Архитектура
План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви.
Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы.
Декоративное убранство храма отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика.
Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны.
Строящиеся рядом объекты
срок ввода 2022
расстояние 361 м.
Телевизионный комплекс ОАО “Телекомпания НТВ”
Москва, СВАО, район Останкинский, Новомосковская улица, вл. 18-22
Источник финансирования
Внебюджетные источники
Застройщик
Телекомпания НТВ
срок ввода 2014
расстояние 624 м.
АЗС
адрес: Шереметьевская улица, вл. 47 А
Источник финансирования
Внебюджетные источники
Застройщик
“ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт”
срок ввода 2021
расстояние 658 м.
Стартовая площадка
Останкинская ВТГ, мкр. 15,16, к. 93 (Цандера, 7)
срок ввода 2012
расстояние 721 м.
Многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс
г. Москва, СВАО, район Останкинский, улица Академика Королёва, вл. 13
Источник финансирования
Внебюджетные источники
Застройщик
Агентство недвижимости ЦАО
срок ввода 2018
расстояние 766 м.
Торгово-бытовой комплекс
адрес: ул. Бочкова, вл. 11А
Источник финансирования
Внебюджетные источники
Застройщик
ООО “Монтажстрой”
срок ввода
расстояние 793 м.
Стартовая площадка
ул. Бочкова, вл. 11А
срок ввода 2019
расстояние 819 м.
Дошкольное образовательное учреждение на 200 мест
ул. Шереметьевская, вл. 39
Источник финансирования
городской бюджет
Застройщик
КП “УГС” (КП)
срок ввода 2021
расстояние 823 м.
Дошкольное образовательное учреждение на 200 мест
Москва, СВАО, Марьина роща, ул. Шереметьевская, вл. 39
Источник финансирования
Городской бюджет
Застройщик
КП УГС
срок ввода 2021
расстояние 892 м.
Жилой дом
Москва, СВАО, Останкинский, Останкинская внутренняя территория города, мкр. 15-16, корп. 93
Источник финансирования
Городской бюджет
Застройщик
КП УГС
срок ввода 2015
расстояние 915 м.
25-этажный жилой дом башенного типа
адрес: 17-й проезд Марьиной рощи, вл. 1
Источник финансирования
Внебюджетные источники
Застройщик
“Спеццветмед-Инвест”
Ещё
Часовня Успения Пресвятой Богородицы на Останкинском кладбище (строящийся храм)
Ст. метро: «ВДНХ».
Почтовый адрес: 127427, Москва, пр. Дубовой Рощи, д.3.
Телефон:(495)-616-50-05 (староста).
Проезд
Общественным транспортом: «ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73.
На машине: от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке налево до ул. Проезд Дубовой Рощи к Останкинскому кладбищу 200 метров.
История
По просьбам родственников погребенных православных христиан на Останкинском кладбище летом 2006 года началось строительство часовни в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Архитектурный стиль: византийский.
Святыни: надвратная мозаичная икона Успения Божией Матери.
Богослужение: совершаются панихиды в дни поминовения усопших. Заупокойные литии на могилах, по просьбам родственников.
После завершения внутреннего оформления часовни, состоится её освящение. Заупокойные богослужения будут совершаться еженедельно. Ежедневно будет открыта свечная лавка. В часовне можно будет совершать отпевание.
Часовня Успения Пресвятой Богородицы на Останкинском кладбище (строящийся храм)
Ст. метро: «ВДНХ».
Почтовый адрес: 127427, Москва, пр. Дубовой Рощи, д.3.
Телефон:(495)-616-50-05 (староста).
Проезд
Общественным транспортом: «ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73.
На машине: от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке налево до ул. Проезд Дубовой Рощи к Останкинскому кладбищу 200 метров.
История
По просьбам родственников погребенных православных христиан на Останкинском кладбище летом 2006 года началось строительство часовни в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Архитектурный стиль: византийский.
Святыни: надвратная мозаичная икона Успения Божией Матери.
Богослужение: совершаются панихиды в дни поминовения усопших. Заупокойные литии на могилах, по просьбам родственников.
После завершения внутреннего оформления часовни, состоится её освящение. Заупокойные богослужения будут совершаться еженедельно. Ежедневно будет открыта свечная лавка. В часовне можно будет совершать отпевание.
Специалисты храма равноапостольной княгини Ольги в Останкине
Работаете здесь или знаете кто здесь работает? Добавьте специалиста, и он появится здесь, а еще в каталоге специалистов. Подробнее о преимуществах размещения
тут
С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.
Архитектураправить | править код
Конструктивно это типичный для своего времени бесстолпный четверик на высоком подклете с одинаковыми приделами по сторонами и гульбищем с трёх сторон. Особенность состоит в отсутствии трапезной. Во многих москвоведческих изданиях автором проекта каменного храма назван крепостной архитектор Павел Сидорович Потехин, однако точно его авторство не установлено. Композиция здания строго симметрична, а декоративные формы исключительны по разнообразию и нарядности. «Показателен контраст необычайно четко геометризированного, тяготеющего к простым квадратам плана церкви и яркого живописного богатства её объёма». Такое сочетание как раз свойственно постройкам Потехина, работавшего по заказам своего хозяина — князя Якова Одоевского, тестя М. Я. Черкасского.
Современное состояниеправить
Описаниеправить
Конструктивно это типичный для своего времени бесстолпный четверик на высоком подклете с одинаковыми приделами по сторонами и гульбищем с трёх сторон. Особенность состоит в отсутствии трапезной. Во многих москвоведческих изданиях автором проекта каменного храма назван крепостной архитектор Павел Сидорович Потехин, однако точно его авторство не установлено. Композиция здания строго симметрична, а декоративные формы исключительны по разнообразию и нарядности. «Показателен контраст необычайно четко геометризированного, тяготеющего к простым квадратам плана церкви и яркого живописного богатства её объёма». Такое сочетание как раз свойственно постройкам Потехина, работавшего по заказам своего хозяина — князя Якова Одоевского, тестя М. Я. Черкасского.
Деятельность приходаправить
При храме действует молодежный кружок.
Воскресная школа: младшая группа, старшая группа и группа для взрослых. Еженедельно проводятся общие собрания молодежи.
Действует кружок по чтению и изучению Священного Писания.
Проводятся благотворительные ярмарки. Проводятся мероприятия в обществах инвалидов «Останкино» и «Марфино». Организован пункт по сбору и раздачи одежды для малоимущих. Клирики подворья окормляют Мытищинскую школу-интернат и Детский дом в районе «Отрадное».
Организуются паломнические поездки по святым местам России.
Причт
- Протоиерей Владимир Мишкорез
- Протоиерей Виктор Сарана
- Протоиерей Димитрий Мышев
- Протоиерей Кирилл Шевцов
- Иерей Александр Чурочкин
- Иерей Евгений Суслов
- Протоиерей Петр Хлибун
- Священник Евгений Суслов
- Диакон Александр Назаров
- Диакон Михаил Бану
Как добратьсяправить
Адрес: 129515, г.Москва, ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2
Телефон: (495) 686-32-23; факс: (495) 616-50-05
Телефон церковной лавки: (495) 602-23-28
Расписание служб, режим работы
Храм в Останкине, известный в районе под именем Живоначальной Троицы, проводит ежедневные богослужения утром и вечером согласно следующему расписанию.
Вид богослужения | Время |
Молебен | 8-00 |
Божественная Литургия | 8-30 |
Вечернее богослужение, Всенощная, Полиелей | 16-45 |
В воскресные и праздничные дни проходят две Литургии в 6-30 ранняя и в 9-40 поздняя.
Таинство Крещения
Совершается каждый день.Огласительные (катехизаторские) беседы перед Крещением для взрослых крещаемых, родителей и крестных в нашем храме проводятся:
- первая беседа — по средам, четвергам, пятницам — в 19-00, по субботам — в 13-00
- вторая беседа — перед Таинством Крещения, обычно — в 10-00 (ежедневно).
На Огласительные беседы могут приходить все желающие.
Архитектор и внешняя отделка
Точное авторство проекта церковного здания до конца не установлено. Предполагается, что возводился Троицкий храм крепостным зодчим мастером из новгородской губернии Павлом Сидоровичем Потехиным, выполнявшим многие заказы князя Одоевского, который приходился тестем Черкасского.
Храм Троицы Живоначальной до и после реставрации
Его стилю свойственен контраст четкой и простой геометрии квадратного плана с ярким живописным богатством объема, переходы к сводам подчеркнут широким поясом и нарядными резными карнизами.
Внешняя сложная и затейливая отделка фасадов изразцами изобилует пышными элементами декора и орнаментами в стиле московского узорочья. Иконы Спаса, Богородицы, Николая Угодника и Иона Крестителя также украшают внешние церковные стены.
Окна оформлены многопрофильными наличниками с ажурными резными рисунками, звездами или коронами. В отделке вертикальных угловых лопаток использован белый камень, что придает изысканную нарядность и свежесть зданию.
Ниши четко расположены 2-мя рядами. Пояса из маленьких ширинок в 4 ряда покрывают весь периметр четверика, охватывая и галерею. Таким же 2-рядным поясом оформлен восьмерик. Ярус звонницы с арочными проемами пышно декорирован деталями из кирпича. Похожим образом оформлены и кокошники профиля.
Внутреннее убранство
Иконостас церкви создан в конце XVII века, состоит из 9 неповторяемых рядов, внешне напоминает орган, с разновеликими иконными проемами. Иконы украшены сквозной золоченой резьбой, колонки – резными барочными кольцами с витыми лозами винограда.
Иконостас высотой 13,5 м практически в первозданном виде дошел до наших дней с очень незначительными изменениями. Нижний ярус представлен изображениями эллинских мудрецов, предвозвещавших пришествие Спасителя надписями на свитках в руках.
Верхние ярусы содержат 16 изображений страдания Христа, что считается наиболее полным известным циклом икон на эту тему. В начале XIX века выбеленные стены центрального храма были расписаны крепостным мастером Иваном Подклюшниковым религиозными сюжетами Ветхого и Нового Завета.
До сегодняшних дней дошли настенные росписи паперти 1880-х годов.
В центральном храме выставлена деревянная резная пьета Оплакивания Христа из упраздненной соседней сельской церкви.
Правила посещения храма
В приходе разработаны определенные правила поведения при посещениях Троицкой церкви:
Идя в храм, христианину необходимо ощутить в душе духовную радость, смирение и кротость, чтобы выйти оправданным и утешенным Спасителем.
При входе в церковь благочестивому мирянину желательно трижды сотворить поясные поклоны с мысленной молитвой к Господу, а в дни великопостной службы совершаются земные поклоны.
Крайне важно иметь страх Божий и помнить о Святых, изображенных на храмовых иконах, поэтому необходимо выглядеть благопристойно и вести себя благоговейно пред их Святыми образами.
Во время церковного богослужения необходимо тихо и безмолвно стоять на одном месте, с усердным вниманием вслушиваясь в читаемые псалмы и произносимые молитвы.
Категорически нельзя мешать молитве других людей.
Проходя мимо Царских врат, православному христианину подобает остановиться, с благоговением перекреститься и совершить поклон.
В церковь желательно входить заранее, чтобы до начала службы успеть без суеты поставить свечи перед Святыми образами, а также подать записки за здравие близких и на поминовение усопших душ родных.
Особенно тихо с благоговением нужно себя вести в период чтения Святого Евангелия, 6-псалмия и после пения Херувимской.
Зажженная церковная свеча является символом пламенной молитвы христианина.
Пятидесятница.
Престольный праздник храма.
- 06:30 Божественная Литургия, Водосвятный молебен.
- 09:30 Исповедь.
- 09:40 Божественная литургия, Великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв. Крестный Ход.
- 17:00 Малое повечерие, Утреня.
Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная).
День Святого Духа.
- 08:00 Молебен.
- 08:30 Божественная Литургия.
- 17:00 Полиелей.
Прав. Алексия (Мечёва), пресвитера Московского.
- 08:00 Молебен.
- 08:30 Божественная Литургия.
- 17:00 Полиелей.
Свт. Иоанна, митр. Тобольского.
- 08:00 Молебен.
- 08:30 Божественная Литургия.
- 17:00 Полиелей.
Иконы Божией Матери «Достойно есть».
- 08:00 Молебен.
- 08:30 Божественная Литургия.
- 17:00 Полиелей.
Блгв. кн. Анны Кашинской.
- 08:00 Молебен.
- 08:30 Божественная Литургия.
- 17:00 Славословие.
Отдание праздника Пятидесятницы.
- 08:00 Молебен.
- 08:30 Божественная Литургия.
- 17:00 Всенощное бдение.
Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
Заговенье на Петров пост.
- 06:30 Божественная Литургия, Водосвятный молебен.
- 09:30 Исповедь.
- 09:40 Божественная литургия.
- 17:00 Полиелей.
Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца.
- 08:00 Молебен.
- 08:30 Божественная Литургия.
- 17:00 Славословие.
Свт. Феофана, Затворника Вышенского.
- 08:00 Молебен.
- 08:30 Божественная Литургия.
- 17:00 Вечернее богослужение.
Мчч. Мануила, Савела и Исмаила.
- 08:00 Молебен.
- 08:30 Божественная Литургия.
- 17:00 Полиелей.
Церковь Святой Троицы в Останкино: знакомство
Свыше трехсот лет она украшает город. История церкви в Останкино Живоначальной Троицы неотделима от истории российской столицы. Данный православный храм является важнейшим памятником культового старорусского зодчества, одной из кульминационных точек в развитии стиля «московское узорочье». Церковь в Останкино относится к Русской Православной церкви (Троицкому благочинию Московской епархии). Является частью комплекса памятников, представляющих музей-усадьбу «Останкино». Храм основан Щелкаловым Василием Яковлевичем, влиятельным думным дьяком и государственным деятелем при царе Иоанне IV, в 1558 году. Дата первого упоминания – 1584 г. Строилась церковь в период с 1677 по 1692 гг.
История
Храм – прекрасный памятник стиля «русское узорочье» – построен в 1677–1683 гг. на месте ранее существовавшего деревянного храма на средства кн. М. Черкасского. В 1683 г. был освящен Тихвинский придел, в 1691г. – придел прп. Александра Свирского, главный храм освящен в июне 1692 г. В 1878–1880 гг. храм был капитально отреставрирован, пристроена колокольня (арх. Н.В. Султанов). Тогда же был подновлен и уникальный резной девятиярусный центральный иконостас. В 1919–1935 гг. богослужения совершались в нижнем храме свт. Николая, затем храм был закрыт; в нем был устроен выставочный зал. Богослужения возобновлены 23 марта 1991 г.
Архитектурный стиль: Русское узорочье
Храм в ТТЦ Останкино
28 сентября 2010 года в Теле освятили маленькую православную церковь святого мученика Порфирия Эфесского. Идея строительства храма в Телецентре, по примеру уже существующих домовых храмов в других именитых учреждениях, давно «витала в воздухе», но реализовать эти смелые замыслы было затруднительно. С одной стороны – специфика самой организации, которую нельзя назвать ориентированной на пропаганду праведного образа жизни. С другой стороны – трудность найти адекватное место внутри здания. Также идея встречала сопротивление «общественного мнения», традиционно отводящего Церкви место на задворках «цивилизации», но никак не в ее центре!
Однако, с 2006 года Телецентр возглавил Михаил Маркович Шубин, профессиональный строитель, творческий и верующий человек. Просьбы членов коллектива Телецентра о строительстве домового храма были удовлетворены, а место было найдено удивительно просто – пустующая часть огромного фойе главного входа в Телецентр. Храм был заложен 19 июня 2009 года, и его решили посвятить святому мученику Порфирию Ефесскому, бывшему актером и чудесно обратившемуся к Христу при кощунственной демонстрации им самим совершения Таинства Св. Крещения. Святой Порфирий пострадал в 361 году в царствование императора Юлиана-отступника.
Проектирование храма осуществлялось под руководством архитектора В.Н.Ижикова. Строительство было закончено в начале 2010 года, фойе Телецентра украсилось белоснежными стенами храма с полукруглой абсидой и лепными декоративными орнаментами.
Со дня освящения храма богослужения Часов и Божественной Литургии совершаются пять раз в неделю – со вторника по пятницу и в воскресные дни. Накануне Великих Праздников в будние дни совершается всенощное бдение, собирающее большое количество прихожан. Великим постом совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Множество сотрудников Телецентра и членов их семей причащается в пост и принимает участие в Таинстве Соборования.
На престольный праздник, 28 сентября, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла храм святого Порфирия традиционно посещает один из викарных епископов града Москвы.
Богослужения в домовом храме совершают священнослужители московского храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Богослужебное пение осуществляется мужским хором под управлением Вячеслава Володина и смешанным хором под управлением Светланы Орловой.
Храм расположен в АСК-1 на первом этаже. Работает круглосуточно.
Расписание богослужений можно узнать на сайте ТТЦ «Останкино».
Современное состояние[править]
Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете, где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников. С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной — демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром.
Стены храма богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели.
В церкви сохранилась многофигурная, динамичная роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Выполнена в 1652—53 году, вероятно, лучшими мастерами Оружейной палаты — Иосифом Владимировым (икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» является одной из немногих точно атрибутированных ему икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела.
Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в ГТГ).
В 1999 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию.
В 2008 году приходу было передано бывшее здание храма.
Престолы храма:
- Троицы Живоначальной
- Вмч. Никиты (южный)
- Свт. Николая (северный)
- Ап. Иоанна Богослова (в колокольне)
- Грузинской иконы Божией Матери (в подклете)
Пресвятая Троица
Храм построен в честь Пресвятой Троицы. Что же включает в себя этот образ? Пресвятая Троица – это Отец, Сын и Святой Дух. Но все это — единый Бог, который является человеку в трех лицах. Но по церковным канонам можно изображать только тот лик, который являлся перед людьми. Следовательно, это Иисус Христос. Этим объясняется многочисленность икон с изображениями Сына Божьего.
Так как не описываются случаи явления людям Господа – Отца и Святого Духа, то и изображать их на иконах не разрешено. Некоторые библейские рассказы повествуют о том, что люди либо слышали голос этих сил, либо же те являлись в образе голубя. Об иконах Иисуса точно известно, что самые древние из них в подробностях передают внешность Сына Господнего.
Интересные факты про храм
Образ Грузинской Богоматери принадлежал грузинскому княжескому роду, из которого вышла настоятельница 3 монастырей, схиигуменья Фамарь. Позднее икона попала к другу семьи Якову Немсцверидзе, которому во сне было явление Матери Божьей с просьбой отнести ее для покоя в Троицкую церковь в Останкино.
Но Якову захотелось сделать пожертвование образа в недавно открытую церковь на Б. Грузинской улице. Он 3 раза пытался отнести туда икону, но всякий раз происходили какие-нибудь неожиданные обстоятельства непреодолимой силы. В это же время с образом происходят разрушительные явления, начал отслаиваться и сыпаться краски.
Смирившись, хозяин иконы решил все-таки послушаться и отвезти любимый образ в Троицкую церковь в Останкине. Когда он только поднялся в храм, сразу был встречен совершенно незнакомой женщиной с вопросом, принес ли он икону Грузинской Богоматери. Женщине накануне было видение, что образ чудесно появится у них в храме.
А когда над образом стал работать реставратор, то краски удивительным способом стали на свои места. А в период открытия в Грузии забытой обители матушки Фомари, икона в Останкинском храме стала благоухать. Сегодня перед чудотворным ликом совершают регулярные молебны с чтением акафиста.
История храма
Храм Троицы Живоначальной в Останкине был возведен более 300 лет назад по благословению московского патриарха Иакима, данного владельцу имения князю Михаилу Черкасскому на постройку каменного здания, вместо деревянной сельской церкви.
Имение в Останкино в то времена являлось главной подмосковной резиденцией крупных землевладельцев Черкасских, которые имели в собственности более 9 тысяч крестьянских дворов.
Ново построенный каменный узорчатый храм в непосредственной близости от господского дома использовали как домашнюю церковь. Северный предел был освящен в 1683 году в честь Тихвинской Богородичной иконы, через 8 лет освятили южный предел во имя Святого Александра Свирского, а еще через год – центральный – в честь Живоначальной Троицы.
Позже имение отошло как приданое дочери Варвары к князьям Шереметьевым, которые проводят работы по реконструкции и расширению церковного строения.
Многократно посещали домашнюю церковь Черкасских царские особы, останавливаясь для молитвы в имении, находящемся на пути следования в Троице-Сергиеву Лавру:
- Императорский визит Анны Иоанновны в июле 1730 года;
- Императрица Елизавета Петровна побывала 4 раза в 1742 году;
- неоднократно случались царские посещения Николая I;
- Император Александр II говел несколько дней с семьей в августе 1856 году.
В прелестных Останкинских рощах с удовольствием прогуливались люди разных сословий, не исключая многих знатных особ. Здесь был открыт увеселительный сад для общественных прогулок с крытыми беседками и декоративными скульптурами.
После революции бедный и малочисленный приход с верхних престолов перебирается в подклет, где освящают 4-й предел Святителя Николая Чудотворца. В 20-х годах XX столетия храм пребывает в сильной нужде. Из него изымают всю церковную утварь, ценности и серебряные оклады общим весом свыше 4-х пудов.
С 1930 года церковь закрывается, а в здании разместился музей антирелигиозного искусства, что спасло уникальное строение и некоторые святыни. В военный период его используют под склад и хранилище для ценного дворцового имущества.
Проведение центрального водяного отопления и неисправность трубопровода привело к повышенной влажности в здании, что повлекло разрушение фундаментов и стен.
К 80-м годам иконостас и стеновые росписи реставрируют, проводят ремонтные работы кровли и фасадов здания. В просторном церковном помещении проводят концертные выступления камерного ансамбля духовной и светской музыки XVII столетия.
В 91 году центральный предел Троицкого храма заново освещен патриархом Алексием II, и в скором времени восстановлены и освящены остальные пределы. Довольно долгое время это было подворье монастыря Оптиной Пустыни, а сегодня является подворьем Московского Патриарха.
Храм Троицы Живоначальной в Конькове
Храм Троицы Живоначальной в Конькове
получил посвящение Троице лишь в 1991 г., возведен же он был в 1690-1694 гг. как храм святого преподобного Сергия Радонежского.
В конце XVII века поместьем Серино в районе современного Коньково (тогда местность называлась — Сосенский стан) владел сын стольника Федора Толочанова – Семен. Именно он в 1690 г. затеял в своем селе строительство каменной домовой церкви в стиле нарышкинского барокко, законченной к 1694 г. и освященной во имя Сергия, Радонежского чудотворца. Благодаря этому храму, село стало называться Сергиевским.
1935 г.
В храме не было в то время колокольни, но это вовсе не означает, что не было и колоколов. Просто звонница находилась прямо на южной стене церкви, к ней вела с хоров лестница. Алтарь Сергиевского храма был направлен строго на северо-восток, на Троице-Сергиеву обитель.
Некоторые историки приписывают возведение этого храма Г.И. Головкину, указывая на владение им пустошью Коньково в 1689 г. Однако во владениях Головкина в то время уже стояла церковь Живоначальной Троицы, так что нужды в другом храме у него не было. Именно существованию этой церкви обязан храмТроицы Живоначальной в Конькове своим нынешним названием и освящением.
До покраски
В 1772 г. в связи с увеличением приписанных к приходу Сергиевской церкви крестьян, храм Сергия Радонежского стал приходским. В начале XIX в. (около 1808 г.) к нему пристроили теплую каменную трапезную и трехъярусную каменную колокольню, имевшие черты классицизма, явно диссонирующие с барочным зданием основного храма. При строительстве были обнаружены могилы бывших владельцев села супругов Ладыженских, похороненных у западной стены церкви. Их сын А.Ф. Ладыженский в 1818 г. устроил над могилой родителей с левой стороны трапезной придел в честь Положения Честные Ризы Божией Матери во Влахерне (Ризоположения), алтарь которого оказался прямо над могилами.
1987 г. До передачи верующим
В 1803 г. и Коньковская Свято-Троицкая (Троицы Живоначальной) церковь была приписана к Сергиевскому приходу. В 1812 г. она так сильно пострадала от французского нашествия, что восстанавливать ее не имело смысла. Поэтому остатки здания в 1821 г. разобрали и пустили полученный кирпич на строительство ограды вокруг церкви Сергия Радонежского.
В 1848 г. московский купец Иван Филиппович Бакланов пожертвовал Сергиевскому храму довольно крупную сумму на устройство еще одного (правого) придела – во имя Митрополита Московского Филиппа, который был святым покровителем отца Бакланова.
В Сергиевском храме находилась особо чтимая икона святого Сергия с частичкой мощей. Именно ей приписывают чудесное избавление жителей Коньково от эпидемии холеры, свирепствовавшей в тех местах в 1848 г. В деревнях прихода от болезни умерло всего 3 человека, тогда как в соседних вымирали целые дворы.
1980-е
В 1939 г. безбожные власти храм Сергия Радонежского закрыли и использовали в качестве склада (сначала совхозного, потом – телецентра). Внешний вид его был обезображен, алтарь осквернен, да и само имя церкви напрочь стерто из людской памяти, так что, когда в 1960-м Коньково вошло в городскую черту, никто и не помнил, в честь кого же тут была церковь. Попытки реставрации ее как памятника архитектуры были вялыми и малорезультативными.
В 1990 г., когда храм передавали верующим, никто не помнил, что Коньково состояло из двух частей – Коньково-Сергиевского и собственно самого Коньково (Коньково-Троицкого), а во всех старинных источниках указывалось, что в Коньково стояла церковь Живоначальной Троицы. Вот так и получилось, что Сергиевский храм приняли за совсем другой. Так его и передали Русской Православной Церкви – как церковь Святой Троицы в Конькове. И лишь позже открылась истина. Теперь главный алтарь храма освящен во имя Троицы Живоначальной, а приделы – во имя св. прп. Сергия Радонежского и Ризоположения.
Первая литургия была совершена на Пасху 1991 г. Долгие годы длилась реставрация храма. В 1994 г., когда храм праздновал свое 300-летие, для него на пожертвования прихожан одним из московских священнослужителей был написан храмовый образ прп. Сергия. Лишь в 1998 г. засияли над восстановленным храмом и колокольней золоченые кресты, зазвучали звоны.
В 1993 г. при храме создано сестричество во имя Влахернской иконы Божией Матери, особой заботой которого стал Дом ребенка № 9 для детей-сирот с нарушениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата и школа-интернат № 7.
Новейшее время
Храм оставался действующим до 1933 года и в 1934 году стал частью музея-усадьбы «Останкино», который был создан ещё в 1918 году. Храм отреставрировали и в нём разместили служебные помещения музея. В 1970-х годах провели реставрацию иконостасов и стенописи, ремонт кровли и фасадов. С 1980 года в храме проводились концерты духовной музыки. От первоначального резного иконостаса в стилистике нарышкинского барокко сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.
Вопрос о возобновлении служения в храме был поднят в 1990 году, который был решен положительно. Перед передачей храма РПЦ его отреставрировали по проекту архитектора Е. А. Черникова.
Главный придел храма освятил 23 марта 1991 года Патриарх Алексий II, южный придел освятил 31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), а северный 14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений (Епифанов).
С марта 1991 по декабрь 1999 года в храме находилось подворье Оптиной пустыни, службы в нём проводились по монастырскому чину.
Настоятелем храма был Феофилакт (Безукладников). Несколько лет решался вопрос получения участка земли рядом с храмом.
В 2009 году настоятелем храма назначен епископ Сергий Солнечногорский. В 2011—2013 годах в храме осуществлена реставрация иконостасов.