Как добраться до храма
До храма можно добраться на метро, автобусе или доехать на такси.
На метро
Ближе всего к Свято-Никольскому собору на Лодочной улице расположены такие станции метро:
- Сходненская (2,3 км);
- Тушинская (2,8 км);
- Планерная (3,4 км).
От станции «Сходненская»
Если ехать до храма на метро, то следует выходить на станции «Сходненская». В вестибюле нужно повернуть направо и дойти до остановки автобуса, следующего по маршруту «Т». Маршрут этого автобуса пролегает в непосредственной близости от храма. Выходить следует на остановке «Клуб Бригантина».
От станции «Тушинская»
От станции метро «Тушинская» можно дойти пешком (путь займет примерно полчаса). Для этого следует выйти из первого вагона поезда и проследовать под железнодорожными путями по подземному переходу до улицы Вишневой, где нужно повернуть налево и идти до Восточного моста. Здесь необходимо свернуть в правую сторону на ул. Лодочную. От этой точки до храма около 300 м.
На автобусе
В непосредственной близости к храму пролегают автобусные маршруты 248, Т.
Названия самых ближних автобусных остановок:
- «Клуб Бригантина» (180 м);
- «Бассейн» (520 м);
- «Культурный центр «Салют» (820 м);
- «Восточный мост» (1 км);
- «Покровский берег» (2,8 км).
История строительства храма
В СЗАО столицы насчитывается около 25 действующих православных церквей (20 еще строятся). Однако Никольский храм на Лодочной вошел в строительную программу, задачей которой является обеспечение жителей города церквями и соборами, расположенными недалеко от дома.
Храм Николая Чудотворца в Тушино
Храм располагается на северо-западе столицы, на берегу Химкинского водохранилища. В 2013 г. началось проектирование Никольского храма, а зимой 2014 г. патриарх Кирилл дал благословение на его строительство.
Разработка проекта осуществлялась в лучших традициях древнерусского зодчества и курировалась Федеральным агентством морского и речного транспорта. Архитектором здания был назначен профессор МААМ и МАРХИ Д. В. Прокофьев, а проектировщиком общество с ограниченной ответственностью «СЕНАБ ПРОЕКТ».
Место для строительства было выбрано на ул. Лодочной. Освящение и закладка первого камня будущего здания произошли в конце марта 2021 г. Работы по возведению начались уже в конце осени этого же года.
Строительство велось в ускоренном темпе:
- к сентябрю 2021 г. были закончены работы по возведению монолитных каркасов здания храма и приходского дома;
- кирпичная кладка стен и сводов завершилась в марте 2021 г., а в апреле на Светлой седмице состоялось освящение колоколов и крестов для строящегося храма;
- строительство приходского дома и здание храма было завершено в июле 2021 г., а в августе-октябре закончены тепловой контур, работы по тепло-, водо- и электроснабжению.
В период строительства богослужения проходили в помещении временного храма-часовни в честь Иоанна Богослова. Шатровый храм был выполнен из бревен в традиционном северорусском стиле. С 2014 г. в нем проводились молебны для первых прихожан строящегося собора.
Богослужения проходили во временном деревянном храме до 06.11.2018 г. Вечером 6 ноября произошел умышленный поджог. Пожарная служба приехала быстро, однако деревянному зданию был нанесен непоправимый ущерб: полностью сгорели крыша, полы и алтарь, сильно пострадали окна и молельный зал.
Поэтому уцелевшие части строения разобрали, а неповрежденным пожаром бревнам и кресту нашли применение при строительстве другого культового здания. В связи с тем, что временный храм не подлежал восстановлению, праздничные и воскресные богослужения стали проходить в новом строящемся каменном здании.
Это было крайне неудобно, так как на некоторое время останавливались все строительные работы, а прихожанам необходимо было перед каждой службой убирать храм от строительного мусора, устанавливать иконостас, размещать иконы, благоустраивать алтарь. После службы приходилось все вновь аккуратно складывать и уносить до следующего богослужения.
В 2021 г. в еще не завершенном храме отслужили в Пасхальную ночь первую Божественную литургию.
Отделка храма была выполнена к концу апреля 2021 г. К этому времени в иконостас установили иконы, подготовили церковную мебель, светильники (хоросы, подсвечники, бра). Уникальность всех этих предметов состоит в том, что все они имеют символику, характерную для морской профессии: штурвалы, компасы, якоря, а крест в лодке – это основной символ, украшающий Николаевский храм на Лодочной.
Накануне профессионального праздника (5.07.2019 г.) управляющий Северо-Западного викариатства столицы епископ Фома Бронницкий совершил чин малого освящения Свято-Никольского храма в Тушине.
На освящении присутствовало много гостей, среди которых находилась глава одного из благотворительных фондов О. Н. Куликовская-Романова, вдова Т. Н. Куликовского-Романова (племянника Николая II). Она принесла в дар Свято-Никольскому собору аналойную икону из своей личной коллекции.
В этом же году храм был передан в ведение прихода.
Между небом и землей: архитектура храма, в котором ощущается благодать
Вид с квадрокоптеров на храм Архистратига Михаила в Ореанде открывается просто потрясающий. Белоснежная обитель с зеленой скатной крышей и со сверкающими на солнце золотыми куполами окружена живописными горами, лесами и лазурным морем.
Вокруг обители изящным серпантином вьется старое Севастопольское шоссе, огибающее православную святыню Южного берега Крыма, как корму корабля.
Венчают церковь Архангела Михаила в Ореанде пять глав разного диаметра. Световые барабаны с арочными окнами украшены треугольными фронтонами, которые опираются на белоснежные колонны с капителями. Барабаны увенчаны пятью позолоченными куполами, каждый из которых имеет свое значение.
Центральный и самый большой купол символизирует Иисуса Христа, пришедшего на землю, чтобы спасти грешных людей, а четыре купола вокруг него знаменуют апостолов-евангелистов: Матфея, Иоанна, Луку и Марка. С восточной стороны к храму примыкает полукруглая апсида, в которой находится алтарь.
Возле центрального портала в храм (так называются входные двери) находятся две ростовые иконы из мозаики. На иконе справа изображен архангел Михаил, могущественный предводитель небесного воинства, выгнавший павшего архангела Денницу из рая и низвергший его в ад за кощунственную попытку стать Богом.
Как раз в честь этого могущественного небесного воина и назван храм в Ореанде. На иконе слева изображен святитель Николай Чудотворец, известный христианский святой, который исцелял людей от душевных и телесных недугов, помогал нищим, путешественникам и детям, а также защищал оклеветанных людей еще при жизни.
После своей блаженной кончины святой продолжает помогать всем без исключения людям, которые обращаются к нему за моральной, материальной или лечебной помощью. Всего у храма два портала: центральный и дополнительный.
Деревянные арочные окна светло-коричневых тонов, гармонирующие с корой хвойных и лиственных деревьев, окружающих обитель, завершают общий архитектурный стиль крестово-купольного храма Михаила.
В нескольких шагах от церкви находится звонница, по стилю и цвету повторяющая центральную главу церкви, только в отличие от главы она имеет четыре больших открытых арочных проема, каждый из которых размером с портал.
Еще чуть поодаль располагается воскресная школа, в которой преподается курс богословских предметов, а также функционируют различные кружки по лепке, рукоделию, домоводству, церковному пению, английскому языку и многим другим дисциплинам.
Через дорогу от храма на краю отвесной скалы располагается изысканная белоснежная ротонда, позолоченный купол которой увенчан грозной бронзовой скульптурой архангела Михаила с золотым мечом в правой руке.
Эту величественную скульптуру соорудил известный мастер из Евпатории Василий Василюк. Ротонда служит великолепной смотровой площадкой, с которой открываются чудесные виды на горы, поселок, море и на церковь Архистратига Михаила.
Окормляет всю эту рукотворную храмовую красоту большой крест с распятием Иисуса Христа, установленный на выступе высокой скалы с западной стороны церкви. Крест этот был водружен на скалу в Страстную седмицу Великого поста спустя десять лет после торжественного чина освящения обители.
Кстати, у храма Архистратига Михаила есть одна интересная особенность. Во время пения церковного мужского хора в горах создается сильная акустика, которая бывает только в концертных залах или амфитеатре.
От этого хор братии приобретает особенную возвышенность и слышен за сотни метров вокруг. Такой эффект создается за счет окружающих обитель скал, которые отражают пение и придают ему монументальность.
Духовная школа
В церкви не существует детской воскресной школы. Она предназначена для совместного пребывания старшего и младшего поколения.
Одним из занятий является чтение Священного Писания. С детьми духовные деятели обсуждают отрывки из Библии, Ветхого и Нового Завета. Священники считают важным научить ребенка правильно поступать в различных жизненных ситуациях, воспитывают в молодом поколении моральные ценности.
Для взрослых людей беседы с батюшкой имеют более серьезный характер. Рассматриваются жизненные ситуации, прихожане могут просить совета у служителей обители.
Под свою опеку Никольский собор взял школу-интернат. Духовенство оказывает материальную и духовную помощь детям, проводит для них совместные мероприятия, литургии и молебны после главных христианских праздников.
У храма есть собственный молодежный союз. Он занимается просвещением молодых людей в области духовного образования, участвует в благотворительности, социальных работах.
История
Первый раз о водоеме идет речь в завещании русского полководца, князя В. Серпуховского. Датируется этот документ 1433 г.
В XVII столетии достопримечательность входила в состав царских вотчин. Местные жители следили за чистотой водоема и почти круглогодично брали из него воду, которая была очень мягкой, и приятной на вкус.
Спустя еще полвека, в конце XVII столетия, озеро недолго служило базой Потешной флотилии Петра I. Будущий император был еще ребенком, но решил, что кораблям слишком тесно в Измайловском пруду, где они до этого размещались.
Через некоторое время на Белом озере вырос уже нешуточный новый российский флот. Петр Алексеевич соорудил судостроительную верфь и пристань. Здесь плавали петровские карбасы и шнаки.
Также история водоема связана с археологическими исследованиями. Известно, что на его берегах были найдены древние стоянки человека и курганы. Основываясь на раскопки, можно сделать вывод, что люди здесь жили уже во 2 тысячелетии до н. э.
Максим Херунцев
Тропарево, храм Михаила Архангела
Сельский храм, который стал городским. Церковь Михаила Архангела в Тропареве на юго-западе столицы. Первый храм, который заново открыли в постперестроечный период в Москве.
Храм в Тропарево: история
Собственно, история церкви в Тропареве такова, что когда-то это было село, которое находилось далеко за пределами Москвы. Село некоторое время принадлежало Новодевичьему монастырю. Затем столица разрослась и Тропарево, — а вместе с ним и храм Архангела Михаила, — оказались внутри МКАД.
Получилось село внутри Москвы:
60-е — 70-е: в округе еще можно встретить лошадей — хотя, территория вокруг уже начала активно осваиваться: построили метро «Юго-Западная», возник Проспект Вернадского.
А вот, как радикально с прокладкой Проспекта Вернадского изменился ландшафт. Раньше церковь стояла на пригорке, а после — нет.
Архитектура храма Михаила Архангела в Тропареве не совсем обычная. И вот в каком смысле: может быть, из-за того, что село имело прямое отношение к Новодевичьему монастырю (одному из крупнейших в стране), тропаревская церковь получила нетипично украшенный для сельской церкви фасад. Ее воздвигли в 1694 году:
То есть, с одной стороны, общая конструкция и планировка тропаревского храма вполне себе сельская, но что-то в ней «проступает» городского — причем, именно «московского» — словно кто-то тогда знал, что рано или поздно Москва станет огромной, а храм Михаила Архангела окажется московской приходской церковью.
Кажется, он, даже, чем-то отдаленно напоминает Знаменский собор, что в Зарядье:
Конечно, сравнивать их напрямую нельзя, но общая идея очевидна: во-первых, в селе Тропарево в конце XVII века построили вполне «городскую» церковь; а во-вторых: в разных храмах одной эпохи часто можно встретить общие черты. Иногда, даже, в различных местах стоят почти одинаковые храмы.
Храм в Тропареве: когда вернули Церкви?
Итак, церковь в селе Тропарево была построена в 1694 году, вскоре после революции ее закрыли, в ней размещались казенные учреждения, а в 1988 году храм вернули Русской Православной Церкви.
Наколько известно, этот храм стал первым, который заново открыли в Москве после советской власти. Вернее, еще во время СССР, потому что храм Михаила Архангела освятили в 1989 году — когда Союз еще существовал. Президентом тогда был Михаил Горбачев.
Внутреннее убранство полностью восстановили:
Красивые фрески:
Обратите внимание
Еще двадцать с лишним лет храм Михаила Архангела оставался едва ли не единственной церковью на весь огромный спальный сектор: Тропарево, Никулино, Проспект Вернадского, Очаково. Поэтому здесь всегда было очень много народу — не только в праздники, но и в обычные дни. Сейчас ситуация стала лучше — вокруг открыли много других церквей.
Храм Михаила Архангела расположен между станциями «Тропарево» и «Юго-Западная» — недолго идти от обеих. Тропаревскую церковь хорошо видно издалека — она не закрывается зданиями — только деревяьми в весеннее и летнее время.
Храм Михаила Архангела в Тропарево: расписание богослужений
Службы в тропаревском храме служатся каждый день без исключения:
- утром — Литургия в 8:00
- вечером — Всенощная в 17:00
- В воскресение и большие Церковные Праздники служатся две литургии, ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00:
Расписание богослужений в церкви Михаила Архангела в Тропареве всегда можно посмотреть на официальном сайте прихода.
Святой архистратиже Божий Михаиле, моли Бога о нас!
Современность
С XVIII по XXI век собор не прекращает свою деятельность в рамках духовных мероприятий. Помимо богослужений, внутри обители происходят разнообразные церковные события.
Люди, как и в Российской империи, приходят в церковь, чтобы помолиться и попросить помощи у иконы святого Николая.
До современности дошли многие старинные иконы и мощи, привезенные правителями дореволюционного государства, — частица древа с креста Господа, икона Николая Чудотворца.
Примечательно, что после событий 1917 года религиозное сооружение не было подвергнуто каким-либо мародерским и пагубным действиям со стороны большевиков.
Мы наблюдаем собор в том виде, каким он был в 1762 году.
Достопримечательности и святыни храма
- Возведенный в конце XIX века, Преображенский храм отличался пропорциональностью и сдержанной изысканностью архитектуры. К сожалению, об этом мы можем судить только по дошедшим до нас фотографиям начала XX столетия. В советское время помещение храма использовалось в качестве склада стройматериалов, а местность вокруг превратилась в самую настоящую свалку.
-
Сегодня благодаря мастерству реставраторов внешний вид храма воссоздан определенной исторической точностью, а творческая жилка, бушующая в художниках и архитекторах, внесла в его облик несколько новых черт, ставших изюминкой осовремененной церкви.
- Тимпаны кокошников украшены мозаичным изображением двенадцати апостолов, а киоты (специальные застекленные шкафчики для икон) – композицией «Деисус»: это находка современного художника А. И. Царева.
- Кирпичный цоколь смотрится более живописно благодаря ажурной ограде, восстановленной реставраторами по сохранившимся фрагментам.
- Главной святыней храма является мироточивый Животворящий Крест Господень. Расположен он недалеко от главного входа и за время новейшей истории храма, говорят, мироточил дважды. Также очень почитаются многие иконы, особенно – Божией Матери «Феодоровская», Матроны Московской и Феодора Стратилата.
Расписание богослужений Никольского собора в Санкт-Петербурге
День | Служба | Начало |
Понедельник | Литургия Освящение воды Вечерня | 7 и 10 утра 8.00 18.00 |
Вторник | Литургия Вечерня | 7 и10 утра 18.00 |
Среда | Литургия Вечерня, Акафист Николаю | 7 и10 утра 18.00 |
Четверг | Литургия Вечерня, Акафист Дмитрию и Феодосию | 7 и 10 утра 18.00 |
Пятница | Литургия Освящение воды Вечерня | 7.00, а также 10.00 8.00 18.00 |
Суббота | Литургия Бдение (всенощное) | 7 и 10 утра 18.00 |
Воскресенье | Литургия Акафист | 7.00, а также 10.00 18.00 |
Решив посетить Никольский собор, который находится в Санкт-Петербурге, обратите внимание, что расписание служб во время праздников или постов может меняться. Ежедневно здесь можно исповедаться в утреннюю пору – без четверти семь и десять
Также в храме можно побеседовать со священником (когда нет богослужений), заказать поминальный молебен. Обратите внимание, что в воскресные дни раннюю литургию совершают в нижней, а позднюю – в верхней церкви
Ежедневно здесь можно исповедаться в утреннюю пору – без четверти семь и десять. Также в храме можно побеседовать со священником (когда нет богослужений), заказать поминальный молебен
Обратите внимание, что в воскресные дни раннюю литургию совершают в нижней, а позднюю – в верхней церкви
Храм Спаса Преображения в Тушине
Телефон: 491-92-04 Адрес: Москва, Волоколамское ш., 128 Ближайшее метро: Тушинская Проезд: авт. 2, 266, 631, 640, 542, 549, 575, 741, платф. Духовенство: Настоятель — протоиерей Василий Воронцов, протоиерей Глеб Цвиркунов, священник Максим Запальский, священник Антоний Максимов, диакон Арсений Уланов |
Храм был построен В 1886-1888 г. (арх. Грудзинский)
Сёла Спасское и Тушино, располагавшиеся на возвышенном левом берегу реки Всходни (современное название — Сходня), известны с XIV века. В то время они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. Своим названием село Спаское обязано Спасо-Преображенскому монастырю, находившемуся там с XIV века до 1764 года. Монастырь был передан потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу «Туша», во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения — сначала деревянная, а затем каменная, которая в середине XVII века пришла в ветхость и была разобрана. Вторая церковь монастыря — каменная, во имя Андрея Стратилата, — была сооружена в XVI веке.
В Смутное время вблизи села Тушино и Спасского монастыря стоял лагерь Лжедимитрия II. Его войско, добывавшее пропитание грабежом, опустошило окрестные деревни и разорило монастырь.
В 1764 г. монастырь был упразднен, и Преображенская церковь стала приходской церковью сел Спасское и Тушино. В XIX веке вследствие многочисленности прихода встал вопрос о ее расширении или перестройке. Кроме того, церковь находилась в достаточно ветхом состоянии, а из-за оползания берега реки в течение трех столетий оказалась на краю обрыва. Поэтому в 1870 г. было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском — в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега — на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.
Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 г. кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм в день праздника Преображение Господне 6 августа 1886 г. На колокольне висело 6 колоколов: большой был отлит в 1821 году, остальные в период постройки храма.
К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, а его священники репрессированы и в 1937 г. расстреляны.
В здании храма в течение ряда лет находился клуб. Колокольня была взорвана, главный купол снесен. Потом здание было передано ремонтно-строительному управлению и использовалось как склад стройматериалов.
В 1990 г. в церкви возобновились богослужения. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил храм. Восстановлены главный и два позолоченных малых купола храма, интерьер украшен уникальной мозаикой. Колокольня храма восстановлена в 1994 году.
Архитектура
Собор спланирован и поставлен с оглядкой на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле: главный храмовой купол упирается в массивные апсиды, ровные ряды колонн сделаны в византийском стиле, все убранство тоже соответствуют концепции традиционной базилики.
Внутреннее убранство
Кстати, во время посещения туристов было значительно больше, чем верующих. Поэтому столько фотографий — чувствуешь себя намного комфортнее без осуждающих взглядов
Пол был устлан мраморной мозаикой в виде представителей флоры и фауны и различных морских суден. Окна большие и вытянутые по форме, были украшены богатыми витражами работы братьев Франк. На тот момент это были самые большие и красивые окна во всей дореволюционной России.
Внешнее убранство
На фасаде здания – кирпичная, гранитная и терракотовая облицовка. Купола расписаны медными рельефами, двери храма – орнаментами.
Особого внимания заслуживает мозаика:
- изображения Спаса Нерукотворного
- картины из жития Николая Чудотворца
- различные православные святые
- образ Божией Матери
- многочисленные орнаменты
На Май 2021 год
1 Суббота |
|
Великая Суббота | ||||||
2 Воскресенье |
|
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА. | ||||||
3 Понедельник |
|
Понедельник Светлой седмицы. Блж. Матроны Московской. Прп. Феодора Трихины. Блж. Матроны Московской. Прп. Феодора Трихины.ликая Вечерня. | ||||||
4 Вторник |
|
Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери. | ||||||
5 Среда |
|
Среда Светлой седмицы. Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского. | ||||||
6 Четверг |
|
Четверг Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца. Иверской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры. | ||||||
7 Пятница |
|
Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери | ||||||
8 Суббота |
|
Суббота Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка. | ||||||
9 Воскресенье |
|
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Сщмч. Василия, еп. Амасийского. Благодарственный молебен. | ||||||
10 Понедельник |
|
Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня. | ||||||
11 Вторник |
|
Радоница. Поминовение усопших. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших. | ||||||
12 Среда |
|
Девяти мучеников Кизических. Прп. Нектария Оптинского. | ||||||
13 Четверг |
|
Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского. | ||||||
14 Пятница |
|
Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского. | ||||||
15 Суббота |
|
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба. | ||||||
16 Воскресенье |
|
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба. | ||||||
17 Понедельник |
|
Мц. Пелагии, девы Тарсийской. | ||||||
18 Вторник |
|
Вмц. Ирины. Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского. | ||||||
19 Среда |
|
Прав. Иова Многострадального. | ||||||
20 Четверг |
|
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского. | ||||||
21 Пятница |
|
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. | ||||||
22 Суббота |
|
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. | ||||||
23 Воскресенье |
|
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апостола Симона Зилота. | ||||||
24 Понедельник |
|
Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. | ||||||
25 Вторник |
|
Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. | ||||||
26 Среда |
|
Преполовение Пятидесятницы. Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. | ||||||
27 Четверг |
|
Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. | ||||||
28 Пятница |
|
Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского. | ||||||
29 Суббота |
|
Прп. Феодора Освященного. | ||||||
30 Воскресенье |
|
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Ап. Андроника и св. Иунии. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской. | ||||||
31 Понедельник |
|
Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев. |