Большой гид по большому театру

Большой театр — наша история

Светская повинность

К началу XX в. в Большом сложилась любопытная иерархия спектаклей. Обычно, помимо оперы, раз в три дня по абонементам давали балет, переживавший в то время возрождение.

Абонемент № 1 был наиболее дорогим и предназначался для соответствующей публики: банкиров и фабрикантов, модных адвокатов, богатых купцов. Выход в Большой был выходом в свет. Балам, на которых за 100 лет до этого блистало московское дворянство, буржуазная прослойка нашла замену в виде партера Большого театра по средам на балете. Так называемая элита собиралась, чтобы продемонстрировать бриллианты, меха, наряды, а также содержанок и любовников. Но вот на аплодисменты они были скуповаты.

А. Арну, Большой театр

На более бедную публику был рассчитан воскресный абонемент № 2. Интеллигенция, чиновники средней руки, студенты и прочие не стеснялись выражать свои чувства, рукоплескали от души, приветствуя своих театральных кумиров. А иногда в театр добрые капельдинеры могли пустить и бесплатно – на галерку.

Так, однажды на самый высокий ярус Большого театра попал 8-летний мальчик. Он пришел, чтобы впервые услышать оперу (родители решили отучить его от храма – уж очень ему нравились свечи, одеяния – а дело то было в 1920 г.). Затем мальчик стал ходить в оперу каждый день. А потом, в 1942 г., он был принят в театр режиссером и служил там больше полувека.

Звали его Борис Покровский.

Правительственная привилегия

История Большого театра началась совсем не на Театральной площади. Случилось это на Знаменке – там, где сегодня находится музыкальная школа им. Гнесиных. Днем рождения Большого принято считать 28 марта 1776 г., когда московскому губернскому прокурору князю Петру Урусову была дана правительственная привилегия

На 10 лет Урусов получил своего рода монополию на ведение театрального дела в Москве:

В обмен на полученную привилегию Урусов обязался за 5 лет выстроить в Москве здание для театра, причем не простое, а каменное,

Ко времени получения привилегии Урусов находился в весьма сложном финансовом положении. Спасением для Урусова оказался иностранец – Майкл Медокс, уже имевший успешный опыт организации театрального дела у себя на родине, в Лондоне. За дело англичанин взялся споро. Прошло немного времени, и Знаменский оперный театр показал премьеру оперы Д. Зимина «Перерождение». Опера была составлена из русских песен и, как писал современник, «имела большой эффект».

Поначалу небольшой по численности (в труппе было два десятка актеров, а также несколько танцоров и дюжина музыкантов), постепенно театральный коллектив разрастался – за счет актеров театра Московского университета и крепостных артистов домашних театров. Уже по самой афише спектакля можно было понять, кто из актеров крепостной, а кто свободный – напротив имен последних ставили букву Г, т. е. господин или госпожа.

Пожар – частое событие в жизни многих московских театров, коснулся он и «Знаменского оперного театра». 28 февраля 1780 г

в доме по причине «неосторожности нижних служителей, живших в оном, пред окончанием театрального представления сделался пожар». Почти на полгода театр прекратил показывать спектакли

По остаточному принципу

Больше пожаров здесь не случалось. Разве что горели некоторые премьеры – в переносном, конечно, смысле. Дело в том, что имевшаяся в Большом театре императорская ложа заполнялась царской семьей редко, как правило, лишь в дни коронации российских самодержцев, приезжавших для этого в Москву

Все государственное внимание обращено было к столичному Мариинскому театру

М. Зичи. Зрительный зал в день открытия Большого театра во время визита императора Александра II, 1856 год

Большой же финансировался по остаточному принципу. По меткому выражению историка В. Зарубина, долгие годы Большой театр оставался пасынком Дирекции императорских театров. Оркестром руководили нередко люди посредственные, по своему дурному вкусу перекраивавшие партитуру; теноров заставляли петь басовые партии, а баритонов – партии теноров и т. д.

Декорации и костюмы не обновлялись десятилетиями. А в 1882 г. балетную труппу и вовсе сократили в два раза как провинциальную. Расцвет Большого театра пришелся на последние десятилетия XIX в. и связан он с первыми постановками опер Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Чайковского.

Здесь в марте 1881 г. состоялась премьера «Евгения Онегина». И хотя самый большой успех у зрителей снискали куплеты Трике, а декорации набрали из старых спектаклей, на Петра Ильича все-таки надели лавровый венок. Крупным событием в жизни театра стала и дирижерская деятельность Рахманинова в 1904–1906 гг. В это время афиши украшали имена Шаляпина, Собинова, Неждановой и других талантливых певцов.

Реконструкция Большого театра

В 2005 году началась реконструкция театра и после 6 лет колоссальной работы 28 октября 2011 года прошло открытие главной сцены страны. Площадь Большого театра увеличилась в два раза и составила 80 тысяч квадратных метров, появилась подземная часть и была восстановлена уникальная акустика зала. Сцена сейчас имеет объем шестиэтажного дома, все процессы в котором компьютеризированы. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.

Появилось 17 лифтов с кнопками этажей от 10-го до 4-го и дополнительно 2 расположенных ниже этажа заняты механикой. Зрительный зал вмещает 1768 человек, до реконструкции — 2100. Театральный буфет переехал на 4 этаж и это единственное помещение, где окна расположены по обеим сторонам. Интересно то, что плитка в центральном фойе сделана на том же заводе, что и в 19 веке. Особенно красива люстра диаметром более 6 метров с позолоченными подвесками. На новом занавесе расшиты двуглавый орел и слово Россия.

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Имена оперной и балетной школы — это достояние всей России и всего театрального мира. Более 80 артистов удостоены звания Народных артистов СССР в советский период. Звание Героя Социалистического труда получили восемь мастеров сцены — И. Архипова и Ю. Григорович, И. Козловский и Е. Нестеренко, Е. Светланов, а также известные всему миру балерины — Г. Уланова, М. Плисецкая и М. Семёнова. Многие артисты являются народными артистами Российской Федерации.

Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической школы и в становлении русского национального искусства, в том числе прославленного русского балета.

Режим работы Большого театра

Среди остановок наземного транспорта, расположенных ближе всего к центральной части Москвы, где расположен Большой театр, — «Театральная площадь», а из подземных — станции метро «Театральная» и «Охотный ряд». Работает театр каждый день с 11 часов утра до 8 вечера. Билеты на спектакли можно купить на сайте театра или в кассах. Реализация билетов начинается за три месяца до показа.

Касса в административном здании работает без перерывов, перерыв в кассах зданий Новой и Камерной сцен длится с 14:00 до 15:00, а Исторической сцены — с 16:00 до 18:00. В случае приобретения электронного билета его необходимо распечатать на бумаге формата А4

На представления допускаются дети старше шести лет, но стоит обращать внимание на возрастные ограничения конкретного спектакля

На территории Большого театра каждый четверг проводятся экскурсии. Приобрести билет на часовую экскурсию можно только онлайн. Продажа билетов начинается за неделю до даты. Экскурсионная группа формируется из 15 человек старше 10 лет. Начинаются экскурсии в 11:00 и 11:30 у подъезда №12 и проводятся на русском языке. В будни возможно коллективное посещение группы по предварительной записи.

Творческая жизнь Большого театра

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».

В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.

В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.

На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.

Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.

После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.

В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.

История

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение «содержать … театральные всякого рода представления». Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х.Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться «Петровским».

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли

Особым вниманием пользовались оперы, поэтому «Петровский театр» чаще называли «Оперным домом»

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора Осипа Бове здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому «Ла Скала». Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

Репертуар Большого театра

Большой театр прославился многими постановками, самые известные среди которых относятся к 70—80-м годам XX века. Невероятную популярность обрели показанные на Исторической сцене балеты «Щелкунчик», «Кармен-сюита», «Жизель», а также оперы «Борис Годунов», «Садко» и «Иван Сусанин». Наиболее легендарный спектакль — «Лебединое озеро», являющийся символом балетного искусства.

Успех «Лебединого озера» сподвиг Иванова с балетмейстером Мариусом Петипа создать целый психологический спектакль. Использовав элементы, придуманные этими деятелями культуры, а также Горским, ставившим балет в 1920 году, Юрий Григорович в конце 60-х годов прошлого века создал свою версию. Эта постановка с Наталией Бессмертновой, Николаем Фадеечевым и Борисом Акимовым в главных ролях произвела невероятный фурор.

Так как показанный балет был исправленной версией без темы двойничества и со счастливой концовкой, Григорович не оставлял надежд воплотить на сцене свою первоначальную задумку. На протяжении многих лет он медленно возвращал в постановку то, что у него требовали изъять перед премьерой, включая трагический финал. Именно в редакции Григоровича «Лебединое озеро» уже более 50 лет ставится на сцене Большого.

«Кармен-сюита» — балет в одном действии, поставленный в 60-х годах XX века при участии Майи Плисецкой. Кроме неё, в спектакле выступали Николай Фадеечев, Сергей Радченко, Наталия Касаткина и Александр Лавренюк. Первоначально постановку не оценили по достоинству, и прошёл не один месяц, прежде чем балет завоевал зрительские симпатии и стал гастролировать по другим странам, где обрёл безоговорочный успех.

Премьера балета «Жизель» состоялась на сцене Большого Петровского театра в 1847 году. Это рассказ о бессмертной любви и о том, как очищается человек под влиянием этого чувства. В XX веке роль Жизели примеряли на себя почти все ведущие балерины театра: Уланова, Кондратьева, Бессмертнова и другие. В ГАБТ балет идёт уже на протяжении почти 80 лет: ранее — в редакции Леонида Лавровского, а сейчас — Юрия Григоровича.

«Борис Годунов» — это спектакль-легенда. Декорации, костюмы и размах трагедии сделали эту оперу уникальным памятником эпохи. Модест Петрович Мусоргский не только сочинил музыку, но и руководил труппой, тайно разучивавшей оперу, после того как её дважды не пропустила Дирекция императорских театров. За полтора века было создано много версий «Бориса Годунова», в том числе Дмитрием Шостаковичем.

Высокий статус

А уже в декабре того же года состоялось первое представление театра Медокса (так его стали называть) в специально построенном для этого доме. На этот раз здание выстроили на Петровской улице, по проекту архитектора Розберга в модном тогда стиле классицизма. Каменный в три этажа дом выделялся своей величиной и скоростью строительства – возвели его менее чем за полгода.

Репертуар театра складывался не только из опер и балетов, разбавлялся он и драматическими постановками. Часто артисты, выступавшие в опере, в другой раз играли в драматическом спектакле. Как, например, Михаил Щепкин. Впервые в труппе театра он сыграл в операх «Несчастье от кареты» и «Редкая вещь».

Однако в историю театра вновь вмешивается огненная стихия – очередной пожар в 1805 г. уничтожил Петровский театр со всеми декорациями, машинами и гардеробом.

В этот раз постройки нового здания пришлось ждать гораздо дольше. Труппа долго скиталась по Москве, показывая спектакли то в Пашковом доме на Моховой, то в особняке графа Апраксина на той же Знаменке.

Большой Петровский театр, 1820-годы

Лишь в 1821 г. император Александр I соизволил утвердить проект нового здания театра. Участие царя в судьбе театра было вызвано тем, что еще в 1806 г. Петровский театр стал императорским, подведомственным Дирекции московских императорских театров. Это значительно повысило статус театра.

Ведь что такое были императорские театры? Об этом хорошо сказал Федор Шаляпин:

Императорских театров было совсем немного – пять на две столицы. Автором проекта нового здания театра (в стиле ампир) являлся архитектор А. Михайлов, а строил новый Петровский театр Осип Бове, автор проекта реконструкции всей Театральной площади.

Выступая фасадом на Театральную площадь, новый театр преобразил не только ее, он стал украшением Москвы.

– извещали «Московские ведомости» в январе 1825 г. Построили новый театр на фундаменте старого, сгоревшего, и открылся он 6 января 1825 г. спектаклем на музыку А. Алябьева и А. Верстовского.

Начался вечер нетрадиционно: собравшиеся стоя аплодировали, причем не артистам, а зодчему Бове. Интересно, что зрителей, желающих попасть на первое представление, оказалось больше, чем мог вместить театральный зал, и потому спектакль пришлось повторить на следующий день. Сергей Аксаков вспоминал:

В сентябре 1826 г., вскоре после своего возвращения в Москву, в Большой театр пришел Александр Пушкин.

– писал современник. Пушкин неоднократно бывал в театре, в частности, он смотрел здесь оперу Д. Россини «Итальянка в Алжире». А через несколько дней после свадьбы, в феврале 1831 г., он пришел сюда с женой на маскарад, устраиваемый в пользу бедных, пострадавших от холеры.

А в ноябре 1837 г. в театр привели 9-летнего Льва Толстого. Но что показывали в тот вечер, он так и не запомнил. Мальчик вообще смотрел в другую сторону:

Зато когда через два десятка лет, в январе 1858 г., писатель слушал здесь «Жизнь за царя» Глинки, опера ему очень понравилась, особенно финальный хор “Славься!”. Постепенно из названия театра пропало прилагательное «Петровский», и он стал именоваться просто и ясно: Большой театр. На тот момент это было одно из самых крупных по своим размерам театральных зданий Европы, второе после Ла Скала.

Пожарище на Театральной

В марте 1853 г. Большой театр вновь вспыхнул. Огонь распространялся с катастрофической скоростью. О том, чтобы потушить столь огромное здание, и речи не было. В неистовствовавшем два дня пламени сгинуло все: инструменты, ноты, костюмы, декорации и квадрига Аполлона.

Два года Театральная площадь напоминала людям о пожарище: обгорелые стены да торчащие, как обуглившиеся деревья, колонные портики. Все это время спектакли Большого шли по соседству – в Малом, тоже императорском, театре.

Пожар Большого Петровского театра. Литография с рисунка А. Лилье, 1853 год

В мае 1855 г. театр начали восстанавливать под руководством главного архитектора императорских театров Альберто Кавоса, автора проекта Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

К концу лета следующего 1856 г. новый, ставший еще больше, театр был готов, увеличившись в высоту и в ширину. Кавос не стал сносить оставшиеся от прежнего театра развалины: колонны и стены, – включив их в свой проект. А знаменитый символ театра – четверку коней – воссоздал скульптор Петр Клодт.

Что же касается зрительного зала, то Кавос, как он сам признавался, выполнил его в стиле ренессанса, смешанного с византийским стилем. Дополняла общее восторженное впечатление и шикарная трехъярусная люстра. На открытие театра 20 августа 1856 г. пожаловал сам император, по торжественному случаю давали оперу итальянского композитора В. Беллини «Пуритане» – что интересно, в исполнении итальянских гастролеров.

Государь мог полюбоваться и на роскошный занавес, передающий кульминационную сцену оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» – встречу народом Минина и Пожарского на Красной площади в 1612 г. Занавес был выполнен опять же итальянским профессором живописи и, провисев четыре десятка лет, почти никогда не подновлялся. В антракте же опускался другой занавес, изображавший Аполлона с Музами, – он тоже в конце концов стал ветхим и был заменен.

Большой театр, Москва

В самом центре Москвы на красивой площади расположен главный храм российской культуры – Большой театр. Гордость всей России – Большой театр – является одним из самых значительных в мире театров оперы и балета, стоя в одном ряду с такими «глыбами» как «Ла Скала» в Италии и «Ковент Гарден» в Англии. Словом, переоценить значение Большого театра для России нельзя. Можно лишь с замиранием сердца наслаждаться его бессмертным творчеством и любоваться его великолепным зданием, которое тоже является выдающимся образцом русской архитектуры.

История Большого театра, сколь величественна, столь же и запутана. Взять хотя бы тот факт, что даты рождения у Большого театра две – март 1776-го и январь 1825-го. Вот как это получилось…

Именно в марте 1776 г., губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II о содержании театральных представлений, концертов, маскарадов. В связи с чем князь начал строительство театра, который — по месту расположения на площади Петровской — был назван Петровским. Увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой театр.

Петровский театр Медокса простоял 25 лет – в 1805 году здание сгорело (кстати, горело и перестраивалось потом неоднократно). В 1821-1824 г.г. по проекту Михайлова и Бове для Большого театра построено монументальное здание, которым мы любуемся сегодня. На Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком – символом вечного движения искусства и жизни. Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и уступало только миланскому «Ла Скала». Его открытие состоялось в январе 1825 года.

Большой театр в Москве — одно из лучших театральных зданий мира. Пятиярусный зрительный зал славится своей величиной, превосходной акустикой. Его украшает золоченая лепнина, росписи на потолке, огромная хрустальная многоярусная люстра. Высота зала — 21 метр, длина — 25 метров, ширина — 26 метров. В нем 2153 места. Перед Большим театром раскинулся сквер с фонтаном.

И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 1776 года. Поэтому в 2006-м широко отмечалось 230-летие Большого театра России.

Большой театр по праву называют гордостью русской культуры. На протяжении всей своей жизни он был центром притяжения лучших сил русского оперного и балетного искусства. На сцене этого театра впервые увидели свет многие выдающиеся творения русских композиторов, его труппу украшают и поныне имена самых прославленных отечественных певцов, танцоров, дирижеров, режиссеров, хореографов. Слава Большого театра давно уже вышла за пределы страны.

Экскурс в историю

История одного из самых авторитетных театров мира начиналась в далеком 1776 году. Он создавался, как частная сцена князя Петра Урусова. 28 марта императрица Екатерина II по его прошению подписала документ на 10 лет, где предоставила ему право проводить спектакли, балы и другие увеселительные мероприятия. Эта дата стала началом отсчета истории и днем основания театра.

Тогдашний театр носил название Петровский, поскольку первое здание находилось на Петровке. Его построили в рекордно короткий срок. По прошествию 6 месяцев состоялось торжественное открытие, и на суд зрителей был представлен первый русско-итальянский репертуар – комические оперы и балетные выступления.

Первая труппа театра состояла как из крепостных артистов, так и из мировых знаменитостей того времени. Позже сформировался состав из учеников и выпускников Мосуниверситета и его гимназий. В учебных заведениях учащимся давали хорошее музыкальное образование, и свои навыки молодые таланты оттачивали на сцене Большого. Создавались театральные классы при школах и гимназиях. Ученики неизменно пополняли состав труппы.

Содержать театр – дело затратное и князь П. Урусов предложил партнерство в финансовых и творческих вопросах талантливой творческой личности – англичанину Майклу Медоксу – эквилибристу и отменному театральному механику. Но совладельцы еле сводили концы с концами и очутились в серьезных долгах. Не справившись с финансовыми трудностями, спустя некоторое время управление театром было передано Опекунскому совету.

Здание Петровского сгорело в 1805 году. Труппа распалась. Актеры были вынуждены подрабатывать на частных сценах. Самые бойкие «переметнулись» в Арбатский театр, который полностью сгорел во время войны с Наполеоном.

В скором времени встал вопрос о строительство нового здания, которое и было начато в июле 1820 года. Сама постройка стала центральным элементом ансамбля, включающего Театральную площадь и близлежащие улицы. На фасаде расположился мощный портик на восьми колоннах с большой скульптурной композицией – Аполлона на колеснице с тройкой лошадей. Она сохранилась до наших дней, и по-прежнему украшает здание театра.

Посещение Бетховенского зала

Здание театра находится в центральной части Москвы. Его построили на болотистой местности, которую требовалось постоянно высушивать. В период одной из реконструкций было решено кардинально укрепить фундамент и помещение театра установили на сваи. Под Театральной площадью появилось пространство. Здесь и был размещен Бетховенский зал.

Уникальность этого помещения заключается в возможности трансформироваться. В результате чего, появляется амфитеатр, открывается сцена, находящаяся на пару этажей ниже. Стены раздвигаясь создают огромное пространство, позволяющее проводить здесь концерты и торжественные приемы. Зал стал важным местом для всех деятелей культуры. В нем чествуют выдающихся работников этой сферы.

Театр, построенный Альбертом Кавосом

Театр открылся 20 августа 1856 года. Архитектор, перестроив здание, увеличил высоту стен на 2 метра, создав главный фасад в крупных, выразительных и лаконичных формах классицизма.

Архитектура и особенности фасада

Здание выглядит торжественно: идеальная симметрия, восьмиколонный белокаменный портик, скульптурная композиция Петра Клодта: колесница с четверкой запряженных коней, скачущих по небу, и Аполлон, управляющий ими. Единственный декор главного фасада – квадратный руст и лента орнаментального фриза под карнизом как воплощение театральной архитектуры классицизма.

Над главным портиком возвели дополнительный фронтон, закрыв декорационный зал. На фронтоне красовался государственный герб России – гипсовый двуглавый орел. К внешнему убранству добавили скульптурные украшения, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой, подъезды перед входом оборудовали пандусом для заезда карет. Фасад выкрашен в песочный цвет. Внушительность сооружения подчеркивает пространная Театральная площадь.

Зрительный зал

Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу, создав его шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь к месту расположения оркестра

Чтобы создать хорошую акустику в зале, архитектор придумал много необычных решений: изменил кривизну стен, более плоским сделал потолок.

Панели обшили резонансной елью, из которой делают музыкальные инструменты. Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, устроили акустические полости, углубили и расширили оркестровую яму. Лепнина выполнена из папье-маше, которое усиливает звук.

Интерьер зала – изящное соединение ренессанса с византийским стилем: сочетание белого, золотого и ярко-малинового цветов. Украшение зала – величественная хрустальная люстра, созданная во Франции специально для Большого театра. Вокруг люстры – изящная роспись «Аполлон и музы».

По центру фойе – вход в императорскую ложу с двуглавым орлом, расположенную напротив сцены. Над дверью ложи, которую поддерживают Атланты из папье-маше, красуется вензель последнего императора Николая II.

Тайны зрительного зала

У посетителей экскурсии появляется возможность более подробно изучить огромный зрительный зал театра. После последней реконструкции число его мест составляет 1768. Для удобства театралов и за счет расширения оркестровой ямы их число было уменьшено.

Ярусы и балконы, потолок и пол зала покрыты особой акустической сосной. Они декорированы роскошными узорами. На каждом этаже свой рисунок. Хотя лепнина выглядит помпезно, на самом деле она изготовлена из папье-маше и покрыта сусальным золотом.

Особое внимание посетителей привлечет Императорская ложа, где приобщается к театральной жизни Президент страны и его гости. Если повезет, вы можете стать свидетелем репетиции спектакля

Во время экскурсии вы узнаете массу интересных фактов о строительстве и реконструкции театра, любопытные архитектурные тонкости и тайны зрительного зала.

Вам удастся побывать не только в партере, но и посетить ложе бельэтажа, подняться на самый высокий 4 ярус и с «галерки» взглянуть на сцену. Это достаточно высоко и практически ничего не видно. Несмотря на кажущиеся неудобства, стоимость билетов сюда составляет от 2000 до 2500 рублей.

Кульминацией экскурсии становятся картины на потолке зала. Его украшают изображения Аполлона и 9 муз, а также необыкновенная хрустальная люстра, которая весит больше 2 тонн и состоящая из 24000 хрустальных элементов.

Залы и фойе

Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, но и роскошные залы. С двух сторон главного фойе – Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровой залы. Круглый зал, или Малое Императорское фойе, – с залом в форме квадрата и потолком в виде ротонды, которая и дала название залу, отличается удивительной акустикой.

Встав в центре зала и разговаривая, можно услышать собственный голос, отраженный от стен. В тишине зала до вас донесутся слова присутствующих людей, разговаривающих шепотом. Здесь император, встав в центр круга, произносил речь, которую слышали в каждом уголке зала. Большое Императорское фойе, получившее название в 1895 году по случаю коронации здесь Николая II, обновили, вручную восстановив каждый сантиметр жаккардовых тканей и гобеленов и восстановив символику конца XIX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: