Презентация, доклад царскосельский лицей

Что посмотреть в пушкине за один день

Науки, которые постигались лицеистами

Программа обучения объединила математические и гуманитарные науки, давала толчок к развитию и накоплению энциклопедических знаний.

Огромное значение придавалось изучению «Русской литературы», «Всеобщей и русской истории», а также «Физической географии». Глубокое изучение этих предметов развивало в учениках чувства патриотизма и уважения к отечеству.

Много времени уделялось иностранным языкам, изучали:

  • французский;
  • немецкий;
  • латинский.

Каждому языку посвящался один из дней в неделе — все ученики и педагоги разговаривали только на выбранном языке.

В программу входило изучение точных наук:

  • математика;
  • физика;
  • статистика.

Немаловажное значение предавали «Риторике» — обучению ораторскому искусству. Для формирования нравственности в программу обучения ввели:

Для формирования нравственности в программу обучения ввели:

  • закон Божий;
  • этика;
  • логика;
  • правоведение;
  • политэкономия.

Светские и гимнастические направления в обучении имели немаловажное значение. Много времени уделяли каллиграфии и рисованию

Танцы, фехтование, верховая езда и плавание являлись основой физического развития.

Царскосельский наставник старался не только передать свои знания, но обязательно получить ощутимые результаты на практике. Так преподаватель словесности Н.Ф. Кошанский кроме обучения правилам грамматики, развивал творческие способности — постоянно давал задание по написанию стихов.

Благодаря такому подходу к обучению из пушкинского лицея вышло много великих поэтов и общественных деятелей разного направления.

Учебная программа периодически изменялась, но гуманитарно-юридическое направление всегда сохранялось. При желании, воспитанники лицея могли дополнительно обучиться военному делу, и получить права выпускников Пажеского корпуса — престижного военного заведения Российской империи.

Царское село (Пушкин) история

Царское село – это музей-заповедник, который является выдающимся образцом не только мировой архитектуры, но и садово-паркового искусства. Это творение самых выдающихся зодчих, скульпторов и художников, которые творили в период с 18 по 20 век и воплотили в реальность самые смелые пожелания и замыслы царского двора.

История Царского села начинается в 1710-1720 годах. Именно в этот период началось возведение загородной резиденции русских царей, а также возникает слобода, в которой жили служители царской семьи, которая и получила название сначала Сарская мыза, а потом была переименована в Царское село.

В период 18 и 19 столетий прошлого тысячелетия территория современного заповедника считалась парадной резиденцией императорской семьи. А в период с 1811 по 1843 годы на территории Царского села был основан Царскосельский императорский лицей, одним из всемирно известных воспитанников, которого является А.С. Пушкин.

Уже в период правления советской власти дворцово-парковому комплексу Царское село было присвоено статус музея. А дома царских служащих и другие постройки были переоборудованы в образовательные и оздоровительные комплексы.

В 1937 году, в день 100летия со дня смерти великого поэта А.С. Пушкина город, который находился возле территории дворцово-паркового комплекса переименовали в Пушкин. До этого он с 1918 года именовался Детским селом.

Во время Великой Отечественной Войны город Пушкин, как и территорию заповедника, не минула судьба оккупации. Территория была захвачена немцами два года. За это время из страны была вывезена вся облицовка легендарной Янтарной комнаты, поиски которой не завершены и по сей день. В послевоенный период дворцово-парковый комплекс был постепенно восстановлен из руин. На сегодняшний день заповедная зона Царского села является национальным достоянием, которое каждый день посещают десятки тысяч туристов со всех уголков мира.

Литература о Царскосельском лицее

— «Пушкин в воспоминаниях современников», том 1 и 2, Изд «Художественная литература», 1974 год— П. Аненков «А. С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений». Изд «Общественная польза», 1873 год— Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1826)». Изд. АН СССР, 1950 год— В. Вересаев «Спутники Пушкина», Изд. «Советский писатель», 1937 год— А. Гессен «Всё волновало нежный ум»: Пушкин среди книг и друзей», Изд. «Наука», 1965 год— Л. Гроссман «Пушкин», Изд. «Молодая гвардия», 1965 год— Б. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина», Изд. «Художественная литература», 1974 год— Л. Черейский «Пушкин и его окружение». Изд. «Наука», 1975 год— К. Грот «Пушкинский лицей», Типография Министерства путей сообщения, 1911 год— Я. Грот «Пушкин и его лицейские товарищи и наставники», Типография Императорской АН, 1887 год— Д. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей; Наставники и питомцы, 1811-1843», Типография Киршбаума, 1911 год— Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…», Изд. «Молодая гвардия», 1979 год— М. Руденская «Они учились с Пушкиным», «Лениздат», 1976 год

Ещё статьи

Болонская система образования
Герой нашего времени
Евгений Онегин

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

«Мы все учились понемногу// Чему-нибудь и как-нибудь…»

По Лицейскому уставу в заведение принимались дворянские дети 10-12 лет, не более 50 человек. Учились воспитанники шесть лет, и это обучение и по уровню и по статусу приравнивалось к университетскому.

Выпускники получали какой-нибудь гражданский чин, с 14 (самый низший) по 9, согласно «Табели о рангах». Один, Горчаков, дослужился до высшего чина, до, так сказать, сановника №1 — канцлера. Он был, кстати, самым последним канцлером Империи.

Начальный курс в Лицее отдавался изучению предметов старших классов гимназии, на окончательном курсе лицеисты изучали словесность (особенно иностранную), предметы нравственно-политического и физико-математического факультетов. Это позволяло им приобрести энциклопедические знания.

Набор дисциплин был во многом примерно тем же, какой вы найдете, заглянув в расписание современной школы: математика, физика, география, история…

Ну, конечно, с поправкой на эпоху и на «элитность». В словесные науки входили риторика, латинский, французский и немецкий языки. В нравственные науки — логика и правоведение и, конечно, Закон Божий.

В перечне изящных искусств и гимнастических упражнений — плавание (Пушкин потом и в ссылке плавал в Сороти каждое утро), верховая езда, фехтование, катание на коньках, чистописание, танцы.

Экипировка лицеистов для фехтования

«Он по-французски совершенно // Мог изъясняться и писал // Легко мазурку танцевал // И кланялся непринужденно» — что ж, таковы были времена. Не сказать, что чем-то сейчас сильно отличаются.

Учебный год длился 11 месяцев. Каникулы – только в июле, да и в этот период лицеисты оставались в Царском Селе.

Ни дня праздности! Аскетический, посвященный будущему служению, быт; человечность, демократизм, внутреннее достоинство — каждый день был направлен на это.

Шесть лет безвылазно сидеть и неизбежно дружить, представляете? Неудивительно, что потом на всю жизнь запомнили лицеисты день 19 октября. И каждый год старались собраться вместе.

В кабинетах географии тогда висели карты еще без Антарктиды и истоков Нила, а Южная Америка была окрашена в цвета Португалии и Испании…

Учебная аудитория лицея

Сама идея создания Лицея, рожденная в мечтах о перипатетической школе аристотелевской гимнасии, требовала от учеников – вечного поиска истины.

Перипатетическая — производное от «перипато», прогулка. Часы занятий у наших лицеистов чередовались с отдыхом и прогулками в любую погоду в Царскосельском саду. Они, как и представители аристотелевской школы, любили прохаживаться за размышлениями в садах, дискутируя о философии, истории, литературе, астрономии, географии.

Подшучивая друг над другом, пикируясь эпиграммами, продолжая этот вечный диалог великих умов. За невинную вроде бы эпиграмму: «…так было мне, друзья, и кюхельбекерно и тошно…», Пушкин и Кюхля (так друзья звали Вильгельма Кюхельбекера) чуть не сразились на дуэли.

«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз», — напишет Александр Пушкин о лицейских временах.

«Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село».

Лицейское Братство обогатилось традициями, одной из которых было ношение отличительных знаков – колец, созданных из осколков чугунного колокола, созывавшего лицеистов на занятия во время учебы.

Их сваял директор Егор Энгельгард для первых выпускников: чугунное рукопожатие – символ крепкой, как металл, дружбы. А сами основы дружбы между воспитанниками и учителями были заложены первым директором Лицея Василием Малиновским, пережившим вместе со своими воспитанниками события грозного 1812 года.

Все они, еще дети, завидовали тогда братьям Раевским, сумевшим поучаствовать в славных битвах. И с какой радостью встречали первую годовщину Лицея отступлением Бонапарта из Москвы!

Неудивительно, что вскормленные такими грандиозными историческими событиями воспитанники Лицея и сами вырастали в великих деятелей, государственников, творцов.

Памятная табличка на стене лицея

Слава юного Пушкина быстро вышла за стены Царскосельского Лицея, переполнив любовью сердца современников и потомков. И здесь, в музее, все и поныне дышит величием – страны, народа и отдельных его представителей в лице лучших из людей.

Большой Екатерининский дворец

Бывший императорский дворец один из самых больших в пригороде Санкт-Петербурга.  Закладывался  как летняя резиденция в 1717 году по приказу императрицы Екатерины I.  

В 1743 году императрица Елизавета Петровна приказывает расширить и благоустроить дворец благодаря чему последний приобретает свой вид и стиль. 

Но в 1752 году Елизавета Петровна решила не останавливаться на достигнутом и затевает  полную перестройку дворца,  поскольку считает его маленьким и старомодным. Реконструкция производящаяся под  руководством Б.Ф. Растрелли длилась четыре года и была успешно закончена.  Дворец имеет длину 325 метров и выполнен в стиле Русское барокко.   В 1756 году дворец был представлен императрице и иностранным гостям.

Во время немецкой оккупации, дворец очень сильно пострадал, очень многое сгорело или было разграблено. Работы по восстановлению дворца велись продолжительное время, в наше время весь ансамбль находится в восстановленном состоянии.

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Царскосельский лицей: как добраться

Самый быстрый способ — отправиться на электричке с Витебского вокзала до станции Царское Село — город Пушкин. 

За билет заплатите 50 рублей и уже через 30 минут прибудете на нужную станцию. 

От вокзала до лицея можно прогуляться пешком, путь неспешным шагом занимает примерно 30 минут

Можно воспользоваться общественным транспортом, но по времени это занимает примерно те же полчаса.

Минуя железную дорогу, можно отправиться на автобусе № 187 или маршрутках №342 и 287 от станции метро Московская. И через 1:10 — 1:15 вы будете у дворца, если не будет пробок.

Лицей расположен в дворцовом флигеле. Он справа, если стоять лицом к фасаду. Поднимайтесь по ступеням и вот вы в музее. 

Не забудьте надеть маску и обработать руки антисептиком.

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих лицея, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей лицей и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан 19 октября 1811 года. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Лицей был основан императором Александром I. Воплотил в жизнь идею известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору. Они – будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что в лицее будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Оценки

До 1816 года учителя подробно излагали свое мнение о каждом ученике, ежегодно составлялись развернутые характеристики: описывались сильные и слабые стороны воспитанника, причины его проступков или отставания в учебе. Это позволяло на деле осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. Позднее была принята более краткая форма оценивания. Характеристика составлялась педагогами не в индивидуальном порядке, а совместно на итоговых заседаниях. А учеба и поведение оценивались цифрами:

  • 1 — отлично,
  • 2 — очень хорошо,
  • 3 — хорошо,
  • 4 — посредственно,
  • 0 — худо.

Оценивались не только учебные успехи, но и способности лицеистов. Так, Пушкин находился ближе к «неспособным и ленивым» в этом списке. «Ранжирование» учеников в зависимости от их успехов — спорный момент. Современные педагоги считают, что это негативно влияет на процесс формирования Я-концепции ребенка. Но для лицейских преподавателей оно было важным средством воспитания. Не только в классах, но и за обеденным столом лучшие места занимали лицеисты, отличившиеся успехами в учебе и поведении.

А вот стремление научить юношей думать самостоятельно, свободно и независимо вполне соответствует современным представлениям о содержании образования. В Постановлении о Лицее подчеркивается правило «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать его собственное действие».

Ведомость. Источник фото

Литература о Царскосельском лицее

— «Пушкин в воспоминаниях современников», том 1 и 2, Изд «Художественная литература», 1974 год — П. Аненков «А. С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений». Изд «Общественная польза», 1873 год — Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1826)». Изд. АН СССР, 1950 год — В. Вересаев «Спутники Пушкина», Изд. «Советский писатель», 1937 год — А. Гессен «Всё волновало нежный ум»: Пушкин среди книг и друзей», Изд. «Наука», 1965 год — Л. Гроссман «Пушкин», Изд. «Молодая гвардия», 1965 год — Б. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина», Изд. «Художественная литература», 1974 год — Л. Черейский «Пушкин и его окружение». Изд. «Наука», 1975 год — К. Грот «Пушкинский лицей», Типография Министерства путей сообщения, 1911 год — Я. Грот «Пушкин и его лицейские товарищи и наставники», Типография Императорской АН, 1887 год — Д. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей; Наставники и питомцы, 1811-1843», Типография Киршбаума, 1911 год — Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…», Изд. «Молодая гвардия», 1979 год — М. Руденская «Они учились с Пушкиным», «Лениздат», 1976 год

Ещё статьи

  • Болонская система образования
  • Герой нашего времени
  • Евгений Онегин

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Учеба и жизнь

Лицеистами становились мальчики от 10 до 12 лет — «здоровые нравственно и физически», имеющие свидетельство о дворянском происхождении. Набор проводился один раз в 3 года. Обучение длилось 6 лет (2 курса по три года) и по уровню соответствовало университетскому образованию.

На начальном этапе (3 года) изучались предметы соответствующие старшим классам гимназии, на втором — предметы, изучаемые в университете (словесность, а также нравственные, политические и физико-математические науки). С 1836 года программу изменили, и поделили на 4 курса по 1,5 года.

По окончании заведения, лицеисты получали чины от 14-го до 9-го класса, в соответствии с табелем о рангах, утвержденном Петром I в 1722 году.

Царскосельский лицей — особая школа закрытого типа с определенным, регламентированным распорядком. На протяжении 6-ти лет воспитанники находились вдали от дома — проживали в Царском селе. Учебный год длился с 1 августа по 1 июля. Августовские каникулы они проводили здесь же, в «лицейской» семье.

Мальчики проживали в отдельных комнатах, обставленных всем необходимым для учебы и отдыха. Ученики строго придерживались заведенного распорядка дня. Обучению отводилось 7 часов, уроки прерывались прогулками и активными занятиями в парке.

Режим дня лицеиста:

  • 06-00 — подъем по звонку;
  • 07-00 — 09-00 — классные занятия;
  • 09-00 – завтрак из белой булки и чая;
  • 009-00 — 10-00 — 1-я прогулка;
  • 10-00 — 12-00 — классные занятия;
  • 12-00 — 13-00 — 2-я прогулка;
  • 13-00 — обед (3 блюда);
  • 14-00 — 15-00 — урок чистописания или рисования;
  • 15-00 — 17-00 — классные занятия;
  • 17-00 — чай;
  • 17-00 — 18-00 — 3-я прогулка;
  • 18-00 — 20-30 — подготовка к урокам и дополнительные занятия с отстающими;
  • 20-30 — ужин;
  • до 22-00 — отдых, развлечения;
  • 22-00 — сон.

Колоссальное время выделялось для физического развития лицеистов, прогулкам в дворцовом саду не мешала любая непогода. Часы досуга посвящались активным занятиям, среди них: верховая езда, фехтование, танцы, плавание, гимнастика.

Каждая минута внеурочного времени проводилась с пользой, в лицее «праздность» не приветствовалась. Любые интересы юношей к чему-либо новому поощрялись и развивались педагогами.

На начальном этапе обучения отметки ученикам не ставили. Педагоги писали лицеистам характеристики с анализом их природных склонностей, поведения, прилежания и успехов.

Огромное значение придавалось литературному образованию. Курсантам была предоставлена прекрасная библиотека, чтение — одно из основных занятий.  Самым любимым развлечением были большие собрания, на которых каждый участник рассказывал о прочитанном или о чем-то выдуманном.

Так, в дружеских соревнованиях, рождались новые стихи, рассказы и эпиграммы. Лицеисты создавали рукописные журналы из своих работ, а после 1814 года, многие произведения стали появляться в печати.

Несмотря на то, что воспитанники были все время заняты, они оставались мальчишками, и проказы сверстников им были не чужды.

ДВОРЦОВЫЙ САД

Так «пирушка с гогелем-могелем», устроенная Малиновским (сын 1-го директора лицея), Пущиным и Пушкиным в октябре 1814-го, чуть не закончилась их отчислением. Если бы в это время руководителем был В.Ф. Малиновский, то инцидент не вышел бы за двери школы. Но, замещавший директора Федор (Фридрих) Гауеншильд, написал донесение министру просвещения А. Разумовскому.

Провинившиеся были строго наказаны:

  • 2 недели читали молитвы, стоя на коленях;
  • их посадили за «особый стол»;
  • внесли имена на «черную доску» (отметку учитывали при поступлении на госслужбу).

Александр Пушкин тут же написал стихотворение “Пирующие студенты”, в котором ярко и точно описал характеры своих товарищей.

К счастью для участников, это происшествие не повлияло на их дальнейшую судьбу. Пострадал только дядька Фома Лысаковский (принес бутылку рома) — был уволен. Лицеисты оказали ему помощь — собрали деньги.

На такси

Если же вам по душе поездки на машине, но ехать за рулем сами не желаете, или у вас просто нет автомобиля, тогда смело вызывайте такси. Да, это будет не так дешево, как в случае с другими вариантами, зато очень удобно. С комфортом в спокойной обстановке доедете прямо до главных достопримечательностей. Возможно в самой гостинице, в которой вы остановились в Питере, сотрудники смогут вам подсказать наиболее выгодные предложения от компаний такси.

Но, как мы уже упоминали, всегда делайте поправку на возможные пробки. Они могут серьезно замедлить самый быстрый способ передвижения. Поэтому планируйте поездку заранее и выбирайте наименее загруженные дни. Тем более что и сами жители Санкт-Петербурга любят посещать город Пушкин. Учитывая то, что делают они это преимущественно в выходные, можете себе представить, какой ажиотаж создается в этом направлении в уик-энд.

Ссылки

Печатные источники

  • Селезнев И. Я. Исторический очерк бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 год. СПб. : тип. В. Безобразова, 1861.
  • Кобеко Д. Императорский царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811—1843. — Типография В. Ф. Киршбаума, 1911. — 554 стр.
  • Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817) : бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. СПБ, 1911.
  • Гастфрейнд Н.Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811—1817 гг., тт. I—III. СПб., 1912—1913.
  • Руденские М. П.и С. Д. Они учились с Пушкиным. Л., Лениздат,1976.
  • Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. Лениздат, 1986.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. В садах Лицея. — 1989. — 190 стр. — ISBN 5-289-00820-9 — Тираж: 25000 экз.
  • Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. — 1999 г. — 512 стр. — ISBN 5-289-01891-3 — Тираж: 7000 экз.
  • И в просвещении стать с веком наравне… Сборник научных трудов Всероссийского музея А. С. Пушкина. СПб. 1992.
  • Эйдельман, Натан. Прекрасен наш союз…М.1991.
  • Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811—1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М.1999.
  • Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. — Паритет, 2002. — 256 стр. — ISBN 5-93437-123-1 — Тираж: 5000 экз.
  • Некрасов С. М. «Куда бы нас ни бросила судьбина…». Выпускники Императорского Александровского лицея в эмиграции. — Русское Зарубежье, Русский путь, 2007. — 200 стр. — ISBN 978-5-98854-004-5, 978-5-85887-266-5 — Тираж: 2000 экз.

Александровский дворец

В Царском Селе находится бывший императорский дворец, получивший название Александровского. Построен он в конце 18 в. Екатериной IIТакой подарок императрица сделала своему внуку — князю Александру Павловичу, в честь его бракосочетания.Для проектирования и строительства императорский двор пригласил знаменитого итальянца Джакомо Кваренги.

В середине июня 1796 г. молодожены поселились в своем новом дворце.В свое время в нем любил бывать император Николай I.  У его внука, князя Александра Александровича (впоследствии — императора Александра III), в этом здании тоже были свои апартаменты, расположенные в правой половине дворца.Об архитектуреК вытянутому в длину двухэтажному зданию с центральной сквозной колоннадой и двумя флигелями по бокам примыкает парк и озеро.

Центральная часть фасада представляет собой полуротонду со сферическим куполом. Вдоль садового фасада здания тянулись залы парадной анфилады. Центральный зал украшала полуротонда с широкими арками, делившими пространство на три части:•    среднюю, получившую название Полукруглого зала;•    восточную — Портретный зал;•    западную — Малиновая гостиная или Бильярдный зал.Был во дворце свой Концертный зал – в левом флигеле, а также Угловая гостиная, соединенная с дворцовой церковью и библиотекой.Александровский дворец при Николае II Роскошный дворец в начале 20 века стал главным в Царскосельской резиденции российских императоров. Николай II принимал во дворце иностранных послов, здесь проходили торжества в честь трехсотлетия дома Романовых. Последний российский император перестроил Александровский дворец. Вместо свитских помещений он обустроил апартаменты для себя и своей супруги. Левая анфлада дворца преобразилась, обогатившись прекрасными Сиреневым кабинетом, Палисандровой гостиной и Спальней, а правая — Рабочим кабинетом, Туалетной комнатой и Столовой. Император отказался и от Концертного зала, спроектированного Дж. Кваренги. На его месте по проекту реконструкции (автор Р. Мельцер) были созданы Кленовая Гостиная императрицы и Парадный кабинет императора. А на втором этаже левого флигеля была оборудована детская половина.В Царском Селе Николай II родился, он любил это предместье Санкт-Петербурга. После революции 1905 г. император с семьей постоянно жил в Александровском дворце. Здесь Романовы провели последние 12 лет своей жизни, здесь же семья была арестована 1 августа 1917 года. Полукруглый зал стал последним прибежищем для них. Отсюда царская семья была отправлена в ссылку в Екатеринбург, где были расстреляны.Что было дальшеВ 1918 г. в Александровском дворце был создан государственный музей. Здесь можно было осмотреть исторические интерьеры и вещи Романовых.А потом частично царские апартаменты были отданы под Дом отдыха работников НКВД и детский дом. В годы Великой Отечественной Войны во дворце немецкие оккупанты организовали свой штаб, гестапо, в подвалах — тюрьму. В целом, после 1917 г. судьба Александровского дворца была трагической, как и у последних представителей династии Романовых. В послевоенные годы помещения дворца использовалось как хранилище для книг (Институт русской литературы) и под экспозицию пушкинского музея.Свою новую жизнь Александровский дворец обрел в 2010 г. После масштабной реконструкции для посетителей в центральной части здания открылись Портретный, Мраморный и Полукруглый залы.А в целом работы по возрождению былого величия этого дивного памятника архитектуры еще продолжаются.

Координаты Александровского дворца:Широта: 59°43′15.66″N (59.721016)Долгота: 30°23′33.06″E (30.392518)

Александровский дворец время работыЧасы работы: 10:00 – 18:00; кассы и вход посетителей до 17:00Выходные дни: вторник и последняя среда каждого месяца.

Слайд 5Лицей помещался в Царском Селе — летней императорской резиденции, во флигеле

Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его придворным учебным заведением. Первый директор Лицея В. Ф. Малиновский пытался оградить свое учебное заведение от влияния двора путем строгой замкнутости: Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.

В 1810 году в Царском Селе под Петербургом было основано, а 19 октября 1811 года открыто привилегированное закрытое учебное заведение для подготовки высших государственных служащих. Это — знаменитый Царскосельский лицей. За 33 года существования (1811-1844) лицей выпустил 286 человек. Среди них – министры, сенаторы, видные дипломаты, ученые. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М. М. Сперанскому.

Рекомендации по посещению Екатерининского дворца

Билеты в парк продают на входе, а билеты в Екатерининский дворец продают в самом дворце. И на сегодняшний день, если честно, это просто ад. И вот почему.

Есть продажа билетов онлайн и по ним можно сразу проходить без очереди. Электронный билет стоит в 2 раза дороже — 1500 рублей. Но эти билеты не купить никогда, поскольку их продается ограниченное количество и сразу же выкупают всякие гиды и посредники. Можете попробовать сами — вот , продажа билетов на временные экспозиции не считается. Поэтому единственная возможность попасть во дворец — это отстоять огромную очередь.

Дворец и кассы открываются в 12 часов. Парк работает с 7 утра, по территории можно гулять свободно. За несколько часов до открытия дворца очередь будет примерно такая.

В этой очереди стоят не только самостоятельные туристы, но и те, кто занимают очередь для кого-то. Этими кто-то вполне могут оказаться 100 туристов из Китая, которых подвезет туристический автобус к 11:55.

фото очередей в парк — ЖЖ

Ждать в очереди можно очень долго. Внутрь пускают ограниченными партиями. Рассчитывайте на 2-5 часов томительного ожидания на солнцепеке. Летом обязательно возьмите с собой воду. Зимой одевайтесь теплее. Один сотрудник нашей уютной редакции 3 января простоял на морозе 2 часа.

Недавно даже Фонтанка писала о том, что очередь в Екатерининский дворец из-за китайцев — это ад: «Люди ждут так давно, что уже успели обжиться».

Многие уходят не дождавшись. Потому что Царское село прекрасно своим парком. А во дворец лучше приезжать в несезон.

Лучший выход — это если вы приехали небольшой, но дружной компанией. Тогда кто-то сможет погулять по парку, пока другие караулят очередь, потом меняться. Вариант занять за кем-то и объявить «я скоро подойду» — не прокатит. Точно также не получиться «с ребенком без очереди». Извините.

Типичный отзыв о посещении выглядит так:

На Невском проспекте «тети с мегафоном» могут продать вам экскурсию в Царское село с посещением Екатерининского дворца с ВИП входом, без очереди. Для убедительности даже покажут какой-нибудь сертификат/договор официального партнера. В 99% случаев — это не срабатывает и будете стоять в очереди 4 часа со всеми.

Поэтому если видите большую очередь, подумайте несколько раз прежде чем тратить время на нее. Парк действительно великолепен и стоит того, чтобы приехать в Царское село. А роскошные царские интерьеры можно оценить и в Эрмитаже

Но допустим вы все же отстояли очередь и наконец прорвались во дворец. После того, как зашли внутрь, покупайте билеты — работает несколько касс, при необходимости есть туалет, гардероб, сувенирная лавка.

Самостоятельно гулять по Екатерининскому дворцу не получится. Необходимо дождаться формирования группы (на русском или английском) и ходить по залам только в сопровождении гида. Это бесплатно, входит в стоимость билета. Вся экскурсия занимает около 40 минут. Фотографировать можно везде, кроме Янтарной комнаты.

Программы в Музее-Лицее

Стоимость билета на праздничное мероприятие «Да здравствует Лицей»  с экскурсией по музею (продолжительность  100 минут)
для всех категорий граждан 600 руб.
общая стоимость 1200 руб.
Стоимость индивидуального экскурсионного обслуживания до 10 человек + входные билеты
для всех категорий  5000 руб.

В Мемориальном Музее-Лицее открыта только мемориальная часть музея – 3 и 4 этажи.

Прейскурант на билеты и услуги с 1 мая 2022 (.pdf, 226KB)

Приказ №47 от 22 апреля 2022  «Об установлении стоимости билетов» (.pdf)

ПРАВИЛА ПРОДАЖИ И ВОЗВРАТА БИЛЕТОВ (.pdf, 352KB)ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗВРАТЕ БИЛЕТА (.pdf, 187KB)ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ (.pdf, 334KB)

Лицейские друзья Пушкина

  1. С. Ф. Броглио (1799 — неизвестно) — по окончании Лицея уехал в Пьемонт, где участвовал в революции, погиб при освобождении Греции от Османского ига
  2. А. М. Горчаков (1798-1883) — после окончания Лицея — служил в министерстве иностранных дел, с 1856 — министр Иностранных дел
  3. П. Ф. Гравениц (1798-1847) — по окончании Лицея служил в министерстве иностранных дел
  4. С. С. Есаков (1798-1831) по окончании Лицея офицер
  5. К. К. Данзас (1800-1870) — по окончании Лицея офицер
  6. А. А. Дельвиг (1798-1831) — поэт, издатель «Литературной газеты»
  7. А. Д. Илличевский (1798-1837) по окончании Лицея чиновник, литератор
  8. С. Д. Комовский (1798-1880) — по окончании лицея чиновник, помощник статс-секретаря Государственного совета
  9. К. Д. Костенский (1797-1830) — по окончании Лицея служил в министерстве финансов
  10. Н. А. Корсаков (1800-1820) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  11. М. А. Корф (1800-1876) — по окончании Лицея служил в министерстве юстиции
  12. В. К. Кюхельбекер (1797—1846) — поэт, декабрист
  13. В. П. Лангер (1802- после 1865) — чиновник Особых Поручений при Министерстве Народного Просвещения, художник
  14. С. Г. Ломоносов (1799-1857) — по окончании лицея чиновник министерства иностранных дел
  15. И. В. Малиновский (1796-1873) — по окончании лицея служил в гвардии
  16. Ф. Ф. Матюшкин (1799-1872) — по окончании лицея моряк, ученый, с 1867 года — адмирал
  17. П. Н. Мясоедов (1799-1869) — по окончании Лицея офицер, затем чиновник министерства юстиции
  18. В. Д. Ольховский (1798-1841) — по окончании Лицея офицер, декабрист
  19. И. И. Пущин (1798-1859) — по окончании Лицея гвардейский офицер
  20. П. Ф. Саврасов (1799-1830) — по окончании Лицея — офицер Гвардии
  21. Ф. Х. Стевен (1797-851) — по окончании Лицея чиновник, губернатор Выборга
  22. А. Д. Тырков (1799-1843) — по окончании Лицея офицер
  23. П. М. Юдин (1798-1852) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  24. М. Л. Яковлев (1798-1868) — по окончании лицея чиновник, тайный советник, сенатор, композитор
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: