Архитектурные особенности храма
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.
Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.
Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.
На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.
Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.
Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.
В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.
Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.
В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.
Внутреннее убранство
Храм Троеручицы в Орехово-Борисово поражает и своим внутренним убранством. Притвор и средняя часть храма разделены деревянной аркой, удерживаемой двумя колонами, которые, как и всё в храме, выполнены из древесины. Над аркой икона «Успения Пресвятой Богородицы».
В центре композиции Пречистая дева на смертном одре. У изголовья стоят апостолы, которых хотела видеть Мария, и которых прислал сам Господь к её одру. Здесь же можно увидеть Иоанна Богослова, и это кажется символичным, если вспомнить историю Сурской обители. Именно ему, Иоанну, Христос заповедовал заботиться о Пресвятой деве.
Свет в храм пробивается через решётчатые окна вертикально-прямоугольной формы. Он озаряет иконы, заключённые в деревянные резные рамы
На что особенно следует обратить внимание, так это на иконостас. Он также выполнен из дерева и представляет собой потрясающую резную композицию
Выполнялась она на заказ в греческом городе Салоники.
До самого конца строительства верующие находили возможность проводить богослужения
В следующем году строители активно возводили цоколь Покровского храма, где бы можно было проводить богослужения ещё до окончания строительных работ.
Для этих целей залили фундамент — огромную плиту из железобетона. Из этого же материала сделали перекрытия и стены нижнего этажа.
И вот, 18 апреля, на Пасху, в самом храме Покрова Пресвятой Богородицы провели первое богослужение.
В ещё недостроенном храме проводили первые богослужения.
Но работы предстояло ещё много. До той поры к зданию ещё не подвели коммуникации, да и внутренней отделки не было.
В середине 2009 года заложили памятный храм и совершили чин основания храма, который включал:
- молебное пение;
- чтение Евангелия;
- молитвы.
27 декабря 2015 года завершённый храм Покрова Пресвятой Богородицы освятили.
История
Решение о строительстве в Москве храма в честь Святой Троицы, посвящённого юбилею Крещения Руси, было принято в 1988 году, но первоначально планировалось в ином месте, несколько западнее настоящего (близ музея-заповедника «Царицыно» 13 июня 1988 года Патриарх Пимен освятил закладной камень, что явилось следствием удовлетворения исполкомом Моссовета просьбы Московской Патриархии, высказанной во время встречи Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом и членами Синода 29 апреля того же года; но строительство не было начато по ряду причин, в частности, ввиду начавшегося в 1995 году воссоздания Храма Христа Спасителя на Волхонке).
1 сентября 2001 года Патриарх Алексий II совершил молебен на начало строительства храма-памятника Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове.
К весне 2004 года строительство храмового здания было завершено, коллектив художников-иконописцев под руководством народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Василия Нестеренко приступил к росписи храма, проект которой был утверждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Юрием Лужковым 12 мая 2004 года. Грандиозный керамический иконостас выполнен Санкт-Петербургскими мастерскими под руководством художника Юрия Волкотруба. Все иконы для него написала Анна Калинина — известный московский иконописец, авторская работа которой по созданию 48 икон этого иконостаса признана Российской академией художеств, как одна из лучших в Москве. От Русской православной церкви Анна Калинина получила золотую медаль Ордена преподобного Сергия Радонежского (2004 г.) и Серебряную медаль Российской академии художеств (2012 г.). Иконы в киоты выполнены иконописцами под руководством Елены Князевой. За эту работу она была удостоена Ордена преподобного Сергия Радонежского Русской православной церкви III степени.
19 мая 2004 года в День отдания праздника Пасхи Христовой Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении Митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Смоленского и Калининградского Кирилла и Калужского и Боровского Климента и многочисленного сонма иерархов и священнослужителей совершил освящение и Божественную Литургию возглавил при огромном стечении молящихся. На освящении присутствовали: первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла), архиепископы Марк (Арндт) и Кирилл (Дмитриев) и сопровождающие их священнослужители, полпред РФ в ЦФО Г. С. Полтавченко, руководитель Балтийской строительной компании И. А. Найвальт.
Святыни храма
- Икона Людмилы Чешской с частицей мощей помогает избавиться от раздоров в семье и покровительствует всем женщинам, носящим её имя, а также матерям, бабушкам и тем, кто занимается педагогической деятельностью;
- Икона блаженной Матроны Московской с частицей её мощей помогает женщинам познать счастье материнства, решить людям финансовые трудности, сохранить семью и исцелиться от тяжёлых болезней;
- Крест с землёй монастыря преподобного Саввы, освященного, где подвизался Иоанн Дамаскин. Прихожанам, приложившимся к кресту, святой поможет исцелиться даже от таких серьёзных заболеваний, как лейкемия и онкология;
- Ковчег с 60-ю частицами мощей святых угодников Киево-Печерской Лавры, среди которых Прп. Илья Муромский, Прмч. Анастасий диакон, Прп. Домиан Целебник и другие;
- Ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, помогающего исцелиться от всех болезней;
- Ковчег с частицей мамврийского дуба, под которым сам Авраам принимал Святую Троицу.
Считается, что именно это дерево соединяет человека с Богом и Вселенной.
Икона Божией Матери «Троеручица»
История этого чудотворного образа тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году император Лев Исаврянин, вступив на византийский престол, начал гонения на почитателей икон. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа. Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письма, обличающие ересь иконоборчества, ссылаясь на тексты Священного Писания.
Мудрые письма преподобного Иоанна привели в ярость Льва Исаврянина, но поскольку автор посланий находился вне досягаемости императора, то он решил прибегнуть к клевете. По приказу императора от имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исаврянину свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо было отправлено дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить её на городской площади.
Вечером преподобный Иоанн через друзей направил к князю просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Вскоре преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял там монашеский постриг. В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы изображение руки из серебра, откуда и имя иконы – «Троеручица».
Образ Божией Матери «Троеручица». Екатеринбург. В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы положили ее на осла и пустили животное на волю Божию. Со своей чудной ношей осёл беспрепятственно дошёл до Афонского монастыря Хиландар, где святыня была с благоговением принята братией.
Вскоре в монастыре не стало игумена, и насельники обители приступили к выбору нового наставника, но никак не могли придти к единому решению. Но однажды, придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Образ унесли на своё обычное место, но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь храма, но утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону на игуменском месте.
В эту же ночь одному монастырскому затворнику явилась Божия Матерь и сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хилендарском монастыре нет должности игумена, а иноки для получения благословения на те или иные монастырские послушания прикладываются к руке Пресвятой Богородицы.
В Россию первый список иконы «Троеручица» был принесён в 1661 году и был установлен патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список, сделанный с той иконы в 1854 году, сам же образ пропал. В Москве находятся ещё несколько древних списков иконы: один – в Успенском храме Болгарского подворья, другой – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.
«Троеручица» получила широкое почитание в России с 17 века, когда с Афона были принесены ее списки (один из них — патриарху Никону для Новоиерусалимского Воскресенского монастыря). Имеется ряд местночтимых русских списков «Троеручицы», на которых серебряная рука изображена красками как третья рука Богоматери.
Настоятеля храма зовут архимандрит Мелхиседек, он контролировал строительство
Настоятель храма — архимандрит Мелхиседек (в миру — Павел Дмитриевич Артюхин).
Он — выпускник духовной семинарии, который в 1986 году постригся в монахи в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Там же стал иеродиаконом, а затем — в иеромонахом.
В 1988 году отучился в Московской духовной семинарии, а оттуда заочно поступил в Духовную академию, которую окончил в 1992 году. За время учёбы его возвели в сан игумена.
В 1997 году он стал служить настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Ясенево), затем — настоятелем домового храма Воскресения Христова на улице Островитянова (при пансионате ветеранов).
С 2005 года именно отец Мелхиседек руководил строительством храма Покрова в Ясенево.
В 2013 отца Мелхиседек возвели в сан архимандрита.
За своё настоятельство архимандрит Мелхиседек даже получал награды, а вот его публичная деятельность была омрачена в 2016 году, когда священник неверно понял папу Римского Франциска и публично сообщил, что тот покаялся и хотел бы принять православие.
Икона Божией Матери «Троеручица» и её значение
Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого Иоанна Дамаскина.
Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.
Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона
Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа — хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.
Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.
Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.
Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.
Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.
Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой — вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.
За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.
Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.
Троеручица, современная икона
Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.
Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев
Иоанн Дамаскин
Храм-часовня иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехове-Борисове — деревянный православный храм-часовня в Москве, расположенный недалеко от станции метро «Домодедовская». Настоятель — епископ Савва (Волков)
Святыни храма
- Икона Людмилы Чешской с частицей мощей помогает избавиться от раздоров в семье и покровительствует всем женщинам, носящим её имя, а также матерям, бабушкам и тем, кто занимается педагогической деятельностью;
- Икона блаженной Матроны Московской с частицей её мощей помогает женщинам познать счастье материнства, решить людям финансовые трудности, сохранить семью и исцелиться от тяжёлых болезней;
- Крест с землёй монастыря преподобного Саввы, освященного, где подвизался Иоанн Дамаскин. Прихожанам, приложившимся к кресту, святой поможет исцелиться даже от таких серьёзных заболеваний, как лейкемия и онкология;
- Ковчег с 60-ю частицами мощей святых угодников Киево-Печерской Лавры, среди которых Прп. Илья Муромский, Прмч. Анастасий диакон, Прп. Домиан Целебник и другие;
- Ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, помогающего исцелиться от всех болезней;
- Ковчег с частицей мамврийского дуба, под которым сам Авраам принимал Святую Троицу.
- Икона Людмилы Чешской с частицей мощей помогает избавиться от раздоров в семье и покровительствует всем женщинам, носящим её имя, а также матерям, бабушкам и тем, кто занимается педагогической деятельностью;
- Икона блаженной Матроны Московской с частицей её мощей помогает женщинам познать счастье материнства, решить людям финансовые трудности, сохранить семью и исцелиться от тяжёлых болезней;
- Крест с землёй монастыря преподобного Саввы, освященного, где подвизался Иоанн Дамаскин. Прихожанам, приложившимся к кресту, святой поможет исцелиться даже от таких серьёзных заболеваний, как лейкемия и онкология;
- Ковчег с 60-ю частицами мощей святых угодников Киево-Печерской Лавры, среди которых Прп. Илья Муромский, Прмч. Анастасий диакон, Прп. Домиан Целебник и другие;
- Ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, помогающего исцелиться от всех болезней;
- Ковчег с частицей мамврийского дуба, под которым сам Авраам принимал Святую Троицу.
Икона Троеручица
В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».
Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.
Троеручица, деревенская икона XIX века
Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».
Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.
Троеручица, монастырь Хиландар, Афон
Повседневная жизнь храма
Храм Троеручицы в Орехово-Борисово является не только местом проведения богослужений, таинств и треб, но и является одним из просветительских центров Москвы. На сегодняшний день в храме проводятся встречи, посвящённые православной вере, её истории и основным принципам.
Также при храме организован молодёжный и подростковые клубы, на собрании которых молодые люди могут поговорить о вере, почитать Евангелие вместе со священнослужителями, лучше понять значение святого писания. Участники клуба ходят в поход, выезжают на святые земли, принимают участие в благотворительной деятельности, приобщаются к хорошим фильмам и литературе.
Занятия в молодёжном клубе проводятся с 11:30.
Работает при храме и Воскресная школа, начало занятий в которой традиционно с 7 октября, но прийти в школу может любой желающий в течение всего учебного года. Занятия в воскресной школе проходят каждую субботу. Расписание занятий можно посмотреть на сайте храма.
Проводятся на территории храма и Огласительные беседы. Они представляют собой занятия, на которых биологических родителей и крёстных готовят к таинству святого крещения
Важно знать, что занятия проводятся только для тех, кто принадлежит к этому храму
На лекции расскажут, как подготовиться к крещению, что купить, какие молитвы выучить.
Церковь на Карамышевской набережной: расписание
Храм работает ежедневно, в будние дни с 8-30 до 20-00, в выходные с 6-40 до 20-00. Однако в православные праздники расписание богослужений несколько изменяется.
Внутреннее убранство церкви достаточно богатое, здесь находятся иконы, относящиеся к рублевской школе иконописи. Большая их часть расположена в трех резных иконостасах, которые воссозданы по древним образцам. Стены храма расписаны фресками на библейскую тематику и ликами святых угодников.
Некоторые иконы являются настоящими произведениями искусства и почитаются не только верующими, но и ценятся среди ученых и историков. Церковь на Карамышевской набережной, безусловно, является ценнейшим памятником истории и архитектуры. Она привлекает большое количество паломников и ценителей живописи и русского зодчества. Оказавшись в Хорошево, следует обязательно посетить этот древний храм, который поразит вас своей красотой.
Еще немного истории о церкви Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Гончарах: интересные факты
Как бы то ни было, но войска Наполеона в 1812 году все же прошлись по храму Успения и вынесли из него все, что можно было, а дворы прихода сожгли. Только уже к 1836 году удалось его частично восстановить и перестроить, появились новые сооружения, главы и кресты, к колокольне был пристоен южный портал. До настоящего времени сохранилась ограда, датируемая началом XIX века. Однако в 1898 году перестройкой храма занимался архитектор Л. О. Васильев. Уникальный иконостас, оформленный в стиле XVII века, состоит из очень древних икон XVII-XVIII веков. При советской власти каким-то удивительным образом храм сохранился.
В 1948 году по договору православных Русской и Болгарской Церквей, как живая связь между двумя родными церквями, в храме было создано Подворье Болгарской ПЦ.
Вот такую историю имеет обитель Успения Пресвятой Богородицы – храм в Гончарах. Можно добавить, что в 2020 году настоятель храма архимандрит Феоктист сказал, что московских прихожан-болгар тут осталось немного, основная часть их в основном живет в р-не ул. Красный Мак, где стала строиться новая церковь в честь св. Киприана. Поэтому основная масса посетителей этого храма – русские.
История церкви «Троеручица» в Орехово-Борисово:
2000 год – создание православной общины храма. Общину возглавляет председатель Приходского совета Кукулиев Николай Георгиевич.
2002 год – начинается возведение деревянного храма в честь иконы Божией матери «Троеручица». В фундамент будущего храма заложен освещенный закладной камень. Устроена звонница с колоколами. Построен и освещен щитовой домик, в котором начинает собираться община для богослужения. В июле, во время престольного праздника совершена первая литургия. Она проходила под открытым небом. Освещена храмовая икона Пресвятой Богородицы, написанная художниками Еленой и Людмилой Исаевыми.
2003 год – торжественно освящены первые ряды бревенчатого бруса возводимого деревянного храма. Вокруг строительной площадки совершен крестный ход. За год удалось возвести стены нового храма, начато строительство магазина и ограды. Совершаются первые обряды: Крещение, Венчание, Елеосвещение. Освящена новая икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть», а также крест, который предназначен для главного купола храма. В приходе начинают службу иеромонах Варфоломей (Лукин) и диакон Василий Лукин, штатные священники РПЦ.
Деревянная Церковь иконы Божией Матери «Троеручица»
2004 год – основные строительные работы завершены. В феврале освящен, поднят и установлен первый крест. В церковь прибыла и была освящена икона преподобного Иоанна Дамаскина, которая в дальнейшем получит статус чтимого храмового образа. В июле, во время престольного праздника освещен Крест-Голгофы, созданный для храма. В августе богослужения уже проводятся в новом здании. В апреле, для возводимого храма, в Греции был изготовлен резной деревянный иконостас.
2005 год – продолжены работы по внешней и внутренней отделке храма. Закончено строительство кирпичной ограды и магазина для продажи церковной утвари. Установлен приставной престол в честь преподобного Иоанна Дамаскина по благославлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На Рождество впервые проведены две Божественные Литургии. Начинает работать Воскресная школа.
Церковная лавка
2006 год – новый храм посетил Святейший Патриарх Московсковский и всея Руси Алексий II. В июле была торжественно встречена икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», привезенная в дар из Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Установлен Ковчег с 60 частицами мощей святых угодников Киево-Печерской Лавры. Закончено строительство административно-хозяйственного корпуса.
Ковчег с 60 частицами мощей святых угодников Киево-Печерской Лавры
2007 год – ведутся работы по внутренней отделке административно-хозяйственного корпуса. Для иконы Божией Матери «Троеручица» был изготовлен новый резной киот. Иконостас пополняется новыми иконами. Обустраивается звонница на колокольне храма.
2008 год – первый этаж административно-хозяйственного корпуса оборудуется для занятий детей в Воскресной школе. Открывается приходская библиотека.
Административное здание. Воскресная школа
2009 год — закончены работы по внутренней отделке административно-хозяйственного корпуса.
2010 год – начато строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Часовня
2013 год – храму присвоен статус Патриаршего Подворья.
2014 год – закончено строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». в Часовне установлен и освящен архиепископом Тираспольским и Дубоссарским Саввой новый киот.
2018 год – храм стал представительством Сурского Иоанновского женского монастыря.
Вид на Церковь со стороны Часовни
Расписание и адрес
День памяти храма Державной Божьей Матери в Чертаново считают 2/15 марта. При храме также открыли воскресную школу для взрослых и детей. Храм открыт ежедневно с 08.00 до 19.00. все желающие могут посетить его по адресу: г. Москва, улица Чертановская 2, строение 2. А те, кто владеют навыками использования Интернета, могут зайти на сайт derzhavnaya.ru, где найдут всю интересующую их информацию, зададут вопрос и получат ответ из «первых уст».
Лучшая статья для Вас, переходите: Софийский собор в Киеве
Для обратной связи можно воспользоваться телефоном или электронным почтовым ящиком. На сайте также размещено расписание богослужений храма Державной иконы в Чертаново. Но зачастую они проходят ежедневно следующим образом:
- 09.00 – Божественная Литургия,
- 17.00 – Вечернее Богослужение. Во время него проводят исповедь. Обряд крещения взрослых и малышей проводят по субботам и воскресеньям.
Если Вы надумаетесь приехать и посмотреть, то сделать это можно так: доехав до станции метро Чертановская, а дальше трамваем номер 1 или 16, либо автобусами номер 28, 189, 222, 671 до остановки Сумской проезд. Если у Вас возникнут вопросы по поводу маршрута, то спросите у любого и Вам подскажут дорогу.
Господь всегда с Вами!
Режим работы и расписание богослужений
Богослужения в храме Троеручицы проводят каждый день. Двери храма не закрываются весь день, что оставляет возможность прихожанам приходить с молитвой в любое время.
С расписанием богослужений можно ознакомиться ниже:
Время | Богослужение |
Будни | |
17-00 | Вечерня. Утреня. Исповедь |
7-30 | Часы. Божественная Литургия. Церковное песнопение. Молебен по усопшим. |
Воскресение | |
17-00 | Всенощное бдение. Исповедь. |
6-00 | Часы. Исповедь. Ранняя Божественная Литургия. |
9-30 | Часы. Исповедь. Поздняя Божественная Литургия. |
Праздники | |
17-00 | Всенощное бдение. Исповедь. |
6-30 | Часы. Исповедь. Ранняя Божественная Литургия. |
9-00 | Часы. Исповедь. Поздняя Божественная Литургия |
Как доехать
Добраться до храма можно несколькими способами, каждый из которых имеет свои особенности:
Способ | Описание | Время (без учёта времени, затраченного на путь к исходной точке). | |
На машине |
|
4 мин. | |
На общественном транспорте | Автобус |
|
11 мин. |
Метро |
|
7 мин. |
Внутреннее убранство
Храм Троеручицы в Орехово-Борисово поражает и своим внутренним убранством. Притвор и средняя часть храма разделены деревянной аркой, удерживаемой двумя колонами, которые, как и всё в храме, выполнены из древесины. Над аркой икона «Успения Пресвятой Богородицы».
В центре композиции Пречистая дева на смертном одре. У изголовья стоят апостолы, которых хотела видеть Мария, и которых прислал сам Господь к её одру. Здесь же можно увидеть Иоанна Богослова, и это кажется символичным, если вспомнить историю Сурской обители. Именно ему, Иоанну, Христос заповедовал заботиться о Пресвятой деве.
Сверху изображён и сам Иисус Христос в синей сфере, символизирующей Небесное царство.
Свет в храм пробивается через решётчатые окна вертикально-прямоугольной формы. Он озаряет иконы, заключённые в деревянные резные рамы
На что особенно следует обратить внимание, так это на иконостас. Он также выполнен из дерева и представляет собой потрясающую резную композицию
Выполнялась она на заказ в греческом городе Салоники.
Прекрасно сочетаясь с амвоном и царскими вратами, она гармонично завершает внутреннее убранство храма.
Святыни
Икона Божией Матери «Три Радости»
- Чтимая икона Божией Матери «Трех радостей»
- Икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей (имеет особую благодать помогать женщинам в недугах)
- Икона святителя Спиридона Тримифунтского
- Икона благоверных Петра и Февронии с частицами мощей
- Икона святителя Луки Крымского
- Частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского
- Икона сирийских подвижников, основателей грузинского монашества
- Икона с частицей мощей святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого
- Икона Божией Матери «Иверская»
- Икона святителя Николая Чудотворца
- Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
- Частица мощей святого великомученика Меркурия
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Частица мощей святителя Филарета, митрополита Московского
- Образ Почаевской иконы Божией Матери со святыми преподобными Иовом и Амфилохием Почаевскими и частицами мощей преподобных
- Икона Божией Матери «Всецарица»
- Икона Божией Матери «Домостроительница»
Краткая история храма
Первоначально храм планировали построить рядом с музеем-заповедником «Царицыно», даже был заложен и освящен закладной камень. Но по разным причинам строительство так и не было начато.
Проект храмового комплекса подразумевал застройку территории площадью около 5 тыс.кв.м. Но после кончины автора проекта – архитектора А.Т.Полянского его переделали и церковная площадь была сокращена до 1100 кв.м.
1988 год – в преддверии юбилея Крещения Руси принято решение о строительстве храма в честь Святой Троицы. Прошло освящение закладного камня.
2000 год – Патриарх Алексий II обратился к мэру Москвы с просьбой разрешить начать строительство храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах.
2001 год – начало строительство храма в Орехове-Борисове. По этому поводу был произведен молебен Патриархом Алексием II.
2004 год – завершение строительства главного храмового здания.
Башня слева от входа в Храм
Престольные праздники
Главный престольный праздник храма – День Иконы Божией Матери «Троеручица». Они проходят 11 и 25 июля. Удивительна история появления этой иконы. В IX в., когда шла ярая борьба против икон, Иоанн Дамаскин продолжал поклоняться Богородице, за что его зло оклеветал император Лев III.
Сюжет о праздновании престольного торжества в храме:
Иоанна казнили, отрубив ему кисть руки и повесив её на ярмарке. Выпросив у калифа свою кисть, Иоанн кинулся к иконе Божией матери и начал молиться ей, чтобы исцелила она руку его. И приснился преподобному сон, будто пришла к нему Богоматерь и сказала, что исцелит руку его, если трудиться он будет ей, не жалея себя.
Пробудился Иоанн Дамаскин и обнаружил, что цела рука его и в благодарность за это приложил он серебряную руку к иконе , которая стала называемой «Троеручицей».