Самый первый водопровод. как акведук изменил мир?

Виадук и акведук в чем разница

Just a bit.

Гарский мост (римский акведук в Ниме) . I в. до н. э. — I в. н. э.

Акведук в Сеговии

Акведу́к (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (Водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.Ничто лучше не говорит о характере устройства древнеримских городов, как акведуки. «Акведуки — главное свидетельство величия Римской империи», — утверждал сенатор Юлий Фронтин, заведовавший в начале II века водоснабжением Рима. Чистая вода из горного источника, как известно, во все времена считалась самой лучшей питьевой водой. Широкое распространение в римских городах бань — терм, общественных и частных, также требовало много воды.

Виадук Мийо (Франция)

Виадук (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — мостовое сооружение, соединяющее места с одинаковым уровнем на ландшафте; часто мостовые пролёты проходят через долину реки или другие резкие углубления на плоской поверхности в остальных местах (например, овраги или ущелья). Часто в таких случаях строят дорогу, спускающуюся с обеих сторон (с небольшим мостом через реку, если это необходимо) и, если движение по ней становится перегружено, возникает потребность в виадуке для организации беспрепятственного пути. Некоторые мосты также применяются для прокладки авто и железной дороги, которой необходимы более ровные пути.

Римские акведуки: хронология и любопытные факты

Пятисотлетняя история создания самой совершенной на то время водопроводной системы знала свои взлеты и падения, была полна интриг и соперничества.

Первым был построен Aqua Appia. Все изыскательские труды были проделаны Гаем Плавтием, нашедшим источник питьевой воды и проведшим его исследования. Однако Аппий Клавдий сумел «отодвинуть» конкурента и приписать весь триумф себе, о чем по сей день гласит мемориальная доска с перечислением заслуг Аппия, да и название водовода. Акведук Aqua Appia почти целиком был подземным; его вывод был около Палантина, где вода разливалась в емкости и распределялась по всему Риму.

Вторая артерия – Anio Vetus – начала сооружаться через 40 лет и была возведено рекордно быстро, за 3 года. Это был первый длинный акведук, протянувшийся на 63 км с лишком. Опыт в подобном строительстве только нарабатывался, так что водовод петляет. Кроме того, запитывался он от реки Аниене, так что летом интенсивность водотока падала, а зимой вода шла грязная. Так что она использовалась только для поливов.

125 лет спустя, при возведении третьего акведука, Aqua Marcia, ошибки были учтены, и он стал лучшим из подобных гидротехнических сооружений. По нему поступала исключительно чистая вода сразу из нескольких источников, рекомендованная для разведения вина.

Четвертый римский акведук Aqua Tepula, проложенный через 20 лет, прославился тем, что даже зимой вода в нем не остывала ниже +17. Потому и был назван Tepula, что значит «теплый».

Aqua Julia начал сооружаться почти через 160 лет. При его строительстве частично использовались арки Aqua Marcia и канал Aqua Tepula. Получился своего рода «слоеный пирог», в котором три водовода располагаются друг над другом.

Всего 14 лет спустя была создана шестая водная артерия, Aqua Virgo. Наружных участков акведук не имеет, полностью пролегая под землей. За счет этого он прекрасно сохранился и функционирует посейчас.

Два десятилетия спустя проводится еще одна водная магистраль Aqua Alsietina (второе название – Augusta). Истоком для нее послужило небольшое озерцо Martignano, в связи с чем вода в акведуке особой чистотой не отличалась. Потому ее использовали для наполнения Наумахии, служившей ареной для спектаклей, изображавших морские сражения.

Номера восемь (Aqua Claudia) и девять (Anio Novus) возводились одновременно: начало было положено через 35 лет после строительства Aqua Alsietina, а длилась прокладка 15 лет. Вода Claudia ценилась не меньше, нежели из артерии Aqua Marcia, поэтому от акведука была выделена специальная ветка, снабжавшая водой дворец Нерона.

Строительство десятого водовода началось через полвека после окончания прокладывания предыдущих. Наименование он получил Aqua Traiana. В древности он был единственным источником питьевой воды для целого римского района с названием Трастевере. Это еще один акведук, не утративший актуальности: в 16 столетии Папа Римский Павел V провел его реконструкцию, после чего артерия была переименована в Aqua Paola.

Последней «ласточкой» стал Aqua Alessandrina, построенный 115 лет спустя, в 226 году. Это единственный акведук, полностью находящийся на поверхности и представляющий собой настоящий архитектурный раритет. Вода поступала только на Марсовое Поле и предназначалась для обеспечения водой терм Александрины.

История[править | править код]

Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римскими постройками, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского образца использовались уже в VII столетии до н. э., когда ассирийцами был построен акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров для перетока воды через долину в столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров. Примерно в то же время, акведуки использовались в городах майя.

Известно, что в Древней Греции также строились акведуки. Самым выдающимся акведуком Геродот считал Эвпалинов тоннель на острове Самос. Этот акведук историк включил в список чудес света.

Считается, что древние народы строили акведуки, потому что не знали закон сообщающихся сосудов и не умели изготавливать трубы, способные выдерживать высокое давление воды в дюкере (обратном сифоне). В действительности известны сифон в Пергаме, относящийся ко времени правления Эвмена II (197—159 годы до н. э.) и более 20 сифонов, относящихся ко времени Римской империи, главным образом на территории современной Франции.

Акведуки Древнего Римаправить | править код

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к хозяйственным центрам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (Айфельский акведук в Германии — очень хорошо сохранившийся тому пример). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры для поставки воды в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса); его длина составляла 141 километр.

При строительстве применялись передовые строительные материалы того времени — такие как водостойкий пуццолановый бетон.

Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с удивительной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.

Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении впадин поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные впадины.

Дальнейшее развитие системы акведуковправить | править код

Бо́льшая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных веков, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать экологические проблемы, когда местные подземные водяные горизонты стали загрязняться.

Одним известным исключением был канал Нью-Ривер, искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Его длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство возобновилось в крупных масштабах для поставки воды в быстрорастущие города и к промышленным объектам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, применение чугуна позволило строить большие дюкеры, нагруженные бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.

В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах для поставки воды в самые крупные города. Акведук Катскилл доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было превзойдено акведуками на крайнем западе страны; наиболее примечательным был акведук Колорадо, который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров с востока. Не смотря на все достоинства акведуков, они имеют и свойственный им недостаток — огромное количество воды, переносимое ими, может привести к серьёзному экологическому ущербу из-за истощения питающих рек.

Древнеримские акведуки: история возникновения

Древнеримские акведуки были предназначены для поставки воды населению. Системы орошения и гидроэнергетические системы также получали подпитку от них.

Рисунок 2. Конструкция акведука. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Древнеримские акведуки изготавливались из кирпича, камня, железобетона и стали. В основании акведуков архитекторы Древнего Рима использовали столбы из камня, кирпича или чугуна, а также береговой устой, на котором размещались кюветы или трубы. Для того, чтобы конструкция была максимально устойчивой, опоры были соединены каменными арками.

Несмотря на то, что древние римляне гордились такими инженерными сооружениями, впервые акведуки были изобретены в Древнем Египте. Акведуки тогда возводились с использованием известняка, и размеры сооружений были значительно скромнее. Акведук, по которому производилось водоснабжение города Ниневия, имел протяженность 80 км. Его ширина составляла 300 метров, а высота 10 метров.

Рисунок 3. Акведуки из известняка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уже в 7 столетии до нашей эры впервые появились водоводы, которые были выполнены в римском стиле. Около 11 акведуков общей протяженностью более 350 км были предназначены для поставки живительной влаги в Рим.

Замечание 1

Самым длинным считается акведук, который располагается в Карфагене (современный Тунис), его длина достигает 141 км.

Однако основная часть акведуков тогда располагалась под землей. В качестве примера можно привести акведук Айфель, что расположен в Германии. Это сооружение и сейчас можно увидеть в Кельне, в который доставлялась вода по подземному водоводу.

Рисунок 4. Акведук Айфель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Древнеримские акведуки строились из современных и водостойких материалов, например, из пуццоланового бетона. Несмотря на точные параметры, которые были заложены в их конструкцию, водоводы были устроены слишком сложно.

Например, крен акведука Pont du Gard составляет 34 сантиметра на 1 км, а его спуск достигает 17 метров по откосной линии. Длина его достигает 50 км. Благодаря такой конструкции древнеримские акведуки оставались современными и через тысячу лет, когда Римская империя уже пала.

Причиной такой долговечности был простой принцип: вода доставлялась при помощи силы тяжести, а это было чрезвычайно эффективным. Многие правила и техники древнеримских строителей и архитекторов используются и по сей день. К сожалению, большинство практических знаний навсегда исчезло в годы Темных войн. Строительство акведуков возродилось лишь в 19 столетии.

История сохранила следы творчества древнеримских архитекторов. Даже сегодня путешественники могут поражаться, насколько ювелирными могут быть очертания некоторых акведуков. Эти сооружения разбросаны по всему миру, сегодня их можно встретить во многих странах:

  • парк акведуков, что расположен в Италии;
  • акведук Кейсарии, что находится в Израиле;
  • водоводы Хампи (расположен в Индии) и акведук Наска, что в Перу;
  • акведук Les Ferreres, что находится в Испании;
  • акведук Валента (месторасположение – Турция);
  • водовод Сеговия, что в Испании.

Рисунок 5. Архитектура древнеримского акведука. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Виадук — что это такое

Готовясь по данной теме, я прочитал немало литературы, и столкнулся, что во многих сайтах эти два слова используются как синонимы, но это грубая лексическая ошибка, ведь это идентично, что утверждать, что яблоко – это груша.

Виадук — мост, который соединяет две местности с идентичным ландшафтным уровнем. Чаще всего такие пролёты прокладывают через речку или другие моментальные углубления в плоской поверхности (к примеру, это может быть овраг или ущелье).

Акведук — является водоводом (каналом, трубой) для того, чтобы вода подавалсь к населённому пункту. Если рассмотреть этот термин с другом стороны – это часть водовода, что имеет форму моста. Сооружения по своей структуре аналогичны виадукам, но они отличаются тем, что первые использовали для поставки воды, а другие, чтобы на их месте организовалась дорога или железнодорожные пути.

Мост акведук в Крыму

Не знаете куда отправиться летом, в Сочи или Крым? Хочу обратить ваше внимание, что в Севастополе есть уникальный акведук, который расположен прямо на реке Черная недалеко от деревни Черноречье. Вы когда-либо бывали там? Если нет, обязательно добавьте это место в свой список

Акведук возвели в девятнадцатом веке, он вошел в состав одного из немногих водопроводов. Инициировал его строительство адмирал М.П. Лазарев, а проектными разработками занялся инженер Джони Уптон. Акведук, который растянулся на 12 метров, сделан из известняка и по внешним характеристикам создан в соответствии со стилем античных архитектурных сооружений, отдаленно напоминая водоотводные сооружения, что возводились древними римлянами.

Акведук в Севастополе является живописным сооружением, которое дополняет некоторые пролеты с арочными сводами полукруглой формы, в верхней части расположился желоб, чтобы подавать воду. Водопровод выполнял свою прямую функции больше десятка лет, а потом во времена Крымской войны он был наполовину разрушен.

А как вы относитесь к архитектурным сооружениям? Вы удивляетесь их величием, вам нравится рассматривать каждую деталь, изучать историю, искать истину, или вы к этому равнодушны? Жду ваших комментариев.

Верю ли я, что акведуки могли построить люди без использования дополнительной техники? Наверное, да, хотя разум доказывает, что это практически невозможно. Но, существуют моменты, когда все-таки хочется поверить в то, что нереальное вполне может стать реальным. Простите за тавтологию, думаю, вы поняли, о чем я писал.

Спасибо за внимание, надеюсь, мы дали исчерпывающий ответ на вопрос — акведук что это такое! Всех, кому было интересно, приглашаю подписаться на проект «На Грани», впереди много интересностей ждет нас, будем открывать планету вместе!

Акведу́к (от лат. aqua — вода и ducere — веcти) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.

Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами. Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.

Режим работы

Выходные и праздничные дни с 11:00 до 19:00.

В прошлом Москва-река снабжала город водой, но с развитием мануфактур в XVIII веке сточные воды стали заражать реку и воды стало не хватать. Проблема чистой питьевой воды стала особенно актуальной после эпидемии чумы 1771 года.

28 июля 1779 года Екатерина II подписала указ о строительстве центрального водопровода в столице, приказав «генерал-поручику Бауэру учредить проект водоснабжения для пользы достопочтенного города Москвы».

В том же году Федор Вилимович Бауэр (Фридрих Вильгельм Вацеги) разработал и представил Екатерине II проект самотечного водопровода для Мытищ. В 1780 году под руководством Федора Бауэра и военного инженера Герхарда Иоганна Конрада строительство водопровода продолжалось почти 25 лет и было завершено 28 октября 1804 года. Эта дата считается днем рождения системы водоснабжения. Началось водоснабжение города.

Magdeburg Water Bridge, Магдебург, Германия

Магдебургский водный мост – уникальный проект, пока не имеющий аналогов в Европе.

Это грандиозное сооружение открылось в 2003 году и сегодня считается самым длинным судоходным мостом в мире. Он растянулся на 918 метров, проходя над землей и рекой Эльба, и соединив каналы Миттелланд и Эльба-Хафель. Акведук связал водной дорогой Магдебург, Ганновер и Берлин, значительно сократив путь для кораблей и барж.

Интересный факт: Идея этого моста родилась еще в 1919 году, так как развитие транспортного сообщения было очень важно для экономики страны. Немцы начали строительство и успели изготовить быки моста и судоподъемник, однако первая и затем вторая мировые войны нарушили все планы

К проекту вернулись в 1997 году и построили мост за 6 лет, что довольно быстро для такого колоссального сооружения длиной без малого километр, с шириной русла 34 м и глубиной 4,25 м.

Описание

Длина сооружения составляла 26 км, и вода использовалась только для склонов, т.е. без механического воздействия. Проектная мощность составляла 350 кубических метров воды в день.

Источником воды были подземные воды, а долиной села — верховья реки Яузы. Вода из Мытищинских источников поступала в кирпичный бассейн, затем в подземную аркаду — самотеком и далее вода «текла» по кирпичному поясу через реку Яузу, построенному из свинца и изготовленному в верхней части Ростокинского акведука.

Напомним, что слово акведук означает трубопровод для отвода воды вверх по течению от источника, а в более узком смысле — это часть трубопровода в виде речного или автомобильного моста.

Росткинский акведук представлял собой 12-лучевой белокаменный мост через реку Яузу, поддерживающий канал шириной 0,9 метра и высотой 1,2 метра, по которому текла вода. Длина сооружения составляет 356 метров, а высота хребта достигает 15 метров.

В 18 веке это был самый большой каменный мост в России и одно из самых важных сооружений своего времени. В 1785 году императрица Екатерина II назвала его лучшим зданием в Москве и сказала, что оно «похоже на перо …. и очень прочный».

Здание, сохранившееся до наших дней, было признано памятником архитектуры.

По Ростокинскому акведуку вода поступала на Самотёчную и Трабную площади, где располагались бассейны, а затем на Неглинную улицу, где были установлены два водораспределительных фонтана.

До 1830 года кирпичные водопроводные трубы были заменены на чугунные, а самотечная система водоснабжения была заменена водонасосной станцией в селе Алексеевское.

В 1853 — 1858 годах реконструкция, проведенная под руководством Александра Дервича, жениха друга военного инженера Александра Пушкина, позволила увеличить суточную подачу воды до 6 000 кубометров.

Между 1880 и 1892 годами водопровод был перестроен по проекту инженера Николая Зимина и увеличен до 43 000 кубических метров в день.

Из пяти акведуков системы до настоящего времени сохранился только Росткинский.

Росткинский акведук, строительство которого обошлось в 1 006 миллионов рублей, получил широкое название «Миллионный мост».

В течение полутора веков Мисский акведук бесперебойно снабжал столицу водой, но затем уступил место современной системе водоснабжения столицы.

В советский период через водовод проходил центральный теплопровод, и аварии на нем способствовали ухудшению состояния конструкции. Кроме того, в период с 1990 по 2000 год памятник архитектуры стал мишенью для граффити художников и скалолазов, а корни высаженных растений разрушили поверхность конструкции, вызвав трещины и узоры на белокаменных стенах.

В 2007-2008 годах здание было отремонтировано, установлены перила и построена смотровая галерея на пешеходной улице для защиты посетителей от дождя и снега.

Чтобы дать посетителям представление о том, как работал акведук 200 лет назад, в галерее разместили прозрачный желоб с пластинами, по дну которого перемещалась вода.

После реконструкции помещение открыто для посетителей по выходным и праздникам.

Построенный во время правления Екатерины II и не перестраивавшийся с 1804 года, Росткинский акведук — Мельничный мост является уникальным памятником механической мысли Российской империи. Это одна из исторических вех и один из любимых уголков москвичей. Образ исторического памятника расположен на побережье столицы и северо-восточного административного округа района Россошино.

Минденский водный мост

Возле немецкого города Минден построен ещё один водный мост, по которому продолжается Среднегерманский канал. Это сооружение состоит из двух частей: построенного в 1914 году старого моста и появившегося в 1998 году нового. Новый мост был построен потому, что размеры канала старого акведука не позволяли войти в него современным баржам. Поэтому старым мостом теперь продолжают пользоваться только небольшие теплоходы и частные лодки. Над сушей канал возвышается на 10 м, а над рекой Везер на 12 м.
Минденский акведук является вторым в Европе по длине, уступая только родственнику из Магдебурга. Строительство первого моста продолжалось 2 года 9 месяцев.
Во время II мировой войны его не раз бомбила авиация, но ему повезло уцелеть, лишь несколько недель в 1944 году он вынужден был ремонтироваться. Отступающие войска вермахта 4 апреля 1945 года взорвали мост, точнее, два основных пролёта над рекой Везер. В результате их обломки перекрыли течение, что вызвало подъём воды на 1,5 метра. Восстанавливать мост начали в 1947 году, а в 1949 году он заработал вновь. Но требования современного внутреннего судоходства постепенно росли, и мост перестал им соответствовать, поэтому в 1993 году немцы решили построить рядом другой мост через Везер. Он расположился севернее старого, всего в 50 м от него. Пролёты обоих мостов совершенно идентичны, чтобы проходящие по Везеру суда не сталкивались с дополнительными препятствиями.

Акведук — что это такое

Пожалуй, сначала обратим внимание на то, что является отправной точкой для любого строительство: цель. Википедия говорит нам, что древние акведуки aqueduct сооружались, чтобы обеспечить город питьевой водой

акведук под землей — фото римского подземного акведука

Именно так она доставлялась (самотёком) в город, для потока воды создавалось искусственное русло.

Чтобы выполнить эту задачу строители должны были обладать многими знаниями и умениями:

  • хорошо ориентироваться в местности,
  • знать все грунтовые воды,
  • уметь измерить не только длину, но и превышение рельефных точек на местности (найти правильные решения высотных задач).

Если посмотреть на существующие сооружения можно прийти к выводу, что ученые и архитекторы, что жили в те времена, нашли правильное решение поставленных задач, и их цель была достигнута. Чтобы создать необходимый уклон для водного потока, нужно было найти место для прокладывания тоннелей, и там, где не образовывались овраги, и менялось русло реки, нужно было его поднять над местностью, соорудив для этой цели акведуки.

Как вы считаете, римляне первыми придумали и соорудили акведуки? Справедливости ради необходимо отметить, что такие сооружения еще раньше возводили архитекторы дневного востока

Но, если брать во внимание масштабность проектов, то с римлянами не мог сравниться никто

Акведук – не является всем водопроводом, это только его наземная часть, главные архитектурные и строительные секреты скрыты под водой.

Акведук Бартон Свинг

В английском Большом Манчестере в районе Бартон есть подвижный водный мост Бартон Свинг, с помощью которого канал Бриджуотер пересекает Манчестерский канал. Небольшие суда могут одновременно перемещаться по обоим пересекающимся каналам, но когда по Манчестерскому каналу движется крупное судно, то Бартон Свинг и соседний точно такой же, но сухопутный поворотный мост одновременно поворачиваются на 90 градусов, освобождая пространство над большим каналом и давая возможность судну миновать этот водный перекрёсток. Это единственный в мире подвижный акведук является важнейшим достижением гражданского строительства периода правления королевы Виктории.
Построено это чудо инженерной мысли было в 1894 году и до сих пор работает исправно. Раньше на месте поворотного моста находился обычный каменный акведук, из-за которого большие корабли не могли проходить по реке Ирвелл. Только подобное техническое решение смогло разрешить эту проблему транспортной развязки.

Конец эпохи

Концом прекрасной эпохи римских акведуков послужил военный конфликт.

В 537 году, готы осадили Рим. Они остановили подачу воды во всех акведуках, что имело цель не только оставить Рим без воды, но вело к стратегически значимому преимуществу.

Полководец Велизарий, который защищал Рим, был опытен в схватках и осадах. За год до этого, он взял Неаполь, проникнув в город по водопроводу. Поэтому, поняв намерения врага, приказал завалить камнями все водопроводные отверстия.

Так закончилась эпоха акведуков. Римские акведуки так и не восстановили, они начали разрушаться, а позже люди растащили их на строительные материалы.

Магдебургский водный мост

Это сооружение, соединяющее каналы Миттеланд и Эльба-Хавел и проходящее над руслом реки Эльбы, было запущено в октябре 2003 года. Длина этого самого длинного водного моста в мире составляет 918 метров. В прошлом оба упомянутых канала возле Магдебурга упирались в противоположные берега Эльбы, уровень которой был намного ниже, чем в каналах. Чтобы перейти из одного канала в другой, судам приходилось закладывать 12-километровую петлю, потом час спускаться на водном лифте до уровня Эльбы, после чего повторять в обратном порядке те же действия, чтобы подняться до уровня противоположного канала. К тому же часто Эльба была слишком мелка для прохода загруженных барж, в этом случае приходилось тратить массу времени на их промежуточную разгрузку и погрузку.
После объединения Германии были разработаны основные внутренние маршруты, в свете чего для немецкого правительства строительство водного моста в Магдебурге стало приоритетной задачей. Началось строительство в 1997 году и стоило казне 500 миллионов евро. С помощью этого водного моста сеть внутренних немецких каналов соединяется портами, расположенными на Рейне.

Реставрация акведуков

В сооружении водоводов основной проблемой было не их возведение, а поддержание в работоспособном состоянии. Сейсмическая активность на территории пролегания акведуков всегда было довольно высокой. Регулярные повреждения водоводам наносили медленные, малозаметные для человеческого восприятия колебания коры Земли, называемые брадисейсмами. Еще более тяжелыми были последствия извержения Везувия, которое произошло в 79 году и стало причиной гибели трех городов, самым известным из которых был город Помпеи. Прежде всего, земная кора поблизости вулкана значительно поднялась, что нарушило скрупулезно рассчитанный наклон акведуков. Второе – неизбежные разрушения конструкций во время подземных толчков. И третье – засыпание пеплом открытых участков акведуков с последующей закупоркой труб.

Что интересно, ученые-археологи уверены, что свинцовые «жилы» водопровода непосредственно от землетрясения пострадали мало: они были весьма прочны, к тому же достаточно гибки. А вот засорение их оказалось проблемой – чистка водоводов римлянами в проект не закладывалась, поэтому забитые участки пришлось демонтировать и менять.

Наибольшее потрясение историки испытали не от изучения последствий извержения Везувия, а от быстроты реставрационных работ: на восстановление пострадавшего сегмента системы акведуков у римлян ушло всего лишь полтора десятка лет.

Трагическое землетрясение – не единственная причина временного прекращения функционирования акведуков. Долгое время наблюдался рост потребления импортного свинца, что говорит о расширении системы водопровода. Но в пятом веке этот рост резко прекращается – вторжение вестготов вызвало настоящий коллапс римской экономики. Следующее торможение в развитии относится к десятилетней агрессии со стороны вандалов, начавшейся в 455 году. Остановилось разрастание акведуков и во время чумы 467 года. Пострадала водопроводная система при двух следующих извержениях Везувия, сначала в 472, а позже – в 512 году. Правда, в этих эпизодах разрушения были не так значительны, и восстановление заняло меньше времени.

Следующая остановка развития относится к временам византийско-готских войн, когда земли были захвачены сперва Велизарий из ромеев, а после – остгот Тотила. Однако окончательно инженерные работы не прекратили и они: система продолжала развиваться, как только бурные события заканчивались.

Последний пик активности наблюдается в самом конце шестого века. Предполагается, что причиной этого расширения водопроводной системы стала иммиграция переселенцев из соседних городов, которые окончательно пришли в упадок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: