Центры буддизма в россии: духовный отдых на родине

Кусочек тибета на юге россии

Цонгольский дацан «Балдан Брэйбун»

В Бурятии расположился старейший центр буддизма в Западном Забайкалье.

Первый буддийские службы в, тогда еще, войлочной юрте начали проводить в 1738 году, а в 1746 году был построен деревянный дацан. Фундамент каменного храма был заложен только в 1760 году.

В 50-е гг дацан был разрушен окончательно, его разобрали на кирпичи и начал отстраиваться заново 90-х гг XIX.

В настоящее время Дацан открыт для посещения. С июля 1992 года был отстроен заново главный храм — Цогчен-дуган, который не уступает прежнему по внешнему виду, архитектуре и размерам; отреставрирована часть сумэ. Была возведена ступа Лхабав, расположенная на север от главного храма в 15 м. Рядом со ступой зеленеет роща, где на деревьях развиваются хадаки и хий-морин — буддийские флаги пяти цветов.

Бурятия

Сразу стоит отметить, что существует несколько ответвлений буддизма и здесь, в Бурятии, популярно северное ответвление. Основателем ее был Джо Цонкапа. Почитают его не менее, чем самого Будду. Отличия здесь будут и в обрядах, и практике. Так, например, храмы в Бурятии называются дацанами и главным можно считать Иволгинский. Дацан расположен рядом с Улан-Удэ и включает около десяти храмов. Архитектура строений завораживает, здесь есть университет и даже вольеры, в которых проживают косули.

Здесь же покоится тело главного учителя. Более 90 лет после ухода в нирвану тело не показывает признаков смерти, что привлекает буддистов всей планеты, почитающих священного учителя. Согласно поверьям, каждый, кто посетил популярное место, обретет счастье.

Есть еще одно место в Бурятии, которое стоит посетить буддийским приверженцам. Это Нилова пустынь.  Располагается она около курорта с таким же названием. В этой области можно не только оздоровиться духовно, но и физически. Место считается священным. По поверьям именно здесь было пристанище духа Саянских гор. Особенно часто в регион приезжают люди, желающие завести детей, но испытывающие те или иные проблемы в этом вопросе.

Также в Бурятии стоит отметить Ацагатский дацан. Он тоже расположен недалеко от Улан-Удэ. Здесь в 19 веке занимались медициной, лечили взрослых и детей, обучали последних. Даже существует местная типография, где печатались книги. Часто здесь начинают свой путь буддийские учителя. В частности, здесь получал значения Агван Доржиев.  Позднее он создал школу тибетской медицины.

Храмы буддизма

В России существует не так много буддистских храмов, которые действительно стоят внимания для глаз туристов. Среди них:

  • Калмыкия, Элиста. Золотая обитель Будды Шакьямуни. Храм этот является относительно молодым среди остальных. Возведен он был в две тысячи пятом году. Он вошел в список самых больших во всей Европе. Калмыкия, Элиста, имеет семь уровней, и на одном из уровней расположились буддистские главы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и Его Святейшество Далай-ламы шестой Тензина Гьяцо, а также их правые руки. Снаружи храм окружают семнадцать пагод, на каждой из которых расположены статуи учителей буддизма, из монастыря Наланда. Тут же, внутри, расположена крупнейшая во всей Европе статуя Будды. Она воспроизведена в золоте. И украшена множеством бриллиантов. Однако не многие знают, что внутри нее буддисты спрятали свои святыни – мантра, благовоние, ценности, и землю, которую собрали собственноручно в каждом районе республики;
  • Калмыкия, Элиста. Сякюсн-сюме. Этот буддистский храм в России является достаточно аутентичным. Строение этого места полностью выполнено в исконно тибетском стиле. Украшением этого храма является резьба по дереву, которая выполнена собственноручно монахами этого храма, а также многочисленными символическими скульптурами. Архитектура внутри храма выполнена в традиционном стиле буддизма. В центре расположена достаточно внушительного размера статуя Будды, а вокруг навешена благородная ткань, на которой изображены буддистские божества и некоторые монахи. Снаружи святого места находятся домики монахов, места для их молитв, с барабанами, сюме, небольшое количество ступ;
  • Читинский дацан «Дамба Брайбунлинг», Чита, Забайкалье. Начало строительства этого буддистского храма в России пришлось на 2000 год. На сегодняшний день строительство и усовершенствование святого комплекса продолжается. Сейчас тут возведен огромный храм, вокруг которого расположились постройки с барабанами для ежедневных молитв. Заказанные из-за границы статуя Будды Шакьямуни, жертвенная курильница в виде сосуда, а также фигуры львов из латуни, стоят по всему периметру территории храма. На данный момент это место является святым для всех буддистов, которые проводят тут службы хуралов, обряды и ритуалы ежедневности;
  • Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг» – Амитхаша, Забайкалье. Основан монастырь в девятнадцатом веке, и это самый необычный храм в России. Это место имеет собственные школы медицины, философии, а также астрологии. На данный момент ведутся службы лишь в одном храме дацана. Тут же живут более двадцати лам, а также существует действующая академия буддистов. Близ дацана построили большое количество знаменитых мест: ступа «Юндум Шодон», дуган Зулы, «8 священных ступ» и Майдарийская статуя;
  • «Дацан Гунзэчойнэй» храм буддизма в России, город Санкт-Петербург. Это место невероятной красоты, и находится оно в Питере, его возраст считается в веках, однако от времени это место не потеряло своего лоска. В основе строения храма лежит гранит, который был расколот. Он полностью вручную разрисован витражами знаменитым Николаем Рерихом. Это место излучает невероятную энергетику духовности и эстетики. А восточные мотивы прослеживаются в каждом элементе строения.

Многие считают буддизм самой загадочной из всех религий. Многие верующие люди находят тут ответы на вечные вопросы о смысле жизни и бытия. Однако ничего этого не выйдет без веры в душе, и нахождения собственного духовного пути. Человеку необходимо все в жизни познавать на личном опыте и ошибках. А помочь этому может вековая мудрость народов буддизма, их священность и учения.

Анинский дацан

Описанием Анинского дацана (Ганда́н Шаддубли́нга) мы и продолжим наше повествование.Его основал в 1795 году тайша Д. Иринцеев.

Расположился монастырь на правом берегу реки Она̒, недалеко от Хоринска, возле села Алан в Восточной Бурятии.

Монастырский комплекс являлся центром посёлка в несколько десятков тысяч жителей. На тот период на прилегающей к нему территории было не менее 26 ступ – субурганов.

Анинский дацан. Конец XIXв.

Дацан хранил знамёна 11 родов хоринских бурят, которые хоринцы получили от Петра I в начале XVIII века.Бюст Екатерины II, считавшейся бурятами воплотившейся Белой Тарой, занимал почётное место на алтаре храма.

Дацан выполнял до 30-х годов XX века несколько функций. Он:

  • был религиозным центром;
  • являлся образовательным учреждением;
  • имел печатню;
  • славился иконописью и графикой;
  • представлял театральное искусство в рамках мистерии Цам.

С именем храма связаны такие известные люди, как нетленный Итигэлов, XII Хамбо-лама, потративший на учёбу в нём почти четверть века, и Намжил Лайдапов, бывший сначала настоятелем Анинского дацана, а затем XIII Пандито Хамбо-ламой.

В 1937 году дацан закрыли, большое количество построек разрушили, в других были конюшни, скотобойня, гаражи. Многие монахи были расстреляны.

В 90-е годы началась реконструкция этого храмового комплекса. Сейчас он сохраняет семейные и родовые реликвии, это первый прецедент в российской буддийской вере.

108 ступ по периметру территории хранят родословные такого же количества семей хоринцев. Их освятили в 2011 году, в честь 350-летнего юбилея присоединения республики Бурятия к России.

В ближайших планах по реконструированию этого храма – разделить принадлежащую ему территорию на 9 равных частей, по гектару каждая. Это будет символизировать 9 драгоценностей.Дополнительно построят ещё 17 небольших храмов – дуганов.

108 дуганов Анинского дацана

«Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Калмыкии

«Золотая обитель Будды Шакьямуни» находится в самом сердце города Элиста. Хурул является главной достопримечательностью Республики Калмыкия и крупнейшим буддийским храмом в Европе. Строительство храма благословил сам Далай-лама XIV. Известно, что духовный лидер не только освятил место стройки, но и лично утвердил эскиз будущего сооружения и дал ему название. Открытие состоялось в 2005 году. Внешний вид храма с первого взгляда вызывает восхищение: вокруг величественного белого здания с обильным золотым декором возведены пагоды со статуями буддийских учителей монастыря Наланда и молитвенные барабаны, возле которых можно загадывать желания, положив рядом монетку. По бокам от входа в хурал стоят грозные львы, а сам вход обрамляют красные колонны. Не менее поразительно и внутреннее убранство хурула: стены украшают росписи на сюжеты из буддийской мифологии, а в молитвенном зале находится самая большая в Европе девятиметровая статуя Будды. Монумент покрыт сусальным золотом и инкрустирован бриллиантами, сияние которых призвано символизировать духовный свет Пробужденного. В саму статую заложены мантры, драгоценности, благовония и другие священные предметы.

Фотография из свободных источников

Фотография из свободных источников

Фотография из свободных источников

Фотография из свободных источников

Адрес: г. Элиста, ул. Юрия Клыкова, 63.

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище».

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Храм буддизма штата Махараштра

5 красивейших буддийских храмов в мире

Пагода Шведагон — Мьянма, Янгон

В бывшей столице Мьянмы расположена позолоченная ступа. Храм настолько древний, что никто не может сказать точно, когда он был построен. Все окрестности храма будто отлиты из золота — особенно красив он под лучами закатного солнца.

Пагода Шведагон — это место хранения 4-х артефактов: волос Гаутамы Будды, кусочка ткани из туники Кассапы, посоха Какусандхи и водяного фильтра Конагаманы.

Боднатх — Непал, Катманду

Белый с цветным декором храм в пригороде Катманду — это самая большая ступа в мире. За время своего существования Боднатх пережил многое: простояв несколько столетий, он подвергся нападению монголов. Восстановили его только в XIV веке.

После этого храм стал главной святыней Непала. Он окружен монастырями различных буддийских школ и течений, и все монахи приходят к этому месту. Боднатх даже стал кинозвездой, засветившись в «Маленьком Будде» Бернардо Бертолуччи.

Пха Это Луанг — Лаос, Вьентьян

«Великая ступа в Лао» — наиболее почитаемый в Лаосе храм, который стоит с XVI века на развалинах кхмерского святилища. Это ступа с несколькими террасами, которые символизируют уровни духовного просветления от низшего (материальной жизни) до высшего (мира небытия). Позолоченный храм выглядит настолько единым, что это даже кажется нереальным — будто картинка.

Боробудур — Индонезия, Ява

Огромная ступа, состоящая из миллионов каменных блоков, выглядит монументально еще издалека. В отличие от большинства других буддийских храмов, он не сияет золотом, но это не помешало ему стать крупнейшим в мире.

Боробудур строился в течение XIII и IX веков, а спустя пять столетий по загадочным причинам его оставили недостроенным. Сейчас ступа — туристический объект, который практически раскопали в джунглях под вулканическим пеплом.

Джоканг — Тибет, Лхаса

Буддийский храм нельзя представить без упоминания Тибета, который пронизан мудростью этого учения. Лхаса — традиционная резиденция Далай-ламы, которая стала центром всего тибетского буддизма.

Сама история создания храма является легендой о долгой борьбе со злым демоном. Судя по всему, демон был побежден — храм разоряли несколько раз, но само здание всегда оставалось нетронутым. Сейчас сюда — в самое священное место Тибета — приезжают паломники со всего мира.

Почему бы и не спланировать будущие поездки по этим впечатляющим местам прямо сейчас? А если нужна компания — пользователи invme будут только рады вас поддержать. В крайнем случае, можно посмотреть на мир через самые интересные веб-камеры мира.

Эгитуйский дацан «Дамчой Равжелинг»

В 250 км к востоку от Улан-Удэ расположился буддийский дацан, в котором, по преданию, хранится единственная прижизненная скульптура Будды Шакьямуни — Сандаловый Будда.

Датой основания монастыря является 1820 год. Дацан был построен бурятами тайно, на добровольно собранные пожертвования.

В 1934 году в дацане насчитывалось около 12 храмов и 8 строений. Также при дацане было 103 отдельных двора и 216 жилых помещений. В скульптурах использовалась глина из близлежащего озера Ухэр-Нур, которая ценилась тем, что была жирно-масляная и не давала трещин. Рядом с дацаном были сооружены четыре храма-сумэ: Хурдэ, Майдари, Аюши, Дара-эхэ. На территории монастыря были классы буддийской философии в дугане Чойра и медицины в дугане Мамба, классы совершения молебнов, изготовления святой воды — аршана и благовоний — адиса. Перед закрытием в дацане числился 41 учёный лама.

В 1937 году Эгитуйский дацан был закрыт и разрушен и только в 1991 году началось восстановление монастыря.

Скульптура Будды, высотой 2 м 18 см, сделана из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны. Была доставлена в дацан в 1901 году из Китая в качестве трофея после подавления Боксёрского восстания.

В период гонений на религию Сандаловый Будда был перевезён в Улан-Удэ и хранился в фондах Музея истории Бурятии до 1991 года.

Для мировой буддийской святыни было построено специальное отдельное здание по современным технологиям, с поддержанием постоянного микроклимата.

Более подробную информацию см. на сайте egituiskiydatsan.ru

Что отличает бурятские храмы

Храмы – неотъемлемая часть жизни бурят. Под их сводами они совершают самые разные обряды, ритуалы, молятся, читают мантры, крутят хурдэ, устраивают празднества. Тут они чувствуют себя в спокойствии, гармонии и благоговении, вне пространства и времени.

Архитектура местных дуганов сложилась чудесным образом, под влиянием двух сил. С одной стороны, многие ламы были выходцами тибетских, монгольских, китайских школ и старались привычную культуру буддизма воссоздать в здешних постройках.

В то же время для строительства храмов не привлекались мастера-выходцы других стран, поэтому архитекторы из близлежащих сел и городов строили как привыкли: с некоторым налетом русского православия и в то же время с учетом особенностей суровых зим.

Так, например, поначалу основания храмов были крестообразными, в северной части пристраивался алтарь, фасад же украшали элементы русского зодчества. Постепенно от такой традиции отошли, и современные храмы имеют привычное квадратное основание с многоуровневыми крышами, стремящимися вверх.

Палитра цветов, которые используются в интерьере и экстерьере, обширна. Они контрастируют друг с другом, в декоре нередко встречаются белый, синий, зеленый. Фасад обычно украшают бордовый и золотистый цвета – традиционные символы мощи и силы.

Буддисты не скупятся на богатстве убранства, яркости цветов. Взгляните на главные дацаны бурятов, и сами убедитесь в этом.

Дацан Гунзэчойнэй

Строительство этого культового сооружения происходило в период с 1910 по 1915 год, в котором храм был освящён. Средства на его постройку поступили из нескольких источников:

  • от буддийского главы из Тибета Далай-ламы XIII;
  • из личных пожертвований бурятских и калмыцких верующих;
  • от Богдо-гегена, лидера монгольских буддистов.

Дацан Гунзэчойнэй

В годы революции и гражданской войны храм разграбили, и он не работал. В 1924 годы его внутренний интерьер был восстановлен, и теперь уже Ленинградский дацан функционировал ещё одиннадцать лет.

Затем буддийские монахи подверглись репрессиям, и храм прекратил свою деятельность. Тремя годами позже его имущество было передано в местный Музей истории религии и атеизма, а само здание национализировали.

И только в 1989 году верующие буддисты дождались возобновления его работы. С этого времени храм называют Дацан Гунзэчойнэй – так, как его назвали при освящении.

Этот буддийский храм – одно из тех культовых сооружений, при которых можно жить ламам. Его ламы получили образование в буддийском институте при Иволгинском дацане в Бурятии, о котором и пойдёт речь дальше в нашем рассказе.

Хамбо-лама Итигэлов

15 июня 1927 года этот монах добровольно ушёл в нирвану. Его поместили в позе лотоса в саркофаг и захоронили. Лама завещал периодически проверять его захоронение.

Просьба была исполнена, два раза тело проверили, но оно не изменялось. В сентябре 2002 года саркофаг вскрыли и, совершив необходимые ритуалы, перевезли ламу в Иволгинский дацан. Тело его по-прежнему неизменно.

Никто не может объяснить этот феномен: ни духовенство, ни учёные. Толпы страждущих собираются здесь восемь раз в году, чтобы поклониться великому ламе. И исцеления происходят, и желания сбываются.

Буддисты, прикоснувшиеся к этой великой тайне, сходятся в одном: Итигэлов явился миру, чтобы доказать, что учение Будды живо, и оно действует.

Недавно ламами была найдена одна книга, написанная Итигэловым иносказательно. Большая часть написана на старомонгольском, а также использован санскрит и тибетский язык.

Два года расшифровывали ее маленькую часть. Лама ещё при жизни предсказал совершение Октябрьской революции и засилие воинствующего атеизма. Возможно, по окончании расшифровки его творения мир узнает ответы на многие волнующие человечество вопросы.

Тува

Еще одним центром буддизма в стране является республика Тува.  Местные монастыри называются хурээ. Основным можно назвать Устуу-Хурээ. Располагается он в 7 километрах от города Чадан. Именно здесь был создан тувинский алфавит и изготовлена первая монета.  Сегодня в храме регулярно проводятся музыкальные фестивали, которые посещает огромное количество людей.

Есть и другой важный центр – Цеченлинг. Здесь можно выучить тибетский язык, погрузиться в медитацию и йогу, исповедаться, узнать об особенностях религиозного направления. Несмотря на то, что это уже современный храм в российской федерации, при его возведении сохранили все традиции буддизма.

Каждый храм является по своему уникальным и заслуживает внимания. Поэтому любители этого направления безусловно должны посетить несколько основных точек буддизма в РФ

Путь буддийского учения в России

Как известно, буддизм принесли на российские просторы в XVII-XVIII столетиях народы монгольского происхождения: калмыки и буряты. Позже, в начале XX века, к ним присоединились и тувинцы.

Самыми первыми храмами – сумэ – у бурят были кочевые юрты, которые перемещались вслед за своей паствой с места на место.

В конце XVIII века в Бурятии возникают первые деревянные храмы – дацаны Цонгольский (Хилгантуйский) и Гусиноозерский.

А в Забайкалье выходца из Тибета Лувсана Шираба в 1752 году назначили управлять 33-мя ламами Хоринского района. Он был главой всех хоринских дацанов.

В нижнем течении Волги и Дона ойраты, которых русские стали называть калмыками, что значит «отколовшиеся» или «отпавшие», основали Калмыцкое ханство, где официальной религией значился буддизм.

Но в конце XVIII столетия оно было уничтожено, а тринадцать тысяч калмыцких семей расселены по берегам Урала, Терека и Кумы. У калмыков тоже были передвижные храмы – хурулы: несколько кибиток, объединённых для этих целей.

Но и стационарные монастыри у них имелись. К концу XVIII века их было порядка четырнадцати.

Хошеутовский хурул

У всех трёх вышеназванных народов – тувинцев, калмыков и бурятов – кроме буддийских верований процветал и шаманизм. Монгольские и ойратские правители, нойоны, даже собрали съезд в 1640 году в попытках его искоренить. Принятыми на съезде законами шаманизм официально запретили.

Но в реальной жизни он продолжал благополучно существовать, иногда сливаясь в необыкновенный симбиоз с махаянскими культовыми службами.

На рубеже XIX-XX веков в Бурятии по инициативе царского правительства был проведен ряд реформ, в результате чего бурятское буддийское сообщество раскололось на их сторонников и противников.

Многие ламы покидали дацаны и начинали жить в улусах. Их называли «степные ламы».

В это же время к российским землям присоединяются тувинцы. На территории их проживания было 22 хурэ (так у тувинцев называются храмы). Верующих обслуживали 4000 лам. При этом обряды проводили и 2000 шаманов.

Ламы и шаманы у тувинцев вполне мирно уживались. Например, шаманка могла быть женой ламы. Или и лама, и шаман могли быть в одном лице.

Царская власть хотела упрочить связь с религиозными правительствами Тибета и Монголии. В рамках укрепления политических позиций на востоке страны в Петербурге закладывают буддийский храм.

Главные дацаны республики

Жемчужина, она же гордость архитектурной стороны Бурятской республики – Иволгинский дацан. Это сердце Буддийской традиционной сангхи России, ведь именно здесь обосновался глава организации, именуемый как Пандито Хамбо-лама. Поэтому Иволгинский монастырь можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.

Своим названием он обязан близости к селу Верхняя Иволга. Поразительно то, что разрешил строительство храма сразу после войны сам вождь – Иосиф Сталин. Еще удивительнее университет Даши Чойнхорлин на территории дацана, который был основан четверть века назад, а сегодня готовит более сотни монахов.

Но, пожалуй, самое невероятное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли – это нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в вечную медитацию. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его достали.

Волна удивления охватила всех – тело за это время нисколько не изменилось, ткани не деформировались, клетки остались живыми, и говорят, что временами на лбу его даже проступает пот. Восемь раз в год гости монастыря могут воочию увидеть феномен нетленности.

Кроме того, в республике находится целая россыпь крупных храмов. Каждый из шестнадцати дацанов (учитывая Иволгинский) носит особое название, которое связано с топонимом местности, а нередко имеет и бурятский вариант.

В восточной части республики, в тридцати километрах от города Хоринска, расположился величественный дацан – Анинский. Он считается одним из старейших храмов Бурятии и первым, воздвигнутым из камня. Но за таким почетным статусом стоит непростое прошлое.

Дуган был выполнен из дерева в далеком 1795 году. Однако через пятнадцать лет он сгорел. Пришлось заново отстраивать здание.

Обновленный в 1811 году дуган поражал великолепием: два этажа с балконами, колоннами, нишами заканчивались десятиметровой пирамидой, заменявшей крышу. Сейчас местом богослужений служит новенький Цогчен-дуган. Территория дацана окружена субурганами, количество которых сакрально – 108, а вместе они образуют правильный квадрат, периметр которого достигает 1300 метров.

В трехстах километрах от столицы региона, на реке Маракта, стоит Эгитуйский дацан, заключенный в тиски двух сопок. Построенный в 1820 году, он получил официальное признание только через шесть лет. Ученые заключают, что изначально он был построен втайне от высших властей.

Но главная ценность его заключается не в секретности строительства – здесь в отдельном помещении содержится статуя Будды из сандалового дерева, размер которой составляет 2,18 м. Поговаривают, это была первая и единственная статуя Пробужденного, изготовленная еще при его жизни.

На рубеже XIX и XX веков величие дацана достигло апогея: действовало три факультета, была собственная типография, они объединялись в красивейший архитектурный ансамбль. Но советское время взяло свое: в 1934 году комплекс был закрыт на неопределенный срок, продлившийся до начала нашего столетия.

Приведем перечень других, не менее важных дацанов Бурятии, которые входят в топ-лист для посещения, ведь это настоящее достояние республики:

  • Сартул-Гэгэтуйский – единственный храм народности сартул;
  • Аршанский – резиденция хамбо-ламы Доржиева, жившего во времена революции;
  • Табангут-Ичетуйский;
  • Чесанский;
  • Сартуул-Булагский;
  • Мурочинский – важнейший и старейший храм Забайкальского Запада, находится в полусотне километров от города Кяхта;
  • Баргузинский:
  • Гусиноозерский;
  • Цугольский;
  • Агинский;
  • Курумканский;
  • Атаган-Дырестуйский;
  • Ацагатский.

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ». «Три сокровища» – это Будда, его учение и община, образовавшаяся вокруг этого учения. Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.

Храм Махабодхи

Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.

Монастырь Таванг

Немного истории

На рубеже XIV-XVвеков в тибетском буддизме зародилось течение гелуг. Его основоположником стал почитаемый многими буддистами Цонгхапа. Это учение стремительно распространялось по Центральной Азии, и к XVII веку, охватив Монголию, и достигло самой северной вершины – Бурятии.

Местные жители назвали основателя своей новой религии на местный манер – Зонхобо. Здесь его очень полюбили и даже сейчас ему отдают много почестей, а слава его не меньше, чем слава самого Будды.

Тогда население вело в основном кочевой образ жизни. С собой на вереницах тележек перевозили все – не только утварь, мебель и быстровозводимые дома-юрты, но и храмы-юрты, которые устанавливались по тому же принципу. Со временем люди начали оседать на местах, а с ними – их святилища.

Возникла необходимость воздвигать традиционные, стационарные храмы из дерева или камня. Постепенно на просторах возводились удивительные по своей форме буддистские храмы, слегка возвышавшиеся на холодных равнинах.

В 1741 году, только воцарившись на трон, Елизавета Петровна официально даровала буддизму статус одной из религий России, а к этому времени в одной только Бурятии уже насчитывалось одиннадцать дацанов и дуганов.

Позже тибетское учение стремительно развивалось за Байкалом, и перед революцией количество  монастырей достигало 44. Некоторые источники, беря в расчет небольшие храмы, называют цифру в полторы сотни.

Это были настоящие центры просвещения. Здесь обучали философии, медицине, кулинарии, этике, биологии, изобразительному искусству, иконописи, скульптуре, чеканке. Более того, настоятели переводили зарубежные произведения, сами писали научные и художественные труды и печатали их тут же, в собственных типографиях.

Советская власть не обходила стороной религиозную жизнь людей и добралась до Бурят-Монгольской АССР – своей разрушительной силой она сравняла с землей многие дацаны. Однако после войны некоторые из них были восстановлены. Сейчас буддийская мысль процветает в Бурятии, а вздымающиеся к небу яркие крыши дуганов – визуальное тому подтверждение.

Агинский дацан

Дэче́н Лхундубли́нг или Агинский дацан является самым большим буддийским храмом в Забайкалье. Расположен недалеко от посёлка Агинское, в селе Амитхаша.

Появление лам в этих местах связывают с перекочеванием сюда восьми родов хори-бурят из Анинского дацана.

Дата основания святилища – 1811 год. Каменный главный храм возводили те же русские строители, которые участвовали в постройке Анинского дацана.

В этом же году возвели два небольших сумэ для аймаков Чойра и Дуйнхор, а на пять лет позже два других – Манла и Гунриг. Аймачный сумэ – это аналог приходской церкви.

В конце XIX века главный храм реконструируют, и при нём братьями Данжиновыми открывается медицинский факультет.

Агинский дацан XX в.

В штате дацана на тот момент числилось около 700 лам. Астрологическая, философская и медицинская школы храма были широко известны не только в Забайкалье.

Славился он и своей типографией. Хорошее материальное обеспечение печатни, включавшее сорок тысяч досок со священными сутрами на монгольском и тибетском языках и клише книжных изображений и религиозных иллюстраций, позволило издавать учебную литературу, относящуюся к:

  • медицине,
  • философии,
  • тантризму,
  • астрологии.

Кроме этого печатались:

  • азбука,
  • грамматические учебники,
  • ритуальные и обрядовые пособия,
  • различные виды словарей,
  • просветительская и воспитательная литература.

В 1934 году прошлого столетия дуган закрыли. Большую часть монахов расстреляли. Из 700 лам осталось только 32. Но в следующем году расстреляли и их, увезя в Читу.

Монастырские помещения использовались не по назначению. Там размещались медицинские учреждения, какое-то время расквартировывалась воинское подразделение.

Собственность храма была разграблена. Музеи Улан-Удэ, Ленинграда, Москвы приняли уцелевшие её остатки.

И только в 90-е гг. местные жители добились возрождения своей святыни. Вернулась на место часть предметов культа, храм был освящён Далай-ламой XIV.

В 2004 году провели первую службу, после 70-ти лет бездействия. Для того чтобы это стало возможным, в течение 10-ти лет проводились восстановительные работы.

Годом позже восстановили Ступу примирения — Юндун Шодон. Её высота – 22 метра. К ней добавили ещё комплекс из 8-ми священных ступ.

Ступа примирения

Агинский дацан примечателен своей Буддийской Академией. Это название присвоено высшему духовному учреждению в 2003 году.

Три факультета этого учебного заведения обучают:

  • медицине,
  • философии,
  • живописи.

Окончив её, можно стать живописцем танка, богословом или инструктором тибетской медицины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: