Мальвинские острова: история и фото

Фолклендский конфликт

Стэнли

Стэнли, расположенный на Восточном острове, является столицей Фолклендских островов, а также крупным населенным пунктом, где проживает более 3000 человек. Построенные на северном склоне, чтобы максимизировать воздействие солнца, многие из причудливых домов в городе выкрашены в яркие цвета с гофрированными железными крышами и выходят окнами на живописную гавань Стэнли. Посетители наслаждаются британским вкусом Стэнли, который может похвастаться культовыми красными телефонными коробками и несколькими старыми гостиницами. Приятный день можно провести, прогуливаясь по улицам, осматривая такие достопримечательности, как многочисленные морские и военные памятники (Стэнли был ареной боевых действий между британскими и аргентинскими войсками в 1982 году), полицейский участок Виктории, а также муниципальные здания, такие как как почта и здания суда. Другие основные моменты включают Виллы Юбилея, построенные в 1887 для Алмазного Юбилея Королевы Виктории; коттеджи 150-летних колонистов на Пионер-роу; и Табернакль, викторианская церковь, построенная в 1892 году. В городе также есть несколько отличных магазинов — Фолклендские острова славятся своими кожаными и шерстяными товарами — и мало что может сравниться с обедом в одном из прибрежных кафе или ресторанов.

Экономика Фолклендских островов

Основное занятие населения — мясошерстное овцеводство (ок. 700 тыс. голов в 2002) и рыболовство (главным образом морская форель и тунец). Разводят крупный рогатый скот (10 тыс. голов в 2002) и лошадей (4 тыс. голов). Основная часть земли принадлежит крупным овцеводческим компаниям и фермерам (пастбища занимают 99% используемых сельскохозяйственных земель). Из возделываемых культур — овёс, а также овощи (картофель, капуста, свёкла, лук). Имеются небольшие предприятия пищевой промышленности, а также специализированная фабрика по сортировке шерсти. Основное топливо, используемое населением, — торф. Железных дорог нет; имеются отдельные асфальтовые дороги (главным образом на острове Восточный Фолкленд). Внешняя торговля полностью ориентирована на Великобританию. Экспортируются шерсть, шкуры, мясо, рыба; импортируются практически все потребительские товары, машины, оборудование, стройматериалы, продовольствие, промышленное топливо. Использование в расчётах туристических чеков и кредитных карт ограничено, но приобретает всё большую популярность. Развивается туризм (в первую очередь связанный с посещением бывших мест сражений в период англо-аргентинского вооружённого конфликта 1982).

Так в чем же причина?

Тут стоит внимательно посмотреть на карту мира, чтобы заметить одну довольно любопытную закономерность.

Британия – владычица морей. И это не пустой звук. Чтобы иметь контроль над мировым океаном, британцы (или их вассалы) должны иметь военное присутствие во всех значимых точках Мирового океана.

Что это за точки? В первую очередь – проливы и океанические каналы. Тот кто контролирует эти точки – контролирует морскую логистику, а значит и контролирует мир.

Давайте посмотрим на проливы и каналы, через которые проходит основной трафик торговых (да и всех прочих тоже) судов.

2. Гибралтарский пролив

Казалось бы, разделяет берега Испании и Марокко:

Но нет. Британцы оставили там «закладочку» в виде заморской территории под названием «Гибралтар«.

Да, всего 6,5 км2 (как спальный район), но зато там размещены военно-морская база. Вполне достаточно для контроля пролива.

3. Суэцкий канал

Расположен в Египте, но строили и долгое время напрямую контролировали его британцы. Сейчас канал отдали египтянам (экономически), но британцы имеют все возможности контролировать канал военным путем.

Для этого у них есть база на Кипре.

Да-да. Многие думают, что остров Кипр разделен непосредственно между государством Кипр и непризнанной республикой Северный Кипр (контролируемым Турцией). Однако там есть еще и третье лицо – Британия и ее базы.

4. Персидский залив

Основной приморский нефтеносный регион. Официально принадлежит арабам. Но напичкан военно-морскими базами НАТО (считай – США и Британии, то есть англо-саксов).

5. Малаккский пролив

Один из главных морских проливов в мире (25% всего мирового морского товарооборота). Через него проходит трафик судов между Китаем и Европой, Африкой и странами Персидского залива.

В проливе расположено государство Сингапур – абсолютный вассал НАТО с довольно неплохим военным флотом (пролив, кстати, – источник богатства этой крошечной страны).

Также пролив контролируется Малайзией – бывшей колонией Британии, которая и сейчас на стороне НАТО.

6. Восточно-Китайское море

Море, насыщенное торговыми путями Китая. Часть из них идет на Европу, Африку и Ближний восток (через контролируемые Малакский пролив и Суэцкий канал), а часть – в США, Южную Америку, Россию.

В любом случае, все пути проходят через Восточно-Китайское море. И его США с Британией контролируют через военно-морские базы в Японии, а также есть возможность наращивать военную силу на Тайване.

7. Вся южная часть Тихого океана

Контролируется через Австралию.

Напомню, что главой государства Австралия является король (или королева) Британии. Точно также, кстати, как и Канады.

8. Северо-Западный проход

Обеспечивает возможность обогнуть Северную Америку с Севера, минуя опасные арктические льды.

Целиком контролируется той самой Канадой, то есть – Британией.

10. Панамский канал

Один из двух главных каналов в мире (наряду с Суэцким). Расположен в Панаме.

Панама – искусственно созданное государство (Британией и США). Это бывшая часть Колумбии, которую оторвали специально, чтобы построить там канал и контролировать его, не имея зависимости от Колумбии.

У американо-британцев это получилось.

Многовековая битва за камни

Впрочем, претензии тех или иных государств на Фолкленды сами по себе уже стали традицией. По некоторым данным, эти продуваемые ветрами каменистые острова площадью 12 170 квадратных километров были открыты еще в начале XVI века мореплавателем Америго Веспуччи. Позднее Фолкленды, а также расположенные рядом Южные Сэндвичивы острова, вновь и вновь «открывались» другими мореплавателями: испанцем Эстебаном Гомесом, англичанами Джоном Дэвисом и Джоном Стронгом, знаменитым Куком — приставшим к острову Южная Георгия, и не менее знаменитым французом Луи-Антуаном де Бугенвиллем. Все они подплывали к островам с разных сторон, но неизменно объявляли новые территории собственностью своих государств и порой основывали поселения.

Таким образом Фолкленды постоянно переходили из рук в руки. С 1713 года по Утрехтскому договору они находились под властью Испании, однако англичане и французы продолжали селиться на них de facto. В 1767 году французы передали свое поселение Форт Сен-Луи испанцам, в 1770 году испанцы выдавили с острова англичан, и до начала XIX века острова, получившие название Мальвинских, имели статус испанской колонии. После обретения Аргентиной независимости в 1816 году молодое государство заявило на острова свои права и в 1828 году назначило туда губернатора. Потом между Аргентиной и США произошел конфликт, в результате которого американцы на военном корабле «Лексингтон» разбомбили укрепления фортов, пожгли дома, арестовали десяток поселенцев и объявили острова свободными от всякой власти вообще. Неразберихой воспользовалась Великобритания, которая в 1833 году прибрала «бесхозные» земли, и как оказалось в этот раз, надолго.

Аргентина, разумеется, никогда не оставляла претензий на Фолкленды, однако открыто решилась поставить этот вопрос только в 60-х годах XX века, когда во всем мире начал стремительно разворачиваться процесс деколонизации. Аргентинцы попытались действовать через ООН: им удалось добиться принятия резолюций 1514 и 2065, в которых предлагалось решить вопрос о спорных остовах путем переговоров. Как знать, может британцам и аргентинцам удалось бы до чего-нибудь договориться, но в 1976 году в Аргентине произошел военный переворот и к власти пришла хунта.

Генералы и полковники смотрели на Фолкленды бесхитростно и по-военному. Более того, постоянно ухудшающееся экономическое положение в стране, массовые репрессии, жертвами которых стали, по некоторым данным, около 30 тысяч человек, нарастание недовольства, нестабильность в самих верхах, где золотопогонные «триумвираты» сменяли один другой — все это подталкивало политическое и военное руководство Аргентины во главе с Леопольдо Галтиери (Leopoldo Galtieri) к старой как мир идее о «маленькой победоносной войне», которая, как это часто бывает в таких случаях, обернулась большим унизительным поражением.

Впрочем, решение силой отбить Фолкленды имело не только политический подтекст. К тому времени на островном шельфе уже были обнаружены запасы нефти, которые, по мнению ряда экспертов, в 13 раз превышали нефтяные запасы Северного моря

Кроме того, Фолклендские острова имеют важное стратегическое положение, так как дают возможность контролировать морские пути из Атлантического в Тихий океан. В частности, значение островов для британского военного флота явно проявилось во время Первой и Второй мировых войн

Неудивительно поэтому, что Великобритания не собиралась отказываться от островов.

Курорты

Курортов как таковых на Фолклендских островах нет. Однако острова пользуются популярностью среди туристов. Причин тому несколько. Сами природные богатства своеобразны, а также вызывает интерес исторические события, происходившие на территории островов.

Столицу можно назвать курортом, поскольку приезжающие знакомятся с островами именно с этого города. Пляжного отдыха как такового нет, по той причине, что температура воды довольно низкая.

Популярным отдыхом и то зачем едут на острова, это побывать и увидеть уникальную природу, в особенности животный мир архипелага, Для туристов организованы конные, пешие и автомобильные маршруты. Посетив архипелаг, можно с полной уверенностью сказать, что отдых здесь весьма привлекателен.

Климат Фолклендскиx островов:: Холодной морской, сильные западные ветры, пасмурная погода, влажный. Дождь. Среднегодовое количество осадков составляет 60 см в Стэнли. Иногда снег лежит круглый год, за исключением января и февраля, но, как правило, не накапливается.

Фолкленды

11 июля 1982 года Аргентина, а на следующий

день Великобритания де-факто объявит об

окончании войны. На островах оставили около

5 тыс. британских солдат. 27 июня 1983 года

британский министр обороны объявляет о

выделении 215 миллионов фунтов стерлингов на

строительство аэропорта на Фолклендских

островах.

В октябре 1989 года между Великобританией и

Аргентиной были восстановлены консульские,

а с февраля 1990 года дипломатические

отношения в полном объеме. 

27 сентября 1995 года Великобритания и

Аргентина заключают соглашение о

разработке нефтяных и газовых

месторождений в Южной Атлантике к

юго-западу от Фолклендских островов. Надзор

за добычей полезных ископаемых поручен

совместной комиссии.

Источники:

100 великих битв.-М.: Вече,1998.- 640 с.

Военный энциклопедический словарь. – М.:

Воениздат, 1983.- 863 с.

Военно-морской словарь. – М.: Воениздат, 1989.-

511 с.

Войны 2-й половины ХХ века / Авт.-сост. А.Н.

Гордиенко.- Мн.: Литература.-544 с.

Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах

второй половины XX века. — М.: ACT; СПб.: Terra

Fantastica, 2001.(Электронная версия: Глава о

Фолклендской войне – http://militera.lib.ru/h/dotsenko/07.html

Миллер Д. Коммандос.- Мн.: Харвест, 1998.- 512 с.

Фолкленды 82 в сети:

Хронология 

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/       

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/cronicl/cronicl.html

http://www.hronos.km.rusobyt/1982folk.html

http://www.yendor.com/vanished/falklands-war.html

http://www.freenetpages.co.uk/hp/cmackenzie/website/falk123.htm

http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/diary.htm

http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/may.htm

http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/june.htm

Обзорные статьи

http://www.navigator.kz/oldnavi/articles/mpole021001a.shtml

http://www.redstar.ru/2002/06/20_06/3_02.html

http://onwar.com/aced/chrono/c1900s/yr80/ffalkland1982.htm

Статистика войны http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/victorys/victorys.html

Силы сторон

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/forces.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/forces/forces.html 

О начале войны

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/atgates.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/history/history.html 

Про “Шеффилд” http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sheffild/sheffild.html

Д.Вудворд “Сто дней” (отрывки) http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/366/32700/

Парашютные

батальоны http://www.parachute-regiment.com/history/falklands.htm

О самолетах “Харриер” 

http://dzampini.boom.ru/Malvinas/SHar-eng.htm

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/harrier.htm 

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/harriersea.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/harrier/harrier.html

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sharrier/sharrier.html        

http://vtol.boom.ru/harrier/folk/

О самолетах “Вулкан”

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/vulcan.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/vulcan/vulcan.htm

О британских вертолетах

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/helicopters.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/copter/copter.html

“Супер Этендары”

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/setand.htm 

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/alaguerre.htm 

http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/chislo.htm

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setand/setand.html

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setendard/setendard.html

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setend2/setand2.html

“Пукара”

http://www.brazd.ru/craft/argentina/fama/ia58/ia58_boevoe.phtml

http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/pucara/pucara.html

“Миражи” и “Даггеры” http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/mirage/mirage.html

Картины войны http://www.military-art.com/falklands_war.htm

Сайт правительства островов http://www.falklands.gov.fk

ТВ

“Фолклендская война” канал Discovery

* * *

Историко-географическая

справка, Силы и техника

сторон, Начало войны, Между

боями, Первый

контрудар

“томми”, 1 мая, Кровавый

май, 21 мая, Авиация

топит корабли, Сражение

26-28 мая, Новые удары,

Финал.

География

Карта островов

Спутниковый снимок архипелага

Фолклендское нагорье

Фолклендские острова состоят из двух крупных (Западный и Восточный Фолкленд) и около 776 мелких островов и скал. Архипелаг находится на расстоянии 343 км от аргентинского острова Эстадос, 463 км от побережья Южной Америки и 1078 км от скал Шаг (Южная Георгия). Общая площадь составляет 12 173 км². Общая длина береговой линии — около 1300 км, побережье сильно изрезано. Острова Западный и Восточный Фолкленд разделены Фолклендским проливом. Высочайшая точка архипелага — гора Асборн (705 м, расположена на острове Восточный Фолкленд), гора Адам на острове Западный Фолкленд имеет высоту 700 м. На островах нет длинных рек, однако есть большое количество ручьёв, которые обычно впадают в ближайший фьорд или бухту.

Список островов:

Острова(русск.) Острова(англ.) Острова(исп.) Площадь,км² Население,чел. (2006) Плотность,чел./км²
1 Баррен-Айленд Barren Island Isla Pelada 11,5
2 Бивер Beaver Island Isla San Rafael 48,56
3 Восточный Фолкленд East Falkland Isla Soledad 6605 2786 0,42
4 Джордж George Island Isla Jorge 24
5 Западный Фолкленд West Falkland Isla Gran Malvina 4532 127 0,03
6 Каркасс Carcass Island Isla del Rosario 18,94 н/д
7 Кеппел Keppel Island Isla Vigía 36,26
8 Лайвли-Айленд Lively Island Isla Bougainville 55,85
9 Нью-Айленд New Island Isla de Goicoechea 11,81
10 Пеббл Pebble Island Isla Borbón 103,36 н/д
11 Сондерс Saunders Island Isla Trinidad 131,6 н/д
12 Спидуэлл Speedwell Island Isla Águila 51,5
13 Уэдделл Weddell Island Isla San José 265,8 н/д

Климат

Климат островов характеризуется как умеренный прохладный, океанический. Преобладают западные ветры. Температурные изменения в течение года сравнительно малы. Среднемесячные температуры меняются от +9 °С в январе и феврале до +2 °С в июне и июле. Среднегодовая температура составляет около +5,6 °С. Находится под влиянием мощных холодных течений. Одно из них — Фолклендское (Мальвинское) — следует от Фолклендских островов до залива Ла-Плата. Скорость течения — 1—2 км/ч. Средняя температура воды зимой от +4 до +10 °С, летом от +8 до +15 °С. Несёт большое количество айсбергов, хотя вблизи островов айсберги встречаются редко.

Средний годовой уровень осадков составляет около 574 мм, уровень осадков примерно постоянен в течение года. Западная часть архипелага более засушлива, чем восточная. Так, уровень осадков в Порт-Стэнли, на восточном побережье — около 630 мм, тогда как на крайнем западе Фолклендских островов — всего около 430 мм. Зимой могут выпадать осадки в виде снега, однако они носят лишь временный характер, не создавая долговременного снежного покрова. Часты туманы.

Флора и фауна

Пингвины в заливе Джипси-Коув

Биогеографически острова относятся к антарктической экозоне и голонтарктическому флористическому царству. Имеется сильная связь с патагонской флорой и фауной. Единственным аборигенным наземным млекопитающим архипелага была фолклендская лисица (истреблена в середине XIX века с началом массовой колонизации). В прибрежных водах обитает 14 видов морских млекопитающих. На островах гнездится большое количество морских птиц (более 60 видов), среди них — чернобровый альбатрос, 60 % гнездовий которого находится на Фолклендских островах. Кроме того, на архипелаге гнездятся 5 видов пингвинов. На островах не проживает ни одного вида рептилий и амфибий. Зарегистрировано около 200 видов насекомых, а также 43 вида пауков и 12 видов червей. Только 13 видов наземных беспозвоночных признаются эндемиками (жуки Malvinius, Morronia, Falklandius и другие), однако ввиду недостатка информации о многих видах доля эндемиков вероятно гораздо более значительна. В пресных водах архипелага обитает 6 видов рыб.

Растительность архипелага представлена злаковыми лугами и вересковыми пустошами. Имеется 363 вида сосудистых растений, 21 вид папоротников и 278 видов цветковых растений.

Флора и фауна архипелага были сильно изменены в ходе колонизации. Сегодня почти вся территория островов используется в качестве пастбища для овец. Ввезённые виды растений и животных наносят ущерб местной флоре и фауне.

Экономика

Карта экономической зоны Фолклендских островов в Южной Атлантике.

Изначально экономика островов базировалась на китовой охоте и обслуживании кораблей, а затем (с 1870-х до 1980-х годов) полностью основывалась на овцеводстве. Сегодня экономика архипелага зависит главным образом от овцеводства, промышленного лова рыбы, рыбоперерабатывающей промышленности, туризма и сельского хозяйства. Более 80 % территории островов занимают пастбища, согласно статистике островного правительства, на Фолклендском архипелаге имеется около 500 000 овец. Примерно 60 % от стад находится на Восточном Фолкленде и примерно 40 % — на Западном. Фолклендские острова — экспортёр высококачественной шерсти, которая идёт главным образом в Великобританию. На Восточном острове имеются также скотобойни.

В 2019 году объём экспорта составил 306 млн долл. (главным образом это мороженные моллюски и шерсть), основным покупателем выступила Испания (до 77,9 % от общего объёма); объём импорта — 96,8 млн долл. (главным образом это различная готовая продукция, топливо и потребительские товары), основные поставщики — Великобритания (78,8 %) и Нидерланды (15,7 %).

Ведётся бурение скважин для разведки предполагаемых крупных запасов нефти на шельфе островов.

По данным президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер, на островах размещается ядерная военная база НАТО в Южной Атлантике.

Примечания

Комментарии
  1. Без них операция Великобритании была бы невозможна — утверждают авторы Шант К., Бишоп К. Авианосцы. — М., 2006. — С. 7.
  2. Тревога профессионалов и общественности была вызвана тем обстоятельством, что «Шеффилд» был эсминцем нового класса, специально предназначенного для защиты авианосной группы от крылатых ракет. При этом он затонул несмотря на то, что боевая часть ракеты не взорвалась (причиной гибели корабля стали механические повреждения и пожары, вызванные ракетным топлпивом).
  3. Британия принимала все возможные меры к тому, чтобы прекратить поставки «Экзосет» в Аргентину. В частности, Маргарет Тэтчер добилась от президента Франции санкции на прекращение поставок ракет в соответствии с контрактом. Британские агенты тщательно следили за тем, чтобы Аргентина не могла купить ракеты на свободном рынке.
  4. Девять из них были сбиты «Харриерами», два — корабельными ЗРК, два — непосредственным огнём с кораблей, один — «Стингером» с земли. Согласно воспоминаниям Дж. Вудворда, особо отличился вольнонаёмный менеджер корабельного буфета «Ардента», ветеран британской армии Джон Лик. В момент, когда корабль был охвачен пламенем, а расчёт зенитного автоматического орудия погиб, он пробрался к орудию и открыл огонь, подбив «Скайхок», который позже разбился при вынужденной посадке.
Источники
  1. Fremont-Barnes G. The Falklands 1982: Ground operations in the South Atlantic (Osprey Campaign № 244), p. 20.
  2. Fremont-Barnes G. The Falklands 1982: Ground operations in the South Atlantic (Osprey Campaign № 244), p. 19.
  3. . National Turk. Дата обращения: 4 августа 2017.
  4. Сто великих битв. — М., «Вече», 2001. — С. 521—527.
  5. Almost Total Exclusion. // Jon Guttman. Defiance at Sea. — L.: Cassell, 1999 (Repr. 1995.). — P. 170—181. — ISBN 0-304-35085-0.
  6. Оказали «помощь» // «Известия», № 214 (20195) от 2 августа 1982. — С. 4.
  7. «The Washington Post» от 01.08.1982
  8. Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 234, 257, 329, 349.
  9. Ответные меры правительства // «Известия», № 183 (20164) от 02.07.1982. — С. 4.
  10. Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 313—340.
  11. Пленные или заложники? // «Известия», № 194 (20175) от 13.07.1982. — С. 4.
  12. Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 399.
  13. Вудворд С. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 382.
  14. Неуклюжие увёртки // «Известия», № 110 (20456) от 20 апреля 1983. — С. 4.
  15. Потери Аргентины // «Красная Звезда», № 155 (17842) от 7 июля 1982. — С. 3.
  16. Sir Lawrence Freedman. The Official History of the Falklands Campaign, Vol. II, p. 493.
  17.  (исп.). Clarin.com. Дата обращения: 4 августа 2017.
  18. ↑ Duncan Anderson. The Falklands War 1982. Essential Histories. Osprey Publishing, Oxford, 2002. ISBN 1-84176-422-1
  19. Мины на полях // «Известия», № 244 (20225) от 1 сентября 1982. — С. 4.
  20. Жуков С. Опыт разминирования местности в условиях локальных военных конфликтов // «Зарубежное военное обозрение», № 6 (615), 1998. — С. 14—19.
  21. Juan Carlos Ruan, Jill E. Macheme.  (англ.). Landmines in Latin America. Дата обращения: 20 сентября 2015.
  22. . Дата обращения: 20 сентября 2015.
  23.  (англ.) (2 May 2015). Дата обращения: 20 сентября 2015.
  24. . falklands.info. Дата обращения: 4 августа 2017.
  25.  (исп.). Argentine Senate. — «La Nación Argentina ratifica su legítima e imprescriptible soberanía sobre las Islas Malvinas, Georgias del Sur y Sandwich del Sur y los espacios marítimos e insulares correspondientes, por ser parte integrante del territorio nacional.».

Сухопутная фаза

Сан-Карлос и Гуз-Грин

Британский авианосец «Гермес» (фото 1982 года)

Британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящуюся на другом конце острова, где аргентинцы ожидали десанта меньше всего. 3-я бригада морской пехоты начала высадку ночью 21 мая, встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты — ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте. В результате был потоплен фрегат «Ardent», а ряд кораблей получили повреждения. Ошибкой аргентинцев было то, что лётчики атаковали боевые корабли, прикрывавшие высадку (то есть первые же корабли, которые они видели), а не более уязвимые транспорты с войсками и десантные корабли. В этот день аргентинцы потеряли 14 самолётов.


«Супер Этандар» ВМС Аргентины. Перед эмблемой эскадрильи заметен силуэт потопленного этим самолётом контейнеровоза «Атлантик Конвейер»

В последующие дни налёты продолжались, аргентинцы продолжали терять самолёты, но потопили эсминец «Ковентри» и фрегат «Антилоуп», а также добились попаданий в десантные суда, однако бомбы не разорвались. Адмирал Дж. Вудворд впоследствии написал в своих воспоминаниях, что после этих потерь он мысленно допустил возможность поражения, однако к тому моменту у Аргентины не осталось достаточного количества исправных самолётов для продолжения массированных налётов. Свою роль также сыграли частые сбои при дозаправке в воздухе, что уменьшало количество аргентинских самолётов, ведущих одновременную атаку.

25 мая аргентинцы добились своего наибольшего успеха, когда лётчик Роберто Курилович повредил «Экзосетом» контейнеровоз «Атлантик Конвейер». Через несколько дней судно затонуло вместе с вертолётами CH-47 и оборудованием для создания взлётно-посадочной полосы на захваченном плацдарме. Тем временем 3-я бригада надёжно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.

28 мая 2-й батальон Парашютного полка (Parachute Regiment, или PARA), подойдя к населённым пунктам Дарвин и Гуз-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон. После интенсивного боя гарнизон капитулировал. Тем временем другие подразделения 3-й бригады совершали пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли. Некоторые подразделения 5-й пехотной бригады высаживались с десантных кораблей в районе Порт-Стэнли. При этом 8 июня два разгружавшихся в Блафф-Коув десантных корабля были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытия ПВО флота (что произошло из-за позднего прибытия десантных катеров и решения бригадного командования дождаться катеров вместо разгрузки непосредственно с десантных кораблей). В результате авианалёта погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Тем не менее, к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать оборону.

Порт-Стэнли

Британские парашютисты охраняют пленных аргентинцев. Порт-Стэнли, 17 июня 1982

В ночь на 12 июня 3-я бригада морской пехоты пошла в атаку на занятые аргентинцами высоты Маунт-Гарриет, Ту-Систерз и Маунт-Лонгдон. К утру все высоты были заняты, хотя не во всех случаях это оказалось легко. В ночь на 14 июня наступил черёд 5-й пехотной бригады. Её целями были высоты Маунт-Тамблдаун, Уайрлесс-Ридж и Маунт-Уильям. Несмотря на недостаточную подготовку, Уэльские и Шотландские стрелки выполнили свои задачи, а батальону гуркхов даже не пришлось вступить в бой.

Поскольку Порт-Стэнли был осаждён без какой-либо надежды на деблокирование, а позиции войск обстреливались британской корабельной артиллерией, командованию аргентинского контингента на Фолклендах не оставалось ничего, кроме капитуляции, что и произошло 14 июня. Великобритания вернула себе Фолклендские острова. Официально война была завершена 20 июня, когда британские силы высадились на Южных Сандвичевых островах.

В плен попали 11 тыс. аргентинских военнослужащих, около 600 из которых оставались в Порт-Стэнли некоторое время после завершения боевых действий в качестве средства воздействия на правительство Аргентины (с целью обеспечить более приемлемые для Великобритании условия урегулирования конфликта).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: