Архитектура
Композиционным центром архитектурного ансамбля скита служит Черниговский храм (1886—1889). Под ним помещается пещерная церковь, построенная в 1851. В 1856—1857 годах сооружается просторная трапезная пещерного храма со сводчатым потолком, так что первоначальная церковь 1851 года превращается в алтарь. Пещерная церковь к настоящему времени полностью восстановлена.
Решение о строительстве нового, уже каменного, надпещерного храма вместо обветшавшей деревянной церкви было принято в 1886. Автором проекта и руководителем работ утверждён архитектор Н. В. Султанов. Вчерне Черниговский храм был завершён в 1889, в 1893 состоялось освещение главного престола, отделка завершена лишь в 1897 году. Примечательно, что весь период строительства пещерная церковь оставалась действующей. В Черниговском храме по состоянию на 2007 год ведутся восстановительные работы.
Южный келейный корпус построен между 1861—1865 годами, в 1870 достроен второй этаж. После строительства в 1889 году вдоль западной ограды двухэтажного трапезного корпуса все новые сооружения в скиту выдерживаются в псевдорусском стиле, в стилевом единстве с Черниговским храмом. В 1894 году строится ограда скита, а в 1895 году А. А. Латковым напротив восточного фасада Черниговского храма возводится пятиярусная колокольня, по высоте почти равная лаврской. В 1904 вдоль восточной ограды сооружается келейный корпус.
Основатели первых скитов
Наиболее ранний скит Троице-Сергиевой лавры – Гефсиманский – был основан в середине XIX века иноками, пожелавшими предаться более уединённой молитвенной жизни. Место для него они избрали на противоположном от лавры берегу Корбушинского пруда. Произошло это, как явствует из документов, в 1845 году, а уже через два года на ближнем берегу в Исаковской роще поселился весьма чтимый в те годы московский юродивый Филиппушка.
Прежде этот человек Божий был насельником лавры, но, испросив у настоятеля благословение на подвиг отшельничества, удалился от братии и в уединённом месте ископал себе земляную келью. Но это не была простая землянка, в каких нередко селились на Руси те, кому жизнь оказалась мачехой. Свою келью Филиппушка строил по образцу пещер, устроенных в Киево-Печерской лавре, где довелось ему побывать во время своих бесконечных странствий. Четыре года провёл юродивый в неустанных трудах. Постепенно к нему стали присоединяться и другие монахи. В результате их усердия в 1851 году был выстроен целый комплекс подземных ходов с маленькими кельями и пещерный храм, освящённый в честь Архангела Михаила.
Как добраться до Черниговского скита
Гефсиманский Черниговский скит находится в городе Сергиев Посад на улице Гефсиманские пруды, 1.
Своим ходом – на маршрутке и пешком. От железнодорожного вокзала Сергиева Посада можно подъехать ближе к скиту на маршрутных автобусах № 7, 8. Выйти нужно на остановке «Ферма» (въезд в пос. Ферма) и идти по ул. Солнечная. Скит находится между поселками (микрорайонами) Ферма и Киновия. Но поскольку город небольшой, от железнодорожной станции до территории скита нетрудно дойти и пешком. Для этого вначале нужно двигаться вдоль железнодорожной насыпи в сторону Александрова (на север). На втором ж/д переезде – повернуть направо на ул. Вифанскую. Она выводит к Скитским прудам, за которыми и расположена территория скита.
Колокольня
На автомобиле. Из центра города от Троицко-Сергиевской Лавры с улицы Красной Армии необходимо повернуть направо (на восток) на ул. Карла Маркса. Далее по Вифанской улице пересечь железную дорогу. На втором повороте налево после ж/д переезда выехать на Карбушинский переулок, и далее по Огородной и Новоогородной улицам доехать до территории скита.
История Черниговского скита
Гефсиманией называлось место, где Иисус Христос молился о людском спасении. В Гефсимании нашла свой покой и Богоматерь. Обитель с таким названием была создана в 1843-1844 годах в 3 км от Троицкого монастыря, в тихой Исаковой роще. Сделали это, благодаря усилиям наместника Лавры преподобного Антония. Вначале здесь стали жить несколько монахов, которые имели большую склонность к безмолвию и аскетическому образу жизни. В отличие от иноков Троицкого монастыря, они не имели жалования, а одежду получали из «рухлядной». Даже церковная утварь, используемая в новой обители при богослужениях, была поначалу просто деревянной.
Гефсиманский Черниговский скит
В 1848 году сюда среди монахов поселился юродивый Филиппушка (1802-1968). Неподалеку от обители он начал рыть для себя в земле келью, как у монахов Киева-Печерской Лавры. И к усердному юродивому присоединилась часть монастырской братии. До осени 1851 года был вырыт целый подземный комплекс, куда входил храм, обрамленный деревянным срубом, и небольшие пещерные кельи для иноков. Поначалу все подземные сооружения делались земляными, и кирпичом были обложены гораздо позже.
Год спустя подземному храму была подарена икона Черниговской Божией Матери. Тогда же, в 1852 году монастырь впервые посетил Василий Ильич Меркулов. Вначале он водил к монастырским пещерам богомольцев, а затем принял послушание. Через 14 лет Меркулов стал монахом, и его начали называть Варнавой. Спустя время он сделался народным духовником Пещер Гефсиманской обители. Известность иеромонаха Варнавы среди христиан постоянно росла. И многие спешили в «Пещеры», чтобы получить благословение старца. Так, в 1905 году у иеромонаха исповедовался император России Николай II. В следующем году Варнава окончил земной путь. Православная церковь канонизировала его в середине 90-х годов прошлого века.
60-90 годы XIX века стали временем активного строительства Гефсиманского скита.
Были проведены большие работы по расширению подземной церкви, возведена деревянная надземная церковь, а позже и кирпичный Черниговский храм, келейные здания, ограда и пятиярусная колокольня.
В 1919 году, с приходом советской власти, Троицко-Сергиевский монастырь закрыли. И часть монахов стала жить в Гефсиманском скиту и Черниговской обители. Но спустя три года власти ликвидировали и Черниговский монастырь. Икону Черниговской Божией Матери перенесли и разместили в московской церкви преподобного Сергия, расположенной в Рогожской Ямской слободе.
В 1924 году Гефсиманская обитель продолжила существовать как сельскохозяйственная артель. Окончательный разгон монастырской братии произошел в 1928 году, с закрытием последней церкви на монастырской территории. Помещения Гефсиманской обители начали использовать для клуба глухонемых. А в середине прошлого века их отдали военным, которые взорвали все строения, а на освободившейся площадке возвели корпус для административно-учебных целей.
Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери
Помещения скита продолжили эксплуатировать под складские нужды, для размещения тюрьмы и специального интерната для инвалидов войны. И, наконец, в 1990 году многострадальную обитель вернули Троицко-Сергиевской Лавре.
Гефсиманский Черниговский Скит
Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. Скит основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова). В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.
«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.
Теперь скит открыт для паломников, желающих поклониться его святыням, и всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности – пещерные храмы, монашеские кельи и святой источник. Помимо пещер скит известен уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и монастырских стен, сохранившихся доныне.
Переступая порог святой обители, следует помнить, что скит — особый дом молитвы, уединения от мира. Уважая святость места сего, следует знать и выполнять несложные правила: необходимо сохранять скромный и благопристойный вид. Мужчинам нужно быть в рубашках и брюках, женщинам — в юбках и с покрытыми головами. Женщины в брючных костюмах, джинсах или коротких юбках могут получить юбку при входе в храм.
Источник
Соборование
В Черниговской обители ежедневно в 12.00, кроме воскресных и праздничных дней, совершается Соборование или Елеосвящение. Это одно из семи главных таинств православной церкви, во время которого молятся о даровании духовного и телесного здравия. Тело человека помазывают освященным елеем и просят Господа об отпущении забытых и неосознанных грехов.
Запрещается опаздывать и присоединяться к таинству после его начала. Первопричиной большинства болезней является грех, поэтому каждому православному христианину необходимо периодически собороваться. В большинстве храмов Елеосвящение совершаются только во время Великого поста. Монахи Черниговской обители позволяют паломникам и местным жителям участвовать в Соборовании практически в любое удобное время.
Расписание богослужений
Расписание богослужений на Страстную седмицу Великого поста.
Дата | День | Память | Утреннее богослужение | Вечернее |
25 апреля | Вербное Воскресенье | Гл.5. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. На трапезе разрешается рыба. | 8:30 — Литургия св. Иоанна Златоуста. | 16:45 |
26 апреля | Великий Понедельник | Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского. | 6:30 (литургия Преждеосвященных даров) | 16:45 |
27 апреля | Великий Вторник | Свт. Мартина исп., папы Римского. | 6:30 (литургия Преждеосвященных даров) | 16:45 |
28 апреля | Великая Среда | Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима. | 6:30 (литургия Преждеосвященных даров) | 16:45 |
29 апреля | Великий Четверг | Воспоминание Тайной Ве́чери. | 6:30 (литургия свт. Василия Великого) | 16:45 — чтениеСтрастны́х Евангелий. |
30 апреля | Великий Пяток | Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Строгий пост. | 7:00 — Царские часы (литургии не положено). | 14:00 — вечерня,вынос Святой Плащаницы.17:00 — утреня,Погребение Плащаницы. |
1 мая | Великая Суббота | 4:00 — литургия свт. Василия Великого. 9:00-20:00 — освящение куличей и яиц. | 22:00 — Общая исповедь. 22:10-23:30 — Чтение Деяний Свв. Апостолов. 23:30 — Полу́нощница и канон Великой Субботы. 00:00 — Пасхальная утреня и Литургия. |
Расписание богослужений на Светлую седмицу. Сплошная седмица.
Источник
История создания
Гефсиманский скит
В 40-х гг. 19 столетия
склонные к отшельническому и аскетическому уединению монахи из Троице-Сергиевой Лавры основали в Исаковской роще окраины Сергиева Посада скитское поселение из деревянных келий и церквей. Так появился Гефсиманский скит, по названию известной иерусалимскойГефсимании – места молитв Иисуса Христа и успокоения Богоматери.
Организация нового скита была вызвана поиском нового источника духовной жизни по заветам Преподобного Сергия Радонежского
. К этому источнику стремились и простые люди и известные философские умы того времени.
Жили монахи русской Гефсимании более чем скромно – без жалования, в поношенной одежде с самой примитивной церковной утварью и посудой. Первым храмовым сооружением была деревянная Успенская церковь
, затем строится церковьТрапезная – в два этажа с престолом С.Радонежского и Воскресенская церковь при кладбище.
Гефсиманский скит Сергиевого посада в начале 20 века
Вскоре в Гефсиманском скиту появляется известный юродивый Филиппушка
. Владимирский крестьянин по происхождению, Филипп, уже будучи женатым человеком, оставляет дом и семью ради служения Господу. Он начинает вести подвижнический образ жизни, ходит босиком и в лохмотьях, ест, что придется.
Обойдя множество святых мест и монастырских земель, Филипп мечтает о создании подземной монашеской обители, по примеру понравившейся ему Киево-Печерской Лавры
. Лучшим местом для этого оказалась малолюдная территория Гефсиманского скита, куда его и отправляют из Троице-Сергиевой лавры.
«Пещеры»
Охваченный идеей сооружения подземной обители, вновь прибывший Филипп испрашивает разрешения на создание для себя подземной кельи, правда формулирует он эту просьбу как желание «выкопать погребок»
. Строительство «погребка» он начинает в небольшом отдалении от Гефсиманского скита. К титаническому труду Филиппушки постепенно присоединяются и другие члены монашеского братства.
Келья подземного отделения
Монахи, поддерживающие идею подземного житья, самостоятельно выкапывали себе по «погребку» рядом с подземной кельей Филиппа, и устанавливали там каменные лавки для сна. Таким образом, со временем образовалась целая система подземных келий
и переходов между ними, т.е. создался своеобразный подземный пещерный комплекс. Время появления Филиппушки на скитской территории приято считать временем создания Черниговского скита.
Подземные ходы Черниговского скита сегодня
В результате совместного физического труда по копанию земли кроме подземных келий, соединенных подземными ходами, появился подземный храм Бесплотных сил (он же – Архангела Михаила) в обрамлении деревянного сруба, освященный митрополитом Филаретом в 1851 году.
Верхняя часть храма, являвшаяся частью полуземлянки, имела надземный выступ с фигурной кровлей. Под землей храм разветвлялся на подземные переходы и маленькие пещерки-кельи.
Черниговский скит
Вскоре монахам скита был подарен образ Черниговской богоматери
, которая спустя несколько лет признается чудодейственной. К концу 19 века название этой иконы переходит на название всей бывшей «Пещеры» — скита, который рос и застраивался, причем строительство шло и за счет расширения подземной территории и за счет создания новых наземных культовых объектов.
В 50-х гг. появляется наземный Храм Преподобных А. и Ф. Печерских
. Позднее, в 60-90 гг. возводятся келейные и трапезный корпуса, кирпичное ограждение и пятиярусное сооружение шатровой колокольни и т.д. И, конечно же, венчает это строительство создание великолепногоЧерниговского храма .
В скит в те времена стекались паломники со всей России! Особенно известным монахом являлся Варнава
(в миру — В.И.Меркулов), к которому за советом и поддержкой обращался и сам Николай Второй после Кровавого воскресенья 1905 года. Обладая даром прозорливости и умения исцелять, Варнава помог многим страждущим, принимая в день по несколько сотен человек. Для каждого у него было доброе слово и мудрый совет, сочувствие и соучастие. Впоследствии Варнава был канонизирован, а его мощи обрели покой в Черниговском соборе.
Первый этаж келейного корпуса
строится с южной стороны скитской территории в первой половине60-х гг. 19 века , в 70-х гг. к нему надстраивается второй этаж. К концу 80-х на западной стороне, вдоль оград появляется двухэтажныйтрапезный корпус.
Фото территории и храмов
Даже глядя на фотографии можно почувствовать особую атмосферу и сильную благодать, которую излучает Черниговский скит. Размеренная жизнь, тишина и спокойствие привлекают сюда множество паломников, которые желают отдохнуть от мирской суеты.
Чтобы попасть на территорию Черниговского монастыря, нужно подняться по ступенькам и пройти через красавицу-колокольню:
Черниговский собор, алтарная часть. Фотография сделана с высоты пятиярусной колокольни. Еще несколько лет назад золото куполов скрывалось под строительными лесами. Теперь они полностью восстановлены:
Черниговский скит, вид со стороны Вифанских (ныне Гефсиманских) прудов. Арочный свод – второй вход на территорию. В деревянной часовне на берегу можно набрать святой воды. В водоеме всегда много уток, которых с удовольствием кормят приезжающие паломники:
Черниговский скит. Вход в пещеры в южной части собора. Монахи обители ежедневно проводят экскурсии для гостей и рассказывают о жизни великих подвижников:
Так в настоящее время выглядит пещерное отделение Черниговского скита. Справа видна дверь в келью, в которой раньше жили монахи. Цепочка коридоров опоясывает весь подземный храм:
Черниговский скит. Подземный храм Архистратига Михаила. Роспись выполнена современными реставраторами. Справа и слева от иконостаса находятся арочные входы в кельи и коридор:
Черниговский скит. Список иконы Черниговской Божией матери, который сейчас находится в соборе.
Черниговский скит. Икона Божией матери Нерушимая Стена – еще одна значимая святыня, находящаяся в святой обители.
Черниговский скит. Рака с мощами «старца-утешителя» прп. Варнавы:
Архитектура монастыря
Этот комплекс чрезвычайно интересен для наблюдателей, потому что построен в псевдорусской архитектурной манере с использованием красного кирпича. В состав входят наземные постройки, располагающиеся на берегу пруда, и подземные катакомбы.
Гефсиманский Черниговский скит, Сергиев Посад
Монастырские строения располагаются напротив Гефсиманской обители (отсюда произошло двойное название), в которую ранее входила территория Черниговского скита. Однако сегодня бывшая часть комплекса недоступна, находится за пределами высокой стены, за которой располагается воинская часть.
Архитектурной основой здесь является храм, построенный в честь Черниговской иконы Богоматери. Автором этой постройки выступил русский архитектор и инженер Н. В. Султанов, множество лет потративший на изучения византийского школы зодчества. Верхнюю церковь построили в 1889 г., отделочные работы продолжались восемь лет. После завершения всех необходимых строительных процедур храм торжественно освятили.
- Несколько ниже располагается старинная церковь пещерного типа. Эта постройка совершенно не пострадала, когда проводились работы по возведению колоссального пятиглавого храма. Это говорит о высоком мастерстве инженеров, взявшихся за такую ответственную работу. Все постройки Черниговского скита выполнены в псевдорусском стиле и живописно вплетаются в общий антураж комплекса. Сегодня они искусно отреставрированы и выглядят замечательно.
- По левой стороне от главного храма возведен монастырский погост. В этом месте находятся захоронения знаменитых русских философов, их могилы отмечены колоритными крестами и надгробными плитами. В некрополе скита похоронены служившие здесь монахи и люди, являющиеся благотворителями и попечителями Гефсиманской обители.
- На самом высоком месте Черниговского скита красуется шатровая колокольня, сооруженная в 1895 г. Её размер практически идентичен колокольне, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. К этому изящному зданию с левой и правой стороны приставлены храмы, торжественно освященные в память Николая Чудотворца и прославленных святых подвижников Константина и Елены. Изящная пятиярусная колокольня и две небольшие церкви воздвигли по проекту архитектора Латкова, благотворителем этих построек стал местный помещик Цуриков.
- В южной области Черниговского скита расположен двухэтажный корпус, предназначенный для братии. Над западной стороной пещер возвышается небольшого размера часовня, сооруженная в честь Владислава Сербского. Она покрывает место, где подземная вода выходит наружу. Эту часовню построили в XX в., но разрушили спустя два десятилетия. Новое здание с купальней появилось в 2020 г., подземный источник заботливо расчистили, и теперь туристы и паломники могут набирать святую воду.
На заметку! Прихожане молятся перед чудотворными списками, сделанными с иконы Черниговской Богородицы. Здесь же находится рака со святыми мощами преподобного Варнавы Гефсиманского, а также камень, привезенный от иерусалимского гроба Девы Марии. Читайте о других святых местах:
- Балаклавский мужской монастырь
- Среднеуральский монастырь в честь иконы «Спорительница хлебов»
- Свято-Преображенский собор в Санкт-Петербурге