Дивеевский монастырь в нижегородской области: история создания, святыни и чудеса обители

Как вести себя в монастыре: правила поведения в дивеево

Храмы и святыни

Центр духовной жизни Дивеево-Троицкий собор с главной святыней – святыми мощами преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами, проживает 500 насельниц.

Все храмы:

  • Троицкий собор.
  • Спасо-Преображенский собор.
  • Казанская церковь.
  • Больничная церковь в честь иконы Божьей Матери «Целительница».
  • Домовая церковь во имя святой Марии Магдалины.
  • Большая церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости».
  • Трапезный храм во имя святого Александра Невского.

Святыни монастыря:

  • Святая Канавка Царицы Небесной.
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Умиление».
  • Святые мощи преподобного Серафима Саровского.
  • Святые мощи преподобных жен дивеевских Александры, Марфы, Елены.
  • Святые мощи блаженных жен дивеевских Пелагеи, Параскевы и Марии.
  • Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Святые источники Дивеево:

  • Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери
  • Источник в честь святого Пантелеимона
  • Источник в честь иконы Божьей Матери «Умиление»
  • Источник матушки Александры
  • Источник в честь Иверской иконы Божьей Матери
  • Святой целебный источник преподобного Серафима Саровского

Пять святых источников – на территории монастыря, шестой, преподобного Серафима Саровского, на берегу реки Сатис, с несколькими купелями, в 12 км от Дивеево. На берегу – раздевалки, каменные лестницы, ведущие с берега в воду. Перед источником – небольшая часовня.

Температура воды в источнике круглый год – +3+5 градусов. Паломники окунаются в воду по 3 раза в 3 подхода, погружаясь в воду с головой. Купание бодрит и поднимает настроение. В маленькой желтой часовенке во имя преподобного Серафима можно бесплатно взять такие сухарики, какие ел батюшка Серафим в дни отшельничества.

Памятка паломнику

Правила поведения и дресс-код

Территория монастыря открыта для посещения с 5:00 до 22:00.

На территории монастыря необходимо вести себя скромно, тихо, не нарушая монастырский уклад.

Женщинам прилично быть одетыми в юбки и платья ниже колен, с прикрытыми грудью, руками и головой. В брюках на территорию монастыря не допустят. Мужчинам запрещено находиться на территории обители в бриджах, шортах, майках.

Нельзя фотографировать сестёр обители. Нельзя снимать и пользоваться телефонами в храмах и на святой Канавке.

Недопустимо разговаривать и ходить в храме во время богослужений. Свечи рекомендуется ставить до начала службы или, в крайнем случае, передать их к нужной иконе через молящихся.

Если попросили помочь

В Дивееве часто случается, что сестры или трудницы просят паломников помочь. Работа может быть самой разной – это и уборка в храме, и прополка грядок, и чистка картошки – дел в монастыре хватает. Пусть вас это не смущает: помощь монастырю – это, пусть и небольшое, но духовное делание. А за эти малые труды со смирением и молитвой Господь обязательно воздаст. Но если вы совсем не имеете возможности помочь, придётся вежливо отказать, настаивать никто не будет.

Как быть с нищими?

Читая отзывы гостей о Дивееве, часто встречаешь жалобы на «настырных попрошаек». Многие смущаются: а вдруг они ни в чём не нуждаются, а просто обманывают? Мудрые люди дают такой совет: лучше подать плохому человеку, приняв его за хорошего, чем несправедливо осудить и обидеть действительно нуждающегося. Не такое уж это и большое лишение – раздать немного мелочи просящим, а благодарны они всем одинаково, не взирая на размер внесённой лепты.

Расписание богослужений в монастыре и храмах Дивеева

Некоторые правила

На территории источника не принято громко разговаривать и мешать молящимся, ругаться и вольно себя вести.

Женщинам лучше погружаться в сорочках. Перед источником есть торговые палатки, где можно приобрести сорочки для купания и емкости для воды.

В часовне можно поставить свечки и помолится перед иконой. Душеполезно будет перед погружением прочитать Акафист Серафиму Саровскому и попросить у него помощи.

Погружаются в источник троекратно, осенив себя крестным знамением. Также с молитвой и пьют воду. Надо помнить, что святая вода требует от нас благоговения и молитвы, и только тогда по вере нашей она принесет нам пользу душевную и телесную. Воду, которую вы увезете с собой отсюда, также дома принимайте с молитвой, каждый день по чуть чуть.

В праздник обретения мощей Серафима Саровского 1 августа и на Крещение Господне, на Серафимовский источник совершается Крестный ход. Принять в нем участие, помолится на молебне и увидеть освящение воды может каждый желающий. И это благодатное событие запомнится надолго.

Троицкий собор

Строительство Троицкого собора было, пожалуй, самым чудесным. Еще при своей жизни батюшка Серафим благословил Елену Васильевну Мантурову купить участок земли, а ее брату Михаилу Васильевичу, уже построившему Рождественские церкви, завещал ее хранить, несмотря ни на что. На земле этой следовало возвести пятиглавый собор, о котором Преподобный восклицал: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!»

Закладка собора состоялась на заповеданном батюшкой Серафимом месте в 1848 году, но само строительство началось лишь 1865. Средств было мало, так что пришлось на монастырской земле построить небольшой завод, и делать свой кирпич.

Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов, ученик К.Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве. И многие находят сходства Троицкого собора в Дивеево со знаменитым Московским храмом.

Во время строительства Троицкого собора в Дивеево было множество чудес. Зимой, когда храм был заколочен и пуст, внутри слышались звуки строящихся работ. Временам, вечерами и ночью над собором видели необыкновенный свет. А в 1875 году Преосвященным Иоаникием был освящен неотделанный внутри собор.

В 1880 году был освящен правый нижний предел в честь иконы Богородицы «Умиления». Верхний правый придел  во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, и верхний левый в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи  освятили 1884 году.

Левый нижний предел оставляли неосвященным 28 лет! И сразу после прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, 4 августа 1903 года предел был освящен в честь преподобного.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и скончался батюшка Серафим. В наши дни в соборе находится копия этой иконы, тоже чудотворная, написанная вначале XX.

В 1927 году вместе с разгоном монастыря закрыли и Троицкий собор. А в октябре 1889 года этот храм был передан церковной общине. В 1990 году над собором водрузили крест, и в это время в чистом небе сияла радуга. Начиная с 1991 года, Богослужение в Троицком соборе совершается ежедневно. В этом же 1991 году в собор были перенесены вновь обретенные мощи батюшки Серафима, где они и покоятся ныне. Здесь же находятся и личные вещи святого старца, бережно сохраненные сестрами старого монастыря до наших дней и переданные в дар обители при ее повторном открытии.

Троицкий собор открыт ежедневно с раннего утра и до позднего вечера.

Святые источники

В Дивеево и окрестностях проистекает полтора десятка святых источников. В самом селе насчитывается 5 оборудованных для купания и освященных родников. См. статью о святых дивеевских источниках.

  • Матушки Александры.
    Самый близкий источник к монастырю. Изначально он находился в другом месте, однако в результате строительства водохранилища был затоплен водами реки Вичкинзы. Но неожиданно родник пробился под горой за аптекой. Он был расчищен и обустроен и с того времени считается источником Преподобной Александры Дивеевской. Это место славится многочисленными случаями исцеления.
    Казанской иконы Божией Матери.
    Самый древний родник, известный еще при жизни монахини Александры. Расположен на берегу маленькой речки Лубинки, впадающей в Вичкинзу. Рядом с источником находится деревянная приходская Казанская церковь.
     
  • Иверской иконы Божией Матери.
    Находится примерно в 150 метрах вниз по течению Вичкинзы от источника Преподобной Александры. Первоначально Иверским назывался родник, выкопанный лично Матушкой для утоления жажды строителей Казанского храма. Однако после изменения русла реки он был затоплен, а название перешло к источнику, оборудованному в другом месте уже в 90-х годах прошлого столетия.
     
  • Казанской иконы Божией Матери.
    Самый древний родник, известный еще при жизни монахини Александры. Расположен на берегу маленькой речки Лубинки, впадающей в Вичкинзу. Рядом с источником находится деревянная приходская Казанская церковь.
     
  • Целителя Пантелеимона.
    Находится неподалеку от Казанского источника. В 2004 году оборудован современной купальней и колодцем.
     
  • Иконы Божией Матери «Умиление».
    Расположен чуть выше по течению Лубинки от источников Казанской Иконы Божией Матери и целителя Пантелеимона. Архитектурный комплекс составляют три купальни и деревянная часовня.
     

Одним из наиболее почитаемых паломниками является дальний источник Серафима Саровского, расположенный на реке Сатис близ деревни Цыгановка.

Интересна история его возникновения. Некогда Преподобный выкопал источник в Сарове, однако в советское время он оказался на территории закрытого военного объекта. Однажды часовой, обходивший периметр увидел старца в белых одеяниях, который ударил посохом о землю, и оттуда пробился родник. Власти пытались засыпать его, но сделать это не удалось: трактористу, вызванному на объект явился тот же старец с просьбой не делать этого. Сегодня родник оборудован тремя купальнями, рядом построена бревенчатая часовня. В праздничные дни здесь проходят торжественные богослужения.

Цены на требы в монастыре Дивеево

По заповеди преподобного Серафима Саровского в монастыре читается неусыпаемая Псалтирь в храме Рождества Богородицы, святой равноапостольной Марии Магдалины и в пустыньке блаженной Параскевы:

  • Псалтирь на 1 год: 1 имя – 1000 руб.
  • Псалтирь на полгода: 1 имя – 500 руб.

Сорокоуст – это поминание за литургией в течение сорока дней: 1 имя – 400 руб.

  • Заказная обедня (вынимается частичка из просфор во время проскомидии): 1 имя – 12 руб.
  • Простая обедня (на клиросе синодики читаются сестрами за литургией): записка до 15 чел. – 20 руб.

Молебны (только о здравии):

  • С акафистом преп. Серафиму ежедневно: до 25 чел. – 100 руб.
  • С водосвятием по понедельникам: до 15 чел. – 80 руб.
  • Простой по понедельникам: 15 имен – 60 руб.

Об усопших за упокой:

  • Панихида (только о упокоении): 1 имя – 10 руб.
  • Поминовение на Великий пост (имена поминаются каждый день в течение Великого поста): 1 имя – 30 руб.

Справки о требах – по телефону 8 (831-34) 4-20-10

1903 год – 1991 год – история перенесения мощей преп. Серафима Саровского

О Саровских торжествах открытия мощей преподобного Серафима Саровского оставлено много дневниковых и литературных записей очевидцев. Существует множество фотографий и даже небольшая кинохроника. И неудивительно, ведь в тех торжествах принимал участие сам Государь Император Николай II со своей семьей. Вот отрывок из книги И.В.Преображенского «Открытие святых мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца)»

Но недолго покоились мощи святого Серафима в Сарове. Прокатилась по все России революция, к власти пришли атеисты и стали закрывать церкви и изымать церковное имущество. Так в 1920 году в городе Темников Тамбовской губернии атеистами было совершенно кощунственное вскрытие мощей преп. Серафима, вывезенных из Сарова. Новые власти пытались скрыть мощи почитаемого на Руси святого (и даже уничтожить!), заметая следы своих перемещений. Но Господь все тайное делает явным.

И в 1991 году Русской Православной Церкви возвращают Казанский собор в Ленинграде, под сводами которого в годы советской власти находился музей религии и атеизма. И в бывших запасниках музея находят мощи. А также подробно составленный атеистами в 1920 г. акт вскрытия мощей преп. Серафима Саровского. И после долгой экспертизы было установлено, что мощи действительно являются останками святого Серафима Саровского.

Вновь обретенные мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в Александро-Невскую Лавру, а через месяц – В Москву в Богоявленский собор. Тогда же было принято и решение о постоянном месте пребывания останков святого – и местом этим стал недавно открывшейся Серафимо-Дивееский женский монастырь в Дивееве.

Дело в том, что в 1947 году город Саров, где некогда подвизался святой Серафим Саровский, стал военно-научным объектом и был закрыт. А в 15 км от него находилось село Дивеево, которое духовными нитями было связано с преподобным Серафимом не меньше, если не больше чем город Саров.

Вот таким чудесным образом сбылось пророчество святого. Мощи его были занесены в Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря, и уже 1 августа 1991 года Патриарх Алексей II служил там молебен.

Обязательно ли ходить по Канавке босиком?

Летом можно увидеть много разутых людей на Канавке, и вновь прибывшие начинают задавать вопросы: обязательно ли ходить по Канавке босиком?

Ответ простой – нет, необязательно. Канавка находится на улице, что диктует свои правила поведения на ней. Например, зимой здесь мужчины ходят в шапках, и в холодное время все ходят обутыми, также и в дождь.

Но из летописи мы знаем, как любил святую Канавку Мотовилов Николай Александрович. В любое время года, даже морозной зимой он ползал по ней на коленях! Чем удивлял даже монахинь. Такие подвиги происходят об большой любви, по усердию.

Для большинства из нас они невыполнимы. Но летом, когда на улице стоит жара, и может появиться желание проявить хоть чуточку больше обычного, усердия, то мы совершенно спокойно можете снять свою обувь и пройти по Канавке босиком.

Но еще раз повторимся – это необязательно! Поэтому, если вы не хотите снимать свои туфли, а видите вокруг разутых людей, не смущайтесь – каждому свое!

Итак, что нужно сделать в Дивеево?

Помолиться за себя и родных, заказать молебен, поставить свечки.

Это делается, как и в любом другом подобном месте: подается записка с именами крещеных родных, за здравие которых будут молиться в храме.

Посетить Троицкий собор, в котором хранятся мощи Серафима Саровского.

Троицкий собор. Листайте, тут 2 фотографии. Чтобы пройти к мощам Серафима Саровского, нужно зайти не в центральный вход, а с торца (фото автора)

Троицкий собор. Листайте, тут 2 фотографии. Чтобы пройти к мощам Серафима Саровского, нужно зайти не в центральный вход, а с торца (фото автора)

Правда, это можно сделать только если в храме не идет служба. Во время службы к мощам не подойти.

Также в храме можно осмотреть что-то вроде музейных витрин, в которых хранятся предметы, принадлежащие когда-то батюшке Серафиму. Например, головной убор и кожаные туфли, а также инструменты, которыми он работал. Кстати, экспонаты выдающиеся. Глядя на одежду и обувь святого, можно себе представить, насколько крупным был этот человек при жизни.

Реально, обувь, наверное, 47 размера, если не больше — туфли просто огромные, как и шапка, в которую, наверное, три моих головы влезло бы.

Ну это я к тому, что в этом месте не только духовный голод можно утолить, но и удовлетворить интерес историка и путешественника, коим я и являюсь.

Искупаться в источниках

Их в Дивеево пять. Говорят, что вода в них святая и, купаясь в каждом из родников, можно просить помощи в излечении определенного заболевания . Но я не стала разбираться, что и в каком лечить, просто в самом ближайшем, источнике преподобной матушки Александры, основательницы дивеевской обители, окунулась.

Вода, конечно, ледяная. Окунаются со специальных мостков внутри домика. Если страшно нырять в воду, то можно просто облиться. Там же, на скамеечке, стоят ведра. Вообще, женщины по правилам должны окунаться в длинных ночных рубахах, купальники запрещены. Если ты оказался здесь без полотенца или рубахи, то их можно купить в тут же, ларьке.

Вода из родника вытекает в речку, в которой плавают уточки.

И вот честно, Благодать тут прямо осязаемая.

А главный источник — источник преподобного Серафима расположен примерно в 13 км от Дивеева. Навигатор находит это место легко, не надо даже название поселка забивать, достаточно набрать слова «источник Серафима Саровского». Там, конечно, красота, которую не описать.

Ну и устроено все очень удобно: и кафе есть, и парковка большая, и купален много, очередей не собирается, разве что по большим праздникам.

Здесь я купаться уже не стала, просто облилась. О чем очень жалею. Когда еще туда попадешь?

Купальни на источнике Серафима Саровского. Тут 3 фотографии, листайте влево. (фото автора)

Купальни на источнике Серафима Саровского. Тут 3 фотографии, листайте влево. (фото автора)

Взять сухарики из чугунка Серафима и налить святой воды

Правда, для воды надо иметь с собой бутылочку или купить ее в ларьке с сувенирами.

В часовенке на территории монастыря можно взять священные сухарики из чугунка Серафима и святое масло. Говорят, что сухарики надо есть перед дальней дорогой, чтобы она была безопасной. Мы привезли пакетик сухарей своему старшему сыну, которого в эти дни как раз призвали на службу в армию. А маслом можно смазывать ранки и вообще, больные места.

Пройти по Канавке Богородицы

Так называют тропинку, проложенную по периметру территории монастыря. Говорят, что Богородица каждый вечер сама проходит по этой тропинке, поэтому надо обязательно выучить молитву «Богородице, Дева, радуйся». Ее нужно прочитать 150 раз. Чтобы не сбиться, можно приобрести специальные четки, отмечать каждое прочтение.

При посещении канавки нельзя разговаривать. Нужно сосредоточиться на молитве. Но с нами был маленький ребенок, он задал сто вопросов, на которые пришлось отвечать. Кроме того, вдоль канавки такая красота: цветы, композиции хвойных и лиственных кустарников, что невозможно не отметить это в разговоре с семьей.

Так что, по ходу дела, мне придется туда вернуться, чтобы сделать все как положено.

Кстати, если вам требуется ночлег, то можно устроиться в гостинице при монастыре или снять квартиру. С эти проблем нет вообще, как я поняла.

Ну и в заключение хочу сказать, что действительно, место обладает невероятной энергетикой. Я знаю людей, которые после паломничества в Дивеевский монастырь излечились от тяжелых болезней.

Ну а я в тот момент обрела какое-то волшебное спокойствие, которого хватило на несколько месяцев. Только ради этого стоило посетить это святое место.

Развитие Дивеевского монастыря

Проект реконструкции Дивеевского монастыря

В 2019 году был представлен проект реконструкции Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря и формированию паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров».

В основе реконструкции — помочь Серафимо-Дивеевскому женскому и Саровскому Успенскому мужскому монастырям с воссозданием их исторического облика.

Проект подразумевает строительство дорог и автостоянок, будет облагорожена речная пойма Вичкинзы, где сосредоточены святые источники в черте села. Здесь будет создан второй центр притяжения туристов наряду с монастырем.

В 2022 году построены Святые врата и Саровские врата на входе монастырь и ограды. Улица Октябрьская, проходящя через центр села, теперь является пешеходной и находится внутри монастыря. В ходе расширения территория монастыря будет значительно расширена до берегов реки Вичкинзы захватив нынешний центр села и улицу Октябрьскую.

Казанская церковь

В 18-м веке под чутким руководством матушки Александры в Дивеево была построена каменная Казанская церковь, которая изначально имела 2 придела. Именно она на этом месте создала собственную общину, в которую входили паломники Саровской пустыни.

Матушка Александра сумела разглядеть в Серафиме Саровском чудодейственную силу и поняла, что он может стать подвижником. Именно поэтому и предложила ему после выхода из затворничества возглавить общину и взять под свое покровительство женский монастырь.

Находясь в Дивеево, куда надо попасть, так это в Казанскую церковь, чтобы прикоснуться к этой святыне. Она пережила очень многие события, в частности и закрытие во время Второй мировой войны. Сейчас после качественной реконструкции Казанская церковь снова постепенно восстанавливается и принимает посетителей.

Канавка Божьей Матери

Пресвятая Богородица, явившись преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, указала обнести место канавой в 3 аршина (2 м 15 см) глубиной и валом такой же высоты. Копать канавку должны были только сестры общины, а миряне могли лишь насыпать вал.

Сестры медлили с исполнением, пока однажды ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сестры и упали к нему в ноги, а когда подняли взор, батюшки уже не было.

Именно это место, где батюшка выкопал аршин земли, считается началом Канавки. Серафим Саровский говорил: «Канавка – это стопочки Божьей Матери. Тут ее обошла сама Царица Небесная. Как антихрист придет, то везде пройдет, а Канавки этой не перескочит».

Работы по устройству Канавки завершились после смерти преподобного Серафима. У начала святой Канавки – Поклонный Крест. Во многих местах глубина Канавки достигала всего 1-2 аршина. Всего сестры прошли 777 м общей длины Канавки и сделали 6 из 7 сторон многоугольника, поэтому он оказался незамкнутым. Со временем уход за Канавкой прекратили, вал срыли, сделали переходы и провели коммуникации, запретив здесь молиться.

С 1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой: «Богородице Дево, радуйся!» По рассказам сестер, Канавку надо обойти 3 раза с молитвой, произнесенной 150 раз. Пятнадцать десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым Богородица Мария взошла во Святая Святых во время введения ее в храм. Внизу Канавки – садик из цветов и переплетенных дорожек.

Обитель – место паломничества, приезжать туда лучше в будни, когда нет церковных праздников. Поездки из Нижнего Новгорода в монастырь организуются 3 раза в неделю. Для священников гостиница на территории монастыря, для паломников – в соседнем поселке Северный на 460 мест.

Источники

Неотъемлемой частью монастырского комплекса являются три расположенных неподалеку источника.

Самый старый родник — Казанский, известен с XVI века. Считается, что когда-то здесь был чудесно найден список с Казанской иконы — именно поэтому самый первый храм был построен именно в честь нее. В монастыре верят, что в XX веке чудо повторилось. В 1939 году здесь была найдена еще одна икона, вмерзшая в лед. Сейчас ее можно увидеть в Троицком соборе монастыря.

Второй источник — Пантелеймоновский, и третий, найденный уже в XXI веке, в честь иконы Богородицы «Умиление». Источники расположены рядом, и у каждого из них сейчас устроена купальня.

История возникновения источника Серафима Саровского в д. Цыгановка

Серафимовский источник появился в 60-х 20го века. После революции город Саров, где в былые времена подвизался святой Серафим Саровский, был закрыт по причине строительства там военного объекта. И к источнику, выкопанному некогда самим святым, о чем и поведала всему миру «Летопись Серафима-Дивеевского монастыря», простые люди попасть уже не могли. Город и прилегающая к нему территория были обнесены колючей проволокой.

И вот как-то охранники, обходившие запретную территорию с дозором, увидели в лесу старичка в белом балахончике. Они его спросили, что он здесь делает, а в ответ старец ударил посохом и в том месте забил источник воды.

Как не пытались скрыть информацию о чуде атеистические власти, но молва об этом разносилась среди людей. И они стали тайком ходить на источник, набирать из него воды, и благодарить батюшку Серафима за чудо. Потому что у верующих сомнений не оставалось: источник святой воды извел сам Серафим Саровский, чтобы люди, лишенные возможности попасть в закрытый город, могли прикоснуться к благодати.

Но такой поворот дела не понравился властям, и в 80-х годах было отдано распоряжение засыпать источник. На место пригнали трактор, но приступить к выполнению приказа не получилось – сломалась какая-то деталь. Представители власти с солдатами уехали за деталью, оставив тракториста одного рядом со своей машиной. И тут случилось еще одно чудо. К трактористу подошел старичок. Обратился к нему по имени и строго сказал: «Источник мой не засыпай!», и исчез.

Когда была доставлена нужная деталь трактора, и хотели возобновить работу, тракторист наотрез отказался выполнять приказ. Как его не уговаривали, чем только не угрожали, а засыпать источник пораженный мужчина отказался.

Когда открылся Серафимо-Дивеевский монастырь, Серафимовский источник передали в его ведение. В 1994 году там отвели русло реки, и получилось искусственное озеро.

С тех пор ведутся работы по благоустройству источника и прилегающей территории, построена часовня.

Возрождение обители

Возрождение монастыря началось в 1988 году с регистрации церковного прихода. В 2000 году Дивеевский монастырь Серафима Саровского начинает действовать, умножая силу Православия. 31 июля 2004 года в монастыре прошли торжества, посвященные 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

6 ноября 2011 года в монастырь доставили Пояс Пресвятой Богородицы. Крестным ходом святыню пронесли по Канавке, после чего ковчег установили под сенью в Преображенском соборе. К святыне приложились десятки тысяч человек.

30 июля 1991 года в Троицком соборе установили раку с мощами Серафима Саровского, здесь же хранятся личные вещи преподобного. В Троицком соборе – икона Божьей Матери «Умиление», перед которой скончался отец Серафим.

Дивеево сегодня потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати Святого Духа. Настоятельница монастыря игуменья Сергия отмечает, что здесь в духовном плане восстановлено все, как в старое время.

Отреставрированы церкви, отремонтированы монастырские здания, восстановлена Святая Канавка. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены соборов. Построены новые здания церковные лавки, трапезные, корпуса для паломников.

Отец Серафим почитал земляные работы. Гектары монастырской земли украшены цветниками, фруктовыми деревьями, ягодными кустарниками. На огородах и в парниках – овощи на любой вкус.

Блаженная Параскева Саровская и ее музей

В монастыре особенно почитают свою юродивую — блаженную Параскеву, которая жила тут в XIX-начале XX века. Она происходила из крепостных, а в монастыре оказалась, сбежав от своих хозяев, которые несправедливо обвинили ее в краже. Ее вернула полиция, она сбежала опять, ее снова вернули — и тогда она приняла на себя подвиг юродства. Жила на улице, а потом и просто в лесу, иногда приходила в Саров и Дивеево, а потом и вовсе поселилась в монастыре. Считается, что она обладала пророческим даром — ее посещали даже царствующие особы. Канонизирована она была в 2004 году.

Сохранился домик, где она жила — сейчас в нем находится небольшой музей. Восстановлена обстановка ее кельи, а остальная экспозиция рассказывает об истории Дивеевского монастыря. Здесь хранятся некоторое памятные вещи св. Серафима Саровского: его Четьи-Минеи, осколок камня, на котором он когда-то молился 1000 дней, один из колоколов, который когда-то был куплен св. Серафимом для монастыря. Здесь хранятся рукописные воспоминания дивеевских монахинь, портреты игумений монастыря, их личные вещи. Часть экспозиции посвящена торжеству прославления св. Серафима в 1903 году

Монастырские скиты

Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.

На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.

Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.

Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.

Татьяна Страхова

2 комментария

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: