и редко посещаемый, а в 1737-1739гг
здесь было решено строить новый Конный завод. Несмотря на то, что село сильно пострадало во время войны 1812 года, завод отстроился заново и продолжал существовать до середины XIX века.
Храм в селе Хорошево был поставлен на высоком месте – на берегу Москвы-реки. До него здесь, скорее всего, находилась деревянная церковь. Каменный храм изначально был построен с двумя приделами – северным и южным, в честь Св. Николая и Илии Пророка. Построено древнее здание из кирпича, с небольшим добавлением белого камня, и без галерей, которые были пристроены позднее. Бесстолпный четверик храма венчает одна глава, поставленная на высокую, в пять рядов пирамиду кокошников. Храмы, украшенные несколькими рядами кокошников, назывались «огненными»; одним из ярчайших примеров таких церквей и является Троицкая. Кокошники отличает еще одна уникальная черта: два нижних ряда их украшают круглые вставки. При постройке это были блюда, по-видимому, подаренные Годунову иностранными послами или купцами и пожертвованные им на строительство храма. Разноцветные изукрашенные причудливым узором блюда были изготовлены в селении Изник в Малой Азии, и по местности носят название «изникские». При реставрации в советское время подлинники блюд, уже слегка пострадавшие от времени, были переданы в Музей истории Москвы.
Внешний декор храма сочетает в себе пышность кокошников под центральным и боковыми куполами и кажущуюся скромность фасадов и апсид. Но если присмотреться, то видно, как изящно и мастерски достигается эта простота: апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов.
Первоначально окна были намного ýже: их растесали в XVII веке, тогда же, когда заменили открытую паперть на галерею. В середине XVIII века (1764-1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афонасьевым, сильно изменился: ее сделали выше и скромнее по декору. Чуть меньше, чем через сто лет, в 1845г., разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. По некоторым свидетельствам, уже к тому времени кокошники спрятали под простую четырехскатную железную кровлю, более практичную, но не идущую ни в какое сравнение с «огненной» шапкой кокошников.
В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб, потом – под детскую консультацию. Наконец в 1963-1964гг. под руководством архитектора Б.Л.Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, вернув хотя бы частично первоначальный облик, за некоторыми исключениями, такими, как стесанные при перестройках перспективные порталы, восстановить в прежнем виде которые не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.
Она так удачно расположена на изгибе дороги и над рекой, что даже современный строительный бум, захвативший всю противоположную сторону Карамышевской набережной, ее практически не касается, и войдя в восстановленную ограду храма, уже не ощущаешь присутствия рядом огромного города и даже шума стройки. Чувствуется спокойствие и простор протекающей внизу Москвы-реки…
Входит в проекты: древние храмы, огненные храмы
История постройки и становления храма
Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:
- Беседы;
- Хорошево;
- Ходынский луг.
В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.
Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.
Романовы и их вклад в историю
Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.
После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.
Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.
Изменения в советское время
С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.
На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.
В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.
После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.
В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:
- восстановление ярусов кокошников в обоих куполах;
- обновление оконных наличников, декоративных элементов, карнизов;
- реконструирование оконных проемов.
Работа храма
Духовенство прихода проводит не только богослужение, но и ведёт активную просветительскую и попечительскую деятельность.
Расписание богослужений
Божественные службы проводятся в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво ежедневно по следующему расписанию:
- в будние дни и субботу богослужения проводятся в 8.30 и 10.30;
- по вечерам в 17.00 службы проводятся в пятницу, субботу и воскресенье;
- в воскресенье проводят раннюю службу в 6.40 и позднюю литургию в 8.40.
Расписание богослужений в дни престольных праздников, перечисленных ниже, уточняют на сайте храма. Его престольными праздниками являются:
- день Святой Троицы, отмечаемый на 50-й день после Пасхи;
- Фёдора Стратилата — 21 февраля и 21 июня;
- Пророка Ильи — 2 августа;
- Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря.
Следует знать, что в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво запрещено вести видеосъемку и фотографировать. Одежда мужчин и женщин во время её посещения должна быть скромной, закрывающей колени и плечи у женщин, которым нельзя использовать косметику.
Деятельность прихода
В Троицком приходе действует Воскресная школа, в которой проводятся следующие занятия:
- изучение Закона Божьего;
- курсы церковнославянского языка;
- кружок рукоделия;
- хоровое пение.
Взрослые могут участвовать в деятельности общества сестёр милосердия и молодёжного клуба «Синаксис», в катехизисных беседах.