Как всё начиналось…
В 50-е годы XIX века в Самару приехало много торговых людей немецкой национальности. Они принесли с собой свою веру с прежней родины. Большая часть из них были лютеране. Один из первых губернаторов Самары был немец и лютеранин: Константин Грот. Он создал в 1854 году первую общину и возглавил ее. Уже 1865 году община насчитывала 112 прихожан.
Свой собственный храм…
Изначально церковь Св. Георга строилась как римско-католическая. Русский купец Аннаев Е.Н., католик, пожертвовал деньги на строительство этого храма.
Когда храм в 1863 году уже почти был готов, в Польше, принадлежавшей в то время к России, произошло восстание. Вследствие этого восстания все польское подверглось преследованию, а в то время все католическое понималось как польское. И связи с этими обстоятельствами почти готовая церковь с согласия Е.Н. Аннаева и католической общины была передана лютеранам.
26 сентября 1865 дивизионный проповедник Пундани, посещавший один раз в году общину в Самаре для совершения таинств, освятил храм вместе с пастором Мейером из Симбирска. Благодаря пожертвованиям жителей г. Самары и средствам от лютеранской кассы взаимопомощи, стало возможным достроить церковь.
Итак, община в Самаре имела свою собственную церковь, но не было еще своего пастора. Лишь время от времени ее посещали проповедники Пундани и Керн. И только в июле 1868 г. у общины появился свой собственный пастор: Уроженец Эстонии, прослуживший 8 лет в Омске — Эдуард Иогансен переехал вместе со своей женой и 2-летним сыном Германом-Фридрихом в Самару.
Цветущая жизнь общины….
В 1878 году в общине было 300 членов и по официальным государственным данным в Самарской губернии проживало 3,5 % немцев. Многие годы была евангелическо-лютеранская церковь центром духовной и общественной жизни немцев всей Самарской губернии. Так, например, работало общество «Поддержки образования», которое занималось языком и лютеранской культурой. Были организованы свои школы. При церкви работала частная школа и детский сад для детей из немецких семей. Из части пожертвований оказывалась помощь учителям и учащимся.
В 1875 году случился большой пожар в Самаре. Этот пожар не обошел стороной и храм Св. Георга: Он тоже выгорел и не мог быть далее использован.
Тем не менее, церковь смогли быстро восстановить. В ходе строительства добавились еще два флигеля, служащие и по сей день целям общины: пасторат, квартира пастора и дом общины.
Репрессии и запрет….
До 1924 года община в Самаре работала беспрепятственно в соответствии со своим предназначением: служить Богу и людям. С каждым годом община все больше и больше подвергалась репрессиям, и 5 января 1930 горисполком постановил закрыть в конце концов церковь «по просьбе трудящихся», так было записано в решении. С этого момента церковь более не выполняла своего предназначения. Сначала собирался здесь «Союз безбожников», позже использовали ее под склад. Таким образом, судьба лютеранской церкви Св. Георга г. Самары стала похожей на судьбы многих храмов России. Многие из прихожан были арестованы, а некоторые после начала войны были высланы.
Более жизнь общины не могла проходить открыто.
Новая жизнь общины …
19 августа 1991 г. в Самаре была заново официально зарегистрирована «Евангелическо-лютеранская община». Благодаря усилиям общины, российских немцев и широкой общественности города и области 6 сентября 1991 г. решением горисполкома общине был передан на баланс комплекс Лютеранской кирхи. Незадолго до этого случился пожар внутри храма и над балконом зияла дыра, и балка грозила обрушиться.
21 декабря 1991 г. при минус 21 градусе мороза (отопление в храме не работало) было отпраздновано первое Рождественское богослужение, после более 60-летнего перерыва. Богослужение проводили 21, а не 25 декабря, т.к. пастор приехал из Москвы, и ему предстояло посетить еще несколько общин. Постепенно началось возрождение храма и общины.8 августа 1993 года был заново установлен крест на колокольне нашей церкви, который виден издалека. А 4 сентября 1994 года церковь была освящена после первого ремонта. Постепенно отремонтированы и другие помещения и сегодня почти весь комплекс введен в эксплуатацию и используется. Благодаря приезжавшим и местным проповедникам проводились регулярные богослужения, но тогда только 2 раза в месяц. Настоящий пастор появился только в 1995 году – Фридрих Демке, но он отвечал за 2 больших области: Ульяновскую и Самарскую. Община мечтала о своем пасторе.
А сегодня….
С 1997 года в Самаре работают свои «собственные» пасторы, направленные Евангелической Церковью земли Вюртемберг – сначала Рольф Барайс, затем Маркус Шох, Ангелика Дёпманн, а с сентября 2006- Маркус Лайдиг.
Разнообразнее стала жизнь общины. Теперь наряду с воскресными богослужениями для взрослых и детей работают детский, молодежный и женский кружки, детский и церковный хор, проводятся библейские семинары, а также множество различных концертов. Все больше людей проявляет интерес к жизни общины и благодаря этому численность общины растет.
В июне 2003 года в Лютеранской церкви г. Самары зазвучал настоящий механический орган. Это всего лишь второй орган установленный в Самаре, первый находится в филармонии.
Серьезное внимание уделяется социальным вопросам: имеется несколько добровольных помощников, которые посещают больных, одиноких и престарелых, оказывают им помощь по уходу и по хозяйству. Кроме того, организован пункт сбора и распределения поношенной одежды и обуви
Храм Георгия Победоносца в Самаре: история создания
На месте, где сегодня расположился великолепный белоснежный храм, в древности тоже стояла церковь, причем гораздо большего размера, чем нынешняя. В 1871 году первый камень в ее фундамент заложили император Александр II и цесаревич Александр.
Удивительно красивый храм, возведенный на этой земле, вмещал почти две с половиной тысячи прихожан. В те времена он стал одним из самых внушительных храмовых комплексов нашей страны. Почтил своим присутствием освященный во имя великомученика Георгия Победоносца храм и император Николай ІІ, который во время посещения Самары вместе с императрицей совершил здесь молитву.
Это произошло 1 июля 1904 года.
История создания храма
Первый камень для строительства храма заложен был в 1871 году руками императора Александра Второго и его наследника цесаревича Александра. Великолепная церковь, созданная на этом месте, вмещала около двух с половиной тысяч прихожан, которые приходили на службу. Это был фактически один из самых больших храмовых комплексов страны.
Император Николай ІІ тоже обратил внимание на Собор Самары. Он посетил город, при этом совершил молитву вместе с императрицей во время литургии 1 июля 1904 года
С приходом большевиков Собор в Самаре подвергнулся страшной участи. Здесь, в Самаре, находился архиепископ Исидор, к тому времени уже отправившийся на покой. Этого почтенного старца посадили на кол аккурат рядом с тем местом, где сейчас расположился храм-памятник.
Величественное здание храма было разрушено до основания. В акте вандализма принимало участие много людей, но сделать все сразу не получилось. Разбирали его долго.
Новая церквушка в стиле, который сейчас называют ново-византийским, появилась в сквере Самары на честь 2000-летия крещения Руси и 55-летию победы над фашизмом. Посвятить его решили во имя Победоносца Георгия.
10 марта 1999 года Самарской епархии город выделил землю под аренду на территории сквера. 1 апреля того же года архиепископом Сергием был подписан договор с подрядчиками, которые взялись за создание храма-памятника.
22 июня место, где должны были начинать строить храм Георгия Победоносца, посетил владыка Сергий и провел освящение. На Покрову в том же году на строительной площадке храма была уложена капсула руками Патриарха Московского и Всея Руси Алексия ІІ.
6 мая 2000 года, на Престольный Праздник, вершину храма Георгия Победоносца украсил главный купол, вбирая в себя полуденные лучи солнца. Его вес и размер поражали: 8-тонное сооружение достигает 11 метров в высоту. При этом вся процедура длилась всего лишь 20 минут. Литургию в тот день провел здесь Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Остальные купола поднялись на свои места 27 мая.
14 октября 2000 года прошло освящение церковных колоколов.
8 июля 2008 года на территории, прилегающей к храму, прошло открытие памятника св. благ. Князю Петру и Княгине Февронии Муромским.
В северной части храма находятся иконы:
1.Иверская икона Божией Матери (на аналое)
Иверская икона Божией Матери считается покровительницей Грузии, как и Св. вмч. Георгий Победоносец, покровительницей Москвы, защитницей русских южных рубежей.
2.Фео́доровская ико́на Бо́жией Ма́тери
Чудотворный образ Феодоровской Божией Матери издавна почитается не только как царская святыня, но и как икона, особо покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, дарующая благополучное разрешение от бремени
3.Равноапостольного Князя Владимира
Святой Равноапостольный Князь Владимир (внук княгини Ольги) – просветитель русского народа, считается небесным покровителем внутренних войск МВД России.
4.Святителя Николая Чудотворца
Святитель Николай издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. Особенно известна помощь Святителя Николая по морю плавающим и всем путешествующим. Он же защитник от нашествия врагов, и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота.
5.Свт. Алексия митрополита Московского
Святитель Алексий – небесный покровитель Самары«Здесь будет город великий, в коем просияет благочестие, и никогда оный город разорению не будет подвержен» – пророчество и благословение Митрополита Алексия о Самаре.
6.Прп. Сергия Радонежского
Преподобный Сергий – игумен земли Русской, всея России чудотворецСвоим святым покровителем преподобного Сергия считают артиллеристы
7.Блгв. кн. Александра Невского (прадеда Димитрия Донского)
Благоверный князь Александр Невский является небесным покровителем Сухопутных войск Российской Федерации.Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом – Золотой Ордой – и отразив нападение с Запада, одновременно защитив православие от католической экспансии.
8.Царственных страстотерпцев
К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия.Августейший Атаман всех казачьих войск Николай II – Небесный покровитель казачества.
Детская площадка
В 2011 г. на территории храма свт. Спиридона была открыта детская игровая площадка
Главное действующее лицо здесь – ребенок, поэтому при ее проектировании и монтаже мы максимальное внимание уделили здоровью и безопасности играющих на ней детей. Безопасная конструкция и дизайн оборудования игровой площадки — это кропотливая работа проектировщиков, производителей, поставщиков оборудования и лиц, ответственных за строительство, а также содержание и эксплуатацию игровой площадки
Безопасная конструкция и дизайн оборудования игровой площадки — это кропотливая работа проектировщиков, производителей, поставщиков оборудования и лиц, ответственных за строительство, а также содержание и эксплуатацию игровой площадки.
К выбору игровых комплексов мы подошли со всей ответственностью: фирма «КСИЛ», (производитель нашего игрового оборудования) — единственный из отечественных производителей оборудования детских площадок, которая прошла сертификацию своей продукции на соответствие стандарту в Международном сертификационном центре TUV Product Service.
«КСИЛ» является ведущим производителем детского игрового оборудования, имеет собственные структуры для тестирования и исследования оборудования, а также опыт применения европейских стандартов и сотрудничества с международным сертификационным центром TUV Product Service. В 2003 году Госстандарт РФ утвердил «КСИЛ», как базовую организацию Технического Комитета №455 по стандартизации оборудования детских площадок.
Несмотря на высокие стандарты безопасности игровых форм нашей площадки мы настоятельно рекомендуем родителям постоянно присматривать за своим ребенком находящимся здесь.
На нашей игровой площадке установлены три разных игровых комплекса:
- детский игровой комплекс для младшей возрастной группы (3-7 лет);
- детский спортивный комплекс для старшей возрастной группы (6-12 лет);
- детский игровой комплекс — городок (6-12 лет);
Здесь есть качели, качалки-балансиры, скамейки, качалки на пружине, горки, песочницы и, что очень важно, площадка имеет резиновое антитравматическое покрытие. Наши прихожане а также, местные жители, с удовольствием гуляют с детьми на территории храма и посещают нашу игровую площадку
Убедительно просим посетителей внимательно и бережно относиться к территории храма, соблюдать чистоту и порядок. У вас всегда есть возможность участвовать в уборке и благоустройстве территории.
В чем состоит особенность Лютеранской церкви?
Лютеранство является одним из направлений христианства и исчисляет свою историю с XVI века, со времен реформации католической церкви, начатой Мартином Лютером. Он подверг критике ряд недостатков церкви того времени, одним из которых являлась торговля индульгенциями, когда за деньги можно было получить якобы отпущение грехов, что по сути своей означало, что милость Бога можно заслужить или заработать. М.Лютер призвал верующих вернуться к тексту Библии.
Самым важным для нас лютеран, равно как и для всех христиан, является то, что Бог любит людей, и Он отдал Сына Своего Иисуса Христа на смерть за нас. Иисус Христос совершил этот подвиг для нас, когда мы были еще грешниками и через свою смерть на кресте искупил все наши грехи, тем самым, сделав возможным новое единение с Богом, в котором мы можем прийти к Богу такими, какие мы есть. Любовь Бога и смерть Его, и воскресение Его является великим даром, который мы не можем ничем заслужить, мы можем его только принять с благодарностью через веру. Исходя из этой веры, мы следуем заповедям и учимся любви к ближнему.
При этом важно, чтобы каждый лютеранин сам читал библию и в своих делах и поступках ориентировался на нее. И именно поэтому всем, кто принимает крещение или конфирмируется (становится членом общины), должны быть преподаны основы христианского учения
Наша община входит в состав «Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России» и имеет связи и контакты с другими общинами и церквями по всему миру.
Если Вы хотите узнать больше о нашей общине, то загляните к нам. Богослужения в нашей церкви проводятся по воскресеньям в 10.00.
53.189809, 50.090716
Хор
Большой профессиональный хор
Регентом большого профессионального хора является матушка Екатерина Мохова. Под её управлением проходят все праздничные службы, а так же, различные концерты. Хор выступает с благотворительными концертами как в родном храме, так и в других храмах Самарской области, участвует в различных православных музыкальных фестивалях. В частности, это 1-й и 2-й межрегиональный фестиваль духовной хоровой музыки «Пасха над Волгой», в г. Самара, 1-й межрегиональный фестиваль духовной хоровой музыки «Архангельский глас», в г. Пенза и другие.
В репертуаре нашего хора – огромное количество красивой духовной музыки, состоящей из богослужебных и концертных произведений. В хоре поют профессиональные певцы, и почти каждый из них – с высшим музыкальным образованием. Но самый главный секрет – всё, что мы исполняем, идёт через наши сердца, с любовью и благоговением к Богу.
Малый, любительский хор
Малый, любительский хор, под управлением Ольги Николаевны Петровской, образовался сравнительно недавно.
Начинался он, как дополнительные уроки церковного пения для взрослых прихожан. Среди певчих народного хора нет профессионалов (за исключением регента!), но их горячая любовь к Богу и неустанное трудолюбие сделали из них настоящий слаженный певческий коллектив. Сейчас любительский хор самостоятельно поёт все молебны, панихиды, и, самое главное – Божественную Литургию. Каждую субботу в храме Свт. Николая Чудотворца в Военном Госпитале можно помолиться вместе с ними.
Для всех желающих научиться петь Богу, регент любительского хора, Ольга Николаевна Петровская проводит уроки церковного пения, в рамках воскресной школы для взрослых.
Спиридоновский пруд
Историческая действительность такова, что пригород Самары в своем географическом рельефе имел множество глубоких оврагов, изобилующих родничками и родниками, стекавшими в основное русло реки Волга. В конце 19 века при интенсивном развитии нашего города происходит освоение данной территории – появляются сады, частные земельные владения и т.д.
Возникла новая дорожная карта, которая неизбежно пересекала существующие овраги, вследствие чего некоторые из них были засыпаны и превратились в рукотворные пруды. Появление Спиридоновского пруда не является исключением из этой истории.
Уникальность территории, на которой располагается пруд, заключающаяся в обширных дубовых рощах, источниках с медицинской грязью, лечебной серо-водородной водой и большого количества искусственных водоемов (прудов), способствовала появлению здесь в 20 веке ряда санаторно-курортных учреждений.
События конца 20 века кардинально изменили историю и облик многих природных зон нашего города. Обширная, порой непродуманная застройка новых жилых кварталов привела к уничтожению практически всех парковых зон, прудов и озер.
В 2009 году данная территория вместе с прудом была передана Самарской епархией приходу святителя Спиридона Тримифунского. Пруд и сама территория были в запущенном состоянии и представляли собой жалкое зрелище.
Вместе со строительством храма было принято решение восстановить и сохранить данный пруд и прилегающую к нему природную зону.
Работы по реконструкции водоема проводились исключительно силами прихода и благотворителей нашего храма. Основная часть по восстановлению пруда была завершена в 2015 г.
На праздник Святой Троицы 19 июня 2016 года пруд был торжественно освящен и получил название Спиридоновский.
53.238949, 50.183772
В южной части храма находятся иконы:
1.Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших»– покровительница Самары
2.Равноапостольной княгини Ольги
Святая Равноапостольная Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
3.Вмч. Георгия Победоносца
Святой великомученник Георгий Победоносец является покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путников. Верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя, о защите от зла, об исцелении недугов, о чадородии.
4.Вмч. и целителя Пантелеимона
Святой великомученик и целитель Пантелеи́мон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Почитание святого великомученика Пантелеимона в нашей Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Покровительством святого он остался жив в сражении в 1151 году.
5.Прп. Серафима Саровского
Святой преподобный Серафим Саровский – молитвенник земли Русской, иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители.Прославлен церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых, считается покровителем ученых-ядерщиков.
6.Блгв. князей Бориса и Глеба
Святые благоверные князья Борис и Глеб – сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком, который позднее получил от официальных историографов прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.
7.Блгв. кн. Димитрия Донского (правнука Александра Невского)
Благоверный великий князь Димитрий Донской – защитник веры и Отечества, «Держатель Русской земли».
В сознание потомков Димитрий вошел прежде всего как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли – как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.Святой Димитрий воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников: Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).
За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским.
Святой Димитрий Донской является покровителем христианского брака. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена. У них 8 сыновей и 4 дочери. Крестным отцом у двух сыновей Димитрия был преподобный Сергий Радонежский, у остальных наследников – другой русский святой – преподобный Димитрий Прилуцкий.
Храм имеет статус памятника. В храме поминают погибших на фронтах Великой Отечественной войны самарцев, а также погибших в военных конфликтах, в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, в результате пожара в здании Самарского ГУВД 10 февраля 1999 г.
Торжественное открытие Храма состоялось 6 мая 2002 года. Храм-памятник построен стараниями и на средства компании «Волгатрансстрой», входящей в финансово-промышленную группу «Балтийская строительная компания», о чем свидетельствует акт передачи храма, врученный Вячеславом Сониным архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию.
8 июля 2011 г. около храма был открыт памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским. Эти святые явили образец семейной верности и любви.В настоящее время памятник и Храм Св.вмч.Георгия Победоносца составляют единый историко-церковный комплекс.
53.204676, 50.111710
Самые посещаемые храмы:
Свято-Троицкий храм (с. Ташла)
Село Ташла прославилась на всю Россию многими Чудесами. Здесь находится Святой источник чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед». 21 октября 1917 года икона чудесным образом явилась миру: Чугуновой Екатерине Никаноровне, уроженке села Ташла (1885 г.), трижды являлась во сне Божия Матерь и наказывала ей выкопать из земли Её икону в указанном месте.
Подробнее
Свято-Богородичный мужской монастырь Казанской иконы Божьей Матери (с. Винновка)
Винновка – Село на берегу Волги на юге Самарской Луки (в 32 км от Самары). Расположено в устье Винновского оврага между склонами Винновских гор, составляющих часть Южных Жигулей. Между Винновским и Гранным оврагами — Давыдова гора. Это самая высокая точка Винновских гор.
Подробнее
Церковь Преподобного Сергия Радонежского (г. Чапаевск)
В городе Чапаевске есть памятник архитектуры ХХ века — храм Сергия Радонежского. Храм Преподобного Сергия Радонежского находится в центре города, недалеко от железнодорожной станции. К нему, сойдя с электрички, можно дойти пешком по улице Железнодорожной.
Подробнее
Храм Рождества Христова (с. Царевщина)
Посёлок Волжский или село Царевщина располагается на правобережье реки Сок в месте, где она впадает в Волгу. На юго-западе от него расположен Царёв курган — гора-останец. Его отделяет от поселения , от Сокольих гор река Сок, а от Жигулёвских гор — Волга.
Подробнее
Церковь во имя святителя Николая Чудотворца (пос. Смышляевка)
Смышляевка была основана около 1791 года. Главная достопримечательность посёлка — церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Из архивных данных известно, что первая церковь здесь была построена в 1812 году. Считается, что после нескольких пожаров в 1870 году строится каменная Свято-Никольская церковь.
Подробнее
Храм во имя святых Новомучеников и исповедников Российских (пос. Прибрежный)
Храм во имя святых Новомучеников и исповедников Российских в поселке Прибрежном города Самары. Построен в 1999-2000 годах. Освящен 10 декабря 2000 года. Прототипом была церковь Спаса Нерукотворного из городка Зашиверска в северо-восточной Якутии построенная в 1700 году предположительно мастером Андреем Хабаровым.
Подробнее
Самарская соборная мечеть
Мусульмане-татары поселились на самарской земле уже в конце XVI века. Первая мечеть в Самаре была возведена в 1856 году. В 1907 году по решению Городской думы была построена вторая — Соборная мечеть.
Подробнее
Богоявленский храм (с. Курумоч)
Самую первую церковь на территории села построили в 1743 году, по случаю крещения калмыков, которые населяли это исконно русское старинное село. Она была деревянная и имела нехитрую архитектуру. Второй храм, небольшой белокаменный, был поставлен на месте деревянного в 1819 году. Строительство существующего в настоящее время храма закончили в 1912-1913 гг.
Подробнее
Троицкий храм (с. Утевка)
Старинное село Утевка получило свою известность, благодаря удивительному Троицкому храму, который расположен в центре села. Храм этот примечателен тем, что расписан он уникальным живописцем Григорием Николаевичем Журавлевым.
Подробнее
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (пос. Петра-Дубрава)
В поселке Петра Дубрава появился храм в сибирском стиле. Он полностью сделан из дерева. Таких необычных приходов в Самарской губернии – единицы. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — дело рук сибирских умельцев.
Подробнее