Дхарма — это что такое? определение слова, понятие в буддизме

Недостижимость идеала говорящих слонов: что такое дхарма и как она учит нас мудрости, ненасилию и состраданию

Интерпретация вышеуказанного понятия

Его можно расшифровать как комплекс укрепившихся годами соответствующих норм и определенных правил, которые необходимо соблюдать для сохранения космического баланса. В индийской культуре дхарма, так сказать, не имеет себе равных. В определенном контексте можно увидеть другую трактовку рассматриваемого понятия. В частности, дхарма — это нравственные устои, праведный путь, общезначимый закон бытия.

Священным символом данного индийского термина выступает «колесо дхармы», а «вечным слогом» является ОМ, который еще интерпретируется как АУМ и СОХАМ. Он широко применяется в индуистских и буддистских религиозных церемониях, в частности, в начале каждой молитвы.

Дхарма мужчины и женщины: в чем отличие?

У женщин и мужчин изначально совершенно разные задачи. Безусловно, мужчина может заниматься воспитанием детей, а женщина – руководить крупным коллективом и оба они будут счастливы, во всяком случае, на первый взгляд. Мы живем в Кали-югу, время, когда многое происходит не совсем так, как было задумано. Предлагаем вам ознакомиться с ведическим взглядом на дхарму женщины и мужчины и оценить, насколько вам близка эта концепция.

Женская дхарма – служение и забота 

Согласно священным писаниям, в компетенции женщины находился дом и уход за ним, поддержание чистоты и создание уюта – стирка, приготовление пищи, мытье посуды. Дхарма женщины – быть красивой и ухоженной, чтобы радовать своим внешним видом любимого мужчину и вдохновлять его.

Еще одна важная обязанность женщины – это воспитание детей. Мама должна привить детям доброту, милосердие, уважение к старшим.

И последнее – на женщине лежит важная роль хранительницы домашнего очага. Она несет ответственность за то, чтобы построить теплые эмоциональные отношения с родственниками и друзьям семьи, а также хранить верность мужу.

Мужская дхарма – покровительство  и материальное обеспечение

Мужские обязанности не менее серьезные: в первую очередь, это духовный рост членов семьи, нравственное воспитание детей. Дхарма мужчины предписывает материальное обеспечение семьи, защиту от внешних проблем, покровительство всех домочадцев и эмоциональную поддержку женщины.

Важная задача мужчины – позаботиться о счастье женщины. Он должен обеспечить ее средствами для покупки всего необходимого для дома, потому что жилище – это среда обитания женщины. Если женщина будет удовлетворенной, то она сможет осчастливить и своего супруга.

И последний пункт: мужчина просто обязан баловать свою женщину! Он должен одаривать ее подарками, украшениями, сладостями, нарядной одеждой.  Веды говорят, что дом, в котором обитает счастливая женщина, никогда не покинет богиня Лакшми. Супруга Вишну отвечает не только за удачу, но и за материальное процветание. Таким образом, чем больше мужчина угождает своей жене, тем более богатым и успешным он становится.

Друзья, обязательно приходите ко мне на обучение ведической астрологии в Институт «Лакшми-Амея»! Вы научитесь не просто управлять своей жизнью с помощью ведических учений и построения личного гороскопа, но и сможете научиться профессии астролога, проводить личные консультации, зарабатывать и работать на благо человеческой гармонии. Жду вас!

Если вам интересно узнать больше об обучении, пишите в личные сообщения ВКонтакте основателю института “Лакшми-Амея” Сергею Капустину. Указывайте в сообщении кодовое слово “ЛАКШМИ БЛОГ”, чтобы получить в подарок пособие по составлению натальной карты со всеми трактовками.

Первое учение Дхармы, которое дал Будда

Достигнув просветления в Бодхгае более 2500 лет назад, сначала Будда не решался учить других Дхарме. Он опасался, что она могла оказаться слишком глубокой и трудной для понимания или что люди, увлечённые мирскими удовольствиями, просто ей не заинтересуются. В самых древних текстах сказано, что Брахма – создатель вселенной – появился перед Буддой и попросил его учить Дхарме, потому что это принесёт пользу существам: среди них несомненно найдутся те, кто сможет достичь просветления. После этого Будда дал своё первое учение в Оленьем парке. Оно было посвящено четырём благородным истинам, которые лежат в основе всего буддийского пути и всех современных буддийских традиций.

Первая истина, которую объяснил Будда, – что жизнь всегда неудовлетворительна. Даже если в какой-то момент мы чувствуем себя очень счастливыми, это чувство неустойчиво и преходяще. Это касается всех существ: все мы знаем это по собственному опыту. Ни одно счастливое переживание не длится вечно, и в любой момент оно может обернуться страданием. Вторая истина: несчастье не приходит извне, оно возникает из-за нашей привязанности к тому, чтобы всегда получать желаемое, а в первую очередь – из-за неосознавания того, как всё существует на самом деле. Третья истина гласит, что мы можем освободиться от всех страданий и проблем, а четвёртая истина показывает путь, следуя которому, мы навсегда освободимся от всех проблем.

Употребление слова

В священном тексте индуизма — «Ригведе» — слово употребляется в варианте дхарман IAST: dhárman- и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».

В «Атхарваведе» и классическом санскрите — IAST: dhárma (деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма»: у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.

В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».

Литература

на русском языке
  • Андросов В. П. Дхарма // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / ИВ РАН. — М.: Ориенталия, 2011. — С. 219—221. — 448 с. — (Самадхи). — ISBN 978-5-91994-007-4.
  • Андросов В. П. Что такое «Дхарма» в буддизме? // Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 35—41. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Вигасин А. А., Парибок А. В. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме: диссертация … кандидата философских наук : 09.00.05. — Л., 1989. — 163 с.
  • // Философия, религия и культура стран Востока: Четвёртые Торчиновские чтения / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 350—356. — 817 с. — ISBN 978-5-288-04523-3.
  • Кутасова И. М. // Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Дизъюкция — комическое. — 575 с. — 69 500 экз.
  • Лучина В. П. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 180. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Рыскельдиева Л. Т. Понятие «дхарма» в буддизме Махаяны: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук: 09.00.03. — М., 1982. — 158 с.
  • Торчинов Е. А. Дхарма // Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 60—64. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Шохин В. К/. Дхарма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 308—309. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
на других языках

Ссылки[править | править код]

Загадки и мифология

Явления
История Острова
Персонажи Ричард Алперт • Враг Джейкоба • Джейкоб • Уолт Ллойд • Даниэль Руссо • Элизабет «Либби» Смит • Чарльз Уидмор • Элоиза Хокинг • Пьер Чанг • Кристиан Шепард • Мэтью Эбаддон • Мать

См. также {{{смтакже}}}

Инициатива Дхармы

Основатели
Персонал
Места Казармы • Куча из капсул • Причал «Pala» • Радиовышка • Звуковое ограждение
Станции Стрела • Посох • Лебедь • Пламя • Жемчужина • Гидра • Дверь • Зеркало • Буря • Орхидея • Храм • Фонарный столб
Транспортные средства Подводная лодка • Фургон Дхармы • Джип Дхармы
Прочее

См. также Портал работников Дхармы

Дхарма в современной культуре

Дхарма – это одна из 3-х буддийских драгоценностей в Древней Индии, пребывающая неизменной и в современности.

Следование Дхарме (как совершение верных поступков в правильное время должным образом и с благими намерениями) остаётся вневременной ценностью из-за своей общечеловеческой универсальности. Не только в современной Индии буддизм переживает своё возрождение, но и для всего мира его концепции, сохраняют актуальность.

Из духовных практик и философии буддизма вырастает такая современная концепция, как осознанность или mindfulness (с соответствующей литературой и даже исследованиями) с позитивными эффектами уменьшения беспокойства, тренировкой внимательности и эмоциональной устойчивости при применении на практике.

Не обходится здесь без перегибов: продвижение Дхармы методами маркетинга, реклама практики медитаций как универсальной панацеи. Здесь открывается опасность отрыва исходного понятия от общей культуры – многовековых практик наставничества, от глубокого изучения основ.

Буддизм и его концепции уже обретают в России свою форму и нюансы, пусть это длительный и не всегда прямолинейный процесс. И здесь благом является возможность соприкоснуться с отражением изначальных концепций во всём их многообразии и полноте в живой культуре современной Индии.

Будда и дхарма

Следует помнить, что даже в древние времена, начиная с эпохи Вед за несколько тысяч лет до нашей эры, Будда, дхарма, Сангха в буддизме считались неизменным универсальным законом, подобным законам гравитации, математики и гидродинамики. Поскольку гравитация считается универсальным законом, независимо от того, что она называет на разных языках, дхарма также считается универсальным законом, независимо от того, что она называет в разных религиях.

Самые ранние сочинения о дхарме (из Вед) подразумевали, что только мудрецы могут испытать это, и должны передать его мирянам через мантры и другие действия.

Те, кто знаком с буддизмом, знают, что дхарма была главным центром медитации Будды. Это были основные характеристики дхармы:

  • А именно, что она была бесконечна и охватывала как материальные (мирские), так и духовные (сверхземные) миры.
  • Дхарму можно рассматривать как ментальный «смысл». То есть, в то время как глаз имеет вид, а ухо имеет звук, а нос имеет запах, у ума есть дхарма.
  • Дхарма была носителем добра и пользы, и, таким образом, слово дхарма хорошо использовалось, чтобы подразумевать здравый смысл, в то время как слово адхарма имело бы плохой смысл.
  • Дхарма была обязанностью человека, те действия, которые были бы пригодны для выполнения в соответствии с их обязанностями.
  • Дхарма — это постоянная универсальная истина, в том числе законы природы и природа законов.

Именно через медитации Будды он пытался понять истинный смысл дхармы. Именно благодаря медитации озарения Будда дал указание, чтобы миряне могли сами реализовать дхарму. Будда учил, что прямая реализация на индивидуальном уровне превосходит предположения или традиционные убеждения.

Для просвещения человек должен пройти 8 шагов Восьмеричного пути. На самом деле это не линейные шаги, а восемь аспектов совершенствования на пути к полному освобождению.

Джайнизм

Джайнизм — религиозно-философское учение, распространенное в Индии и Шри-Ланке. Оно возникло примерно одновременно с буддизмом, а возможно, и на пару столетий раньше. В основе этого верования — постоянное самосовершенствование души. Последователей джайнизма не так много, по сравнению с тем же индуизмом или буддизмом — не более 10 млн в мире.

В понимании джайнов дхарма — это истинное знание, которое не пребывает в мире постоянно. Оно то угасает и скрывается, то вновь становится проявленным. Тех, кто вновь открывает миру дхарму, называют “хранителями переправы” — тиртханкарами.

Когда тиртханкар проходит этапы своего становления и очищает карму, он переходит в статус Бхагавана — высшего божества. Джайны считают, что всего таких Бхагаванов, вышедших из простых смертных, существовало 24 на протяжении истории.

Как практиковать Дхарму в обычной жизни?

Дхарма – это в Древней Индии не только общий закон всего сущего, но и индивидуальный путь человека. Практика дхармического пути в современном мире может казаться непростой задачей. Но она вовсе не требует кардинальных перемен в жизни, ухода в монастырь, ежедневного подвижничества.

Минимально достаточными являются соответствующее намерение, упорство и постоянство практики. И ещё в учении Будды указано на необходимость приспособления Дхармы к месту и времени.

В буддизме это восьмеричный путь, предполагающий освоение трёх ступеней:

  • развитие мудрости – изучать соответствующую литературу, слушать мудрых людей, взращивать в себе доброе отношение ко всему живущему;
  • развитие нравственности – конкретные предписания прописаны в ведах и сутрах, но они близки ценностям гуманистических религий – не лгать, не завидовать, не причинять вреда, не следовать страстям;
  • развитие духовности – включает в себя медитации, чтение мантр, развитие осознанности.

Именно последняя ступень может быть трудна для достижения в обыденной жизни, но концепция Дхармы, понимая несовершенную природу каждого человека, не требует от него идеальности. Достаточно заходить в практике настолько далеко, насколько это возможно.

Здесь на первый план выступает внутренняя сторона, дух следования пути, соответственно, можно ошибаться, можно быть несовершенным в практике. Если Дхарма обязывает желать добра всем живущим, то она не может требовать жестокости к себе.

Достаточно быть на своём месте, выполнять своё дело, не бежать от ответственности. Не более того, что требуется от понятия «быть хорошим человеком»: не нарушать моральных запретов, поддерживать порядок вокруг себя, оказывать поддержку другим на их пути, оказывать уважение и благодарность учителям и тем, кто становится примером.

Адхарма.

Противоположность дхармы – адхарма (пали «адхамма») – означает отсутствие добродетели и «положительному» злу. В Чхандогья-упанишаде

адхарма, наряду с дхармой, названа в числе предметов человеческого познания, а вКатха-упанишаде , где Начикетас просит бога смерти открыть ему то, что лежит за пределами созданного и несозданного, прошлого и будущего, адхармы и дхармы. В Палийском каноне буддистов адхамма – устойчивая оппозиция дхаммы: если вторая позволяет обрести хорошее будущее рождение, то первая обеспечивает ад. Страсть, характеризуемая в качестве адхаммы, равнозначна беззаконному желанию

В палийском каноне специальное наставление на эту темуАдхамма-сутта (включающая реально три сутты) содержит перечисление и характеристику 10 разновидностей адхармы: неправильные взгляды, мышление, речь, действия, образ жизни, усилия, внимание, сосредоточение, знание, освобождение (которое тоже может быть неправильным). Ближайший эквивалент адхаммы – акусала

В специальнойАкусаладхамма-сутте она обобщает восемь противоположностей восьмеричного «благородного пути» – ложные взгляды, намерения, речь, образ жизни, действия, внимание, медитация, сосредоточение. В индуистских философских системах адхарма – такое предрасположение менталитета, которое ведет к дурному будущему рождению. У Прашастапады различаются три основные причины адхармы: совершение действий, запрещенных священным преданием и противоположных дхарме (недостойное поведение, неправда, незаконное обладание чем-либо), несовершение предписанных действий, пренебрежение своими обязанностями. Как и дхарма, адхарма является одним из природных качеств индивида. Если, согласно ньяя-вайшешике, она – свойство самого Атмана, то согласно санкхье – свойство «внутреннего органа» (антахкарана), точнее – интеллекта-буддхи. Поэтому поведение зависит в определенном смысле от того, какая диспозиция в сознании индивида (независимо от его выбора) преобладает – добродетельная или недобродетельная. У наяиков адхарма, как и дхарма, является следствием «активности» (правритти), которая, в свою очередь, обусловливает сансару. Бхасарваджня считает адхарму одной из четырех причин страдания (в тексте – «то, что следует устранить»).

Понятие о пурушартхах

Пурушартхами в индуизме называют четыре основных цели жизни человека. Они фигурируют под названиями дхарма, артха, кама и мокша. В контексте пурушартх эти понятия означают следующее:

  • дхарма — праведная жизнь, подчиненная моральным устоям;
  • артха — материальные приобретения, процветание и благополучие в мирской жизни;
  • кама — чувственные наслаждения;
  • мокша — освобождение из колеса сансары — бесконечной череды перерождений.

Считается, что четыре пурушартхи соответствуют четырем основным ступеням духовного развития по индуизму — ашрамам. Каждая из ступеней длится 25 лет — индуисты верят, что можно дожить до ста лет, если соблюдать предписания всех четырех этапов:

  • брахмачарья — период ученичества, длящийся до 25 лет. В это время человек приобретает знания в соответствии с принципами дхармы;
  • грихастха — период семейной жизни, время с 25 до 50 лет. В этот период человеку в жизни человека преобладают артха и кама;
  • ванапрастха — время с 50 до 75 лет, постепенный уход от мирских дел;
  • санньяса — от 75 до 100 лет — полное отречение от мира ради божественного освобождения (соотносят с пурушартхой мокши); считается, что выйти в нирвану можно, только если жизнь была прожита в соответствии с принципами Дхармы.

Дхарма в астрологии

С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.

Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия  у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:

  • Религиозное учение и философские знания,
  • Закон справедливости,
  • Умение терпеливо сносить страдания,
  • Преданность долгу и Богу,
  • Любовь к Богу и людям.

Всего выделяют пять правил  дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:

  • Нельзя причинять вред любому живому существу,
  • Не желать чужого имущества, и не брать того, что вам не принадлежит,
  • Правильно распределять свои доходы, не присваивать чужой труд,
  • Никогда не говорить неправды, избегать зависти, злости, агрессии,
  • Быть умеренным в еде и питье, не употреблять спиртные напитки, поскольку они затемняют рассудок и путают сознание.

Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.

Хорошая дхарма – хорошая карма

Индуизм поддерживает концепцию реинкарнации, то есть кармы, которая определяет положение человека в его следующем рождении, которая обусловлена его теперешними действиями, телесными, умственными и духовными. Для достижения хорошей кармы необходимо жить в соответствии с дхармой, то есть совершать праведные поступки. Понятие праведности подразумевает выполнение того, что считается правильным в рамках данной семьи, деревни, касты, Вселенной, и так далее. Дхарма подобна космическому балансу, и если кто-то один идет против баланса, он сам теряет свой баланс и обретает плохую карму. А она, в свою очередь, влияет на его будущее, на многие годы, сотни лет вперед. Поэтому, свой дхармический путь необходимо довести до конца, чтобы сжечь плохую карму предыдущих воплощений.

Неоиндуизм.

Понятие дхармы в неоиндуизме подвергается трансформации и модернизации, которые наглядно представлены в новых интерпретациях Бхагавадгиты

. Так, Б.Ч.Чаттерджи в книгеНачала религии (1888), интерпретируя дхарму как религию, распространяет это понятие также на христиан, буддистов, мусульман. С другой стороны, под влиянием французского позитивизма 19 в., он отождествляет религию (как дхарму) с «человечностью» как таковой. В своемЭссе о «Гите » (1921) Ауробиндо Гхош интерпретирует принципы свадхармы как «отношение внешней жизни человека к его внутреннему бытию, развитие его действия из его души и внутренний закон природы» (традиционное истолкование свадхармы в качестве обязанностей, соответствующих варновому долгу, не привлекательно для современного человека). Дхарма соответствует уже индивидуальным дарованиям и средствам самовыражения индивида (а не групповой морали, как в индуизме). Ученик Ганди Виноба Бхаве полагает, что дхарма человека сегодня уже не такова, как десять лет назад, а еще через десять лет также существенно изменится, ибо зависит от «психологической диспозиции», характера. Дхарма далее понимается как существенное свойство не только индивида, но и всего человечества (люди не могут жить на солнце, даже любя его, потому что это противоречит их дхарме).

См. также: ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ; ВАРНЫ; ВЕДЫ; ДХАРМАШАСТРЫ; ИНДУИЗМ; КАМА; МИМАНСАСУТРА-БХАШЬЯ; МИМАНСА-СУТРЫ; МОКША; НЬЯЯ-БХАШЬЯ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА; ПУНЬЯ; ПУРУША; ПУРУШАРТХА; САНКХЬЯ-КАРИКА; САТЬЯ; ШАНКАРА.

Цель дхармы

Целью дхармы является не только достижение союза индивидуальной души с высшей реальностью. Дхарма также предлагает кодекс поведения, который предназначен для обретения мирских радостей и высшего счастья.

Индуизм является религией, которая предлагает человеку разнообразные методы для достижения самого высокого, идеального и вечного блаженства здесь и сейчас, на Земле. Не где-нибудь и когда-нибудь, не после смерти или очередного перевоплощения, а в данную секунду времени. Например, к дхарме относится идея женитьбы, создания семьи и обеспечения этой семьи всем необходимым любыми способами. Такая практика дхармы дает душе получить опыт этого мира, почувствовать радость, силу и спокойствия внутри себя. Кроме этого, такие поступки влияют на других, подают им пример и делают жизнь вокруг дисциплинированной.

Понятие Свадхармы

Давайте всё-таки продолжим тему индивидуального предназначения, и если ошибочно приписывать термину Дхармы такую трактовку, то для нахождения собственного предназначения в жизни существует ещё одно понятие, и оно созвучно дхарме — это Свадхарма, или личная Дхарма (ещё один перевод). Изначально в Ведах мы не встречаем подобное понятие.

Впервые мы узнаём о нём из Бхагавад-гиты, когда Кришна говорит Арджуне о том, что «исполнение своего собственного долга, пусть даже и посредственное, предпочтительнее, чем исполнение чужих обязанностей, хотя бы и отличное. Лучше умереть в Свадхарме; Парадхарма полна страха и опасности». Так, мы понимаем, что у каждого в жизни есть долг, или обязанность, сообразная с его собственной природой. Её-то человек и должен прожить, воплотить в жизнь.

Далее приведём отрывок из лекции Шри Шри Рави Шанкара, которая проходила в Бангалоре в 2013 году. На вопрос присутствующих о том, каким образом можно трактовать Свадхарму, он ответил следующим образом: «Любое действие, которое не заставляет вас почувствовать страх или беспокойство, — это Свадхарма.

Такое действие, когда вы чувствуете, будто что-то побуждает вас его сделать и без выполнения которого вы чувствовали бы беспокойство — это Свадхарма». Действие, которое производится в наибольшем согласии с вашими внутренними глубинными установками, талантами и наклонностями становится Свадхармой. Поэтому выяснение индивидуальной Свадхармы — это в большей мере осознание и понимание своей собственной сути, наклонностей и позволение себе действовать и жить согласно своим наклонностям.

Значение колеса дхармы

Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.

Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.

Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.

Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды

  • Умение видеть и делать выводы,
  • Умение размышлять над увиденным,
  • Верно и точно выражать свои мысли,
  • Совершать только правильные поступки,
  • Следовать своим избранным путем,
  • Идти в нужном направлении,
  • Осознавать свою миссию на земле,
  • совершенствовать свое внутреннее Я.

А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.

Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.

Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.

  1. При первом повороте Будда учил четырем благородным истинам и законам Кармы, закону вселенской справедливости и возмездия.
  2. Второй поворот раскрыл закон взаимопроникновения и взаимозависимости всего и всех в мире.
  3. Третий поворот колеса раскрыл понятие о всеобщей просветленности, то есть в каждом живом существе есть частичка Будды, отыскать которую нужно стремиться в процессе самосовершенствования.

Изображение колеса дхармы считается одним из священных символом Индии, оно присутствует на их государственном флаге и многих других и государственных, и политических, и религиозных атрибутах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: