Усадьба «Ивановское»
Бывают места, в которые приезжаешь и понимаешь, что смотреть здесь совершенно нечего. Так получилось у нас с усадьбой «Ивановское». Это богатая дворянская усадьба расположена на улице Парковой в Подольске, но уже мало что напоминает о ее былом величии.
В разное время она принадлежала двоюродному деду Льва Николаевича Толстого, семействам Головиных и Каменских, Закревским, дочери декабриста В.А. Бобринского, купцам Бахрушиным — в общем, хозяев у нее было немало.
Сейчас усадьба частично отреставрирована и в ней располагается краеведческий музей, который работает как-то очень неудобно — мы приехали после обеда и уже не смогли в него попасть. А больше в усадьбе делать нечего, поэтому мы прошлись по небольшому внутреннему двору, сфотографировали усадебный дом и флигель со всех сторон и отправились домой.
Считается, что это одна из немногих действительно крупных усадеб Московской области, поэтому мы и выбрали ее для прогулки с коляской. Но реальность разочаровала — если усадебный дом был отреставрирован, то парк при усадьбе совершенно заброшен, и гулять по нему весьма проблематично.
До театра мы добраться не смогли из-за весенней грязи и гор мусора. Жаль, что некогда богатая усадьба сейчас выглядит столь плачевно, а от огромного ландшафтного парка ничего не осталось.
Как-то мы задались вопросом: сколько же у Голицыных было усадеб? Выяснить точное число нам пока не удалось, но иногда создается впечатление, что каждая вторая усадьба в России (да и в СНГ) принадлежала кому-то из членов семьи этого знатного рода. Википедия говорит о 21 усадьбе, но очень может быть, что это далеко не все, потому что «Дубровицы» там как раз и не упоминаются.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
Кстати, о некоторых усадьбах Голицыных мы уже писали: Вяземы, Архангельское и Круглый двор в Тростянце. Теперь к этому списку прибавились «Дубровицы», но мы думаем, что на этом наши исследования имений Голицыных не закончатся, поэтому не переключайтесь, впереди еще много интересного!
Участие Петра І в судьбе храма
Главный вопрос, который одолевает историков, состоит в том, почему Петр І одобрил столь необычный храм, который украшен далеко не православными символами и скульптурами. Более того, царь проявлял большой интерес к строительству.
Несмотря на благосклонность Петра Первого к Голицыну, местный патриарх Адриан категорически отказался освящать храм. И только после его смерти церковь была освящена новым митрополитом. Историки предполагают, что Адриан мог заподозрить, что храм был задуман как католический, а не православный. А потому и отказался совершить обряд.
Хотя всем этим странностям имеется и вполне логичное объяснение. Голицын был очень образованным человеком и слыл приверженцем западной культуры. Он часто бывал в Немецкой слободе и водил дружбу с его обитателями. Возможно, необычные формы собора были навеяны тягой ко всему западному. Стоит отметить, что Голицын хорошо говорил на латыни, в его доме бывали представители католического духовенства. Сам Петр Первый был приверженцем всего немецкого, поэтому мог весьма лояльно отнестись к постройке необычной церкви.
Усадьба Дубровицы и церковь Знамения
На данный момент усадьба Дубровицы является наименее интересной из того, что мы уже видели. Тем более, что в памяти до сих пор живы воспоминания о тенистых аллеях и полуразрушенных зданиях усадьбы Суханово… Никого не хочу обидеть, но кроме церкви Знамения Пресвятой Богородицы, смотреть в Дубровицах нечего.
Построена она по указу князя Голицына неизвестными зодчими в конце 17 века. По заверениям священника-экскурсовода, на территории России больше нет подобных храмов в стиле барокко, а особенно уникальными являются скульптуры святых на крыше — нонсенс для православной архитектуры. И в связи с тем, что она так разительно отличалась от обычных храмов, ее даже не хотел освещать патриарх Адриан, и какое-то количество лет она так и простояла неосвещенной. От себя хочу заметить, что она мне немного напомнила Храм Истины в Паттайе, не стилем, конечно, а количеством мелких деталей. Причем, церковь Знамения только издалека кажется небольшой, а вот когда подходишь вплотную, это ощущение сразу пропадает.
Церковь Знамения со стандартной стороныХрам ЗнаменияСвятитель Иоанн ЗлатоустНа солнце прям сияетМножество фигур и барельефы на крышеСтены рельефные и имеют множество деталейСтены повыше — резная брусчаткаФундамент храма всего 70см, поэтому вокруг него стена и бустовая прослойкаЦерковь Знамения Пресвятой БогородицыЭкскурсия в ДубровицахВ храме Знамения фотографировать нельзяКраткое описание истории церкви ЗнамениеАжурный мостик и лестница на смотровую площадкуОчень крепкая семья видимоЛестница в небоВид на церковь со смотровой площадки нравится мне гораздо большеВид на церковь со смотровой площадки нравится мне гораздо большеМестная наскальная живописьСтранные обглоданные деревьяПериод бурного роста какой-то популяции жуков
Так что ехать в Дубровицы стоит только ради итальянского барокко, а также ради прогулки на свежем воздухе, или, как вариант, купания в реке Пахра (и Десна). Парка там как такового там нет, скорее большая поляна и дорожки, плюс небольшая липовая аллея. Однако и тень найти можно, и свободное место на сочной траве, хотя людей в выходной день достаточно много, причем почти каждый из них фотограф.
Изогнулся как профессиональный фотографЕще один профессиональный фотографЛежбище в ДубровицахЛиповая аллея в ДубровицахВ липовой аллее немного поднасралиБрутальный мужчина выгуливает собаку-хомякаКартина Охотники на привалеУ кого-то хватает ума катать на гидроцикле по узкой речке, где полно людейКуда же в выходные без рыбалкиРомантические прогулки в ДубровицахХорошо сидимПахра в ДубровицахЖена меня подловила во время разговора с сыном
А от самой усадьбы остались основное здание главного дома, в прошлом веке отстроенное заново после пожара, и в котором сейчас находится ЗАГС и другие организации, и еще несколько небольших построек.
Загс в ДубровицахСвадьба в ДубровицахЗамученная фотомодель Замкадный типичный пейзаж
История усадьбы Дубровицы
Усадебный дом в Дубровицах был построен в середине XVII века, но в те времена он был двухэтажным. В 1919 году в здании усадьбы располагался музей дворянского быта, но в 1927 году его закрыли, экспонаты были вывезены в Москву, Серпухов и Царицыно, а само здание передано детскому дому. В 1932 году в усадьбе разместился сельскохозяйственный техникум.
В 1961 году хозяева снова сменились, и здание занял Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Животноводства. Спустя 4 года по неустановленной причине усадебный дом сгорел, но восстановительные работы, проведенные в 1966-1970 годах, вернули усадьбе прежний облик. В 2003 году начался новый этап реставрации, которая продолжается и сегодня.
Рядом с усадебным домом располагается красивый липовый парк и Конный двор. Усадьба «Дубровицы» — одно из самых популярных мест для регистрации брака, ведь на ее территории располагается Подольский районный отдел ЗАГС. Так что если Вы хотите провести свадебную церемонию по-царски, добро пожаловать в Дубровицы! Актуальный график работы Подольского ЗАГСа в Дуборовцицах можно посмотреть на фото ниже (февраль 2014).
Усадьба Поливаново
Усадьба Поливаново была построена на левом берегу реки Пахра, как одна из многих усадеб графа Кирилла Разумовского. Сегодня она находится на территории поселка Поливаново, от центра Подольска до усадьбы — 16 км.
Земли усадьбы принадлежали роду Поливановых, которые упоминаются ещё во времена Дмитрия Донского. Род основал стольник В. А. Поливанов, потомок татарина, приехавшего из Золотой Орды. Впоследствии усадьба неоднократно меняла своих владельцев, среди которых были Салтыковы, Апраксины, Разумовские, Давыдовы, Дохтуровы и Гудовичи. Однако земли всегда оставались родовой вотчиной семьи Поливановых.
Первые владельцы села Поливаново построили церковь. Она была деревянной и была возведена в 1631 году, когда усадьба находилась во владении вдовы Марии Владимировны Поливановой. В 1635-1636 годах Поливаново стало собственностью бояр Салтыковых. В 60-х годах XVII века, при Петре Михайловиче Салтыкове, была построена первая каменная церковь, которая была затем расширена. После окончания строительства церкви началось строительство центрального дома усадьбы. Это двухэтажное кирпичное здание было возведено в стиле классицизма и отличалось оригинальностью планировки и отделки. Считается, что видный архитектор того времени Василий Баженов был автором проекта усадьбы. Окончательную завершенность и архитектурную целостность усадьба приобрела в 1757 году, когда Салтыковы продали ее графу Алексею Григорьевичу Разумовскому.
После революции усадьба была занята образовательными учреждениями, а затем передана костно-туберкулезной больнице. Некоторое время в усадьбе находился филиал Московской психиатрической клинической больницы №1, однако сейчас он оставлен без внимания и пустует. Липовый парк приведен в порядок и улучшен. Благодаря реставрации, Благовещенский храм продолжает принимать своих прихожан.
Усадьба Константиново
Константиново – это имение князей Ромодановских, построено в живописном месте, на высоком берегу реки Рожайки. Оно было построено в XIX–XX веках в бывшем селе Константиново, которое теперь входит в границы городского округа Домодедово, в 20 км от центра города Подольска. Константиново — типичный пример среднего подмосковного имения, которое не претендует на аристократизм.
С конца XVII до начала XVIII века вотчиной владели князья Ромодановские. В 1670-е годы средства князя Юрия Ивановича были использованы для строительства небольшого вотчинного храма Смоленской Богоматери. В августе 1683 года в Константиновском дворце у его сына Фёдора 10-летний царь Пётр Алексеевич остановился на два дня. После смерти последнего из Ромодановских владельцев, поместье перешло к его дочери Екатерине Ивановне, замужем за графом Головкиным. Владельцем имения с 1820 года был статский советник Ростислав Татищев (1742-1820), внук и наследник знаменитого историка. Однако для своего летнего проживания он выбрал не Константиново, а Воробьёво.
Сохранившиеся здания были построены в 1820-е гг., когда заброшенная усадьба была реконструирована внуком Татищева, статским советником И. Ф. Похвисневым. В своём поместье он устроил первую в Подмосковье бумагопрядильную фабрику. В то же время, в 1825-1827 годах, была проведена реконструкция Смоленской церкви, которая получила черты провинциального ампира. Была добавлена купольная ротонда над четвериком, а алтарь и приделы были значительно расширены. В 1882 году Константиново приобрела Софья Андреевна Пржевальская.
В период советской власти были утрачены несколько объектов Константиновского имения, включая каменный монумент, конный двор, хозяйственные постройки и оранжереи. В начале 1990-х годов разрушена круглая беседка. Парк также пострадал и утратил свою прежнюю красоту. Здание церкви находилось под владением местной фабрики игрушек в течение советской эпохи.
Сегодня здание усадьбы восстановлено и теперь служит детским хосписом. Территория закрыта для посещения, но все же можно насладиться живописными каскадными прудами, созданными прежними владельцами на берегу реки Рожай или просто прогуляться по Константиновскому парку. Также можно посетить Смоленский храм, который был реставрирован и вновь освящен в 2016 году.
Внутреннее убранство
Внутри Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы тоже во многом повторяет католические каноны: стены отделаны горельефами на темы библейских сюжетов, в помещении установлены скульптурные композиции. Все это свидетельствует о традициях европейской школы.
Интересен процесс изготовления скульптур. Их не вырезали на стороне, а делали на месте. Металлический каркас обмазывался основой, состоящей из смеси битого кирпича с известковым раствором, по ней в сыром виде прорезался контур. После высыхания смеси фигуры окончательно моделировались.
Крупнейшей композицией внутреннего церковного интерьера является «Распятие».
На западном притворе находится галерея, представляющая собой балкон, на который можно попасть через небольшую дверку в северо-западном пилоне. В этом месте при освящении храма находились Петр I и Борис Голицын.
Усадебный парк
Усадьба возникла во второй четверти XVII в. и первым ее владельцем был И. В. Морозов. В конце XVII в. она принадлежала воспитателю Петра I князю Б. А. Голицыну, в конце XVIII в.— А. М. Дмитриеву-Мамонову, одному из создателей ранних декабристских организаций. В 1864 г. она перешла к Голицыным. Усадьба расположена на высоком берегу р. Пахры при впадении в нее р. Десны. На территории усадьбы имеется Знаменская церковь — уникальное произведение русской архитектуры рубежа XVII—XVIII вв. с чертами зрелого западного барокко. Она построена из белого камня в 1690—1709 гг. по заказу князя Б. А. Голицына. За дворцом частично сохранился липовый парк, разбитый в середине XVIII в. площадью 0,3 га с аллеями регулярного стиля. На склоне к реке расположен террасный парк с преобладанием сирени и желтой акации. Всего в строительстве парка использовано 11 видов, из них шесть местных: два хвойных (сосна и ель) и четыре лиственных.Особенно велики липа мелколистная (высота 33 м, диаметр ствола 180 см) и единичные экземпляры вяза гладкого (высота 17 м, диаметр ствола 100 см). Из интродуцентов три вида хвойных: лиственница сибирская (высота 30 м), ель колючая и молодые посадки туи; живописны куртины сирени обыкновенной (высота до 4 м) и желтой акации (высота до 3 м).
Усадьба Остафьево
Музей-усадьба Остафьево расположена в 10 км от центра Подольска и является одним из наиболее известных исторических объектов Московской области. Усадьба была основана в XVII веке и принадлежала многим знаменитым российским семьям. Одним из самых известных владельцев усадьбы был знаменитый русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин, который часто бывал в Остафьево в гостях у своих друзей — семьи Ганнибаловых.
Главное здание усадьбы — двухэтажный барочный палаццо, построенный в XVIII веке. Внутри здания можно увидеть множество роскошных интерьеров, созданных в различных стилях — от классицизма до модерна. В зале Гобеленов можно увидеть оригинальные гобелены известных французских мастеров.
Территория усадьбы включает в себя большой парк, где растут многовековые деревья и созданы живописные аллеи. В парке можно увидеть множество различных архитектурных сооружений — каменных мостов, каменных башен, памятников и фонтанов.
Сегодня усадьба Остафьево принадлежит государству и открыта для посещения. Здесь проводятся экскурсии, мероприятия и концерты. Особенно привлекательным является посещение усадьбы в летнее время, когда можно насладиться красотами парка и посетить концерты на открытом воздухе.
Усадьба Дубровицы
Настоящая жемчужина усадебного искусства — Усадьба Дубровицы, также иногда называемой Голицынской, по фамилии первых владельцев. Усадьба расположена в месте слиянии рек Пахры и Десны, в 5,7 км от центра города Подольск. Одной из главных достопримечательностей усадьбы является уникальная Знаменская церковь.
Село Дубровицы было упомянуто впервые в 1627 году как боярская вотчина. Владельцем усадьбы был Иван Морозов, боярин и глава Владимирского судного приказа. Перед своей смертью он стал монахом с именем Иоаким и завещал имение своей дочери Аксинье (Ксении), которая была замужем за князем Иваном Голицыным. В 1688 году усадьбу приобрел князь Борис Голицын, один из сподвижников Петра I. Он решил заменить деревянную церковь на каменную, и в 1690 году деревянная Ильинская церковь была перенесена в деревню Лемешево. Строительство нового каменного храма во имя образа Знамения Пресвятой Богородицы началось в 1688 году и велось из местного камня, добываемого в Подольских каменоломнях. Споры о том, кто был архитектором храма, продолжаются: по одной версии, это был итальянский архитектор, а по другой — шведский архитектор Никодемус Тессин Младший. В 1697 году храм был построен и по сей день является уникальным объектом на территории усадьбы Дубровицы. После Голицыных Дубровицами владел Григорий Потёмкин, у которого, после посещения Дубровиц, усадьбу купила Екатерина II, чтобы подарить её другому своему фавориту, графу Александру Дмитриеву-Мамонову. В 1864 году, усадьба вновь возвращается к роду Голицыных.
После Октябрьской революции здания усадьбы в разные годы были использованы для различных государственных учреждений, таких как музей, сельскохозяйственное училище, детский дом, лаборатория по электрификации сельского хозяйства, школа директоров колхозов, школа саперов, ЗАГС и Всесоюзный институт животноводства.
До наших дней сохранилось большинство усадебных зданий: главный дом в стиле классицизма с крытыми боковыми верандами, пристроенными позже; кирпичные одноэтажные флигели середины XVIII века; конный двор второй четверти XIX века, оранжерея, служебные постройки. Особый интерес представляют ворота конного двора в стиле псевдоготики. В 2022 году рядом с храмом возведена колокольня, на месте разрушенной в 30-е годы.
История усадьбы
Первые упоминания об усадьбе «Дубровицы» датируются 1627 годом. В те времена она принадлежала боярину Морозову И. В. После его смерти, значительно увеличившееся имение перешло к его дочери – Аксинье Морозовой. Она вышла замуж за князя Голицына И. А. и с тех самых пор «Дубровицы» на сто лет стали имением рода Голицыных.
В конце семнадцатого века в имении началось большое строительство, которое развернул Борис Алексеевич Голицын (сподвижник Петра Первого). В свое время князь был очень влиятельным вельможей при дворе. Но после внезапной опалы ему пришлось удалиться в деревню. С тех пор он проживал в своих подмосковных имениях – Марфине, Больших Вяземах и Дубровицах.
В 1960 году князь начал строительство необычайно красивого храма, который смело можно назвать архитектурным шедевром. Голицыным усадьба принадлежала до 1781 года. После ее продали Потемкину Г. А. В его собственности она пробыла недолго, поскольку императрица Екатерина выкупила ее в 1788 году для своего фаворита А. М. Дмитриева-Мамонтова. Несмотря на то что вскоре она уличила его в измене, имение осталось принадлежать роду Дмитриевых-Мамонтовых. И лишь в 1864 году усадьба вновь перешла Голицыным. После революции усадьба Дубровицы вначале была превращена в музей дворянского быта, который просуществовал до 1927 года. После здесь расположился сельскохозяйственный техникум, а затем и ВНИИ (ВИЖ). Некоторые помещения дворца ВИЖ занимает до сих пор. Кроме того, во дворце комплекса сейчас располагается ЗАГС и ресторан.
Скульптурные композиции
Рука западного инженера чувствуется буквально везде. Это заметно, в частности, в наличии многочисленных скульптур. Так, на западной лестнице у главного входа установлены фигуры великих архиепископов-святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, над фигурами которых на крыше притвора возвышается изваяние Василия Великого. Все великие Святители изображены в виде старцев высокого роста, одетых в мантии.
В цокольных углах стоят Матфей, Лука, Иоанн и Марк. Дополняет сонм апостолов 8 фигур, находящихся у основания 8-гранной башни. К сожалению, у трех евангелистов, стоящих на земле, нет голов. Их отбили во времена борьбы с церковными предрассудками.
Скульптуры Знаменской церкви напоминают о прекрасном храме-ротонде в селе Подмоклово Серпуховского района. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово также выполнена в итальянском стиле, ее украшают 12 апостолов и 4 евангелиста. Они установлены на 16-пролетной аркаде и опоясывают башню храма.
Особенности архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы
Первоначально центральный дом усадьбы был построен в модном тогда стиле барокко, однако в XIX веке был капитально перестроен в традиционном классическом стиле. Лишившись пышного убранства, господский дворец заметно уступил в красоте Знаменскому храму и стал называться просто барским домом. Фасад его украшен красивым бельведером, крытые галереи и балконы стали настоящим воплощением классицизма.
Усадьба была построена в уникальном природном ландшафте, в месте слияния двух рек Пахра и Десна. Особняк в три этажа обращён главным фасадом к югу, во дворе были разбиты цветники, располагался красивый фонтан. Со стороны реки Десны до сегодняшнего времени прекрасно сохранилась летняя терраса-полуротонда, украшенная коринфскими колоннами. Рядом с домом расположены 4 флигеля, в одном из них проводится реконструкция.
Построенный храм удивительной красоты был не похож ни на одну православную церковь в стране. Он был создан в стиле барокко, украшен многочисленными скульптурами апостолов, красивейшим резным орнаментом и ручной ажурной лепниной. Венчал храм не традиционный для церквей купол, а настоящая огромная корона. Строение не подходило ни под какие каноны православия, поэтому освящать его не хотели несколько лет.
Исторические данные свидетельствуют, что благословение, чтобы освятить храм, было получено при помощи государя Петра Великого. Разрешение тогда дал патриарх Адриан. Здание выполнено в виде креста с равными сторонами и закруглёнными концами. По его окружности проходит галерея, под самым куполом были устроены деревянные балконы-хоры, на которых во время освящения располагался Пётр I вместе со свитой.
Экскурсионные поездки
Экскурсия в усадьбу «Дубровицы» может стать отличным вариантом активного досуга на выходные. Если вы являетесь сторонником мини-путешествий, то подмосковный комплекс ждет вас. Ранее мы уже упоминали о том, как доехать до усадьбы «Дубровицы». Удобнее всего отправиться в поездку на собственном автомобиле. Если у вас нет такой возможности, то можно заказать экскурсионную поездку у одного из агентств. Да и на общественном транспорте добраться совсем несложно. Экскурсия от гидов может включать в себя посещение одного или нескольких имений Подмосковья. В целом поездка рассчитана на один день. У туристов имеется достаточно времени для просмотра усадьбы.
Залы и интерьеры усадьбы Дубровицы
Бывший дворец усадьбы некогда был богато отделан изнутри, в парадных залах стены были покрыты уникальными росписями, интерьер украшали роскошные изделия, созданные из бронзы и фарфора, в помещениях стояла мебель известных мастеров из Италии, здесь же хранилась богатейшая библиотека. Когда усадьбой владели Дмитриевы-Мамоновы, интерьер пополнился уникальной коллекцией гравюр и эстампов.
Отдельные помещения были отданы для коллекций минералов и медалей. В усадьбе существовала собственная картинная галерея, где располагались полотна знаменитых мастеров, таких как Кипренский, Рокотов, Тропинин и другие. Сразу после революции все ценные экспонаты были вывезены из имения либо просто разграблены. Первоначальный облик помещений особняка сегодня можно увидеть только на архивных фотографиях.
От главного входа лестница вела в просторный вестибюль, в самом центре его была установлена копия известного античного «Дискобола». Далее ряд ионических колонн вёл к библиотеке, по две стороны от которой расположились гостиные. Широкая каменная лестница вела на верхний этаж, прямо над ней была написана маслом огромная картина «Приезд Екатерины в Дубровицы», рядом висело фамильное древо семьи Голицыных.
Главный зал дворца — Гербовый, был полностью отреставрирован, и сегодня его можно посетить. Стены зала украшены в модном тогда направлении перспективной живописи, на них изображён фамильный герб Дмитриевых-Мамоновых, владельцы других гербов не были установлены. Сегодня здесь проходят заседания Учёного совета находящегося здесь института животноводства, иногда проходят камерные концерты.
Как доехать до усадьбы Дубровицы
В будни добраться до Знаменского храма на общественном транспорте возможно от станции метро «Лесопарковая» на автобусе до остановки «Дубровицы». Расписание рейсов необходимо заранее уточнить на официальном сайте автоколонны.
В выходные от станций метро «Лесопарковая» и «Бульвар Дмитрия Донского» до Дубровиц придётся ехать с пересадкой в городе Подольск. Если погода хорошая, желающие посетить усадьбу могут дойти пешком от конечной остановки «Юбилейная площадь», потратив на дорогу около 20 минут.
История красивой и необычной усадьбы Дубровицы, богатая на удивительные факты, была незаслуженно забыта в XXI веке. С конца XIX столетия усадьбу неоднократно перестраивали, поэтому здание частично утратило свою неповторимую красоту и стиль. На первый взгляд обычный дом хранит в себе много тайн, открытий и интересных историй о человеческих судьбах. Это один из самых загадочных архитектурных ансамблей Подмосковья. Усадьба переходила от одного владельца к другому, в разные периоды внутренние помещения занимали совершенно разные по типу организации. Некоторое время постройки сдавали как дачи и на временное проживание паломникам, приезжающим со всей страны, чтобы посетить Знаменский храм в Дубровицах. Несмотря на то, что исторический облик построенной в XVII веке усадьбы серьёзно пострадал, роль Дубровиц в жизни русского народа нельзя недооценивать. К сожалению, вместо входа в музей желающие посетить имение вынуждены наблюдать табличку «Институт животноводства». Радует то, что усадьба и храм сохранились до наших дней, а все здания и остатки липовой рощи поддерживают в отличном состоянии. Остаётся надеяться, что в будущем здесь откроется интересный музей, посвященный истории подмосковной усадьбы.
История
Усадьба находится всего в 4 км от Подольска. Её история начинается в 1627 году. Тогда вотчина была во владении боярина И. В. Морозова, после него принадлежала князьям Голицыну, Потемкину-Таврическому, графу Дмитриеву-Момонову. По фамилии одного из знаменитых хозяев усадьбу еще называют «Голицынской». Князь, бывший воспитателем самого Петра I, приложил руку к постройке здешней церкви.
В 1689 году 17-летний царь выслал князя Голицына в имение в наказание за клевету. Но тот пробыл здесь всего год. Уже в 1690 году Голицын был оправдан и возвращен ко двору. Историки полагают, что в знак примирения и был воздвигнута Знаменская церковь, которая значительно отличается по архитектуре от церковных сооружений Руси того времени. Голицын, как и сам Пётр I, стремился отойти от церковных канонов и следовал передовым «технологиям». На закладке храма Пётр I тоже присутствовал.
Осовременил усадьбу внук Бориса Голицына — Сергей. Он отстроил пышный дворец в стиле барокко, 4 флигеля рядом с ним, конный двор и разные хозяйственные постройки. Но своим творением наслаждался недолго – вскоре усадьба была продана Григорию Потёмкину. Последний передал её Екатерине II, которая планировала подарить поместье своему фавориту Александру Дмитриеву-Мамонову. Он в роли нового хозяина обновил фасады, убрал завитки, присущие стилю барокко, заложил «регулярный» парк, частично сохранившийся сегодня.
Следующим владельцем стал сын Александра — Матвей Мамонов. При нём в имении высадили липы, возвели в качестве забора каменные зубчатые стены, простоявшие вплоть до 30-х годов прошлого века, а также провели реконструкцию храма.
Еще до революции часть земель передали дачникам. В 1919 году здание сделали Музеем дворянского быта, а через 8 лет – детским домом. В разные годы поместье было сельскохозяйственным техникумом, администрацией совхоза, планерной школой, НИИ животноводства, местным ЗАГСом.
В 1964 году усадьба сгорела практически дотла, но была отреставрирована всего за 4 года. 30 лет назад в храме возобновились службы. Реставрация продолжается и может продлиться еще около 10 лет.