Маска

Монгольские маски и их значения — символика тибетского буддизма

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

Африканские маски используются жителями Африки буквально повсеместно: практически ни одно мероприятие не обходится без них.

Также без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.

Конечно, маски Африки не могут быть одинаковыми для всех и каждая символизирует нечто большее, чем просто внешний вид.

У представителей разных возрастов разные маски, также их раскрас и форма зависят от положения в обществе и социального статуса.

В ряде случаев маски повторяют черты лица их хозяев, при этом имеют некоторые особенности в виде узоров, которые на кожу наносить не нужно.

Это объясняется тем, что во многих по телу наносятся специфические узоры.

Если еще сотню лет назад жителями Европы африканские маски воспринимались, как нечто ужасное, уродливое и бестолковое, то позже такие маски пытались повторить художники и известные творческие люди, но уже не смогли.

Как оказалось, такой, на первый взгляд, примитивизм, простой, но на деле выходит иначе.

Символизм масок

Маска отождествляется с человеком, божеством или животным. Цвет имеет значение. Черные маски распространены повсеместно: в Африке цвет ассоциируется с жизнью. Белые маски – атрибут траура.

Деревянные изображения женщин демонстрируют представление африканцев об идеале красоты – миндалевидные глаза, маленький подбородок, длинные ресницы. Прослеживаются следы портретного сходства: погребальные маски женщин, умерших в молодости, миловидны и дополнены следами слез.

Налобная маска в виде антилопы олицетворяет божество Чивару – покровителя сельского хозяйства. В Африке распространены изображения обезьяны. Животное считается образцом для подражания, так как ему свойственны физическая ловкость и гибкий ум.

Маска зверя с негативными качествами призывает человека контролировать слабости. Маски с гиеной используются в воспитательных обрядах для мальчиков. Надевая маску, юноша подавляет в себе пороки гиены – глупость, жадность и прожорливость.

Сочетание человеческих и звериных черт в 1 изделии нацелено на обретение животной силы и смелости. В племени сенуфо маски представителей власти снабжены символами угрозы — рогами антилопы и зубами крокодила.

Магическое значение масок

Для африканцев маска является отображением конкретного духа или божества, обратившись к которому можно получить поддержку. Одевший ее человек становится равным по силе существу, к которому обращается.

Африканские ритуальные маски очень сложные и многобразные. Несмотря на кажущуюся пестроту, все маски выполняются по издавна заведенным канонам. Каждая линия рисунка, каждый символ исполнен глубокого смысла.

Например, толстые надутые щеки маски считаются символом плодородия и изобилия. А изображение животного или птицы над человеческим лицом маски передает ее носителю основные характеристики животного. Часто маски дополняют рогами буйвола или антилопы, клыками кабана или другими атрибутами животного мира.

Ритуальные маски используются шаманом или вождем племени для общения с миром духов или при проведении погребальных обрядов. Без них не обходятся ни обряд посвящения юношей, ни начало охоты, ни вызов дождя. И для каждого ритуала используются свои, исполненные символизма, маски.

Символизм масок

Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.

Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.

Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.

Значение символов, изображаемых на африканских масках

Детали со смыслом усиливают мощь ритуального объекта и эффективность магического обряда. Распространенные детали африканских масок получили научную трактовку.

Элемент Значение
Круглые глаза настороженность, гнев
Маленький рот рассудительность, сдержанность
Массивный подбородок сила, власть
Большой рот
Крупные зубы
Длинный нос чуткость
Склоненная фигура могущество хозяина маски
Высунутый язык общение с потусторонним миром
Короткие насечки-раны продолжение сложной судьбы предков
Прямые полосы преемственность поколений и поддержка отцов
Металлические пластины символ защиты, присутствующий на военных масках
Зеркальное стекло отражение опасности
«Шахматная» черно-белая клетка баланс между миром людей и духов

Интересные факты про африканские маски

Первобытное искусство повлияло на становление международного искусства. Сегодня следы африканской экзотики обнаруживаются во всех частях света.

В чем проявляется взаимодействие цивилизаций:

Африканские маски из дерева – магический атрибут, которые выглядит впечатляюще даже на фото. Произведения первобытного искусства, простые и эффектные одновременно, вдохновляют художников и становятся объектом желания для коллекционеров. Скрытый смысл и чудесные способности масок продолжают волновать человечество на протяжении многих веков.

Бывая в теплых странах, гуляя по пляжу под теплым солнцем, слушая шум голубого океана, я нередко встречаю продавцов африканских сувениров. Деревянные статуэтки, символы, безобидные — с виду — человечки из темного дерева, статуэтки матерей с детьми. Все выглядит красиво, хорошо сделано. Разговорившись с продавцом, узнаем, что если купим большую деревянную статуэтку, то в подарок получим несколько брелков.

Помимо путешествий и покупок дешевых сувениров, всегда была интересна история и. эзотерика. И однажды мне довелось узнать интересную подробность об этих самых африканских сувенирах. Африка — земля городов и племен со своими традициями и обычаями, а обычаи эти бывают, мягко говоря, серьезны. В плане ментального влияния на энергетику.

Как же африканские статуэтки с этим связаны?

Это не просто статуэтки или сувениры, это самые настоящие идолы и двойники. Практически каждый африканский идол создается по изображению конкретно умершего человека, дух которого продолжает жить в этом идоле. Идол, изображающие реального человека, попадая в продажу, начинает свое «путешествие». Дух неприкаянно переходит из рук в руки, ища своего двойника среди живых людей. Найдя его, дух вселяется и успокаивается.

Создают «идолов-двойников» с изображением врагов. От таких статуэток стараются избавиться как можно скорее, а в этом помогают наивные туристы. Такая статуэтка будет негативно влиять на самочувствие и «погоду» в доме.

Будьте внимательны и начеку, покупая неизвестные статуэтки и символы не только на пляжа, но и в сувенирных и эзотерических магазинах. Однако бывают исключения из правил. Обычная статуэтка запросто может оказаться красивым сувениром без магического ореола.

Различные предметы интерьера можно подбирать в зависимости от планируемого дизайна. Для большинства решений, используются специальные предметы, которые можно считать стандартным набором. Когда оформляется интерьер помещения, необходимо задумываться не просто о соответствии выбранному стилю, а также, необходимо подбирать предметы интерьера, позволяющие разнообразить дизайн. Резные статуэтки из черного дерева – это высококачественная ручная работа. Хорошая ручная работа стоит достаточно дорого. В основном, производство статуэток из черного дерева развито в странах Экваториальной Африки, где произрастает сырье для производства.

Статуэтки из черного дерева

Мастера, вырезают статуэтки кустарным способом. Обычно, это площадка в африканской деревне под открытым небом, которая имеет только упрощенное накрытие из пальмовых листьев. Вырезка статуэток и реализация производится непосредственно на месте. Тут всегда можно подобрать уникальные вариант или заказать индивидуальное изготовление, на которое уйдет несколько дней работы мастера. В среднем, стоимость статуэтки высотой 30 см., не более 25 долларов США, но, мастера всегда предпочитают торговаться. Всегда можно рассчитывать на уступку не менее 5 долларов. Особенно развито ремесло вырезания статуэток в небольших населенных пунктах Экваториальной Африки. Для многих семей, это становится основным видом заработка. Если детально изучать статуэтки, то можно отметить, что в зависимости от региона производства, они имеют совершенно иной облик и формы. Скорее всего, это зависит от школы, ведь мастерам, перед тем, как получить допуск к работе, необходимо научиться, как следует вырезать статуэтки.

Не спешить с покупкой

Не стоит относиться к вырезанным маскам, как к свидетельству примитивной культуры африканцев, и приносить в дом столь яркое проявление их творчества. Причудливые образы, рождающиеся в руках мастеров, не всегда принесут счастье и удачу в жилище. Специалисты рекомендуют предварительно узнать значение масок, а затем принимать решение о покупке.

А вот африканская маска своими руками из папье-маше не навредит, она станет предметом гордости и передаст самого творца. Стилизованная яркая поделка — оригинальное украшение любого дома, которое не навлечет беды.

Мир был населен духами умерших предков, растений, животных. Именно они управляли жизнью людей. Одни духи были благосклонны к членам племени, другие насылали болезни, голод, войны, грозные явления природы. Надевая маску во время ритуала, танцоры, колдуны или вожди племени общались с духами, пытались их задобрить, обмануть и отвести все неприятности от племени. Внешний вид африканских мог рассказать посвященным о социальном статусе владельца, о роде его занятий и о , которым он поклоняется.

Маски обожествленных животных считаются самыми древними. Каждый род, племя или другая группа людей имели своего покровителя из окружающего мира. Это могли быть животные, растения или их части, а также ветер, солнце, вода. Через в нужный момент осуществлялась связь рода с духовными предками. Маска, в свою очередь, являлась посредником между человеком и обожествленным предметом, к которому порой даже прикоснуться, взглянуть на него запрещалось.

Один раз в год племена проводили инициации. Смысл его заключался в том, что подростков посвящали в секреты взрослой мужской и женской жизни. Мальчикам, например, присваивалось тайное имя, менялись обязанности подростков. Перед проведением обряда молодым людям предстояло пройти много испытаний. Мальчики сами вырезали для себя маску, в которой должны были исполнить ритуальный танец на празднике, посвященном обряду. Характер танца и маски юноша выбирал сам.

Надеть маску и сыграть определенную роль – большая ответственность. Танцор в маске не имел права оступиться, упасть, допустить оплошность, это могло привести к расправе над ним. Ведь человек в маске дает временное пристанище духу, поэтому и сам он уже не является обычным человеком.

Уникальность работы мастеров

Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.

Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.

Изготовление масок — особо почетное ремесло в Африке. Часто секреты мастерства передаются по наследству. При этом передаются не только знания, но и традиционные каноны изготовления африканских масок.

Жизнь людей каменного века

Подобные маски были обнаружены не только в пещере Нахаль Хемар, но и в других пещерах, расположенных в 30-километровом радиусе от нее. Были ли они таким же образом запечатаны, издание The Times of Israel, не сообщает. Однако, ученым известны другие интересные факты о людях тех времен. Считается, что 9000 лет назад наши предки уже перестали вести кочевой образ жизни и начали жить в строго определенных местах. Для продолжительного житья они выбирали места, где поблизости есть вода и различные источники питания. Со временем люди начали развиваться, изобретать новые инструменты и развивать свой интеллект. Да, на протяжении истории наши предки сталкивались со многими проблемами вроде изменений климата но, все-таки, человеческий род все еще живет.

Возможно, в каменном веке существовали и деревянные маски, но до наших времен они не сохранились

На тему жизни наших далеких предков также рекомендую почитать материал от Ильи Хеля, опубликованный в 2015 году. В своей статье он подробно рассказал о том, как древние люди придумали то, что многие из нас едят практически каждый день — хлеб. Итак, каким же образом человечество придумало рецепт хлеба? Читайте прямо сейчас.

Тэнгу и боевые искусства

Как уже отмечалось выше, тэнгу были непревзойденными мастерами боевых искусств. Несмотря на свой сложный характер, порой тэнгу делились с обычными людьми своими познаниями о боевых искусствах. В последствие различные самураи, войны и основатели школ боевых искусств утверждали, что получили свои знания и советы от тэнгу. Порой это случалось во сне (как уже упоминалось выше, тэнгу могли посещать людей во сне), а иногда во время добровольных странствий в горах.

Во время именно такого восхождения в горы Муша-шуге один из величайших войнов Японии по имени Минамото-но-Йошитсуне освоил искусство обращения с мечом. Причём он овладел им настолько хорошо, что будучи ещё совсем молодым, смог победить монаха-война Бэнкея в Храме Курама-дера. Вполне возможно, что этими знаниями Мусаши обязан тэнгу. И наверное поэтому молодого Минамото Мусаши называли «маленьким тэнгу» (прозвище было дано за то, что Мусаши стал победителем в более чем 60 дуэлях).

Морихэй Уэсиба, являющийся основателем школы айкидо очень любил одну легенду: глава клана Минамото по имени Йошитомо был разбит армией клана Тайра и сам погиб в бою. Его сыну Усикаве-мару жизнь сохранили. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отослали в монастырь, находящийся недалеко от Киото, на горе Курама. Там его воспитывали буддийские монахи и чувствовать себя он мог в полной безопасности.

Однако мальчик думал лишь о том, как отомстить за смерть отца. Так, Усивака-мару стал по ночам сбегать из монастыря, чтобы тренироваться фехтовать. Причём выбрал для этого занятия он жуткую Долину Сёдзё, куда даже днём солнечный свет проникал с огромным трудом, из-за густых зарослей кедров и елей. Его врагами были толстые стволы деревьев, на месте которых мальчик представлял войска Тайра. Всю ночь он колотил их своим мечом-веткой.

И вот однажды в вечернее время перед Усивака-мару из тьмы возник ямабуси довольно странного вида, который предложил парню обучиться секретам фехтования. Усивака не раздумывая ни секунды промолвил: «Давай начнем прямо сейчас!». И тут же бросился атаковать ямабуси, но так и не смог ни разу его даже задеть. После этого парень более учтиво попросил монаха обучать его.

С того дня еженочно Усивака-мару получал важнейшие уроки по фехтованию у мастера Сёдзё-бо и его стаи тэнгу. Благодаря такой усиленной подготовке, к 12-ти годам парень мог тягаться даже с самым сильным тэнгу. Это значило, что Усивака-мару был готов покинуть своего учителя и горы.

Далее, как повествует легенда, Усивака-мару побеждает громадного монаха Бэнкэя, при этом проявив себя, как один из сильнейших японских войнов. И с тех самых пор все великие мастера воинских искусств следовали примеру Усивака-мару и обучались фехтованию у тэнгу.

Африканские статуэтки: загадочные лики с сакральным смыслом

Мистические, невероятно стильные и оригинальные африканские статуэтки интересны не только как яркий и самобытный элемент дизайна интерьера. Уникальные и эксклюзивные авторские работы, родом с африканского континента, завораживают мастерством проработки деталей и несут определенный смысл.

В чем же секрет удивительной популярности и востребованности изделий из дерева и других материалов? Какими особенностями они обладают? Изучив характерные черты и вдохновившись невероятным колоритом, ответить на эти вопросы можно легко и просто.

Отличительные черты

Африканские статуэтки обладают удивительной притягательностью и рядом характерных особенностей. Например, одежда отражает внутренний мир человека, его прошлые возможности, заслуги и желания. Ритуальный характер одеяний помогает идентифицировать героя и понять задумку скульптора.

Углубление в зарисовке головы и живота фигуры – практически незаметная, но достаточно важная особенность успешной статуэтки, которую выполняли в основном по индивидуальному заказу после смерти человека. Эта традиция связана с поверьем, что душа может вселиться в скульптуру с определенным ритуалом, проводимым по желанию родственником умершего.

Понять значение африканских статуэток помогают характерные признаки.

1. Как правило, они олицетворяют верных духов, известных исторических деятелей и предков.

2. Экспрессивность и выразительность статуэтки задает голова или овал лица скульптуры. В большинстве случаев скульпторы умышленно изготавливают эту часть тела в увеличенном размере, чтобы подчеркнуть ее значимость и позволить зрителю насладиться проработанными деталями, экспрессией, мимикой и сущностью человека.

3. Африканский стиль в скульптуре предполагает детальное и точное описание фигуры человека, что позволяет придать готовой работе невероятной реалистичности. Хотя в отличие от головы, тело имеет более упрощенную форму. Мастер может выделить и подчеркнуть лишь те его части, которые считает наиболее важными и значимыми.

4. Статуэтки в африканском стиле впечатляют точной проработкой деталей. Это могут быть татуировки с сакральным смыслом, заметные шрамы и кожные выступы, половые признаки изображаемых лиц или любые другие выдающиеся особенности.

Женский культ

Особое значение, как и много лет назад, сегодня имеют статуэтки африканских женщин. Почитаемые, превозносимые мужчинами богини охраняли и оберегали свой род и племя.

Например, по поверьям племени бидього, африканские статуэтки из дерева в виде женщин должны храниться в каждом доме, где живет незамужняя представительница прекрасной половины человечества. Именно скульптура, согласно верованиям, должна помочь юной девушке обрести личное счастье и выйти замуж.

Племя масаи – символ кенийской культуры. Эти люди верны традициям, бережно передающимся из поколения в поколение, поэтому образы воинов и воительниц в виде скульптур способны создать настроение и удивительный африканский колорит.

Цвет и материалы Деревянные африканские статуэтки очень редко можно встретить окрашенными. Обычно скульптура сохраняет натуральный цвет древесины, из которой ее изготавливают. Поэтому для создания уникальных образцов мастерства умельцев с африканского континента используют ценные и твердые породы: красное и черное дерево. Хотя можно встретить изделия из мягких пород дерева, которые имеют желто-коричневую окраску или ярко-желтый цвет.

Африканские статуэтки из черного дерева и других твердых пород обладают необычайной прочностью. Скульптуры из мягкого дерева обрабатывать значительно легче, однако готовое изделие получается достаточно хрупким и может пострадать от нападения муравьев-термитов.

Африканская цветовая палитра складывается из трех наиболее часто используемых цветов: белоснежного и черного как ночь оттенков, которые дополняет красно-коричневые полутона. Использование этих тонов связано с использованием натуральных материалов для окрашивания. Основой белой краски служит каолин, жгучий черный оттенок получают с помощью угля, а кирпично-красный и коричневые нюансы изготавливают из красных сортов глины.

Окрашивание статуэток встречается достаточно редко. Тем не менее, индивидуальность и оригинальность, африканские статуэтки, фото которых представлены в сети интернет, приобретали благодаря использованию разнообразных украшений и одежды. Бусы, кольца на шею и туловище, передник, раковины каури и другие атрибуты надевали на фигурки, а если статуэтка символизировала и представляла духа, преподносимые дары могли практически полностью закрыть его изображение.

Средние века: философские карнавалы

Маска оказалась слишком нужным концептом, поэтому даже средневековое христианство не смогло отринуть ее как языческий пережиток. Напротив, она обрела новые значения и вписалась в новую религиозную культуру, став легитимной.

Католическая церковь поставила маску на службу идеологии и проповедовала идею превосходства души над грешным телом. Маска символизировала низость инстинктов и была ключом к раскаянию — в пенитенциарной системе появились пыточные маски инквизиции, маски «позора». Так церковь вынесла маску в область страшного как бывшую языческую атрибутику.

Второй пласт — это народный ответ церкви. Простолюдины не всегда были согласны с религиозными догмами и искали площадку, на которой можно высказаться. Культуролог Михаил Бахтин такой площадкой называл средневековые карнавалы и рыночно-ярмарочные развлечения. Балаганная, шутовская культура в форме народного театра размышляла о фундаментальных вещах — что такое любовь, смерть, добро.

Церковь опасалась шутов, подрывавших единство паствы. Но сколько бы осуждающих текстов и законов она ни выпустила, балаганы никуда не делись. В народной культуре содержался архетип трикстера — шута, которые присутствовал во многих языческих верованиях. Трикстер играл с богами и любил злой юмор, тем же занимались и в народном театре.

Значение ящерицы в разных народах

Однако в древние времена значение символа ящерицы пугало жителей племени Маори. Они отождествляли животного с демоном и дьявольской силой. Изображение рептилии наносили на стены и двери домов, надеясь, что таким образом изгоняют нечистую силу от своих владений.

В разных странах и селениях составлялось собственное значение символа ящерицы.

Жители Австралии и Африки окутывали рептилию различными легендами и мифами, выдумывали множество сказочных историй, в которых ящерица приравнивалась к их далекому предку.

Среди некоторых австралийцев изображенный символ «ящерица саламандра» означает, что кто-то из супругов совершил грех прелюбодеяния, отважившись на измену.

Греки относились к ящерице с особым уважением и почестями. Символ рептилии говорил об удачной торговле, божественной силе и удачи. Античная общественность сходилась во мнении, что значение символа ящерицы говорило о ловкости, мудрости и гибкости. Изображение зверя на теле, талисмане или в жилище, наделяло владельца логическим мышлением и способностью правильно излагать свои мысли.

Индейские племена Южной Америки считали, что значение символа ящерицы — ничто иное, как признак сексуальности и плодовитости. Юркое и гибкое животное приносило семейству способность приобрести многочисленное потомство.

В Северной Америке относились к изображению рептилии более практично. Они с уверенностью утверждали, что данный зверек являлся знаком дождя, плодовитой земли и обильного урожая. К тому же значение символа ящерицы помогало достичь самосовершенствования и саморазвития личности человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: