История монастыря
Староладожский Свято-Успенский женский монастырь — один из древнейших на Руси.
Свято-Успенский женский монастырь, вид с противоположного берега Волхова
Время основания Успенского монастыря точно неизвестно. Чаще всего в качестве даты основания обители указываются 1157-1158 годы. Но есть версии, относящие основание монастыря к началу 12 века или даже к концу 11-го.
Там, где находится монастырь, когда-то протекала маленькая речка Грубица, впоследствии засыпанная. Предполагают, что на мысу, образованном этой речкой и Волховом, еще задолго до монастыря существовало поселение, которое было одним из центров Ладоги.
По одной из версий монастырь был основан в начале 12 века, когда был построен древнейший из сохранившихся до наших дней каменных храмов Ладоги — церковь Успения Пресвятой Богородицы, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря.
Возможно, что основателем обители был князь Мстислав Великий. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он мог быть и заказчиком строительства Успенской церкви как усыпальницы для своей жены, шведской принцессы Кристины. Основательницей обители могла быть и сама Кристина; есть версия, что она была похоронена в Успенском монастыре.
Однако после того, как во время реставрационных работ на одной из арок в Успенском храме был обнаружен геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший одному из сыновей Мстислава и Кристины, князю Ростиславу Мстиславовичу, возникло обоснованное предположение, что каменный храм Успения строили в 1157-1158 гг., когда князь Ростислав княжил в Новгороде; возможно, тогда же возник и сам монастырь.
Но, возможно, Успенский собор изначально был приходским, а монастырь вокруг него появился позднее; во всяком случае, первое упоминание о монастыре в летописях относится к 1500 году.
Есть и другая любопытная версия: монастырь с деревянной церковью Успения был основан еще в 11 веке дочерью шведского короля Олафа принцессой Ингигердой (она позднее стала известна как св. Анна Новгородская), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в качестве приданого.
В любом случае, Успенский монастырь является одним из древнейших монастырей Северо-Запада России, а Успенский храм — самым северным храмом в стране, построенным в домонгольский период, и самым древним храмом Ладоги.
Монастырь долгое время оставался одним из крупнейших религиозных центров на Русском севере.
Б. М. Кустодиев. Монахиня. 1908 г.
На картине изображена игуменья
Староладожского Успенского монастыря
Олимпиада.
В ходе русско-шведской войны 1610-1617 годов эти территории были захвачены противником, и Успенский монастырь был разорен. Монахини скитались по деревням. После заключения Столбовского мира в 1617 году и возврата земель России некая старица Акилина собрала оставшихся монахинь и возобновила монастырь. В том же году заново была освящена Успенская церковь — главный храм монастыря. Но многое пришлось строить заново.
В 1718-1725 гг. в монастыре находилась в заточении Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра I и последняя русская царица. Во время ее пребывания здесь постоянно дежурил военный караул, было приостановлено пострижение новых послушниц и запрещен вход прихожанам на территорию обители.
Обитель стала пристанищем нескольких и других довольно известных женщин (о них — чуть ниже).
В 19 веке в монастыре началось интенсивное строительство: были построены Западные Святые врата, Крестовоздвиженская церковь, Больничный корпус и другие здания.
Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, он избирал игумений из числа сестер обители для настоятельства в основанных им новых монастырях.
Многие известные люди делали пожертвования в пользу монастыря: супруга Александра II императрица Мария Александровна, граф Дмитрий Шереметев, меценат Алексей Томилов, владелец соседней усадьбы Успенское.
После революции монастырь был закрыт. Здесь размещался детдом, потом коррекционная школа. В 1958—1960 гг. была проведена комплексная реставрация храма, тогда были отреставрированы фасады и убраны более поздние пристройки.
В 2004 году все здания монастырского комплекса, — а они являются памятниками архитектуры федерального значения, — были переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии. Многие здания монастыря были в аварийном состоянии, начались ремонтно-восстановительные работы. В 2005 году в монастыре возобновлена монашеская жизнь. В августе 2005 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная Литургия.
Описание Александро-Свирского монастыря
Православная обитель, включающая известные памятники архитектурных строений XVI—XVII вв., была основана Александром Свирским (1448—1533 гг.) в конце XV столетия в Олонецком крае (ранее Корельская Земля). В то время эти места были окружены дремучими лесами и поселениями язычников. У святого, почитаемого ныне в лике преподобных, быстро появились ученики и последователи из числа коренного населения. Докатившаяся до самых отдаленных уголков слава о благочестивом монахе притягивала к месту его проживания иноков и мирян, нуждающихся в молитвенной помощи.
Еще при жизни преподобного Александра в монастыре образовалось два территориально разделенных комплекса, связанных между собой протоптанной вдоль озера дорожкой:
- Троицкий — при братских кельях;
- Преображенский — рядом с монастырским кладбищем.
Александро-Свирский мужской монастырь в XVIII — начале XIX вв. именовали «Северной Лаврой». В его подчинении находилось около 30 монастырей и местных пустыней (удаленных монашеских поселений).
Основная часть строений монастыря прекрасно сохранилась, несмотря на периодические набеги недругов и сложный послереволюционный период, когда мощи Александра Свирского оказались вывезены, ризница — разграблена, старинные иконы — уничтожены, а монахи — разогнаны или расстреляны. В разные годы ХХ века территория и уникальные архитектурные памятники использовались в качестве исправительно-трудового лагеря для заключенных, инвалидного дома, психиатрической лечебницы и казарм.
Восстановлением Александро-Свирского монастыря занялись в 1997-м. Новые насельники приложили немало усилий, но сегодня комплекс нуждается в крупных реставрационных мероприятиях.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной, Маша Малиновская
Храмы монастыря
В Троицком комплексе расположены:
- церковь Покрова Божией Матери — построена из камня в 1533–36 гг. при Александре Свирском на жертвенные средства Государя и Великого князя всея Руси Василия III. При самом древнем (сохранившемся) монастырском храме имеется трапезная;
- Троицкий собор — каменное сооружение возведено в 1695–97 гг. на месте одноименной деревянной церкви, заложенной в 1508 г., и сменившем ее в 1526 г. каменном храме. Внутри собора сохранились фрески, созданные в 1709 г.;
- звонница — многопролетное трехъярусное строение с тремя шатрами появилось примерно в 1646–48 гг. Ранее сооружение было деревянным, с пятью шатрами;
- церковь прп. Иоанна Дамаскина — была построена в 1716–18 гг.
Трехшатровая звонница, Людмила
На территории Преображенского комплекса находятся:
- Преображенский собор — деревянный сруб был поставлен в 1533 г., но в период польско-литовского разорения (1618) он сгорел. Каменное сооружение возвели в 1641 г., а придел во имя основателя монастыря поставили в 1716 г. Позже собор несколько раз реконструировали;
- церковь св. Захарии и св. Елизаветы — пристроена к Преображенскому собору в 1685 г.;
- надвратная церковь Николая Чудотворца — расположена в архиерейских покоях над входом в комплекс. Дата строительства неизвестна;
- часовня Троицы Живоначальной — возведена в 1791 г. на фундаменте деревянной церкви, построенной основателем обители на месте явления ему Пресвятой Троицы;
- часовня Александра Свирского — находится за пределами Преображенского комплекса. Она построена в 1791 г. над колодцем, собственноручно выкопанным основателем обители и освященным для братии;
- колокольня — возведена в 1903—1904 гг.
Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, Маша Малиновская
Кроме храмов, в Александро-Свирском монастыре расположены корпуса — архиерейский, братский и келейные. Каждый из двух комплексов огорожен стенами. Внутрь можно войти через ворота. На открытых площадках находятся широкие дорожки, гипсовые вазы с цветами, газоны, скамейки, светильники.
Андреевский Скит — Петербургское подворье
Старо-Афонское Свято-Андреевское подворье находилось в Петрограде, на углу Дегтярной и Рождественской улиц. Храм подворья выстроен в Московско-Ярославском стиле и занимает два этажа. Главный алтарь нижнего храма освящён во имя чудотворной иконы Божьей Матери «В Скорбях и Печалях Утешение». Справа от него находится придел во имя Алексия, человека Божия, преподобного Исидора и святой мученицы Анны. Главный алтарь наверху освящён во имя Благовещения Божией Матери, правый придел — в честь святого Александра Невского, а левый — во имя Святого Андрея Первозванного.
Скит Святого Андрея Первозванного, населённый на Афоне русскими иноками, всегда горел желанием установить тесную связь с Россией. Это желание усиливалось, т.к. Россия всегда поддерживала монахов скита материально. У Свято-Андреевского скита на Афоне существовало несколько подворий в России: в Одессе, в Ростове-на-Дону и в северной русской столице. Петроградское Подворье возникло после преодоления больших и продолжительных препятствий.
В пятидесятых годах XIX века была сделана серьезная попытка устроить Подворье в Санкт-Петербурге: было найдено место для часовни, собран материал для строительства, но отец Феодорит не указывает в своих письмах конкретно на место для сооружения подворья. Сменивший в сборах пожертвований отца Феодорита отец Паисий писал на Святую Гору Афон из Петрограда, что прошение о разрешении постройки часовни не только подано, но уже покупается дом. Этим планам суждено было расстроиться, о чём своевременно предупредил отца Паисия явившийся ему во сне отец Виссарион — первый игумен скита Святого Андрея, сказавший:
Действительно, Священный Синод, долго не дававший ответа, в августе 1862 года решительно отказал.
Постройка храма началась лишь в 1889 году. Осенью следующего года был готов и освящён нижний храм. 22 декабря 1891 г. торжественно освятили и верхний храм. Таким образом, давние мечты скита святого апостола Андрея Первозванного на Афоне осуществились: иноки отныне твёрдо стояли в северной русской столице.
Святая икона Божьей Матери прибыла в Петроград 27 марта 1890 года. Благочестивые жители Петрограда с нетерпением ждали прибытия иконы, и за 2 часа до назначенного расписанием срока спешили на вокзал.
Икону поместили в верхнем храме Петроградского Подворья скита — у колонны позади правого клироса, принадлежащего алтарю во имя Благовещения Божией Матери. Т.к. она висела довольно высоко, была устроена двухсторонняя красивая лестница с перилами, по которой богомольцам было удобно подниматься и прикладываться к святыне. В 1890 г., когда икона прибыла в Петербург, ни верхний, ни нижний храмы ещё не были готовы. Иноки располагали лишь одним домом, в комнате которого был устроен храм с молельной. Именно сюда святая икона была перенесена с Николаевского вокзала 27 марта.
«БОРОДА» И ДРУГИЕ ТРУДНИКИ
Есть на подворье совершенно особая категория работников — трудники. Их немного, на данный момент всего трое. Павел помогает в кухне. О себе он совсем ничего не рассказывает — даже откуда он родом. Это и понятно — обычно трудниками люди становятся не от хорошей жизни.
— Он незаменимый помощник, — говорит повар Марина Мельникова. — Моет посуду, чистит овощи. Это очень большой объем работы.
Николай Корнеев занимается на подворье ремонтом всего, что так или иначе связано с электричеством: проводки, светильников, прожекторов. Для этого ему выделена отдельная мастерская за храмом. Вместе с Павлом Николай Николаевич проживает в монастырском доме на Октябрьской набережной — на подворье просто нет отдельных жилых помещений.
Еще один трудник, Александр Иванов, которому дали прозвище «Борода», живет в собственной квартире. Некоторое время назад он перенес инсульт и частично утратил работоспособность. Трудоустроиться инвалиду было некуда, и онпришел на подворье, помогает в столярной и слесарной мастерских, приглядывает за подворьевскими кошками и собаками.
Управляющий подворьем иеромонах Кирилл (Шведов) объясняет, что попасть трудником на подворье может не каждый. Нужно, во-первых, иметь при себе все документы, а во вторых — медицинские справки, что человек ничем опасным для окружающих, например туберкулезом, не болен. Кстати, чтобы поступить трудником в сам монастырь, часто нужно также пройти собеседование на подворье. И лишь когда управляющий даст добро — отправляться в монастырь. Но ведь не всегда можно с первого взгляда понять, действительно ли человек готов к монастырской жизни, или же нет:
Правила посещения
Так как обитель относится к закрытой религиозной организации, при ее посещении требуется соблюдать определенные правила. Не допускается приходить в пляжной и слишком открытой одежде, в том числе в шортах, бриджах и мини-юбках. Женщинам рекомендуется покрывать голову платком и отказаться от брюк (в крайнем случае нижнюю часть туловища можно обмотать отрезом любой ткани). Мобильные телефоны при входе в храмы и часовни уместно будет отключить.
Фотографии и видео на территории, в храмах и часовнях разрешается делать исключительно по благословению священнослужителей.
На территории комплекса категорически запрещено:
- курить;
- распивать алкоголь;
- бегать;
- шуметь;
- сквернословить;
- гулять по газонам;
- загорать и купаться;
- входить в жилые помещения и хозпостройки.
Иконостас, Людмила
Экскурсии для групп могут проводиться только по благословлению настоятеля монастыря и в сопровождении представителями паломнической службы. Прошение следует присылать заблаговременно. Более детальная информация размещена на официальном сайте православной обители.
Свирский монастырь.
Как добраться.
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь расположен в Ленинградской области в 20 километрах от моста за Лодейным Полем через реку Свирь, не доезжая 10 километров до границы с Карелией. Основные способы добраться до Свирского монастыря — это экскурсионный тур или на автомобиле. Ходят сюда и местные рейсовые автобусы, но этот вариант подходит только для жителей ближайших населенных пунктов. Экскурсионные автобусы и паломнические туры отправляются, в основном, из Санкт-Петербурга. Если же ехать на автомобиле, то с автотрассы Лодейное Поле — Петрозаводск необходимо по указателю повернуть налево на юг (координаты поворота для навигатора: 60,81620 33,33580) и проехать еще 5 километров. Парковка везде бесплатная, но лучше всего припарковаться немного не доезжая до монастыря (координаты парковки для навигатора: 60,77900 33,32060).
Преображенский собор Свирского монастыря. Фото Александра Ишханова
Описание Свято-Троицкого Свирского монастыря
Основан Свирский монастырь был в конце 15 века Преподобным Александром Свирским. Монастырь Александра Свирского состоит из двух комплексов (Преображенского и Троицкого), находящихся друг от друга на расстоянии двухсот пятидесяти метров. Сначала посещаем дальний Преображенский комплекс, расположенный на берегу Рощинского озера.
Мощевики 26 святых в Свирском монастыре. Фото Александра Ишханова
В Преображенской части Свирского монастыря расположен Преображенский собор, в котором хранятся мощевики — частицы мощей святых: Святителя Николая Чудотворца; Великомученника и целителя Пантелеймона; Святителя Иоанна Златоуста; Святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы Девы Марии; Часть древа, на которым был распят Христос Спаситель (всего 26 святых), перевезенные в Свирский монастырь в 2013 г. из Одесской епархии. В одном помещении с мощевиками установлен гроб Александра Свирского, но мощей здесь нет. После реставрации Троицкого комплекса мощи Александра Свирского были перемещены в Троицкий собор. Считается, что даже гроб Александра Свирского обильно источает струи исцелений и творит преславные чудеса. На территории Преображенского комплекса есть помещение, находящееся на том месте, где Александру Свирскому явилась Святая Троица. Здесь можно набрать и взять с собой домой святой песок. Рядом находится церковная лавка, в которой можно приобрести освещенные иконы.
Троицкий собор Свирского монастыря. Фото Александра Ишханова
Переходим в Троицкую часть монастыря, восстановленную несколько лет назад. Здесь в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы находится место явления Чудотворцу Александру Свирскому Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии. До основания монастыря в округе на сотни километров процветало язычество, и только благодаря монастырю здесь стало укореняться православие. Троицкий собор Свирского монастыря обладает ценнейшими экземплярами икон и фресок 17-19 веков.
Паломники у мощей Александра Свирского. Фото Александра Ишханова
Были времена, когда монастырь претерпевал полный упадок, но при этом его главная святыня – мощи Александра Свирского – была сохранена. После восстановления Троицкого комплекса сюда из Преображенской части монастыря перемещены мощи Преподобного Александра Свирского. Эта святыня притягивает сюда множество паломников со всей православной Руси.
Обычно сюда приезжают без ночевки. А зря. Здесь экологически чистое место, лес, два озера, имеется несколько гостиниц: Старая Слобода, Инема, гостевой дом: У озерка и др. Можно найти места и в частном секторе.
А теперь предлагаю посмотреть мой трехминутный фильм о Свято-Троицком Свирском монастыре:
Вам могут быть интересны и другие мои статьи:
Где остановиться в Каменномостском
Монастыри Тихвина
Дагомыс
Достопримечательности Ростова
Валдай
Архитектурный комплекс монастыря
Александро-Свирский монастырь сложился как объединение двух святых мест, расположенных на расстоянии 200 м друг от друга.
Две части комплекса
Первая – пустынька и место уединенных молитв преподобного Александра – Преображенская часть, названная в честь главного храма. Здесь Александру явилась Святая Троица.
Над входом в Преображенскую часть монастыря висят иконы с изображением преподобного Александра Свирского, где запечатлено явление Святому старцу Святой Троицы и Богородицы.
Вторая часть комплекса – Троицкая, по наименованию главного собора, – место братских келейных корпусов и общей монастырской жизни.
В Преображенской части находятся:
- одноименный собор с приделом преподобного Александра Свирского;
- церковь Захарии и Елисаветы;
- часовня Живоначальной Троицы;
- Преображенская колокольня;
- восточный настоятельский корпус со Святыми вратами;
- надвратная церковь Николая Чудотворца;
- южный братский келейный корпус;
- иконная лавка;
- надкладезная часовня.
В Троицкой части находятся:
- Троицкий собор;
- Троицкая звонница;
- церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
- церковь преподобного Иоанна Дамаскина;
- архиерейские кельи;
- западные братские кельи;
- больничный корпус;
- братское кладбище.
Обе части составляют единый архитектурный комплекс памятников XVI-XIX веков и одновременно действующим мужским монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников и туристов.
Храмы обители
Ранние постройки храмов Александро-Свирского монастыря не сохранились. На территории монастыря – 5 действующих храмов, неоднократно перестроенных.
Солидный храм с двумя приделами и 5 куполами на высоких барабанах – Преображенский собор построен на месте первой церкви, стоящей рядом с кельей преподобного Александра. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела исполнить волю преподобного, и старца похоронили рядом с Преображенским собором.
Внутреннее убранство собора Преображения Господня строгое. Главная святыня собора – рака с нетленными мощами преподобного Александра Свирского. Нетленные мощи Святого, которому являлась Богородица, обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового каменного Преображенского собора.
В начале XVIII века к собору пристроили придел в честь преподобного Александра Свирского. С 1644 года здесь почивают мощи Святого.
Церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1668 году. Она составляет единый комплекс с Преображенским собором, связанный с ним галереей. В церкви хранится святыня – мироточивая копия Туринской плащаницы.
Троицкий собор построен при жизни святого Александра в 1508 году на месте, указанном преподобному Ангелом. Заново построен мастером из Костромы П.И. Потемкиным по собственному проекту в 1698 году.
Большой, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами по одной стороне. Апсиды – пониженные выступы здания, примкнувшие к основному строению. Три другие стороны опоясаны галереей на подклети.
Высокое крыльцо – с шатровой крышей и крестом. По фасадам – закругленные окна неодинаковых размеров. Величественный, основательный, без излишеств собор венчает один купол.
Собор расписан в начале XVIII века. Изнутри купол расписан образом Господа Вседержителя, благословляющего не открытой рукой, а сжатой десницей – знак того, что Господь держит здешние земли и монастырь в своей руке.
На стенах – библейские сюжеты и евангельские притчи. На восточной стороне стен изображены райские кущи, на западной зияет геенна огненная. Среди грешников аду – исторические персонажи петровской Руси. Царь Петр I – среди праведников в виде библейского Иакова, пасущего стадо овец.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена при жизни Святого в 1533 году. Строительство благословила, указав место, сама Богородица, явив себя преподобному. Церковь, построенная в Новгородском стиле, – самое древнее строение монастыря.
Строили на пожертвования великого князя Василия III. Кирпич для строительства делали монахи.
Украшение обители – звонница, расположенная между Покровской церковью и Троицким собором, увенчана куполами-луковками с крестом. Белоснежное здание – символ чистоты и святости.
Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, однокупольное невысокое здание, построенное в 1716 году, разрушено и восстановлено в 1896 году на пожертвования мирян, называют больничной церковью: здесь располагались больничные палаты. В церкви молился Петр I.
В архирейском корпусе над воротами – церковь Николая Чудотворца, построенная в стиле классицизма.
В настоящее время у храма Апостола Петра — есть официальный сайт
Расписание богослужений на официальном сайте храма
При храме действует общее крещение — это когда крещение совершается сразу над несколькими людьми. Общее крещение совершается в храме по субботам в 12:30. А также проводится индивидуальное крещение, на которое можно записаться в любой день.
Для взрослых людей, которые решили принять крещение, проводятся огласительные беседы по субботам в 16:00. Те, кто хочет принять это Таинство, необходимо записаться заранее в церковной лавке в храме Святого Первоверховного Апостола Петра.
Также как и во всех храмах, проводится таинство покаяния, причащения, венчания и соборования.
При храме действует воскресная школа не только для детей, но и для взрослых. Занятия проводятся по субботам и воскресеньям в церковном доме, который находится справа от входа в сам храм. Детки участвуют и музыкальных занятиях. На них проходит подготовка музыкальных спектаклей в таким праздникам, как Рождество Христово, Пасха. Разучиваются духовные песни, молитвы.
При храме апостола Петра действует воскресная школа. На музыкальных занятиях проходит подготовка музыкальных спектаклей в таким праздникам, как Рождество Христово, Пасха, а также разучиваются духовные песни, молитвы
При храме проводятся молодежные встречи. Форма проведения — обсуждение мероприятий, а также беседа со священниками, дискуссии, ответы на вопросы и многое другое. Занятия проводятся по воскресеньям в 13:00. Могут прийти все желающие от 18 до 30 лет.
При храме проводятся молодежные встречи. Форма проведения — обсуждение мероприятий, а также беседа со священниками, дискуссии, ответы на вопросы и многое другое
При храме работает своя библиотека. Она расположена в Церковном доме, в здании справа от входа в храм. Библиотека работает по воскресным дням, после окончания божественной литургии с 12 до 14:00.
Совсем недавно, 26 октября 2021 года вокруг храмового комплекса Святого Первоверховного Апостола Петра провели акцию по высадке саженцев дубов. Озеленение происходило совместно с курсантами Морского Технического Колледжа имени адмирала Сенявина.
26 октября 2018 года вокруг храмового комплекса Святого Первоверховного Апостола Петра провели акцию по высадке саженцев дубов
В мероприятии также участвовал клирик храма Апостола Петра — иерей Дмитрий Малиновский. После священник выразил огромную благодарность за помощь в озеленении.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Троицкий собор Свирского монастыря был построен в 1695 году
На территории мужского монастыря находятся и другие храмы. Троицкий собор был построен в 1695 году. Церковь Покрова Божией Матери с трапезной в 1533 году. Звонница, которая относится к Троицкой части, была построена в 1646 году.
Также здесь находится церковь преподобного Иоанна Дамаскина, возведенная в 1716 году. Храмовый комплекс Свято-Троицкого Свирского монастыря включает в себя Преображенский собор и церковь во имя Святых праведных Захария и Елизаветы, построенные в 1641 году.
Церковь Иоанна Дамаскина на территории Свирского монастыря
На территории также находится надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца и колокольня.
Отзывы о монастыре можно прочитать на сайте Отзовик.
Монастырь с прилегающей рядом колокольней по левую сторону
Адрес: Ленинградская область, Лодейнопольский район, д. Старая Слобода.
или по телефону: +7 911 152 56 68
Святоостровский скит (Александра Свирского) на Валааме
Путь к святому острову, где находится самый удаленный из всех Валаамских скитов, проходит мимо отвесных скал. Грозные и суровые они закрывают от праздных глаз место духовных подвигов преподобного Александра Свирского. Здесь 500 лет назад в пещерке вырубленной скалы, он подвизался в посте и молитвах. Александр Свирский пришел на Валаам когда ему было 19 лет. 7 лет он прожил на острове послушником, а 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр. Трудясь в пекарне, он до изнеможения таскал воду и дрова из леса. Вся жизнь его была аскезой. Он раньше всех являлся в монастырскую церковь и всегда стоял на одном месте, сосредоточившись на молитве так, что даже не переступал ногами. Во всякое время употреблял только хлеб и воду, и то в малом количестве. Одежду носил такую, что по выражению его ученика, он едва прикрывала его наготу.
О Александре пошла молва как о великом подвижнике, но загрустил молодой монах, ведь он стремился не к славе. По благословению игумена смиренный инок поселился на острове, который впоследствии и в память о преподобном Александре был назван Святым. В крохотной пещере на уединенном далеком острове инок прожил 7 лет. Это удивительное святое место сохранилось до наших дней. При входе плечи задевают за стены. Едва теплящийся перед образами свет лампады освящает все пространство кельи. И больше здесь ничего нет кроме голого камня. Иконы дают нам возможность увидеть то, что нам никогда не будет дано и то, что видел своими глазами преподобный: три мужа в светлых одеждах сияющих невыразимым, светом берут его за руку. Александру Свирскому как и праотцу Аврааму являлась сама Святая Троица. В житие преподобного Александра сказано, что от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткой, что не боялась и каменного ударения. В этой открытой всем Ладожским ветрам пещере закалилось тело святого настолько, что превратилось в неуничтожимый светильник души, и этот Божественный отсвет, приобретенный здесь, святой Александр понес позже с собой на берега реки Свирь, где по велению Божией Матери он основал монастырь. В XV веке ушел с берегов Ладоги преподобный Александр, а в середине XIX века по благословению игумена Дамаскина на острове был создан скит, возведена часовня со временем перестроенная в храм. Небольшую деревянную церковь освятили во имя преподобного Александра Свирского. Служба в храме совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь. Скит этот, в котором к тому времени проживало 8 иноков, отличался строгим уставом. Молочную пищу, братья не вкушали даже в обычные дни. Деревянный храм эпохи Дамаскина не сохранился. Но во время возрождения Валаамской обители выстроен новый храм, полностью уподобленный прежнему. В его скромной деревянной простоте и скудном убранстве царит необыкновенный покой, и рука сама тянется к лежащему на подоконнике акафисту. Пока не помолишься Александру Свирскому, не захочешь уйти из храма. Но и после невозможно расстаться в мыслях с его образом. Перед глазами словно клеймы с иконы встают эпизоды из жизни преподобного. Вот лежат возле церкви дрова, будто Александр Свирский наколол их как сделал это 600 лет назад, когда к нему, уже игумену монастыря, пришел эконом и попросил послать в лес за дровами какого-нибудь праздного монаха. Я празден, отвечал преподобный, взяв топор и отправившись в лес.
История обители
Чудесная и одновременно непростая история святой обители началась более 500 лет назад. Преподобный 26-летний Александр Свирский принял монашеский постриг на Валааме. Стремление к уединению привело его на берег речки Свирь у Рощинского озера. Однако ученики известного отшельника последовали за ним и устроили рядом монашеское поселение.
После молитвенного видения Святой Троицы преподобный решил заложить церковь. А неподалеку началось возведение храма Покрова Пресвятой Богородицы, который существует и доныне. В период расцвета «Северной Лавре» подчинялись десятки пустыней и монастырей. На ее территории располагалось восемь храмов, трапезная, книгохранилище и хозяйственные постройки. Обитель была настоящим духовным оплотом православия с богатыми иконостасами и другими ценностями. А мощи отошедшего в 1533 году Александра Свирского обрели свое место в Преображенском храме.
Революционные события 1917 года принесли полное разграбление храмов. Настоятель и ряд монахов были расстреляны. А мощи преподобного переданы Военно-медицинской службе.
Монастырские помещения использовались как детский дом, трудовой лагерь, техникум и психиатрическая больница. Возрождение древнего центра православия началось только в 1997 году. На его территории вновь поселились монахи. И произошло долгожданное возвращение святых мощей. Ежегодно во время празднования Троицы останки крестным ходом переносят из Преображенского в Троицкий собор.