XIX век
В 1812 году Наполеон занял Москву. К осени отдельные части армии добрались и до Измайлова. Среди прочих пострадал храм Рождества Христова. Всё, что смог, заранее спрятал и тем самым сберёг, настоятель Иоанн Постников: антиминсы, сосуды, ковчеги, кресты, иконы, ризы. Французы ворвались в Дом Божий как разбойники, разбив двери.
Из оставшегося имущества часть унесли, а что посчитали ненужным — просто уничтожили. После такого визита отец Иоанн просил благословения на освящение храма у епископа Дмитровского Августина (Виноградского), управляющего Московской епархией. И в конце ноября 1812 года храм был освящен чином Малого освящения.
При том же настоятеле храм привели в надлежащий вид, украсили. Это стало возможным благодаря помощи прихожан, численность которых к 1833 году составляла более 1100 человек. Среди них заметно увеличилось число зажиточных крестьян, трудившихся на собственных или соседских домашних шерстоткацких фабриках.
На средства верующих в 1815 году положили ризы на иконы у царских врат Никольского придела: Спас Вседержитель и Богоматерь «Благодатное Небо». В августе 1822 года прихожане подписали прошение старосты Прохора Петрова епископу Дмитровскому, викарию Московскому первосвященнейшему Афанасию (Телятьеву) с просьбой разрешить построить сторожку в юго-западном углу. В 1827 году построили «сарай» для хранения утвари. Сейчас помещение используется для таинства Крещения. Попечительством купца второй гильдии, бывшего крестьянина Ивана Курдюкова в марте 1830 года отлили колокол на 3440 килограммов.
История села Измайлова
Село Измайлово уже существовало в XV веке. Оно располагалось на территории современного Измайловского острова и принадлежало великим князьям. Царю Алексею Михайловичу Романову вотчина перешла от его бездетного дяди Никиты Ивановича Романова.
В 1663 году молодой царь задумал здесь создать крупное дворцовое хозяйство: сады, государеву пашню и пасеку, конюшни, скотные дворы и птичники, пруды для разведения рыбы, стекольный и кирпичный заводы, винокурню. Эта усадьба должна была служить не только местом отдыха царской семьи, но и хозяйственным нуждам царского двора. Чтобы осуществить грандиозный замысел, в Измайлово переселили крестьян из Костромы, Валдая, Переславля и других земель.
Новые жители обосновались на пустоши Хоругово и образовали Новую Слободу села Измайлово. Для них позже и была возведена церковь в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Мирликийского Николая. Такое посвящение престолов связывается с тем, что царь Алексей Михайлович стремился подражать своему предшественнику Иоанну IV (особенно в начале своего царствования). Поэтому в новой резиденции воспроизвёл посвящения церквей и приделов: Рождеству Христову и святителю Николаю чудотворцу, как в древнейших посадских храмах Александровской слободы – любимейшей усадьбы Грозного.
Посвящение третьего престола измайловской церкви — Казанской иконе Божией Матери — характерно для храмов дворцовых сел. Романовы и особенно царь Алексей Михайлович глубоко чтили этот образ, явивший своё заступничество в Смутное время и способствовавший утверждению новой династии.
Школа в Измайлове
В 20-е годы появились ещё два чудесных образа. Складень с Владимирской иконой Божией Матери с частицей мощей апостола Фомы и икона целителя великомученика Пантелеймона. На обороте Владимирской иконы осталась надпись, повествующая о чудесном обретении образа 9 мая 1748 года на месте сгоревшего московского дома. Целых 72 года хранил его у себя измайловский управитель Иван Брыкин. Незадолго до смерти передал для поминовения души в Рождественский храм. Ныне чудотворный образ стоит над царскими вратами Казанского придела.
Во второй половине XIX века священнослужители церкви Рождества Христова стали уделять значительное внимание обучению крестьянских детей. Теперь не только в церкви, но и на школьных занятиях священник общался со своей паствой
Первая измайловская школа была создана в 1868 году (по другим данным в 1870 году) настоятелем церкви Рождества Христова священником Иоанном Алексеевичем Ирисовым.
Она имела частный характер: была организована за его счёт. Занятия проходили в его доме, стоявшем напротив церкви (там, где сейчас находятся теннисные корты). Вместо частной школы в 1876 году было основано Измайловское земское начальное училище, законоучителем которого вплоть до 90-х годов XIX века оставался отец Иоанн.
На рубеже XIX-XX веков начался следующий этап ремонтно-строительных работ в церкви Рождества Христова. К тому времени Измайлово стало крупным промышленным селом. Особый вклад в благоукрашение храма принадлежит купцу и фабриканту Ивану Васильевичу Бутюгину. Он родился в семье зажиточных крестьян, некоторые из которых имели собственные шерстоткацкие фабрики в Измайлове и Москве.
По заказу его родственника, Арефия Кировича Бутюгина, владельца кирпичного завода в селе Черкизово, 22 июня 1864 года для Рождественской церкви был создан крест (переданный в 2000 году в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Серебряном острове). При главном входе в Рождественский храм до сих пор сохранились двойные железные двери, созданные в 1894 году по проекту архитектора Павла Петровича Сальникова (1864—1901) на средства Ивана Бутюгина.
Изъятие ценностей в храме
4 мая 1922 года в храме было проведено изъятие ценностей. Так выполнялся призыв Ленина «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».
Присутствовать разрешили настоятелю отцу Михаилу и двум членам общины — Павлу Михайловичу Таразанову и Сергею Федоровичу Тюрину. Всего было изъято 196 предметов. Наибольшее возмущение у прихожан вызвало снятие с чудотворного образа Божией Матери Иерусалимской ризы. Члены комиссии стали ее топтать, чтобы вынуть драгоценные камни.
К концу двадцатых Измайлово, впрочем, как и всю страну жестко и навязчиво накрыло кумачом. В селе появилось много приезжих, обосновавшихся в фабричных корпусах, бараках, зданиях рабочего городка на Измайловском острове и Измайловского посёлка Народного комиссариата путей сообщения.
Немногие из них стали прихожанами храма. В то же время наиболее крепкие в хозяйственном отношении и религиозные семьи местных жителей были раскулачены и высланы. Что уж говорить про священников…
Репрессии измайловского духовенства начались после вхождения Измайлова в черту города в 1935 году. Первым был репрессирован протоиерей Михаил Волков. В 1939 году был репрессирован священник Сергий Соколов. Его не спасло даже то, что ещё в начале 1930-х годов он снял с себя священнический сан, чтобы его дети не считались детьми «лишенца». Так звали тогда лишённого гражданских прав, и смогли получить образование (в этот период духовенство вынуждено было оплачивать обучение своих детей).
Так начинался храм Рождества Христова
Изначально стараниями стрельцов поставили деревянную церковь. Сведений о ней практически не сохранилось. Лишь в некоторых документах упоминается о богослужениях здесь в 1664 году. О дальнейшей судьбе также не известно. Вероятно, её разобрали и перевезли в другое село.
Строить каменный храм Рождества Христова начали вскоре после смерти царя Алексея Михайловича. Его сын Фёдор Алексеевич, благочестивый и богобоязненный, проявлял большую любовь к каменному церковному зодчеству. При нём было завершено строительство трёх храмов в Измайлове – Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове, царевича индийского Иоасафа и, собственно, Рождественского. Последний из вышеперечисленных строил зодчий – крестьянин Спиридон Харламов с артелью из села Рождественного.
Уже летом 1677 года храм полностью возвели: побелили, крышу покрыли тёсом, купола — деревянным лемехом, а кресты и яблоки под ними опаяли жестью. На востоке церковь завершалась тройными алтарными апсидами. Приделы, согласно благословенной грамоте, должны были выходить в трапезную часть храма, но не соединяться с центральным храмом.
Эта часть проекта изменена в ходе строительства: сейчас приделы соединены арочными проемами с трапезной частью и с центральным храмом. Четверик увенчался традиционным пятиглавием, и над каждым приделом возвысилась глава. По сторонам от царских врат в трёх иконостасах установлены иконы: справа — Всемилостивого Спаса и храмовый образ, а слева — Пречистой Богородицы. Видимо, средств не хватало, поэтому вместо каменной колокольни поставили деревянную звонницу с навесом и с девятью колоколами.
Дай Господи…
«Приветствую маленькую Женю, – писал он одной такой прихожанке. – Пусть нынешний день напомнит тебе о том счастливом, невинном детстве, когда душа была чиста, и все мысли были хороши и светлы, и дай Господь, чтобы причащение Святых Тайн обновило твою душу и соделало её чистой и молодой, способной воспринимать благодать Божию такой, какая она есть. Буду, как и всегда, молить Бога, да оградит Он тебя от всех зол и всех жизненных невзгод, привлечёт к Себе для спасения твоей души. Дай Господи, чтобы твое христианское сердце постоянно горело любовью к Богу и ближним и побуждало делать только доброе и хорошее, избегая худого. Храни тебя Бог. Грешный молитвенник и доброжелатель протоиерей Павел Ансимов. 1936 год».
А в 1937 году осведомители донесли, что священник в проповедях допускал антисоветские толкования. Отец Павел был арестован вместе с группой верующих. Вслед будущему мученику молчаливо смотрели кресты на куполах. Как когда-то сам протоиерей, в 1931 году, стоя под дождем, содрогаясь молча наблюдал «пляски» рабочих на куполе храма святителя Николая, пытающихся стащить крест…
19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Павла Ансимова к расстрелу. 21 ноября 1937 приговор приведен в исполнение на Бутовском полигоне. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода в 2005 году.
Отец Павел
Храм Рождества Христова не закрывался. Службы, молебны, даже крестные ходы не прекращались. Сюда приходили служить священники закрытых, разорённых храмов. В 1935 году прихожане встретили протоиерея Павла Ансимова, который уже дважды подвергался арестам и испытал на себе все прелести допросов. В июне 1930 года во время заключения в бутырской тюрьме следователь ОГПУ предложил «уйти» из священства и поступить в ОГПУ на должность счетовода. За отказ его жестоко избили. И началось следствие по делу «организации сестричества при храме святителя Николая в Покровском, занимающимся на религиозной почве антисоветской деятельностью.
Очень уж полюбили измайловцы доброго, неунывающего батюшку. Когда они спрашивали, что такое счастье, он отвечал: «Счастье – это способность человека радоваться всему, что даёт ему Господь». В храме отцу Павлу во всем помогали молодые прихожане. И он, в свою очередь, подбадривал людей как мог в то страшное время гонений.
От отца Иоанна до отца Леонида
Жизнь шла своим чередом. В Рождественском храме продолжали служить протоиерей Михаил Сперанский и протоиерей Иоанн Кедров, сохранялся крепкий приход. Во время Великой Отечественной войны обязанности настоятеля храма исполнял протоиерей Михаил Николаевич Преферансов.
С 25 октября 1945 года в храме служит будущий старец Псково-Печерского монастыря отец Иоанн Крестьянкин. По его словам, в первые послевоенные годы ежедневно крестили около 50 человек, в воскресные дни — до 150. Многие уже тогда приходили к отцу Иоанну за пастырскими наставлениями.
В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отца Иоанна арестовали за активную пастырскую деятельность в Рождественском храме. По приговору он был осужден на семь лет исправительно-трудовых лагерей.
Отец Иоанн навсегда сохранил память о месте первого служения. В алтаре Рождественского храма хранится Иерусалимская икона Божией Матери с его собственноручной надписью: «Московскому храму Рождества Христова что в Измайлове, колыбели моего священнического служения, от архимандрита Иоанна Крестьянкина. 12/25.10.1998».
С 1946 до 1971 года настоятелем Рождественского храма был священник Виктор Васильевич Жуков. Несмотря на то, что в этот период в Советском Союзе развернулись новые гонения на Русскую Православную Церковь, в храме осуществили ремонт. Над помещением для совершения крещения выстроили второй этаж. Провели центральное отопление и водопровод.
В эти годы люди шли в храм, зная о том, что некоторые старосты вынуждены сообщать в райисполком о крестившихся и венчавшихся. Ежедневно совершалось много треб в храме и на дому у прихожан. В воскресные дни всегда проводились молебны с водосвятием и заказными акафистами.
Настоятелем храма с 1982 года является протоиерей Леонид Ролдугин, благочинный Преображенского благочиннического округа. При отце Леониде храм был заново перекрыт, покрашен, позолочены купола, поновлена стенная роспись и иконостасы, обновлены престолы в алтаре.
В нелегком и порой трагичном жизненном пути храма Рождества Христова как в зеркале отражается путь государства Российского. Стоит только поближе подойти и приглядеться. Как в одной хорошей песне про церкви Руси – подойди и о многом спроси: в этих стенах есть сердце и вены.
Елена Ячменцева
Фото: Александр Чеботарь