Краткая история
Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин.
Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.
Вид на храм с Большого Каменного моста
В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.
Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу.
Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.
Вид храма с Москвы реки
В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.
С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили.
Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.
Вид храма с Патриаршего моста
В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.
Кондитерская фабрика «Красный Октябрь»
От промзоны на острове осталась кондитерская
фабрика «Красный Октябрь», всё превратилось в дорогостоящие офисы, кафе и
рестораны. Хотя в самом здании «Красного Октября» давно нет никакого
производства, есть только музей «Шоколада» и небольшая мастерская, где детей
обучают изготавливать конфеты.
История «Красного
Октября»
В 2019 году фабрика фирмы Эйнем отпраздновала
своё 170-ти летие, по случаю юбилея Союз литераторов России выпустил номер
газеты МОЛ посвящённый Красному Октябрю.
В 1846 году в Москву перебрался юный немецкий
предприниматель Фердинанд Теодор фон Эйнем.
Сахарный бизнес не очень привлекал молодого
человека, и он переключился на розничную продажу сладостей. Через четыре года
основал небольшое производство на Арбате с несколькими мастерами, которое
выпускало шоколад и конфеты.
Отсутствие конкурентов, немецкая
внимательность к деталям и качественный товар позволили быстро приобрести
известность. В 1853 году Фердинанд вступает в третью гильдию московского
купечества, что позволило ему во время Крымской войны, получить подряд на
поставку варенья и сиропов для русской армии.
В 1856 году окончательно обрусевший к тому
времени Эйнем то бишь Фёдор Карлович с помощью надёжных компаньонов —
полковника Лермонтова и коллежского секретаря Романова устроили на Петровке
производство шоколада и конфет.
Год спустя при выборе дома и покупки
передового оборудования для фабрики, Фёдор Карлович познакомился с юным
московским немцем Юлиусом Гейсом. Несмотря на молодость Гейс был достаточно опытным дельцом и
производил впечатление человека верного и обстоятельного. Эйнем понял, что
именно такой помощник ему нужен для развития бизнеса.
Двенадцатого мая 1870 г. в Берлине между
партнёрами был заключён договор, по которому Эйнем получал 60%, а Гейс 40%
прибыли. Доля Гейса составляла 20 тысяч рублей, которая позволила купить в
Европе новейшую паровую машину и приступить к постройке производства на берегу
Москвы-реки. Так было образовано «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики
шоколадных конфектъ и чайных печений». Спустя четырнадцать месяцев новое
здание на Софийской набережной начало выпускать сладкую продукцию, а к концу
года фабрика Эйнема стала крупнейшей из пяти шоколадных производств в Москве.
Большое внимание товарищество предавало
оформлению своей продукции, рекламу фирмы несли театральные программки,
наборы-сюрпризы с вложенными в коробку конфет открытками. Для фабрики писал
музыку штатный композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом
бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса-монпансье» или
«Кекс-галопа»
Кроме этого, элитарные конфеты всегда продавались вместе с
индивидуальными принадлежностями — в коробки вкладывались фирменные салфетки,
открытки и специальные щипчики для конфет.
Болезнь заставила Эйнема продать свою долю
Гейтсу и к моменту смерти в Берлине Фёдора Карловича в 1876 году товарищество
полностью принадлежало его компаньону.
Юлиус превратил фирму в крупнейшие и
известнейшие предприятие отрасли в стране. Продукция предприятия получила
золотую медаль в 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке
в Нижнем Новгороде, в 1900 году фирма удостоилась Гран-при на Всемирной
выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада.
В 1913 году «Эйнемъ» удостоен звания
поставщика двора Его Императорского Величества.
Но сам Юлиус Гейс не дожил до этого дня, он
умер в 1907 в возрасте 75 лет. Юлиус Федорович обрусевший, как и Эйнем задолго
до смерти начал привлекать к участию в производстве пятерых своих старших
сыновей. Так что смерть главы семейства не отразилась на работе фирмы
К 1910 году основной капитал достиг 1,5
миллиона рублей и состоял из тысячи паёв по 5000 р. и двух тысячах долей по 500
рублей, девять человек из семьи Гейс владели 100% пакетом акций товарищества.
К началу революции на товарищество работало
около 3 000 рабочих. Гейсы решили, что им не по пути с большевиками и покинули
Россию.
В 1918 фабрика «Эйнем» была национализирована
и переименована в Государственную кондитерскую фабрику №1, что подчёркивало
лидирующее положение предприятия в отечественной кондитерской промышленности. В
честь пятилетия революции фабрика получила название «Красный Октябрь», к
которому добавляли «бывш. Эйнем» вплоть до начала 1930-х
Патриарший
мост парит над островом в бытность Лужкова прозванный «Золотым», действительно
он стал для Юрия Михайловича «Золотым». Дальше мост нависает над Водоотводным
каналом и заканчивается на Якиманке.
Колокола Московского храма Христа Спасителя
Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.
Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.
Смотровая в храме Христа Спасителя
В стилобатной части храма расположен внешний балкон, точнее 4 площадки, находящиеся между храмовыми колокольнями, оборудованные под смотровую площадку. Пол расположен на высоте 40 метров от уровня земли. С них хорошо видны не только Патриаршие пруды, Кремлевская набережная, Москва река с Большим Каменным мостом. Собор строился с расчетом, что будет видна вся столица, до ее окраин.
Смотровая площадка безопасная. Она со всех сторон ограждена коваными перилами, имеет навес. Но подниматься на нее придется пешком. Самостоятельно посетителей не пускают на площадку. Только вместе с экскурсиями. С высоты балконов видна вся мощь и красота столицы, этапы ее развития и строительства.
Особенности архитектуры и интерьера храма Христа Спасителя
Конструкция собора выделяется монументальностью. Попасть внутрь можно со всех четырех сторон. С каждой есть по три двери. Центральный вход находится со стороны улицы Волхонка. К площадкам у входа ведут 15 ступеней. По краям крыльца установлены большие фонари. Карниз собора поддерживают 36 настенных столбов. Венчающую часть украшают 20 арок. Имеется 60 окон: 16 — в главном куполе, 36 — над хорами, 8 — в коридоре.
По внешнему периметру храм украшен горельефами. Каждый посвящен определенному историческому событию, канонизированному святому. На северном фасаде установлены бронзовые статуи святых, несших веру Христа. Западный фасад украшают изображения архангелов. С южной стороны изображены святые, в дни празднования памяти которых происходили битвы в 1812 году, с восточной — святые-заступники русской земли.
Крыльцо храма необычайно красиво. Паперти вымощены мелкозернистым темно-красным гранитом. Двери храма сделаны из бронзы, высота самых центральных ворот — 9,6 метров, боковых — 8,5 метра. Ворота украшены образными композициями и ликами. Русские воины особо почитали Божью Матерь, Иисуса Христа, апостолов. У входных ворот находятся скульптуры, сотворенные по макетам Ф. П. Толстого.
Внутреннее оформление храма оригинальное и роскошное. Высокие стены смыкаются сводчатыми потолками, расписаны узорами, передают библейские, мифические сюжеты. Много религиозных картин, изображений с ликами святых. Преобладают яркие оттенки, преимущественно золотой, красный, бордовый, зеленый цвета. Главная обитель представлена множеством залов. На входах работают лавки с сувенирами и религиозной атрибутикой.
В соборе работает Патриарший музей. В залах церковного искусства размещены уникальные экспонаты: они представлены свидетельствами, посвященными первому основанию храма, его уничтожению, последующему восстановлению. Особенно ценные предметы — части мемориальных плит, закладные доски со времен 1839 года. Нижний ярус занимает площадка для проведения лекций, выставок, концертов.
На высоте 40 метров возвышаются четыре смотровые площадки. Они расположены между храмовыми колокольнями, соединены вместе проходами. Еще с дореволюционных времен место обзора в храме Христа Спасителя было самым высоким и атмосферным. С площадок были сделаны известные фотоснимки города. Отсюда открывается обзор на важные советские, современные постройки. Можно увидеть Каменный мост, Москву-реку, Кремлевскую набережную.
Преображенская церковь построена на территории комплекса в память об Алексеевском женском монастыре, когда-то находившемся на этом месте. Ее называют Нижним храмом из-за размещения в подвальном помещении. Внутренняя обстановка напоминает убранство древнерусских церквей. Тут есть три алтаря, большой иконостас с редкими иконами. Все стены украшены религиозными образами.
В трапезных палатах проходят праздничные приемы, проводятся трапезы участников архиерейских, поместных соборов. Некоторые залы используются в обычные дни как благотворительные столовые, места для проведения выставок, различных мероприятий. Тут всегда много туристов и паломников. Пять помещений рассчитаны на 1500 человек. Они расположены таким образом, что при необходимости легко соединяются в один огромный зал.
Блеском и размахом поражают росписи в храме, занимающие площадь в 22 тысячи квадратных метров. При написании половины из них использовалось сусальное золото. Особую ценность составляют подлинники художника Верещагина. На территории постоянно проводятся тематические экскурсии: «История Вселенской Церкви», «Зарождение иконописи», «Притчи и чудеса», «Война 1812 года», «Особенности звонов и колоколов».
Музеон
Закончилась Якиманская набережная,
влево уходит 3-й Голутвинский переулок и начинается парк искусств Музеон,
прощальный взгляд на практически европейские фасады 3-го Голутвинского переулка и
вперёд.
Под этой лужайкой находится кафе
YASHA и судя по отзывам очень даже неплохое. Парк привечает нас бурной
растительностью, трудно понять – это цветы или снежные комья, оставшиеся от
зимы.
Вот и искусство появилось — это
произведение я назвал: — «Одинокий акын», понятия не имею, как это обозначил
автор.
Неожиданная встреча, хозяйка парка
– белка, в объектив попалась только одна, хотя попрошайничают многие из них.
Нас встречают неговорящие головы
времён застоя, так и стоят.
Этакая застенчивая нимфа притаилась
в кустиках.
Вообще, я преклоняюсь перед Иосифом
Виссарионовичем Сталиным и в этом состояние меня привела современная
либеральная оппозиция, которая ничего не может создать кроме «ПОНОСА». Слово то
какое шикарное. Я против сноса любого памятника пусть это последний ГенСек или
самый несносный царь – это наша история. Плохая она или хорошая, но она наша! В
истории любого государства есть позорные страницы, но они должны сплачивать
общество для того, чтобы позор не повторился вновь.
В конце нашей короткой прогулки
площадка под открытым небом под названием: — «Зал Белокаменной скульптуры».
Дальше наш путь лежит к выходу из
этого парка под названием «Музеон» к Садовому Кольцу и Крымскому
мосту.
Якиманка
Якиманка — это целая градостроительная гроздь: пара улиц, проезд, переулок и набережная в придачу и название имеет божественное значение. Слово образовано от имён Богородицыных родителей — Иокима и Анны, язык сломаешь, пока выговоришь: — «Иоким», а по-простецки: — «Яким и Анна», так и повелось Якиманка.
Но большевикам зачем храм Божий, когда есть пламенный болгарский коммунист Георгий Димитров, на месте церкви стоит памятник этому пылкому революционеру. Воистину: — «Если у страны нет прошлого, у неё нет и будущего» – это я о стране Советов.
Мы продолжаем путь по Якиманской набережной и можно понаблюдать, как на противоположной стороне канала – Болотной набережной, задворки предприятий превращаются в стильные конторы.
Фабрика «Красные Текстильщики»
Не избежала этой участи, и фабрика «Красные Текстильщики», её превратили в великолепный офисный центр, и новые хозяева заботятся о состоянии здания.
Основанную в 1846 г. М. Я. Рябушинским на задворках своего московского имения скромная ткацкая фабрика на стрелке Голутвинских переулков 26 лет спустя наследники Михаила Яковлевича продают убыточное предприятие купцам Истоминым.
Московские коммерсанты были большие затейники по части названий, например, блюдо — «Субретка под маринадом». Для вновь созданного в 1874 г. акционерного общества Истомины подобрали незатейливое название — «Товарищество Московской Голутвинской ткацкой мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий».
Новые владельцы с энтузиазмом принялись за расширение и обновление производства за пару лет участок под фабрику увеличился почти на 7 гектаров и начинается возведение «каменного пятиэтажного, частью с нежилым подвалом, строения для ручного ткацкого производства, кладовых и спален для рабочих». Художественное решение фасадов здания принадлежит мастеру модерна А. М. Калмыкову (1863-1930). Участковый архитектор Якиманской части Москвы Александр Михайлович певец «кирпичного» стиля, его авторству принадлежат краснокирпичное здание дирекции фабрики «Эйнем» и перестройка дома Третьякова под художественную галерею.
В 1911 году мануфактура занимала территорию целого квартала между Якиманской набережной и Голутвинскими переулками 1-ым, 3-им и 4-ым.
Дом директора фабрики, также расположенный на набережной, внесён в реестр памятников культуры федерального значения.
Большевики передали управление мануфактурой Фабричному комитету, в который вошёл в том числе и М. Истомин, бывший председатель правления Товарищества Голутвинской мануфактуры.
Вскоре фабрика получила кликуху «Красные текстильщики», под этим брендом она просуществовала до девяностых годов прошлого столетия и после закрытия и реконструкции производственных корпусов превратилась в офисный центр.
В тени монумента расположился Московский Речной Императорский Яхт-клуб – Императорский яхт-клуб с таким названием заведение здесь располагался и до революции.
Колокола
Конечно, лучше было бы возвратить в храм прежние колокола. Но из всех, находящихся в звоннице, сохранился один. И находится он в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных остались лишь неясные изображения и примерные описания в краеведческой литературе. Поэтому на создание колоколов объявили конкурс. В нем приняли участие литейные производства России и зарубежья.
Условия определили довольно строгие. Надо было в короткий срок представить комиссии изготовленные колокола. Масса должна быть от 8 кг до 3,5 т. Количество экземпляров – 10 и более
И что важно: работать предстояло со своим материалом и на свои средства. 13 предприятий представили свои варианты
Но в финал вышли только 2 компании: ЗИЛ и ЛИТЭКС.
К сожалению, комиссия не смогла сделать однозначный вывод. Поэтому конкурс продлили, и к работе привлекли историков и акустиков. Только во второй раз комиссия в расширенном составе смогла определить победителя. Им оказался ЗИЛ. Пробный колокол занял почетное место в музее. Для того, чтобы выполнить заказ, опытный образец протестировали и устранили погрешность в звучании.
За 10 месяцев на ЗИЛе изготовили:
- Большой колокол (его масса около 30 т)
- Праздничный
- Полиелейный (массой чуть больше 9 т)
Будничный (массой 5 т)
Такой срок выполнения сложного заказа – рекорд. Подрядчики из Италии заявили, что для изготовления колоколов потребуется минимум 3 года.
Как можно добраться пешком
Добраться до собора можно за 10 мин. Пешком, двигаясь от Московского Кремля в сторону Патриаршего моста.
Туристу, следующему по этому маршруту, следует:
- Миновав Кремль, пересечь Красную Площадь, двигаясь по направлению к Александровскому саду.
- Осмотрев сад, необходимо сойти вниз к кремлевской набережной, а затем, свернув в правую сторону, добраться пешим шагом до Пречистенской, Берсеневской, Якиманской набережных. Храм расположен в промежутке между ул. Волхонка и Пречистенская набережная.
- Пересечь реку Москва по Патриаршему мосту.
Схема движения от ст. м. «Полянка» (Серпуховско-Тимирязевская линия):
- Достигнув нужной остановки, следует подняться на поверхность и пройти прямо по улицам, находящимся в районе Якиманка (Малая Полянка, Малая Якиманка до Акимовского проезда);
- Далее (никуда не сворачивая) требуется пересечь ул. Большая Якиманка до начала пешеходного Патриаршего моста;
- Перейдя навес, соединяющий Якиманскую, Берсеневскую и Пречистенскую набережные, турист окажется прямо перед мемориалом.
Достопримечательности монастыря
- К сожалению, бурный XX век мало что оставил от исторических зданий монастыря. Сохранился пятиглавый собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, особенно ценный тем, что в его стенах действительно чудом уцелели уникальные фрески начала XVII века авторства костромских и ярославских мастеров. И сам собор, и фрески выполнены в строго-лаконичной манере московско-ярославского стиля.
- Новый храм Сретенского монастыря, названный в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, освятили в мае 2020 года. Высота храма – около 60 метров, благодаря чему его хорошо видно с разных точек города. Строение выдержано в стиле древних суздальских соборов и украшено каменной резьбой. Внутренний интерьер храма украшают 47 икон и фресковая роспись.
- Но все-таки главной достопримечательностью Сретенского монастыря является не архитектура. На весь мир знаменит мужской хор монастыря, который сегодня является главным хором Русской православной церкви. Под руководством регента Никона Жилы хор принимает участие в праздничных богослужениях, а также активно гастролирует по России и за рубежом, исполняя духовную и народную музыку, а также песни военных лет.
Архитектура и интерьеры
Любой видевший постройку человек скажет, что она самобытна. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые виделись им в победе над Наполеоном. Победе, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.
Первоначальный храм
Создатель первоначального проекта, Витберг, был масоном. Но идеи братьев-каменщиков не исказили создаваемый им образ. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:
- Подземной, имеющей форму гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были совершаться постоянные заупокойные службы по погибшим героям.
- Наземной. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Здесь символично отражено смешение света и тьмы в душе человека. Предполагалось, что в этой части будет много статуй.
- Верхней, посвященной Рождеству Христову. Она должна была быть круглой.
Храм должен был стоять фасадом к Москве-реке. Проект Тона тоже предполагал подобное расположение. Но масштабы были совсем другие. В те времена самой высокой постройкой была колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что она вся целиком могла войти внутрь строящегося собора.
Тону удалось органично вписать храм в ансамбль Кремля и московских церквей. Это стало возможным из-за удачного места постройки. Здание находилось в отдалении от Кремля, в то же время гармонично с ним сочеталось.
Характерными чертами храма того периода являются:
- закомары, имеющие форму киля
- главки в форме луковок
- крытая галерея, идущая по всему периметру
Эти элементы были заимствованы у храмов, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдал предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно совместить элементы древнерусского зодчества и Византии. Автор тем самым показал преемственность форм и одновременно новые веяния моды.
- 30 лучших музеев Москвы для детей
- 30 лучших развлечений в Москве для детей
- 20 лучших парков Москвы для отдыха с детьми
Современный храм
Современное здание воздвигнуто на мощном стилобате. Сооружение этой части потребовалось для того, чтобы восстановить холм, на котором располагался первоначальный собор. Естественное возвышение было уничтожено после взрыва в 30-е годы.
Собственно, собор – комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:
- Преображенской церкви
- шатровой часовни иконы Божьей Матери
- самого храма
Церковь Преображения Господня расположена в стилобатной части. Здесь же находятся служебные помещения, музей, трапезные, залы Советов и Соборов. Над стилобатом возведен кафедральный собор. Часовня – отдельно стоящее здание. Здание имеет 4 крыльца. Чтобы подняться на них, придется преодолеть 15 ступеней. Крылечки облицованы темно-красным гранитом. Для освещения на верхних площадках смонтированы светильники.
Внутреннее помещение отлично освещается дневным светом. Для этого предусмотрены 60 окон. Фасад украшен арками-кокошниками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурная подсветка здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари посылают на фасад лучи мягкого, приближенного к дневному, света. Купола освещают лампы, установленные на мачтах длиной 30 м каждая.