Достопримечательности и святыни храма иоанна воина на якиманке

Храм иоанна воина на якиманке: адрес, расписание богослужений, святыни

Отечественная война 1812 года

В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами.

«Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» («Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85).

Господь сохранил Храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.

После неприятеля престолы были освящены заново: св. Гурия, Самона и Авива — 20 февраля, св. Димитрия Ростовского — 9 марта, св. Иоанна Воина — года. Несколько же дней, когда Храм был разграблен, так и остались единственными днями за всю 300-летнюю историю Храма, когда в нем не совершались богослужения.

Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.

Уважаемые братья и сестры!

Настоятель протоиерей Игорь Никандров

И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ХРАМА

Глава храма с крестом была установлена в воскресенье 29 октября 1996 года, 24 года назад. Ураган 17 сентября 2021 г. сломал крест, который удерживался четырьмя растяжками. Ветер оборвал одну из них и опрокинул крест.

Крест имел деревянную конструкцию, усиленную стальным каркасом. Как оказалось, деревянные элементы в местах крепления сгнили и были разрушены. Уже подходило время его заменить. С помощью высотной вышки снята глава храма, будет изготовлена новая усиленная конструкция и поднята на место..

Прихожане и жертвователи собрали необходимые средства для производства первоочередных работ, найден подрядчик, который обещает за 2 месяца выполнить все работы.

Будет изготовлена новая глава и завершающий ее крест. Конструкция будет усилена, на все наружные поверхности будет нанесено золотое покрытие. Параллельно будет проведена замена и обновление окон и восстановление наружной отделки храма. Для этого потребуются немалые средства.

Современное состояние[править]

Описание

Иконостас Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.

Деятельность храма

При храме действует детская Воскресная школа, молодёжный клуб, пункт выдачи вещей бездомным. Приход храма периодически оказывает благотворительную, финансовую и материальную помощь специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату в городе Кашина, Тверской области.

Правила посещения храма

Храм живоносный источник в царицыно расписание богослужений

Правила посещения не слишком отличаются от общепринятых:

  • приходить в храм стоит в приличной, чистой и опрятной одежде;
  • женщина не должна переступать порог храма с непокрытой головой;
  • женщинам запрещено заходить в храм в юбках выше колена;
  • женщинам не разрешено приходить в храм в брюках;
  • в храм нужно приходить заблаговременно, чтобы не опоздать на службу, успеть поставить свечи;
  • при входе в храм следует перекреститься и совершить поклон с молитвой, в сторону алтаря внутри храма сделать то же самое;
  • во время богослужения не следует ходить по храму, ставить свечи;
  • женщинам запрещается прикасаться к святыням и совершать таинство Причащения с накрашенными губами;
  • в храме не следует громко разговаривать, смеяться и шутить;
  • во время богослужения сидеть можно только нездоровым;
  • не стоит постоянно менять свое местоположение;
  • молиться следует тихо и скромно, не стоит демонстрировать свои чувства и эмоции (стоять на коленях, громко плакать, поднимать руки к небу);
  • если кто-то из прихожан делает что-либо не правильно, не стоит делать замечания или одергивать;
  • в храме запрещено сквернословить;
  • не стоит отвечать грубостью на замечания;
  • при выходе из храма следует трижды поклониться и окрестить себя крестным знаменем с молитвой и благодарностью.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Как добраться на машине

От Красной площади до храма на машине путь займет не более 12 мин. Есть 3 варианта маршрута.

Через ул. Софийская набережная самый продолжительный маршрут (3,8 км):

  1. По ул. Красной проехать по Большому Москворецкому мосту в сторону ул. Балчуг, ехать примерно 5 мин. (1,1 км).
  2. Продолжать движение по ул. Балчуг 2 мин. (230 м).
  3. Проехать по ул. Софийская набережная в направлении ул. Большая Якиманка 6 мин. (2,5 км).

Через ул. Большая Ордынка маршрут составит 3,7 км:

  1. По Большому Москворецкому мосту и ул. Большая Ордынка проехать в сторону пер. Пыжевский 5 мин. (1,7 км).
  2. По пер. Старомонетному в направлении наб. Кадашевская 2 мин. (800 м). Повернуть налево.
  3. По ул. Малая Якиманка проехать в сторону пр-да Якиманского 2 мин. (400 м).
  4. Ехать в сторону ул. Большая Якиманка 1 мин. (800 м).

Через ул. Большая Якиманка – самый быстрый маршрут, составляет 3,5 км и занимает 9 мин.:

  1. Проехать по ул. Красной, Большому Москворецкому мосту, ул. Болотной, пл. Болотной и ул. Серафимовича в сторону Большого каменного моста (2,2 км).
  2. Продолжать движение по пр-ду Якиманскому в сторону ул. Большая Якиманка (1,3 км).

История храма

Первое упоминание храма относят к 1625 г. В этот период в здании будущей церкви жили стрельцы, которыми командовал Иоанн Воин. Впоследствии ими же и была построена церковь в его честь в 1671 г. В результате восстания стрельцов здание опустело, солдаты вместе с семьями уехали из города, а после храм был затоплен из-за масштабного наводнения.

В 1717 г. церковь была полностью восстановлена и реконструирована на средства, которые выделил царь. Кроме того, накануне первого богослужения, Петр I преподнес церкви многочисленные подарки.

В 1812 г. в Москву вошел Наполеон. По непонятным причинам и слухам французские войска считали, что в храме Иоанна Воина зарыт клад. Они разрушили полы, выбили двери, окна, но ушли ни с чем. После нашествия французов церковь восстановили только к 1840 г.

Церковь была одной из немногих, которая не закрывала свои двери даже в советское время, но в 1922 г. имущество храма было конфисковано, а настоятеля жестоко убили за то, что он противился власти, не позволял вывезти святыни. В результате закрытия большинства церквей в советское время, их святыни были перевезены сюда.

Подробный календарь Великого поста 2020

  1. Святая Четыредесятница
  • Чистый понедельник, начало Великого поста – 11 марта.
  • В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 11 марта – 14 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
  • Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия– 17 марта.
  • Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.)– 24 марта.
  • Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная(Мк.8:34–9:1) – 31 марта.
  • Неделя 4-я Великого поста. Преп.Иоанна Лествичника (VI в.) – 7 апреля.
  • Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 26 марта, четверг (реально совершается накануне – 25 марта, в среду вечером).
  • Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 28 марта. Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 12 апреля).
  • Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской(VI в.) – 29 марта.
  • Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вaий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 31 марта – 4 апреля.
  • В пятницу седмицы, 3 апреля – окончание Святой четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполeзную совершив Че­ты­ре­де­сятницу…», – поётся за вечерним богослужением).
  • Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христомпра­ведного Лазаря (Ин.11:1-45) – 4 апреля.
  • Неделя 6-я, Неделя ваий(«пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Вербное воскресенье (Ин.12:1-18), Вход Господень в Иерусалим – 5 апреля.
  1. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

(6 апреля – 11 апреля)

  • Великий Понедельник (6 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).
  • Великий Вторник (7 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).
  • Великая Среда (8 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16). Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).
  • Великий Четверг (9 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин. В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям). Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира.
  • Великая Пятница (10 апреля) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.

День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).

Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения). Утром – чтение Великих (Царских) Часов.

В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.

Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота (11 апреля) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица). Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

Если же вы все-таки решили искупаться, то необходимо помнить:

Купаться нужно только в специальной проруби (иордани) после ее освящения.Перед тем как зайти в воду следует произнести молитву «Отче наш» или одну из специальных молитв перед купанием.При купании надо обязательно быстро трижды погрузиться в воду с головой, после чего трижды перекреститься и сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».В Крещение надо купаться в рубашках, а не в купальных костюмах, чтобы не смущать окружающих обнаженным телом.

Категорически не рекомендуется купаться в ледяной воде при простуде, гипертонии, хронических заболеваниях, болезнях кожи. Лучше всего накануне праздника Крещения обратиться к своему лечащему врачу и получить личную консультацию о безопасности купания. 

Храм Иоанна Воина на Якиманке

Храм Иоанна Воина на Якиманке

впервые упоминается в 1625 г. Только не было тогда еще местности «Якиманка», да и само имя святого звучало несколько иначе: Иван Войнственник.

Церковь св. Ивана, покровителя воинов-стрельцов, живших в ту пору рядом, была первоначально деревянной и находилась ниже, «у Крымского двора на берегу». При разливе река часто затапливала храм, поэтому стрельцы на собственные средства в 1671 г. перестроили церковь из камня.

Фото 1881 г.

После стрелецкого восстания 1682 года множество бунтовщиков было выслано из Москвы вместе с семьями, и храм опустел.

Очередное наводнение 1708 г. сильно затопило его. Об этом затоплении храм есть легенда, что сам Петр Великий, увидев храм, к которому люди добирались на лодках, заинтересовался им, а узнав, что освящен он в честь св. Иоанна Воина, воинственный царь самолично повелел отстроить новый в другом, более безопасном месте. Говорят, в 1709 г. он даже прислал готовый чертеж и пожертвовал 300 рублей на возведение каменной церкви, посвятив ее памяти победы в Полтавском сражении.


Вот так и появилась на Якиманке (к тому времени местность уже обрела это название в честь св. родителей Богородицы Иоакима (Якима) и Анны, храм которых находился неподалеку) Ивановойновская церковь. Правда, легенда легендой, а только идея строительства храма выше прежнего места существовала давно, поскольку земля под него из числа стрелецких была приобретена еще в 1702 г. На месте же старой церквушки поставили часовню, как было принято в те времена, но она была разобрана в 1920-е гг. и до нас не дошла.

Икона Иоанна Воина

Точно неизвестно, чей именно был тот чертеж, присланный Петром I, но многие историки сходятся во мнении, что архитектора Ивана Зарудного, уж очень храм схож с Меншиковой Башней (храмом Архангела Гавриила). Традиционный восьмерик, точнее – два восьмерика, на двусветном четверике оформлены так, что зрительно нижний восьмерик выглядит как ротонда. Трапезная с колокольней стандартны для того времени. Церковь является прекрасным образцом петровского барокко, соединяющим в себе черты московского, украинского и европейского барочного зодчества.


Строительство велось быстрыми темпами, возможно, благодаря заинтересованности самого Петра I, так что в 1711 г. был уже освящен придел свв. Мчч. Гурия, Самона и Авивы. К 1712 г. здание храма было практически завершено, началось его украшение и благоустройство. Великое освящение состоялось в 1717 г. К нему царь прислал золотые церковные сосуды для богослужений, пудовую гирю на цепи (подвешена была над входом в напоминание о порядке на службах) и картину с надписью «Аптека, врачующая грехи».

Фрагмент ограды

Храм Иоанна Воина на Якиманке

дошел до нас практически не измененным, только в 1759 г. (якобы с соизволения дочери Петра Елизаветы I) был пристроен второй придел во имя свт. Димитрия Ростовского. Примерно в то же время храм окружили великолепной узорной кованной оградой на каменном основании (в 1984 передвинута на нынешнее место). Стенные росписи кисти Гавриила Доможирова и иконостас Василия Баженова, к сожалению, не сохранились, но поскольку Иоанновоиновская церковь не закрывалась, то в 1920-е гг. в нее стекались святыни из закрывавшихся храмов. Таким образом, оказался здесь великолепный резной иконостас с позолотой (1708), перенесенный сюда из храма Трех Святителей у Красных Ворот (храм не сохранился).

Иконостас из храма Трех Святителей у Красных ворот

В 1812 г. храм стал свидетелем чуда: французы искали в его подвалах сокровища, но найти так и не смогли, а устроенный ими пожар потух, достигнув церковной ограды.

Колокольня церкви Иоанна Воина на Якиманке имела особое звучание и поэтому церковь относилась к «слушавшим» кремлевский благовест. К сожалению, некоторые из колоколов отдали в переплавку после революции 1917 г., остальные – в театр (МХАТ). «Театральные» колокола вернула храму Татьяна Доронина в 1990-е годы. Один из нынешних колоколов (голландский, ХVI в.) снят с закрытого храма. Сейчас колокольный ансамбль снова радует слух москвичей своим звоном.


Храм Иоанна Воина на Якиманке

не закрывался в годы самых тяжких гонений, его настоятель Христофор, расстрелянный в 1922 г., причислен к лику Новомучеников Российских. В храме сосредоточено множество святых икон, принесенных сюда из пострадавших храмов. Среди них Владимирская икона Божией Матери с клеймами, икона мч. Варвары с частью ее перста и перстнем из храма ее имени на Варварке, икона Иоакима и Анны из храма, давшего имя Якиманке и многие другие.

История, достопримечательности и святыни храма

  • В XVII веке современная Якиманка была заселена в основном стрельцами и мастеровыми-лучниками (не зря же эта местность так и называлась – Малые Лучники). Именно эти люди ввиду особенностей своей профессии избрали себе в покровители Иоанна Воина, издревле считавшегося на Руси помощником и хранителем представителей военного ремесла.
  • Первая деревянная и очень быстро обветшавшая Иоанновская церковь стояла чересчур близко к Москве-реке, так что во время половодья прихожане вынуждены были подплывать к ней на лодках. Эта картина, попавшаяся на глаза Петру I аккурат после победной битвы под Полтавой, не на шутку возмутила государя: дескать, так-то мы почитаем покровителя воинов, да еще в разгар русско-шведской кампании. По государеву велению и благодаря его же финансовой поддержке началось строительство нового каменного храма на близлежащем возвышении.
  • Праздничный и нарядный, Иоанновский храм гармонично сочетает черты московского и украинского барокко. Его многоцветный декор радует взгляд, утомленный будничной серостью современного мегаполиса: крыша выстлана ярко-зелеными листами, красные стены контрастируют со стройнящими храм белыми колоннами, подчеркивающими сходство его формы с ротондой, черепица у основания куполов выложена желто-зеленым мозаичным орнаментом.
  • Внутреннее убранство храма может достойно посоперничать с его внешним обликом. Все иконы храма облачены в роскошные золотые оклады, центральный купол щедро украшен фресками и белоснежной лепниной. Резной позолоченный иконостас не всегда принадлежал храму Иоанна Воина: первоначально он был создан для Трехсвятской церкви у Красных Ворот. Но этот храм сравняли с землей в неспокойные 1930-е, а иконостас обрел вторую жизнь в Иоанновской церкви.
  • Рядом с пышностью храма его колокольня выглядит несколько сдержанно и даже суховато – но кто сказал, что это плохо, и не является ли гармония сочетанием разного? Зато уж ограда полностью соответствует пышности и великолепию Иоанновской церкви: изящные кованные ветви с листочками переплетаются в прихотливые узоры.
  • Среди святынь храма немало почитаемых реликвий из московских храмов, не переживших период иконоборчества. Многих из этих храмов уже нет в помине, а их святыни живут в стенах Иоанновской церкви. Среди самых почитаемых реликвий – икона Богородицы, названная «Владимирской», икона Иоакима и Анны, икона великомученицы Варвары, икона Иоанна Воина, образ Спаса Смоленского и мощи более 150 святых угодников.

История

Об Ивановском монастыре, «что под бором», впервые упоминается в летописных документах 1415 г. в связи с появлением на свет будущего великого князя Московского и Владимирского, а позже и Всея Руси, Василия II. Приставка в названии говорит, видимо, о том, что Заречье в XV в. славилось густыми лесами. Храм в вечернем освещении, ОЦАД в fb

Сама обитель в 1530-е гг. была переведена на вершину одного из холмов (ныне — Ивановская горка), в пределы восточной части Белого города, а каменная монастырская церковь, возведенная в 1514 г. вместо деревянного храма Алевизом Фрязиным (Алевиз Новый) по велению отца Ивана Грозного — Василия III, превратилась в приходскую.

Важным событием в истории церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи стала торжественная встреча у ее стен мощей святых Черниговских мучеников — князя Михаила и боярина Феодора — Иваном Грозным и всем честным народом в 1578 г. Их доставили из освобожденного от поляков Чернигова крестным ходом. В память об этом событии напротив Иоанно-Предтеченского храма была возведена церковь в честь Черниговских чудотворцев — сначала из дерева, а в 1675 г. — из камня.

Иоанно-Предтеченский храм под Бором серьезно пострадал во времена Смуты в начале XVII в., однако оригинальный «алевизовский» подклет и некоторые фрагментарные участки стен сохранились до наших дней. Церковь была восстановлена в 1650-х и обновлена в 1675 г. Возведение новой трапезной с двумя приделами и отдельно стоящей колокольни началось на средства купцов Замятиных уже в следующем веке. Процесс затянулся на несколько десятилетий, поэтому в архитектурном облике комплекса прослеживаются разные стили. В конце XIX — начале XX вв. в храме осуществлялись объемные реставрационные работы, были обновлены иконостас и росписи. В проекте восстановления принимал участие архитектор Ф. Шехтель.

Вид на колокольню с Пятницкой улицы, Lyudmila_Klyopova

После октябрьских событий 1917-го храм Иоанна Предтечи под Бором, как и многие другие церкви, был закрыт. Окончательного разрушения удалось избежать, однако церковь была обезглавлена, а ее помещения отдали под нужды Управления продовольственными товарами. В ходе подготовки к летней Олимпиаде-80 здания подворья привели в порядок, стены покрасили, восстановили купол, крест и забор. В храмовом помещении разместился выставочный зал с экспозицией «Художественного стекла», на втором ярусе колокольни расположилась художественная мастерская.

В 1990-х началась борьба за возвращение храмов Черниговского подворья прихожанам. Службы в Иоанно-Предтеченской церкви стали проводиться с 1997 г. Первая архиерейская Литургия состоялась 11 сентября 2010 г.

Новый этап реставрации комплекса стартовал в 2012 г. Обновленный храм освящен в ноябре 2015 г.

Роспись сводов, ОЦАД в fb

История

Низменности между современной улицей Большой Якиманкой и Москвой-рекой регулярно затопляло весной, там проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесённый в результате наводнения, заметил разрушения церкви Святого Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте — в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.


Храм Иоанна Воина, 1882 год

В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754—1758 годах (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).

В 1785—1796 годах в храме служил иерей Матвей Десницкий − будущий митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Михаил. Уже в молодые годы он получил известность как проповедник.

В 1779—1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-х годах. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей у Красных ворот.

С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин. При нём в 1912 году храм отметил своё 200-летие − литургию по случаю юбилея и храмового праздника 30 июля совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир. В 1922 году протоиерей Христофор был обвинён в «противодействии изъятию церковных ценностей» и расстрелян в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала. (Прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.

В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника в Старых Панех, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950).

По воспоминаниям Никиты Кривошеина:

Интерьеры и святыни

Внутри церковь очень просторная, светлая и похожа на драгоценную шкатулку. Она богато украшена фигурной лепниной, орнаментами и фресками.

Великолепный резной иконостас имеет пять ярусов и отливает благородным золотом. Возле этого иконостаса крестили будущего поэта Михаила Лермонтова. Здесь совершали обряды отпевания известного генерала Михаила Скобелева, талантливого пианиста Святослава Теофиловича Рихтера и композитора Альфреда Гарриевича Шнитке.

Церковь Иоанна Воина трехпрестольная. Основной престол посвящен Иоанну Воину, южный придел освящен в память христианских мучеников Самона, Авива и Гурия, а северный – в честь епископа Димитрия Ростовского. Главной святыней считается храмовый образ Иоанна Воина, который был написан в середине XVII века.

Много верующих приходят помолиться перед иконой святой Варвары, которая попала сюда из церкви Варвары Великомученицы на Варварке. Для этого образа в церкви был устроен отдельный придел. В иконах и ковчегах в алтаре помещены частицы мощей более 150 святых. Во время христианских праздников их выносят к верующим.

История постройки

За много лет своего существования церковь в Малом Предтеченском переулке пережила множество испытаний, но несмотря ни на что её двери всегда оставались открыты для верующих людей.

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва

Деревянный храм

В конце XVII века район реки Пресня начинает активно заселяться людьми, работающими на промышленных производствах. В 1685 году здесь был основан храм, посвящённый святому Иоанну Крестителю. Выбор небесного покровителя был неслучайным и объяснялся следующими причинами:

  1. Необходимость подавать жителям столичной окраины пример благочестия и настоять их в христианской Вере.
  2. Желание искоренить из жизни прихожан купальские забавы — остатки языческого праздника в честь бога Купалы, который в древние времена проводили на месте впадения реки Пресня в Москву-реку.
  3. Замена в сознании обывателей разгульного образа Купалы, например, подвижнической жизни пророка Иоанна Предтечи.

О внешнем виде первой постройки, стоящей на месте современной колокольни, сведений не сохранилось. Но доподлинно известно, что в честь освящения ей подарили 3 иконы:

  • Рождество святого Иоанна Предтечи, которая является храмовым образом;
  • лик Иисуса Христа;
  • образ Божьей Матери Рудненская.

Подарок занял почётное место в главном иконостасе новой церкви. Все три образа в неизменном виде сохранились до наших дней.

Интересно! Храмовый образ уникален наличием подписи автора — Ефима Иванова, который создал эту икону специально для нового храма в 1686 году.

Каменная церковь: начало строительства

Шло время. Приход пресненской церкви рос, и появилась необходимость её расширения и реконструкции, так как деревянная постройка заметно обветшала. Получение разрешения на постройку нового каменного здания совпало с царским запретом на каменное строительство, который распространялся на все русские земли и призван был обеспечить быструю постройку новой российской столицы — Санкт-Петербурга.

Поэтому едва начавшееся возведение здания пришлось прекратить и продолжить только в 1728 году. Его строительство и отделка завершились к зиме 1736 года. Оно было освящено в день Рождества Христова этого года.

Внутреннее убранство храма Иоанна Предтечи на Пресне

Церковь, построенная в первой половине XVIII века, представляла собой простое квадратное здание с четырехскатной крышей. Она была увенчана небольшим световым барабаном с луковичной главой. Фасады здания прорезали два ряда окон, украшенных фигурными наличниками. С запада к церкви примыкала небольшая деревянная колокольня.

Интересно! Постройку XVII века разобрали только после освящения нового здания. Это позволило не прерывать деятельность прихода и проведение богослужений на время затянувшейся стройки.

Появление современного храма

Здание церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне оформилось в современном виде в XIX веке. Этот процесс делится на следующие периоды:

  1. Строительство каменной колокольни. В 1804 году сгорела колокольня, примыкающая к новой часовне. На её смену построили высокое трехъярусное строение из камня. Первый прямоугольный ярус имеет большой арочный проём, используемый в качестве входа на колокольню, а позднее в храм. Следующий невысокий прямоугольный уровень служит основанием для звонницы в форме ротонды. Звонница украшена декоративными полуколоннами с коринфскими капителями. Новую колокольню возвели на границе церковного участка, выходящей на Малый Предтеченский переулок. Таким образом, основное здание и новую постройку разделяло значительное расстояние. Существует мнение, что проект их соединения трапезной залой существовал изначально .
  2. Этот проект осуществили во второй четверти XIX века. Основные работы велись архитектором Фёдором Шестаковым, проект которого органично объединил колокольню, выполненную в стиле позднего классицизма, и основную часть, возведённую в традициях московской храмовой архитектуры XVII века. В трапезной части в 1843 году освятили придел во имя Софии, Премудрости Божией.
  3. Ещё с XVIII века клир церкви проводил активную социальную и духовно-просветительскую деятельность. В 1893 года через дорогу от неё построили здание, на двух этажах которого разместились богадельня и церковно-приходская школа.
  4. В 1894 году трапезную часть расширили за счёт пристроек к её западной половине и колокольне. В процессе этой перестройки реконструировали иконостасы обоих приделов.
  5. В конце XIX века в храме появилось одно из главных его сокровищ — росписи стен и сводов, автором которых является известный художник В. М. Васнецов.

Роспись купола в храме Иоанна Предтечи на Пресне

Таким образом, к началу XX века сложилась современная архитектурная композиция церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Архитектурные особенности

Старинную церковь можно отнести к самым красивым соборам и храмам Москвы. В архитектуре храма на Якиманке гармонично переплетены лучшие традиции украинского и московского барокко. При внимательном взгляде на красочные «пряничные» фасады заметно влияние европейского зодчества, которое появилось в России в годы правления Петра I.

Яркая красно-белая построена «кораблем» — колокольня, трапезная и храм вытянуты в одну линию с запада на восток. Пластика храма очень выразительна. Здание декорировано фигурными наличниками, резными карнизами, балясинами, пилястрами и аккуратными маленькими балконами.

Основа храма – восьмерик на четверике имеет оригинальное инженерное решение, которое напоминает изящную ротонду. Высокая колокольня заканчивается восьмигранным барабаном, а на граненых позолоченных главах красуются ажурные кресты.

Территория храма окружена красивой металлической оградой на кирпичных столбах. Над входными воротами можно увидеть большую мозаику с изображением мученика Иоанна Воина.

Социальная значимость проекта

Приход храма мч. Иоанна Воина делает жизнь окружающих лучше. Даже краткий перечень проводимой верующими работы занимает немало места. По завершении строительства верующие смогут осуществлять еще целый ряд благотворительных начинаний.

При церкви действует сестричество милосердия, разнообразные бесплатные кружки для детей и взрослых, священники храма окормляют детский сад № 398 г. Челябинска для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, специализированный

дом ребенка № 2 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики имени Зинаиды Антоновой, исправительная колония строгого режима № 2 г. Челябинска. Ведется помощь нуждающимся прихожанам. Социальная служба храма организует кормление бездомных людей в Калининском районе.

Силами прихожан и сестер милосердия с 2016 года организуются благотворительные акции на Рождество, Пасху, на новый учебный год. Акции заключаются в сборе денежных средств и подарков для людей, которые находятся в тяжелых жизненных ситуациях и особенно чувствует нехватку внимания и заботы: детям областной психоневрологической больницы № 1, сотрудникам дома ребенка № 2, пациентам областной клинической больницы № 4, центру реабилитации «Трезвение» и др.

По завершении строительства планируется создание:

1

Семейного центра, в котором будет совершаться поддержка современной семьи, семейных ценностей и уделяться особое внимание воспитанию детей в христианском духе

2. Молодежного клуба, направленного на развитие и укрепление в подрастающем поколении духовно-нравственных ценностей, патриотизма и любви к ближнему.

3. Детского лагеря, в котором также могут быть дети из малоимущих и многодетных семей.

4. Благотворительной столовой, в которой будут питаться малообеспеченные граждане и пенсионеры.

Собранные Вами средства на приобретение купольного креста для храма приблизили осуществление этих важных начинаний! Поможем завершить благоукрашение этого святого места!

Благодарим всех, кто принимает участие в святом деле!

В условиях большого города храм часто становится местом, где люди могут просто познакомиться с соседями, найти искреннее общение, вырваться из постоянной гонки и суеты, принять участие в делах, от которых светлеет душа. Мы с Вами помогли в этом жителям Челябинска. Те, кто хочет продолжить это доброе дело, могут принять участие в приобретении колокола для храма святого Иоанна Воина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: