Архитектура
Четырехстолпный трехапсидный храм из белого камня стал шедевром и вершиной зодческого искусства владимиро-суздальской архитектурной школы. В отличие от романской архитектуры того же периода, историки отмечают поразительную легкость, праздничность и изящность строений, воздвигнутых русскими мастерами.
Длина церкви почти равна ее высоте, строение несколько вытянуто по западно-восточной оси. Интересно, что прежде чем начать строительство храма, мастера воздвигли четырёхметровые стены, которые изнутри засыпали землей, сформировав искусственную насыпь, чтобы церковь встала на пьедестал.
Купол одноглавой церкви выполнен в виде луковицы, а не византийской полусферы, что характерно для русской традиции. Он символизирует пламя свечи и молитвенное устремление человека к горнему миру.
Снаружи на белых стенах отчетливо видны рельефы с сюжетами из ветхого завета. Царь Давид, поющий псалмы, изображен в окружении льва и голубя, символизирующих княжескую власть и одухотворенную кротость. К сожалению, внутренние росписи храма были утеряны во второй половине XIX века.
Декор и убранство
Среди декоративных элементов храма примечательна изысканная каменная резьба. Считается, что она повествует о библейском сюжете восхождения царя Давида-псалмопевца. Символика до конца не расшифрована. Предположительное значение элементов:
- фигура на троне символизирует самого царя Давида;
- окружающие его львы, орлы и фантастические звери — знаки власти и величия;
- строгие женские лица, окружающие композицию, символизируют Деву Марию или Софию (древний символ мудрости и самоотверженности).
Создание подобных каменных украшений — сложная и кропотливая работа. С учётом технологического прогресса того времени, на создание резьбы ушло бы 300 суток непрерывного труда от 10 человек.
Элементы оригинального внутреннего убранства церкви не сохранились: их последние остатки были уничтожены во время непрофессиональной реставрации 1877 года. Считается, что полы собора были выложены майоликовой керамикой, а стены украшены фресками и росписями с картинками из мифических сюжетов.
Мир / Европа / Россия / Церковь Покрова на Нерли, разлив рек Клязьма и Нерль
Идея снять знаменитый памятник древнерусской архитектуры, церковь Покрова на Нерли, возникла спонтанно. В новостях по радио я услышал о том, что под Рязанью ввели режим чрезвычайной ситуации: из-за небывалого паводка подтопило около 500 домов.
Церковь Покрова я уже снимал с воздуха в 2010 году. Опросил местных друзей о ситуации с паводком под Владимиром. Довольно оперативно мне прислали очень многообещающие фотографии — луг, через который в прошлый раз мы шли пешком, был залит водой до полотна железной дороги. Стало понятно, что выезжать на съемку нужно срочно, прямо сейчас, пока вода не начала спадать. Серьезной проблемой было отсутствие в нашем арсенале лодки. Друзья сказали, что нанять лодку на месте практически нереально. Все эти сложности я описал компаньону — Диме Моисеенко и спросил, готов ли он бросить все свои дела (девушек и фейсбук) и поехать под Владимир. Дима оказался готов как пионер. Вторым «пионером», готовым к авантюрам ради красивого кадра, стал Денис Синяков — штатный фотограф агентства Reuters.
Выезжать решили немедленно, в эту же ночь, чтобы быть на месте к рассвету. Нужно было срочно искать плавсредство. Купленную в интернете лодку Диме привезли домой за час до выезда — около полуночи. Через 3,5 часа борьбы с не очень хорошей дорогой и сном мы оказались около железнодорожной станции Боголюбово. В 4 утра на улице было темно и малолюдно. После нескольких попыток прочтения инструкции в свете тусклого фонаря и коллективного мозгового штурма мы, наконец, собрали лодку и, перетащив через железнодорожную насыпь, произвели ее торжественный спуск на воду. В спешке совершенно забыли про традицию с разбиванием бутылки с шампанским, которой у нас, впрочем, и не было.
Воды, как и обещали, было очень много. Из-за опустившегося на реку тумана складывалось ощущение, что мы стоим на берегу моря: до горизонта — только вода, противоположного края совершенно не видно. В тот момент, когда мы уже практически отправились в плавание, на берегу появилась группа фотографов. У них было много фототехники, штативы, но не было главного инструмента для съемки разлива — лодки. Фотографы посмотрели на воду, на нас и нашу лодку, повздыхали и побрели куда-то в туман по железнодорожной насыпи… Мы же, не мешкая, отчалили.
Я опущу подробности нашего славного плавания сначала через лес, потом по полям-лугам. Только скажу для полноты представления, что из всех трех участников съемки болотные сапоги были у одного лишь Дениса, а Дима, сев грести на весла, минут через десять признался, что делает это первый раз в жизни.
Итак, поплутав в тумане по протокам примерно час, мы увидели смутный силуэт церкви как раз к моменту рассвета. Солнце окрасило небо и воду такими нереальными красками, что мы чуть не забыли, зачем сюда приплыли.
Ребята схватились за фотоаппараты, я сел на весла и около получаса тишину нарушали только щелчки затворов. Фотографы настолько увлеклись, что лишь угроза нецелевого использования лодочных весел позволила мне все же оторвать Диму от видоискателя камеры и сосредоточиться на съемке воздушных сфер, которые вы теперь можете посмотреть в сегодняшнем туре…
Тест и фотосъемка Станислав Седов, Дмитрий Моисеенко
28.04.2012
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) у села Боголюбово — величайший памятник русской архитектуры. Входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Эта выдающаяся достопримечательность России построена на рукотворном холме в месте слияния рек Нерль и Клязьма. Разливам реки противостоит фундамент особой конструкции, уходящей на пять метров вглубь холма. Удивительно, что храм был возведен всего за год — в житии Андрея Боголюбского указано: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Из летописи следует, что храм связан с победоносным походом владимирцев на булгар и гибелью сына князя Андрея — княжича Изяслава.
До нашего времени храм уцелел чудом. В конце XVIII века игумен Боголюбского монастыря, к которому относилась церковь Покрова Богородицы, решил разобрать здание церкви — та была убыточна, а монастырю нужен был кирпич для строительства колокольни. К счастью, игумену не хватило денег, чтобы начать работы. К сожалению, не уцелели внутренние росписи храма — при обновлении в 1877 году они были полностью утрачены.
Цитата из блога «Журнал Другого»
Описание картины 4
Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы.
Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.
Создается впечатление, что на картине изображено то самое время года, когда весна переходит в лето. Об этом свидетельствует свежая зеленая трава, четко выделяется белоснежный храм. Храм смотрится строго и в тоже время празднично благодаря единственному куполу, тянущемуся к небесам.
Река привносит свой шарм в данную картину. В ее чистой водной глади можно увидеть отражение плывущих вдаль бело-розовых облаков, и я яркой зелени растущей на ее берегах.
Художник не забыл изобразить на полотне и людей. Сразу взгляд ловит женщину в нежно-розовом одеянии. Она вышла на прогулку со своим ребенком. Ребенок собирает цветы, играет с травкой. Для него это цели мир нового и неизведанного!
Справа чуть поодаль можно заметить еще группу людей. Их силуэты похожи на служителей храма – на монахов. Возможно, они вышли также на прогулку, а возможно они идут для проведения утренней службы.
Слева едва заметна пустая лодка. Можно предположить, что ее владелец зашел в храм для того, чтоб поставить свечку.
За храмом можно увидеть домишки и высокие деревья, напоминающие березу или тополь. Домишки аккуратные и отличаются ярким окрасом. Может быть, эти домишки принадлежать служителям храма, а быть может, что и простым людям, которые ходят сюда помолится.
В самой дали, виднеется что-то белое, наверняка это часовенка. Скорее всего, для местного населения она имеет огромное значение и память.
Глядя на полотно, кажется, что вот-вот приедут паломники для почтения данного места.
Глядя на картину в душе начинает царить спокойствие, умиротворение и благодать. Ее цветовая гамма к этому располагает на все сто процентов. Увидев данное полотно, мне очень захотелось посетить это место. И я надеюсь, что оно такое же, как и изображено, красивое, невинное и без множества туристов, которые зачастую ведут себя как дикари, разрушая все вокруг.
История церкви Покрова на Нерли у Боголюбово
В XII веке окончательно оформился распад Киевской Руси на отдельные княжества. В ситуации феодальной раздробленности политическую и экономическую силу вместо Киева стали набирать новые центры, и одним из важнейших оказался Владимир. Возвышению Владимиро-Суздальского княжества способствовала политика Андрея Боголюбского, занявшего княжеский престол в 1157 году.
Статус престольного города укреплялся и за счет строительства новых храмов. Артель, существовавшая при Боголюбском, за период 1158—1165 гг. создала множество известных религиозных построек. Точных данных о дате строительства церкви Покрова на Нерли нет. Однако если опираться на сведения о том, что этот храм был воздвигнут в память о сыне Андрея Боголюбского, погибшего в 1165 году от ран после участия в битвах в Волжской Булгарии, то логично предположить, что церковь появилась не раньше этой даты.
Наиболее популярной считается точка зрения, согласно которой церковь Покрова на Нерли построили в 1166 году.
Романский стиль, характерный для русских храмов того периода, указывает на участие иностранных мастеров. Живший в XVIII веке историк Василий Татищев упомянул, что работников для строительства резиденции в Боголюбово и, соответственно, церкви Покрова на Нерли князю Андрею прислал стоявший тогда во главе Священной Римской империи Фридрих Барбаросса. При этом автор сослался на несохранившуюся летопись, отчего достоверность его высказывания все еще под вопросом. Кроме того не было данных и о личных контактах двух политиков, хотя общение могло состояться и при посредничестве послов.
В то же время большинство исследователей согласны с предположением о том, что подряды по строительству церквей на Руси выполняли артели иностранных мастеров. Считается, что таких групп строителей было немного, и они перемещались по всей Европе, выполняя заказы. Рабочих, создавших церковь Покрова на Нерли, мог прислать Андрею Боголюбскому глава галицкого княжества Владимир, в чьих владениях к тому времени было построено много таких храмов.
Владимир Шалаев
Загадкой является не только вопрос, кто строил церковь, но и почему было выбрано столь отдаленное место. Доподлинно установлено, что во времена Андрея Боголюбского рядом с участком, на котором стоит храм, река Нерль впадала в Клязьму. В дальнейшем обе водные артерии изменили русло, и о прежнем течении напоминает только старица, но в XII веке этот заливной луг, примыкавшей к устью Нерли, едва ли можно было счесть удачным выбором для размещения храма.
Чтобы грунтовые воды и половодье не испортили постройку, создателям церкви пришлось заложить глубокий ленточный фундамент, поставить на него стены высотой 4 метра и создать искусственную насыпь. В дальнейшем она была обложена белым камнем, а сегодня выглядит как вполне естественный холм. Что подвигло владимирского князя на столь затратное строительство, когда можно было просто выбрать место подальше от воды, исследователи спорят до сих пор.
Немного света на историю выбора расположения храма пролили раскопки, в ходе которых обнаружились обломки белокаменных стен. Выяснилось, что изначально к тому зданию, что можно видеть сегодня, с трех сторон были пристроены галереи, а вокруг находились и другие объекты. В XVI столетии тут был монастырь, а до него, возможно, стояла крепость.
Максим Данков
На основе этих теорий художники создают реконструкции возвышавшегося на искусственном холме комплекса, и они удивляют размахом и пышностью. Большое подворье, над которым возвышалась церковь, было обнесено высокой стеной, центральные ворота в которой выходили на широкую лестницу, спускавшуюся по белокаменной облицовке к пристани. Восстановление такого облика сделало наиболее популярной версию о том, что церковь была частью парадного комплекса, призванного встречать суда, заплывавшие в реку Нерль, чтобы попасть во Владимир.
Точные данные о монастыре относятся к XVI веку. В следующем столетии он пережил период расцвета, а при Екатерине II был упразднен. К концу XVIII века предпринимались попытки разобрать храм, но они не были завершены. А в 1803 году его даже решили обновить: сферический купол заменили луковичной головой.
Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?
Это первый известный
в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.
Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.
Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице.
Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Нохрам, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.
Несколько интересных сочинений
- Герои пьесы Свои люди — сочтемся! Островского Самсон Силыч Большов – глава семьи, крестьянин по происхождению, купец и владелец значительного состояния. Главной его ценностью являются деньги, и в один момент он принимает решение провернуть аферу
- Анализ рассказа Зощенко Аристократка Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.
- Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Итоговое сочинение В реальной жизни мы постоянно видим пример жестокого отношения к животным. Они поднимают вопрос о том, насколько допустимо подобное поведение и где границы, за которыми требовательность переходит в жестокость.
- Анализ романа И дольше века длится день Айтматова
- Сочинение Роль книги в жизни человека Книга играет немаловажную роль в жизни человека. Именно из книг мы черпаем самые необходимые знания, получаем важную информацию; иногда, просто прочитав книгу, получаешь небывалые впечатления, душевную теплоту, прекрасные жизненные уроки.
Две картины — картина С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” и полотно С. А. Баулина “Храм Покрова на Нерли” посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое.
В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.
В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях —
от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков.
Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы. Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин
Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета. С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга. Как зрителю мне интереснее видеть одновременно две картины, посвященные одной теме. Это дает возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья авторская позиция мне ближе. В данном случае мне ближе картина С. А. Баулина.
Глоссарий:
– сочинение по картине герасимова церковь покрова на нерли
– сочинение по картине церковь покрова на нерли
– церковь покрова на нерли сочинение
– описание картины церковь покрова на нерли
– Сочинение по картине храм покрова на нерли
(2
оценок, среднее:1.00 из 5)
Другие работы по этой теме:
- План: – Памятник мировой архитектуры. – Картина С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли”. – Картина С. А. Баулина “Храм Покрова на Нерли”. Церковь Покрова…
- Еще одним известным русским художником есть Баулин Сергей Алексеевич. Многие считаю его мастером именно архитектурного пейзажа. На многих своих картинах автор очень талантливо изображает архитектурные…
- Доктор искусствоведения Сергей Васильевич Герасимов еще и известный народный художник и живописец. Всю свою любовь к природе, а именно к пейзажам родным мест он показывал…
История
Величественные здания из белого камня стали создавать в Залесье еще во времена правления Юрия Долгорукого. В течение 1152 года по его приказу возвели Спасский собор в Переславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, которые можно увидеть и в наши дни. К сожалению, многие церкви того периода не дошли до наших дней.
Боголюбский активно продолжал дело своего отца, привлекая для строительства европейских мастеров. Поэтому в храмах, которые возводились в его времена, начала появляться романская символика. В частности, грифон, несущий лань, трактовался в зодчестве Западной Европы как символ Христа и трепетной души христианина.
Археологические раскопки, которые велись у храма, позволяют сделать выводы о том, как в прошлом могли выглядеть утраченные элементы. Исследователи полагают, что от церкви спускалась лестница к берегу Нерли, где находилась пристань. За столетия река изменила свой ход, сместившись к востоку. Теперь в этом месте лишь небольшой водоем. Однако в древности Нерль была гораздо более полноводной. Белокаменная церковь при этом была издалека видна с кораблей, которые там проходили.
Историки продолжают вести споры о том, когда именно проводились работы по возведению этого храма. В сохранившихся летописных источниках точных сведений об этом событии содержится очень мало. Иногда записи даже противоречат друг другу. В Кратком Владимирском летописце можно встретить упоминание о двух каменных церквях, выстроенных по приказу Боголюбского возле его резиденции.
Век и год создания
Можно сказать с уверенностью только то, что построен храм в XII веке. Считается, что он мог появиться в период, ограниченный 1158 и 1166 годами. Предположения о более конкретных датах тесно связаны с причинами, по которым было принято решение о начале строительных работ. В частности, в «Житии князя Андрея Боголюбского» 1702 года есть упоминания о том, что храм смогли возвести в течение одного сезона. Церковь выстроили в память о сыне Боголюбского Изяславе Андреевиче, умершем совсем молодым.
Сын князя скончался во Владимире, возвратившись из похода, от тяжелых ранений, в сентябре или октябре 1165 года. По одной из версий, именно после этого скорбного события Боголюбский повелел возвести церковь на берегу Нерли.
Однако судя по данным Владимирского летописца, создававшегося в XVI веке, уже в 1158 году на Руси имелся храм Покрова Пресвятой Богородицы. Первая церковь с таким посвящением на протяжении почти двух столетий оставалась единственной. По крайней мере, никаких доказательств иного историкам пока обнаружить не удалось.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Говоря об истории создания этой церкви, нельзя не коснуться истории самого празднования Покрова, который не входившим в греческие богослужебные уставы. Упоминания о нем встречались исключительно в отечественных месяцесловах. Сведений в источниках Византии о нем нет, либо их отыскать ученым пока не удалось. Празднования в других странах распространились уже с Руси.
Покров Пресвятой Богородицы
Праздник был установлен именно князем Андреем после произошедшего с ним летом 1164 года чудесного явления. Дружина Боголюбского отправилась тогда в поход волжских булгар. Перенимая византийские традиции, русские воители брали с собой образа, защищавшие и помогавшие им. По легенде, в решающий момент от иконы Спаса Владимирской Богоматери начали исходить лучи пламени. Противник был разбит, а позже возник замысел о создании храма на берегу Нерли, рассказывает летописец.
Проложное сказание и текст службы на Покров можно встретить в списках, датированных периодом XIII—XIV веков. Как писал выдающийся археолог советского времени Николай Воронин, Боголюбский вместе с епископом установили этот праздник и посвятили ему Покровскую церковь на Нерли, не получив предварительно санкцию киевского митрополита.
Правитель сильнейшего в те времена Владимиро-Суздальского княжества воплотил идею об особом покровительстве Богоматери его земель и людей, которые их населяли. В результате в устав этот праздник был включен в ХІІ веке.
Популярные сочинения
- Семейный и социальный конфликт в драме Гроза 10 класс Рассмотрев знаменитое произведение Николая Островского «Гроза», читатель может увидеть несколько масштабных и вечных проблем. Социальный и семейный конфликты являются
- Сочинение После бала по рассказу Толстого (8 класс) В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» описана проблема дворянского сословия и бесправие низшего общества, нравственность людей.
- Сочинение на тему Маленькие люди в романе Преступление и наказание Проблема «маленьких людей» в русской литературе полнее всего была раскрыта в произведениях Федора Михайловича Достоевского. Будучи человеком тяжелой судьбы, он на себе испытал многие
Популярные сочинения
- Сочинение по стихотворению Фета Еще майская ночь Афанасий Фет все свои произведения писал с натуры, он с легкостью передавал, как пейзажные зарисовки, так и легкие, и мимолетные движения души
- Сочинение по картине Дождь в дубовом лесу Шишкина (3 класс) Картина «Дождь в дубовом лесу» была написана в 1891 –м году, когда Шишкин был на пике своего творческого потенциала. Она продумана автором до мельчайшей детали, до малейшего штриха, что видно даже невооруженным глазом.
- Сочинение-описание по картине В лесу графини Мордвиновой. Петергоф Шишкина Перед нами один из прекрасных и величественных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина. Картина была создана в окрестностях Петергофа и Ораниенбаума в 1891 году. Шишкин снимал дачу в этих местах и создал здесь несколько полотен.