Памяти Александра Невского (Чита)
Образ святого воина был новым для православной церкви того времени. Сегодня жители Забайкалья чтут его за свершенные государственные деяния.
Казанский собор
В 2001 году в городе состоялась закладка главного храма Забайкалья, Казанского кафедрального собора, который был полностью освящен через 3 года. Первый камень был положен 6 декабря – в день памяти святого благоверного Александра Невского. Согласно доброй традиции, деньги на строительство собирали всем миром.
Сегодня самый большой собор Сибири и Дальнего Востока украшает центр города, находясь между улицами Батурина и Амурской, на Привокзальной площади. Его высота равна почти 50 м, а шатровая колокольня с 15-ю колоколами еще выше на 10 м, вместимость – 2,5 тыс. человек. Символ возрождающегося православия Забайкалья стал яркой достопримечательностью города.
Здание храма увенчано пятью позолоченными куполами, выкрашено в небесно-голубой цвет, щедро украшено декоративными элементами.
Правый придел кафедрального собора освящен в честь Александра Невского, где находится икона святого. Собор открыт для посещений ежедневно.
Памятник
В 2015 году неподалеку от Казанского храма был установлен памятник благоверному князю Александру Невскому, ставший частью архитектурного ансамбля кафедрального собора. Событие приурочили к празднованию перенесения мощей святого воина (12 сентября). Было проведено освящение монумента.
Над памятником работала группа мастеров под руководством архитектора В. Кулеша. Скульптура князя высотой 12,5 м установлена на высокий постамент. Произведение отражает и подвиг воина с мечом в руке, и духовный облик святого, который держит православный хоругвь.
Часовня
В 2001 году на Титовской сопке за 2-3 месяца была поставлена часовня в честь Александра Невского. Икона святого была выполнена местными художниками Я. И Е. Шепталовыми.
Место, расположенное над городом, выбрано не случайно. На сопку в 1891 году приезжал во время путешествия по Сибири цесаревич Николай. Сегодня вокруг часовни – ухоженная, выложенная плиткой смотровая площадка, куда часто приезжают туристы и местные жители.
Александро-Невский Собор, просуществовал совсем недолго, но сумел остаться в памяти жителей Читы. Они, несмотря на уничтожение здания, сохранили в душе любовь к своему небесному покровителю, совершившему при жизни два великих подвига: «подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке».
Описание
Пятиглавый Казанский собор в Чите является традиционным для русского зодчества крестово-купольным храмом с шатровой колокольней. Пять высоких световых барабанов завершаются крупными луковичными главами, отчего храм имеет богатырский вид. Центральная глава символизирует Христа, четыре других – четырех евангелистов, а также Крест, четыре стороны света, то есть всю Вселенную, центр которой Сам Господь.
Массивные стены собора опоясаны по горизонтали декоративными квадратными нишами (ширинками). Этот изящный поясок углубленных рельефов облегчает мощную богатырскую форму собора. Узкие высокие оконные проемы украшены аркатурно-колончатым поясом. Барабаны и апсида также украшены аркатурным пояском.
Стены завершаются килевидными закомарами-кокошниками, подчеркивающими динамичное движение ввысь.
Через трапезную храм соединяется с шатровой колокольней, которая увенчана небольшой главой. Колокольня в виде мощного четверика со скошенными углами на который установлен восьмерик украшенный кокошниками. Восьмерик завершается шатром имеющим четыре окна с наличниками-кокошниками. На колокольне установлено 13 колоколов, главный из которых весит 10 тонн.
Судьба собора А. Невского
Заложен проект здания был через год после освещения участка под строительство. Оно продвигалось медленно из-за постоянной нехватки финансов. После возведения стен, установки крестов, колоколов, снова процесс остановился — выполнить отделку внутри оказалось не за что, хотя выделение средств происходило:
- Городской думой;
- Священным Синодом;
- в результате сбора пожертвований верующих города и окрестностей.
Пытаясь приостановить разрушительные процессы недостроенного собора в Чите, местный «Кулибин» в 1903 году внедрил под пол строения уникальную на то время систему отопления «лучисто-воздушного» действия. В суровых условиях Забайкалья такой подход помог сохранить храм.
В 1908 году сумма недостающих денег была оценена в 40 тысяч рублей, плюс еще одна требовалась на окончание иконостаса. Но, несмотря на перипетии, в 1912-м первые прихожане посетили святое место, где прошла служба. Через год на собранные 3000 руб. купили и установили в соборе колокол в 300 пудов
Важное событие приурочили к трехсотлетию Дома Романовых
То ли изначальное прохладное отношение критиков и отдельных жителей города к храму из-за необычной византийской архитектуры, то ли по другим причинам, памятник Александру Невскому в Чите преследовали неудачи с самого начала, а судьбу постройки решила советская власть. Изначально собор после 1920 года переоборудовали под кинотеатр. Но здание неуклонно разрушалось даже после попыток его ремонтировать. В 1936 году он был взорван, как нерентабельное строение в аварийном состоянии, прекратив недолгое существование.
А вот его «собрат», храм Александра Невского в Красноярске сохранился до наших дней и остается действующим. Также посетить соборы, названные именем князя, можно и в других городах. Например, до сегодняшнего дня работает церковь Александра Невского в Казани.
История Казанского собора
Невозможно кратко описать историю появления православного храма. Началась она в XVIII веке, когда будущий император Павел I совершал путешествие по европейским странам. В Ватикане его буквально поразила величественная красота и монументальность собора Святого Петра, площадь у входа в храм, окруженная старинной колоннадой. После своего восшествия на престол государь пожелал построить подобный храм в Санкт-Петербурге.
Решив не затягивать со строительством, правнук Петра I объявил конкурс лучших проектов будущего собора. Было решено, что будущий храм заменит церковь Рождества Богородицы, которую народ прозвал Казанской. Возведена она была в начале XVIII столетия и к тому моменту начала постепенно ветшать. В этой церкви хранилась святая икона Казанской Богородицы ‒ уникальная русская реликвия.
Участвовать в конкурсе изъявили желание многие архитекторы, однако главным его условием было внешнее сходство будущего храма с ватиканским собором, который так пришелся по душе будущему императору. Из всех конкурсных работ выбрали проект молодого архитектора Андрея Воронихина. К сожалению, государь так и не смог полюбоваться собором. За три месяца до закладки будущего храма Павел I был убит заговорщиками в своей спальне.
Участок для строительства выбрали у Невского проспекта, что привело к определенным сложностям. Известно, что в православных храмах алтарь направлен на восток, а главный фасад на запад. Эти традиции нельзя нарушать, поэтому к Невскому проспекту собор оказался повернутым не главным, а боковым фасадом. Гениальный выход нашел архитектор. Он пристроил полукруглую колоннаду, сделав главным входом боковой фасад.
Имена многих знаменитых людей исторически связаны с Казанским собором. Именно здесь в XIX веке проводили отпевание великого русского композитора Петра Чайковского, который одним из первых в России начал писать церковную музыку. Здесь же венчался цесаревич Павел Петрович. На празднование 300-летия династии Романовых в 1913 году здесь произошла огромная давка, в которой погибли более 30 человек.
Много десятков лет в Казанском соборе проходил самый большой по своей численности крестный ход. Огромное количество прихожан двигалось по Невскому проспекту, направляясь к Александро-Невской лавре. Этот праздничный день в Петербурге всегда был выходным. В престольный праздник 8 июля проводился молебен на площади у собора перед чудотворной иконой, установленной на специальном помосте.
Практически все церковные праздники отмечались в условиях особой торжественности, на многих из них присутствовали члены царской семьи, целый ряд сановников и министров. При храме функционировала богадельня, приют для детей и бесплатная столовая для всех нуждающихся. Здесь же располагался дом с дешевыми квартирами, а дети из бедных семей отправлялись отдыхать на дачу, расположенную недалеко от Сестрорецка.
С момента установления советской власти в стране начались гонения на церковь, которые не миновали и Казанского кафедрального собора. Был нанесен серьезный урон интерьеру храма, были изъяты многие церковные ценности. На переплавку отправили уникальный серебряный иконостас. Со временем собор перешел к обновленцам, а в 1932 году его закрыли, решив создать Музей истории, религии и атеизма.
Свое былое величие Казанский собор снова обрел уже в конце периода перестройки. Постепенно начали проводиться богослужения, в 1994 году на купол храма был водружен главный крест. Спустя 4 года бывший митрополит Владимир провел церемонию освящения собора. Статус кафедрального Казанский собор получил лишь в 2000 году. Сегодня здесь широко ведется просветительская и миссионерская деятельность.
Памятники перед Казанским собором
Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.
Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.
Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.
В 1837 году в честь победы в войне над Наполеоном был установленпамятник выдающемуся русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли .
В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале.
История
Екатерининский собор, являющийся центром духовной жизни Краснодара и его окрестностей. Он имеет интересную историю, полную испытаний и радостных моментов.
Следствие печального события
Летом 1888 года жители Екатеринодара пребывали в радостном предвкушении знаменательного события — ожидаемого приезда императорской четы в сопровождении двух сыновей Николая и Георгия. 21 сентября горожане приветствовали на Екатерининской площади августейших супругов и наследника престола. Пробыв три дня в гостеприимном городе, император продолжил свою поездку по южным территориям государства. Но в конце октября поезд, в котором царственные особы возвращались в столицу, потерпел крушение. В результате чего погибло множество людей, но с Божией помощью все члены правящей семьи не получили серьёзных повреждений.
В честь чудесного спасения правителя во многих городах империи принимались решения о строительстве церквей, которые являлись благодарностью Господу за спасение правителей. Не стал исключением и Екатеринодар, в котором через год после печальных событий приняли решение возвести сакральную благодарственную постройку.
Строительство
После принятия в 1889 году решения о начале строительства храма началась работа по подготовке проекта и сбору денежных средств.
- пожертвования частных лиц и учреждений;
- ежегодные отчисления из городской казны;
- помощь богатых местных меценатов.
К 1896 году подготовили проектную документацию и собрали достаточную для начала работы денежную сумму. Городским властям оставалось решить вопрос о месте строительства. Выбор пал на Екатерининскую площадь, на которой горожане встречали императорскую семью. В её центре размещалась небольшая Екатерининская церковь, возведенная в 1814 г. Старое здание нуждалась в реставрации, и специальная городская комиссия решила, что это место идеально подходит для нового храма, а деньги, собранные прихожанами на ремонт, перейдут в фонд его постройки.
Весной 1900 года состоялась закладка первого камня новой постройки. Это начинание благословил архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор.
В империи наступили неспокойные времена. Перебои с поступлением средств и революционные события повлияли на сроки строительства. Наиболее важные события этого процесса происходили в следующие годы:
- 1909 г. — окончание возведения стен и сводов;
- 1911 г. — установка крестов;
- 1912 г. — завершение наружной отделки;
- 1912-весна 1914 гг. — внутренние работы.
В марте 1914 г. освятили главный престол в честь святой Екатерины Александрийской. Остальные престолы освятили в честь небесных покровителей правящего рода.
Время испытаний
События 1917 г. отразились и на жизни Свято-Екатерининского кафедрального собора. В 1922 г. собор перешел к обновленцам — части церковнослужителей поддержавших советскую власть. В этом же году под предлогом помощи жителям Поволжья, где годом раньше разразился голод, власти изъяли все церковные ценности.
В 1931 году запретили работу церковной звонницы, а большинство колоколов переплавили. В это же время разрабатывал план уничтожения храма ради получения материала для городского строительства. Здание спас его автор. Мальгерб убедил власти в непригодности красного кирпича со стен церкви для повторного использования и опасности подрыва постройки для окружающих её строений. Богослужения в спасенной церкви прекратились в 1934 г., когда обновленческие деятели заявили о распаде приходской общины.
10 лет святое место использовали в качестве склада. Изменения наметились в 1942 г., когда немецкое оккупационное правительство разрешило использовать складское помещение для молитвы. Через два года советские власти, освободившие город, передали церковь верующим людям и разрешили возобновить богослужения, но при условии переименования малых престолов. В советском государстве не было места для памяти о русских царях.
Возрождение
Серьёзные реставрационные работы начались в храме в связи с приближением 1000-я Крещения Руси. Это событие было отмечено колокольным звоном, впервые за многие годы зазвучавшим под сводами церковной звонницы. Звон создавал единственный из чудом сохранившихся соборных колоколов, который нашли в городе Ейске. К началу нового столетия в церкви провели следующие работы:
- обновили росписи стен и сводов;
- отремонтировали иконостасы малых приделов;
- приобрели новые колокола для звонницы;
- покрыли позолотой центральный купол.
История Читинского дацана
Дамба Брайбунлинг в Чите был освящен и официально открыт 15 августа 2010 года, но этому событию предшествовала долгая история.
Известно, что первый дацан, а точнее молитвенный дуган, появился в Чите в 1899 году. Располагался он в центре города, там где сегодня находится парк ОДОРА. Несмотря на то, что строительство спонсировали верующие, а проект создавали ламы Гусиноозерского дацана, сооружение выполняло скорее просветительскую функцию, а не религиозную. Официально здание, стилизованное под дуган, считалось выставочным павильоном краеведческого музея. В нем размещалась богатейшая в России коллекция предметов, посвященная буддизму.
В январе 1914 года постройка сгорела и долгие годы буддийская община Читы оставалась без дацана. О возведении нового культового сооружения начали говорить в 1994 году, но местные власти выдали разрешение на строительство лишь спустя 7 лет. Еще год ушел на выбор участка и подготовительные работы. И наконец в 2002 году был заложен первый камень Читинского дацана.
Перебои с финансированием затянули реализацию проекта почти на 8 лет, но все же Дамба Брайбунлинг удалось достроить. Открытие святыни стало настоящим праздником. В церемонии принимал участие духовный лидер российских буддистов — Хамбо-лама Аюшеев, а на городском ипподроме провели соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачки.
Особенности архитектуры и интерьера храма
Внешний вид Казанского собора отличается от традиционных православных храмов, поскольку по желанию императора Павла I архитектор создал проект, больше похожий на католический. Храм был построен в стиле ампир с некоторыми чертами классицизма. Полукруглая монументальная колоннада включила в себя 96 колонн, в архитектуре собора удачно сплелись формы римского католического и крестово-купольного храма.
Первоначально архитектор Воронихин планировал строительство двух уникальных колоннад, вторая должна была расположиться с южной стороны собора. К сожалению, этим грандиозным планам не суждено было сбыться. Стоит добавить, что Казанский собор не имеет собственной колокольни, в свое время здесь была оборудована звонница, которая разместилась в западной части уникальной колоннады.
С наружной стороны стены собора отделаны серым пудостским камнем. В прошлые века на фасаде храма красовалось множество статуй, на стенах было много рельефных украшений, некоторые из которых не сохранились до нашего времени. Сегодня туристы могут осмотреть два пьедестала, на которых до начала XIX века размещались фигурки ангелов, выполненные из гипса. Их предполагали заменить бронзовыми, но так и не вышло.
Много лет существовала легенда о том, что до начала войны 1812 года Михаил Кутузов обратился в масонство, и это добавило ему мужества и самодисциплины. Существовало мнение, что Казанский собор стал пристанищем масонов, поскольку на его фронтоне красуется Всевидящее око, которое обрело дурную славу. На самом деле это настоящий символ Бога, Святой Троицы и всевидящего Провидения.
Северные врата собора выполнены из бронзы. Образцом послужили «райские врата» кафедрального собора во Флоренции. В Казанском соборе колонны расположены не только снаружи храма. Внутри самого здания были сооружены 56 колонн коринфского ордера, изготовленных из розового гранита. Все колонны украшены золочеными капителями. Внутреннее убранство храма представляет собой римскую базилику, разделенную на три нефа.
Три коридора в главном помещении храма ‒ центральный и два боковых ‒ образованы четырьмя рядами колонн, которые выполняют роль перегородок. Высокие 10-метровые потолки украшены розетками. Чтобы добиться большей правдоподобности, для этого использовался алебастр. Пол внутри собора выложен мозаикой из кусочков серо-розового мрамора, возле алтаря и у амвона пол выложен кварцитом.
Важной частью внутреннего интерьера храма можно считать живопись. Она буквально повсюду: в иконостасе, на потолке, стенах храма и пилонах
Самой известной работой можно назвать образ «Взятие Богородицы на небо», который написал художник Карл Брюллов. Вся живопись, украшающая храм, была написана в академическом стиле, напоминающем работы известных мастеров эпохи Ренессанса.
Внутри собор оборудован четырьмя приделами. Главный из них посвящается Казанской Божьей Матери, расположенный в северной части помещения посвящен Антонию и Феодосию Печерским, придел в южной части храма носит название Рождества Пресвятой Богородицы, последний же пещерный придел посвящен священномученику Гермогену. Казанский собор стал первым храмом, построенным целиком в европейском стиле.
Архитектура и внутреннее убранство
Свято-Екатерининский храм в Краснодаре построен в русско-византийском стиле, имеет пять приземистых куполов – большой в центре и четыре меньших по углам. Барабаны опоясаны оконной аркадой. К юбилею собора в 2012 г. мастера г. Москвы и г. Ростова покрыли главный купол сусальным золотом и установили новый крест.
Внешние стены выложены с применением декоративно-рельефной кладки: над окнами арочные бровки, по периметру узорный карниз и орнаментные пояски, кое-где на стенах выступают кресты. Колокольня соединена с основным помещением и служит входом. Перед входом паперть – крыльцо, ступени которого к двери символично сужаются, напоминая всем входящим слова Евангелия: «Входите тесными вратами…»
Внутреннее убранство впечатляет. Стены расписывали именитые художники-иконописцы. Роспись придела св. Варвары (внизу) сохранилась с 1917 г. – это работа художника Ивана Сидоровича Ижакевича, принадлежавшего к товариществу художников религиозной живописи г. Киева.
К празднику 1000-летия Крещения Руси возобновили настенную роспись в Успенском приделе, а в Георгиевском обновили иконостас. К 100-летию собора произведена реставрация приделов Сергия Радонежского и Благовещенского, установлен новый иконостас в центральном Екатерининском.
Святыни храма
После возобновления в г. Краснодар Екатерининский собор пополняется святынями. Прежде всего это рака с мощами прославленного в 2017 г. новомученика Александра Флегинского, покровителя Кубани. Также здесь присутствуют частички мощей:
- св. вмц. Екатерины;
- вмц. Варвары;
- святого Иакова.
Особо почитаемые иконы Божьей Матери «Казанская» и «Иверская». Первая украшена драгоценностями, которые оставили прихожане в знак благодарности за полученную помощь, просимую в молитвах к Богородице. Вернулся и дореволюционный образ «Всех святых», изъятый в богоборческое время.
В мае 2018 г. с греческого острова Эвбея сюда привезли икону Иоанна Русского. Островок этот известен в православном мире тем, что там находятся нетленные мощи упомянутого святого. А образ, прибывший в Краснодар, написан именно там. Теперь желающие могут помолиться перед ликом.
Современная жизнь
Сегодня это место, где ежедневно совершаются богослужения, происходит активная социальная деятельность: действует православная община сестер милосердия, семейный и молодежный центры, открыт благотворительный фонд и отдел по тюремному служению, паломнический комплекс, библиотека.
Под руководством Софии Анатольевны Мачигиной работает иконописная студия. Дети и взрослые обучаются в воскресной школе (богословских курсах). Особо многолюдно тут в праздничные дни. Для совершения богослужения сюда приезжает митрополит Исидор, священники других приходов, гости и паломники из прочих городов Краснодарского края.
Богослужения
Казанский собор сегодня – это функционирующий православный храм. Богослужения в Казанском соборе проводятся регулярно.
Совет! Актуальное расписание богослужений на ближайшие дни смотрите на странице официального сайта.
Туристы, заходящие в храм во время них, должны вести себя соответственно. Некорректно входить в спортивных костюмах или в открытой одежде. Мужчины должны быть с непокрытой головой, а женщины – наоборот, покрыть голову платком. Очевидно, что в церкви неуместны разговоры по мобильным телефонам, поэтому их звук должен быть выключен. Фотографировать, оказывается, во время мероприятий также запрещается, одна из служащих на меня хотела пожаловаться за «оскорбление чувства верующих».
На фото запечатлено пасхальное богослужение.
Церковь мешала «правильному движению по городу»
В первые десятилетия церковь была отдана военным. В начале 20 века в храме был открыт самостоятельный приход, к которому причислили православных, живущих за речкой Городничанкой: жителей района Новый Свет и деревень Чещевляны, Зарица, Переселка, Каплица, Малыщино, Кульбаки, Девятковичи, Грандичи и Чеховщизна.
Церковь пережила Первую мировую войну, но в 1938 году при польской власти ее решили разобрать, несмотря на то что храм активно посещали местные жители и православные солдаты Гродненского гарнизона. 4 февраля 1938 года городское самоуправление приняло постановление о разборке церкви. В обосновании говорилось, что храм мешает правильному движению и что площадь, на которой построена церковь, необходима городу для парадов и других торжественных церемоний возле стоявшего рядом польского памятника Свободы.
Православные Гродно и его окрестностей вместе с духовенством подали жалобу на местные власти и обратились с просьбой сохранить храм, подписанной 2023 гродненцами, к президенту Польши Игнацию Мостицкому. Но ни президент, ни правительство не вняли просьбам православных.
10 мая гарнизонный священник Александр Калинович, несмотря на запрет духовных властей, вынес из церкви Святые дары, антиминс и престол. Вечером в церкви заперлись рабочие и начали разбирать ее изнутри. 12 мая храм разбирали уже и днем. Площадь была оцеплена солдатами и полицейскими.
Разборка церкви в 1938 году. Фотографии из архива семьи Рымарчук.
Архитектура и символика храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного – это неповторимый архитектурный ансамбль из 11 отдельных церквей. Эти приделы объединены внутренними переходами и обходной крытой галереей. Они возвышаются на общем белокаменном подклете (цокольный этаж храма). Толщина стен основания в некоторых местах достигает 3 м, что позволяет надёжно удерживать монументальное сооружение без глубокого фундамента на искусственно созданном холме.
Сверху богослужебное сооружение напоминало Вифлеемскую восьмиконечную звезду, которая возвестила волхвов о Рождестве Христовом. Позже к величественному собору на северо-востоке пристроили придел Василия Блаженного, а на юго-востоке – церковь Иоанна Блаженного. Первоначально храм выглядел торжественно, но строго. Не было оформлено основного фасада – в каждую церковь был отдельный вход. Богатый вид был создан за счёт декоративных элементов.
После возведения крытой обходной галереи приделы обрели форму единого здания. В нём 11 глав, включая шатровую колокольню. Приделы завершаются фигурными цветными куполами луковичной формы. Над ними возвышается шатёр главной церкви, увенчанный маленькой главой. Он символизирует небесный Покров над Русью. По словам искусствоведа Дмитрия Лихачёва, это «сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст».
Вскоре по заступничеству Богоматери войска недоброжелателей отступили от Царьграда. В память об этом чудесном явлении Девы Марии, спасшей своим святым покровительством народ от завоевания, православная церковь ежегодно празднует Покров Пресвятой Богородицы. А величественный храм на Красной площади, посвящённый этому празднику и подобный Влахернской церкви, был призван возвеличивать теолого-политическую идеологию: «Москва – третий Рим».
До сих нет единого мнения о значении цветных глав собора. В XIX в. литератор Николай Чаев (1824–1914) выдвинул предположение о том, что цветовая раскраска связана с видением Андрея Юродивого. Блаженному, с чьим именем связан праздник Покрова, однажды во сне явился Небесный Иерусалим. В нём было множество садов с цветущими и плодоносящими деревьями необыкновенной красоты. Следуя описанию этого видения, зодчие создали храм, подобный букету или цветущему кусту.
При создании собора древнерусские мастера гармонично соединили в едином произведении почти все известные в то время архитектурные украшения: кокошники, расположенные в несколько ярусов; полукруглые и килевидные закомары; выступающие из стен кресты, змейки, бусины, стрелы, созданные из обожжённого кирпича. Главы собора выполнены в форме расписных фигурных куполов и шатров. Каждая из них уникальна по своему декору.
Соединяясь в калейдоскопе ярких красок и архитектурных элементов, совершенно разные детали непостижимо предстают в единстве и гармонии. Тайна благолепия отчасти кроется к сакральной геометрии храма. Во внешнем декоре преобладают круги – символы вечности и бесконечности; квадраты, означающие равенство и справедливость; треугольники, символизирующие Бога; точки, служащие знаком жизненного источника; арки в виде дуг, несущих в себе знак духовности.
Внутри Покровский храм представляет собой лабиринт с маленькими помещениями, узкими переходами. Внутреннее убранство церквей уникально. В каждом приделе – свой растительный орнамент, изображающий виноградные лозы, неземные цветы, листья. Эти узоры символизируют райские сады. С течением времени представления о Царствии Небесном менялись. В соответствии с этим подвергались переменам и настенные росписи.
Где живописцы древней Москвы могли видеть эти южные растения, чуждые холодному русскому климату? Учёные выдвигают предположение, что экзотические представители флоры были знакомы художникам по рисункам на тканях, привозимых из дальних тёплых стран. Узоры на полотнах поражали воображение мастеров и вдохновляли их на создание уникальной храмовой живописи, удивляющей современных исследователей и посетителей собора-музея.
Зарождение идеи строительства собора.
В память о посещении Нижегородской Ярмарки Александром II купечество Стрелки в 1856 году приняло решение построить здесь второй православный храм. Сбор пожертвований на эту цель собирали в течение нескольких лет. К 1962 году сумма пожертвований накопилась до 60 тысяч рублей и позволила приступить к реализации замыслов.
В 1864 году архитектор Роберт Кивелейн разработал проект строительства. Архитектор взял за основу чертеж одной из Петербургских церквей. Однако, проект не утвердили из-за недостаточной прочности сооружения.
Вскоре, молодой архитектор Лев Даль взялся за доработку проекта. Однако, его поправки не утвердили. В 1865 году Правительство утвердило проект строительства собора, но авторство окончательного варианта до сих пор точно не установлено.
Александро-Невский собор строился на протяжении 13 лет — с 1868 по 1881 год. Однако, пожертвованных денег на строительство не хватало. В результате, с 24 августа 1869 года, всех торгующих на ярмарке, кроме иноверцев, обложили 10% ежегодным налогом на достройку собора.
Храм, построенный «на плоту».
Примечательно, что это единственный в мире храм, возведенный «на плоту». Его фундамент — это плита, толщиной три метра. Нижний слой плиты сделан из сосновых бревен в виде плота. Плот соорудили из 1214 крестообразно расположенных дубовых бревен. Также учитывалось свойство дуба, который, находясь во влажной песчаной среде, постепенно становился мореным — приобретал прочность металла.
Александро-Невский собор — один из самых высоких храмов в нашей стране, его высота составляет 87 метров.
Закрытие храма.
В 1929 году храм закрыли. Его планировали снести и построить вместо него маяк и памятник Ленину. К счастью, храм удалось спасти, разобрали только шатры. В то же время, по решению Волжской флотилии все деревянные украшения, включая иконостасы, использовали для обогрева местных домов. Другими словами, их просто сожгли. Единственные ценности, которые получилось сохранить — это Икона Божией матери и Животворящий крест.
В советский период помещения собора использовали для жилья и складов. Более того, храм получил ущерб во время пожара в начале 40-х. Во времена ВОВ, на его главном барабане установили зенитную батарея для защиты города от фашистской авиации.
Восстановление Храма.
Под руководством архитекторов Ольги Сундиевой и Ирины Агафоновой начали восстановление шатров собора. Чуть позже провели работы по устройству отопления, реставрации и созданию новой конструкции иконостаса. К сожалению, раскрыть секрет мастеров XIX века не удалось. Отметим, что раннее архитекторы смогли установить иконостас высотой с восьмиэтажный дом.
Уже с 1992 года в храме начали проводить богослужения. В 2009 году Александро-Невскому собору присвоили статус кафедрального.
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге для собора отлит колокол, который стал третьим по величине в России. Он сделан из колокольной бронзы, его высота и диаметр составляют по четыре метра, а вес – 60 тонн. Кроме того, По поясу колокола выполнена надпись, увековечившая имена всех попечителей и благотворителей, участвовавших возведении храма.